Кто владеет центробанком рф. Кому принадлежит и подчиняется центробанк


Последнее время в русскоязычном интернете стало бытовать мнение, что Центральный банк Российской Федерации - это частная лавочка , по аналогии с (как теперь уже всем известно) частной лавочкой - Центральным банком США, именуемым Федеральная резервная система США, представляющая из себя консорциум из 12 банков, находящихся в частной собственности.

Для уяснения для себя так это или не так в действительности я провёл собственное независимое исследование, результаты которого далее излагаю ниже.

История ЦБ РФ скажу честно, меня увлекла . Действительно, что такое есть этот ЦБ РФ? Кто его учредил? Какова его организационно-правовая форма? Куда идёт прибыль ЦБ? Из чего она образовывается?

Чтобы ответить на эти, казалось бы, простые вопросы у меня ушло не мало человеко-часов копания в Интернете, в законодательстве России и СССР и комментариев учёных юристов к нему.

Меня интересовал в данном случае не финансовый аспект, а юридический (правовой) аспект, без которого невозможно перейти к изучению прочих аспектов, не разобравшись сначала в форме этого явления.

По итогам проведённого анализа я независимо и беспристрастно пришёл к следующим выводам, которые далее излагаю в форме тезисов:

1. ЦБ есть юридическое лицо (ст.1 действующего Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 19.07.2009) О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"

2. ЦБ не имеет организационно-правовой формы вообще никакой! (с точки зрения юриспруденции - данное явление есть «правовой нонсенс» , т.к. по теории права - всякое юридическое лицо должно иметь свою организационно-правовую форму - но не в случае ЦБ! Повторяю, ни в одном нормативно-правовом акте не указана его организационно-правовая форма, что с точки зрения права должно квалифицироваться как сознательный «правой пробел » допущенный законодателем)

3. «Получение прибыли не является целью деятельности Банка России» (ст.3 Федерального закона) - данное положение намекает , что ЦБ имеет признаки некоммерческой организации, к которым, например, относятся фонды, некоммерческие партнёрства или учреждения .

4. Свои функции Банк России «осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти , органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.» (ст.1 Федерального закона). Это краеугольный камень всего законодательства о ЦБ РФ !

Забавно, что законодатель нигде не называет ЦБ напрямую федеральным органом государственной власти, что является феноменальным фактом! Мы можем только по контексту догадываться, что вероятнее всего ЦБ таки является федеральным органом государственной власти, раз законодатель употребил выражение «от других». Всем юристам известно, что всякая государственная власть делится на исполнительную, законодательную и судебную. Если кого-то именуют федеральным органом власти - это означает, что он ПО ЛЮБОМУ подпадает под одну из вышеуказанных трёх ветвей власти. Но как мы видим из закона ЦБ независим от всех органов власти любого уровня ! То есть ни административно, ни функционально не подчиняется ни Правительству РФ (как высшему органу исполнительной власти в РФ), ни Федеральному собранию (как высшему органу законодательной власти в РФ), ни Верховному, Арбитражному или Конституционному суду (как высшим органам судебной власти в РФ) ни даже Президенту РФ (как главе государства) - от всех этих федеральных органов государственной власти ЦБ де-юре независим!

А теперь главный вопрос к знатокам в нашем интеллектуальном казино: если ЦБ является федеральным органом государственной власти, то к какой ветви государственной власти относится ЦБ РФ???

Парадоксально, но исходя из буквального толкования закона - правильным ответом будет: ЦБ не относится ни к одной из известных ветвей государственной власти, по сути, образуя собою самостоятельную ветвь государственной власти - финансовую власть, де-юре не существующую в юриспруденции ни в теории, ни в практике.

5. Отталкиваясь от терминологии рунета, ответственно заявляю, что ЦБ таки является государственной лавочкой!

Аргументация:

Согласно ч. 1 ст. 11 Конституции РФ государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ. Перечень указанных органов, т.е. органов, осуществляющих в России государственную власть, является исчерпывающим!

Данное положение Конституции РФ даёт повод считать, что если Банк России не относится к числу органов, осуществляющих в России государственную власть, то он не является органом государственной власти.

Однако всякий юрист в данном случае обязан применять метод не буквального толкования закона, а метод систематического толкования закона, т.е. толковать указанную норму в совокупности с другими нормами Конституции, относящимися по смыслу к этому вопросу. Применяя указанный метод, мы получаем следующее.

