Кто имеет право получать налоговые льготы? Налоговые льготы

Доходов – это предоставление преимуществ по уплате налогов определенным категориям налогоплательщиков. По закону они имеют право платить налоги (сборы) в меньшем размере от установленной ставки или же не платить их вовсе.

Льготное налогообложение прибыли физических лиц

Налоговые преференции включают:

  • Полное освобождение от налоговых обязательств;
  • Частичное освобождение, с применением налоговых удержаний.

Полное освобождение

Под полное освобождение от налоговых обязательств подпадают следующие виды доходов:

  • Пособия от государства, за исключением помощи по уходу за ребенком, временной потери трудоспособности, а также других компенсаций, предусмотренных законом;
  • Пенсионные выплаты и накопления;
  • Выплаты и компенсации (субсидии), направленные на оплату по коммунальным услугам и предоставление жилья;
  • Компенсация издержек, которые образовались во время использования работником личного автомобиля на служебные нужды;
  • Вознаграждения за оказанную помощь (например, при сдаче крови);
  • Алименты;
  • Материальная поддержка, выплачиваемая предприятиями своим служащим после рождения (усыновления) ребенка. Пособие выплачивается в течение 1 года, а размер выплаты на одного ребенка составляет 50 тыс. руб.;
  • от продажи недвижимого имущества, если оно находится во владении граждан свыше 3 лет;
  • Материнский или региональный . Исключением служит капитал, имеющий целевое назначение;
  • Выплаты из бюджета, направленные на покупку (строительство) жилья.

Частичное освобождение от уплаты налогов

Облагаемые налогом доходы граждан по ставке 13%, можно снизить при помощи налоговых вычетов.

Законом установлены следующие виды налоговых удержаний:

  • Стандартные вычеты;
  • Социальные удержания;
  • Имущественные вычеты.

Стандартные удержания

Этот вид льгот распространяется на граждан и на малолетних детей. Если говорить об удержаниях в адрес физических лиц, то такие вычеты могут быть выданы гражданам, что пострадали в результате аварии на ЧАЭС, участникам военных действий, инвалидам ВОВ, и Героям РФ. Граничный размер вычета – 3 тыс. руб. в месяц. При наличии у физического лица права на одновременное применение разных льгот, размер налогового вычета должен определяться исходя из максимальной суммы. Тогда как суммирование двух видов удержания не допускается.

Налоговые удержания на детей, предоставляются гражданам, которые имеют на своем обеспечении несовершеннолетних детей. Максимальный размер вычета – 3 тыс. руб. в месяц на ребенка. Закон допускает использование налоговой льготы до тех пор, пока уровень доходов получателя льготы не превысит 280 тыс. руб. Исчисление прибыли производится с начала года. Когда доходы налогоплательщика превысят указанный лимит, выплата налогового вычета прекращается. Также нужно отметить, что налоговая преференция на детей предоставляется только одному из родителей, опекуну или усыновителю.

Социальные вычеты

Этот вид льготы предоставляется налогоплательщикам при наличии социально значимых расходов. К таким издержкам относятся:

  • Благотворительная помощь (). Размер налогового вычета достигает до 25% от суммы налогооблагаемой прибыли за год;
  • Траты на обучение;
  • Издержки на лечение;
  • негосударственного типа, а также пенсионное страхование на добровольной основе;
  • Дополнительные взносы по страховым полисам, направленные на накопление трудовой пенсии.

Величина социальных вычетов равна размеру понесенных налогоплательщиком затрат, но, не более 120 тыс. руб. в год. Исключением являются траты на дорогостоящее лечение и пожертвования. Максимальный размер вычета на обучение – 50 тыс. руб. в год на одного учащегося.

Имущественные удержания

Этот вид льгот предоставляется в следующих случаях:

  • Продажа жилых квартир, домов, участков земли или части в указанном имуществе. Однако имеющаяся недвижимость должна быть во владении налогоплательщика до 3 лет. Максимальный размер удержания – не более 1 млн. руб. в год;
  • Реализация движимого имущества, что находится во владении менее 3 лет. Максимальный размер удержания – не более 250 тыс. руб. в год;
  • Продажа части или доли уставного капитала предприятия, подразумевающая уступку прав договора на участие в строительстве или долевое строительство. Налоговое удержание предоставляется на величину документально подтвержденных издержек;
  • Во время изъятия у налогоплательщика участка земли или объектов недвижимости, размещенных на этом участке, на нужды, связанные с муниципальными или государственными целями. Размер налогового вычета равен цене, по которой производился выкуп;
  • Покупка жилья или его доли, участка земли для строительства индивидуального жилья или самого земельного участка, где размещены жилые здания или их доля. Максимальный размер удержания – не более 2 млн. руб.;
  • Оплата процентов по займу, оформленному на покупку (строительство) недвижимости. Сюда также относится займов. Налоговое удержание предоставляется на величину выплаченных процентов, но не более 3 млн. руб. Однако льгота может предоставляться только на 1 объект недвижимости.

Недвижимое имущество и автотранспортные средства, используемые в коммерческой деятельности предприятия, не подпадают под . То же самое касается продажи ценных бумаг. Еще одним видом налоговых вычетов являются профессиональные налоговые удержания, предоставляемые юридическим лицам.

Льготное налогообложение доходов организаций

Льготное налогообложение доступно тем налогоплательщикам, которые осуществляют деятельность социально значимого характера. Зачастую организациям выдвигаются жесткие требования для получения налоговых удержаний. Одним из них является целенаправленное использование средств.

Виды налоговых преференций, предоставляемых юридическим лицам

Организации могут получать льготы во время уплаты:

  • Налога на прибыль;
  • Имущественного сбора;

Плательщики НДС освобождаются от выполнения определенных налоговых обязательств или уплаты налогов, когда ввозят импортную продукцию на территорию России. При этом чтобы стимулировать отечественного производителя правительство предоставляет освобождение от уплаты налогов по экспортируемой продукции, произведенной в России.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Налоговые льготы - преимущество для налогоплательщиков

Виды и эффективность налоговых льгот, законодательство о налоговых льготах, льготы 2013

Развернуть содержание

Свернуть содержание

Налоговые льготы - это, определение

Налоговая льгота - это преимущество, которое предоставляется государством или органами местного самоуправления,определенной категории налогоплательщиков. Это преимущество ставит их в более выгодное экономическое положение по отношению к другим налогоплательщикам. Налоговые льготы - один из механизмов государственной налоговой политики, вводимый для решения задач в социальной и экономической сферах.

Налоговая льгота - это преимущество, предоставляемое отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов, предусмотренное законодательством о налогах и сборах, по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или уплачивать их в меньшем размере.

Налоговые льготы - это важнейший элемент любого налога, имеющий исключительный характер.

Налоговые льготы можно разделить на следующие группы: личные и для юридических лиц;общеэкономические и социальные налоговые льготы; и внешнеэкономические налоговые льготы, направленные на стимулирование экспорта, и общеэкономические льготы.Любые льготы несут одновременно отрицательные последствия для государства и положительные для лиц, которым она предоставляется. Так для государства это уменьшение доходов от сбора налогов, а для лиц, которым она предоставлена - возможность повысить свое благосостояние. Обычно налоговые льготы выдаются в рамках государственной поддержки бизнеса, зачастую - во время экономических кризисов.

