Положение о комитете по возврату дебиторской задолженности. Положение о дебиторской задолженности и его основные моменты

Если ваша дебиторская задолженность уже превратилась в безнадежную, значит, ее можно списать. Долг считается нереальным ко взысканию в следующих случаях (п. 2 ст. 266 НК РФ):

  • по нему истек срок исковой давности. Как правило, он составляет 3 года (ст. 196 ГК РФ);
  • организации-должника уже нет. То есть компания ликвидирована или исключена из ЕГРЮЛ, так как была признана недействующей (п. 2 ст. 64.2 ГК РФ);
  • судебный пристав-исполнитель подтвердил невозможность взыскания долга, поскольку не удается определить место нахождения должника, его имущества, получить сведения о принадлежащих ему денежных средствах и иных ценностях, либо поскольку у должника нет имущества, за счет которого можно было бы погасить долг. При таких обстоятельствах пристав выносит постановление об окончании исполнительного производства и возвращает взыскателю исполнительный документ.

Для списания дебиторской задолженности необходимо составить:

  • акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами по форме N ИНВ-17 (утв. Постановлением Госкомстата РФ от 18.08.1998 N 88);
  • приказ о списании безнадежной дебиторской задолженности.

Образец приказа о списании безнадежной дебиторской задолженности

Унифицированной формы приказа о списании дебиторской задолженности нет. Как правило, в нем указываются сведения о самой задолженности (сумма, реквизиты договора, в соответствии с которым она образовалась, и т.д.), сведения о должнике, основание для списания долга со ссылками на законодательство.

Подписывает приказ руководитель организации.

Приказ о списании дебиторской задолженности в связи с истечением срока исковой давности: образец 2017

Налоговый учет списанной дебиторки

Списание просроченной дебиторской задолженности для целей налогообложения прибыли учитывается так. При отсутствии резерва по сомнительным долгам сумма задолженности включается во внереализационные расходы (пп. 2 п. 2 ст. 265 НК РФ), а при наличии резерва – задолженность списывается за счет него. Если же сумма долга окажется больше суммы резерва, то разница опять же может быть учтена во внереализационных расходах (

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

Об утверждении Порядка организации работы с дебиторской задолженностью

В целях выработки единого порядка работы с дебиторской задолженностью и принятия органами исполнительной власти города Москвы, государственными учреждениями города Москвы, государственными предприятиями (государственными унитарными предприятиями, казенными предприятиями) города Москвы мер, направленных на снижение размера безнадежной к взысканию задолженности:

1. Утвердить Порядок организации работы с дебиторской задолженностью (приложение).

2. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на начальника Главного контрольного управления города Москвы Данчикова Е.А.

Мэр Москвы
С.С.Собянин

Приложение. Порядок организации работы с дебиторской задолженностью

1. Общие положения

1.1. Порядок организации работы с дебиторской задолженностью (далее - Порядок) определяет правила организации работы с дебиторской задолженностью в органах исполнительной власти города Москвы, государственных учреждениях города Москвы, государственных предприятиях (государственных унитарных предприятиях, казенных предприятиях) города Москвы (далее - подведомственные организации), единые подходы к принятию ими мер, направленных на снижение размера безнадежной к взысканию дебиторской задолженности.

1.2. Для целей настоящего Порядка под дебиторской задолженностью понимается сумма долгов (за исключением долгов в части налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации), причитающихся органу исполнительной власти города Москвы, подведомственной организации (далее также - взыскатель) со стороны юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц (далее также должники), возникших:

1.2.1. В результате неисполнения или ненадлежащего исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом обязательства в соответствии с правовыми актами Российской Федерации, правовыми актами города Москвы, в том числе в результате неисполнения постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа (далее - дебиторская задолженность по административным штрафам).

1.2.2. В результате неисполнения или ненадлежащего исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом обязательства в соответствии с договором (контрактом, соглашением), в том числе в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, предусмотренных государственными контрактами, инвестиционными контрактами и (или) соглашениями, договорами (соглашениями) о предоставлении средств из бюджета города Москвы, договорами технологического присоединения, договорами аренды, договорами купли-продажи имущественных и неимущественных прав, договорами социального найма жилых помещений и иными договорами (контрактами, соглашениями), неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по которым влечет возникновение дебиторской задолженности, включая неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства по договору (контракту, соглашению), по которому предоставлен аванс (далее - дебиторская задолженность по договорам (контрактам, соглашениям).

1.3. Для целей настоящего Порядка под дебиторской задолженностью понимается:

1.3.1. Текущая дебиторская задолженность - дебиторская задолженность, срок погашения (оплаты) которой еще не наступил.

1.3.2. Просроченная дебиторская задолженность - дебиторская задолженность, срок погашения (оплаты) которой в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства истек.

1.3.3. Безнадежная к взысканию дебиторская задолженность дебиторская задолженность, дальнейшее взыскание которой невозможно в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

1.4. Работа с дебиторской задолженностью осуществляется лицами, уполномоченными руководителем органа исполнительной власти города Москвы, руководителем подведомственной организации на осуществление работы с дебиторской задолженностью по каждому этапу, предусмотренному настоящим Порядком, либо уполномоченными руководителем органа исполнительной власти города Москвы, руководителем подведомственной организации на осуществление работы с дебиторской задолженностью одновременно по нескольким этапам, предусмотренным настоящим Порядком.

1.5. Порядок работы с дебиторской задолженностью устанавливается настоящим Порядком, методическими рекомендациями по организации работы с дебиторской задолженностью, утвержденными Главным контрольным управлением города Москвы, и принимаемыми в соответствии с ними правовыми актами органов исполнительной власти города Москвы, актами подведомственных организаций, определяющими порядок работы с дебиторской задолженностью, включая особенности осуществления такой работы исходя из специфики образующейся дебиторской задолженности, и предусматривающими показатели эффективности и результативности работы с дебиторской задолженностью. Указанные правовые акты органов исполнительной власти города Москвы, акты подведомственных организаций подлежат согласованию с Главным контрольным управлением города Москвы.

1.6. Для организации работы с дебиторской задолженностью органы исполнительной власти города Москвы, подведомственные организации в соответствии с методическими рекомендациями по организации работы с дебиторской задолженностью, утвержденными Главным контрольным управлением города Москвы, осуществляют внесение информации о работе с дебиторской задолженностью в соответствующие информационные системы и (или) таблицы, составленные в электронном виде (далее система учета).

1.7. Главное контрольное управление города Москвы осуществляет координацию и контроль за эффективностью и результативностью исполнения функций по работе с дебиторской задолженностью органов исполнительной власти города Москвы, подведомственных организаций. Контроль за эффективностью и результативностью исполнения функций по работе с дебиторской задолженностью в органе исполнительной власти города Москвы, подведомственной организации осуществляется ответственным должностным лицом, назначаемым руководителем органа исполнительной власти города Москвы, руководителем подведомственной организации соответственно. Орган исполнительной власти города Москвы обеспечивает эффективность и результативность исполнения функций по работе с дебиторской задолженностью подведомственными ему организациями.

