Понятия финансовой системы российской федерации. Организация страховой деятельности в РФ. Понятие финансовой системы

Лекция 1. Понятие, сущность и функции финансов


1. Сущность финансов

2. Функции финансов

3. Финансовый механизм

4. Финансовая система

5. Этапы развития финансов в России


1. Сущность финансов

Понятие "финансы" зачастую отождествляют с деньгами. Для этого рассмотрим историю развития данной категории. Термин "финансы" (ит. finansia) возник в ХШ-ХУ вв. в торговых городах Италии и сначала означал любой денежный платеж, т.е. данный термин означал какой-то процесс, отношения между субъектами, а конкретно - денежные отношения.

Таким образом, основными признаками финансов являются:

1. Денежные отношения , т.е. деньги выступают материальной основой существования и функционирования финансов (где нет денег, не может быть финансов).

2. Наличие двух субъектов , один из которых наделен особыми полномочиями. Таким субъектом выступает государство.

3. В процессе денежных отношений осуществляется формирование или использование общегосударственных фондов денежных средств . Можно сказать, что отличительным признаком финансов является их фондовый характер.

4. Регулярное поступление средств в бюджет не может быть обеспечено без придания налогам, сборам и другим платежам государственно-принудительного характера, что достигается посредством правовой нормотворческой деятельности государства, создания соответствующего фискального аппарата.

Финансы – это не деньги, но в тоже время без денег нет финансов.

Финансы – это совокупность отношений по формированию, распределению и использованию фондов денежных средств.

Финансы - это совокупность денежных отношений, в процессе которых осуществляются формирование и использование общегосударственных фондов денежных средств для выполнения государством экономических, социальных и политических задач.

В качестве предпосылки возникновения финансов можно назвать:

Первая предпосылка. В Центральной Европе в результате первых буржуазных революций власть монархов была значительно урезана и произошло отторжение главы государства (монарха) от казны. Возник общегосударственный фонд денежных средств - бюджет, которым глава государства не мог единолично распоряжаться.

Вторая предпосылка. Формирование и использование бюджета стали носить системный характер, т.е. возникли системы государственных доходов и расходов с определенным составом, структурой и законодательным закреплением. Примечательно, что основные группы расходной части бюджета практически не изменились в течение многих столетии. Уже тогда были обозначены четыре направления расходов: па военные цели, управление, экономику, социальные нужды.

Интересно, что практически до сих пор неизменной (11-13%) остается доля расходов на управление в бюджетах разных стран в различные периоды. Существенные изменения в структуре государственных расходов произошли во второй половине XX столетия. Они выразились в том, что некоторые страны Западной Европы значительно снизили военные расходы и отдали предпочтение затратам на социальные цели, экономику.

Третья предпосылка. Налоги в денежной форме приобрели преимущественный характер, тогда как ранее доходы государства формировались главным образом за счет натуральных податей и трудовых повинностей.

Таким образом, только на данном этане развития государственности и денежных отношений стало возможным распределение созданного продукта в стоимостном выражении.

Главным материальным источником денежных доходов и фондов любого государства являются валовой внутренний продукт и его основная часть - национальный доход. С помощью Финансов осуществляется его распределение и перераспределение и, следовательно, прямое воздействие на производство, распределение и потребление.

Таким образом, финансы выражают определенную сферу производственных отношений и относятся к базисной категории.

Финансы вместе с тем являются и исторической категорией, так как они имеют стадии возникновения, развития, т.е. изменяются во времени.

Можно выделить два основных этапа развития финансов.

Первый этап - неразвитая форма финансов. Она характеризуется, во-первых, непроизводительным характером финансов, т.е. основная масса денежных средств (2/3 бюджета) расходовалась на военные цели и практически финансы не оказывали воздействия на экономику. Во-вторых, узостью финансовой системы, состоящей из одного звена - бюджетного и ограниченного количества финансовых отношений. Все они были связаны с формированием и использованием бюджета.

По мере развития товарно-денежных отношений, государственности возникала необходимость в новых общегосударственных фондах денежных средств и соответственно в новых группах денежных отношений по поводу их формирования и использования.

В настоящее время повсеместно независимо от политического устройства и уровня экономического устройства того или иного государства финансы вступили во второй этап своего развития. Это обусловлено многозвенностью финансовых систем, высокой степенью их воздействия на экономику и большим разнообразием финансовых отношений.

Наряду с традиционными государственными финансами значительное развитие получили местные финансы, внебюджетные специальные правительственные фонды, финансы государственных предприятий. Возникли совершенно новые сферы финансовых отношении, такие, как финансы межгосударственных сообществ. Например, страны Европейского сообщества создали межгосударственные фонды денежных средств, используемые для финансирования сельского хозяйства, преодоления негативных последствий интеграционных процессов отдельными регионами этих стран. Страны СНГ также стоят на пути создания аналогичных фондов. Новой сферой финансовых отношений выступают и финансы частных транснациональных корпораций.

Исходя из сказанного можно дать более широкое определение финансов.

Финансы - это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

Для финансовых отношений характерно присутствие государства в качестве субъекта наделенного особыми правами. Государство устанавливает налоги, сборы, регламентирует порядок формирования фондов на предприятиях.

Финансы развивались вместе с укреплением государства. Для докапиталистических стадий и для раннего капитализма характерные развитые формы финансов. Их отличительная особенность – не производительный характер использования, например, средства госбюджета, расходовались на содержание королевского двора, воин. Новая развитая форма финансов сформировалась в промышленно-развитых странах в 20 веке. Ее отличие в активной роли финансов, с помощью которых государство воздействует на экономику (на сферу материального производства). Теоретической основой современных финансов послужило кейсианство. Кейнс выпустил книгу «Общая теория занятости, процентов и денег» в 1936 году. Сущность кейсианства в том, что Кейнс доказал, что государство может сглаживать циклические колебания в экономическом процессе формирования государственного бюджета. По Кейнсу существует 2 рычага фискальной политики (фискус – казна):

1. государственные расходы

Например: при спаде производства государству целесообразно увеличить государственные расходы, формируемые дефицит госбюджета (расходы больше доходов). При высокой инфляции государству необходимо сократить платежеспособный спрос и это может быть достигнуто за счет увеличения налогов и формирования излишка госбюджета.

До середины 70-х годов основа была кейсианство.

2. Функции финансов

1. Распределительная функция

С помощью финансов распределяется валовой национальный продукт (ВВП) и национальный доход (НД)


ВНП = (МЗ + ТЗ) + П

МЗ – материальные затраты

ТЗ – трудовые затраты

П – прибыль

Материальные затраты – затраты, перенесенные на готовую продукцию,


НД = ТЗ + П – вновь созданная стоимость


Сначала происходит первичное распределение национального дохода, т.е. каждый участник материального производства получает соответствующий доход (наемный работник – заработную плату, собственник средства производства – прибыль, которую в дальнейшем использует на потребление и расширение производства).

Вторичное распределение или перераспределение. Оно идет в сфере обращения (торговля и услуги). Оно происходит так же через налоговую систему в бюджеты различных уровней. Перераспределение может происходить между отраслями натурального производства, между различными социальными группами. Происходит также разо средств в внепроизводственную сферу.

2. Контрольная функция.

Другой важнейшей функцией финансов является контрольная, которая тесно связана с распределительной. Среди огромного многообразия финансовых отношений нет ни одного, которое не было бы связано с контролем за формированием и использованием денежных фондов. В то же время нет и таких финансовых отношений, которым была бы присуща только функция контроля.

С помощью финансов государство осуществляет распределение общественного продукта не только в натурально-вещественной форме, но и в стоимостной. В связи с этим становится возможным и необходимым контроль за обеспечением стоимостных и натурально-вещественных пропорций в процессе расширенного воспроизводства.

Она проявляется через деятельность финансовых и контрольных органов, которые устанавливают нормативные требования в области финансов и контролируют их выполнение. Важный способ финансового контроля – контроль рублей (установление штрафов, пени, неустоек и т.д.).

Финансы осуществляют контроль на всех стадиях создания, распределения и использования общественного продукта и национального дохода. Главное назначение контроля состоит в том, чтобы способствовать наиболее рациональному использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств с целью повышения эффективности общественного производства, улучшения качества работы во всех звеньях народного хозяйства.

Объектом контрольной функции финансов являются финансовые показатели деятельности предприятий, организаций, учреждений.

Формой реализации контрольной функции финансов является финансовый контроль. Если контрольная функция финансов является свойством самих финансов, то финансовый контроль является деятельностью особых контролирующих органов, которые осуществляют этот контроль

Контролю подлежат объекты независимо от их ведомственной подчиненности.

