Отношение госдолга к ввп по странам. Единственные страны в мире, которые не имеют долгов

Госдолг стран мира является доминирующим фактором дестабилизации не только финансовой обстановки в мире, но и экономической. Единственный вариант выхода из ситуации - это поиск путей сокращения мировой задолженности, со снижением темпов ее роста включительно. По мнению мировых аналитиков, в то время как первый мировой кризис возник в результате активного роста долгов финансового сектора, корпоративного хозяйства и домашнего хозяйства, кризис 21-го века будет вызван именно ростом государственных долгов большинства стран мира. Эксперты финансового рынка с опасением говорят о том, что долговые обязательства стран уже к 2015 году имеют все шансы превратиться в простую бумагу.

О чем говорит статистика 2014 года?

Госдолг стран мира по состоянию на конец 2014 года имеет устрашающие объемы.

Аналитическая мировая компания McKinsey внесла в первую десятку стран по размеру государственного долга еще Испанию (132%) и Ирландию (115%), Сингапур (105%), Францию (104%) и Великобританию (92%). Интересен тот факт, что Америке в данном рейтинге досталось 11-е место с 89% от ВВП. Тут же стоит отметить, что в соответствии с официальной государственной статистикой, еще в 2011 году государственный преодолел отметку в 100% от ВВП. Что касается статистики 2013 года, объем задолженности увеличился до 106,6%. По предварительным расчетам в 2014 году долг Америки должен быть на уровне 109,9%. На данный момент страны ведут активную политику для сокращения государственных задолженностей. Эффективность мероприятий и итоговые показатели 2015 года можно будет оценить только в декабре.

Самые низкие показатели государственного долга

  • Норвегия - государственный долг составляет 34% ВВП.
  • Колумбия - 32%.
  • Китай - 31%.
  • Австралия - 31%.
  • Индонезия - 22%.

Государства, которые практически не имеют задолженности, и у которых долг составляет менее 20% от ВВП - это Перу (19%) и Аргентина (19%), Чили (15%), Россия (9%) и Саудовская Аравия (3%).

Взаимосвязь национальной задолженности и уровня развития стран мира

Уровень госдолга стран мира позволяет установить некую связь между объемом задолженности и уровнем развития государства. Стоит сказать, что меньше всего привлекают средств для перекрытия государства, которые находятся на стадии активного развития. У стран, которые считаются экономически развитыми, возникает намного чаще, и в долги они влезают систематически. Если рассматривать задолженность не как процентное соотношение к ВВП, а в денежном эквиваленте, в данной категории лидерское место досталось Америке. Ее национальная задолженность уже давно перешагнула предел в 18 триллионов долларов. Мировые экономические аналитики говорят об увеличении задолженности уже к концу 2015 года до 19 триллионов долларов. Второе место в категории занимает Япония, со своими долгами в размере 10,5 триллиона долларов. Далее следует Китай - 5,5 трлн. На эти три страны приходится порядка 58-60% от общего мирового долга. При этом Россия, которая еще в середине 2014 года имела задолженность, соответствующую 0,1% мировой, сегодня внесена в «мусорный рейтинг» стран, для которых получить ссуду на международном рынке практически невозможно.

Динамика ситуации

Госдолг стран мира имеет положительную динамику, он систематически увеличивается. Только за период с 2007 по 2014 год нарастить свои задолженности в несколько раз сумели не только страны PIGS, несущие опасность для ЕС (Португалия, Ирландия, Италия, Греция и Испания), но и лидеры международного рынка, в частности Япония, Италия и Франция. Америка же превзошла все государства группы PIGS. По предварительным прогнозам, ситуация в мире будет только накаляться. Абсолютное и относительное наращивание задолженности, скорее всего, будет свойственно странам с высоким уровнем экономического развития.

Почему страны с развитой экономикой имеют неподъемные государственные задолженности?

Причина явления в том, что темпы наращивания экономики не позволяют не только погашать, но и обслуживать взятые ссуды. Для большинства экономически свойственны не только нулевые, но и минусовые темпы развития экономики. Эксперты агентства McKinsey после тщательного анализа ситуации пришли к выводу, что тяжелее всего отказаться от получения кредита для рефинансирования своих задолженностей будет таким странам, как Испания и Япония, Италия, Португалия, Великобритания и Франция. Эксперты видят решение проблемы в комплексной реструктуризации экономики, путем полной ее отвязки от государственной задолженности.

Тенденции и наблюдения

  • Чем больше государственный долг в стране, тем больше в ее политике процветают такие понятия, как демократия и либерализм.
  • Развитые страны расходуют средства из бюджета, не ориентируясь на фактическое состояние экономики. Сказать простым языком «живут не по средствам». Чем развитей принято считать страну, тем больше у нее внешняя задолженность.
  • Экономическое развитие страны полностью соответствует росту задолженности. Процессы протекают параллельно и практически идентичны.