В п. "ж" ст. 71 Конституции РФ к ведению Российской Федерации отнесено установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки .

В связи с тем, что денежная эмиссия , находящаяся в ведении Российской Федерации (то есть - государства), согласно ч. 1 ст. 75 Конституции РФ осуществляется исключительно Центральным банком РФ , можно сделать вывод:

Центральный банк РФ - это орган государственной власти, выполняющий одну из исключительных федеральных функций.

6. ЦБ РФ учредило государство в лице своего другого органа государственной власти - правительства!

А теперь второй главный вопрос к знатокам в нашем интеллектуальном казино!

Какое государство и какое правительство имели прямое юридическое отношение к учреждению современного нам Центрального банка РФ (Банка России)???

Думаете Российская Федерация и времена Ельцина? Или думаете Государственный банк Российской империи и времена Александра II? А вот и не угадали вовсе!

Для того, чтобы ответить на этот вопрос необходимо нарисовать Генеалогию Центрального банка РФ! И идти от конца ветки к корню дерева.

Современный нам ЦБ РФ никто не учреждал. Он возник в результате цепочки правопреемствований в результате реорганизаций в форме преобразований либо просто переименований банков-предшественников! На Википедии есть фраза: "Центральный банк Российской Федерации (Банк России) был учреждён 13 июля 1990 г." - это ошибка . В действительности п.2 Постановления Верховного Совета РСФСР от 13.07.1990 г. дословно звучит так:

"2. Российский республиканский банк Госбанка СССР преобразуется в Государственный банк РСФСР, подотчетный Верховному Совету РСФСР."

Как мы с Вами видим ни о каком учреждении речь в постановлении не идёт. В нём лишь идёт речь об очередном правопреемстве.

Итак отцом Центрального банка РФ был - Центральный банк РСФСР (отец), который в свою очередь возник из Государственного банк РСФСР (дед), который в свою очередь возник из Российского республиканского банка Госбанка СССР (прадед), который в свою очередь возник из Государственного банка СССР (прапрадед), который в свою очередь возник из Государственного банка РСФСР (прапрапрадед), который НАКОНЕЦ-ТО БЫЛ РЕАЛЬНО УЧРЕЖДЁН Советом Народных Комиссаров РСФСР в октябре 1921 года, который, как известно, в то время совмещал в себе функции исполнительного и законодательного органа государственной власти, поэтому он же в лице своего органа ВЦИК 13 октября 1921 года отдельным декретом утвердил Положение о Государственном банке РСФСР

Принято

4-й сессией

Всероссийского Центрального

Исполнительного Комитета

ПОЛОЖЕНИЕ

О ГОСУДАРСТВЕННОМ БАНКЕ РОССИЙСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ

ФЕДЕРАТИВНОЙ СОВЕТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

I. Общие положения

Ст. 1. Государственный Банк РСФСР учреждается с целью способствовать кредитом и прочими банковыми операциями развитию промышленности, сельского хозяйства и товарооборота, а также с целью концентрации денежных оборотов и проведения других мер, направленных к установлению правильного денежного обращения.

На Государственный Банк возлагается также производство кассовых операций по исполнению росписи государственных доходов и расходов.

Государственный Банк действует по принципу хозяйственного расчета и безубыточности и подчинен Народному Комиссару Финансов.

Государственный Банк находится в составе Народного Комиссариата Финансов и подчиняется непосредственно Народному Комиссару Финансов .

X. Распределение прибыли

Ст. 45. Чистой прибылью считается сумма полученных Банком процентов, комиссии и прочего вознаграждения по операциям, за вычетом уплаченных процентов и комиссии, всех организационных и хозяйственных расходов и подлежащих списанию сомнительных долгов и других убытков по операциям.

Ст. 46. Чистая прибыль Банка, по утверждении Народным Комиссаром Финансов годового отчета (ст. 43), распределяется следующим образом: 50 процентов ее отчисляется в запасный капитал Банка, не более 20 процентов обращается на улучшение быта сотрудников Банка, а остальное обращается в доход Казны.

XI. Изменение Положения

Ст. 47. Изменения настоящего Положения утверждаются Советом Народных Комиссаров в установленном порядке.