2. Администрирование дебиторской задолженности

2.1. Администрирование дебиторской задолженности по административным штрафам осуществляется уполномоченным лицом, ответственным за администрирование дебиторской задолженности по административным штрафам.

2.2. К функциям уполномоченного лица, ответственного за администрирование дебиторской задолженности по административным штрафам, относится:

2.2.1. Систематический мониторинг за вступлением в законную силу постановления по делу об административном правонарушении.

2.2.2. Передача уполномоченному лицу, ответственному за контроль за поступлением денежных средств на лицевые счета органа исполнительной власти города Москвы, подведомственной организации, копии вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении для учета дебиторской задолженности по административным штрафам в срок не позднее окончания рабочего дня, следующего за днем поступления информации о вступлении в законную силу постановления по делу об административном правонарушении.

2.2.3. Систематический мониторинг поступления информации и (или) документов об оплате должником административного штрафа.

2.2.4. Передача вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении уполномоченному лицу, ответственному за работу с судебными приставами-исполнителями структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебными приставами-исполнителями структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов (далее - уполномоченное лицо, ответственное за работу с ФССП), в случае неисполнения должником частично или полностью обязанности по оплате административного штрафа в срок не позднее окончания рабочего дня, следующего за днем истечения срока оплаты должником административного штрафа.

2.2.5. Ежедневный контроль поступления информации об обжаловании постановлений по делам об административных правонарушениях.

2.2.6. Систематический мониторинг за результатами обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях.

2.2.7. Передача копий решений, принятых по итогам обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях, уполномоченному лицу, ответственному за обеспечение работы комиссии по поступлению и выбытию активов, уполномоченному лицу, ответственному за администрирование дебиторской задолженности по административным штрафам за административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), уполномоченному лицу, ответственному за работу с ФССП.

2.2.8. Систематический мониторинг поступления информации и (или) документов о наличии оснований для признания безнадежной к взысканию дебиторской задолженности и передача указанных информации и (или) документов уполномоченному лицу, ответственному за обеспечение работы комиссии по поступлению и выбытию активов.

2.2.9. Внесение в соответствии с пунктом 1.6 настоящего Порядка в систему учета информации о работе с дебиторской задолженностью по административным штрафам.

2.3. Администрирование дебиторской задолженности по административным штрафам за административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ , осуществляется уполномоченным лицом, ответственным за администрирование дебиторской задолженности по административным штрафам за административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ .

2.4. К функциям уполномоченного лица, ответственного за администрирование дебиторской задолженности по административным штрафам за административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ , относится:

2.4.1. Систематический мониторинг поступления информации и (или) документов о неисполнении обязанности по оплате должником административного штрафа за административное правонарушение.

2.4.2. Направление должнику уведомления о необходимости явки для составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ , в срок не позднее окончания рабочего дня, следующего за днем истечения срока добровольной оплаты должником административного штрафа за административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ .

2.4.3. Составление протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ , в порядке, установленном КоАП РФ , и вручение (направление) копии протокола должнику либо его представителю в установленном порядке.

2.4.4. Направление протокола об административном правонарушении и других материалов дела в суд для рассмотрения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ , в срок не позднее трех суток с даты составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ .

2.4.5. Ежедневный контроль за поступлением информации о результатах рассмотрения судом дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ .

2.4.6. Систематический мониторинг за вступлением в законную силу постановления об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ .

2.4.7. Направление копии вступившего в законную силу постановления об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ , уполномоченному лицу, ответственному за контроль за поступлением денежных средств на лицевые счета органа исполнительной власти города Москвы, подведомственной организации, в срок не позднее окончания рабочего дня, следующего за днем поступления должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ , информации о вступлении в законную силу постановления, вынесенного судом, в случае наличия копии постановления, вынесенного судом.

2.4.8. Систематический мониторинг поступления информации и (или) документов об оплате должником административного штрафа за административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ .

2.4.9. Ежедневный контроль поступления информации об обжаловании постановления об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ .

2.4.10. Систематический мониторинг за результатами обжалования постановления об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ .

2.4.11. Систематический мониторинг поступления информации и (или) документов о наличии оснований для признания безнадежной к взысканию дебиторской задолженности и передача информации уполномоченному лицу, ответственному за обеспечение работы комиссии по поступлению и выбытию активов.

2.4.12. Внесение в соответствии с пунктом 1.6 настоящего Порядка в систему учета информации о работе с дебиторской задолженностью по административным штрафам за административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ .

2.5. Уполномоченное лицо, ответственное за администрирование дебиторской задолженности по административным штрафам за административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ , повторно выполняет функции, предусмотренные пунктами 2.4.1-2.4.11 настоящего Порядка, в случаях:

2.5.1. Принятия судом решения о возвращении протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ , и других материалов дела в орган исполнительной власти города Москвы, подведомственную организацию, должностному лицу, которые составили протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ .

2.5.2. Cоставления протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ , и оформления других материалов дела неправомочными лицами.

2.5.3. Неправильного составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ , и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.

2.6. Администрирование дебиторской задолженности по договорам осуществляет уполномоченное лицо, ответственное за администрирование дебиторской задолженности по договорам (контрактам, соглашениям).

2.7. К функциям уполномоченного лица, ответственного за администрирование дебиторской задолженности по договорам (контрактам, соглашениям), относится:

2.7.1. Ежедневный контроль за своевременностью и полнотой исполнения обязательств по договорам (контрактам, соглашениям).

2.7.2. Учет и начисление сумм штрафных санкций (штрафы, пени и (или) проценты за пользование чужими денежными средствами) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договорам (контрактам, соглашениям).

2.7.3. Передача информации и материалов о наличии дебиторской задолженности по договорам (контрактам, соглашениям) уполномоченному лицу, ответственному за претензионно-исковую работу, в срок не позднее двух рабочих дней со дня истечения срока, в который должны были быть исполнены обязательства по договору (контракту, соглашению).

2.7.4. Систематический мониторинг поступления информации и (или) документов о наличии оснований для признания безнадежной к взысканию дебиторской задолженности и передача информации уполномоченному лицу, ответственному за обеспечение работы комиссии по поступлению и выбытию активов.

2.7.5. Внесение в соответствии с пунктом 1.6 настоящего Порядка в систему учета информации о работе с дебиторской задолженностью по договорам (контрактам, соглашениям).