Странная статистика, или Что показывает внешний госдолг стран мира

Приведенные выше наблюдения от специалистов издания «Шпигель» подтверждаются фактической ситуацией в мире. Рассмотрим крупные международные альянсы. Так, «Большая семерка», в теории, соединила в себе экономики самых сильных стран мира. Если сопоставить ВВП и госдолг стран мира из этого альянса, можно увидеть следующие показатели:

  • Великобритания - объем задолженности соответствует 92% ВВП.
  • Германия - 72%.
  • Канада - 86%.
  • Италия - 139%.
  • США - 109,9%
  • Франция - 98%.
  • Япония - 234%.

Сопоставив эти показатели с показателями государств, входящих в состав «БРИКС», специалисты делают определенные выводы. Так, Россия (9% ВВП), Бразилия (65% ВВП), Китай (31% ВВП) и ЮАР (50% ВВП) выглядят на фоне мировых лидеров более «экономически здоровыми». Тут стоит сказать, что на территории государств «Большой семерки» проживает не менее 0,5 миллиарда человек, которые потребляют в разы больше товаров и услуг, нежели порядка 3 миллиардов человек на территории стран «БРИКС».

О чем говорит анализ ситуации 2015 года?

Госдолг стран мира в реальном времени оценить проблематично, так как официальные данные будут представлены только к концу 2015 года. По предварительным оценкам, с учетом того, что рост задолженностей в связи с экономической ситуацией в мире продолжается активными темпами, на их обслуживание в этом году уйдет на порядка 6,3% больше средств. Представители агентства Bloomberg сообщают, что сильнейшие государства мира занимаются активным рефинансированием своих долгов за счет оформления новых кредитов от МВФ. Из официальных источников стало известно, что к концу 2015 года страны «БРИКС» и государства «Большой семерки» должны погасить долговые обязательства в размере 6,96 триллиона долларов. От экспертов можно услышать мнения относительно того, что 2015 год будет благоприятным, и размер задолженностей станет меньше, что на данном этапе кажется нереальным прогнозом.

В настоящее время многих россиян интересуют сведения, касающиеся внешнего долга не только нашего государства, но и других стран мира. У кого из них внешний долг является наименьшим, а у кого – наибольшим? Наши эксперты помогут разобраться с этими вопросами.

Внешний долг

Прежде чем составлять рейтинг стран мира по величине и размеру внешнего долга, следует рассмотреть само это понятие. Оно устанавливается в первую очередь на законодательном уровне. Так, в нашей стране работает Бюджетный кодекс, согласно которому внешний долг любой страны перед другими государствами понимается как финансовая кредитная задолженность в иностранной валюте.

В словаре экономических терминов это понятие рассматривается в виде суммарных денежных обязательств, которые стране-заемщику необходимо вернуть в определенный срок государству-кредитору. В сумму такой кредитной задолженности будут входить и сам заем, и проценты за его использование, требующие выплат. Для страны эта сумма задолженности включает обязательства:

  • международным банкам;
  • правительствам других стран мира;
  • частным банкам, которые принадлежат иностранцам.

Внешний долг различают двух типов:

  1. Текущий (тот, который нужно вернуть иностранным кредиторам в текущем году, то есть в 2019).
  2. Общий государственный (накопленный за несколько лет вместе с невыплаченными процентами, его следует возместить в последующие годы).

Чтобы оценить величину внешнего долга отдельно взятого государства, специалисты, работающие в сфере экономики и финансов, пользуются соотношением между кредитной задолженностью перед иностранными кредиторами и валовым внутренним продуктом самой страны-должника. В этом случае ВВП (валовой внутренний продукт) выступает макроэкономическим показателем, представляющим суммарное количество всего, что страна заработала за год на производимых товарах и услугах.

Показатели внешнего долга

Специалисты утверждают, что внешний долг отражается не только на экономической сфере страны-заемщика, но и может привести к долгосрочной политической зависимости. Это определяется критическим уровнем общих показателей задолженности:

  1. Платежеспособностью страны (способность своевременно выполнить все взятые на себя обязательства за счет собственных ресурсов), в которую входят:
    • зависимость от экспортных товаров;
    • отношение к ВВП государства (то есть к основной базе домашних ресурсов);
    • погашение долговых обязательств за счет доходов госбюджета.
  2. Ликвидностью (способность действующих активов, например, ценных бумаг, к быстрой продаже по рыночным ценам), с учетом:
    • срока долга (краткосрочный или на длительный период времени);
    • достаточности международных резервов;
    • мониторинга рисков непогашения долговых обязательств.
  3. Показателями по госсектору, а именно:
    • влияния налоговых поступлений на государственный долг;
    • изменения курса иностранной валюты к домашней.