> Ведомственный финансовый контроль осуществляют контрольно-ревизионные отделы министерств, ведомств. Эти органы проводят проверки финансово-хозяйственной деятельности подведомственных предприятий, учреждений.

> Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляют финансовые службы предприятий, учреждений (бухгалтериями, финансовыми отделами). В их функции входит проверка производственной и финансовой деятельности самого предприятия, а также его структурных подразделений.

> Общественный финансовый контроль выполняют отдельные физические лица на добровольных началах.

> Независимый финансовый контроль осуществляют аудиторские фирмы и службы. Объектом контроля является деятельность всех экономических субъектов.

3. Регулирующая функция – воздействие на сферу производства.

4. Стабилизирующая функция, следствие регулирующего воздействия финансов на экономику.

3. Финансовый механизм


Финансы воздействуют на сферу производства через финансовый механизм, который состоит из 5 взаимосвязанных элементов.

1. финансовые методы – это способы воздействия финансов на экономику.

Например, финансовое планирование, инвестирование, система расчетов, страхование и т.д.

2. финансовые рычаги – приемы действий финансового метода (цена, амортизация, дивиденды, % ставки, курсы валют и ценных бумаг и т.д.)

3. Правовое обеспечение – законы, постановления и др. документы органов управления.

4. Нормативное обеспечение - инструкции, нормативы, методические указания и т.д., которые по финансовой части выпускают Минфин. Государственный Таможенный комитет, Государственная налоговая инспекция.

5. Информационное обеспечение.

В состав информационной инфраструктуры современных финансов входят:

База данных содержание правовую и нормативную информацию, органы статистики

4. Финансовая система


Это с институциональной точки зрения, совокупность финансовых учреждений, с экономической точки зрения - это совокупность денежных отношений. Она состоит из следующих звеньев:

Общегосударственные финансы, их задача – концентрация ресурсов и финансирование государственных нужд;

Территориальные финансы, решают туже задачу, но на своей территории,

Финансы хозяйствующих объектов и, прежде всего, предприятий сферы материального производства.

Финансы граждан, финансы домохозяйств.

В связи с этим финансовая система представляет собой совокупность различных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.

Финансовая система Российской Федерации включает следующие сферы финансовых отношений: государственный бюджет, внебюджетные фонды, кредит, фонды имущественного и личного страхования, фондовый рынок, финансы предприятий различных форм собственности. Все перечисленные финансовые отношения можно разбить на две подсистемы. Это - общегосударственные финансы , за счет которых обеспечиваются потребности расширенного воспроизводства на макроуровне, и финансы хозяйствующих субъектов , используемые для обеспечения воспроизводственного процесса денежными средствами на микроуровне (вставить таблицу).

Разграничение финансовой системы на отдельные звенья обусловлено различиями в задачах каждого звена, а также в методах формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Общегосударственные централизованные фонды денежных ресурсов создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства. Важная роль, которую выполняет государство в области экономического и социального развития, приводит к необходимости централизации в его распоряжении значительной части финансовых ресурсов. Формами их использования являются бюджетные и внебюджетные фонды, за счет которых обеспечиваются потребности государства в решении экономических, политических и социальных задач. Иные формы и методы образования и использования денежных фондов применяются кредитными и страховыми звеньями финансовой системы.

Децентрализованные фонды денежных средств образуются из денежных доходов и накоплений самих предприятий.

Несмотря на разграничение сферы деятельности и применение особых способов и форм образования и использования денежных фондов в каждом отдельном звене, финансовая система является единой, так как базируется на едином источнике ресурсов всех звеньев данной системы.

Основой единой финансовой системы являются финансы предприятий, поскольку они непосредственно участвуют в процессе материального производства.

Источником централизованных государственных фондов денежных средств является национальный доход, создаваемый в сфере материального производства.

Общегосударственные финансы органически связаны с финансами предприятий. С одной стороны , главным источником доходов бюджета является национальный доход, создаваемый в сфере материального производства. С другой - процесс расширенного воспроизводства осуществляется не только за счет собственных средств предприятий, но и за счет общегосударственного фонда денежных средств в форме бюджетных ассигнований, использования банковских кредитов. При недостаточности собственных средств предприятие может привлекать на акционерной основе средства других предприятий, а также на базе операций с ценными бумагами - заемные средства. Посредством заключения договоров со страховыми компаниями осуществляется страхование предпринимательских рисков. Взаимосвязь и взаимозависимость составных звеньев финансовой системы обусловлены единой сущностью финансов.

Через финансовую систему государство воздействует на формирование централизованных и децентрализованных денежных фондов, фондов накопления и потребления, используя для этого налоги, расходы государственного бюджета, государственный кредит.

Государственный бюджет является главным звеном финансовой системы. Он представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти.

Государственный бюджет является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным Собранием Российской Федерации в качестве закона. Через госбюджет государство концентрирует у себя значительную долю национального дохода для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепления обороны страны и содержания органов государственной власти и управления. С помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода, что создает возможность маневрировать денежными средствами и целенаправленно влиять на темпы и уровень развития общественного производства. Это позволяет осуществлять единую экономическую и финансовую политику на всей территории страны.

Одним из звеньев общегосударственных финансов являются внебюджетные фонды . Внебюджетные фонды - средства федерального правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включаемых в бюджет. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений, которые для обычного налогоплательщика ничем не отличаются от налогов. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды включаются в состав себестоимости и установлены в процентах к фонду оплаты труда. Организационно внебюджетные фонды отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность. Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение, что гарантирует использование средств в полном объеме. Обособленное функционирование внебюджетных фондов позволяет оперативно осуществлять финансирование важнейших социальных мероприятий. В отличие от государственного бюджета расходование средств внебюджетных фондов подлежит меньшему контролю со стороны органов законодательной власти. Это, с одной стороны, облегчает их использование, а с другой - дает возможность расходовать эти средства не в полном объеме. Поэтому в целях усиления контроля за расходованием средств внебюджетных фондов ставится вопрос о консолидации некоторых из них в бюджете с сохранением целевой направленности их расходов.

Кредит представляет собой систему денежных отношений, посредством которых осуществляется мобилизация временно свободных денежных средств бюджета, народного хозяйства и населения и использование их на условиях возвратности.

Фонды имущественного и личного страхования обеспечивает возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствует их предупреждению. До 1990 г. страхование у нас было построено на началах государственной монополии. Это означало, что только государство могло совершать операции по страхованию и только государство могло давать гарантированные обязательства по возмещению ущерба, понесенного организациями или гражданами в результате стихийного бедствия или несчастного случая. Все страховые операции в стране проводились Госстрахом СССР, который осуществлял свою работу на началах хозяйственного расчета.

Государственная монополия на имущественное и личное страхование позволяла в общегосударственном масштабе централизовать денежные средства, предусмотренные на эти цели. В связи с развитием рыночных отношений в нашей стране появилась возможность отказаться от монополии государства в страховом деле. Рынок побуждает государственные страховые организации изменять структуру и направления деятельности в соответствии с новыми экономическими условиями. В настоящее время наряду с государственными страховыми организациями страхование осуществляют негосударственные страховые компании, получившие лицензии на проведение страховых операций. Страхование в условиях рыночной экономики все больше становится сферой коммерческой деятельности, но многие страховые компании не имеют четкой специализации по направлениям страхования. При развитой системе страхования страховые компании специализируются на проведении отдельных видов страховых услуг.

Среди звеньев финансово-кредитной системы фондовый рынок занимает особое место. Его можно выделить в отдельное звено, так как фондовый рынок представляет собой особый вид финансовых отношений, возникающих в результате купли-продажи специфических финансовых активов - ценных бумаг. Задачей фондового рынка является обеспечение процесса перетекания капитала в отрасли с высоким уровнем дохода. Фондовый рынок, как и кредитное звено, служит для мобилизации и эффективного использования временно свободных денежных средств. Но его отличительной особенностью является то, что участники фондового рынка рассчитывают на получение более высокого дохода по сравнению с вложением денег в банк. Вместе с тем обратной стороной повышенного дохода оказывается повышенный риск. Принципы использования финансовых ресурсов на фондовом рынке зависят от видов ценных бумаг, в которые они вложены, и от типов операций с ценными бумагами.

Финансы хозяйствующих субъектов являются основой единой финансовой системы страны. Они обслуживают процесс создания и распределения общественного продукта и национального дохода и являются главным фактором формирования централизованных денежных фондов. От состояния финансов предприятий зависит обеспеченность централизованных денежных фондов финансовыми ресурсами. При этом активное использование финансов предприятий в процессе производства и реализации продукт не исключает участия в этом процессе бюджета, банковского кредита, страхования. В условиях рыночной экономики на основе хозяйственной и финансовой независимости предприятия осуществляют свою деятельность на началах коммерческого расчета, целью которого является обязательное получение прибыли. Они самостоятельно распределяют выручку от реализации продукции, формируют и используют фонды производственного и социального назначения, изыскивают необходимые им средства для расширения производства продукции, используя кредитные ресурсы и ресурсы финансового рынка.

