Образуется бюджетный дефицит. Дефицит государственного бюджета: причины и последствия

Дефицитом бюджета называют состояние бюджета государства, характеризующееся неспособностью перекрытия получаемыми доходами расходной части. Этот процесс сопровождается возникновением отрицательного . Подобное состояние государственного бюджета является характерным для многих государств, имеющих развитую экономику, вследствие инфляции.

Дефицит бюджета – отражение неустойчивости положения в хозяйственных и финансовых областях деятельности. Для его перекрытия используются внутренние и внешние , вследствие чего увеличивается .

В качестве причин, способствующих возникновению дефицита бюджета, выступают следующие источники дефицита бюджета:

1) Увеличение расходов государства, обуславливаемых перестройкой структуры экономики и потребностью развивать промышленность.

2) Уменьшение количества доходов, поступающих в при экономическом кризисе.

3) Чрезвычайные происшествия (военные действия, народные восстания, крупномасштабные техногенные катастрофы, бедствия, причиняемые стихией).

4) Неэффективная финансовая система государства.

5) Рост политического популизма – применения программ социальной направленности, не обеспеченных финансовым ресурсом.

6) Охват государственного сектора коррупцией.

Важной задачей финансовой политики каждого государства с рыночным механизмом экономики является оптимизация состава и структуры доходов и расходов бюджета и их сбалансирования. Несбалансированность или недостаточная надежность сбалансирования доходов и расходов бюджета еще на стадии его планирования приводит к негативным явлениям в экономике, а именно к его дефициту. Значительный уровень дефицита в течение несколько лет приводит к росту долговых обязательств государства, и, как следствие, - к росту расходов на обслуживание долга, обостряет долговые проблемы и ведет к раз-балансировка всей финансовой системы.

При формировании бюджета на текущий год необходимо обращать прежде всего внимание на решение следующих задач:

1) доходная часть бюджета должна быть реальной как в целом, так и по каждому источнику поступлений;

2) структура расходов должна быть оптимальной и учитывать максимальный уровень роста ВВП;

3) бюджет - сбалансированный.

Соотношение между доходной и расходной частями бюджета характеризует его сальдо.

Превышение доходов над расходами обеспечивает положительное сальдо бюджета, то есть профицит. Превышение расходов над доходами приводит к бюджетному дефициту.

Сумма бюджетных дефицитов за долгосрочный период за вычетом положительного сальдо бюджета создает государственный долг.

Уровень бюджетного дефицита рассчитывается в процентах к валовому внутреннему продукту, также может определяться в процентах от национального дохода и расходов Государственного бюджета. По методике Международного Валютного Фонда допустимый уровень бюджетного дефицита для стран-должников МВФ равен 7-8%. В мировой практике допустимыми уровнями бюджетному дефициту считаются следующие показатели: 2-3% от ВВП; 5% от национального дохода и 10% расходов государственного бюджета. С проблемами дефицитного бюджета знакомы все страны мира, это почти постоянное явление в экономике. Так, к началу 90-х годов бюджеты многих экономически развитых стран были дефицитными, например, дефицит бюджета Италии составил более 25% его расходной части, Японии - 15,6%; США - 11,6%.

Основными причинами возникновения дефицита бюджета считаются следующие:

Чрезвычайные события: войны, стихийные бедствия, требующих значительных средств;

Спад производства и кризисные явления в экономике;

Неэффективное функционирование и расстройство финансово-кредитной системы;

Несовершенство налогового законодательства;

Инфляционные процессы;

Политические кризисы;

Другие факторы, влияющие на экономическую и социальную политику государства.

В экономической литературе нет единого мнения относительно влияния небольшого по размерам дефицита бюджета на экономическую жизнь страны. Существует утверждение, что размер дефицита, который не превышает 3% ВВП, оказывает положительное влияние на оживление экономики. И наоборот, считается, что в странах с размером дефицита бюджета более 3%, снижается инвестиционная деятельность, повышается уровень инфляции.

Это может быть частично обосновано, если:

1) размер дефицита бюджета не превышает объемов капитальных вложений государства;

2) развит рынок ценных бумаг, что позволяет финансировать государственный долг за счет внутренних источников;

3) дефицит бюджета продолжается не в долгосрочном периоде и находится под постоянным контролем государственных органов.

Таким образом, бюджетный дефицит можно рассматривать не только со стороны его величины, то есть определять количественно, но и характеризовать качество дефицита.

Дефицит может быть связан с необходимостью осуществления крупных вложений в реализацию государственных программ, направленных на развитие экономики, ее структурной перестройки. Это даст возможность получить в будущем значительные доходы, обеспечить реальный рост ВВП и национального дохода, повысить материальный уровень жизни населения. В этом случае, действительно, качество бюджетного дефицита совсем другая, и он может рассматриваться не как кризисное явление, а как государственное регулирование экономики.

Бюджетный дефицит можно классифицировать по признакам, приведенным на рисунке 6.

Рисунок 6 - Классификация видов дефицита бюджета

Открытый бюджетный дефицит - это дефицит, официально признан и зафиксирован в Законе о бюджете на текущий год.

Скрытый бюджетный дефицит - это официально непризнанный дефицит, который возникает в результате необоснованного завышения объемов доходов бюджета, или включение в их состав источников покрытия дефицита. Скрытый дефицит бюджета может существовать также вследствие огромных сумм бюджетной задолженности по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы, пенсий и социальных выплат. Именно такой вид скрытого бюджетного дефицита был характерен в некоторые годы для Украины.

Сознательный дефицит бюджета возникает, когда правительство для стимулирования экономики в период спада и активизации предпринимательских структур снижает ставки налогообложения, воплощает в жизнь политику "дешевых" денег, увеличивая одновременно государственные расходы.

Вынужденный дефицит бюджета является следствием сокращения объемов производства и национального дохода, что приводит к уменьшению налоговых поступлений в бюджет и увеличение с него социальных трансфертных выплат населению.

Пассивный дефицит бюджета - это дефицит, когда средства, привлеченные для его покрытия, направляются на финансирование текущих потребностей, таких как заработная плата работникам бюджетной сферы, социальные выплаты и другие расходы.