Председатель

Всероссийского Центрального

Исполнительного Комитета

М.КАЛИНИН

Секретарь

Всероссийского Центрального

Исполнительного Комитета

В 1919 г. в условиях военного коммунизма с натурализацией хозяйственной жизни, внедрением безденежных расчётов между государственными предприятиями и учреждениями и обесцениванием денег банковские функции Народного банка РСФСР были сведены к минимуму, в результате чего банк превратился фактически в расчетно-кассовый орган. Деятельность Народного банка РСФСР стала дублировать деятельность Наркомфина, который также обслуживал в основном бюджетные операции. Поэтому в конце 1919 г. филиалы Банка были реорганизованы в подотделы губернских и уездных финансовых органов, а 19 января 1920 г. Народный банк РСФСР был упразднен . Его активы и пассивы были переданы Центральному бюджетно-расчетному управлению (ЦБРУ) Наркомата финансов.

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B1%D0%B0%D0%BD%D0%BA_%D0%A0%D0%A4

То есть с 20.01.1920 г. по 12.10.1921 г. - то есть почти полтора года в России несуществовало НИКАКОГО центрального банка вообще, да и вообще, судя по всему, каких-либо банков, так как все они были сначала национализированы, а затем их активы переданы на баланс Народного банка РСФСР, который 19 января 1920 года был благополучно упразднён.

Таким образом, правильный ответ на вопрос интеллектуального казино гласит: современный нам Центральный банк Российской Федерации в лице своего прямого законного предка - Государственного банка РСФСР (прапрапрадеда) был учреждён государством - РОССИЙСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ФЕДЕРАТИВНОЙ СОВЕТСКОЙ РЕСПУБЛИКОЙ в лице высшего исполнительного и законодательного органа государственной власти - СОВЕТА НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ в октябре 1921 года!

Что также доказывает - государственный (а не частный!) характер «лавочки» под текущим названием - Центральный банк РФ (Банк России).

7. ЦБ действует на принципах самоокупаемости и самофинансирования.

Банк России - единственный орган государственной власти , которому на законодательном уровне предписано осуществлять свои расходы за счет собственных доходов. Именно поэтому в ст. 46 Федерального закона о ЦБ РФ предусмотрено, что Банк России вправе осуществлять банковские операции и сделки на комиссионной основе .

8. Из чего складывается прибыль ЦБ.

Феноменальным для меня открытием стало, что эмиссия Банком России денег (то есть печатанье рублёвых банкнот) не является доходом ЦБ РФ (как изначально считал я, и как считали многие мои собеседники по данной теме), а является для него - расходами!!!

Согласно ст.11 Федерального закона прибыль Банка России определяется как разница между суммой доходов от предусмотренных статьей 46 Федерального закона банковских операций и сделок (предоставление кредитов, купля-продажа ценных бумаг на открытом рынке, купля-продажа валюты, драгоценных металлов и др. валютных ценностей, открытие счетов и т.п.) и доходов от участия в капиталах кредитных организаций и расходами, связанными с осуществлением Банком России своих функций, установленных статьей 4 Федерального закона (эмиссия наличных денег, управление ЗВР, валютное регулирование и валютный контроль, консалтинговые услуги правительству и Минфину, составление платёжного баланса России и т.п.)

Денежные средства, полученные в результате эмиссии наличных денег, в состав доходов Банка России не входят!

Таким образом, ЦБ печатает деньги (рубли) под казначейские векселя либо федеральные облигации абсолютно бесплатно для федерального бюджета! Мало того, он оплачивает услуги по печатанью денег (краска, бумага, электричество, труд печатников и т.п.) из собственных доходов ЦБ, полученных им на комиссионной основе от вышеперечисленных банковских операций и сделок.

При этом Банк России предоставляет в Государственную думу ежегодно свой баланс и отчёт о прибылях и убытках, который Госдума рассматривает до 1 июля года, следующего за отчетным, и принимает решение. Годовой отчет Банка России публикуется не позднее 15 июля года, следующего за отчетным.

9. Порядок распределения прибыли ЦБ.

Согласно статье 26 Федерального закона. После утверждения годовой финансовой отчетности Банка России Советом директоров Банк России перечисляет в федеральный бюджет 50 процентов фактически полученной им по итогам года прибыли , остающейся после уплаты налогов и сборов в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Оставшаяся прибыль Банка России направляется Советом директоров в резервы и фонды различного назначения .

Конечно, остаётся вопрос, что это за резервы и что это за фонды?

