Сущность налогов и налоговой системы

В современных экономических условиях под финансами понимаются экономические отношения в процессе создания и использования фондов денежных средств. Эти фонды должны образовываться у каждого субъекта рыночных отношений, включая государство. Отношения, складывающиеся в процессе формирования и использования денежных фондов, называются финансовыми. Совокупность финансовых отношений, складывающихся в рамках государства, образует финансовую систему. Финансовую систему представляют бюджеты различных организаций, главный из кᴏᴛᴏᴩых – государственный. Его дополняют бюджеты субъектов Федерации, местные бюджеты и внебюджетные фонды. Денежные средства в данные бюджеты поступают главным образом за счет отчислений от доходов, полученных от предприятий и населения.

Не стоит забывать, что важнейшая часть финансовых отношений общества – государственные финансы, связанные с формированием и использованием государственных денежных фондов. В качестве источников пополнения казны, помимо средств, полученных от государственных предприятий, используется часть доходов от частного сектора в виде обязательных платежей.

Сущность и роль государственных финансов наиболее полно пробудет в их функциях - мобилизационной, распределительной и контрольной. Мобилизационная функция финансов предполагает деятельность полномочных государственных органов в пополнении средств для государственных нужд. Распределительная функция связана с перемещением доходов из сфер, где они создаются, к иным экономическим субъектам. Контрольная функция пробудет в процессе использования субъектами экономических отношений государственных финансов и налогообложении. Главный элемент финансовой системы государства – государственный бюджет. Государственный бюджет - ϶ᴛᴏ годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия. Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом – парламентом страны или муниципальным собранием.

Доходная часть государственного бюджета формируется в основном за счет налогов (в т.ч. акцизных сборов и таможенных пошлин), а также за счет неналоговых поступлений (доходов от государственной собственности, государственной торговли) и взносов в государственные фонды социального страхования, пенсионный фонд, страхования от безработицы.

Расходная часть государственного бюджета предполагает затраты на: социальные услуги (здравоохранение, образование, социальные пособия, субсидии бюджетам местных властей на данные цели), хозяйственные нужды (капиталовложения в инфраструктуру, дотации, субсидии, расходы на осуществление государственных программ) Расходы государства направлены также на вооружение, материальное обеспечение внешней политики (включая содержание дипломатических служб и займы иностранным государствам), на содержание правительственных органов. В расходную часть бюджета также входят платежи по государственному долгу.
Стоит отметить, что основная цель использования государственного бюджета в рыночной экономике состоит в создании наилучших условий функционирования рыночной системы. Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что выбор для страны финансовой политики, способной оптимальным образом распределить имеющиеся финансовые ресурсы для решения стоящих перед обществом задач, существенно влияет на экономический рост.

Сущность налогов и налоговой системы

Главная статья доходной части бюджета – налоги. Под налогом, сбором, пошлиной понимается обязательный платеж, взимаемый государством с физических и юридических лиц. Налоговые изъятия осуществляются безвозмездно.

Объектами налогообложения выступают доходы, стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость произведенных товаров и услуг, другие объекты, установленные законодательством. Сумма, с кᴏᴛᴏᴩой взимается налог, называется налоговой базой.

Совокупность взимаемых в государстве налогов и других платежей, а также форм и методов их построения образует налоговую систему. В России налоги разделены на три группы: федеральные, республиканские и местные.

По методу установления налоги бывают прямыми и косвенными. Прямые налоги взимаются государством непосредственно с доходов и имущества физических и юридических лиц. К основным прямым налогам ᴏᴛʜᴏϲᴙтся подоходный налог, налог на прибыль и др. Косвенные налоги – ϶ᴛᴏ налоги на товары и услуги, оплачиваемые в цене товара или включенные в тариф. Основные косвенные налоги: налог на добавленную стоимость, акциз.

Сущность налогов пробудет в их функциях:

  • финансирование государственных расходов (фискальная функция);
  • количественное отражение налоговых поступлений и их сопоставление с потребностями государства в финансовых ресурсах (контрольная функция);
  • государственное регулирование экономики (регулирующая функция);
  • поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (социальная функция)

К числу первостепенных задач любого государства относится обеспечение экономического роста. Решить эту задачу становится возможным при создании эффективной налоговой системы, обеспечивающей налогоплательщикам возможность выплачивать налоги, не подрывая воспроизводственного процесса. С данным связано понятие тяжести налогового бремени, кᴏᴛᴏᴩое определяется величиной налоговых изъятий, отнесенных к валовому внутреннему продукту. Зависимость налоговых поступлений от величины налоговой ставки на базе анализа статистических данных за длительный период оповествовал американский экономист А. Лаффер. Стоит заметить, что он доказал, что увеличение государственных доходов за счет роста налоговых ставок не всегда возможно и что чрезмерное налоговое бремя ведет к обратному результату – уменьшению налоговых поступлений в государственный бюджет. Кривая, отображающая эту зависимость, получила название кривой Лаффера, а описанное явление – эффекта Лаффера (рис. 15.1)

Рисунок № 15.1. Кривая Лаффера.

Кривая Лаффера показывает, что рост налоговых ставок приводит к росту налоговых поступлений исключительно до определенного предела (точка М), затем ϶ᴛᴏт рост немного замедляется, и в дальнейшем происходит либо такое же плавное снижение доходов бюджета, либо их резкое падение. В результате, когда налоговая ставка достигает определенного предела, происходит снижение деловой активности, предпринимательской инициативы, сокращаются стимулы к расширению производства. Часть налогоплательщиков переходит из «легального» в «теневой» сектор экономики. По мнению А. Лаффера, предельной ставкой налогового изъятия в бюджет, в границах кᴏᴛᴏᴩой увеличится сумма доходов бюджета, будет 30 %. При 40–50 %-ном изъятии доходов, когда ставка налога попадает в «запретную зону» действия, происходит сокращение сбережений населения, что влечет за собой незаинтересованность в инвестировании в те или иные отрасли экономики и сокращение налоговых поступлений.

Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что увеличение налогового бремени увеличивает размеры теневой экономики, легальное и нелегальное укрытие от налогов, при кᴏᴛᴏᴩом большая часть имеющегося дохода не декларируется.

Дефицит государственного бюджета и причины его возникновения

Когда доходы государственного бюджета превышают его расходы, образуется профицит бюджета. В случае если же складывается обратная ситуация, т. е. расходы госбюджета превышают его доходы, то образуется дефицит. Каковы же причины образования дефицита?

В случае если государство расходует деньги, надеясь компенсировать их за счет налоговых поступлений, а величина их оказьшается ниже ожидаемой, в стране образуется бюджетный дефицит, или государственный долг. Дефицит может возникнуть и вследствие неэффективного руководства национальным хозяйством.

При образовании дефицита государственного бюджета имеются несколько путей его покрытия с наименьшими потерями для экономики. Среди них выделяют следующие:

  1. сокращение расходов бюджета;
  2. увеличение налогового бремени;
  3. превращение дефицита бюджета в государственный долг;
  4. выплату государственного долга за счет увеличения предложения денег на базе эмиссии.

Первый путь предполагает уменьшение дотаций, сокращение социальных программ. Это может привести к усилению спада в экономике, спровоцировать социальную напряженность, что в итоге может привести к снижению совокупного спроса и, как следствие, к снижению стимулов производства.

В случае увеличения налогового бремени снизятся инвестиции и потребление, что в ϲʙᴏю очередь снизит возможности роста ВНП.