Развитие предпринимательской деятельности способствует расширению самостоятельности предприятий, освобождению их от мелочной опеки со стороны государства и вместе с тем повышению ответственности за фактические результаты работы.


5. Этапы развития финансов в России


Октябрьский переворот 1917 г.

Разрушены товарно-денежные и финансовые отношения в период первой мировой войны, наступил военный капитализм. Сущность в централизованном распределении ресурсов.

В 20-е годы по указам Ленина был осуществлен к НЭПу. Денежное обращение было реформировано с помощью золотого червонца.

Разрешено частное предпринимательство, было установлено множество налогов, ставки которых были дифференцированы для государственных и кооперативных предприятий были льготными, для частных был в « раза выше. Почти вся прибыль государственных предприятий изымалась в бюджет. Небольшая доля ее выделялась на жилищное строительство, улучшений условий труда работников.

Начало 30-х начало индустриализации провели налоговую реформу в 30-31-х. Число налогов сократилось, упростился порядок их расчета, введен налог с оборота, который существовал до 1992 г. После экономической реформы 1965 г. переход на новую систему планирования и экономического стимулирования. Появилось новое в распределении прибыли предприятия. Стали создаваться фонды экономического стимулирования, фонды жилищного строительства, развития производства, материального поощрения.

Была введена плата за фонды.

В 1979 году под лозунгом экономика должна быть экономной начался новый этап совершенствования финансового механизма. Были введены две модели хозрасчета. К концу 80-х годов снизились темпы роста производительности труда. 1/3 предприятий было убыточным. В 1989 году впервые появился дефицит госбюджета.

С 1992 г. началась демократизация и рыночные реформы.

Основная база заложена в начале 90-х годов.


Лекция 2. Бюджетная система

2. Концептуальные подходы к формированию бюджета.

3. Бюджетный процесс в РФ.

Бюджет – это роспись доходов и расходов. Применяется в государстве, семье, предприятие.

Госбюджет – это финансовый план государства на год, имеющий силу закона.

Бюджетная система- это совокупность всех видов бюджетов государства.

Бюджетное устройство – взаимосвязь между звеньями бюджетной системы.

Бюджетная система РФ состоит из трех звеньев:


Лекция 5. Система страхования

1. Организация страховой деятельности в РФ.

2. Государственное социальное страхование.

3. Негосударственные пенсионные фонды.


1. Организация страховой деятельности в РФ


Страхование – отношение по защите имущественных интересов физических и юридических лиц, при наступлении определенных событий за отчет денежных фондов, формируемых из страховых взносов.

Страховой случай – событие, в связи с которым производится возмещение ущерба.

Страховые взносы – страховые премии, страхование добровольное на основе договора или обязательное в силу закона.

Три вида страхования:

1. Личное – страхование жизни, здоровья, трудоспособности, а также пенсионное обеспечение.

2. Имущественное – связано с распоряжением и пользование имущества.

3. Страхование ответственности – связано с возмещение причиненного вреда личности или имуществу.

Страхователь заключает договор страхования со страховой организацией, которая является страховым обязательством. Страхователи могут заключать договоры о страховании третьих лиц.

Страховщик – юридическое лицо любой организации правовой формы, имеющие специальную лицензию.

Страховые организации не имеют права заниматься производственной, торгово-предпринимательской и банковской деятельностью.

Государство устанавливает квоты иностранного участия в уставных капиталах страховых организаций – максимально 15%.

При достижении этой квоты органы надзора за страховой деятельностью прекращают выдачу лицензий страховым организациям с участием иностранного капитала.

Страховщики могут работать через страховых агентов и страховых брокеров.

Страховой агент действует от имени и поручению страховщика в рамках предоставляемых полномочиями.

Страховой брокер – юридическое лицо или физическое лицо - предприниматель, которые ведут посредническую деятельности от своего имени на основании поручений страхователя или страховщика.

Страховой риск – предполагает, что событие является объектом страхования, обладает признаками вероятности и случайности его наступления.

Страховая сумма – это сумма, исходя из которой, определяется размер страхового взноса и страховой оплаты. При страховании имущества страховые суммы не могут превышать его действительной стоимости на момент заключения договора.

Страховые возмещения не может превышать размера прямого ущерба, если договором не предусмотрена выплата возмещение в определенной сумме.

Для получения лицензии на осуществлении страховой деятельности установленный размер уплаты уставного капитала 25.000 или размеров оплаты труда (МРОТ).

Страховые организации образуют из полученных страховых взносов страховые резервы для предстоящих выплат. Эти резервы не подлежат изъятию в федеральный и иные бюджеты, из доходов остающихся после уплаты налогов и поступающих в распоряжение поставщиков.

Они могут образовывать фонды необходимые для их деятельности. Временно свободные средства страховых резервов используются для доходных вложений в ценные бумаги, в банковские депозиты. При размещении средств, страховщики должны руководствоваться принципами диверсификации, возвратности, прибыльности, ликвидности. Страховщики публикуют годовые балансы и отчеты о прибылях и убытках.


2. Государственное социальное страхование


В соответствии с конституцией РФ государство предоставляет гражданам следующие виды социального обеспечения:

1. по возрасту

2. по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождении и воспитании детей

3. на случай безработицы

4. охрана здоровья и бесплатная медицинская помощь

Финансовая основа системы государственного социального страхования – это государственные внебюджетные фонды:

1. пенсионный фонд

2. фонд социального страхования РФ

3. федеральный фонд обязательного медицинского страхования

4. государственный фонд занятости населения.

Средства этих фондов являются федеральной собственностью, но не входят в состав бюджетов любых уровней и не подлежат изъятию на другие цели.

Доходы внебюджетных фондов формируются из обязательных платежей, устанавливаются законодательством добровольных взносов, физических и юридических лиц, доход от размещения временно свободных средств в ценные бумаги и банковские депозиты.

Исполнение бюджетов осуществляется федеральным казначейством. Бюджеты каждого внебюджетного фонда ежегодно рассматриваются, утверждаются и получают статус закона.

Пенсионный фонд – взносы работодателя 28% от фонда оплаты труда + (каждый трудящийся 1% от своей з/п).

Фонд социального страхования – 5,4% от фонда оплаты труда платит организация. Из него выплачиваются на роды, временную нетрудоспособность, погребение, санаторно-курортное лечение (не выплачивается).

Государственный фонд занятости – 1,5% от фонда оплаты труда выплачиваются пособия по безработице, финансирование мероприятия по переквалификации.

Фонд обязательного медицинского страхования 3,6% от фонда оплаты труда в т.ч. 0,2% идет в федеральный фонд.


3. Негосударственные пенсионные фонды – см. лекции

Финансы некоммерческих организаций.

Общественные, религиозные общества, союзы, ассоциации – в их учредительных документах не указываются цель получать прибыль.

Некоммерческие организации – разрешается заниматься предпринимательством в той мере, в которой она способствует достижению основной цели – производить и продавать товары, ценные бумаги, участвовать в хозяйственных обществах в качестве вкладчика.

Некоммерческая организация ведет учет доходов и расходов по предприятиям от деятельности, она может владеть личным имуществом, источники формируются имущества некоммерческих организаций – это взносы учредителей, членов добровольного общества и пожертвования, выручка от реализации, дивиденды, б/о, арендная плата. Прибыль некоммерческих организаций не подлежат разделению между участниками.

Лекция 6. Финансы бюджетных организаций.


Бюджетные средства должны быть израсходованы исключительно на установленные цели:

1. оплата труда

2. страховые взносы в государственные внебюджетные фонды

3. трансферты

4. командировочные и иные компенсационные выплаты работникам

5. оплата товаров, работ и услуг по государственным или муниципальным контрактам

6. оплата товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения контрактов

Закупки товаров, на сумму свыше 2000 минимальных размеров оплаты труда, производятся исключительно на основе государственных или муниципальных контрактов заключенных с физическими или юридическими лицами.

Государственные и муниципальные контракты размещаются на конкурентной основе, если иное не предусмотрено соответствующими законодательством. Бюджетные учреждения, а также органы государственной власти и муниципального самоуправления обязаны вести реестры закупок, в которых соответственно фиксируются наименование закупаемых товаров, сведения о поставщиках, цены и даты закупок.