Цель налоговых льгот

Цель налоговых льгот - сокращение налогового обязательства налогоплательщика, реже - отсрочка и рассрочка платежа, что, в конечном счете, косвенно также приводит к сокращению налоговых обязательств (отсрочку или рассрочку платежа можно рассматривать как фактическое представление бесплатного или льготного кредита). Главная цель состоит в сокращении размеров налогового обязательства налогоплательщика. Вторая цель, которая на практике преследуется относительно реже, -- это отсрочка или рассрочка платежа. Однако и вторую цель надлежит рассматривать как способ косвенного сокращения налоговых обязательств налогоплательщика, поскольку отсрочка или рассрочка платежа фактически являются кредитом, предоставленным бесплатно или на льготных условиях.

Оценка эффективности налоговых льгот будет проводиться в Минфине ежегодно. Минфин планирует разработать методику оценки эффективности налоговых льгот, учитывающей наряду с выпадающими доходами бюджетной системы РФ создание благоприятных условий для инвестирования, а также результаты реализации налогоплательщиками полученных преимуществ.Оценка эффективности налоговых льгот затрагивается в Основных направлениях налоговой политики на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, одобренных правительством РФ.Налоговые органы РоссСреди основных налоговых расходов бюджетов, направленных на стимулирование экономического развития, по итогам 2010 года выделяются льготы по ряду направлений. Среди них - инвестиционная деятельность (354 миллиарда рублей), инновационная деятельность (12,2 миллиарда рублей), отраслевое развитие (252 миллиарда рублей).

Классификация налоговых льгот

Изъятия - выведение из-под налогообложения отдельных предметов (объектов) налогообложения. В отношении налогов на прибыль и доходы изъятия выражаются в том, что прибыль или доход, полученный плательщиком от определенных видов деятельности, изымается из состава налогооблагаемой прибыли (дохода), то есть не подлежит налогообложению. Например, ст. 251 НК «Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы». В отношении налогов на имущество изъятия выражаются в освобождении от налогообложения отдельных видов имущества.Пример, иизъятия из налогообложения для отдельных категорий лиц. Например, ст. 333.35 НК РФ «Льготы для отдельных категорий физических лиц и организаций». Освобождение от уплаты может быть постоянным или срочным (налоговые каникулы).

Налоговые каникулы (tax holiday) - освобождение компании от уплаты налога на прибыль (либо взимание налога с части прибыли) в течение определенного периода.Эта льгота стимулирует, как правило, экспорт или развитие новых отраслей производства.До 1992г. пунктом 4.4 Инструкции МНС №62 о налоге на прибыль предприятий и организаций малым предприятиям предоставлены «налоговые каникулы» на два года в уплате налога. Но эта льгота распространялась только на те малые предприятия, которые были заняты производством и одновременно переработкой сельскохозяйственной продукции, производством продовольственных товаров, товаров народного потребления, определенными строительными и ремонтно-строительными работами, производством строительных материалов, продовольственных товаров, медицинской техники, лекарственных средств и изделий медицинского назначения, если выручка от указанных видов деятельности превышала 70% общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).

Пунктом 4.5 указанной Инструкции «налоговые каникулы» на 5 лет предоставлялись предприятиям, получившим в предыдущем году убыток (за исключением убытков, полученных по операциям с ценными бумагами), в части прибыли, направленной на его покрытие при условии полного использования на эти цели средств резервного и других аналогичных по назначению фондов.

Налоговые скидки - льготы, направленные на сокращение налоговой базы. Плательщик имеет право уменьшить прибыль, подлежащую налогообложению, на сумму произведенных им расходов на цели, поощряемые обществом и государством. Например, расходы налогоплательщика по НПО на обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, профессиональную подготовку и переподготовку работников налогоплательщика (п.3 ст. 264.1 НК РФ) или см. подп. 38 п. 1 ст. 264

Освобождение - льгота, направленная на уменьшение налоговой ставки или окладной суммы налога (налогового оклада). Понижение налоговой ставки - например, понижение ставки до 0 % для крупного бизнеса, получающего доход в виде дивидендов (подп.1 п. 3 ст. 284 НК РФ). Уменьшение налогового оклада - самая эффективная налоговая льгота, которая непосредственно уменьшает размер (сумму) налога, причитающегося взносу в бюджет. См., например облигации академии квалифицированной зоны в США (фактически, проценты по облигации уменьшают налоговый оклад)

Отсрочка или рассрочка уплаты налога. Отсрочка или рассрочка уплаты налога - это форма изменения срока уплаты налога, установленного законом. Основания, условия и порядок предоставления этих льгот регламентированы, см. гл. 9 НК РФ. Здесь стоит отметить, что некоторые исследователи выделяют разницу между отсрочкой и рассрочкой. Так, Брызгалин рассматривает отсрочку как перенос предельного срока уплаты полной суммы налога на более поздний срок, а рассрочку как распределение суммы налога на определенные части с установлением сроков уплаты этих частей.Налоговый кредит, так же как и отсрочка (или рассрочка) уплаты налога,- форма изменения срока уплаты налога. Различия есть, например, в процедурах предоставления этих льгот: отсрочки или рассрочки предоставляются решением уполномоченного органа, а для предоставления налогового кредита заключается договор. За пользование налоговым кредитом взимаются проценты, как и за предоставление отсрочки или рассрочки. См. гл. 9 НК РФ, в которой речь идёт об инвестиционном налоговом кредите.

Возврат ранее уплаченного налога (части налога) или налоговая амнистия (не путать с освобождением налогоплательщика от финансовых санкций) - например, подп.2 п.2 ст. 151 предусмотрено, что при вывозе товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации в таможенном режиме реэкспорта уплаченные при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации суммы налога возвращаются налогоплательщику в порядкеЗачет ранее уплаченного налога. Эта разновидность освобождения широко используется в целях избежания двойного налогообложения (так называемый кредит для иностранных налогов) - см. например, ст. 232 НК РФ (Устранение двойного налогообложения)

Общее число налоговых льгот в России

Налоговые системы в разных странах достаточно разнообразны, но главное, что их объединяет, и в этом отношении налоговая система России соответствует системам развитых стран - это исключение из налогообложения капитала, функционирующего в производстве, и экспорта.Общее число налоговых льгот, применяемых у нас при налогообложении прибыли, достаточно велико. Однако основная часть налоговых льгот, установленных законом, не должна уменьшать фактическую сумму налога, отчисленную без учета льгот, более чем на 50%. В развитых странах количество льгот значительно больше, чем в России. Так, в США их более 100, в Великобритании и Германии-до 70-80.

При условии их полного и правильного применения, как отмечают эксперты, нормально работающая компания со средним уровнем рентабельности может вовсе не показывать прибыль в своем балансе и, таким образом, стать полностью освобождаемой от налогов. По этой причине традиционные системы подоходных налогов уже давно подвергаются острой критике. Попыткой устранить некоторые из недостатков взимания налога на прибыль является введенный в Западной Европе, а в 1992г. и в России, налог на добавленную стоимость (НДС).Число льгот по этому налогу по сравнению с налогом на прибыль ограничено. НДС имеет и то преимущество, что в его базу включаются затраты предпринимателей на заработную плату, что служит для них стимулом повышения производительности труда и применения новейшей техники.

Освобождение от этого налога экспортных операций фактически есть выплата крупных субсидий отечественному бизнесу. Немедленное списание расходов на приобретение активов для организаций служит большим стимулом к обновлению производства, чем установление льгот по налогу на прибыль. Льготы предоставляются на уплату земельного налога(местные налоги), налога на имущество организаций, на выплату НДС, налог на прибыль, для услуг в сфере культуры,льготы для благотворителей, льготы для участников боевых действий в Афганистане, для малого и среднего бизнеса и другие.