Превращение дефицита бюджета в государственный долг может произойти за счет:

  • обращения государства за кредитом к национальным банкам. Это может привести к увеличению спроса на деньги и, как следствие, к росту процентных ставок. Предприниматели, взявшие более дорогой кредит, попытаются его компенсировать за счет увеличения отпускных цен. Кроме того, дорогой кредит угнетает инвестиции, поскольку для многих он становится недоступным. По϶ᴛᴏму в долгосрочном периоде бюджетный дефицит приведет к инфляции и падению темпов роста ВНП;
  • превращения кредита во внешний долг при получении его от иностранных граждан. В случае если обращение к внешнему долгу происходит по истечении срока кредита, ϶ᴛᴏ может привести к утечке национального дохода за границу, поскольку кредит крайне важно возвращать и выплачивать по нему проценты;
  • выпуска государственных ценных бумаг - облигаций, кᴏᴛᴏᴩые представляют обязательства государства выплатить сумму заимствований денег у населения с процентами. Рынок государственных обязательств, за счет кᴏᴛᴏᴩого правительство осуществляет закупки, уводит ϲʙᴏбодные деньги из банков. Это уменьшает банковские кредитные ресурсы и ведет к удорожанию кредита и, как следствие, к сокращению возможностей инвестирования.

В случае выплаты государственного долга за счет увеличения предложения денег на базе их эмиссии произойдет резкое увеличение уровня цен (инфляции) Кстати, эта самая крайняя мера, к кᴏᴛᴏᴩой государство прибегает при невозможности или неумении использовать иные источники. По сути ϶ᴛᴏ способ отказа от части долга, так как его выплата происходит обесцененными деньгами. Государственный долг, кроме негативных экономических последствий, имеет также и социальные последствия. Это, прежде всего усиление дифференциации населения, кᴏᴛᴏᴩая происходит вследствие выплаты долга за счет налогов. Доходы населения уменьшаются на величину выплаченных налогов. Эти средства оказываются в руках узкого круга людей, ранее купивших ценные бумаги. В ϶ᴛᴏм случае разрыв в благосостоянии между различными слоями населения увеличивается.

Существует ряд мер по управлению государственным долгом. К их числу можно отнести:

  • эффективное использование средств заимствования, предполагающее направление средств в проекты, кᴏᴛᴏᴩые за отведенный срок позволят получить величину дохода, не только значительно превышающую сумму долга, но и выплаты по нему процентов;
  • поиск средств для выплаты долга. Кстати, эта мера предполагает отказ от долга или его части, использование новых заимствований для выплаты прежних долгов, пролонгирование долга, конверсию долга, продажу безнадежных долгов. В данной ситуации возможны негативные последствия. В первую очередь, отказ от долга подрывает репутацию государства. Во-вторых, пролонгирование кредита приведет к увеличению суммы процента, поскольку процент выплачивается по сумме займа и невыплаченного процента. Увеличение внутреннего долга ведет к расходованию резервов банков и привлечению сбережений населения. В ϶ᴛᴏм случае происходит снижение покупательной способности национальной валюты и раскручивается инфляция;
  • нейтрализация негативных последствий государственного долга. Кстати, эта мера предполагает проведение работы по балансированию бюджета.

Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что государство, обремененное внешним и внутренним долгами, требует грамотной, эффективной стратегии и умелого использования кредитных ресурсов.

1. Под финансами понимаются экономические отношения в процессе создания и использования фондов денежных средств.

Совокупность финансовых отношений, складывающихся в рамках государства, образует финансовую систему.

Сущность и роль государственных финансов наиболее полно пробудет в их функциях – мобилизационной, распределительной и контрольной.

2. Под налогом, сбором, пошлиной понимается обязательный платеж, взимаемый государством с физических и юридических лиц. Налоговые изъятия осуществляются безвозмездно.

Сущность налогов пробудет в их функциях: фискальной, контрольной, регулирующей, социальной.

3. Государственный бюджет – ϶ᴛᴏ годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия.

Дефицит бюджета образуется в случае, когда расходы превышают доходы.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ВВЕДЕНИЕ

Функционирование государства предполагает большую необходимость существования налогов. С их помощью формируется основная часть государственного бюджета. Налоги - платеж обязательный. Обязательность уплаты является одним из основных свойств налога. Налог присущ всем государствам. Совокупностью налогов, законодательно установленных в государстве, способов и методов их взимания, норм и правил, которым должны следовать участвующие лица в налоговых правоотношениях, является налоговая система.

Объектом исследования данной работы является налоговая система. Предметом исследования - её основные элементы, принципы построения налоговых систем, классификация налогов, т.к. существование налоговой системы невозможно без существования самих налогов.

Целью данной работы является теоретическое исследование налоговой системы. Достижение этой цели возможно после решения таких задач, как раскрытие сущности понятия «налоговая система», рассмотрение принципов построения налоговых систем и основных принципов налогообложения в Республике Беларусь, способов и методов взимания налогов, описание элементов налоговой системы, без которых налогообложение, как таковое, существовать не может. Также следует определить функции налогов, в которых раскрывается их сущность, рассмотреть их классификацию, которая показывает разнообразие налоговых форм. Внимание уделено и рассмотрению общей и упрощенных систем налогообложения в Беларуси.

Для этого используются учебные материалы по дисциплине «Налоги и налогообложение» и некоторые статьи Налогового кодекса Республики Беларусь.

Изучать основы налогообложения необходимо всем тем, кто желает грамотно выполнять свои налоговые обязательства перед государством.

1. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА

1.1 Сущность налоговой системы

Для того, чтобы раскрыть сущность налоговой системы, целесообразно исследовать взгляды нескольких авторов учебных пособий, каждый из которых дает свое определение понятия «налоговая система». Затем на их основе дать общее определение этого понятия. Это поможет сделать таблица, представленная ниже.

Определение понятия «налоговая система»

В.А. Скрипниченко

Совокупность налогов, сборов, пошлин, взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему.

Н.А. Мельникова

Налоговая система - это взаимно связанная совокупность налогов, сложившаяся в данном государстве под влиянием социально-политических, экономических и финансовых процессов.

Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко

Под налоговой системой понимается совокупность налогов, пошлин и сборов, установленных государством и взимаемых с целью создания централизованного общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания.

Т.Ф. Юткина

Под налоговой системой понимается совокупность налогов, пошлин и сборов, взимаемых на территории государства в соответствии с Налоговым кодексом, а также совокупность норм и правил, определяющих правомочия и систему ответственности сторон, участвующих в налоговых правоотношениях.

А.М. Ковалёва

Налоговая система - совокупность налогов, установленных законодательной властью и взимаемых исполнительными органами, а также методы и принципы построения налогов.

В.Ф. Тарасова, Л.Н. Семыкина, Т.В. Сапрыкина

Налоговая система - это целостное экономическое явление, состоящее из отдельных частей, объединенных общими задачами, целями и находящихся в определенной связи между собой. На ее становление, развитие и функционирование оказывают влияние различные факторы, как объективные (экономическая эволюция, социальные явления), так и относительно субъективные.

Е.Б. Шувалова, А.Е. Шувалов

Налоговая система - это совокупность налогов и сборов, взимаемых государством, а также принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, взимания и контроля.

Н.Г. Дмитриева, Д.Б. Дмитриев

Налоговая система включает в себя принципы, способы и методы взимания налогов.

А.В. Толкушкин

Налоговая система -- совокупность налогов и сборов, взимаемых в государстве, а также форм и методов их построения.

Е.Н. Петроченко

Налоговая система - совокупность установленных и взимаемых в той или иной стране налогов форм и методов налогообложения, взимания и использования налогов, а также налоговых органов.

Примечание . Источник: собственная разработка на основе данных из источников, представленных в первом столбце таблицы

Таким образом, исследовав мнения вышеперечисленных авторов учебных пособий по поводу раскрытия понятия «налоговая система», можно сделать вывод о том, что налоговая система представляет собой:

1) взаимно связанную совокупность налогов, сборов, пошлин, установленных законодательной властью (в соответствии с Налоговым кодексом) и взимаемых в установленном порядке исполнительными органами в той или иной стране с целью формирования государственного бюджета;

2) совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания, налоговых органов;

3) норм и правил, которым должны следовать лица, участвующие в налоговых правоотношениях;

4) целостное экономическое явление, состоящее из отдельных частей, объединенных общими задачами, целями и находящихся в определенной связи между собой.