Активный дефицит бюджета характеризуется направлением средств на финансирование высокоэффективных проектов, капитальных вложений, способствует росту ВВП.

Устойчивый дефицит бюджета - дефицит, который существует в долгосрочном периоде, вызывая рост государственного долга.

Временный дефицит бюджета - дефицит, который возникает в результате кассового разрыва в процессе исполнения бюджета.

Известны два пути сбалансирования бюджета (рис. 7):

1) инфляционный путь;

2) неинфляционный путь.

Увеличение доходов возможно за счет повышения ставок налогообложения, введение новых налогов и расширение базы налогообложения, увеличение объектов неналоговых поступлений.

Рисунок 7 - Пути сбалансирования бюджета

Сокращение расходов может осуществляться пропорционально путем применения механизма секвестра расходов, или селективно, то есть выборочным сокращением некоторых государственных расходов. Уменьшение расходов не распространяется на законодательно защищенные статьи бюджета. Сократить расходы можно также путем отложения или ограничения на время финансирование капитальных проектов.

Однако, процесс увеличения доходов в большинстве случаев или нецелесообразен, или невозможен, как и уменьшение расходной части бюджета. Поэтому государство вынуждено обращаться к привлечению заемных средств на внутреннем и внешнем рынках.

Внутренними источниками покрытия бюджетного дефицита могут быть:

Доходы от выпущенных в обращение ценных бумаг;

Кредиты центрального банка.

Внешние источники покрытия дефицита бюджета:

Кредиты иностранных государств и международных финансово-кредитных организаций;

Доходы от размещения ценных бумаг на внешнем рынке. Финансирование бюджетного дефицита за счет внешних

займов дает возможность увеличить государственные расходы без ограничения текущего потребления.

Использование заемных средств с целью покрытия дефицита бюджета приводит к возникновению государственного внутреннего и внешнего долга. Государство должно постоянно контролировать эффективность использования заемных средств, а также процесс обслуживания и управления государственным долгом.

Эмиссионный метод покрытия бюджетного дефицита - монетиза-ция дефицита - заключается в использовании денежно-кредитной эмиссии. При монетизации бюджетного дефицита государство получает доход от печатания денег, так называемый сеньораж, в результате чего денежная масса в обращении превышает прирост реального ВВП, и как следствие - растут цены, развивается инфляция. Этот метод самый непопулярный, потому что крайне негативно влияет на экономическую ситуацию в стране, способствует развитию инфляционных процессов и обострению политической обстановки и социальной напряженности в обществе. Украина в 1991 -1994 годах использовала эмиссию денег для финансирования дефицита бюджета, что привело к гиперинфляции. Поэтому большинство стран, в том числе и наше государство, на законодательном уровне не позволяет применять эмиссионные источники для финансирования дефицита бюджета.

Выбор путей покрытия бюджетного дефицита достаточно сложен и зависит от многих факторов:

Финансовой и политической ситуации в стране в целом;

Состояния развития экономики, темпов роста ВВП;

Развитости финансового рынка;

Инвестиционного климата в стране;

Заинтересованности кредиторов и их доверия к государству;

Активизации деятельности бизнес-структур, особенно малого и среднего бизнеса;

Отлаженности международных связей и интеграции в мировое сообщество;

И других субъективных и объективных факторов.

Финансовая политика правительства каждой страны по преодолению бюджетного дефицита должна быть взвешенная и направлена на увеличение доходной и уменьшения расходной частей бюджета государства.

К основным мероприятиям в области ликвидации дефицита бюджета можно отнести:

Стимулирование процесса производства;

Направление средств на развитие приоритетных отраслей экономики;

Создание благоприятных условий для хозяйствующих субъектов;

Снижение непроизводительных расходов и необоснованных льгот;

Привлечение средств населения путем размещения государственных ценных бумаг;

Введение режима строгой экономии бюджетных средств;

Другие мероприятия.

По отношению к дефицита Государственный бюджет Украины, то его размеры в последние годы свидетельствуют о сокращении бюджетного дефицита.

Объем дефицита - профицита в процентах к валовому внутреннему продукту представленный в таблице 5.

Сальдо сводного бюджета Украины

Таблица 5

Года

Тысяча девятьсот девяносто три

Доходы к ВВП,%

Года

Доходы к ВВП,%

Сальдо сводного бюджета за 2005 год приведены по данным девяти месяцев.

Принятие Государственного бюджета на протяжении длительного времени со значительным дефицитом было свидетельством несостоятельности правительства получать доходы в определенных законодательством размерах, что приводило к превышению запланированных объемов дефицита и наличии значительных объемов скрытого дефицита. Это требовало постоянного привлечения внешних и внутренних заимствований, что влекло наращивание государственных долгов.

До 1996 года основными источниками финансирования дефицита государственного бюджета были эмиссия Национального банка Украины и внешние заимствования у международных финансовых организаций (табл. 6).

Впервые, как источник финансирования дефицита государственного бюджета, облигации внутреннего государственного займа (ОВГЗ) были введены в 1995 году и уже в 1998 году начали иссякать. Кредитные ресурсы международных финансовых организаций - МБРР, Европейского Сообщества, привлекались для финансирования дефицита бюджета, были в 1997 году ограничены, поскольку основные суммы таких займов было получено в 1995-1996 годах, о чем свидетельствуют данные в процентах таблице 7.

Таблица 6

Удельный вес источников финансирования дефицита бюджета

Года

Источники финансирования дефицита бюджета

Внешнее

ОВГЗ

Через высокую доходность ОВГЗ их владельцами стали 52% нерезидентов. Необходимость погашения и обслуживания внешних финансовых обязательств, привело в 1997 году к самому за все годы абсолютного размера дефицита. Такое положение дел заставлял Правительство искать новые источники финансирования государственного бюджета и погашения государственного долга.