2.8. Учет дебиторской задолженности осуществляет уполномоченное лицо, ответственное за контроль за поступлением денежных средств на лицевые счета органа исполнительной власти города Москвы, подведомственной организации.

2.9. К функциям уполномоченного лица, ответственного за контроль за поступлением денежных средств на лицевые счета органа исполнительной власти города Москвы, подведомственной организации, относится:

2.9.1. Контроль за поступлением денежных средств на лицевой счет органа исполнительной власти города Москвы, подведомственной организации для погашения дебиторской задолженности.

2.9.2. Анализ информации о счетах должника, содержащейся в банковских реквизитах платежных поручений.

2.9.3. Внесение в соответствии с пунктом 1.6 настоящего Порядка в систему учета информации о работе с дебиторской задолженностью.

3. Взыскание дебиторской задолженности

3.1. Взыскание дебиторской задолженности в рамках исполнительного производства осуществляет уполномоченное лицо, ответственное за работу с ФССП.

3.2. К функциям уполномоченного лица, ответственного за работу с ФССП, относится:

3.2.1. Направление (предъявление) в срок не позднее трех рабочих дней со дня получения документов, по которым истек срок оплаты должником административного штрафа, исполнительного документа в структурное подразделение ФССП для возбуждения исполнительного производства.

3.2.2. Мониторинг ведения исполнительного производства, включая мониторинг за истечением сроков предъявления исполнительного документа к исполнению, поступлением информации и (или) документов об окончании (прекращении) исполнительного производства.

3.2.3. Обеспечение постоянного информационного взаимодействия со структурным подразделением ФССП в рамках осуществления работы по взысканию дебиторской задолженности.

3.2.4. Повторное направление (предъявление) исполнительного документа в структурное подразделение ФССП, в случае если срок предъявления для исполнения исполнительного документа, предусмотренный Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" , не истек.

3.2.5. Мониторинг финансового положения должников, изменения финансового положения должников.

3.2.6. Направление выданного исполнительного документа в кредитные организации в случае наличия информации о счетах должника, открытых в кредитных организациях, для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок не позднее окончания рабочего дня, следующего за днем получения сведений о счетах должника, открытых в кредитных организациях.

3.2.7. Систематический мониторинг поступления информации и (или) документов о наличии оснований для признания безнадежной к взысканию дебиторской задолженности и передача материалов уполномоченному лицу, ответственному за обеспечение работы комиссии по поступлению и выбытию активов.

3.2.8. Внесение в соответствии с пунктом 1.6 настоящего Порядка в систему учета информации о взыскании дебиторской задолженности.

3.3. Взыскание дебиторской задолженности по договорам (контрактам, соглашениям) осуществляет уполномоченное лицо, ответственное за претензионно-исковую работу.

3.4. К функциям уполномоченного лица, ответственного за претензионно-исковую работу, относится:

3.4.1. Направление должнику, не исполнившему или ненадлежащим образом исполнившему обязательства по договору (контракту, соглашению), претензии о необходимости исполнения обязательств и погашения дебиторской задолженности в срок не позднее трех рабочих дней со дня получения информации и (или) документов о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по договору (контракту, соглашению), осуществление контроля за получением претензии должником.

3.4.2. Направление уполномоченному лицу, ответственному за контроль за поступлением денежных средств на лицевые счета органа исполнительной власти города Москвы, подведомственной организации, информации о дебиторской задолженности для отражения и начисления на счетах бухгалтерского учета.

3.4.3. Направление лицу, обеспечивающему исполнение обязательств по договору (контракту, соглашению), в срок не позднее 10 рабочих дней со дня получения информации и документов о возникновении дебиторской задолженности по договору (контракту, соглашению) требования об исполнении обязательств по договору (контракту, соглашению) в срок, указанный в таком требовании, в случае если договором (контрактом, соглашением) предусмотрено внесение обеспечения обязательств.

3.4.4. Контроль за результатами рассмотрения требования об исполнении обязательств по договору (контракту, соглашению).

3.4.5. Подача в суд заявления о взыскании дебиторской задолженности по договорам (контрактам, соглашениям) в срок не позднее 5 рабочих дней со дня истечения срока, указанного в претензии о необходимости исполнения обязательств и погашения дебиторской задолженности, для исполнения должником требований об исполнении обязательств и (или) погашении дебиторской задолженности по договорам (контрактам, соглашениям).

3.4.6. Мониторинг принятия заявления о взыскании задолженности по договорам (контрактам, соглашениям) к рассмотрению судом.

3.4.7. Уточнение размера исковых требований в связи с доначислением суммы дебиторской задолженности в размере, установленном договором (контрактам, соглашениям) и (или) правовыми актами Российской Федерации, правовыми актами города Москвы, в период взыскания дебиторской задолженности в судебном порядке.

3.4.8. Участие в судебных разбирательствах и совершение действий, обеспечивающих взыскание задолженности.

3.4.9. Систематический мониторинг содержащейся в открытых источниках информации о наличии у должника имущества в целях обеспечения возможности взыскания дебиторской задолженности.

3.4.10. Подача в суд ходатайства о принятии обеспечительных мер, в случае если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, а также в целях предотвращения причинения ущерба органу исполнительной власти города Москвы, подведомственной организации.

3.4.11. Подача в суд заявления о выдаче исполнительного листа в срок не позднее трех рабочих дней со дня вступления в законную силу судебного акта о взыскании дебиторской задолженности.

3.4.12. Направление в Департамент городского имущества города Москвы документов и проекта заявления о признании должника банкротом в делах о банкротстве и процедурах, применяемых в делах о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам в срок не позднее 10 рабочих дней со дня вступления в законную силу судебного акта о взыскании дебиторской задолженности.

3.4.13. Совершение действий, необходимых для восстановления пропущенных сроков давности.

3.4.14. Обжалование актов, действий и (или) бездействия, препятствующих взысканию задолженности.

3.4.15. Передача исполнительного листа уполномоченному лицу, ответственному за работу с ФССП, в срок не позднее окончания рабочего дня, следующего за днем получения исполнительного листа.

3.4.16. Направление информации о взыскании дебиторской задолженности в Главное контрольное управление города Москвы в срок не позднее 10 рабочих дней со дня истечения 6 месяцев со дня истечения срока исполнения обязательства, в случае если дебиторская задолженность по договору (контракту, соглашению) превышает 50 млн. рублей и обязательства по договору (контракту, соглашению) не исполнены по истечении 6 месяцев со дня истечения срока исполнения обязательства, для анализа причин неисполнения обязательств, совместной выработки мер, направленных на взыскание дебиторской задолженности, и их реализации.

3.4.17. Мониторинг финансового положения должника, изменения финансового положения должника.