Существует множество проблем в сфере установления и действия льгот, связанных с повышением эффективности данного инструмента государственной поддержки. С помощью налогов государство действительно способно создать более или менее благоприятные и конкурентоспособные условия для деловых сфер. Но при этом происходит подавление других сфер. Поэтому переоценка государством социально-экономического значения некоторых производств недопустима, так как в противном случае неизбежно нарушается свобода конкуренции и принцип справедливости. Следовательно, политика предоставления преференций должна способствовать реализации приоритетов, установленных государством в объективном порядке (имеется ввиду наличие четких критериев предоставления налоговых льгот, минимизирующих влияние групп специальных интересов).


Пример льготного законодательства для земельного налога

Налоговый Кодекс РФ закрепляет налоговые льготы в различных отраслях хозяйствования, так, глава 31, посвящена земельному налогу, а статья 395, характеризует, предусморенные в этом вопросе, налоговые льготы.


Освобождаются от налогообложения:1) организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации - в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций;2) организации - в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;3) религиозные организации - в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения;4) общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, - в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности;


организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов, - в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);


учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, - в отношении земельных участков, используемых ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;5) организации народных художественных промыслов - в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов;

6) физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общины таких народов - в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов;7) утратил силу. - Федеральный закон от 29.11.2004 N 141-ФЗ;8) организации - резиденты особой экономической зоны, за исключением организаций, указанных в пункте 11 настоящей статьи, - в отношении земельных участков, расположенных на территории особой экономической зоны, сроком на пять лет с месяца возникновения права собственности на каждый земельный участок;

9) организации, признаваемые управляющими компаниями в соответствии с Федеральным законом "Об инновационном центре "Сколково", - в отношении земельных участков, входящих в состав территории инновационного центра "Сколково" и предоставленных (приобретенных) для непосредственного выполнения возложенных на эти организации функций в соответствии с указанным Федеральным законом;10) судостроительные организации, имеющие статус резидента промышленно-производственной особой экономической зоны, - в отношении земельных участков, занятых принадлежащими им на праве собственности и используемыми в целях строительства и ремонта судов зданиями, строениями, сооружениями производственного назначения, с даты регистрации таких организаций в качестве резидента особой экономической зоны сроком на десять лет.

Налоговый кредит - налоговая льгота

Наиболее сложным элементом в системе налоговых льгот - это налоговый кредит. Статьей 65 НК РФ определяются порядок и условия предоставления налогового кредита, а также сроки и наличие оснований. Основания предоставления налогового кредита предусмотрены нормами ст.64 (пп.1 - 3 п.2). Однако налоговый кредит в Налоговом кодексе РФ вообще оторван от налоговых льгот и односторонне определяется как изменение срока исполнения налогового обязательства на период от трех месяцев до одного года с поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы кредита, а отсрочка (рассрочка) налогового платежа отрывается от общего понятия налогового кредита.

Инвестиционный налоговый кредит является наиболее перспективной формой налогового регулирования. Это самостоятельный вид целевого налогового кредита, связанный исключительно со стимулированием инвестиционной и инновационной деятельности предприятий. Понятие, порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита регламентируются ст.66 и ст. 67 НК РФ. Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии оснований предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.

Специальные налоговые режимы

Налоговым кодексом Российской Федерации введено новое понятие «специальные налоговые режимы» (ст.18 НК РФ). Специальным налоговым режимом признается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях и порядке, установленных законодательством о налогах и сборах.К специальным налоговым режимам относятся:упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства, система налогообложения в свободных экономических зонах, система налогообложения в закрытых административно-территориальных образованиях, система налогообложения при выполнении договоров концессии и соглашений о разделе продукции.

Данными режимами не могут вводиться более жесткие условия налогообложения по сравнению с общими условиями.Необходимо отметить, что специальные налоговые режимы базируются на необходимости правового регулирования деятельности хозяйствующих субъектов на определенных территориях Российской Федерации.Одним из механизмов стимулирования экономического развития, налоговой задолженности, расширения налоговой базы и роста доходов должна стать реструктуризация налоговой задолженности.В широком смысле реструктуризация - это один из способов урегулирования проблемы неплатежей в бюджетную систему и создания предпосылок для оздоровления экономической ситуации.

В более узком, конкретном, понимании - это перенос сроков уплаты налоговых платежей и замораживание на определенный временной период финансовых санкций, то есть перевод обязательств предприятий перед бюджетом из текущих в долгосрочные. Начатый еще в 1999 г. процесс реструктуризации затянулся, и это связано, прежде всего, с недостаточной проработкой механизма реструктуризации кредиторской задолженности перед федеральным бюджетом.В целом же налоговые льготы индивидуального или группового характера должны быть ориентированы прежде всего на товаропроизводителей (отрасли, виды производств), обеспечивающие выпуск конкурентоспособной на мировом рынке продукции, способной дать экономический и фискальный эффект.

Изменения в налоговых льготах 2013

С 1 января 2013 года не облагается налогом движимое имущество независимо от вида деятельности компании.Законом от 29 ноября 2012 г. N 202-ФЗ были внесены изменения в главу 30 НК РФ “Налог на имущество”. Если организация приобрела имущество в декабре 2012 года, а в эксплуатацию ввела его после 1 января 2013 года, то в данном случае можно в этом году воспользоваться льготой по налогу на имущество. Например, если купили машину 20 декабря, а ввели в эксплуатацию 9 января, налог на имущество на нее уже не платим. Также в случае если компания приобрела станки в конце 2012 года, но из-за монтажа, установки допоборудования, если не сразу привезли станки, ввела в эксплуатацию только в 2013 году, то есть возможность на законных основаниях не платить налог на имущество. Даже если предприятие не производственное, а занимается торговлей, берет площади в аренду. По старому движимому имуществу продолжаем считать налог на имущество.

В 2012 году появилась льгота для объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность. На три года освобождается от налога оборудование, которое попало в перечень правительства. Льгота действует и в 2013 году. Перечень оборудования прописан в постановлении правительства N 308 от 16 апреля 2012 г. В нем предусмотрено 132 вида высокоэнергетического оборудования.

Источники к статье "Налоговые льготы"

Grandars.ru - энциклопедия экономиста

nalog.akcentplus.ru - клуб налогоплательщиков

diplomart.ru - диплом арт

ru.wikipedia.org - свободная энциклопедия википедия

subschet.ru - Интернет-портал «Субсчет.РУ»

consultant.ru - Официальный сайт компании "Консультант Плюс"

coolreferat.com - рефераты

lawedication.ru - право и налоги

youtube - видеохостинг

images.yandex.ua- яндекс картинки

Многих людей интересует информация, кто получает налоговые льготы. Под налоговыми льготами подразумевается уплата меньшего налога или ограничение уплаты по нему для определенных категорий лиц. Налоговые льготы не являются обязанностью, и никто не может принудить гражданина воспользоваться ими. Они являются правом определенного субъекта. А воспользоваться этим правом или нет, решает только он. Может, ему эти послабления совсем и не нужны, даже если он имеет непосредственное отношение к группе льготников.

Кто имеет право на налоговые льготы

Продолжительность льготы тоже установлена, и четкого срока действия она не имеет. Период ее действия обычно исчисляется сроком действия документов, по которым она предоставлена.

Кто получает налоговые льготы? Налоговые льготы могут быть предоставлены как физическим, так и юридическим лицам. Предоставляя их, государство достигает определенные цели, такие, например, как повышение уровня соцзащиты населения, поддержка предпринимательства. В связи с этим указы о новых послаблениях по налогам часто выходят во время нестабильной экономической ситуации.

Благодаря таким льготным условиям имеют шанс улучшить свое финансовое положение инвалиды, граждане, находящиеся на пенсии, многодетные семьи, у которых от трех детей и больше, и другие аналогичные категории граждан.