Таблица 7

Объемы займов международных финансовых организаций,

млн долл. США

К тому времени в действующем законодательстве отсутствовал механизм размещения облигаций внешних государственных займов. Поэтому в августе 1997 года Украина размещения внешних долговых обязательств через облигации осуществила с помощью иностранных посредников. В дальнейшем большинство этих коммерческих внешних финансовых обязательств было переоформлено в облигации внешнего государственного займа. Но Украина в то время имела низкий кредитный рейтинг, и поэтому размещение займов осуществлялось под высокие проценты - от 10 до 17 и на срок 1-3 года. Другие страны получали ссуды от МБРР на срок 17-20 лет под 7 процентов.

В 1998 году удельный вес внешнего финансирования превысила 63 процента. В конце 1998 года возникли проблемы с возвратом коммерческих заимствований, что привело к необходимости реструктуризаций отдельных займов путем оформления новых займов, но уже под более высокие проценты.

В течение 1997 - 1999 годы государственный долг в долларах США увеличился в 1,4 раз, в гривнах - в 4 раза, что было связано с девальвацией гривны в 1998 году на 80 процентов.

Проблемы погашения и обслуживания государственного долга накапливались и во второй половине 1999 года. Отношение расходов на обслуживание государственного долга к доходам государственного бюджета в 1999 году составили 16%. Сложилась преддефолтная ситуация, которая была решена Правительством Украины объявлением реструктуризации внешних государственных долгов. Это решение фактически было принято еще в процессе составления проекта Государственного бюджета Украины на 2000 год.

Реструктуризация долга предусматривает изменение ранее установленных для заемщика порядка и условий погашения задолженности для обеспечения сокращения обязательств по обслуживанию долга. Процесс управления государственным внешним долгом осложняется в связи с отсутствием в Украине специального законодательства. Проект Закона Украины "О государственном долге Украины".

Итак, бюджетный дефицит в течение первого десятилетия был отражением дестабилизации украинской экономики. Впервые в Украине бюджет 2000 года был исполнен с профицитом, что можно оценить как положительное явление, которое характеризует постепенное преодоление кризиса в экономике страны.

Правовое регулирование сбалансирования доходов и расходов бюджета Украины, правила и нормы принятия бюджета с дефицитом и профицитом, источники покрытия дефицита определены в Бюджетном кодексе. Согласно этому документу Государственный бюджет утверждается с дефицитом при обосновании источников его покрытия, а с профицитом - в условиях направления средств профицита бюджета на погашение основной суммы долга и на обеспечение сохранности размера оборотной кассовой наличности.

Бюджет Автономной Республики Крым и городские бюджеты в соответствии со статьей 72 Бюджетного кодекса могут приниматься с дефицитом:

1) По специальному фонду исключительно в части дефицита бюджета развития, который покрывается за счет заимствований.

Источниками покрытия дефицита местных бюджетов являются:

Внутренние заимствования органов власти Автономной Республики Крым;

Внутренние и внешние заимствования городских советов. Причем внешние заимствования осуществляются городскими советами городов, численность которых превышает 800 000 жителей по статистическим данным на осуществлении заимствований.

2) По общему фонду путем внесения изменений в решения о местном бюджете по результатам годового отчета об исполнении соответствующего местного бюджета за предыдущий бюджетный период исключительно на сумму свободного остатка бюджетных средств.

Схема дефицита местных бюджетов в части общего и специального фондов приведена на рисунке 8.

Законом Украины № 1086 - IV от 10.07.2003 года определено понятие свободного остатка бюджетных средств - это разница между остатком средств общего фонда бюджета и оборотной кассовой наличностью на конец бюджетного периода. Свободный остаток бюджетных средств не подлежит изъятию и используется на проведение расходов согласно решению соответствующего совета.

Оборотная кассовая наличность - часть остатка средств общего фонда соответствующего бюджета, которая формируется на начало планового бюджетного периода с целью покрытия временных кассовых разрывов.

Рисунок 8 - Дефицит местных бюджетов Оборотная кассовая наличность:

Устанавливается в размере не более 2% плановых расходов общего фонда;

Утверждается в соответствии с законом о Государственном бюджете Украины и решении о местном бюджете;

Должна обязательно сохраняться на конец бюджетного периода.

Бюджетным кодексом запрещено использование эмиссионных средств на покрытие дефицита бюджета. Наиболее целесообразным считается использование внутренних источников покрытия бюджетного дефицита украинской экономики не вызывает негативных экономических последствий. Наиболее благоприятный инструмент финансирования дефицита бюджета - долгосрочные ценные бумаги с относительно небольшими процентами за ними. Политика регулирования бюджетного дефицита должна быть долгосрочной, необходимо отказаться от его потребительского характера, с целью использования источников финансирования дефицита для реализации инвестиционных программ.

Бюджетный дефицит – это сумма превышения расходов бюджета над его доходами в каждый бюджетный год.

Бюджетный профицит – это сумма превышения доходов бюджета над его расходами в каждый бюджетный год.

Полностью сбалансированный государственный бюджет, то есть бюджет без сальдо, возможен только теоретически. Даже если проект бюджета сбалансирован, в процессе его исполнения равенство сохранить практически невозможно. Выделяют положительные и отрицательные стороны бюджетного дефицита.

Положительная сторона – политика дефицитного финансирования приводит к активизации экономического роста.

Отрицательная сторона - бюджетный дефицит ведет к росту государственного долга, усилению налогового бремени, стимулирует инфляционные процессы.

Дефицит бюджета может возникнуть в результате:

1. Необходимости осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики,

2. Чрезвычайных обстоятельств (война, крупные стихийные бедствия и др.).

3. Кризисных явлений в экономике, ее развала, неэффективности финансово-кредитных связей и др. - наиболее опасная и тревожная форма бюджетного дефицита, когда он является отражением кризисных явлений в экономике, ее развала, неспособности правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране.

Функции бюджетного дефицита :

1. распределения (перераспределения),

2. фондообразующая,

3. стимулирующая,

4. контрольная.

Различают следующиевиды бюджетного дефицита :

Структурный дефицит – дефицит, заложенный в структуру доходов и расходов при формировании бюджета.