Предполагаю, что это что-то вроде резервного фонда (для покрытия убытков или поддержания стабильности валютного курса рубля), различных фондов на содержание и пенсионное обеспечение работников ЦБ и т.п. Обо всех этих фондах и резервах прекрасно известно аудиторам Счётной палаты РФ, которые периодически проводят его аудит, что также делает ЦБ в определённой степени подконтрольным Правительству органом.

10. ЦБ является 100% собственником всех золотовалютных резервов России, всех доходов и расходов федерального бюджета в момент, когда они находятся на счетах ЦБ и собственником всего прочего имущества, находящегося на балансе ЦБ, за исключением имущества, переданного ему на хранение и находящегося в собственности третьих лиц.

Однако при анализе законодательства о ЦБ, данный казалось бы ужас для обывателя, превращается в обыкновенную страшилку и не более, т.к. в действительности в этом нет ничего страшного. Вся вышеуказанная собственность ЦБ является - федеральной собственностью. Просто в силу независимого статуса ЦБ от других федеральных органов государственной власти - государство делегировало свои права собственника в отношении данных ценностей - в пользу ЦБ. То есть, по сути, выписала ЦБ, как своему компетентному органу в данном вопросе, Генеральную доверенность на владение, пользование и распоряжение вышеуказанным федеральным имуществом по своему усмотрению.

То есть государство - Россия, в лице свого законодательного органа - могло бы делегировать данные права собственности, например, такому своему органу как Правительство РФ. Но так как государство Россия понимает, что Правительство РФ ничего не смыслит в денежной политике и по сравнению со специалистами Центрального банка РФ является полным лузером в вопросах эффективного управления ЗВР и курсом рубля, а, кроме того, по примеру всех прочих правительств на планете запросто может подорвать стабильность национальной валюты, поддавшись на различные политические популистские сиюминутные выгоды, - государство Россия, посчитало, что разумно бы было бы делегировать данные стратегические функции независимому от Правительства РФ и других властей - органу государственной власти, для чего и учредило Банк России.

11. Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России - по обязательствам государства ( ст.2 Федерального закона о ЦБ.)

Данная статья, признаюсь, меня изрядно позабавила, хотя в действительности она является краеугольным камнем в законодательстве о ЦБ и тот кто эту идею придумал был весьма мудрым человеком. Сразу в голову пришла аналогия о том, что государство Россия учредило ЦБ, по сути, в форме общества с ограниченной ответственностью (ООО), где как известно учредитель не отвечает по обязательствам Общества (читай - долгам), а Общество не отвечает по обязательствам (долгам) учредителя. :)))

Но по справедливости, это конечно не так. Я для себя толкую эту норму не по праву (с правовым толкованием здесь предельно ясно), а "по понятиям", то есть примерно так:

Россия: - Значит так, ЦБ. Расклад такой. Я тебя породила, я тебя и отожму при случае как в 20 году прошлого века, если будешь наглеть. Поэтому веди себя порядочно. Понял?

ЦБ: - Понял, мама.

Россия: - Ты будишь рулить всеми моими деньгами, золото-валютными резервами и драгоценными камешками по своему усмотрению и за свою комиссию.

ЦБ: Круто, мама! Я тебя люблю!

Россия: - Но есть у меня три условия. Первое - ты будешь рулить ими на свой страх и риск. Это означает, что когда тебя на внешних открытых рынках разведут как лоха всякие там Соросы и прочие акулы финансового рынка - не плачься - будь добр закрыть образовавшуюся дыру в бюджете из своей собственной прибыли. Второе - когда ты крупно попадёшь на деньги - будь добр - избавь меня от своих кредиторов, разбирайся с ними сам как хочешь. Третье - моя доля в твоём бизнесе - 50%.

ЦБ: Понял мамка! Согласен. Но у меня есть тоже одно условие. Когда твоё другое чадо неопределённого пола - Правительство РФ - крупно попадёт на бабки перед внешними кредиторами, пожалуйста, избавь меня от его кредиторов также.

Россия: Да будет так, сынок... Эй, думский дьяк! Пиши: "Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России - по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами."

РЕЗЮМЕ:

По итогам проведённого личного анализа я пришёл к следующему выводу:

- ЦБ есть учреждённая государством сугубо "государственная лавочка", действующая в форме юридического лица неопределённой организационно-правовой формы, не входящая ни в одну из известных ветвей государственной власти и де-юре независимая от них, но подотчётная законодательному органу - Федеральному собранию, действующая на принципах самоокупаемости и самофинансирования, выполняющая от лица государства функции собственника ЗВР России и всех денег федерального бюджета, имеющая прибыль от операций с ними в виде своей комиссии и отдающая 50% от суммарной своей годовой прибыли в доходы федерального бюджета.