Зачастую люди не знают, что им положены определенные льготные условия, а соответственно и не используют их.

Кто имеет льготы по уплате налогов? Узнать о том, положены ли какие-либо послабления физическому или юридическому лицу, можно на специально предназначенном для этого сайте. Там можно найти массу информации на данную тему. А можно позвонить в налоговую и спросить об интересующих моментах у инспектора.

  • лица, имеющие справку, в которой подтверждается 1 или 2 группа инвалидности;
  • лица, находящиеся на пенсии;
  • участники Великой Отечественной войны;
  • семьи военных;
  • семьи, в которых кто-либо из их членов принимал участие или погиб в боевых действиях.

Отменяются льготные преимущества Налоговым кодексом или же по определенным причинам налогоплательщик имеет право отказаться от них.

Земельный налог касается всех лиц, которые имеют участок земли в собственности. И даже те лица, которые пользуются землей по договору аренды, тоже обязаны платить данный вид выплат.

Однако законодательством предусмотрена возможность сокращения выплат по земналогу. Он может не взиматься с людей, у которых есть удостоверение Героя СССР или Героя РФ. Налог не будет начисляться на:

  • лиц, у которых имеется инвалидность (1 и 2 группы, при этом неважно, врожденная или приобретенная);
  • лиц, у которых имеется удостоверение участника Великой Отечественной войны или ветерана боевых действий;
  • лиц, участвующих в ликвидации аварии на Чернобольской АЭС, и жителей, подвергшихся облучению;
  • лиц, которые принимали непосредственное участие в испытании атомного оружия и пострадали от него.

Величина земельного вычета, как собственно и послабление по этому виду, значения не имеет. Сумма вычета будет начисляться в зависимости от ставки в конкретном регионе плюс кадастровой стоимости надела земли.

Для пенсионеров льготные условия по земельному налогу предусмотрены в уменьшении суммы на конкретную величину. Многодетные семьи могут быть освобождены от уплаты данного платежа, когда рождается четвертый ребенок, но при условии, что все дети являются несовершеннолетними.

Вернуться к оглавлению

Кто имеет право на льготы по налогу на имущество?

Теперь рассмотрим вычет на имущество и тех, кто имеет право на льготные условия. Отметим сразу, что величина вычета на имущество не имеет конкретного значения, а устанавливается в разных субъектах РФ по-своему. Однако у этой ставки имеется свой максимум, превышение которого не допускается, — это 2,2%.

Налогом облагается собственность, недвижимое имущество. Люди должны платить вычет за квартиру, коттедж, дачу, гараж и др. Сейчас перечень таких объектов уменьшился, но ставка увеличилась. Послабления касаются как некоторой категории граждан, так и видов собственности.

В каких же случаях могут выдаваться льготы по налогу на собственность?
Во-первых, под категорию льготников попадают все те лица, что и в земельном налоге:

  • лицо, собирающееся оформлять льготу, входит в состав органов МВД, госбезопасности и находится на штатной должности;
  • лицо имеет справку о том, что является потерпевшим от ядерного облучения или имеет иные травмы, полученные при аварии на ПО «Маяк»;
  • лицо принимало участие в боях в рядах ограниченного контингента войск в Афганистане;
  • в тех случаях, если гражданин является деятелем культуры и искусства, то он может получать льготы при использовании объектов недвижимости — галерей, библиотек, музеев в творческих целях.

Вернуться к оглавлению

Налог на транспорт

В соответствии с законодательством, все транспортные средства, которые зарегистрированы, должны облагаться налогом. К ним относятся и грузовики, и легковые автомобили, и мотоциклы, и самолеты, и водные виды транспорта, и др. Этот вид налога, как и остальные, не имеет четкого размера и устанавливается по регионам. Здесь налоговая ставка определяется размером, вместимостью и мощностью самого транспортного средства. Так к кому применяют налоговые льготы здесь?

Транспортным налогом не облагаются особого вида легковые автомобили, у которых имеется оборудование для инвалидов, или автомобили, полученные в органах соцзащиты, а также транспортные средства, которые принадлежат семьям военных, работников ОВД, павших на посту.

Итак, как уже было сказано, чтобы узнать, имеет ли право гражданин на какой-либо вид льгот по налогам, достаточно зайти на сайт налоговой инспекции и посмотреть там информацию или позвонить по телефону горячей линии. Тогда, узнав, что лицо является обладателем этого права, можно приступить к сбору необходимой документации для оформления налоговых льгот.

Льготы по налогам и основания для их применения устанавливаются налоговым законодательством (ст. 17. НК РФ). Налоговый кодекс РФ вводит и отменяет льготы по федеральным налогам и сборам . По региональным и местным налогам льготы вводятся и отменяются не только НК РФ, но и законами субъектов РФ, а также муниципальными нормативными актами о налогах. Что включает в себя понятие льгот, и какие виды налоговых льгот существуют – об этом наш материал.

Что такое налоговые льготы

Налоговые льготы - это преимущества, которые законодательство предоставляет определенным категориям плательщиков по сравнению с остальными, в том числе и возможность не платить налог вовсе, или платить, но в меньшем размере (ст. 56 НК РФ). Таким образом государство создает более благоприятный налоговый климат для налогоплательщиков.

Имея право на льготу, лицо применять ее не обязано: организации и граждане решают сами, подавать ли документы на льготу, могут совсем отказаться от ее использования, либо приостановить действие льготы на один и более налоговых периодов (п. 2 ст. 56 НК РФ).

Нормы о льготах по налогам индивидуального характера не имеют, что означает – льготы предоставляются не конкретному лицу, а целой категории налогоплательщиков, отвечающей установленным условиям. Льготы по некоторым налогам могут и вовсе отсутствовать, поскольку для установления налога их наличие не является обязательным, то есть налог может «работать» как со льготами, так и без них.

Виды налоговых льгот

НК РФ не содержит закрытого перечня и классификации льгот по налогам, но в целом их можно распределить на: освобождение от налога, уменьшение налоговой базы и налоговый кредит.

Налоговые освобождения включают следующие виды налоговых льгот:

  • налоговые каникулы - освобождение налогоплательщика от уплаты налога на определенный период. Так, ИП, применяющие «упрощенку» или патент, при соблюдении определенных условий могут получить данную льготу на два налоговых периода (закон от 29.12.2014 № 477-ФЗ);
  • налоговая амнистия – погашение налогоплательщиком просроченной задолженности без применения к нему санкций за просрочку. К примеру, если до 01.01.2017 физлицо не получало от ИФНС уведомлений по налогу на имеющееся у него имущество и не платило налог, то заявив о таком имуществе до 01.01.2017, лицо платит налог с года, когда было сделано заявление, а за более ранние периоды налог с него не взимается;
  • полное освобождение от уплаты налога – может предоставляться некоторым категориям на определенный срок или бессрочно (пенсионерам, ветеранам войны, общественным организациям и т.п.).
  • изъятие – исключение из налоговой базы ее частей, например, освобождение от налогообложения некоторых видов имущества фармацевтических, религиозных и других организаций (ст. 381 НК РФ);
  • пониженная ставка налога - позволяет некоторым категориям налогоплательщиков уплачивать налог по процентным ставкам более низким, чем общеустановленные. По некоторым налогам льготные ставки могут снижаться до 0%.

Уменьшение базы по налогу, или налоговые скидки:

Налоговые кредиты:

  • инвестиционный налоговый кредит – возможность организации уменьшать свои платежи по налогу на прибыль, региональным и местным налогам в течение определенного периода с последующей уплатой кредита и процентов по нему (ст. 66 НК РФ). Срок кредита от года до 5 лет при наличии оснований, указанных в ст. 67 НК РФ.