На становление, развитие и функционирование налоговой системы оказывают влияние различные факторы, как объективные (экономическая эволюция, социальные явления), так и относительно субъективные.

1.2 Принципы построения налоговых систем. Основные принципы налогообложения в Республике Беларусь

Принципы налогообложения были сформулированы еще А. Смитом в книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776). К ним относятся принципы всеобщности, справедливости, определенности и удобности.

Принципы построения конкретной налоговой системы служат основой для принятия налогового закона в стране. Они включают три группы принципов, а именно:

1) организационные: единство налоговой политики, единство системы налогов, разграничение полномочий;

2) юридические: законность, ясность налогового законодательства и толкование его в пользу налогоплательщика, приоритет норм налогового законодательства, приоритет международных норм;

3) экономические: всеобщность налогообложения, экономическая обоснованность налогообложения, недопущение дискриминации налогоплательщиков, равное налоговое бремя исходя из фактической способности к уплате налогов.

Налоговая система любого государства основывается на группе принципов. Принципы налогообложения, сформулированные в XVIII-XIX вв., не утратили своего значения и в XX-XХI вв., которые определяются следующим образом:

1) Принцип справедливости налогообложения раскрывается в вертикальном аспекте (налоги взимаются в соответствии с финансовыми возможностями плательщиков, т. е. с увеличением доходов повышается и ставка налогообложения) и горизонтальном (устанавливается единая ставка налога для лиц с одинаковым уровнем дохода).

2) Принцип эффективности налоговой системы характеризуется наличием инструментов, стимулирующих экономический рост, хозяйственную деятельность экономических субъектов рынка.

3) Принцип нейтральности определяется как равновеликость налоговых изъятий независимо от сферы приложения капитала и видов деятельности.

4) Принцип простоты налоговой системы заключается в легкости и доступности техники подсчета налогов и закрепляется соответствующими нормативными актами.

Основными принципами современной налоговой системы являются:

1) обязательность уплаты налогов, сборов и пошлин;

2) равенство и справедливость по отношению ко всем налогоплательщикам;

3) определенность и однозначность налогового законодательства;

4) однократность налогообложения доходов;

5) соразмерность налогов с величиной получаемых налогоплательщи

6) простота начисления налогов и удобство их уплаты;

7) стабильность налогов;

8) гибкость налоговой системы, адаптируемость к меняющейся экономической ситуации;

9) сочетание фискальных целей регулирования развития отраслей национальной экономики.

На основе вышеперечисленных принципов налоговая система может стать мощным стимулом экономики. Основные принципы налогообложения в Республике Беларусь, согласно Налоговому кодексу РБ:

1) Каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги, сборы (пошлины), по которым это лицо признается плательщиком.

2) Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины), а также обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов, сборов (пошлин) иные взносы и платежи, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено Конституцией Республики Беларусь, настоящим Кодексом, принятыми в соответствии с ним законами, регулирующими вопросы налогообложения, актами Президента Республики Беларусь.

3) Налогообложение в Республике Беларусь основывается на признании всеобщности и равенства.

4) Не допускается установление налогов, сборов (пошлин) и льгот по их уплате, наносящих ущерб национальной безопасности Республики Беларусь, ее территориальной целостности, политической и экономической стабильности, в том числе нарушающих единое экономическое пространство Республики Беларусь, ограничивающих свободное передвижение физических лиц, перемещение товаров (работ, услуг) или финансовых средств в пределах территории Республики Беларусь либо создающих в нарушение Конституции Республики Беларусь и принятых в соответствии с ней законодательных актов иные препятствия для осуществления предпринимательской и другой деятельности организаций и физических лиц, кроме запрещенной законодательными актами.

5) Допускается установление особых видов таможенных пошлин либо дифференцированных ставок таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товаров в соответствии с настоящим Кодексом и таможенным законодательством.

Таким образом, принципы налогообложения в Беларуси говорят об обязательности уплаты налогов, сборов и пошлин, о невозможности возложения обязанности на плательщика уплачивать налоги, которые не установлены законодательно либо не определены Конституцией Республики Беларусь, о всеобщности и равенстве между всеми налогоплательщиками, о недопущении установления таких налогов, которые нарушают соразмерность налогов с величиной получаемых налогоплательщиком доходов, о допущении установления особых таможенных пошлин.

1.3 Способы взимания налогов

фискальный налогообложение экономика

Наряду с принципами налоговая система включает в себя также способы и методы взимания налогов.

В налогообложении действуют три способа взимания налогов, касающихся учета и оценки объекта налога: кадастровый, декларационный и административный у источника образования объекта.

Кадастровый способ предполагает использование кадастра (реестра, описи), содержания перечень типичных сведений (оценка, средняя доходность) об объекте обложения (земли, дома), которые используются при исчислении соответствующего налога. Так, земельный кадастр, на основании которого в зарубежных странах определяется поземельный налог, содержит описания типичных участков земли, группируемых в зависимости от качества, местоположения и использования. Для каждой группы установлена средняя доходность на единицу площади за ряд лет. Остальные земельные участки (нетипичные) приравниваются к той или иной категории, которой соответствует ставка налога с единицы площади. Земельные кадастры утверждаются государственными органами.

В дореволюционной России кадастры широко использовались для переписи лиц при обложении подушным налогом.

Декларационный способ предусматривает подачу налогоплательщиком в налоговые органы официального заявления - декларации о величине объекта обложения, в которую, как правило, включают данные о доходах и расходах плательщика, источниках доходов, налоговых льготах и порядке исчисления налога.

Административный способ основан на исчислении и изъятии налога у источника образования объекта обложения. Обычно это задача бухгалтерии предприятия или другого органа, который выплачивает налог. Таким путем взимаются подоходный налог, налог с доходов по ценным бумагам и др. Бухгалтерия удерживает его до выплаты дохода, исключая возможность уклонения от уплаты. Сумма изъятого налога переводится сборщиком-предприятием непосредственно в бюджет. В современных условиях этот способ часто сопровождается последующей подачей декларации в налоговые органы.

Применяются следующие методы оплаты налога:

1) наличным платежом, когда плательщик вносит в казну государства определенную сумму денег в наличной форме;

2) безналичным платежом, когда перечисление производится через банк со счета клиента на счет бюджета;

3) гербовыми марками, когда плательщик покупает специальные марки и наклеивает их на официальный документ, после чего этот документ приобретает законную силу.

Таким образом, налоги взимаются тремя способами, такими как кадастровый, декларационный и административный, а оплата налога производится наличным платежом, безналичным платежом и гербовыми марками.

2. ЭЛЕМЕНТЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ

2.1 Элементы налогообложения

Налоговая система включает в себя множество элементов, каждому из которых в Налоговом кодексе дается четкое и однозначное определение. К основным элементам закона о налогах относятся: налогоплательщики, объекты налогообложения, налоговая база, ставки налога, сроки уплаты, льготы, налоговые санкции и др.

Налогоплательщик (субъект) налога - это физическое или юриди-ческое лицо, на которое законодательством возложено обязательство заплатить налог. Плательщик налога - основополагающий элемент, по отношению к которому строится вся налоговая система в комплексе. Все последующие функциональные элементы налога (объекты налогообложения, ставки, льготы и др.) используются уже в отношении конкретного плательщика. В налоговых законодательствах различных стран в качестве налогоплательщиков признаны юридические и физические лица. Юридическое лицо - это предприятия, организации, учреждения, имеющие обособленный баланс и отдельный расчетный счет в банке. Физическое лицо - это граждане данного государства, иностранного государства и лица без гражданства. По белорусскому законодательству плательщиками налогов и сборов названы объединения, организации, их филиалы, представительства, отделения и другие обособленные пдразделения, осуществляющие хозяйтвенную и коммерческую деятельность на территории Республики Беларусь, независимо от подчиненности и форм собственности, а также физичесие лица, извлекающие доходы от предпринимательскойдеятельности, работы по найму и других источников.