3.4.18. Систематический мониторинг поступления информации и (или) документов, которые подтверждают наличие оснований для признания безнадежной к взысканию дебиторской задолженности, и передача информации и (или) документов уполномоченному лицу, ответственному за работу с ФССП, и уполномоченному лицу, ответственному за обеспечение работы комиссии по поступлению и выбытию активов.

3.4.19. Внесение в соответствии с пунктом 1.6 настоящего Порядка в систему учета информации о ведении претензионно-исковой работы для взыскания задолженности по договорам (контрактам, соглашениям).

4. Признание безнадежной к взысканию дебиторской задолженности и списание безнадежной к взысканию дебиторской задолженности

4.1. Дебиторская задолженность признается безнадежной к взысканию в случаях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и к которым относится:

4.1.1. Смерть физического лица - должника или объявление его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.

4.1.2. Признание банкротом должника в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" - в части дебиторской задолженности, не погашенной по причине недостаточности имущества должника.

4.1.3. Ликвидация юридического лица - должника - в части дебиторской задолженности, не погашенной по причине недостаточности имущества должника и (или) невозможности их погашения учредителями (участниками) должника в пределах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации.

4.1.4. Принятие судом акта, в соответствии с которым утрачивается возможность взыскания задолженности в связи с истечением установленного срока ее взыскания (срока исковой давности), в том числе вынесение судом определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании дебиторской задолженности.

4.1.5. Вынесение судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным пунктами 3 и , если со дня образования дебиторской задолженности прошло более 5 лет, в следующих случаях:

4.1.5.1. Размер задолженности не превышает размера требований к должнику, установленного законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) для возбуждения производства по делу о банкротстве.

4.1.5.2. Возвращения судом заявления о признании должника банкротом или прекращения производства по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве.

4.1.6. Истечение установленного КоАП РФ срока давности исполнения постановления о назначении административного наказания при отсутствии оснований для перерыва, приостановления или продления такого срока.

4.1.7. В случаях, предусмотренных статьей 10 Федерального закона от 29 декабря 2015 года N 406-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" .

4.2. Признание безнадежной к взысканию дебиторской задолженности осуществляется на основании решения комиссии по поступлению и выбытию активов.

4.3. Решение о признании безнадежной к взысканию дебиторской задолженности принимается на заседании комиссии по поступлению и выбытию активов, на которой присутствует не менее трех членов указанной комиссии. Такое решение принимается большинством голосов от числа присутствующих на заседании комиссии по поступлению и выбытию активов членов указанной комиссии.

4.4. Для принятия комиссией по поступлению и выбытию активов решения о признании безнадежной к взысканию дебиторской задолженности уполномоченное лицо, ответственное за обеспечение работы комиссии по поступлению и выбытию активов, вносит на рассмотрение комиссии документы, которые подтверждают наличие оснований для принятия решений о признании безнадежной к взысканию дебиторской задолженности и к которым относится:

4.4.1. Выписка из отчетности об учитываемых суммах дебиторской задолженности по уплате платежей в бюджет города Москвы (в случае наличия дебиторской задолженности по платежам в бюджет города Москвы).

4.4.2. Справка о принятых органом исполнительной власти города Москвы, подведомственной организацией мерах по обеспечению взыскания дебиторской задолженности.

4.4.3. Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, подтверждающая факт исключения юридического лица - должника из Единого государственного реестра юридических лиц.

4.4.4. Выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей о прекращении деятельности вследствие признания банкротом индивидуального предпринимателя должника.

4.4.5. Документы, подтверждающие смерть физического лица или факт объявления его умершим.

4.4.6. Вступивший в законную силу судебный акт, в соответствии с которым утрачивается возможность взыскания дебиторской задолженности.

4.4.7. Постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства при возврате взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным пунктами 3 и 4 части 1 статьи 46 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" .

4.4.8. Постановление о прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания, вынесенное уполномоченным должностным лицом в соответствии с пунктом 4 статьи 31.7 КоАП РФ .

4.5. Решение о признании безнадежной к взысканию дебиторской задолженности оформляется актом комиссии по поступлению и выбытию активов о признании безнадежной к взысканию задолженности, подписанным членами комиссии по поступлению и выбытию активов, присутствовавшими на заседании комиссии по поступлению и выбытию активов, в котором указывается следующая информация:

4.5.1. Полное наименование юридического лица - должника, фамилия, имя, отчество (при наличии) физического лица - должника.

4.5.2. Идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер, код причины постановки на учет налогоплательщика юридического лица - должника (идентификационный номер налогоплательщика физического лица должника).

4.5.3. Сведения о платеже, по которому возникла дебиторская задолженность.

4.5.4. Код классификации доходов бюджетов Российской Федерации, по которому учитывается дебиторская задолженность по платежам в бюджет города Москвы, наименование указанного кода (в случае наличия дебиторской задолженности по платежам в бюджет города Москвы).

4.5.5. Сумма дебиторской задолженности.

4.5.6. Сумма штрафных санкций (штрафы, пени, проценты за пользование чужими денежными средствами).

4.5.7. Дата утвержденного акта комиссии по поступлению и выбытию активов о признании безнадежной к взысканию дебиторской задолженности, на которой принято решение о признании безнадежной к взысканию дебиторской задолженности.

4.6. Акт комиссии по поступлению и выбытию активов о признании безнадежной к взысканию дебиторской задолженности утверждается руководителем органа исполнительной власти города Москвы, руководителем подведомственной организации.

4.7. Решение о списании безнадежной к взысканию дебиторской задолженности принимается руководителем органа исполнительной власти города Москвы, руководителем подведомственной организации на основании документов, являющихся основанием для рассмотрения вопроса о списании безнадежной к взысканию дебиторской задолженности, и оформляется приказом (распоряжением) органа исполнительной власти города Москвы, подведомственной организации о списании безнадежной к взысканию дебиторской задолженности, который подписывается руководителем органа исполнительной власти города Москвы, руководителем подведомственной организации.

4.8. К документам, являющимся основанием для рассмотрения вопроса о списании безнадежной к взысканию дебиторской задолженности, относятся:

4.8.1. Утвержденный акт комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленный в связи с принятием комиссией по поступлению и выбытию активов решения о признании безнадежной к взысканию дебиторской задолженности.

4.8.2. Документы, подтверждающие отсутствие изменения финансового положения должника.

5. Обеспечение работы комиссии по поступлению и выбытию активов и работы для принятия решения о списании безнадежной к взысканию дебиторской задолженности

5.1. Обеспечение работы комиссии по поступлению и выбытию активов осуществляет уполномоченное лицо, ответственное за обеспечение работы комиссии по поступлению и выбытию активов.

5.2. К функциям уполномоченного лица, ответственного за обеспечение работы комиссии по поступлению и выбытию активов, относится:

5.2.1. Контроль за поступлением информации и (или) документов, которые подтверждают наличие оснований для принятия решения о признании безнадежной к взысканию дебиторской задолженности, информации и (или) документов о финансовом положении должника либо изменении финансового положения должника, документов, являющихся основанием для рассмотрения вопроса о списании безнадежной к взысканию дебиторской задолженности.