Благодаря этим показателям, затрагивающим практически все сферы экономики, можно просчитать, как быстро государство-должник вернет одолженные у других стран мира денежные средства. Так, например, о безопасном уровне долга свидетельствует отношение задолженности к доходам от экспорта, не превышающим 200% (если данный показатель будет выше 275%, то внешний долг может быть частично списан как невыплаченный).

В отношении к местному ВВП критический уровень задолженности будет считаться от 60% (по расчетам МВФ) и от 80-100% (по расчетам Всемирного банка). Превышение этой предельной цифры говорит о том, что погашение финансовой задолженности от других стран мира идет за счет перебрасывания ресурсов. Вместо производства товаров и услуг для внутренних нужд государства идет их производство для экспортной торговли.

Также для прогноза возврата долговых обязательств с процентами следует учитывать:

  • соотношение этих обязательств (они могут быть обусловлены рядом льготных условий);
  • степень открытости внешнего рынка капитала;
  • режим реального валютного курса;
  • вероятность возникновения экономического кризиса.

Если в стране ограничен доступ к собственным и международным резервам, то ни о какой платежеспособности не может быть и речи. Поэтому многие развивающиеся государства имеют трудности с возвратом денежных кредитов. У них на выплату внешней задолженности идет вся получаемая от внутреннего производства прибыль, а текущие затраты на собственную деятельность берутся из новых кредитных поступлений.

Позитивные аспекты внешнего долга государства от стран мира

Казалось бы, что кредитная финансовая задолженность перед другими странами для государства не несет в себе ничего хорошего – это неэффективное использование полученных в кредит денег, обслуживание кредитных обязательств, экономическая зависимость от страны-кредитора, ведущая к изменению политических отношений между государствами. Но эксперты экономики и финансов и во внешнем долге находят положительные стороны:

Но эти положительные аспекты начинают работать только в случае эффективного распределения заемных денежных средств.

Рейтинг стран мира по внешнему долгу

Эксперты, работающие в Мировой банковской системе, ежегодно просчитывают все возможные перспективы погашения внешнего долга для стран всего мира. Также в сферу их деятельности входит и составление рейтинговых таблиц по внешнему долгу с просчетом процентного соотношения задолженности этого типа к номинальному ВВП. На 2019 год составлен топ-10 стран мира, у которых наименьший внешний долг:

Название страны Внешний долг (млн. долларов) Внешний долг к ВВП (%)
США 16 893 000 101
Великобритания 9 836 000 396
Германия 5 624 000 159
Франция 5 633 000 188
Нидерланды 3 733 000 309
Япония 2 719 000 46
Испания 2 570 000 165
Италия 2 684 000 101
Ирландия 2 357 000 1060
Люксембург 2 146 000 3411

В результате анализа этих таблиц можно сделать вывод, что стран, не имеющих внешнего долга, удивительно малое количество – только три (Бруней, Макао и Республика Палау), в отличие от других государств, которые должны практически всему миру.

Есть страны, которые являются одновременно и заемщиками, и кредиторами в отношении друг друга. Так почему же они не произведут взаимозачет своих финансовых задолженностей? А вот это зависит не только от политических взаимоотношений между ними, но и от условий кредитного займа – сроков погашения, процентных выплат и т. д. Ведь взаимозачет таких долгов может не только обнулить задолженности, но и серьезно повлиять на оборотные средства государственных финансовых компаний. Такая ситуация в свою очередь может привести к кризису экономики обоих государств.

По российскому телевидению можно услышать новости не только о нашей экономике. Достаточно часто проскакивают упоминания и об экономике американской. В особенности наши граждане любят обсудить госдолг США и его размеры. Все, наверное, уже видели инфоргарфику с госдолгом США в долларовых банкнотах.

А знаете ли вы, о чем вообще речь, почему и на что этот показатель имеет влияние, и действительно ли он такой огромный и опасный для Америки? Давайте разбираться вместе! Ниже Reconomica приведет ответы на эти и другие вопросы, которые с этим связаны.

Экономика США в 2018 году - население, площадь, ВВП

П режде чем говорить про госдолг Америки - нужно хотя бы в общих чертах знать и о самой стране, и о состоянии ее экономики. А поскольку школьный курс географии помнят не все - то некоторые сведения лучше напомнить.

Ниже мы приведем самые основные цифры, которые вкратце характеризуют экономику этой страны :

    Население : 325 350 377 (на июль 2017) - 4.33% от общего населения планеты. Больше граждан насчитывается только в Индии (1.342 млрд) и Китае (1.388 млрд).

    Площадь страны : 9.5 миллионов км², 4 место в мире. Больше Америки по площади только Китай (9.6 млн км²), Канада (почти 10 млн) и РФ (17.125 млн км²).