Объекты налогообложения представляют собой доход или имущество, на которое начисляется налог. Налоговая база - это стоимостная или физическая характеристика объекта налогообложения. Развитие налоговых систем определило следующие группы объектов налогообложения:

* имущество (земля, капитал, прочая недвижимость, предметы роскоши);

* передача имущества (наследство и дарение, сделки купли-продажи, займа и др.);

* потребление (акцизы, налог с продаж, налог на добавленную стоимость);

* ввоз и вывоз товаров (пошлины на экспортные и импортные товары).

Налоговая ставка представляет собой величину налоговых отчислений на единицу налоговой базы. В зависимости от особенностей налоговой базы ставки налогов могут устанавливаться в твердых суммах платежа или в относительных величинах (процентах). В абсолютных суммах устанавливаются, например, ставки земельного налога (с 1 га земли), экологического (с 1 куб. м добытых природных ресурсов) и др. Твердые ставки применяются при равномерном методе налогообложения, когда не учитывается платежеспособность налогоплательщика, а принимается во внимание только потребление им каких-либо услуг. Данный вид налоговых ставок является наиболее обременительным для налогоплательщиков с низким уровнем доходов. Процентные ставки ассоциируются с пропорциональным методом налогообложения. Они могут быть:

1) едиными при любом изменении налоговой базы и обеспечивать пропорциональный рост налога и собственных доходов налогоплательщика (налог на прибыль);

2) прогрессивным, когда ставка налога возрастает с ростом налоговой базы (подоходный налог);

3) регрессивными, когда ставка налога сокращается при росте налоговой базы.

Сроки уплаты налогов могут быть едиными и дифференцированными в зависимости от размеров платежей. По белорусскому законодательству для большинства видов налогов установлены единые сроки перечислений платежей в бюджет не позднее 22 числа месяца, следующего за отчетным.

Налоговой льготой называется предоставление отдельным категориям налогоплательщиков при наличии оснований, установленных законодательством, возможности не уплачивать налог или уплачивать его в меньшем по сравнению с другими налогоплательщиками размере. Белорусское законодательство предусматривает предоставление налоговых льгот по различным видам налогов.

Санкции - это меры ответственности за совершение налогового правонарушения. Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в определенных размерах.

2.2 Функции и классификация налогов

Налоговый кодекс Республики Беларусь утверждает, что налогом признается обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты.

Налоги - это один из источников формирования доходов государственного бюджета. Без налогов не обходится ни одно государство.

Функции налогов являются проявлением сущности налогов, способом выражения их свойств. Функции налогов показывают, каким образом реализуется их общественное назначение как инструмента распределения и перераспределения государственных доходов.

Первая функция налогов -- это, несомненно, фискальная (фиском в Римской империи называлась казна императора, берущая свое начало от воинской кассы). Фискальная функция отражает задачу наполнения деньгами бюджета государства.

Вторая функция налогов -- распределительная, или социальная: через налоговую систему государство осуществляет перераспределение финансовых ресурсов, в том числе перетекание денег из производственной сферы в социальную.

Третья функция налогов -- регулирующая, именно эта функция определяет задачи налоговой политики государства. С помощью налоговых методов можно стимулировать или дестимулировать развитие отдельных отраслей и регионов, добиваться желаемых изменений в структуре производства, его размещении.

Четвертая функция налогов -- контрольная. С их помощью благодаря налоговой статистике и анализу налоговых деклараций государство владеет информацией об истинном финансовом положении страны, о финансово-хозяйственной деятельности организаций, об источниках доходов юридических и физических лиц. Точное знание о состоянии экономики позволяет вносить своевременные изменения в бюджетную и налоговую политику.

Итак, среди налоговых функций выделяют фискальную (состоит в наполнении деньгами государственного бюджета), распределительную (перераспределение финансовых ресурсов), регулирующую (влияние на развитие регионов и отраслей) и контрольную (получение информации об истинном финансовом положении страны и источниках доходов физических и юридических лиц). В них проявляется экономическое содержание налогов, они показывают способ реализации общественного назначения налогов как инструмента распределения и перераспределения государственных доходов.

Разнообразие налоговых форм показывает классификация налогов. При разнообразии налогов правильная классификация, устанавливающая их различия и сходства, необходима не только для теории, но и для практики. Особые свойства отдельных групп налогов требуют особых условий обложения и взимания, особых административно-финансовых мер.

По признаку переложимости налоги распределены как прямые и косвенные. Прямые налоги - налоги, которые взимаются в виде определенного процента от дохода или имущества. Косвенные налоги - это налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене и взимаемые в процессе потребления товаров и услуг. К косвенным налогам относятся акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины.

Различие между косвенными и прямыми налогами проходит через все учение о налогах. Исторически прямые налоги возникли раньше косвенных. Прямое налогообложение как простейшая форма налогообложения первоначальная и самая древняя.

Все действующие классификации налогов можно свести к нескольким основным типам. В российской литературе о налогах доминирует классификация, которую можно определить как традиционную. Эта классификация представляет собой довольно сложный вариант группировки налогов одновременно по методам их взимания, характеру применяемых ставок, объектам налогообложения и налогоплательщикам. В основе этой системы лежит деление всех налогов на три класса:

1) прямые налоги;

2) косвенные налоги;

3) пошлины и сборы.

При использовании традиционной классификации налогов иногда в особую группу выделяют поитины и сборы, т.е. эти виды обязательных платежей налогового характера не относят ни к прямым, ни к косвенным налогам.

Ниже приведены варианты традиционных классификаций налогов и платежей обязательного характера.

Таблица 2.1 - Традиционная классификация налогов и платежей обязательного характера (вариант 1)

1. Прямые налоги

2. Косвенные налоги

3. Пошлины и сборы

Примечание . Источник:

В данном варианте традиционной классификации налогов и платежей обязательного характера не учтены взносы на социальное страхование, классификация таможенных налогов осуществляется по происхождению и по

целям, а пошлины на обращение имущества отнесены в группу «Пошлины и сборы» исходя из особенностей взимания.

Таблица 2.2 - Традиционная классификация налогов и платежей обязательного характера (вариант 2)

1. Прямые налоги

2. Косвенные налоги

3. Взносы на социальное страхование

Примечание . Источник:

Во втором варианте классификации налогов и платежей обязательного характера не включены ни в одну группу пошлины и сборы, не относящиеся к таможенным (регистрационные, судебные, нотариальные, патентные).

Как видно из сравнения двух вариантов традиционной классификации, налоги на доходы от денежных капиталов включаются то в разряд личных, то в разряд реальных прямых налогов.

Пошлины и сборы составляют самую сложную проблему при использовании традиционной классификации. Они включаются то в группу косвенных, то в группу прямых налогов, либо в самостоятельную группу. К прямым налогам иногда относятся и пошлины на обращение имущества, которые только наименованием «пошлина» отличаются от налогов на переход имущества (на перевод прав на имущество).