Зачастую к льготам также относят отсрочку или рассрочку уплаты налога, но это скорее послабление, не в полной мере соответствующее понятию и видам налоговых льгот, ведь налоговые обязательства при этом не уменьшаются. Уплата налога лишь переносится на более поздний срок, либо происходит разделение суммы к уплате на несколько частей с установлением срока платежа по каждой из них (ст. 64 НК РФ).

  • Что такое налоговые льготы.
  • Как применять льготы в налоговом планировании.
  • Как классифицируются налоговые льготы.
  • Что такое налоговые каникулы.
  • Какие льготы положены предприятиям, использующим труд инвалидов.

Правительства стран применяют различные виды налогов прежде всего для контроля социально-экономических отношений. Кроме того, благодаря скидкам на налогообложение быстрее и эффективнее развиваются всевозможные производственные отрасли.

Сущность налоговых льгот, их цель и значение для предприятий

Налоговые скидки, которые предоставляют правительственные агентства, призваны помочь в формировании рабочих мест, диверсификации экономики и повышении налоговой базы.

Налоговые льготы применяются в виде системы скидок на налогообложение, предоставляемых физическим и юридическим лицам. Основная задача налоговых льгот - стимулирование развития бизнеса или уменьшение налоговой нагрузки для тех, кому это действительно нужно. Налоговые льготы - важнейший элемент государственной политики, которую власти ведут для достижения благоприятных результатов в экономике и социальной сфере.

Из-за льгот для индивидуальных предпринимателей, небольших фирм и компаний, работающих в малом бизнесе, в бюджет поступает меньше взносов. Но при этом скидки на налогообложение решают иные вопросы государственного значения:

  • разные виды налоговых льгот способствуют обеспечению самозанятости и последующих пенсионных гарантий бизнесменов без наемных работников (фрилансеров, ремесленников, лиц, которые оказывают всевозможные услуги);
  • благодаря скидкам на налогообложение образуются новые рабочие места, а государство избавляется от необходимости содержать безработных;
  • налоговые скидки снижают социальную напряженность в обществе, поскольку благосостояние населения растет;
  • за счет налоговых скидок развиваются новые виды деятельности и формируются небольшие инновационные производства, которые, несмотря на прогнозы, могут не принести значительного дохода, но и не требуют крупных денежных вливаний.

В данный момент в РФ численность трудоспособного населения, нигде официально не работающего и не стоящего на налоговом учете в качестве ИП, составляет свыше 20 млн. В интересах государства сегодня по максимуму вывести данную группу граждан из тени, чтобы она взяла на себя хотя бы вопросы самообеспечения. Для достижения этой цели нужно сделать так, чтобы ведение легального малого бизнеса стало простым, выгодным и удобным. То есть требуется:

  • максимальное уменьшение налогового бремени для данной группы населения;
  • снижение административных барьеров для госрегистрации субъектов малого бизнеса;
  • упрощение отчетности малого бизнеса перед госорганами;
  • смягчение административного и налогового контроля и уменьшение размера штрафных санкций за нарушение законодательных норм;
  • предоставление предпринимателям, работающим в сфере малого бизнеса, особых условий для получения заказов на выпуск продукции и оказание услуг, в частности в рамках государственных закупок.

Разные виды налоговых льгот получают крупные бизнесмены или частные предприниматели. Скидки на налогообложение - это их преимущество перед другими налогоплательщиками, осуществляющими данные платежи по общим правилам. При этом отдельные физические лица не получают налоговые льготы. На скидки при налогообложении может претендовать лишь группа граждан, соответствующая установленным законом характеристикам.

Всевозможные виды налоговых льгот способствуют снижению объема налогов, уплачиваемых юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, отсрочке обязательного платежа или предоставлению на него рассрочки. Ознакомиться с общепринятой терминологией и основными видами налоговых льгот можно в Налоговом кодексе РФ. Особые налоговые льготы (понятие, признаки, виды) прописаны в региональных и местных законах и подзаконных актах.

  • 5 законных способов обналичить деньги и не попасть в черный список ЦБ

Порядок и виды налоговых льгот: краткая классификация

На основании Налогового кодекса РФ льготы могут быть предоставлены налогоплательщикам различных категорий. Условно все налоговые скидки можно распределить на следующие группы:

1. Льготы, которые предоставляются на следующие налоги:

  • федеральные;
  • региональные;
  • местные.

Эта классификация приведена в п. 3 ст. 65 Налогового кодекса РФ.

2. Льготы, предоставляемые властями разных уровней:

  • федеральными;
  • региональными;
  • местными.

Все эти классификации действуют в совокупности: льготы по федеральным налогам предоставляются федеральными властями, по региональным - региональными, по местным - местными.

Здесь также оценивают, есть ли основания для предоставления скидки на налогообложение и в каком порядке будут использоваться уступки согласно Налоговому кодексу РФ. Но есть и исключения - так, например, ставку федерального налога на прибыль могут снизить региональные власти.

  • физическим лицам;
  • юридическим лицам.

При определении цели использования льготы требуется установление не только объекта ее получения, но и лица, которое в реальности получит преимущества, - бенефициара.

4. Льготы, зависящие непосредственно от получателя выгоды. Им может быть:

  • сам налогоплательщик (по прямым налогам);
  • лицо, покупающее товар налогоплательщика (по косвенным налогам - применяются к продукции с эластичным ценовым спросом);
  • лицо, предоставляющее налогоплательщику ресурсы (такие льготы поощряют покупку ресурсов у лиц, нуждающихся в господдержке);
  • налогоплательщик, потребитель его услуг и РСО одновременно (скидки на товар с неэластичным по стоимости спросом);
  • в некоторых ситуациях конкретного получателя выгоды определить нельзя.

Считается, что такие льготы полезны для общества в целом, поскольку они меняют внешние факторы.

5. Льготы разного содержания:

  • социальные (способствуют созданию условий для нормальной жизнедеятельности граждан и снижению имеющихся неблагоприятных факторов в субъекте);
  • экономические (способствуют созданию условий, помогающих развивать предпринимательскую деятельность и повышать инвестиционную привлекательность той или иной территории).

Количество действующих видов льгот на налогообложение сегодня составляет порядка 200. Они предоставляются ряду категорий налогоплательщиков в РФ. Виды таких льгот:

  1. Освобождение от уплаты налогов отдельных категорий граждан. К примеру, в соответствии с ч. 2 Налогового кодекса РФ инвалиды ВОВ и другие группы лиц освобождаются от уплаты налогов частично и на постоянной основе.
  2. Изъятие из облагаемой базы определенных частей объекта налога. К примеру, когда начисляется налог на прибыль, не учитывается заработок компании, полученный благодаря производству и продаже сельхозпродукции. Как изъятия, так и освобождения могут быть предоставлены компаниям на постоянной основе (к примеру, льготы при уплате НДС по страховым операциям) или на какой-то промежуток времени.
  3. Установка необлагаемого минимума, то есть минимальной части объекта, не облагаемой налогом. В данном случае налог уплачивается лишь с тех доходов и объектов налогоплательщика, которые превышают установленный минимум.
  4. Следующие из налогооблагаемой базы определенных сумм (обычно расходов налогоплательщика). К примеру, из совокупного годового дохода физлиц вычитают средства, идущие на благотворительность. При этом лимит на вычеты может быть установлен (когда исчисляется налог на доходы физлиц, к расходам на благотворительность применяются льготы в размере понесенных по факту затрат, но не больше 25 % суммы дохода, полученного в течение налогового периода) или не установлен (к примеру, если речь идет о суммах, которые образовательные учреждения направляют непосредственно на нужды обеспечения, развития и улучшения процесса образования).
  5. Изменение периода уплаты НДС (отсрочка и рассрочка налогового платежа).
  6. Снижение ставок по налогам.
  7. Вычет из налогового оклада. Данный вид льгот является самым эффективным, поскольку существенно снижает подлежащую уплате сумму. Обычно вычет из налогового оклада применяется к прямым расходам налогоплательщика (к примеру, при использовании УСН предприятие, рассчитывающее налог, подлежащий уплате в бюджет, снижает его размер на сумму выплаченных взносов на ОПС).
  8. Возврат уплаченного ранее налога. В этом случае налогоплательщику компенсируют сумму ранее внесенного налога. К примеру, при экспорте товара компании у экспортеров появляется право отнести к уменьшению налога сумму, уплаченную поставщикам сырья, запчастей. При этом такой механизм кажется льготным лишь формально. Мы считаем, что в данном случае уместнее говорить скорее о специальном порядке расчета налоговых выплат, чем о льготе в том значении, в котором ее понимает большинство граждан.