Лекция 7. Финансы коммерческих организаций и предприятий

1. основы организации финансов коммерческих организаций

2. строение баланса

4. доходы и расходы

5. финансовые результаты


1. Основы организации финансов коммерческих организаций


Коммерческие организации ставят пред собой цель деятельности – получение прибыли. Финансы коммерческих организаций строятся на следующих позициях:

1. Хозяйственная самостоятельность - предприятия самостоятельно изымают источники финансирования своей деятельности, определяет сферу своей деятельности, а также круг поставщиков и покупателей своей продукции.

2. Самофинансирования – означает предприятие должно обеспечить текущую деятельность, за счет собственных источников средств, формируемых в счет выручки от реализации.

В случае нехватки собственных средств предприятия может привлекать коммерческий и банковский кредит на принципах возвратности, срочности, платности.

3. Материальная заинтересованность - в результате производства, связанных с распределением прибыли.

4. Материальная ответственность – при заключении любых договоров (штрафы, пени, неустойки) за налоговые нарушения, за нарушения сроков возвратов банковских кредитов.

5. Создание финансовых резервов . Финансовые резервы – фонды денежных средств, предназначенных для чрезвычайных ситуаций на покрытие непредвиденных потерь, списание безнадежных долгов.

На организацию влияют два условия:

1. Организационно-правовая форма

2. Отраслевые особенности – например, для предприятия торговли, в товары для реализации; промышленное производство характерны вложения в производственные запасы.

В торговле товар оборачивается быстрее, причем торговля в большей степени используются кредиты банка, чем предприятия.

2. Строение баланса


Актив – размещенные средства

Пассив – собственные средства, заемные средства

Актив и пассив представляют собой две различные классификации денежных средств, которыми располагает предприятие.

Пассив отвечает на вопрос: откуда пришли средства. Актив отвечает на вопрос, во что вложены или размещены средства.

Новая форма баланса введена приказом Минфина 13.01.2000г.

Актив

1 раздел – внеоборотные средства

1. нематериальные активы – вложения в патенты, в лицензии, товарные знаки, авторские права.

2. основные средства – здания, машины и оборудование, земельные участки.

В обороте нематериальных активов и оборотных средств много общего. Они участвуют в производстве в течение нескольких лет и переносят свою стоимость на готовую продукцию в виде амортизационных отчислений.

3. доход от вложений в материальные ценности

4. долгосрочные финансовые вложения – это вложения в виде инвестиций в другие организации, а также займы, представляемые на срок более 12 месяцев.

2 раздел – оборотные активы

Они делятся на оборотные фонды и фонды обращения.

1. Оборотные фонды – производственные запасы (сырье, полуфабрикаты, топливо тара). Их стоимость полностью переносится на готовую продукцию за один оборот капитала и полностью возмещается за счет реализации продукции.

2. Фонды обращения обслуживают процесс реализации продукции. К ним относят запасы готовой продукции, товаров, денежные средства в расчетах, т.е. дебиторская задолженность.

В составе оборотных активов учитываются также краткосрочные финансовые вложения на срок не менее 12 месяцев.

Пассив

3 раздел – капитал и резервы (отражается уставный капитал, добавочный капитал, резервный капитал)

Добавочный капитал – при переоценке основных средств, которые формируются в соответствии с учредительными документами, отражает фонд социальной сферы, нераспределенная прибыль прошлых лет и отчетного года, а также не покрытый убыток прошлых лет и отчетного года.

4 раздел – долгосрочные средства (общества) займы и кредиты, полученные предприятиями которые подлежат погашению через 12 месяцев от отчетной даты.

5 раздел – краткосрочные средства (общества) займы и кредиты, подлежащие погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты, отражается кредиторская задолженность, т.е. суммы, которые предприятие должно поставщикам и подрядчикам за полученную продукцию, суммы векселей подлежащих оплате, задолженность перед бюджетом и внебюджетными фондами, отражаются доходы будущих периодов и резервы предстоящих расходов.


3. особенности формирования уставного капитала акционерных обществ (ОА) и обществ с ограниченной ответственностью (ООО)


АО – коммерческая организация уставной капитал, которой разделен на определенное число акций.

Акционеры не отвечают по обязательства общества и несут риск убытков в пределах стоимости принадлежащих акций.

Акционерным обществом является юридическое лицо, имеющие собственное обособленное имущество, самостоятельный баланс.

АО несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом.

Уставный капитал АО складывается из номинальной стоимости акций, приобретенных акционерами.

Уставный капитал определяет минимальный размер имущества общества, гарантирующий интересы его кредиторов. АО имеет право выпускать обыкновенные и привилегированные акции. Сумма привилегированных акций не должна превышать 25% уставного капитала. Минимальный уставный капитал открытого общества составляет не менее 1000 от размера оплаты труда, а ЗАО не менее 100.

Уставный капитал может быть увеличен путем увеличения номинальной стоимости акций или размещения дополнительных акций. Уставный капитал может быть уменьшен путем уменьшения номинала акций или сокращение их общего количества, за счет выкупа их у акционеров.

При учреждении АО не менее 50% уставного капитала должно быть оплачено к моменту регистрации.

АО обязано создать резервный фонд в размере не менее 15% его уставного капитала.

Этот резерв формируется за счет ежегодных отчислений от чистой прибыли – не менее 50% в год. Назначение резервного фонда покрытие убытков, погашение облигаций и выпуск акций в случае отсутствия иных средств.

ООО – хозяйственное общество уставный капитал, которого разделен на доли. Участники ООО несут риск убытков в пределах стоимости их вкладов.

Уставный капитал ООО - не менее 100-кратной величины минимального размера оплаты труда. Размер доли участника определяется в процентах или доли.


4. доходы и расходы


Классификация доходов предприятий дается в положении по бухгалтерскому учету, который называется – доходы организации ПБУ 9/99.

Доходы – экономические выгоды увеличиваются в результате поступления денежных средств или иного имущества и погашения обязательств. Все доходы в зависимости от их характера, условия получения и направления прибыли делятся на 3 вида:

1. доходы от обычных видов деятельности – выручка от продажи продукции, товаров, работ, услуг.

2. операционные – плата за аренду, б/о и др., доходы по у/б, поступления от продажи различных активов.

3. внереализованные – штрафы, пени, неустойки, безвозмездные поступления имущества.

Их классификация дается в бухучете, который называется расходы организации ПБУ 10/99.

Расходы – уменьшение экономических выплат в результате выбытия денежных средств и другого имущества и возникновение обязательств.

Расходы организации делятся на виды:

1. расходы по обычным видам деятельности – расходы по изготовлению и продажи продукции, приобретение и продажа товаров, выполнение работ и услуг, амортизация основных средств и нематериальных активов. Расходы по обычным видам деятельности формируются по элементам:

Материальные затраты

Затраты на оплату труда

Отчисления на социальные нужды

Амортизация

Прочие затраты

2. операционные расходы , связанные с продажей, выбытием и списанием активов, уплата б/о, а также расходы, связанные с участием уставных капиталов других организаций, оплата услуг банков.

3. внереализационные расходы – уплаченные штрафы, пени, неустойки, суммы уценки активов, отрицательные курсовые разницы.


5. финансовые результаты


Финансовый результат – это прибыль или убыток определяемые как разница между доходами и расходами предприятия.

Абсолютный размер прибыли мало говорит о эффективности работы предприятия, поэтому необходимо использовать относительные показатели, т.е. показатели рентабельности.

1. рентабельность производства – отношение прибыли к сумме оборотных и внеоборотных активов предприятия. Характеризует отдачу на вложенный капитал.

2. рентабельность отдельных видов продукции – отношение прибыли заключается в цене изделия к его себестоимости.

Например: цена (ед. изделия) – 200р.

Себестоимость – 120 р.

Рентабельность его производства 80/120х100 = 66,7%

Прибыль, получаемая производителем, является балансовой прибылью. После уплаты налогов в распоряжении предприятия остается чистая прибыль, за счет которой формируется фонд накопления и фонд потребления.

Фонд накопления – это источник финансовых средств для расширения деятельности предприятия за счет приобретения основных фондов и оборотных средств.

Фонд потребления предназначен для социального развития предприятия и материального поощрения персонала.

Финансовые состояние предприятия характеризуется, прежде всего, его ликвидностью, т.е. способностью своевременного расплатиться по обязательствам. Различают следующие показатели ликвидности.

1. Коэффициент абсолютной ликвидности – Кал .


Кал = ДС + КФВ/ОКС


ДС – денежные средства

КФВ – краткосрочные финансовые вложения

ОКС – краткосрочные обязательства


2. Промежуточный коэффициент покрытия (или ликвидности) - КПЛ.


КПЛ = ДС+КФВ+ДЗ/ОКС


ДЗ – дебиторская задолженность


3. Коэффициент покрытия - КП


КП = ДС+КФВ+ДЗ+ЗЗ/ОКС

ЗЗ – запасы и затраты


Важнейший финансовый показатель предприятия – это стоимость чистых активов (ЧА).