    : около 3300-3600 $ в месяц (как минимум, четвертую часть своего дохода, а то и больше, каждый американец отдает в виде налогов и страховок).

    Основные статьи доходов : долгое время страна была лидером индустриального развития. Однако в конце прошлого века значительная часть производств была перенесена в страны с дешевой рабочей силой, а в Америке остались только главные офисы компаний-производителей. Из США экспортируется электроаппаратура и техника, металл и металлические изделия, продукты питания, компьютеры, химические препараты, автомобили, минеральное топливо (в том числе нефть), космические аппараты и самолеты, медицинское оборудование, фармацевтическая продукция, техническое оборудование для различных сфер, программное обеспечение.

    Абсолютный ВВП : 18 558 $ млрд (за 2016 год) - 1 место в мире.

    ВВП на душу населения : 57 220 $ в год.

Именно США считается самой богатой и развитой страной в мире. И именно гражданам Америки принадлежит около 40% от общих мировых богатств.

Что мы знаем об американском госдолге?

Знаете ли вы вообще, что такое госдолг?

В годовом бюджете Америки статьи расходов практически всегда превышают статьи доходов. Получается, что в бюджете не хватает средств на покрытие всех расходов - образуется дефицит, который и нужно покрывать, используя заемные средства.

Кому должна Америка

Государственный долг - задолженность федерального правительства перед кредиторами. Приведем таблицу самых крупных кредиторов и размер долга перед каждым из них (за начало 2015 года):

Страна

Долг США перед страной, $ млрд

Карибские банковские центры

Бразилия

Швейцария

Великобритания

Люксембург

Ирландия

Сингапур

На начало 2018 года общий размер госдолга превысил отметку в 20$ трлн.

Как рос госдолг США - таблица по годам

Рассмотрим динамику роста госдолга Америки по годам:

Размер госдолга, $ млрд

Последние данные на 2018 год

Таблица стран мира по размеру государственного долга

Чтобы лучше понимать ситуацию - мы приведем таблицу с госдолгом других стран. Рассматривать будем не все государства - возьмем только список до РФ. Данные не самые «свежие»: приводить будем статистику за 2016 год:

Страна

Общий внешний долг, млн $

Великобритания

Германия

Нидерланды

Люксембург

Ирландия

Австралия

Швейцария

Норвегия

Финляндия

Бразилия

Получается, что государственный долг России - далеко не самый крупный. Причем в этой таблице не учитывается население стран - то есть перерасчет госдолга на 1 гражданина страны.

К примеру, в Люксембурге - чуть меньше 600 000 населения, а госдолг этой небольшой страны составляет 3 781 000 $ млн (или 3781 $ млрд, или 3.781 $ трлн). Если поделить госдолг на численность населения - получается, что каждый гражданин Люксембурга должен около 6.302 $ млн.

Если рассчитать государственный долг на 1 гражданина РФ, то получится куда менее внушительная цифра: 514 800 000 000 (514 800 $ млн) / 147 000 000 (147 млн граждан) = 3500 $.

Отношение госдолга к ВВП у России и США

Более точным показателем является не «голая» цифра госдолга, а его отношение к ВВП страны.

Ниже мы приведем таблицу с такими данными за 2017 год, расположив страны по отношению «госдолг:ВВП» в порядке убывания. Данные приведем только для 50 государств:

Страна Госдолг к ВВП, %
Япония 251
Ливан 147.6
Италия 131.7
Эритрея 127.5
Португалия 127.3
Кабо-Верде 122.25
Бутан 122.1
Ямайка 116.1
США 107.5
Барбадос 106.6
Бельгия 106.5
Гамбия 99.24
Ливая 98.94
Франция 98.84
Испания 98.47
Сингапур 97.93
Мальдивы 95.85
Кипр 95.3
Ирак 95.22
Мавритания 94.6
Сан-Томе и Принсипи 93.77
Украина 92.31
Белиз 92.04
Бахрейн 92
Канада 90.56
Хорватия 89
Египет 88.82
Антигуа и Барбуда 88.08
Великобритания 87.92
Сент-Люсия 87.87
Иордания 87.45
Ирландия 84.6
Австрия 83.85
Мозамбик 82
Словения 81.78
Сент-Винсент и Гренадины 81.73
Доминика 81.28
Бразилия 80.5
Гренада 78.26
Сербия 77.94
Черногория 77
Шри-Ланка 74.83
Венгрия 74.46
Киргизия 73.52
Гана 72.21
Тринидад и Тобаго 69.4
Конго 69
Беларусь 68.89
Ангола 68.65
Албания 67.77

У России этот показатель составляет 19.43%. После РФ в списке стоит всего 10 стран - Иран, Узбекистан, Нигерия, Ботсвана, Соломоновы Острова, Эстония, Афганистан, Бруней, Гонконг и Макао.