Состав налогов налоговой системы Беларуси можно классифицировать определенным образом, объединив группы налогов по классификационным признакам: объект обложения, особенности ставки, полнота прав соответствующих бюджетов в использовании поступающих налоговых сумм и др. Классификацию налогов в Республике Беларусь по основным классификационным признакам можно представить следующим образом:

Таблица 2.3 - Классификация налогов в Республике Беларусь

По объекту обложения

Имущество

Капитал

Добавленная стоимость

По принадлежности к уровню власти

Республиканские

Местные

По полноте права пользования налоговых сумм

Закрепленные

Регулирующие

От источника уплаты

Выручка

Зарплата

Доход или прибыль

Себестоимость

От субъектов уплаты

Физические лица

Организации

По способу изъятия

Косвенные

По методу обложения (от ставки)

Прогрессивные

Регрессивные

Пропорциональные

Ступенчатые

Твердые (в абсолютных суммах)

По способу обложения

Кадастровые

Декларационные

Налично-денежные

Безналичные

От назначения

Общие (без привязки к конкретному или обезличенные)

Целевые

Примечание . Источник:

Пользуясь такой классификацией, можно определить роль каждого налога и налоговой группы по отношению к республиканскому бюджету, местным бюджетам, по отношению к финансовому состоянию как налогоплательщиков, так и государства.

2.3 Налоговое законодательство Республики Беларусь. Налоговые органы

Согласно Статье 3 Налогового кодекса Республики Беларусь, «налоговое законодательство Республики Беларусь - система принятых на основании и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь нормативных правовых актов, которая включает:

1) настоящий Кодекс и принятые в соответствии с ним законы, регулирующие вопросы налогообложения;

2) декреты, указы и распоряжения Президента Республики Беларусь, содержащие вопросы налогообложения;

3) постановления Правительства Республики Беларусь, регулирующие вопросы налогообложения и принимаемые на основании и во исполнение настоящего Кодекса, принятых в соответствии с ним законов, регулирующих вопросы налогообложения, и актов Президента Республики Беларусь;

4) нормативные правовые акты республиканских органов государственного управления, органов местного управления и самоуправления, регулирующие вопросы налогообложения и издаваемые в случаях и пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, а также принятыми в соответствии с ним законами, регулирующими вопросы налогообложения, актами Президента Республики Беларусь и постановлениями Правительства Республики Беларусь».

Налоговое законодательство регулирует налоговые отношения как налогоплательщика, так и государства.

Согласно Статье 80 Налогового кодекса Республики Беларусь, налоговые органы являются государственными органами, обладающими правами юридического лица, и в пределах своей компетенции проводят государственную политику и осуществляют регулирование и управление в сфере налогообложения.

В случаях, предусмотренных законодательными актами, полномочиями налоговых органов могут обладать таможенные органы и иные уполномоченные государственные органы.

Налоговые органы, а также таможенные органы и иные государственные органы, обладающие полномочиями налоговых органов, выполняют свои функции и взаимодействуют посредством реализации прав и выполнения обязанностей, установленных законодательством.

Налоговые органы в обязательном порядке действуют в строгом соответствии с законодательством, корректно и внимательно относятся к плательщикам, осуществляют контроль за соблюдением налогового законодательства, правильным исчислением, полной и своевременной уплатой налогов, проводят проверки, требуют от плательщиков (иных обязанных лиц), их представителей устранения выявленных нарушений законодательства и контролируют исполнение этих требований, соблюдают налоговую тайну и правила хранения сведений о плательщиках.

2.4 Общая и упрощенные системы налогообложения в Беларуси

В 2011 году произошли некоторые изменения в системе уплаты налогов предприятиями РБ. В настоящее время на территории Республики Беларусь действует 15 общегосударственных и 9 местных налогов.

Перечень налогов, взимаемых в Республике Беларусь, ежегодно конкретизируется (как правило, в сторону уменьшения) при принятии закона о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый год. Кроме того, с целью создания благоприятного налогового климата и оптимизации процедуры исполнения налоговых обязательств для отдельных категорий плательщиков действуют особые налоговые режимы:

1) упрощенная система налогообложения для субъектов малого предпринимательства;

2) налогообложение в рамках свободных экономических зон;

3) единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции;

4) единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц.

Существует общий порядок исчисления налогов и две упрощенные системы налогообложения (без выделения НДС и с выделением НДС). Доходы физических лиц облагаются по ставкам подоходного налога. Принципы исчисления подоходного налога в 2012 году остались такими же, как и в 2011. Для физических лиц применяется единая ставка подоходного налога 12%, а для индивидуальных предпринимателей и частных нотариусов - 15% (для резидентов Парка высоких технологий - 9%). Ставка подоходного налога в отношении полученных дивидентов 12%.

Юридические лица, зарегистрированные на территории РБ, при общей системе налогообложения уплачивают следующие налоги, сборы и иные обязательные платежи:

1) налог на добавленную стоимость - НДС, ставка 20% от оборота по реализации товаров, работ или услуг;

2) налог на прибыль, ставка 18 % от налогооблагаемой прибыли;

3) страховые взносы на обязательное социальное страхование наёмных работников, соцстрах, ставка 34% от фонда оплаты труда;

4) обязательное страхование от несчастных случаев на производстве, ставка 0,6% от фонда оплаты труда;

кроме того, если это требует законодательство РБ:

1) налог на недвижимость;

2) земельный налог;

3) акцизы;

4) экологический налог;

5) налог за добычу (изъятие) природных ресурсов;

6) оффшорный сбор;

7) гербовый сбор;

8) другие налоги.

Две упрощенные системы налогообложения применимы для малого бизнеса. Ставка налога при упрощенной системе налогообложения:

6% - для организаций и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих налог на добавленную стоимость;

15% - для организаций и индивидуальных предпринимателей, использующих в качестве налоговой базы валовой доход.

По упрощенной системе также уплачивают:

1) таможенные и государственные пошлины;

2) оффшорный сбор;

3) гербовый сбор;

4) налог на приобретение автомобильных транспортных средств;

5) обязательные страховые взносы и иные платежи в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты;

6) налог на добавленную стоимость.

Уплата Налога при упрощенной системе налогообложения заменяет уплату налогов, сборов (пошлин), отчислений в государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды, арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, арендодателями которых являются сельские, поселковые, районные, Минский городской и городские (городов областного подчинения) исполнительные комитеты.

Организации с численностью работников в среднем за период с начала года по отчетный период включительно не более 15 человек и индивидуальных предпринимателей, если размер их валовой выручки нарастающим итогом с начала года составляет не более 1090 млн. рублей, вправе не уплачивать НДС. Для таких организаций ставка налога составляет 8%.

Если организация и индивидуальный предприниматель находятся в сельских населенных пунктах и населенных пунктах, перечисленных в приложении к настоящему Положению, при осуществлении деятельности по производству товаров (выполнению работ, оказанию услуг), ставка налога при упрощенной системе устанавливается:

1) 5 процентов - для организаций и индивидуальных предпринимателей, не уплачивающих НДС;

2) 3 процента - для организаций и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих НДС.

Не вправе применять упрощенную систему организации:

1) производящие подакцизные товары;

2) реализующие (в том числе по договорам поручения, комиссии, консигнации и иным аналогичным договорам) ювелирные изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней (включая сдачу указанных изделий ломбардами в Государственное хранилище ценностей Министерства финансов Республики Беларусь);

3) осуществляющие:

· лотерейную деятельность;

· профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг;

· деятельность в рамках простого товарищества и (или) хозяйственной группы, холдинга;

· деятельность в качестве резидентов свободных экономических зон, специального туристско-рекреационного парка «Августовский канал» или Парка высоких технологий;

· деятельность по организации и проведению электронных интерактивных игр;

· риэлтерскую деятельность;

· страховую деятельность (страховые организации, в том числе общества взаимного страхования, объединения страховщиков);

· банковскую деятельность (банки);

· деятельность в сфере игорного бизнеса;

организации, производящие на территории Республики Беларусь сельскохозяйственную продукцию и уплачивающие единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции.

В таблице приведен пример расчета налогов при различных системах налогообложения.