5.2.2. Организация проведения заседания комиссии по поступлению и выбытию активов не реже одного раза в месяц в срок не позднее 5 рабочих дней с начала каждого календарного месяца, а также подготовка к проведению указанного заседания информации и (или) документов, которые подтверждают наличие оснований для принятия решения о признании безнадежной к взысканию дебиторской задолженности.

5.2.3. Извещение членов комиссии по поступлению и выбытию активов о дате проведения заседаний комиссии по поступлению и выбытию активов в срок не позднее двух рабочих дней до дня проведения заседания комиссии по поступлению и выбытию активов.

5.2.4. Подготовка акта о признании безнадежной к взысканию дебиторской задолженности на основании решения, принятого комиссией по поступлению и выбытию активов, и передача его для утверждения руководителю органа исполнительной власти города Москвы, руководителю подведомственной организации в срок не позднее 10 рабочих дней со дня проведения заседания комиссии по поступлению и выбытию активов, на котором принято решение о признании безнадежной к взысканию дебиторской задолженности.

5.2.5. Подготовка приказа (распоряжения) органа исполнительной власти города Москвы, подведомственной организации о списании безнадежной к взысканию дебиторской задолженности на основании документов, указанных в пункте 4.8 настоящего Порядка, и передача указанного приказа (распоряжения) о списании безнадежной к взысканию дебиторской задолженности для подписания руководителем органа исполнительной власти города Москвы, руководителем подведомственной организации.

5.2.6. Передача приказа (распоряжения) органа исполнительной власти города Москвы, подведомственной организации о списании безнадежной к взысканию дебиторской задолженности уполномоченному лицу, ответственному за контроль за поступлением денежных средств на лицевые счета органа исполнительной власти города Москвы, подведомственной организации, в срок не позднее окончания рабочего дня, следующего за днем подписания руководителем органа исполнительной власти города Москвы, руководителем подведомственной организации указанного приказа (распоряжения).

5.2.7. Мониторинг финансового положения должников, изменения финансового положения должников в течение 5 лет со дня списания безнадежной к взысканию дебиторской задолженности на забалансовый счет.

5.2.8. Хранение и учет:

5.2.8.1. Документов, которые подтверждают наличие оснований для принятия решений о признании безнадежной к взысканию дебиторской задолженности.

5.2.8.2. Документов, являющихся основанием для рассмотрения вопроса о списании безнадежной к взысканию задолженности.

5.2.8.3. Информации и (или) документов о финансовом положении должников, изменении финансового положения должников, в том числе явившихся основанием для принятия решения о признании безнадежной к взысканию дебиторской задолженности, решения о списании безнадежной к взысканию дебиторской задолженности.

5.2.8.4. Утвержденных актов комиссии по поступлению и выбытию активов о признании безнадежной к взысканию дебиторской задолженности.

5.2.8.5. Принятых приказов (распоряжений) органа исполнительной власти города Москвы, подведомственных организаций о списании безнадежной к взысканию дебиторской задолженности.

5.2.8.6. Иной информации и иных документов, связанных с принятием решения о признании безнадежной к взысканию дебиторской задолженности, решения о списании безнадежной к взысканию задолженности.

5.3. Внесение в соответствии с пунктом 1.6 настоящего Порядка в систему учета информации о работе с дебиторской задолженностью.

6. Контроль исполнения функций по работе с дебиторской задолженностью

6.1. Контроль за эффективностью и результативностью исполнения функций по работе с дебиторской задолженностью в органе исполнительной власти города Москвы, подведомственной организации осуществляется уполномоченным лицом, ответственным за контроль выполнения функций по работе с дебиторской задолженностью.

6.2. К функциям уполномоченного лица, ответственного за контроль выполнения функций по работе с дебиторской задолженностью в органе исполнительной власти города Москвы, подведомственной организации, относится:

6.2.1. Контроль за своевременностью внесения в соответствии с пунктом 1.6 настоящего Порядка в систему учета информации по итогам работы с дебиторской задолженностью, ее полнотой и достоверностью.

6.2.2. Контроль за выполнением планов мероприятий по работе с дебиторской задолженностью, подготовкой отчетности о работе с дебиторской задолженностью, отчетов о состоянии дебиторской задолженности.

6.2.3. Контроль за достижением показателей эффективности и результативности работы с дебиторской задолженностью, анализ эффективности и результативности выполнения функций по работе с дебиторской задолженностью.

6.2.4. Подготовка предложений по формированию показателей эффективности и результативности работы с дебиторской задолженностью, выработка мер, направленных на устранение причин, влияющих на эффективность и результативность работы с дебиторской задолженностью, препятствующих снижению размера дебиторской задолженности.

6.2.5. Обеспечение взаимодействия с Главным контрольным управлением города Москвы, в том числе по вопросам:

6.2.5.1. Полноты и своевременности выполнения мероприятий, выработанных в рамках взаимодействия с Главным контрольным управлением города Москвы.

6.2.5.2. Своевременности представления информации и (или) документов о работе с дебиторской задолженностью органа исполнительной власти города Москвы и подведомственных организаций в Главное контрольное управление города Москвы, а также контроля за полнотой и достоверностью представляемых сведений.

6.2.5.3. Достижения показателей эффективности и результативности работы с дебиторской задолженностью органа исполнительной власти города Москвы и подведомственных организаций.

6.2.6. Согласование планов мероприятий по работе с дебиторской задолженностью подведомственных организаций в следующие сроки:

6.2.6.1. На следующий квартал - в срок не позднее 25 числа третьего месяца текущего квартала.

6.2.7. Согласование отчетов о состоянии дебиторской задолженности и информации о выполнении планов мероприятий по снижению размера дебиторской задолженности органа исполнительной власти города Москвы, подведомственных организаций в следующие сроки:

6.2.7.1. За отчетный квартал - в срок не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

6.2.7.2. За отчетный год - в срок не позднее 20 января года, следующего за отчетным годом.

6.2.8. Лицо, ответственное за контроль выполнения функций по работе с дебиторской задолженностью в органе исполнительной власти города Москвы, обеспечивает эффективность и результативность исполнения функций по работе с дебиторской задолженностью подведомственными организациями.

6.3. Подготовка планов мероприятий по работе с дебиторской задолженностью, отчетности о работе с дебиторской задолженностью и информации о выполнении планов мероприятий по работе с дебиторской задолженностью осуществляется уполномоченным лицом, ответственным за подготовку отчетности о работе с дебиторской задолженностью.