Та или иная скидка на налогообложение может менять различные элементы налога. С учетом характера этих изменений выделяют:

1. Изъятия.

Благодаря изъятию налогоплательщик наделяется правом исключения из налоговой базы отдельных объектов налогообложения или какой-либо их составляющей.

2. Скидки.

За счет скидок налогоплательщик может снизить налоговую базу на сумму вычетов.

3. Уменьшение ставки налога.

Снижение налоговой ставки - уплата налога по более низким ставкам, нежели это положено по общим правилам.

4. Изменение периода уплаты налога.

В данном случае срок уплаты налога переносится на более позднее время. Сдвиг даты выплат может быть в виде:

  • отсрочки. Ее период может составлять 1-6 месяцев. По истечении указанного времени налогоплательщик должен сразу и в полном объеме погасить задолженность;
  • рассрочки. Ее период может составлять 1-6 месяцев. В этом случае налогоплательщик уплачивает всю сумму налога в несколько этапов;
  • инвестиционного налогового кредита. В рамках такого изменения периода уплаты налога предприятие получает право в течение установленного времени и в обозначенных границах сократить свои выплаты по налогу, а затем поэтапно внести сумму кредита вместе с начисленными процентами. Срок предоставления инвестиционного налогового кредита - от 1 до 5 лет; он может применяться в отношении налога на прибыль предприятия, а также региональных и местных налогов.

5. Реструктуризации по налогам и сборам, пени и штрафам.

При реструктуризации налогоплательщик может внести необходимую сумму налогов и сборов с отсрочкой.

6. Освобождения от уплаты НДС.

Налогоплательщика освобождают от обязанности уплачивать НДС полностью или частично. Это право может действовать бессрочно или в течение определенного времени.

Кроме льгот, которыми могут пользоваться отдельные категории налогоплательщиков, Налоговый кодекс РФ предусматривает особые налоговые режимы. В их рамках налоги исчисляются и уплачиваются в особом порядке в течение определенного срока. Данные режимы устанавливает Налоговый кодекс РФ и федеральные законы, применяемые в соответствии с ним.

Специальные налоговые режимы сегодня - это УСН субъектов малого бизнеса и системы налогообложения в свободных экономических зонах, в закрытых административно-территориальных образованиях, а также при исполнении договоров концессии и соглашений о разделе продукции.

  • Налоговые льготы для ИП и другие способы поддержки малого предпринимательства

Виды налоговых льгот в 2018 году для малых и микропредприятий

В 2018 году действует Постановление Правительства N 265 о предельных значениях дохода от предпринимательской деятельности. В нем указаны лимиты доходов для субъектов малого и среднего предпринимательства. До 1 августа 2016 года для определения того, подходит ли компания под критерии такого предприятия, оценивалась выручка от реализации. Теперь используется более широкое понятие «доход от предпринимательской деятельности».

В расчет берется не только выручка с продаж, а все доходы по налоговому учету. Разберемся, какие организации и ИП в 2018 подходят под определение малого бизнеса.

  • попадать в рамки лимита по размеру доходов;
  • попадать в рамки лимита по численности сотрудников;
  • попадать в рамки лимита по доле участия других компаний в уставном капитале.

Представителями малого бизнеса считаются компании и предприниматели независимо от налогового режима, если они соответствуют условиям. Это могут быть фирмы и ИП на УСН, ЕНВД, патенте, ОСН.

С 1 августа 2016 в расчет максимального размера доходов за прошедший год включается не просто вся выручка по кассе, а все доходы согласно налоговой декларации. Приведем критерии в виде таблицы:

Также регламентирована доля участия других лиц в капитале:

  • Доля участия государственных образований (РФ, субъектов РФ, муниципальных образований), общественных и религиозных организаций и фондов не более 25% в сумме.
  • Доля участия обычных юридических лиц (в том числе иностранных) не более 49% в сумме.
  • Доля участия юрлиц, которые сами субъекты малого и среднего предпринимательства, не ограничена.

Количество работников в 2018 году определяется на основании среднесписочной численности, отчет по которой предоставляется ежегодно в налоговую инспекцию.

Что касается долей в уставном капитале, то ФЗ N 209 от 24.07.2007 предусматривает исключения. Лимиты не распространяются на:

  • акционеров высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики;
  • участников проекта «Сколково»;
  • компании, которые практически применяют новейшие технологии, разработанные их учредителями - бюджетными или научными учреждениями;
  • компании, учредители которых включены в правительственный перечень лиц, оказывающих господдержку инновационной деятельности.

А вот доходы за прошедший налоговый период оценивают по налоговым декларациям.

Отдельно нужно отметить, что Федеральная налоговая служба в письме от 18.08.2016 N 14-2-04 разъяснила, какими критериями она руководствуется при внесении сведений в реестр малых и средних предприятий о хозяйственных обществах. Налоговики указали, что уточненные критерии отнесения экономических субъектов к категории субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), установленные Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. N 408-ФЗ, будут учитываться при внесении в реестр за период с 2016 по 2018 годы. Поэтому первые изменения в реестр, связанные с этим, будут внесены только при очередном формировании Реестра 10 августа 2019 года по состоянию на 1 июля 2019 года.

С 1 августа 2016 года создан единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). Его формирует Налоговая служба самостоятельно на основании отчетности субъектов малого бизнеса:

  • сведений о доходах;
  • среднесписочной численности сотрудников;
  • данных из Единого госреестра юридических лиц и Единого госреестра индивидуальных предпринимателей;
  • информации от других государственных органов.

Для того чтобы попасть в реестр, руководителям малых компаний и предпринимателям ничего делать не нужно. Доступ к списку малых и средних предприятий можно получить на сайте ФНС. Проверить, есть ли информация о вашем бизнесе в едином реестре МСП, можно уже сейчас. Достаточно ввести ИНН, ОГРН, ОГРНИП, название фирмы или ФИО ИП (что-то одно) в строку поиска. В добровольно-заявительном порядке можно дополнить информацию: сообщить о своей продукции, заключенных контрактах, участии в программах партнерства. Если данных о вашем малом или среднем бизнесе нет в реестре или они некорректны, подайте заявку на проверку с указанием верных сведений. Организации и предприниматели, сведения о которых будут отсутствовать в реестре, лишаются возможности использовать льготы, предусмотренные для МСП.