ЧА – стоимость имущества предприятия свободного от обязательств. Согласно закону об АО стоимость ЧА должен быть не менее величины уставного капитала. Если по окончании второго и каждого последующего года деятельности, стоимость их оказывается меньше уставного капитала, акционерное общество уменьшает величину уставного капитала дол величины чистых активов.

Если величина чистых активов оказалась меньше минимального размера уставного капитала, то АО должно быть ликвидировано.

Предприятие может оказаться несостоятельным должником, т.е. банкротом.

Для своевременной диагностики банкротства утверждены критерии и удовлетворительные структуры баланса предприятия (постановление правительства РФ от 20.05.1994г. № 498).

Признаками неудовлетворительной структуры баланса являются критические значения следующих коэффициентов.

1. Коэффициент текущей ликвидности – КТЛ.


КТЛ = Итог 2раздела/ итог 5 раздела (стр. 640+650+440) больше 2 (если меньше, то плохо).


2. Коэффициент обеспеченности собственными средствами - Косс


Косс = 3 р-1р/2раздел

Меньше 0(если больше, то плохо)


В целях улучшения финансовых результатов предприятие должно осуществлять финансовый менеджмент.

Его сущность состоит в умелом руководстве движения финансовых ресурсов.

Финансовый менеджмент включает следующие действия:

1. планирование и прогнозирование финансового состояния

2. организация исполнения финансовых программ

3. регулирование

4. стимулирование работников в достижении высоких результатов

5. запасы продукции, сырья и материалов

Лекция 8. Финансовое планирование и финансовый контроль на предприятии


1. финансовый план как составная часть бизнес-плана

2. цели и методы финансового планирования

4.финансовая отчетность предприятия

5. финансовый контроль на предприятии


1. финансовый план как составная часть бизнес-плана


Бизнес-план предприятия представляет собой план хозяйственно-финансовой деятельности предприятия на определенный период. Внутри предприятия бизнес-план используется как инструмент управления и стратегического планирования. Он также используется при получении кредита в банке в качестве обоснования потребности в заемных средствах. Бизнес-план состоит из следующих разделов:

Первый раздел – резюме – содержит сведения о предполагаемых мероприятиях и источников их финансирования. Здесь же приводится ожидаемый экономический эффект.

Второй раздел – досье компании – приводится точное название и юридический адрес предприятия, перечень регистрационных документов и лицензии, которыми оно располагает, дается информация о составе акционеров и распределении акций между ними, излагается краткая история предприятия и характеризуется его оргструктура.

Третий раздел – продукты и услуги – дается характеристика производимых товаров и услуг, оценивается их конкурентоспособность.

Четвертый раздел – производственная деятельность – рассчитывается потребность в производственных помещениях, оборудовании, сырье, материалах, указываются поставщики и условия поставок.

Пятый раздел – анализ отрасли – определяется размер рынка, доля предприятия на рынке, указываются конкуренты и их доли рынка.

Шестой раздел – объем продаж - определяется объем и цена продаж, а также формы сбыта.

Седьмой раздел – маркетинг – рассчитывается потребность в данном товаре, определяются методы продвижения товара, способы проведения рекламы.

Восьмой раздел – финансовый план – составляется по данным всех предыдущих разделов.


2. цели и методы финансового планирования


Финансовое планирование преследует основные цели:

1. расчет потребности в денежных средствах

2. определение источников финансирования

Источники финансирования, во многом определяются стадией жизненного цикла, на которой находится предприятие. На стадии создания предприятие ориентируется на использование собственного капитала.

На стадиях роста и зрелости используется такие источники финансирования как выпуск дополнительных акций, банковские кредиты, а также привлечение средств путем выпуска долговых ценных бумаг, а именно облигаций и векселей. Если предприятие действует в сфере относящейся к государственным приоритетам, оно может получить бюджетный кредит под процент ниже ставки рефинансирования.

Важнейший источник финансирования текущей деятельности предприятия – кредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам.

Если предприятие планирует рост объема производства, оно должно увеличить размер основных средств за счет капитальных вложений. Источниками финансирования капитальных вложений являются собственные средства в виде накопленной амортизации и фонда накопления, создаваемого из части чистой прибыли. Однако чаще всего собственные источники бывают недостаточными и потому предприятия привлекают долгосрочные кредиты банков и выпускают долгосрочные долговые обязательства. При составлении финансового плана используются следующие методы :

1. нормативный – норматив расхода сырья и материалов на единицу продукции нормы амортизации, налоговые ставки.

2. расчетно-аналитический метод – плановые показатели определяются путем корректировки достигнутых показателей на предполагаемый темп изменения его в будущем.

3. балансовый

4. метод оптимизации плановых решений . Как правило, составляется несколько вариантов финансового плана. Для получения наихудших и усредненных условий. Признак оптимальности плана – это возможность получения максимальной прибыли при минимальных затратах.



Финансовый план представляет собой совокупность ряда таблиц :

1-таблица - прогноз объема реализации товаров и услуг. Обычно на три года. Первый год по месяцам, на второй год по кварталам, третий год – на год.

2-таблица - баланс денежных потоков, которая строится по схеме:

Наличные денежные средства на начало периода

Источники поступления средств

Расход денежных средств

Наличие денежных средств на конец периода

На основании этого расчета определяется потребность предприятия в заемных средствах или излишки денежных средств, о доходном размещении которых необходимо позаботится.

3-таблица – баланс доходов и расходов, в котором отражаются балансовая прибыль, амортизация, доходы от выпуска ценных бумаг, планируемые суммы уплаты налогов, создание фондов накопления, потребления, резервного фонда. Расчет точки безубыточности предприятия, т.е. объема производства при котором предприятие не получает ни прибыли ни убытка, а выручка от реализации равна себестоимости продукции. Точке безубыточности соответствует критический объем производства, если предприятие будет производить продукции меньше критического объема, оно понесет убытки.


4. финансовая отчетность предприятия


В состав современного комплекта отчетности предприятия входят следующие формы:

Форма № 1 – бухгалтерский баланс, также содержатся сведения о за балансовых операциях предприятия. Например, забалансом показываются суммы полученных и предоставленных гарантий, поручительстве, а также выделяются суммы товаров принятых на ответственное хранение, на налично арендованные основные средства.

Форма № 2 – отчет о прибылях и убытка. Приводятся сведения о доходах и расходах по обычным видам деятельности, операционных внереализационных и чрезвычайных доходах и расходах. Здесь же показывается прибыль или убыток.

Форма № 3 – отчет об изменениях капитала – отражается увеличение или уменьшение отдельных элементов капитала предприятия, а именно уставного, добавочного, резервного фонда и др. специальных фондов, показываются причины изменений.

Форма № 4 – отчет о движении денежных средств. Построение этой формы аналогично балансу денежных потоков.

Форма № 5 – приложение к бухгалтерскому балансу. Здесь содержится отчет о движении заемных средств, показываются займы и кредиты (отдельно долгосрочные, отдельно краткосрочные). Содержатся сведения о дебиторской и кредиторской задолженности по срокам. Приводятся сведения об амортизации нематериальных активов и основных средств, а также показываются источники финансирования капитальных вложений, финансовые вложения и структура себестоимости продукции по элементам затрат.

Форма № 6 – отчет о целевом использовании средств предназначена для некоммерческих предприятий.


5. финансовый контроль на предприятии


Внутренний финансовый контроль на предприятии осуществляется бухгалтерией и финансовым отделом главного бухгалтера отвечает за соблюдение государственной финансовой дисциплины и финансового законодательства.

Оперативный финансовый контроль должен, осуществляться на основе четкой организации бухучета и контроля за движение денежных средств.

Стратегический финансовый контроль осуществляется на стадии финансового планирования для принятия оптимальных решений по вложению капитала.

Чрезвычайно важен аудиторский контроль, который в РФ введен в конце 80-х годов. Аудиторская проверка может быть инициативной – по решению самого предприятия, или обязательной. Существует список организаций, которые подлежат обязательной аудиторской проверке – банки, страховые компании, внебюджетные фонды, благотворительные фонды, предприятия с участием иностранного капитала, все ОАО.