Почему госдолг не мешает экономике США расти

Казалось бы: госдолг США - самый большой в мире, как вообще существует это государство? Ведь по факту они уже которое десятилетие только наращивают задолженность, по сути живя в долг, за деньги кредиторов!

И если все кредиторы разом (или хотя бы несколько самых крупных) попросят свои деньги обратно, то экономика как минимум впадет в кризис, если вообще «выживет».

Почему не случается ничего такого, и почему долг продолжает расти (то есть почему стране с таким долгом продолжают занимать)? Приведем простое сравнение: если в банк придет гражданин с отличной кредитной историей, стабильной работой с высоким доходом, и вообще - это будет известное лицо с хорошей репутацией - ему дадут крупный кредит, даже если он уже будет должен банку большую сумму. Потому что в банке понимают: с высокой вероятностью этот гражданин расплатится по счету, и ему есть с чего его платить.

Чем обеспечена американская задолженность перед миром

Так же и с США: весь мир смотрит американские фильмы, слушает американскую музыку, пользуется различными американскими технологиями и сервисами. В США насчитается не один десяток компаний, которые имеют филиалы в самых развитых странах мира. Именно американские ВУЗы считаются самыми престижными, именно в американские банки, бизнес и недвижимость предпочитают вкладывать деньги самые богатые люди планеты, именно сюда стремятся попасть самые лучшие специалисты, ученые и спортсмены.

Размер госдолга США: сколько места заняли бы купюры?

Сравнение стоимости крупнейших публичных компаний России и США

Теперь приведем более точные данные - капитализацию нескольких предприятий США (на конец 2017 года):

    Apple : 750 $ млрд.

    Amazon : 675 $ млрд.

    Alphabet (Google) : 570 $ млрд.

    Berkshire Hathaway (предприятие Уоррена Баффета): 518 $ млрд.

    Facebook : 500 $ млрд.

    Microsoft : 409 $ млрд.

В сумме только 6 этих частных американских компании уже превышают отметку в 3400 $ млрд, то есть могут полностью покрыть долг перед Японией и Китаем (самыми крупными кредиторами), и еще останется около 1000 $ мрлд. И это только 6 компаний - а всего в Америке насчитается около трех десятков предприятий, чья капитализация превышает отметку в 100 млрд долларов.

Т еперь приведем для сравнения капитализацию нескольких крупнейших российских предприятий (данные за начало 2017 года) :

    Роснефть : 70 $ млрд.

    Сбербанк : 61.5 $ млрд.

    Газпром : 60 $ млрд.

    Лукойл : 48 $ млрд.

    Новатэк : 39 $ млрд.

    Норильский Никель : 26 $ млрд.

    Сургутнефтегаз : 18 $ млрд.

    Магнит : 17 $ млрд.

    Газпром Нефть : 17 $ млрд.

    Банк ВТБ : 16 $ млрд.

В сумме выходит чуть больше 370 $ млрд - то есть 10 самых дорогих компаний РФ более чем в 2 раза «беднее», чем 1 самая дорогая компания США . А капитализация всего фондового рынка РФ - не дотягивает до 500 $ млрд.

Даже если учесть, что курс российского рубля сейчас в 2 раза ниже, чем в 2013 году - даже по старому курсу (в 30 рублей за доллар) экономика РФ все равно в десятки раз слабее американской. Вдобавок обратите внимание: в США в топе - технологичные и финансовые предприятия. В РФ - компании, которые занимаются добычей природных ресурсов (кроме Сбербанка, Магнита и ВТБ).

П олучается, что большой госдолг страны не означает, что ее экономика загибается, и все очень плохо. А если госдолг маленький, или вообще отсутствует (к примеру, как у азиатского государства Бруней, у которого он нулевой) - это не означает, что экономика процветает.

Как раз наоборот: маленький долг - показатель того, что стране никто не хочет одалживать деньги из-за ее низкой платежеспособности. А большая задолженность - это как раз показатель стабильности: значит, что экономика страны настолько стабильна и процветает, что кредиторы готовы ссужать огромные суммы.

На середину 2016 семь государств (среди крупнейших стран) имеют долг выше 100% к ВВП- Япония (211%), Италия (136%), Испания (100%), Бельгия (109%), Сингапур (108%), Греция (176%) и Португалия (129%) и две страны под 100% - США и Франция. Среди развитых стран лишь Германия и Швейцария имеют тенденцию на снижение долговой нагрузки. Что касается развивающихся стран, то у большинства госдолг балансирует возле 50%, исключением являются Бразилия и Венгрия с долгом около 75%.

В таблице по горизонтали цветная кодировка тенденции изменения госдолга в % к ВВП за 15 лет, где переход от зеленого к красному означает увеличение. В последнем столбце цветная кодировка по вертикали, показывающая переходы от наименьшего госдолга к наибольшему.