Дефицит или положительное сальдо бюджета, рассчитанные для экономики, находящейся в условиях естественного уровня безработицы, при естественном уровне ВНП, а также при ставках налога и размерах трансфертных платежей, определяемых действующим законодательством. Обычно наличие структурного дефицита является результатом дискреционной фискальной политики. Дискреционная фискальная политика - осуществляемое правительством преднамеренное изменение налогов (налоговых ставок) и объема правительственных расходов (расходов на товары и услуги и программ трансфертных платежей) с целью обеспечить производство неинфляционного ВНП при полной занятости и стимулировать экономический рост.

Представляет собой вычисленную разность между текущими государственными расходами и доходами в предположении некоторого фиксированного (естественного) уровня безработицы.

Циклический дефицит - дефицит государственного бюджета, вызванный спадом деловой активности и сокращением налоговых поступлений.

Разность между реально наблюдаемым дефицитом и структурным дефицитом. Такой дефицит изменяется на протяжении делового цикла. Если реально наблюдаемый дефицит бюджета меньше структурного дефицитом, то разность между структурным и реальным дефицитом называется циклическим излишком .

Операционный дефицит – общий дефицит государственного бюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга.

Квазифискальный (скрытый) дефицит государственного бюджета– обусловленквазифискальной (квазибюджетной) деятель­ностью Центрального Банка, а также государственных предприя­тий и коммерческих банков.

К числу квазифискальных операций относятся:

а) финансирование государственными предприятиями избыточ­ной занятости и выплата ставок заработной платы выше рыночных за счет банковских ссуд или путем накопления взаимной задолженности;

б) накопление в коммерческих банках, отделившихся на на­чальных стадиях экономических реформ от Центрального Банка, большого портфеля недействующих ссуд (просрочен­ных долговых обязательств госпредприятий, льготных кредитов домашним хозяйствам, фирмам и т.д.) Эти креди­ты выплачивают, в основном, за счет льготных кредитов ЦБ;

в) финансирование ЦБ (в переходных экономиках) убытков от мероприятий по стабилизации обменного курса валюты, беспроцентных и льготных кредитов правительству (на за­купки пшеницы, риса, кофе и т.д.) и кредитов рефинанси­рования коммерческим банкам на обслуживание недейст­вующих ссуд, а также рефинансирование ЦБ сельскохозяй­ственных, промышленных и жилищных программ по льгот­ным ставкам и т.д.

Скрытый дефицит бюджета занижает величину фактичес­кого бюджетного дефицита и государственного долга, что может делаться целенаправленно (например, перед выборами), а также в рамках "жесткого" курса правительства на еже­годно сбалансированный бюджет.

Первичный дефицит - представляет собой разность между величиной общего дефицита и суммой процентных выплат по долгу. При долговом финансировании первичного дефицита увеличивается и основная сумма долга и коэффициент его обслуживания, т.е. возрастает "бремя долга" в экономике.

В теории различают также активный и пассивный дефициты.

Активный дефицит возникает в результате превышения расходов. Он может быть связан с ростом инвестиций в новое производство, что ведет к созданию рабочих мест, увеличивает занятость и уровень дохода населения.

Пассивный дефицит – в связи со снижением налоговых и прочих поступлений (из-за замедления экономического роста, недоплат).

Нормальным считается дефицит бюджета, приблизительно соответствующий уровню инфляции в стране. Такой дефицит бюджета обычно покрывается низкопроцентными или беспроцентными кредитами Центробанка. Международные стандарты предполагают возможный дефицит бюджета на уровне 2 - 3 % ВНП. Обычно бюджетный дефицит до 10% суммы доходов считается допустимым, тогда как дефицит более 20% - критическим.

Наиболее сложной проблемой является проблема сбалансированности бюджета.

Существуют различные методы покрытия бюджетного дефицита:

1. Кредитно-денежная эмиссия (монетизация).

Первая форма – эмиссия денег . В случае монетизации дефицита нередко возникает сеньораж - доход государства от печатания денег. Сеньораж возникает на фоне превышения темпа роста денежной массы над темпом роста реального ВНП, что приводит к повышению среднего уровня цен. Последствия такой эмиссии следующие:

Развивается неконтролируемая инфляция,

Подрываются стимулы для долгосрочных инвестиций, снижается инвестиционная активность,

Раскручивается спираль цена - заработная плата,

Падает уровень жизни населения, обесцениваются сбережения населения,

Воспроизводится бюджетный дефицит.

В целях сохранения хозяйственной и социальной, стабильности правительства развитых стран всемерно избегают неоправданной эмиссии денег.

Вторая форма – кредитная эмиссия . Монетизация дефицита госбюджета может не сопровождаться непосредственно эмиссией наличности, а осуществляться в других формах, например в виде расширения кредитов Центрального банка государственным предприятиям по льготным ставкам процента или в форме отсроченных платежей. В последнем случае правительство покупает товары и услуги, не оплачивая их в срок. Если закупки осуществляются в частном секторе, то производители заранее увеличивают цены, чтобы застраховаться от возможных неплатежей. Это дает толчок к повышению общего уровня цен и уровня инфляции. Если отсроченные платежи накапливаются в отношении предприятий государственного сектора, то эти платежи нередко финансируются Центральным банком или же накапливаются, увеличивая общий дефицит госбюджета. Поэтому, хотя отсроченные платежи, в отличие от монетизации, официально считаются неинфляционным способом финансирования бюджетного дефицита, на практике это разделение оказывается весьма условным.

2. Выпуск займов .

Государственные займы могут осуществляться в различных формах:

В виде передачи государственных ценных бумаг;

Займов у внебюджетных фондов;

Получение кредитов.

Если дефицит госбюджета финансируется с помощью выпуска государственных займов, то увеличивается средняя рыночная ставка процента, что приводит к снижению инвестиций в частном секторе, падению чистого экспорта и частично - к снижению потребительских расходов. В итоге возникает эффект вытеснения, который значительно ослабляет стимулирующий эффект фискальной политики. Долговое финансирование бюджетного дефицита нередко рассматривается как антиинфляционная альтернатива монетизации дефицита. Однако долговой способ финансирования не устраняет угрозы роста инфляции, а только создает временную отсрочку для этого роста, что является характерным для многих переходных экономик. Если облигации государственного займа размещаются среди населения и коммерческих банков, то инфляционное напряжение окажется слабее, чем при их размещении непосредственно в Национальном Банке.