Финансовый контроль может проводиться по поручению государственных органов – прокурора, налоговой службы, налоговой полиции.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

На вопрос Входит ли ЦБ РФ в финансовую систему РФ? заданный автором M лучший ответ это 1. Финансы и финансовая система. Единство финансовой системы РФ
1.1. Понятие финансов. В условиях возникновения рыночных отношений государство при управлении обществом активно использует такие экономические рычаги, как финансы, деньги, кредит, налоги и т. д.
Поэтому изучение дисциплины “Финансовое право” начинается с освоения понятий финансов, финансовой системы, финансовой деятельности.
В экономической и правовой литературе понятие “финансы” рассматривается в двух аспекта:
* как совокупность экономических отношений, возникающих в процессе создания, распределения и использования определенных фондов денежных средств, необходимых государству для выполнения своих задач и функций;
* как совокупность фондов денежных средств, мобилизованных государством для осуществления своих задач.
Финансы - это не сами денежные средства, а отношения между людьми по поводу образования, перераспределения и использования фондов денежных средств. Финансы служат экономическим инструментом распределения валового общественного продукта и национального дохода. Они являются средством контроля за производством и распределением материальных благ. А также средством стимулирования развития государства. При этом надо иметь в виду, что финансы и финансовые отношения - это обязательно денежные отношения, но не все отношения по поводу денег являются финансовыми. Так, деньги, обслуживающие отношения купли-продажи, поставки, административных штрафов, финансами не являются. Это общественные отношения, регулируемые другими отраслями права: гражданским, административным и т. д.
Финансы Российской Федерации - это экономические отношения по созданию, распределению и использованию фондов денежных средств государства, его территориальных подразделений, а также предприятий и организаций, необходимых для обеспечения расширенного воспроизводства и социальных нужд, в процессе которых происходит распределение и перераспределение совокупного общественного продукта и контроль за удовлетворением общественных потребностей.
1.2. Финансовая система РФ, ее состав. В структуру финансов как целостной категории с присущими ей общими свойствами входят несколько взаимосвязанных звеньев (институтов) .
Финансовый институт - группа однородных экономических отношений, взаимосвязанных по формам и методам аккумуляции или распределения денежных средств.
Источник:

Ответ от Натали700711 [гуру]
он во главе ее


Ответ от Короста [гуру]
конечно.


Ответ от Приспособиться [гуру]
входит -как главный интрумет регулирования деятельности Банков и не только..


Ответ от Европейский [гуру]
Цели и задачи деятельности
Основными целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.
Основными задачами Банка России являются регулирование денежного обращения, проведение единой денежно-кредитной политики, защита интересов вкладчиков, банков, надзор за деятельностью коммерческих банков и других кредитных учреждений, осуществление операций по внешнеэкономической деятельности.
[править] Собственность

Министерство науки и образования РФ

Рязанский государственный университет им. С.А.Есенина

Факультет социологии, экономики и управления

Кафедра Национальная экономика

Реферат

на тему:

Финансовая система РФ

Выполнила:

Студентка 3 курса группы Э32

Бойко С.Ю.

Проверил:

Ананьев А.А.

Рязань, 2008

1. Понятие финансовой системы. 3

2.Структура финансовой системы РФ. 4

3. Краткая характеристика звеньев финансовой системы.. 8

4. Государственная финансовая политика. 11

1. Понятие финансовой системы .

Финансы представляют собой довольно сложное общественное явление. Они охватывают широкую гамму обменно-распределительных отношений, которые отображаются в различных денежных потоках. При единой сущности этих отношений в них выделяются отдельные элементы, которые имеют свои характерные признаки и особенности. Изучение финансов основывается как на понимании их необходимости, сущности и роли в обществе, так и на детальном усвоении конкретных форм финансовых отношений.

Выделение форм финансовых отношений характеризует относительное отделение отдельных составляющих финансов. Совокупность этих составляющих определяется термином «финансовая система». Как и всякая другая система, она является не простым набором отдельных элементов, а совокупностью взаимосвязанных элементов, которые имеют однородные признаки.

Финансовая система государства является отображением форм и методов конкретного использования финансов в экономике и соответственно к задействованной модели экономики в значительной мере обозначается ею.

Финансовые системы некоторых государств могут отличаться по своей структуре, но они все имеют общий признак – это различные фонды финансовых ресурсов, которые отличаются по методам мобилизации и их использованию, однако тесно связаны между собой, имеют прямое и обратное влияние на экономические и социальные процессы в государстве, а также на формирование и использования фондов финансовых ресурсов в разрезе отдельных звеньев.

Можно утверждать, что каждое звено финансовой системы является независимым её элементом, но эта самостоятельность относительна в средине единого целостного. Финансовая система – это совокупность разнообразных видов фондов финансовых ресурсов, сконцентрированных в распоряжении государства, нефинансового сектора экономики (хозяйствующих субъектов), отдельных финансовых институтов и населения (домохозяйств) для исполнения возложенных на них функций, а также для удовлетворения экономических и социальных потребностей.

2.Структура финансовой системы РФ.

Понятие «финансовая система» употребляется в различных значениях. Во-первых, как совокупность финансовых учреждений (институциональная структура финансовой системы) и, во-вторых, с точки зрения экономического содержания как совокупность финансовых отношений.

Само понятие «система» предполагает наличие определенных составляющих элементов и связи между ними. Структурная организация совокупности финансовых отношений позволяет упорядочить и целенаправленно управлять элементами системы, отслеживать и корректировать финансовые связи. Построение финансовой системы основывается на следующих признаках:

· Функциональном назначении той или иной группы финансовых отношений;

· Наличии определенной специфики в финансовых отношениях;

· Единстве и взаимодействии подсистем;

· Наличии специального обслуживающего аппарата;

· Наличии собственной финансовой базы.

Итак, финансовая система – это совокупность различных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в жизни общества.

В зависимости от признака, закладываемого в основу построения финансовой системы, можно представить ее разное структурное понимание. Рассмотрим структуры финансовой системы Российской Федерации.

1. По фондовому признаку различают централизованные и децентрализованные финансы.

Централизованные (государственные) финансы включают:

· государственные бюджеты;

· государственные социальные внебюджетные фонды;

· государственный кредит;

· государственное страхование.

К децентрализованным финансам относят:

· финансы коммерческих предприятий и организаций;

· финансы некоммерческих организаций;

· финансы домохозяйств.

Централизованные фонды денежных средств формируются, распределяются и используются государством. Для них жестко определены источники средств, направления расходования устанавливаются на основе законодательно-правовых актов. В отношении децентрализованных финансов нет жесткого контроля за финансовыми потоками: предприятия, организации действуют по принципу хозяйственной самостоятельности, самофинансирования, ответственности, домохозяйства сами определяют структуру своих доходов и расходов. И хотя нормативное регулирование (налогообложение, контроль за законностью финансовых операций), социальное страхование присутствуют, децентрализованные финансы имеют определенную свободу и независимость.

2. По сфере финансовых отношений финансовая система РФ включает:

· финансы экономических субъектов: предприятий, организаций по секторам (коммерческий, некоммерческий), по отраслям экономики (промышленные, сельскохозяйственные, транспортные и др.); банковско-кредитных организаций; участников фондового рынка;

· финансы государства: федерального уровня; регионального уровня; местного (муниципального) уровня;

· фонды страхования: государственного, частного;

· финансы домохозяйств.

Финансы государства структурно можно представить следующим образом (рис. 1):

Рис. 1. Структура государственных и муниципальных финансов.

Государственные и муниципальные финансы являются частью финансовой системы РФ, охватывают часть денежных отношений, в процессе которых происходит формирование, распределение и использование государственных и муниципальных фондов денежных средств, необходимых для выполнения общественных функций и задач.

Основными функциями государства являются: создание адекватной требованиям экономики нормативно-правовой базы и контроль за выполнением законов и нормативных актов; предоставление общественных благ; поощрение свободной конкуренции и антимонопольное регулирование; защита производителей от несправедливой конкуренции; стимулирование развития новых прогрессивных технологий; защита окружающей среды; организация общественных работ; поддержка развития фундаментальной науки; поддержка культуры, искусства, образования, здравоохранения; обеспечение социальной защиты населения, социальная поддержка малообеспеченных слоев; защита прав потребителей и др.

Государственные и муниципальные финансы играют важную роль в решении социально-экономических задач. Выполняя распределительную функцию, государственные и муниципальные финансы перераспределяют финансовые ресурсы между различными регионами и муниципальными образованиями, различными отраслями экономики, производительной и непроизводительной сферами, различными социальными группами населения.

Посредством государственного и муниципального контроля отслеживается весь механизм финансовых отношений в обществе, финансовое состояние звеньев финансовой системы РФ, эффективность применяемых правительством программ социально-экономического развития и эффективность, законность деятельности самой исполнительной власти.

3. Структура финансовой системы РФ с точки зрения управления включает (рис. 2.):

· основные элементы системы (финансы государства, финансы коммерческих предприятий, организаций, финансы домохозяйств);

· вспомогательные элементы системы (финансы банковско-кредитных организаций, страховых групп, финансы участников рынка ценных бумаг).


Рис. 2. Элементы финансовой системы РФ.

4. Институциональная структура финансовой системы РФ состоит из разных уровней.