Небольшие компании и ИП, попадающие под перечисленные критерии, в 2018-м пользуются определенными льготами:

  • Они могут не устанавливать лимит наличных средств, находящихся в кассе (п. 2 Указания Банка России от 11.03.2014 № 3210-У). За хранение наличных в кассе свыше определенной суммы предусмотрен штраф по ст. 15.1 КоАП. Субъекты малого бизнеса могут держать в кассе деньги в любом количестве. Правда, если лимит наличных до этого был установлен на предприятии, то его необходимо отменить - издать соответствующий приказ. Приказ можно оформить в любой момент - у этого типа предприятий есть такое право.
  • Ведут в 2018-м упрощенный (п. 4 ст. 6 ФЗ N 402). Для ИП эта льгота не актуальна, поскольку они и так освобождены от обязанности вести бухучет. А вот компании амортизацию вправе начислять один раз в год, а не каждый месяц. Материальные производственные затраты списывать в полной сумме сразу, а не по мере использования. В каждом ПБУ перечислены упрощенные способы ведения учета, которыми пользуются льготники. Микропредприятия могут даже вести бухгалтерский учет сплошным методом регистрации хозяйственных операций.

Льготы по ведению бухучета не распространяются на акционерные общества и ООО с доходами свыше 800 млн. рублей, так как для этих компаний обязательно проведение аудита.

  • Получают в 2018-м субсидии от региональных властей - для спецрежимников регионы снижают налоговые ставки. Также для малого бизнеса на уровне регионов предусмотрены льготы по налогу на имущество.
  • Субъекты такого предпринимательства в 2018-м имеют преимущественное право покупки государственной и муниципальной недвижимости, которая находится у них в аренде (ФЗ от 29.06.2015 N 158).
  • Микропредприятия вправе полностью или частично отказаться от принятия локальных нормативных актов, таких как правила внутреннего распорядка, графики сменности, положения о премировании и т.д. Но в таком случае работодатель включает все необходимые условия в трудовой договор с сотрудником. Такие трудовые договоры должны заключаться по типовой форме, которая утверждена Постановлением Правительства от 27.08.2016 N 585. Однако при утрате статуса микропредприятия работодатель в течение 4 месяцев должен будет восстановить все локальные нормативные акты.

Также для таких предприятий действуют сокращенные сроки проведения проверок. Любой контролирующий орган может проверять субъект малого бизнеса не дольше 50 часов в год. А для микропредприятий максимальный срок - 15 часов в год.

В течение 2 лет (с 1 января 2016 до 31 декабря 2018) «малышам» предоставлены надзорные каникулы. В это время практически никакие проверки не грозят вашему бизнесу. К вам не придут санэпидемнадзор и пожарная инспекция. У вас не проверят лицензию на деятельность. Такую льготу для небольших компаний и ИП установил ФЗ от 13.07.2015. Но это касается только плановых проверок. Если поступит жалоба от потребителя или у госорганов появится информация о нарушении фирмой закона, проверяющие придут с ревизией.

Еще одним бонусом для ИП, попадающих под критерии такого бизнеса, в 2018-м является возможность получить двухлетние налоговые каникулы. Такое право имеют предприниматели, которые регистрируются впервые, занимаются производственной, научной или социальной деятельностью либо оказывают услуги населению. Но для этого власти региона должны принять соответствующий закон.

Такое предприятие не нужно отдельно регистрировать и получать подтверждения того, что ваша фирма им является. Статус в дальнейшем также сохраняется автоматически. Достаточно того, что фирма или предприниматель соответствует перечисленным условиям. Причем даже если в течение одного или двух лет вы превысите установленные лимиты, статус предприятия сохранится. Изменение статуса происходит, только когда максимальные показатели количества сотрудников, величины доходов или долей в капитале не соблюдаются три календарных года, идущих подряд (ч. 4 ст. 4 ФЗ N 209). В реестре, как уже было сказано выше, первые изменения статусов произойдут только в 2019 году. Однако для новых организаций и ИП действуют новые критерии и порядок учета в реестре.

  • Налоговое планирование в организации: виды, методы, риски

Рассказывает практик

ИП имеют 2 важных преимущества при проверках

Роман Терехин , партнер компании «Деловой фарватер», Москва

Сокращенные сроки проверок. Любые контролирующие учреждения вправе проверять малую организацию в течение не более чем 50 часов ежегодно. При этом часы суммируются и количество ведомств, ранее изучавших деятельность организации, не имеет значения. Предположим, если трудовая инспекция проверяла работу малого предприятия в течение более чем 50 часов, плановых проверок больше не будет. При этом проводятся и внеплановые проверки, на каждую из которых дается 20 рабочих дней.

Трудовые инспекторы вправе увеличить срок проверки еще на 50 часов. При этом льгота, ограничивающая максимальное их количество, с 2016 г. не является столь актуальной, как ранее, поскольку в отношении предприятий малого бизнес-сегмента введены надзорные каникулы.

Надзорные каникулы. Данные каникулы начали действовать с 1.01.2016 г. и продлятся до 31.12.2018 г. В течение этого времени запрещены любые неналоговые проверки малых предприятий, например, СЭС или пожарной инспекцией. Кроме того, в обозначенный период не проверяется наличие лицензии у компании. Также не ведутся проверки в строительной, образовательной сфере и области розничных продаж алкогольных напитков. Распространяется выгодная и на новые, и на уже работающие компании. Однако следует помнить, что надзорные каникулы не касаются налоговых проверок и проверок со стороны ФСС и Пенсионного фонда.

Мнение эксперта

Если ИП утратил право на налоговые каникулы, то возобновить их не выйдет

Олег Бубнов , государственный советник гражданской службы РФ 3-го класса

У индивидуальных предпринимателей есть право применять нулевую ставку налогообложения по «упрощенке» или ПСН со дня госрегистрации непрерывно в течение двух налоговых периодов на основании ст. 346.20 и 346.50 Налогового кодекса РФ. Ключевое слово здесь - «непрерывно». Соответственно, нужно, чтобы индивидуальный предприниматель подходил под критерии и в первом налоговом периоде, и во втором. Если в течение первого года бизнесмен не выполнил условия каникул, закон лишает его права на применение нулевой ставки по УСН или ПСН.

Другие налоговые льготы по видам деятельности

Рассмотрим налоговые льготы на прибыль предприятий с разной формой собственности и особенности их получения более детально. К видам налоговых льгот относятся в данном случае:

1. Налоговые льготы на прибыль медучреждений и организаций, работающих в сфере образования.

Налоговые льготы для учреждений, работающих в медицинской и образовательной отраслях, действуют до 2019 года включительно. Нулевая ставка предоставляется только при выполнении учреждениями ряда условий, среди которых:

  • включение в особый перечень, в который не входят услуги по санаторно-курортному лечению;
  • наличие лицензии на соответствующий вид деятельности;
  • оказание услуг, подпадающих под преференции, в объеме не менее 90 %;
  • количество работников не менее 15;
  • наличие специального сертификата не менее чем у 50 сотрудников за год;
  • отсутствие вексельных операций и срочных договоров.

2. Преференции для учреждений социальной сферы и отрасли культуры.

Учреждения, оказывающие населению социальные услуги, а также организации в сфере культуры освобождаются от налога вплоть до 1.01.2020 г. Для предоставления налоговой льготы учреждение должно отвечать ряду требований:

  • оказываемые им услуги должны соответствовать утвержденному списку;
  • организация должна состоять в региональном реестре учреждений, предоставляющих соцуслуги;
  • в штате должны присутствовать не менее 15 сотрудников в течение одного года;
  • оборот социальных услуг в организации не должен быть менее 90 %;
  • в компании должны отсутствовать вексельные операции и срочные договоры.

Помимо этого, театры, музеи, концертные и библиотечные организации, финансируемые из бюджета, могут рассчитывать на следующие виды налоговых льгот (Налоговый кодекс РФ регулирует данные правила):

  • Вместо начисления амортизации эти учреждения вправе осуществлять единовременное списание затрат, понесенных в ходе коммерческой деятельности.