6.4. К функциям уполномоченного лица, ответственного за подготовку отчетности о работе с дебиторской задолженностью, относится:

6.4.1. Подготовка отчетов о состоянии дебиторской задолженности, представляемых за первый, второй, третий кварталы и за год, и информации о выполнении планов мероприятий по работе с дебиторской задолженностью органа исполнительной власти города Москвы, подведомственных организаций, представление указанных отчетов и информации для согласования уполномоченному лицу, ответственному за контроль выполнения функций по работе с дебиторской задолженностью, и для утверждения руководителю органа исполнительной власти города Москвы в следующие сроки:

6.4.1.1. За отчетный квартал - в срок не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

6.4.1.2. За отчетный год - в срок не позднее 15 января года, следующего за отчетным годом.

6.4.2. Подготовка планов мероприятий по работе с дебиторской задолженностью органа исполнительной власти города Москвы, подведомственных организаций, в том числе предусматривающих:

6.4.2.1. Мероприятия по снижению размера дебиторской задолженности.

6.4.2.2. Мероприятия по повышению эффективности и результативности работы с дебиторской задолженностью.

6.4.2.3. Указание ответственных лиц за реализацию мероприятий по работе с дебиторской задолженностью.

6.4.2.4. Сроки выполнения мероприятий по работе с дебиторской задолженностью.

6.4.2.5. Сумму дебиторской задолженности, планируемую к снижению.

6.4.3. Направление планов мероприятий по работе с дебиторской задолженностью органа исполнительной власти города Москвы и подведомственных организаций для согласования уполномоченному лицу, ответственному за контроль выполнения функций по работе с дебиторской задолженностью, и для утверждения руководителю органа исполнительной власти города Москвы в следующие сроки:

6.4.3.1. На следующий квартал - в срок не позднее 20 числа третьего месяца текущего квартала.

6.4.4. Представление в Главное контрольное управление города Москвы утвержденных руководителем органа исполнительной власти города Москвы планов мероприятий по работе с дебиторской задолженностью органа исполнительной власти города Москвы и подведомственных организаций в следующие сроки:

6.4.4.1. На следующий квартал - в срок не позднее 30 числа третьего месяца текущего квартала.

6.4.5. Представление в Главное контрольное управление города Москвы утвержденных руководителем органа исполнительной власти города Москвы отчетов о состоянии дебиторской задолженности и информации о выполнении планов мероприятий по работе с дебиторской задолженностью органа исполнительной власти города Москвы и подведомственных организаций в следующие сроки:

6.4.5.1. За отчетный квартал - в срок не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

6.4.5.2. За отчетный год - в срок не позднее 25 января года, следующего за отчетным годом.

6.4.6. Предоставление по запросу Главного контрольного управления города Москвы информации и документов о работе с дебиторской задолженностью, необходимых для проведения оценки эффективности и результативности работы с дебиторской задолженностью, списка уполномоченных лиц, ответственных за работу с дебиторской задолженностью.

6.5. Порядок предоставления, а также форма и содержание планов мероприятий по работе с дебиторской задолженностью, отчетности о работе с дебиторской задолженностью и информации о выполнении планов мероприятий по работе с дебиторской задолженностью органа исполнительной власти города Москвы и подведомственных организаций утверждаются Главным контрольным управлением города Москвы.

Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка мэрии Москвы

Утверждено Приказом руководителя Организации от "___"__________ ____ г. N ____

ПОЛОЖЕНИЕ об организации работы по взысканию дебиторской задолженности в ____________________________________ (наименование организации)

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящее Положение устанавливает порядок работы подразделений Организации по взысканию дебиторской задолженности.

1.2. Используемые в настоящем Положении понятия:

Должник, дебитор - одна из сторон гражданско-правового обязательства имущественной связи между двумя или более лицами;

Дебиторская задолженность - не исполненное в срок контрагентом обязательство о выплате денежных средств в пользу Организации в соответствии с законодательством Российской Федерации или договором, а также не исполненное в срок обязательство контрагента, задолженность по которому возникла в соответствии с предварительно уплаченной контрагенту суммой (авансом) по договору;

Срок погашения дебиторской задолженности - срок, установленный договором или законом;

Просроченная дебиторская задолженность - долг дебитора перед Организацией, который не был погашен в предусмотренные договором или законом сроки;

Подразделение-исполнитель - структурное подразделение Организации, инициировавшее заключение договора либо отвечающее за осуществление расчетов с контрагентами в соответствии со своей компетенцией.

1.3. Ответственность за своевременный и надлежащий учет исполнения обязательств перед Организацией, полноту и достоверность документов, подтверждающих дебиторскую задолженность, несет подразделение-исполнитель.

1.4. Бухгалтерское подразделение ведет учет и проводит инвентаризацию дебиторской задолженности.

1.5. Юридическое подразделение несет ответственность за правильность составления претензий и исков к контрагентам, представление в установленном порядке интересов Организации в уполномоченных органах при взыскании дебиторской задолженности, за соблюдение сроков и порядка обжалования судебных актов.

2. ДОСУДЕБНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ВЗЫСКАНИЮ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ

2.1. Подразделение-исполнитель осуществляет следующие меры, направленные на погашение дебиторской задолженности:

Подготовка и направление письменных обращений к дебитору по вопросу погашения им в добровольном порядке дебиторской задолженности;

Проведение переговоров с представителями дебитора с целью получения причитающейся оплаты во внесудебном порядке (уточнение сроков и порядка погашения дебиторской задолженности).

2.2. В течение ________ дней с даты образования дебиторской задолженности подразделение-исполнитель направляет в юридическое подразделение служебную записку о необходимости предъявления претензии, к которой прилагаются следующие документы:

Копии документов, на основании которых возникла дебиторская задолженность, и документов, подтверждающих ее размер (договоры, акты передачи товарно-материальных ценностей, выполненных работ или оказанных услуг, акты сверок взаимных расчетов и т.д.);

Реквизиты контрагента (наименование и местонахождение контрагента, банковские реквизиты, ИНН и т.д.);

Расчет суммы требований (основного долга и начисленных штрафных сумм);

Копии писем по факту неисполнения или ненадлежащего исполнения контрагентом обязательства;

Копии иных документов, имеющих отношение к неисполнению контрагентом обязательства.

2.3. Юридическое подразделение в течение ___________ с момента получения служебной записки о наличии дебиторской задолженности предъявляет должнику претензию, которая передается ему под роспись или направляется заказной почтой с уведомлением о вручении.

2.4. Если оснований для предъявления претензии нет, юридическое подразделение письменно сообщает об этом подразделению-исполнителю.

2.5. О факте предъявления должнику претензии юридическое подразделение не позднее ____________ после ее предъявления информирует подразделение-исполнителя, а также направляет ему копию претензии.