Таблица 2.4 - Сравнительная таблица систем налогообложения

Системы налого-обложения

Данные для расчета, например, в долларах

Упрощенная система налого-обложения "без НДС" (7 % с выручки)

Упрощенная система налого-обложения "с НДС" (5 % с выручки + НДС 20%)

Общая система налогообложения (НДС 20% + налог на прибыль 18%)

1. Выручка от реализации

2. Затраты Всего (п.п. 2.1-2.5)

786, т.к. без НДС к расчету

786, т.к. без НДС к расчету

2.1 Сырье и материалы

333, т.к. без НДС к расчету

333, т.к. без НДС к расчету

2.2 Аренда и коммунальные

83, т.к. без НДС к расчету

83, т.к. без НДС к расчету

2.3 Зарплата

2.4 Отчисления в ФСЗН 34% и БГС 0,6%

2.5 Прочие затраты

3. Прибыль

4. Налоги всего (с учетом платежей в ФОТ)

4.2 Зачет НДС

4.3 НДС к уплате

4.4 Налоги при "упрощенке"

4.5 Налог на прибыль

5. Прибыль после налогов

6. Удельный вес всех налогов в выручке

Налоговая система РФ - это основа для выполнения государством своих функций и главный источник доходов федерального, региональных и местных бюджетов. В статье мы рассмотрим структуру и основные элементы налоговой системы РФ.

Кратко об истории системы налогообложения в России

Налоговая система РФ начала формироваться после распада СССР, а именно в декабре 1991 года. Тогда был принят закон «Об основах налоговой системы РФ». Он вводил в действие новые налоги и сборы, к примеру, НДС, подоходный налог, акцизы на алкогольную и табачную продукцию и другие. В 1998 году была утверждена 1-я часть Налогового кодекса РФ, в 2000-м — 2-я часть. Этот кодекс стал главным законодательным актом в российской налоговой системе. НК РФ определил взаимоотношения государства и налогоплательщиков, структуру и элементы российской налоговой системы.

Отдельно стоит выделить образование государственных органов по надзору за налогообложением в Российской Федерации. В 1990 году была создана Государственная налоговая инспекция, которая затем была преобразована в Государственную налоговую службу. В 1998 году появилось Министерство по налогам и сборам. В 2004 году оно было реорганизовано, и его функции перешли к Минфину РФ. С этого же года начала функционировать хорошо знакомая нам Федеральная налоговая служба, которая осуществляет свою деятельность до сих пор.

Налоговая система - это... (понятие и структура)

Налоговую систему РФ можно определить как совокупность всех налогов и сборов, принятых в России, а также администраторов налогов и сборов (государственных органов) и их плательщиков.

Структура российской системы налогов подразумевает комплексное взаимодействие всех ее составляющих элементов: налогов (а с 2017 года также страхзносов) и сборов, их плательщиков, правовой основы и государственных органов.

Структура налоговой системы РФ имеет 3 уровня:

  • федеральный;
  • региональный;
  • местный.

Уровень налога определяет соответствующий уровень бюджета, зачислению в который он подлежит.

Поскольку налоговая система РФ имеет 3-уровневую структуру, законодательная база о налогах и сборах также делится на 3 уровня:

  • Федеральное законодательство — это высший уровень законодательной базы. Он действует на всей территории РФ. Подзаконные и другие нормативно-правовые акты не должны противоречить ему. К этой категории относятся обе части Налогового кодекса РФ, федеральные законы, которые согласованы с положениями НК РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и, конечно, Конституция РФ.
  • Региональное законодательство включает в себя законы субъектов РФ по налогообложению в конкретном регионе нашей страны.
  • Местное законодательство состоит из нормативно-правовых актов, которые принимаются представительными органами местного самоуправления (советами депутатов, законодательными собраниями).

Кроме того, на основании НК РФ Минфин РФ и ФНС РФ разрабатывают приказы, разъяснения, пояснения, письма и другие подобные документы. Они необходимы для конкретизации положений и статей НК РФ и других федеральных законов РФ в области налогообложения. Такие документы разъясняют непонятные с точки зрения налогоплательщиков ситуации и могут составляться на основании их обращений.

Подробнее о федеральных, региональных и местных налогах читайте в этой статье .

Элементы налоговой системы Российской Федерации

Как уже отмечалось ранее, налоговая система РФ, предполагает взаимодействие всех ее элементов и комплексный подход к решению налоговых задач. Все составляющие элементы образуют налоговую структуру РФ.

В структуру налоговой системы России включены:

  • все налоги, страхвзносы и сборы, принятые на территории нашей страны согласно НК РФ;
  • субъекты обложения налогами и сборами;
  • нормативно-правовая основа;
  • государственные органы власти в области налогообложения и финансов.

Теперь рассмотрим каждый элемент российской налоговой системы более подробно.

Налоги и сборы, установленные в России, обязательны к уплате для тех категорий налогоплательщиков, на которых возложена обязанность по их уплате в соответствии с положениями НК РФ.

Субъектами налогообложения являются налогоплательщики (юридические и физические лица) и налоговые агенты, то есть те, кто, согласно НК РФ, уплачивает налоги и сборы. В качестве примера налоговых агентов можно привести предприятия и организации, которые рассчитывают и перечисляют НДФЛ с начисленных доходов своего персонала, а также подают соответствующую налоговую отчетность (2-НДФЛ, 6-НДФЛ) после окончания налогового периода (года).

К системе налоговых органов РФ относятся:

  • Министерство финансов РФ.
  • Федеральная налоговая служба РФ.

Минфин РФ определяет главные направления налоговой политики нашего государства, прогнозирует налоговые поступления и вносит предложения по улучшению налоговой системы РФ в целом. В его ведомстве находится ФНС РФ как исполнительный орган государственной власти.

Главными функциями ФНС РФ являются:

  • учет плательщиков налогов и сборов;
  • контроль за выполнением требований налогового законодательства;
  • надзор и проверка начислений налогов, их уплаты в соответствующий бюджет и налоговой отчетности.

ФНС РФ — это объединенная система всех налоговых органов. В ее состав входят:

  • Управление в каждом субъекте РФ. Ему подчиняются территориальные налоговые органы и инспекции ФНС РФ.
  • Межрегиональные инспекции ФНС по каждому федеральному округу. У них в подчинении находятся межрегиональные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам, по централизованной обработке данных (ЦОД), а также межрайонные инспекции.

Какие бывают налоги в РФ

Всего в нашей стране насчитывается 14 налогов: 8 федеральных, в том числе государственная пошлина, 3 региональных и 3 местных. Немного обособленно стоят 5 специальных систем налогообложения. Также обособленно выделим страхвзносы и новый экспериментальный режим налогообложения самозанятых лиц, введенный с 2019 года.

Подробнее об эксперименте по налогообложению самозанятых читайте .

Федеральные налоги на всей территории нашего государства имеют одинаковые налоговые ставки, правила расчета и перечисления в соответствии с НК РФ. К ним относятся:

  • НДФЛ;
  • налог на прибыль организаций;
  • акцизы;
  • водный налог;
  • налог на добычу полезных ископаемых;
  • госпошлина.

Региональные налоги также утверждаются НК РФ на федеральном уровне. Власти регионов имеют возможность изменять условия налогообложения по своему усмотрению и в пределах, принятых Налоговым кодексом. Например, регионы могут устанавливать налоговую ставку, но не более размера, прописанного в НК РФ. Все изменения закрепляются законами субъектов РФ. Сюда относится транспортный налог, налог на игорный бизнес, на имущество организаций. Органы регионального управления также могут вводить в действие специальные налоговые режимы и вносить в них собственные изменения, но согласно положениям НК РФ.

Местные налоги, впрочем, как и остальные налоги и сборы в России, также утверждаются НК РФ. Местные органы самоуправления могут вносить в них изменения и дополнения в рамках Кодекса. К местному налогообложению относятся:

  • земельный налог;
  • налог на имущество физических лиц;
  • торговый сбор.