К таким расходам относятся:

Затраты на приобретение или создание объектов, подлежащих амортизации;

Расходы на реконструкцию, модернизацию, техническое переоснащение ОС.

Исключение составляет только недвижимость.

В Налоговом кодексе РФ выделены объекты, не подлежащие амортизации организациями в сфере культуры, в числе которых, например, есть предметы и произведения искусства, книги.

  • Не исчисляются и не подлежат уплате авансовые платежи по прибыли.
  • Декларация по налогу подается только в конце года.

3. Льготы по прибыли для участников особых экономических зон.

Особая экономическая зона является территорией со специальными льготными условиями для ведения деятельности. К таким зонам относят:

  • технико-внедренческую, налоговые льготы на прибыль для которой действуют с 2012 по 2017 год включительно;
  • туристско-рекреационную, где налоговые льготы действуют с 2012 по 2022 год включительно.

Компании, работающие на данных территориях, используют нулевую ставку налогообложения для уплаты в госбюджет. При этом существует условие, которое заключается в ведении раздельного учета деятельности в указанных зонах и за их пределами.

4. Налоговые льготы для инновационных компаний.

Определенные виды налоговых льгот Налогового кодекса РФ действуют и для инновационных организаций. С 2017 г. для членов региональных инвестиционных проектов (РИП) и специальных инвестиционных контрактов, одним из участников которых является Россия, определены льготы, касающиеся как федерального (0 %), так и регионального бюджетов (0 и 10 %).

Участники региональных инвестиционных проектов полностью освобождены от необходимости уплаты налога на прибыль в ФБ. Они могут претендовать на налоговую льготу, если:

  • сведения о них содержит в себе специальный реестр;
  • их выручка от реализации продукции, выработанной в рамках обозначенных проектов, составляет не менее 90 % общего дохода.

Льготную ставку по региональному бюджету можно применять в течение десяти налоговых периодов с начала получения первых доходов от реализации обозначенной продукции. Размер льготной налоговой ставки составляет:

  • 0 % для участников, реализующих региональные инвестиционные проекты на территории Дальневосточного федерального округа и шести регионов Сибирского ФО. Эти участники, если они уже вложили средства в необходимом объеме, применяют налоговые льготы сразу после подачи заявления, не регистрируясь в реестре;
  • 0 % для участников инвестиционных контрактов.

Для участников РИП, пребывающих не на указанных территориях, также действуют налоговые льготы. Для них налог может быть снижен до 10 %.

Что касается региональных льгот, в данном случае:

  • ставка не должна превышать 10 % в течение пяти налоговых периодов с начала реализации продукции;
  • не может составлять величину менее 5 % в последующих пяти периодах.

Льгота действительна до 1.01.2017 г.

5. Льготы для организаций, работающих на территориях, которые ранее были подвергнуты радиации.

Компании, ведущие свою деятельность на территориях, пострадавших от радиации во время Чернобыльской и других подобных катастроф, могут пользоваться нулевой ставкой налогообложения на прибыль, которая поступила от следующих видов работ:

  • проектных и конструкторских;
  • строительных;
  • транспортных;
  • ремонтных.

Кроме того, нулевая ставка налогообложения применяется и в отношении прибыли, полученной от выпуска строительных конструкций в случае, когда объем работ, направленных на нейтрализацию вредных воздействий, составляет не менее 50 % от общего. При невыполнении требования, связанного с 50 %, под преференции попадает лишь доход от обозначенных работ. Налоговые льготы применяются вплоть до полного их окончания.

6. «Иннополис».

«Иннополис» является особой экономической зоной на территории Татарстана. Для нее действуют определенные виды налоговых льгот, обозначенные в таблице:

Льгота действует в течение всего времени существования «Иннополиса» - 49 лет.

  • Налоговая система после 2018 года: кто выиграет и кто неизбежно проиграет

Виды налоговых льгот в РФ для предприятий, использующих труд инвалидов

Российская система налоговых льгот для компаний, в которых работают лица с ограниченными возможностями здоровья, довольно сложна и не совсем понятна для многих. Заявить о своем праве на использование льготы могут следующие предприятия, на которых трудится определенное количество инвалидов:

  • общественные организации инвалидов (общее число лиц с ограниченными возможностями здоровья превышает 80 %);
  • предприятия, уставной капитал которых включает в себя взносы общественных организаций;
  • фирмы, где трудятся инвалиды (доля инвалидов составляет не меньше 50 %; кроме того, не менее 25 % зарплатного фонда направляется на оплату их труда);
  • организации, созданные для решения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных и иных социальных задач. Налоговая льгота предоставляется в том случае, если всем имуществом данных учреждений владеют общественные организации инвалидов.

Предприятия, отвечающие указанным выше требованиям, могут получить от государства гарантии, прописанные в ст. 218 Налогового кодекса РФ, а именно:

  • освободиться от необходимости уплачивать единый социальный налог. Опция доступна для ИП, адвокатов и нотариусов (частная практика) с I, II, III группой инвалидности по части доходов от ведения предпринимательства или другой деятельности (ограничение затрагивает общую сумму дохода, которая не может быть выше 100 тыс. руб.);
  • снизить налог на прибыль и получить льготы по ЕСН и страховым взносам на травматизм - доступно для организаций, принявших лицо с инвалидностью;
  • получить льготу на имущественный налог.

Исключение составляют взносы на пенсионное страхование, по которым льготы не предусмотрены.

Виды налоговых льгот для некоммерческих организаций

Некоторые виды налоговых льгот законодательство предоставляет и НКО (некоммерческим организациям). Обозначим, когда они могут использовать скидку при налогообложении.

Налог на прибыль не применяется:

  • к отчислениям в резервный фонд для выполнения капремонта;
  • ко вступительным, целевым и страховым членским взносам учредителей НКО;
  • к благотворительной деятельности в форме пожертвований;
  • к доходам в виде безвозмездно полученных НКО работ (услуг), проведенных по соответствующим договорам;
  • к различным поступлениям из бюджетных учреждений для решения определенных задач, о которых сказано в НКО;
  • к любому виду имущества, полученному вследствие благотворительности.

Льготы по налогу на добавленную стоимость (НДС) применяются, если:

  • НКО, ведущая лицензионную деятельность, оказывает образовательные услуги - реализует общеобразовательные, профессиональные программы по основному и дополнительному обучению;
  • реализует или передает медицинское оборудование или оказывает услуги в сфере медицины;
  • оказывает социальные услуги, входящие в перечень Налогового кодекса РФ;
  • оказывает услуги для адвокатских коллегий.

Некоммерческие организации освобождаются от имущественного налога, если:

  • имущество используется в религиозной деятельности;
  • это НКО инвалидов;
  • это иная организация, попадающая под действие закона РФ.

Информация об экспертах

Роман Терехин , партнер компании «Деловой фарватер», Москва. Имеет высшее юридическое образование, адвокат. Занимается сопровождением расследований уголовных дел по экономическим преступлениям. Специализируется на защите при расследовании преступлений против государственной власти. Член экспертного совета при Правительстве РФ, Комитете Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству, а также при Комитете Госдумы по безопасности и противодействию коррупции. ООО «Деловой фарватер». Сфера деятельности: правовая защита предприятий при проверках налоговыми органами и МВД; оптимизация налогов. Численность персонала: 70. Основные клиенты: «Авангард», «Атлас», «Наяда», «Прибор», «Промышленная автоматизация», «СтройОблГаз» и др.

Олег Бубнов , государственный советник гражданской службы РФ 3-го класса.



Похожие статьи