2.6. Подразделение-исполнитель осуществляет контроль за исполнением контрагентом требований, содержащихся в претензии. О результатах рассмотрения претензии должником подразделение-исполнитель сообщает служебной запиской юридическому подразделению в течение __________ с даты получения ответа на претензию или истечения срока ответа на нее.

3. СУДЕБНЫЙ ПОРЯДОК ВЗЫСКАНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ

3.1. В случае если дебитор не исполнил заявленные в претензии требования в указанный в ней срок, дебиторская задолженность подлежит взысканию в судебном порядке.

3.2. Юридическое подразделение в течение _______ с даты получения служебной записки подразделения-исполнителя и оплаты госпошлины предъявляет исковое заявление в суд в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации.

3.3. В случае если имеющаяся информация и документы не позволяют обосновать исковые требования, иск не предъявляется, о чем в письменном виде юридическое подразделение сообщает руководителю Организации и подразделению-исполнителю.

3.4. Передача в юридическое подразделение материалов и документов для ведения судебной работы в отношении должника не освобождает подразделение-исполнителя от обязанности контроля за исполнением контрагентом своих обязательств. В случае погашения контрагентом задолженности (полного или частичного), достижения договоренности об условиях мирового соглашения или иной договоренности о погашении долга подразделение-исполнитель незамедлительно направляет в юридическое подразделение письменное сообщение об этом.

3.5. При рассмотрении искового заявления о взыскании дебиторской задолженности подразделение-исполнитель обязано оказывать юридическому подразделению помощь в подготовке документов, а при необходимости - обеспечить присутствие на судебных заседаниях своих специалистов.

3.6. После выдачи судом исполнительного листа о взыскании просроченной дебиторской задолженности юридическое подразделение организует взаимодействие с подразделениями службы судебных приставов для взыскания дебиторской задолженности на основании выданного судом исполнительного листа.

3.7. Юридическое подразделение ежемесячно, до _________ числа, предоставляет в подразделение-исполнитель сведения о результатах проведенной судебной работы с указанием дебиторов, по которым были представлены документы для предъявления исков, и информацию о ходе взыскания по исполнительным листам.

4. ОСНОВАНИЯ СПИСАНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ

4.1. Основаниями для списания дебиторской задолженности являются 1:

Истечение срока исковой давности;

Невозможность исполнения, если она вызвана обстоятельством, за которое ни одна из сторон не отвечает;

Если в результате издания акта государственного органа исполнение обязательства становится невозможным полностью или частично;

Смерть должника;

С ликвидация должника - юридического лица.

1 Дебиторская задолженность, нереальная к взысканию (безнадежный долг), при определенных условиях может быть списана и учтена в составе внереализационных расходов для целей исчисления налога на прибыль на основании пп. 2 п. 2 ст. 265 Налогового кодекса Российской Федерации.


Похожие документы

Управление дебиторской задолженностью Брунгильд Светлана Геннадьевна

Внутренний регламент предприятия

Внутренний регламент предприятия

Первое, что нужно сделать при возникновении просроченной дебиторской задолженности, – напомнить клиенту о необходимости осуществления платежа. При этом сотрудники финансовой службы осуществляют контроль погашения дебиторской задолженности, а менеджеры отдела продаж, которые тесно работают с клиентами, ведут переговоры. Также необходимо решить, готова ли компания изменить договорные условия в части применения санкций. Например, есть ли возможность подождать оплаты без начисления процентов. Такое решение может приниматься кредитной комиссией в результате рассмотрения причин неуплаты и того, насколько важен данный клиент для компании.

Дальнейшее неисполнение обязательств можно рассматривать как основание для решения вопроса о взыскании дебиторской задолженности и штрафных санкций в судебном порядке.

При неисполнении договорных обязательств контрагентами наиболее часто проводятся мероприятия:

Телефонный звонок с напоминанием о необходимости погашения задолженности;

Временное прекращение обслуживания клиентов;

Взыскание задолженности в судебном порядке.

Для успешного управления просроченной дебиторской задолженностью необходимо регламентировать процесс внутренними документами и создать для персонала компании условия, позволяющие следовать данному регламенту. Должен быть формализован подход к работе с каждым клиентом, налажен документооборот, назначены ответственные лица и утверждены их права и обязанности, а также полномочия для решения нетипичных проблем.

Приведем несколько примеров внутреннего регламента коммерческой фирмы.

Вариант первый.

1. Кредитный контролер ежедневно регистрирует поступающие платежи, проверяет работу базы данных на предмет автоматического начисления штрафов и пеней. На основании отчета по просроченной дебиторской задолженности составляется служебная записка, которая направляется руководителю отдела продаж.

2. Ежемесячно кредитный контролер ранжирует клиентов по установленному алгоритму. При изменении статуса клиента (и соответственно – условий отгрузки и оплаты) кредитный контролер ставит в известность руководителя отдела продаж и менеджера по продажам об изменении статуса клиента и прекращении отгрузок данному клиенту.

3. Менеджер по продажам уведомляет клиента об изменении условий в рамках договора, напоминает о необходимости оплаты, проводит с ним встречи и переговоры, предлагает схемы погашения долга (график погашения, взаимозачет, бартер и пр.). Кроме того, составляется акт сверки (в двух экземплярах).

4. В случае неудачного завершения переговоров с клиентом юридический отдел на основании заявления менеджера по продажам направляет должнику письмо с просьбой вернуть задолженность (заказное с уведомлением) и претензию.

5. Если выполнение этих процедур не приводит к погашению долга, финансовый директор принимает решение либо продать дебиторскую задолженность, либо заключить договоры цессии, факторинга или же обращается в суд.

6. Юридическое сопровождение данного процесса обеспечивает юридический отдел.

Вариант второй. Регламент работы кредитного контролера:

1. Восстановление причин, истории и структуры конфликтной ситуации. На данном этапе используются все доступные информационные источники, например: беседы с третьими лицами, изучение документов, предоставленных партнерами, и т. д. Необходимо, независимо от данных, предоставленных клиентом, прояснить все обстоятельства возникновения задолженности.

2. Взаимодействие с менеджерами отдела продаж, распределение функций.

3. Установление контактов с клиентом, выяснение полномочных лиц. Иногда при работе с контрагентами приходится прибегать к поддержке авторитетных инстанций, иногда – действовать напрямую, устанавливая личные отношения.

4. Коррекция представлений и намерений клиента и партнеров относительно природы конфликта и путей его решения. В ходе таких обсуждений формируются общие для конфликтующих сторон рамки понимания, некоторая общность во взглядах на существо сложившейся ситуации.

5. Поиск и формирование зон допустимого компромисса.

6. Конструирование схемы разрешительных действий. В работе важно не только найти решение, но и реализовать его. Необходимо создание системы гарантий для каждой из сторон.