В зависимости от порядка взимания налоги можно разделить на 2 основные категории: прямые и косвенные. Прямые налоги начисляются непосредственного на доход либо стоимость имущества налогоплательщика. Косвенные налоги включаются в стоимость товаров, услуг и работ. Фактически их уплачивает покупатель продукции, а продавец выступает в роли посредника между косвенным налогом и государством. В Российской Федерации косвенных налога всего 2: НДС и акцизы. Все остальные являются прямыми.

Виды систем налогообложения в РФ: основная, УСНО, ЕНВД и т. д.

Выбор системы налогообложения в России для хозсубъектов - важное мероприятие, позволяющее определить налоговое бремя для бизнеса. Рассмотрим основные виды налогообложения в России.

Налоговая система РФ включает в себя 5 режимов налогообложения плюс еще один экспериментальный (с 2019 года) :

  1. Основная система налогообложения (ОСНО).

Данный режим присваивается хозсубъекту автоматически сразу после регистрации в ИФНС. Его могут использовать как ООО, так и ИП. Налогоплательщик вправе перейти на спецрежим при соблюдении установленных налоговым законодательством условий.

  1. Упрощенная система налогообложения (УСНО).

УСНО вправе применять налогоплательщики, у которых:

  • среднесписочная численность работников не превышает 100 человек;
  • остаточная стоимость амортизируемых основных средств не более 150 млн руб.;
  • доходы за 9 мес. не превышают 112,5 млн руб.
  1. Единый налог на вмененный доход (ЕНВД).

Данный спецрежим могут применять только те хозсубъекты, деятельность которых поименована в п. 2 ст. 346.2 НК РФ, а среднесписочная численность персонала не превышает 100 человек.

Кто вправе применять ЕНВД см. .

  1. Единый сельхозналог (ЕСХН).

Данный режим вправе использовать только сельхозпроизводители.

О подробностях применения ЕСХН читайте в рубрике «ЕСХН» .

  1. Патент (ПСН).

ПСН вправе применять исключительно индивидуальные предприниматели. Смысл данного режима заключается в том, что коммерсант покупает патент на определенный срок, не превышающий 12 месяцев.

Как лучше выбрать систему налогообложения

  1. ОСНО.

Данный режим имеет самую высокую налоговую нагрузку:

Налог на прибыль

10 или 18% (с 01.01.2019 - 20%) от суммы наценки в зависимости от вида товаров

Ставка зависит от вида продукции

Налог на имущество

Ставка устанавливается региональными властями

Ставка зависит от вида ископаемых

Транспортный налог

Ставка устанавливается региональными властями и зависит от мощности ТС

Водный налог

Ставка зависит от вида водного объекта

Если ваш бизнес только начинает развиваться, советуем обратить внимание на спецрежимы. Рассмотрим основные УСНО и ЕНВД:

Налогоплательщику прежде всего следует определиться с видом объекта налогообложения. При УСНО их 2:

  • Доходы , с которых в бюджет уплачивается 6%.
  • Разница между доходами и расходами , с которой следует перечислить государству 15%.

Доходы (6%)

Доходы минус расходы (15%)

Доходы (6%)

Доходы минус расходы (15%)

Единый налог заменяет налог на прибыль (НДФЛ для ИП), НДС, налог на имущество (за исключением налога, исчисляемого с кадастровой стоимости недвижимости)

  1. ЕНВД.

Для применения ЕНВД величину предполагаемого дохода устанавливает государство. При ЕНВД не платится налог на прибыль, НДС, налог на имущество, за исключением установленных законом случаев.

О плюсах и минусах применения ЕНВД читайте .

Итоги

Налоговая система России предполагает комплексное взаимодействие всех элементов, образующих ее структуру. К элементам налоговой системы РФ относятся: налоги и сборы, их плательщики, нормативно-правовая база и органы государственной власти в налоговой сфере. Структура системы РФ в области налогообложения имеет 3 уровня: федеральный, региональный и местный. На каждом из этих уровней принимаются соответствующие законодательные акты, которые не должны противоречить положениям Налогового кодекса и Конституции РФ.

УФА - 2008

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ЭКОНОМИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ

1.1. Сущность налогов и их роль в экономике государства

1.2. Понятие и основные характеристики налоговых систем

1.3. Правовые основы становления и развития налоговой системы РФ

ГЛАВА 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1. Хараетеристика элементов построения налоговой системы РФ

2.2 Механизм управления налоговой системой РФ

2.3. Принципы налоговой системы

ГЛАВА 3. ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

3.1. Проблемы реформирования налоговой системы

3.2. Основные направления совершенствования налоговой системы Российской Федерации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства.

В структуре всех доходов бюджета государства налоги составляют, по разным оценкам, 75-85%. Рассмотрение налогообложения как средства регулирования предпринимательской активности требует более тщательного рассмотрения элементов налоговой системы для нахождения баланса интересов государства и предпринимательства.

Баланс интересов государства и предпринимательства актуален сегодня еще и потому, что в настоящее время существует проблема уклонения от налогов, распространение различных схем ухода от налогов.

Государство с помощью налогов осуществляет воздействие на экономическую систему страны, получая соответствующую сумму налоговых платежей и обеспечивая те экономические эффекты, которые обусловлены влиянием налогов: рост объемов производства, увеличение капиталовложений, рост нормы прибыли. Некоторые из эффектов видны сразу, например, увеличение акцизов на алкогольные напитки приведет к увеличению цены и, при наличии товаров-заменителей, к некоторому снижению спроса. Другие эффекты проявляют себя лишь в долгосрочном периоде, например, доказано, что снижение налоговой нагрузки на предприятие приведет к увеличению налоговых поступлений лишь через определенный промежуток времени. Вместе с тем, помимо экономического эффекта от воздействия налоговой системы на хозяйствующие субъекты, государство получает также и иные результаты, прямой измеримый эффект от которых отсутствует, но имеет место решение социально-политических задач.

Прежде чем вести дальнейший разговор о налогах и налоговой системе необходимо определиться с соответствующими терминами:

Налоги - обязательные платежи, уплачиваемые налогоплательщиками в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды на основании федеральных законов о налогах и актах законодательных органов субъектов Российской Федерации, а также по решению органов местного самоуправления в соответствии с их компетентностью.

Налоговая система- совокупность предусмотренных налогов и обязательных платежей, взимаемых в государстве, а также принципов, форм и методов установления, изменения, отмены, уплаты, взимания, контроля.

Налоги известны давным-давно, еще на заре человеческой цивилизации. Их появление связано с самыми первыми общественными потребностями.

Адам Смит сформулировал четыре основополагающих, ставших классическими, принципа налогообложения, желательных в любой системе экономики:

1) Подданные государства должны участвовать в содержании правительства соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства.

2) Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо должен быть точно определен (срок уплаты, способ платежа, сумма платежа).

3) Каждый налог должен взиматься тем способом или в то время, когда плательщику удобнее всего оплатить его.

4) Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из кармана народа как можно меньше сверх того, что он приносит казне государства.

Налоговая система - это важнейший элемент рыночных отношений и от нее во многом зависит успех экономических преобразований в стране.

Естественно, что идеальную налоговую систему можно создать только на серьезной теоретической основе, учитывающей специфику экономических отношений в обществе, созданный научный и производственный потенциал.

Налоговая система должна органически влиять на укрепление рыночных начал в хозяйстве, способствовать развитию предпринимательства и в то же время препятствовать падению уровня жизни низкооплачиваемых слоев населения.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что в условиях постоянного развития и совершенствования налогового законодательства Российской Федерации особое значение приобретают уяснение основных понятий, составляющих сущность налоговой системы и системы налогов и сборов, а так же их научная систематизация.