В случае обязательного (принудительного) размещения государственных облигаций во внебюджетных фондах под низкие (и даже отрицательные) процентные ставки, долговое финансирование бюджетного дефицита превращается, по существу, в механизм дополнительного налогообложения.

Государственные займы менее опасны, но и они в какой-то мере подрывают рыночную экономику если имеет место принудительное размещение государственных ценных бумаг или сужаются возможности получения частными фирмами кредитов, что увеличивает спрос на кредиты на рынке ссудных капиталов, способствует удорожанию кредита, т. е. росту учётной ставки.

Если задолженность государства накапливается, то она превращается в государственный долг. Понятие государственного долга и методы управления им были рассмотрены выше.

3. Увеличение налоговых поступлений в госбюджет .

Проблема увеличения налоговых поступлений в государственный бюджет выходит за рамки собственного финансирования бюджетного дефицита, так как разрешается в долгосрочной перспективе на базе комплексной налоговой реформы, нацеленной на снижение ставок и расширение базы налогообложения.

4. Секвестр расходов.

Его суть заключается в пропорциональном сокращении государственных расходов по всем незащищенным статьям бюджета.

В перечень защищенных статей как правило включаются:

заработная плата;

начисления на заработную плату;

трансферты населению (стипендии, пенсии, пособия, безналичные жилищные субсидии и другие выплаты населению в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь);

продукты питания;

медикаменты и перевязочные средства;

проценты по государственному долгу;

погашение государственного долга;

оплата услуг научно-исследовательских организаций.

Сокращение бюджетного дефицита должно осуществ­ляться по специально разработанной программе. Она долж­на предусматривать следующие меры:

Повышение эффективности общественного воспроиз­водства, которое будет способствовать росту финансовых ре­сурсов;

Дальнейшее развитие и укрепление рыночных отноше­ний, проведение рыночных реформ; разгосударствление и приватизация собственности (с целью сокращения бюджетного финансирования);

Расширение круга плательщиков должно осуществ­ляться одновременно с оптимизацией налогообложения;

Развитие территориально-регионального хозрасчета (укрепление самостоятельности регионов);

Оптимизацию объема и реструктуризацию расходов государственного бюджета в целом и прежде всего направ­ляемых в реальный сектор экономики;

Сохранение финансирования лишь важнейших и обоснованное принятие новых социальных программ;

Совершенствование планирования и развитие системы платных услуг в непроизводственной сфере;

Корректировка трансфертной политики, предполагающая уменьшение трансфертных выплат отраслям реального сектора экономики, повышение эффективности трансферт­ных платежей;

Реформирование бюджетного процесса в целом. Необ­ходимо отказаться от концепции приоритета бюджетных расходов и дефицитного финансирования;

Составление бюджета на многовариантной основе с целью формирования оптимальной структуры доходов и рас­ходов;

Развитие рынка государственных ценных бумаг, что позволит финансировать расходы государства без увеличе­ния денежной массы в обороте;

Принятие мер, направленных на привлечение в страну иностранного капитала в форме инвестиций.

Для достижения реального эффекта и сокращения бюд­жетного дефицита перечисленные мероприятия должны рас­сматриваться в их единстве и применяться комплексно.

ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА

1. Понятие бюджетного дефицита, причины его образования

2. Классификация бюджетных дефицитов

3. Финансирование дефицита госбюджета

Понятие бюджетного дефицита, причины его образования

Бюджетный дефицит - превышение расходов над доходами государственного бюджетного фoндa - стал характерен сегодня для большинства развитых стран. Дефицит бюджета - это финансовое явление, с которым в те или иные периоды своей истории неизбежно сталкивались все государства мира, при котором государственные расходы превышают доходы, и, как следствие, возникает государственный долг. Страны развитого рынка признали объективность бюджетного дефицита и приняли принципиально новую политику - политику бюджетного дефицита (в пределах 3% от ВВП)

Разница между доходами и расходами государства составляет сальдо (состояние) государственного бюджета.

Государственный бюджет может находиться в трех различных состояниях :

- когда доходы бюджета превышают расходы, сальдо бюджета положительное, что соответствует излишку (или профициту) государственного бюджета.

Когда доходы равны расходам, сальдо бюджета равно нулю, т.е. бюджет сбалансирован.

Когда доходы бюджета меньше, чем расходы, сальдо бюджета отрицательное, т.е. имеет место дефицит государственного бюджета.

При выполнении своих функций государство несет многочисленные расходы. По целям расходы государства могут быть разделены на:

· на политические цели: расходы на обеспечение национальной обороны и безопасности, т.е. содержание армии, полиции, судов т.п.; расходы на содержание аппарата управления государством;

· на экономические цели : в результате государственного регулирования экономики, когда правительство осуществляет крупные государственные вложения в развитие отраслей хозяйства, добиваясь прогрессивных сдвигов в структуре общественного производства, расходы на содержание и обеспечение функционирования государственного сектора экономики;- расходы на помощь (субсидирование) частному сектору экономики.

· на социальные цели : расходы на социальное обеспечение (выплату пенсий, стипендий, пособий); расходы на образование, здравоохранение, развитие фундаментальной науки, охрану окружающей среды.

Существует множество факторов, в разной степени влияющих на состояние доходной и расходной частей бюджетного фонда, в частности:

· увеличение государственных расходов на социальное обеспечение и здравоохранение (например, в странах с высокой долей пожилого населения или неблагоприятной экологической обстановкой);

· увеличение государственных расходов на образование и создание новых рабочих мест (в странах со значительной долей молодого населения или делающих упор на мероприятия по сокращению безработицы);


· увеличение государственных расходов в военное время или в связи с социальными конфликтами;

· увеличение расходов по развитию рыночной инфраструктуры (в странах с трансформационной экономикой);

· увеличение расходов на приоритетное развитие отраслей хозяйства, реструктуризацию экономики;

· сокращение налогов в целях стимулирования экономического развития;

· уменьшение доходов в связи c ухудшением показателей финансово-хозяйственной деятельности экономических агентов;

· сокращение доходов из-за низкой их собираемости.