На федеральном уровне институциональная структура включает:

· комитеты Государственной Думы и Совета Федерации;

· Министерство финансов Российской Федерации и в его составе: Федеральную налоговую службу; Федеральную службу страхового надзора; Федеральную службу финансово-бюджетного надзора, Финансовую службу по финансовому мониторингу, Федеральное казначейство (службу);

· Центральный банк Российской Федерации;

· Счетную палату Российской Федерации;

· Федеральную таможенную службу;

· Федеральную службу по финансам и рынкам;

· Исполнительные дирекции (правления) федеральных внебюджетных фондов.

На уровне субъектов РФ:

· комиссии по бюджету и финансам в законодательном органе, соответствующие федеральным структурам исполнительной власти;

· министерства (управления, департаменты) финансов субъекта РФ, в том числе региональные аппараты Департамента контроля Минфина России, управления казначейства Министерства финансов РФ или управления казначейства субъекта Федерации, территориальные управления Федеральной службы РФ по страховому надзору;

· главные управления Банка России субъектов Федерации;

· Федеральную налоговую службу (инспекцию) субъекта Федерации;

· Таможенную службу субъекта Российской Федерации;

· Территориальные органы Федеральной службы по финансовым рынкам;

· Региональные дирекции (правления) федеральных внебюджетных фондов.

От состояния финансовой системы полностью зависит уровень жизни страны. В макроэкономике она занимает одно из самых главных мест. По этой причине следует подробно изучать финансовую концепцию России и осознавать всю важность этой системы. Нужно глубоко вникать в принцип действия ее функционирования и механизмов.

Общие сведения

В настоящее время финансовая система Российской Федерации - это объект неугасающих споров и дискуссий. Существует множество современных проблем, с которыми она должна справляться. Например, недостаточный уровень удовлетворения потребностей каждого конкретного человека, большая социальная напряженность, непропорциональность развития экономических элементов, отрицательное воздействие на процесс воспроизводства, заметное отставание в приспособлении к изменениям финансовых и внешних товарных рынков и медленный темп развития. Финансовая система Российской Федерации - это экономические отношения, которые сгруппированы между собой по определенному признаку. Подобная взаимосвязь затрагивает практически все аспекты современной человеческой жизни. Эти отношения могут возникать между физическими лицами, несколькими юридическими сторонами, а также различными государствами. Таким образом, одну из сфер экономических взаимодействий представляют следующие элементы: семейный бюджет, финансы личных и домашних хозяйств. Проще говоря - капиталы населения.

Детальная информация

Понятие финансовой системы РФ рассматривается в качестве совокупности экономических отношений. В ее структуре выделяют отдельные сферы и звенья. На любом уровне хозяйствования финансы представляют собой элементы общественного производства, без которых существование и функционирование системы попросту неосуществимо. Также без них не представляется возможным:

1) скорейшее введение новых достижений науки и техники;

2) поддержание расширенного кругооборота фондов производства (как общественных, так и индивидуальных);

3) регулирование территориальной и отраслевой экономических структур;

4) удовлетворение остальных потребностей населения.

Определенные виды нужд есть у государства и хозяйствующих субъектов. Этим объясняется появление различных типов отношений, которые включает в себя финансовая система России. Сейчас некоторые специалисты в данной области не признают взаимодействие двух физических лиц экономической взаимосвязью. Тем не менее, существуют разнообразные издания, в которых освещается организация финансовой системы. Литература посвящена семейному и личному расходно-доходным планам, активам домашнего хозяйства.

Состав и структурные элементы

России состоит из нескольких взаимосвязанных органов и институтов. Главной целью экономики является удовлетворение великого множества общественных потребностей. Взаимодействием финансов охвачена вся система страны и сфера социальной деятельности. Общностью этих явлений объясняется существование специальных институтов внутри финансовой структуры. Исходя из всего вышеперечисленного, можно выделить несколько понятий экономики Российской Федерации. Финансовая система страны представляет собой:

1. Совокупность различных институтов, каждый из которых участвует в образовании и последующем использовании соответствующих ему денежных фондов.

2. Общность специальных учреждений и органов, которые осуществляют финансовую деятельность в пределах своей компетенции.

Экономика образуется из взаимосвязи различных институтов, которые отвечают за регулирование создания, перераспределения и использования денежных фондов. Особенности развития страны в период перехода к рыночным условиям сильно отражаются на финансовой системе. Таким образом, в экономическую структуру России входят следующие денежные фонды и правовые институты, соответствующие им:

1. страны. Она включает в себя бюджеты органов местного самоуправления, субъектов Федерации и непосредственно Федеральный.

2. Фондовый рынок.

3. Государственный кредит.

4. Внебюджетные фонды страны.

5. Финансы хозяйствующих субъектов.

6. Фонды страхования.

Общегосударственные финансы. Понятие, структура и назначение

Основой общегосударственных финансов являются различные бюджеты соответствующих уровней. В эту группу также включаются такие понятия, как государственное кредитование и социальные внебюджетные фонды страны. В регулировке разнообразных экономических операций и распределительных отношений макроуровня главная роль принадлежит именно этому типу финансов. Их формирование и распределение централизованы. Данный элемент системы находится в распоряжении у местных органов самоуправления и самого государства. На микроуровне за урегулирование экономических операций отвечают финансовые элементы предприятий, страхования и кредитно-банковской системы. Тем не менее, нельзя считать, что эти звенья экономики связаны только на уровне хозяйствующих субъектов в их широком понимании. Это обусловлено существованием плотной взаимосвязи между всеми составляющими частями финансовой системы. Государство воздействует на формирование централизованных и децентрализованных ресурсов посредством экономики. Для осуществления подобной деятельности используются различные нормативные акты и соответствующие законы. Также его инструментами выступают механизмы ценообразования, система кредитования, налоги и многое другое. Общегосударственные финансы России неразрывно связаны с остальными элементами экономики. Однако здесь присутствует некая двойственность. ВВП является главным источником пополнения доходов бюджетов на всех уровнях. Он формируется в сфере материального производства. Затем посредством налогообложения создаются бюджет РФ и социальные фонды. В то же время процесс расширенного воспроизводства осуществляется предприятиями не только за собственный счет. Ими используется государственный кредит или прямые ассигнации из бюджета.

Роль привлеченных средств

Собственные финансы предприятия неразрывно связаны с системой кредитования. В случае недостатка денежных средств можно воспользоваться услугами банков. Чаще всего заемный капитал задействован в пополнении оборотного. Также для решения своих экономических проблем предприятия могут прибегать к средствам иных хозяйственных субъектов. Например, к таким как различные организации, компании и прочие. Подобную деятельность можно проводить разными способами. Например, для того, чтобы увеличить собственный капитал, прибегают к помощи акционирования. В свою очередь, выпуск векселей и облигаций проводится для осуществления займов. В конечном итоге взаимосвязь разнообразных элементов финансовой системы объясняется их единой сущностью. Государство играет важнейшую роль в развитии общества, как в экономическом, так и в социальном плане. По этой причине в его распоряжении сосредоточена большая часть денежных ресурсов. Оно осуществляет их использование через бюджет РФ, государственный кредит и различные фонды. Активы разных банковских структур и страхования образуются посредством привлечения свободных капиталов. Собственными средствами коммерческих организаций являются их накопления.

Характеристика финансовой системы РФ. Особенности

Управление экономикой и финансами государства осуществляется при помощи важнейшего инструмента - многоуровневой структуры. На всех ступенях данной конфигурации решается в масштабах страны ключевая задача: формирование и расходование общего фонда денежных средств. Вся структура включает в себя местный, региональный и Федеральный бюджеты. В условиях современной глобализации хозяйственной деятельности активы каждой страны становятся основой ее экономической безопасности. От их размера и свойств зависит:

Проведение социальных программ;

Обеспечение органов управления всех уровней;

Развитие наукоемких и стратегически важных отраслей производства;

Поддержка экономики и ее субъектов в рамках государства, а также многое другое.

Финансовая система страны состоит из множества элементов. Одни из них финансируются в рамках принятого другие - нет. Например, для реализации программ, носящих социальную или медицинскую направленность, создаются внебюджетные фонды. Государство, как участник внутренней рыночной системы, может выступать в качестве заемщика денежных средств у других субъектов рынка. Кредиторами в таком случае будут являться юридические и физические лица, имеющие в своем распоряжении свободные денежные активы. Необходимости в займах наступают при образовании дефицита в бюджете. Кредитование используется и для кратковременного вливания денежных средств в определенные секторы экономики с целью поддержания финансовой стабильности страны. В случае, когда государство прибегает к займу у сторонних организаций или физических лиц, возникает госдолг. По своим характеристикам он делится на два типа: внутренний и внешний (в зависимости от места регистрации кредитора). По своей форме взятые на себя государством, могут быть представлены в виде:

Кредитов;

Государственных займов, проведенных с использованием выпуска на рынок ценных бумаг;

Иных задолженностей.