Нет универсального мерила предела госдолга, потому что для одних стран 100% и выше может быть нормальным уровнем, при котором государство может без проблем обслуживать текущие обязательства и производить новые заимствования, а для других 50% является красной чертой, критическим уровнем.

С точки зрения государства и способности привлечения влияние оказывают следующие факторы:


  1. Степень контроля государства над крупнейшими финансовыми институтами в национальной валютной зоне.

  2. Емкость национальной финансовой системы и развитые долговые инструменты с механизмами модуляции глобальных денежных потоков в нужном направлении. Грубо говоря, способность государства перенаправлять финансовые потоки институциональных единиц из одних инструментов в другие в определенное время с заданными критериями.

  3. Долгосрочное доверие институциональных инвесторов к рынку госдолга и отсутствие негативного опыта обращения долговых ценных бумаг.

  4. Международный авторитет государства и способность принуждать, влиять на международных инвесторов, в том числе на иностранные государства.

  5. Развитые денежно-кредитные механизмы по контролю избытка ликвидности в системе в рамках монетизации госдолга. Другими словами, способность ЦБ выкупать госдолг без негативных последствий на финансовых рынках, для национальной валюты и экономики.

  6. Наличие устойчивого профицита операционного денежного потока среди частных структур.

Очевидно, что например, США и Россия имеют разный потенциал наращивания госдолга. Россия имеет контроль над крупнейшими финансовыми институтами страны, однако отсутствует влияние на международных инвесторов (нерыночными методами), низкая емкость национальной финансовой системы и недоразвитые трансмиссионные и модуляционные механизмы, недоверие широкого круга инвесторов, обладая опытом 1998 года и неспособность монетизировать госдолг, удерживая финсистему и экономику в заданных границах. Хотя по счетным показателям Россия легко может выйти на 50-70% к ВВП, но кто даст так много?

В США наоборот. Имея дефицит национальных чистых денежных потоков, способных абсорбироваться в госдолге, США обладают методами силового принуждения в трежерис международных инвесторов (если потребуется, то с помощью авианесущей группы, госпереворотом и паникой на внутренних рынках). Если же и этого не хватает, то скупают долг без каких-либо последствий через ФРС, подкрепляя все это пропагандой в абсолютную устойчивость трежерис.

Япония не может принуждать международных инвесторов, как США, но обладает исключительным, близким к абсолютному контролю на национальные финансовые институты, емкий внутренний рынок и умение монетизировать без последствий.

Испания не обладает по сути ничем и существует в модели стрежневого распределения евро потоков ликвидности при котором в первой очереди стоят Германия, Великобритания и Франция, а то, что останется в рамках лояльности и солидарности достается второй, третьей группе и так по звеньям пищевой цепи. Поэтому если конъюнктура позволяет и существует избыток ликвидности, то Испании, Греции и Португалии что нибудь достается. Если нет, то как в 2010-2012.

Динамика госдолга к ВВП в %





В этом отношении, говоря об избыточности госдолга необходимо представлять себе потенциал государства и структуру национальной финансовой системы и способность, как привлечения, так и обслуживания госдолга.
По последнему:


  1. Величина чистых процентных расходов относительно доходов и расходов бюджета.

  2. Степень покрытия госдолга ликвидными средствами государства, величина чистого гос.долга.

  3. Нормированная сумма погашений гособлигаций к величине всего гос.долга и доходам бюджета.

  4. Текущая и потенциальная потребность в чистых заимствованиях относительно всего гос.долга и доходов бюджета.

В этом отношении у России дела неплохи, т.к. абсолютно весь госдолг покрывается ликвидными средствами государства, у России отрицательный госдолг. Хотя средневзвешенные ставки более, чем в 5 раз выше, чем по трежерис сейчас.

Величина госдолга в млрд долл






Совокупный долг развитых стран около 44 трлн долл, рост за 15 лет почти на 29 трлн, с кризиса 2008 рост на 15 трлн, однако в долларах рост госдолга развитых стран прекратился в 2013, что связано в первую очередь с падением национальных валют относительно доллара. 44-45 трлн - это около 82% для всех выбранных стран. В группе развивающихся стран Китай занимает ровно половину, а без учета роста госдолга Китая, остальные развивающиеся страны практически не нарастили долларовый долг с 2011-2012.

В целом общая долговая ситуация нормализуется, как через снижение потребности в новых заимствования, так и снижением средневзвешенных ставок, что позволяет вывести сумму обслуживания долга на докризисный уровень. США сейчас по долгу платят меньше, чем в 2007, хотя сам долг вырос с 8 до 18 трлн!

Во всех случаях речь идет о долге для федерального и муниципального правительства.