· коррупция в государственном секторе и пр.

Большинство из перечисленных факторов увеличения государственных расходов даже в перспективе не обещают отдачи в виде источников для погашения задолженности по заемным средствам, привлеченным под финансирование бюджетного дефицита. Только некоторые из них содержат потенциал повышения эффективности в отраслях экономики, позволяющий изыскать средства для погашения государственного долга.

Таким образом, дефицит бюджета является следствием :

чрезмерности государственных расходов;

недостаточность доходов государства, ограниченности финансовых возможностей государства по мобилизации необходимых доходов (сокращения налогов – сознательного, в целях стимулирования деятельности субъектов хозяйствования, либо из-за низкой собираемости доходов);

циклических спадов в экономике.

На разных фазах экономического цикла состояние государственного бюджета разное.

При рецессии (спаде) доходы бюджета сокращаются (так как сокращается деловая активность и, как следствие, налогооблагаемая база), поэтому дефицит бюджета (если он существовал изначально) увеличивается, а профицит (если наблюдался он), сокращается.

При буме дефицит бюджета уменьшается (поскольку увеличиваются налоговые поступления, т.е. доходы бюджета), а профицит увеличивается.

Т.о. состояние доходной базы бюджета напрямую зависит от состояния как субъектов хозяйствования, так и экономики в целом. В ситуации спада производства, других кризисных явлений бюджетные поступления уменьшаются. Если своевременно не обеспечить адекватное сокращение расходов, разовьется (увеличится) отрицательное бюджетное сальдо.

K бесспорно важным факторам, определяющим возникновение и размер бюджетного дефицита, следует отнести колебание объема ВВП в течение бюджетного периода.

Практика показала, что в годы депрессии, когда BBП низок, бюджет, как правило, сводится с дефицитом ; в то же время в периоды подъема наблюдается положительное сальдо бюджета : при спадах резко сокращаются поступления прямых налогов (подоходного, налога на прибыль и др.) из-за уменьшения базы налогообложения, это в то же время возрастают отдельные виды государственных расходов, попадая тем самым в противофазу c циклом. Как правило, в периоды спада увеличиваются расходы правительства на выплату пособий по безработице и другие меры по социальной защите населения, что вызывает рост трансфертов в отрасли, которые производят товары и оказывают услуги населению.

Принято считать, что в условиях динамично развивающейся экономики бюджетный дефицит в допустимых размерах не страшен, и это доказали многие экономически развитые государства. Однако следует оговориться, что сумма полученных государством в долг финансовых ресурсов не должна обременять его экономику, заставляя сворачивать социальные программы, и истощать налогоплательщиков в связи со значительным увеличением расходов по обслуживанию долга.

C начала ХХ в. общие государственные расходы по отношению к ВВП во всем мире значительно увеличились. Правительства принимают различные бюджетные решения, направленные на сокращение отрицательного сальдо бюджета: ужесточают налоговые режимы, замораживают финансирование, сокращают трансфертные платежи и т.д.

Отношение экономистов к вопросу бюджетного дефицита неоднозначно .

Позиций столько же, сколько и вариантов составления бюджета: c отрицательным сальдо (дефицитом), положительным сальдо (профицитом), сбалансированный. K примеру, Д. Кейнс подвел научную базу под утверждение, что бюджетный дефицит – совершенно нормальное и даже желательное для растущей экономики явление, которое способствует ее росту, снижению безработицы и т.п. Заимствованные для финансирования дефицита средства вкладываются в производство, доходы от которого через некоторое время позволят расплатиться по долгам. Теоретически это логично, однако практика не подтверждает правильность такой концепции, особенно в условиях стран c переходной экономикой, включая Беларусь.

Наличие бюджетного дефицита обычно рассматривается как негативное явление . Это не всегда так. Бюджеты очень многих государств являются дефицитными. Если государство стремится ежегодно принимать бездефицитный бюджет, это может усугублять циклические колебания экономики за счет сокращения важных затрат и излишнего повышения налогов. Поэтому при регулировании дефицита важно учитывать не только текущие задачи бюджетной политики, но и ее долгосрочные приоритеты.

Проблема сокращения бюджетного дефицита весьма серьезна по ряду причин.

· Во-первых, объем необходимых государственных расходов велик. Эти обязательства накапливаются десятилетиями, многие из них не подлежат сокращению, снижение других является непопулярной мерой и затрагивает интересы различных групп населения.

· Во-вторых, находить новые источники пополнения бюджета достаточно сложно. Рост налогов негативно сказывается на деловой активности в экономике, способствует криминализации экономики (уклонению от налогообложения, росту теневой экономики), приватизация государственной собственности дает лишь разовое поступление денег в казну и т.п. Именно поэтому даже в развитых странах бюджет чаще сводится с дефицитом, чем с профицитом.

Если бюджет на очередной год принимается с дефицитом, в законе о бюджете необходимо предусмотреть источники его финансирования .

Однозначно определить, куда именно будут направлены финансовые ресурсы, полученные в качестве источников финансирования бюджетного дефицита, и попадут ли они вообще в сферу материального производства, не представляется возможным. Как правило, в первую очередь ими обеспечивается финансирование защищенных расходов . Поэтому нет уверенности в том, что расходы, вызвавшие бюджетный дефицит, принесут отдачу в виде дополнительных доходов хотя бы и ближайшей перспективе.

· если бюджетные ресурсы, составляющие превышение доходов над расходами, направляются на развитие экономики , финансирование приоритетных отраслей и предполагают отдачу (т.е. используются эффективно), то в будущем рост производства и прибыли возместит произведенные затраты.

· если превышение расходов над доходами допускается c целью финансирования текущих затрат , субсидирования нерентабельного производства, то бюджетный дефицит неизбежно приведет к росту отрицательных тенденций в развитии экономики, главной из которых является усиление инфляционных процессов.

2.Бюджетный дефицит классифицируют по различным критериям .

1. В зависимости от учета обслуживания государственного долга бюджетный дефицит бывает первичным и вторичным .

Дефицит бюджета, рассчитываемый как разница между доходами и расходами без учета процентов, выплачиваемых по госдолгу, называется первичным , a c учетом процентов - вторичным .