Целью работы является изучение системы налогов и сборов Российской Федерации. К задачам работы можно отнести изучение понятия налога, выявление его элементов, классификации налогов, разграничение понятий налога и сбора. Так же задачами работы являются уяснение сути понятия системы налогов и сборов, разграничение понятий «налоговая система», «система налогообложения» и «система налогов и сборов», анализ основных черт федеральных, региональных и местных налогов и сборов, а так же, специальных налоговых режимов.

1.1. Сущность налогов и их роль в экономике государства

Согласно действующему законодательству, доходы бюджетов формируются за счёт налоговых и неналоговых видов доходов, а так же за счёт безвозмездных и безвозвратных перечислений. Однако в настоящее время многие исследователи отмечают, что налоговым поступлениям принадлежит важнейшая роль в формировании бюджетов всех уровней. В связи с этим, уяснение понятия, признаков и классификации налогов приобретает всё большее не только теоретическое, но и практическое значение.

Прежде всего, остановимся на вопросе о необходимости налогов. Как известно, налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государства, как «взносы граждан, необходимые для содержания... публичной власти...» (К. Маркс). В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему необходима определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка. Чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

Налоговый кодекс РФ определяет принципы построения налоговой системы, взимания налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов.

В широком смысле под налогами понимаются обязательные платежи в бюджет, осуществляемые юридическими и физическими лицами. Социально-экономическая сущность, внутреннее содержание налогов проявляется через их функции. Налоги выполняют три важнейшие функции:

1. Обеспечение финансирования государственных расходов (фискальная функция);

2. Поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (социальная функция);

3. Государственное регулирование экономики (регулирующая функция).

Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию, т.е. обеспечивали финансирование общественных расходов, прежде всего расходов государства.

Все налоги содержат следующие элементы:

Объект налога – это имущество или доход, подлежащие обложению;

Субъект налога – это налогоплательщик, т.е. физическое или юридическое лицо;

Источник налога – т.е. доход, из которого выплачивается налог;

Ставка налога – величина налога с единицы объекта налога;

Налоговая льгота – полное или частичное освобождение плательщика от налога.

Налоги бывают двух видов. Первый вид – налоги на доходы и имущество: подоходный налог и налог на прибыль корпораций (фирм); на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность], включая землю и другую недвижимость; налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица, их называют прямыми налогами.

Второй вид – налоги на товары и услуги: налог с оборота – в большинстве развитых стран заменен налогом на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Это – косвенные налоги. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.

ВВЕДЕНИЕ

Одним из важнейших элементов рыночной экономики являются налоги. Появление налогов на заре человеческой цивилизации связано с возникновением самых первых общественных потребностей. Развитие и применение форм государственного устройства всегда сопровождалось преобразованием налоговой системы.

В современном обществе налоги являются основным источником доходов государства. Именно налоги лежат в основе доходной части бюджета любой развитой системы. Кроме фискальной функции налоги используются в качестве инструмента экономического воздействия государства на структуру и динамику общественного воспроизводства, на направления социально-экономического развития. Именно поэтому так важно правильное построение и четкое функционирование налоговой системы России, этим и обусловлена актуальность темы данной курсовой работы. Таким образом, целью данной работы является рассмотрение теоретической базы налоговой политики, а также этапы ее эволюции на примере РФ и различие налоговых политик разных стран.

Задачами данной работы являются: - определить понятие и сущность налоговой системы; - рассмотреть устройство налоговой системы и ее роль в экономике; - выделить функции налоговой системы;

Провести анализ предпосылок формирования налоговой системы РФ;

Раскрыть этапы развития налоговой системы РФ;

Выявить проблемы и пути совершенствования налоговой системы РФ.

Нормативную основу данной курсовой работы составили Конституция РФ и федеральное законодательство, затрагивающее вопросы налоговой системы. Теоретической основой для написания работы являются учебные материалы и научные статьи следующих авторов: С.М. Борисов, П.А. Коротков, А.М. Бабич, Л.Н. Павлова, О.И. Лаврушина, Е. Ф. Жукова.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ

Понятие и сущность налоговой системы

Налоги являются одним из основных определений экономической науки. Вся сложность понимания сущности налога обусловлена тем, что налог - это одновременно экономическое, правовое и хозяйственное явление жизни.

Налог является индивидуально безвозмездным, взыскивается на условиях безвозвратности методами государственного принуждения и не носит характер наказания или контрибуции. Налоги устанавливаются законодательной властью в одностороннем порядке.

Система налогов - это совокупность налогов, сборов, пошлин и других, приравненных к налогам платежей, взимаемых на территории государства в тот или иной период времени. Основными налогами, посредством которых формируется преобладающая масса бюджетных доходов, как в российской, так и мировой практике являются: НДС, акцизы, налог на прибыль (доход) юридических лиц, подоходный налог с физических лиц; таможенные пошлины, платежи в социальные фонды, налог с продаж.

Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей (далее налоги), а также форм и методов их построения образует налоговую систему.

Таким образом, под налоговой системой понимается совокупность налогов, пошлин и сборов, взимаемых на территории государства в соответствии с налоговым кодексом, а также совокупность норм и правил, определяющих правомочия и систему ответственности сторон, участвующих в налоговых правоотношениях.

Налоговый механизм - понятие более объемное, чем налоговая система, представляет собой совокупность всех средств и методов организационно-правового характера, направленных на выполнение налогового законодательства. Посредством налогового механизма реализуются налоговая политика государства, формируются основные количественные и качественные характеристики налоговой системы, ее целевая направленность на отношение конкретных социально-экономических задач.

Наиболее важную роль в налоговом механизме имеет налоговое законодательство, а внутри него - механизм налогообложения (уровня налоговых ставок, система льгот, порядок исчисления налогооблагаемой базы, состав объектов налогообложения и другие элементы, связанные с исчислением налогов).

Законодательными актами государство устанавливает конкретные методы исчисления и способы уплаты и взимания налогов.

Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

Объект налогообложения - это операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество или доход, подлежащие обложению, измеримые количественно, которые служат базой для исчисления налога;

Налоговая база - стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения;

Налоговый период - определенный период времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате;

Налоговая ставка - величина налоговых отчислений с единицы объекта налога.

Ставка определяется либо в виде твердой ставки, либо в виде процента и называется налоговой квотой,

Порядок исчисления налога - конкретный порядок уплаты налога, который устанавливается законодательством о налогах; - порядок и сроки уплаты налога - срок, в который должен быть уплачен налог, и который оговаривается в законодательстве, а за его нарушение, не зависимо от вины налогоплательщика, взимается пени в зависимости от просроченного срока.

Задачи налоговой системы - обеспечение государства финансовыми ресурсами с помощью перераспределения национального дохода; противодействие спаду производства, создание благоприятных условий для развития предпринимательства; реализация социальных программ.

Эффективность налоговой системы определяется двумя факторами:

1. Полнота выявления источников в целях обложения их налогом;

2. Минимизация расходов по взиманию налогов.

Эффективность налоговой системы определяется как чистый доход государства от поступления налогов, т.е. как разница между взысканными налогами и издержками взимания. Степень воздействия всей налоговой системы на экономическую конъюнктуру зависит от того, какой удельный вес в ней занимают отдельные виды налогов, обладающие разной эластичностью, а также от уровня ставок налогов.

Существует три вида налоговых систем: глобальная, дифференцированная и смешанная.

В глобальной налоговой системе все доходы физических и юридических лиц облагаются одинаково. Такая система облегчает расчет налогов и упрощает планирование финансового результата для предпринимателей. Глобальная налоговая система шире применяется в западных государствах. При дифференцированной системе все доходы делятся на группы в зависимости от источника их получения (активные и пассивные доходы), к которым применяются различные ставки. В смешанной системе присутствуют элементы глобальной и дифференцированной систем.

Таким образом, налоги - это один из экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.



Похожие статьи