Как почти всегда в экономике, в данных государственного долга важны не абсолютные, а относительные значения. К примеру, в случае абсолютного показателя ВВП, Китай находится на втором месте. Однако, стоит разделить его на количество человек (1,371 млрд.), производящих этот ВВП, чтобы оценить эффективность, и КНР уже на 71-ом месте - рядом с Россией.

Относительно пресловутого «госдолга США» работает тот же принцип.

Да, долг действительно большой, cейчас он приближается к $20 трлн. Однако при этом и экономика США не маленькая. Размер годового ВВП немногим меньше - $19,3 трлн. Если переводить на человеческий язык - это долг, размером с годовую зарплату, что вполне приемлемо.

По аналогии с зарплатой, долг в 100 тысяч для человека с доходом в 15 тыс. - огромная сумма, а 500 тысяч для человека с доходом в 100 лишь неудобство. Поэтому, для того чтобы оценить долговую нагрузку, экономисты рассматривают отношение государственного долга к ВВП - доходу той или иной страны. Которое, впрочем, тоже ничего не значит.

Небольшой долг может означать, например, как в случае с Венесуэлой, не то, что вы не хотите брать взаймы, а то, что вам не хотят давать.

Государственный долг стран мира 2017, % к ВВП

Место Страна % ВВП
1 Япония 250.91
2 Ливан 147.62
3 Италия 131.71
4 Эритрея 127.5
5 Португалия 127.33
6 Кабо-Верде 122.25
7 Бутан 122.12
8 Ямайка 116.07
9 США 107.48
10 Барбадос 106.58
11 Бельгия 106.52
12 Гамбия 99.24
13 Ливия 98.94
14 Франция 98.84
15 Испания 98.47
16 Сингапур 97.93
17 Мальдивы 95.84
18 Кипр 95.32
19 Ирак 95.22
20 Мавритания 94.58
21 Сан-Томе и Принсипи 93.77
22 Украина 92.31
23 Белиз 92.04
24 Бахрейн 92.01
25 Канада 90.56
26 Хорватия 88.99
27 Египет 88.82
28 Антигуа и Барбуда 88.08
29 Великобритания 87.92
30 Сент-Люсия 87.87
31 Иордания 87.45
32 Ирландия 84.6
33 Австрия 83.85
34 Мозамбик 82.02
35 Словения 81.78
36 Сент-Винсент и Гренадины 81.73
37 Доминика 81.28
38 Бразилия 80.49
39 Гренада 78.26
40 Сербия 77.94
41 Черногория 76.99
42 Шри-Ланка 74.83
43 Венгрия 74.46
44 Киргизия 73.52
45 Гана 72.21
46 Тринидад и Тобаго 69.4
47 Республика Конго 68.99
48 Беларусь 68.89
49 Ангола 68.65
50 Албания 67.77
51 Израиль 67.69
52 Багамские Острова 67.56
53 Малави 67.45
54 Финляндия 66.25
55 Лаос 66.11
56 Германия 65.88
57 Индия 65.56
58 Нидерланды 64.89
59 Вьетнам 64.82
60 Уругвай 64.01
61 Марокко 63.97
62 Пакистан 63.66
63 Того 63.13
64 Сальвадор 61.79
65 Джибути 61.33
66 Аргентина 60.87
67 Мальта 60.78
68 Тунис 59.27
69 Эфиопия 59.03
70 Замбия 58.61
71 Лесото 58.5
72 Сейшельские Острова 58.49
73 Йемен 58.15
74 Пуэрто-Рико 57.7
75 Маврикий 57.56
76 Самоа 57.01
77 Катар 56.38
78 Сенегал 56.22
79 Сент-Китс и Невис 55.98
80 Малайзия 54.96
81 Кения 54.96
82 Мексика 54.89
83 Зимбабве 54.89
84 Таджикистан 54.43
85 Гайана 54.1
86 Польша 52.85
87 Исландия 52.63
88 Судан 52.43
89 Сьерра-Леоне 52.14
90 Центральноафриканская республика 52.11
91 Южно-Африканская Республика 52.11
92 Словакия 51.89
93 Гондурас 49.76
94 Габон 49.52
95 Китай 49.32
96 Армения 48.93
97 Боливия 48.28
98 Колумбия 47.99
99 Нигер 47.85
100 Дания 47.73
101 Либерия 47.65
102 Коста-Рика 47.34
103 Гвинея-Бисау 45.83
104 Молдова 45.02
105 Гвинея 44.71
106 Босния и Герцеговина 44.5
107 Таиланд 44.49
108 Фиджи 44.18
109 Швейцария 44.12
110 Азербайджан 43.8
111 Руанда 43.27
112 Суринам 43.07
113 Папуа – Новая Гвинея 42.71
114 Танзания 42.58
115 Швеция 41.9
116 Оман 41.7
117 Литва 41.42
118 Камерун 41.33
119 Чехия 40.97
120 Бенин 40.63
121 Румыния 40.21
122 Уганда 40.16
123 Австралия 39.96
124 Македония 39.67
125 Грузия 38.77
126 Чад 38.46
127 Мадагаскар 38.11
128 Эквадор 37.89
129 Вануату 37.79
130 Южная Корея 37.45
131 Панама 37.41
132 Тайвань 37.3
133 Бурунди 36.96
134 Республика Гаити 36.21
135 Мали 36.07
136 Доминиканская Республика 35.85
137 Латвия 34.67
138 Бангладеш 34.18
139 Филиппины 33.79
140 Тувалу 33.32
141 Буркина-Фасо 33.01
142 Камбоджа 33.01
143 Маршалловы Острова 32.5
144 Мьянма 32.24
145 Никарагуа 32.16
146 Намибия 31.82
147 Кот-д’Ивуар 31.47
148 Болгария 30.62
149 Южный Судан 30.47
150 Коморские Острова 29.59
151 Непал 29.45
152 Турция 29.2
153 Новая Зеландия 29.02
154 Индонезия 28.4
155 Норвегия 27.94
156 Парагвай 27.28
157 Экваториальная Гвинея 27.25
158 Венесуэла 27.13
159 Саудовская Аравия 25.77
160 Перу 25.48
161 Микронезия 25.25
162 Туркменистан 24.54
163 Алжир 24.45
164 Kosovo 24.36
165 Гватемала 24.28
166 Свазиленд 22.77
167 Чили 22.51
168 Демократическая Республика Конго 22.18
169 Люксембург 22.13
170 Кувейт 22.08
171 Сан-Марино 21.57
172 Кирибати 20.77
173 Казахстан 20.46
174 Объединённые Арабские Эмираты 19.71
175 Россия 19.43
176 Иран 17.71
177 Узбекистан 15.19
178 Нигерия 13.98
179 Ботсвана 11.83
180 Соломоновы Острова 10.07
181 Эстония 9.16
182 Афганистан 8.01
183 Бруней 3.52
184 Гонконг 0.06
185 Макао