7. Обеспечение законности всех шагов разрешительного процесса: насколько законны претензии конфликтующих сторон, проанализировать отношения, вытекающие из законодательства и подписанных сторонами документов.

Основываясь на опыте реструктуризации и реформирования предприятий России, можно предложить следующие меры по организации такой работы:

Создание целевой группы по работе с дебиторской задолженностью;

Составление и анализ реестра «старения» счетов дебиторов;

Разработка плана мероприятий по работе с конкретными контрагентами с указанием сроков, ответственных, оценкой затрат и полученного эффекта;

Внесение информации о планируемых суммах возвращаемой задолженности в финансовый план предприятия с последующим контролем выполнения;

Разработка и утверждение положения о поощрении за результат, достигнутый целевой группой.

Целевая группа может состоять из сотрудников отделов маркетинга, сбыта, бухгалтерии. Численность группы зависит от масштабов предприятия и составляет 3–5 человек.

Как правило, после начала проработки реестра счетов дебиторов определяются затраты, необходимые для возврата задолженности, и сумма возврата.

Мероприятия по работе с дебиторами могут включать:

Телефонные переговоры;

Выезды к контрагентам;

Оформление договоров цессии;

Разработку схем погашения задолженности векселями с их последующей реализацией;

Разработку эффективных бартерных схем;

Проработку возможностей обращения в арбитраж.

Опыт реформирования российских предприятий показывает, что меры по возврату дебиторской задолженности входят в группу наиболее действенных мер повышения эффективности за счет внутренних резервов предприятия и могут быстро принести хороший результат. Возврат задолженности в сжатые сроки – реальная возможность пополнения дефицитных оборотных средств.

Из книги Финансы и кредит автора Шевчук Денис Александрович

65. Финансовые ресурсы предприятия: источники формирования и направления использования. Структура капитала предприятия Для осуществления хозяйственной деятельности предприятие должно располагать основным и оборотным капиталом. Деление капитала на основной и

Из книги Тайный язык денег. Как принимать разумные финансовые решения автора Крюгер Дэвид

Внутренний торг «Боже, дай мне целомудрие и воздержание, только не сейчас». Кто из нас не присоединит свой голос к молитве блаженного Августина, произнесенной им почти две тысячи лет назад? Когда мы говорим себе: «Хорошо, сейчас я съем еще кусок торта, а на диету сяду со

Из книги Инвестиционные проекты: от моделирования до реализации автора Волков Алексей Сергеевич

5.10.3. Регламент системы бюджетирования Система бюджетирования регламентируется с помощью набора документов, описывающих процедуры планирования, учета, анализа и контроля.Основными формами документов, регламентирующих бюджетный процесс, являются:? положение по

Из книги Как подготовиться и вести себя при проверках. Что от вас скрывают проверяющие органы автора Химич Николай Васильевич

5. Регламент проведения проверок 5.1 Общие положения 26 декабря 2008 года был подписан Федеральный закон № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее -

автора Демин Юрий

Глава 11 Документы, определяющие порядок осуществления определенного вида деятельности: инструкция, положение, регламент Инструкция по виду деятельности – локальный нормативный акт, устанавливающий единый порядок осуществления компанией какого-либо вида деятельности

Из книги Делопроизводство. Подготовка служебных документов автора Демин Юрий

Глава 13 Акты, определяющие порядок осуществления полномочий сотрудниками (определенными категориями сотрудников): должностная инструкция, рабочая инструкция, должностной регламент Должностная инструкция – локальный нормативный акт, регламентирующий вопросы

Из книги Национальная экономика автора Корниенко Олег Васильевич

Вопрос 51 Внутренний долг Ответ Займы государства приводят к возникновению государственного долга, равного сумме накопленных в течение некоторого времени бюджетных дефицитов, погашение которого связано с отвлечением средств от расходования их на государственные

Из книги Аудит. Шпаргалки автора Самсонов Николай Александрович

70. Внутренний аудит предприятия Внутренний аудит – организованная экономическим субъектом, действующая в интересах его руководства и (или) собственников, регламентированная внутренними документами система контроля за соблюдением установленного порядка ведения

Из книги Экономический анализ. Шпаргалки автора Ольшевская Наталья

29. Внутренний аудит Гораздо сильнее аналитическое начало проявляется во внутреннем аудите, чем во внешнем. Это обусловливается, прежде всего, тем, что частные предприятия, общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, концерны и другие хозяйственные

Из книги Треннинг. Настольная книга тренера автора Торн Кей

Внутренний обзор подразделения Это возможность для подразделения ОиР (Обучения и Развития) увидеть свою команду «со стороны» и критически оценить собственную работу и ее полезность для организации. Первоочередными источниками информации для этих обзоров могут быть

Из книги Внутренняя сила лидера. Коучинг как метод управления персоналом автора Уитмор Джон

Внутренний бизнес Тим Голви был, возможно, первым, кто предложил – прежде всего в книге «Работа как внутренняя игра» (The Inner Game of Work) – простой, но емкий метод коучинга, применимый практически к любой ситуации. Много лет назад я разыскал Голви, стал его учеником, а затем

Из книги Лидерство, основанное на принципах автора Кови Стивен Р

Внутренний рост Теперь перейдем от развития знаний и умений к внутреннему росту личности. Представим, что какой-то человек находится на уровне пятого дня интеллектуального развития, но в эмоциональном отношении – только на уровне второго дня.Все идет хорошо, пока светит

Из книги Быстрые результаты. 10-дневная программа повышения личной эффективности автора Парабеллум Андрей Алексеевич

Внутренний прапорщик У каждого из нас в голове есть три персонажа, три роли.«Стратег» - это генерал, который выстраивает огромные планы, все наши списки, мечтания и цели из 500 пунктов. Если они переходят из месяца в месяц или из года в год (что самое страшное), и в них

автора Бородин Константин

Регламент по follow-up Данный регламент предназначен для врачей стоматологической клиники.Follow-up - (англ. – доведение до конца, последующие мероприятия) – действия по сопровождению чего-либо, как при отслеживании до конца или переоценке в случае новых вводных.В

Из книги Прибыльная стоматология. Советы владельцам и управляющим автора Бородин Константин

Регламент по стимулированию рекомендаций 1. При оплате услуг пациентом администратор предлагает порекомендовать нашу клинику.2. Текст для администратора:«Если вам все понравилось у нас в клинике, пожалуйста, порекомендуйте нас своим родным, друзьям, коллегам. Вам не

Из книги Личный бренд. Позаботьтесь о вашей репутации прежде, чем это сделают другие автора Ситкинс Патрик

Внешний или внутренний бренд Один из моих постоянных клиентов попросил меня оказать помощь в формировании стратегии расширения бизнеса. Проанализировав различные сферы его деятельности, мы пришли к выводу, что мой клиент недостаточно времени уделяет управлению



Похожие статьи