2. По способу воздействия на социально-экономические процессы различают пассивный и активный дефицит .

Пассивный возникает в ситуации падения налоговых поступлений в бюджет в условиях снижения экономической активности в стране, когда средства, привлеченные для финансирования дефицита, используются на финансирование текущих расходов бюджета. Активный бюджетный дефицит есть результат сознательного увеличения государственных расходов в целях регулирования экономики. В этом случае средства, привлекаемые под бюджетный дефицит, используются на финансирование инноваций, инвестиции, развитие новых технологий, что в перспективе позволит увеличить доходы бюджета.

3. По отношению к плану выделяют плановый и внеплановый бюджетный дефицит .

Плановый - это норматив, который заранее устанавливается в законе o бюджете на очередной финансовый год. Внеплановый - следствие непредвиденного сокращения объема поступлений, роста расходов бюджета.

4. В зависимости от причин возникновения дефицит бывает чрезвычайным, кризисным, антикризисным и межбюджетным .

Чрезвычайный - следствие особых обстоятельств, которые сложно предусмотреть. Для ликвидации последствий этого дефицита обычно формируются резервные бюджетные и внебюджетные фонды. Кризисный - спутник глобального экономического кризиса или кризиса в денежно-кредитной сфере. Антикризисный - обусловлен мерами по ликвидации кризиса и его последствий. Межбюджетный - отрицательное сальдо региональных и местных бюджетов как результат несоответствия имущественных и бюджетных прав территорий, уменьшения их доходов или увеличения расходов вследствие решений, принимаемых органами власти другого уровня.

Причинами возникновения бюджетного дефицита могут выступать:

  • 1. Рост государственных расходов в связи со структурной перестройкой экономики и необходимостью развития промышленности.
  • 2. Сокращение доходов государственного бюджета в период экономического кризиса.
  • 3. Чрезвычайные обстоятельства (войны, массовые беспорядки, крупные катастрофы, стихийные бедствия)
  • 4. Неэффективность финансовой системы государства.
  • 5. Политический популизм, выражающийся в росте социальных программ, не обеспеченных финансовыми ресурсами.
  • 6. Коррупция в государственном секторе.
  • 7. Неэффективность налоговой политики, вызывающая увеличение теневого сектора экономики.

Проблема сокращения бюджетного дефицита весьма серьёзна по ряду причин. Во-первых, объём необходимых государственных расходов велик. Эти обязательства накапливаются десятилетиями, многие из них не подлежат сокращению, снижение других, является непопулярной мерой и затрагивает интересы различных групп населения. Во-вторых, находить новые источники пополнения бюджета достаточно сложно. Рост налогов негативно сказывается на деловой активности в экономике, способствует криминализации экономики (уклонению от налогообложения, росту теневой экономики).

Дефицит бюджета может возникнуть и в результате чрезвычайных обстоятельств - войн, стихийных бедствий, катаклизмов, - когда обычных резервов становится недостаточно и приходится прибегать к источникам особого рода. В таких случаях бюджетный дефицит, естественно, нежелательное, но неизбежное явление. Но еще более опасная и тревожная форма бюджетного дефицита - это когда он является отражением кризисных явлений в экономике, ее развала, неспособности правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. В этом случае требуется принятие не только срочных и действенных экономических мер, но и соответствующих политических решений.

Особо здесь следует отметить такие явления, как спад производства и рост «теневого» сектора экономики. Наличие этих причин приводит к уменьшению налоговой базы. В первом случае происходит сокращение производства, уменьшается получаемая прибыль, следовательно, уменьшаются поступления в бюджет. В результате план поступления в бюджет не выполняется. Во втором случае предприятия вообще перестают платить налоги. Ведь «теневая» экономика отличается от обычной («легальной») лишь тем, что фирмы и предприятия, действующие в ней, нигде не регистрируются и, следовательно, никаких налогов не платят.

Дефицит бюджетов возникает в силу превышения расходов над доходами. Также основными причинами дефицита бюджетов являются войны и спады производства.

Войны требуют использования ресурсов на вооружение и содержание армии. При этом напряжение возникает не только в период военных действий, но и в результате расходов на военные нужды в мирное время. Финансирование этих расходов осуществляется за счет увеличения налогов, денежной эмиссии и выпуска государственных долговых обязательств. Каждый из этих источников имеет свои ограничители. Увеличение налоговых ставок ограничивает стимулы к труду и развитию производства. Эмиссия новых денег ведет к инфляции. Выпуск долговых обязательств связан с возможностями размещения займов. Однако остается фактом, что продажа государственных облигаций является существенным источником покрытия дефицита бюджета.

Другим важным фактором, порождающим дефицит, являются спады, стагнация и периоды депрессии производства. В годы, когда ВВП и национальный доход сокращаются, автоматически сокращаются также налоговые поступления. В то же время расходы сохраняют тенденцию оставаться на прежнем уровне. В итоге возникает или увеличивается разрыв между расходами и доходами, растет дефицит.

Рост дефицита может быть связан с неоправданным, не учитывающим финансовых возможностей ростом расходов и их неэффективностью (в частности, на содержание управленческого персонала, дотация убыточным отраслям и др.). Нерациональная налоговая политика, превышение нормальной налоговой нагрузки также могут вести к негативному результату вследствие порождения тенденции к ограничению и сокращению хозяйственной деятельности.

Дефицит бюджетов и связанный с ним рост государственной задолженности и расходов по ее обслуживанию и погашению стал одной из причин усиления внимания к теориям, обосновывающим необходимость бездефицитности бюджетов и критики кейнсианских концепций стимулирования развития экономики с помощью увеличения государственных расходов с использованием дефицита бюджета. Тем не менее в европейских странах, учитывая реально складывающуюся ситуацию, не провозглашают в качестве цели формирование бездефицитного бюджета и считают дефицит фактором экономического роста. В 70-90-х гг. минувшего и в начале нынешнего века для европейских стран дефицит бюджетов является обычным явлением. По условиям Маастрихтских соглашений приемлемым является уровень бюджетного дефицита в размере 3% к ВВП. Основными причинами дефицита бюджета Кыргызской Республики в 90-х гг. были резкое уменьшение доходов бюджета из-за сокращения ВВП, трудности с сокращением расходов, существенные размеры нецелевого использования средств. Глубокий кризис производства и расстройство денежно-кредитной системы в 90-х гг. шли рука об руку с расстройством государственных финансов. Либерализация цен в 1992 г. была попыткой сбалансировать спрос и предложение. Неумело проведенная, она породила широкомасштабную инфляцию, привела в сочетании с другими факторами к глубокому финансово-экономическому кризису.