По данным МВФ. Обновлено 10.09.2017

Россия имеет относительно небольшой госдолг. По данным ЦБ чуть более $254 млрд. Однако вместе с долгами предприятий (они в качестве гос.долга не учитывается, хотя предприятия в основном государственные) сумма уже существенна - $513 млрд. Это уже 40% от номинального ВВП.

Внешний долг в Беларуси в 2017

Пока нельзя с уверенность говорить о перспективах внешнего кредитования Республики в текущем году.Известно, что ведется определенная предварительная работа для получения кредита от МВФ. Беларусь обсуждает с МВФ возможность реализации программы сотрудничества, рассчитанной на 3 года, с выделением кредита на3 миллиарда долларов под 2,28% годовых сроком на 10 лет. Международный валютный фонд призывает Беларусь к реализации комплексной стратегии экономических реформ в отношении госпредприятий с целью повышения эффективности и производительности, а также уменьшения бюджетных рисков. МВФ рекомендовано также определить и предпринять последовательные меры по достижению полного возмещения издержек в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Вероятно, этим можно объяснить резкое подорожание коммунальных услуг и общее ужесточение бюджетной политики в конце 2015 – начале 2017 года.

По данным Министерства финансов Республики Беларусь, внешний государственный долг Беларуси по состоянию на 1 января 2017 года составил 13,6 млрд долларов и увеличился за год на 1 198,8 млн. долларов США (с учетом курсовых разниц), или на 9,6%.

Внешний госдолг Беларуси по данным Минфина увеличился с начала 2017 года на 1,9 миллиардов долларов, или на 14,2% (с учетом курсовых разниц) и составил на 1 июля 15,6 миллиардов долларов США.

Внешний государственный долг в 2016-2017 гг.
по состоянию млрд. долларов США
на 1 июля 2016 г. 13,1
на 1 августа 2016 г. 13,3
на 1 сентября 2016 г. 13,3
на 1 октября 2016 г. 13,4
на 1 ноября 2016 г. 13,5
на 1 декабря 2016 г. 13,5
на 1 января 2017 г. 13,6
на 1 февраля 2017 г. 13,5
на 1 марта 2017 г. 13,6
на 1 апреля 2017 г. 13,6
на 1 мая 2017 г. 13,9
на 1 июня 2017 г. 13,9
на 1 июля 2017 г. 15,6

Напомним, что в 2016 году была подписана программа о привлечении кредита ЕФСР на сумму 2 млрд долларов, из них 800 миллионов было выдано двумя траншами в 2016 году. ЕФСР выделил очередной транш в размере 300 миллионов долларов в 2017 году. ЕФСР в полном объеме планирует перечислить кредитные средства в течение 2016-2018 годов при условии реализовать комплекса мер по реформированию экономики Беларуси.



Похожие статьи