Изменения, внесенные после распада СССР

Развитие финансовой системы Российской Федерации в последние годы заметно приостановилось. В некоторых секторах государственной экономики наблюдается рост показателей, однако большинство отраслей переживают период застоя и незначительного прироста. Банковская система смогла после года практически полностью восстановить свою функциональность. Активно развивается сфера кредитования, тем самым оказывая существенное влияние на экономическую ситуацию в стране. При этом доля займов, выданных частному сектору, постоянно увеличивается, что свидетельствует об улучшении благосостояния населения в целом. В последнее десятилетие выросли фондовые индексы, повысились международные рейтинги финансовой устойчивости России. Тем не менее, доля привлеченного иностранного капитала в финансовую систему страны, по сравнению с экономикой развитых государств (Германия, США, Франция), остается на сравнительно низком уровне. Однако стабильный рост индексов и рейтингов создает благоприятную обстановку для иностранных и отечественных инвесторов. В последние годы наблюдается положительная динамика роста финансовых ресурсов и падения процентных ставок по кредитам. Предпосылками для возникновения этих явлений следует считать увеличение объемов внешней торговли, рост продаж сырья в валютах иностранных государств, а также общую внешнеэкономическую политику государства. Доступность денежных средств в результате понижения кредитных ставок благоприятно сказалась на работе крупнейших предприятий страны, которые увеличением финансовой активности стимулировали рост экономики. Современная финансовая система РФ после череды преобразований стала выполнять свою основную задачу - обеспечение роста экономики страны.

Реформы в данной области

Управление финансовой системой в России долгое время не подвергалось существенным изменениям. В 2006 году в законодательстве происходят кардинальные реформы. Они коснулись, в первую очередь, формирования и расходования средств бюджета Российской Федерации. Появились новые структурные единицы. В частности были сформированы бюджеты отдельных муниципальных образований и городских поселений. В дальнейшем законодательная база этих проектов подверглась существенной переработке. Один из основных рисков, которым подвержена финансовая система Российской Федерации, - это просроченная задолженность по кредитным банковским обязательствам. Величина этого совокупного долга постоянно растет, что оказывает негативное воздействие на различные секторы экономики. В свою очередь, банки для продления кредитных обязательств нуждаются в постоянном притоке денежных средств. По расчетам экономистов, доля таких долгов может вырасти до 10 % от общей структуры кредитного портфеля, что отрицательно скажется на всей экономической структуре. Правительство РФ ищет пути решения данной проблемы. Предлагается увеличить капитализацию крупнейших банков за счет государственных облигаций. Также рассматриваются варианты повышения страховой части вклада и отзыва лицензий на ведение финансовой деятельности у ряда "ненадежных" финансовых учреждений.

Истоки возникновения современных проблем

Ряд крупнейших отечественных экономистов считают, что причина слабости, которую имеет финансовая система Российской Федерации, - это неумение быстро подстраиваться под динамично изменяющую конъюнктуру рынка, а также слишком большая сырьевая зависимость и отсутствие конкуренции в некоторых сегментах. Правительство, вводя новые экономические реформы, пытается выровнять непростое положение денежной сферы. Происходят регулярные вливания капитала из Резервного фонда, который, в свою очередь, сформировался в момент (до 2008 года). При этом большинство экспертов сходятся во мнении, что его средства не безграничны и их хватит всего на несколько лет. Современная Россия переживает сложный процесс формирования своей экономической структуры. Многие отрицательные факторы, сопровождающие это действие, например, долги по кредитным обязательствам, в сложившейся ситуации сложно поддаются анализу и контролю. В таких условиях достаточно сложно наладить работу одной из основных функций стабильного рынка - перераспределение финансовых (ресурсных) потоков внутри него.

Заключение

Экономика, в основе которой находится система банковского финансирования, имеет широкие возможности оперативно реагировать на любые изменения. Центральный банк является конечным участником этой кредитной структуры. В связи с этим развитие финансовой системы в РФ предполагается начать с выделения банковского сектора, в котором будет происходить основное перераспределение ресурсных потоков. Для этого необходимо иметь устойчивую структуру, исключив из нее всех слабых участников. При этом необходимо параллельно развивать финансовые рынки Российской Федерации, которые, за исключением валютного, находятся на начальной стадии зарождения. Только в этих условиях возможно создать здоровую экономическую базу. Именно на нее в дальнейшем будет возложена основная задача перераспределения финансовых ресурсов в рамках страны.

Одна из наиболее важных задач государства – осуществление контроля и учета финансов Российской Федерации. В зависимости от типа субъекта РФ может быть:

1. Внутриведомственным (общегосударственным). Такая задача возлагается на местные органы власти и управленческие структуры. При этом контролируются все объекты, вне зависимости от их подчиненности тому или иному ведомству. В случае с ведомственным контролем его проводят представители специальных отделов (как правило, контрольно-ревизионных). Задача данных органов – проверка всех субъектов (учреждений, компаний и прочих организаций, которые входят в ведомство структуры).

2. Внутрихозяйственным . Такая проверка возлагается на финансовые службы компаний или предприятий. Чаще всего работа поручается финансовым отделам организаций, бухгалтериям и прочим отделам. Основная задача – проверка качества ведения финансовой и производственной деятельности организации и всех его структурных отделов.

3. Общественно-финансовым. Здесь основные проверки осуществляются физические лица, которые возложили на свои плечи функции контроля. Вся работы при этом осуществляется на добровольных началах.

4. Независимым . К данной категории можно отнести проверки, которые выполняются специальными службами и отдельными физическими лицами.

Основная задача таких организаций – проверка деятельности различных субъектов в экономической сфере. Основными проверяющими органами выступают Федеральное Собрание и его палаты – Совет Федерации и .

В свою очередь в структуре ФСРФ образована Счетная палата, которая выступает в качестве основного органа с функцией финансового контроля. Задача Счетной палаты – контроль своевременного исполнения всей прибыли и расходов государственного бюджета страны, определение эффективности, а также целесообразности расходования бюджета и использования собственности государства. Кроме этого, к функциям Счетной палаты можно отнести анализ отклонений от нормы расходования средств и подготовка предложений, который позволят решить существующую проблему.


Положения Счетной палаты РФ берутся за основу всеми государственными структурами Российской федерации, в том числе внебюджетными фондами.
На уровне регионов контроль финансов РФ осуществляется органами местной власти и специально созданными структурами. Контроль республиканского бюджета РФ берет на себя специальный Комитет по банкам, налогам и бюджетной сфере. Его задача – выполнение всей категории экспертно-аналитических работ, а также сбор и подготовка материалов для корректировки бюджета страны. направляется на рассмотрение в Государственную Думу РФ.

Налоговые инспекции представляют собой один из главных органов контроля финансов РФ. Их задача – проверка бухгалтерских книг, финансовых документов, деклараций, а также бумаг, имеющих непосредственную связь с выплатой налогов в стране. При этом под их контролем находятся организации самых различных форм собственности. Должностные лица налоговых инспекций имеют право требовать пояснения, сведения и справки по вопросам, которые возникают в процессе проверок. Исключения составляет лишь та информация, которая относится к коммерческой тайне.

Если какая-либо структура отказывается передавать информацию о финансовой деятельности (расчеты, балансы, отсчеты, декларации) или прочие документы, которые связаны с уплатой налогов, то имеет полномочия блокировать всю финансовую деятельность компании-нарушителя, изымать необходимые бумаги для изучения, применять штрафные и финансовые , а также передавать дела на рассмотрение в судебные инстанции. В суде могут решаться вопросы о признании операций недействительными или же полной ликвидации структуры.


Контроль финансов РФ может различаться по срокам проведения:

1. Предварительный контроль . Его суть заключается в проверке документации и финансовых планов компании, проектов бюджетов и смет еще на этапе создания и рассмотрения. Основная задача – не допустить неправильной траты бюджетных средств и своевременно устраненить погрешности в работе структуры.

2. Текущий контроль . Такой вид проверки производится в процессе выполнения финансовых планов, а также при выполнении хозяйственно-финансовых операций. Задача – контроль законности и правильности всех расходов и прибыли компании, а также своевременности перечисления средств в бюджет страны. В случае выявления нарушений ответственные лица могут привлекаться к различным видам ответственности (как правило, материальной или административной).

3. Последующий контроль . Это стандартные ревизии организаций на факт корректности и законности всех финансовых операций. Основная цель таких проверок – определение основных недостатков, а также «пробелов» в использовании ресурсов, как финансовых, так и трудовых.



Похожие статьи