Проявлениями кризиса государственных финансов стали дефицит государственного бюджета, неплатежи органов государственного управления по своим обязательствам, ухудшение собираемости налогов, сокращение и неполное финансирование социальных программ. В 1992-1994 гг. для финансирования дефицита бюджета широко использовалась эмиссия денежных средств. Отказ от финансирования дефицита за счет эмиссии облегчил реализацию мер по снижению уровня инфляции и стабилизации сома. До 1997 г. существенную долю заимствований составляли связанные кредиты правительств иностранных государств и международных финансово-кредитных организаций.

В разных направлениях экономической мысли по-разному относятся к дефицитному финансированию. Так, представители неоклассического направления, начиная с А. Смита, негативно относятся к долговому финансированию. Они считают, что А. Смит был прав, когда говорил, что дефицитное финансирование - это «улица с односторонним движением, вступив на которую однажды нельзя повернуть обратно». В результате долгового финансирования уменьшается богатство нации, усугубляется налоговое бремя, что препятствует накоплению капитала. Современные монетаристы (М. Фридмен, Ф. Кейтен и др.) считают, что если государство финансирует свои потребности за счет займов на рынке капитала, то это ведет к увеличению процентной ставки, а значит, к вытеснению частных инвестиций и резкому сокращению инвестиций. Кроме того, через государственный долг происходит перекладывание экономического бремени на будущие поколения, когда за счет налоговых поступлений в будущем граждане будут вынуждены расплачиваться по долгам государства.

Представители кейнсианского направления, напротив, считают, что в государственных заимствованиях нет ничего страшного. Благодаря им осуществляется распределение налогового бремени во времени, что не так уж плохо, поскольку результатами таких заимствований могут пользоваться несколько поколений, поэтому они и должны нести бремя по их возмещению.

Объективная необходимость использования дефицитного финансирования для удовлетворения потребностей общества обусловлена сегодня многими факторами, прежде всего увеличением расходов государства. Проведение активной социальной политики, обеспечение обороноспособности, международная деятельность и т.п. требуют от государства постоянного увеличения бюджетных расходов. Между тем доходы государственного бюджета всегда ограничены возможностями налогообложения. В этом смысле государственный кредит помогает ослабить противоречие между все увеличивающимися потребностями общества и ограниченными средствами государства.

Существуют разные представления о том, как и на протяжении какого времени следует добиваться сбалансированности бюджета. Так, согласно теории ежегодно балансируемого бюджета, которая была широко распространена в качестве теоретической основы государственной политики большинства развитых стран до 30-х гг. ХХ в., следует добиваться равенства доходов и расходов государства ежегодно. Это, по мнению сторонников данной теории, позволяет национальным правительствам проводить более ответственную политику. Государство живет по средствам, не накапливает долги, не провоцирует инфляцию. Если происходит снижение доходов, то государство должно либо увеличивать налоги, либо снижать расходы. В условиях, когда увеличиваются денежные доходы, государство должно действовать прямо противоположно, т.е. снижать налоги либо увеличивать расходы. В настоящее время этой теории на практике придерживаются ограниченное число стран, главным образом страны с развивающейся и переходной экономикой.

Бюджетный дефицит негативно влияет на экономику, в частности, стимулируя инфляционные процессы. Он является тормозом экономического роста государства, не говоря уже о его негативных социальных последствиях. Однако в научной литературе случаются утверждения, что дефицит бюджета может иметь позитивное влияние на оживление экономической жизни. С этим можно согласиться только частично, потому что не сам дефицит может способствовать экономической активности, а источники его финансирования. В странах, где хорошо развит рынок государственных ценных бумаг, величина бюджетного дефицита имеет менее ощутимое влияние на состояние экономики в данном периоде, но его наличие обязательно будет влиять на хозяйственную жизнь в будущем. Поэтому бездефицитный бюджет - объективное требование экономического развития государства.

Дефицит бюджета означает превышение расходов над доходами. Он характеризует его несбалансированность и возникает на основе действия различных факторов - как объективных, так и субъективных. Общеизвестный фактор дефицита бюджета является ни чем иным, как невозможностью государства обеспечивать наполнение бюджета необходимыми доходами. Причиной этого могут быть спад производства, высокий уровень себестоимости производства товаров, потребности в новейшем оборудовании и реконструкции производства за счет внедрения новых технологий, несбалансированность экономики, и в целом снижение эффективности хозяйствования.

Вторым фактором бюджетного дефицита является непомерный рост расходов без учета финансовых возможностей. Причем расходы проводятся несмотря на их целесообразность и эффективность.

Третьим фактором дефицита бюджета, который к тому же и наиболее весом, являются инфляционные процессы, разбалансирование денежного обращения и системы расчетов, непродуманная налоговая, инвестиционная и кредитная политика.

Бюджетный дефицит возник как результат негативных явлений в экономической и политической жизни государства и усиливает их в том случае, когда он превышает установленные мировым опытом показатели, в рамках которых бюджетный дефицит, как правило, управляется в цивилизованном обществе. То есть, в таком обществе он допускается и при четком управлении может дать толчок развития экономики за счет управляемости процессов. Уровень дефицита определяется по отношению к ВВП, ВНП или к утвержденным затратам бюджета, но он не может быть постоянным и зависит от разных факторов, которые влияют на развитие экономики (рост или уменьшение капитала, развитие инфляционных процессов). Исходя из этого, можно выделить активные и пассивные формы дефицита бюджета.

Активный дефицит бюджета дает возможность подтолкнуть дальнейшее развитие экономики и рост капитала. Пассивный - подчиняется законам инфляции.



Похожие статьи