P.S. Извините, что написал «много букофф», но по данному весьма неизученному и весьма мифологизированному в российском Интернете вопросу - просто невозможно написать только одно резюме, не приведя соответствующие подробные доказательства и логику анализа. Иначе миф о частной собственности ЦБ РФ будет ещё долго кочевать по Интернету и рождать неимоверные глупости и домыслы в головах его пользователей, в т.ч. по вине самих сотрудников ЦБ РФ, которые вместо того, чтобы разъяснить народу слухи о себе - спрятались в свои раковины - в результате чего простые граждане типа меня должны за этих «какраков» выискивать и перелопачивать горы информации, чтобы отделить наконец-то зёрна от плевел в этом весьма интересном для всякого независимого исследователя вопросе.

Чтобы банковская система страны работала как часы, должен быть орган, который регулирует и выстраивает работу всех финансовых организаций. И такой орган есть – Центральный банк РФ. Глава Центробанка России проделывает огромную работу по контролю над финансовыми вопросами в стране, и сегодня мы немного об этом расскажем.

Что такое ЦБ РФ

Центральный банк Российской Федерации – особое заведение. Это главная финансовая организация первого уровня, особый публично-правовой институт России. ЦБ РФ – главный регулятор кредитно-денежных отношений страны, проводящий соответствующую политику государства. Вследствие чего банк и глава Центробанка России наделены специальными полномочиями, например, имеет право эмиссии дензнаков и может регулировать работу финансовых организаций.

Центробанк, в том числе глава ЦБ РФ – экономический управленец страны. Он контролирует работу других кредитных учреждений, дает или отнимает у них лицензии, и потом уже сами финансовые организации работают с населением и юридическими лицами. Сам ЦБ РФ – также лицо юридическое.

Главная функция Центробанка – защита и гарантия устойчивости национальной валюты, причем исполняется это вне зависимости от остальных органов государственной власти. Деятельность ЦБ РФ регулируется законом «О Центральном банке Российской Федерации» и другими ФЗ. Став наследником Госбанка СССР, в 2002 году Банк России стал Центробанком РФ, и с тех пор успешно исполняет свои функции.

Кто у руля

Состав совета директоров в свое время значительно менялся, пока не пришел к стабильным показателям. Особенно «штормило» кадры ЦБ в нестабильные девяностые, в кризисы. Некоторые руководители пробыли на посту всего несколько дней!

Руководство ЦБ РФ сегодня более стабильно. Согласно ФЗ, регулирующему деятельность финансовой махины, во главе стоят Председатель Банка России и почти полтора десятка членов совета директоров.

Они работают на постоянной основе в Банке России и назначаются на пятилетний срок. Их выбирает Госдума, причем список также согласовывается с Президентом Российской Федерации.

Глава Центробанка Эльвира Набиуллина

Председатель ЦБ РФ в настоящее время – Эльвира Набиуллина. Она была назначена на эту должность в 2013 году. В состав совета директоров входят:

  • Ольга Скоробогатова, первый заместитель председателя Банка России;
  • Дмитрий Тулин, первый заместитель председателя БР;
  • Сергей Швецов на аналогичной должности;
  • Ксения Юдаева в той же должности;
  • Василий Поздышев, заместитель председателя Банка России;
  • Ольга Полякова, также зампредседателя БР;
  • Дмитрий Скобелкин в аналогичной должности;
  • Владимир Чистюхин, зампредседателя БР;
  • Алексей Симановский, советник председателя Банка России;
  • Сергей Игнатьев, также советник председателя БР;
  • Надежда Иванова, начальник главного управления банка по ЦФО.

Вы видите, кто входит в совет директоров ЦБ РФ. К слову, это постоянно работающий коллегиальный орган Центробанка. Члены Совета трудятся в Банке России, и как минимум раз в месяц собираются на общее заседание, которое проводит и возглавляет руководитель ЦБ РФ.

Казалось бы, есть глава главного финансового воротилы России, и он и может принимать решения и руководить экономической политикой. Зачем же нужен совет директоров? На самом деле, его функции и задачи регулируются общим для Центробанка федеральным законом и весьма обширны:

  1. Подготовка проекта и окончательного бюджета и кредитной политики, а также контроль их исполнения. Это делается совместно и Правительством России.
  2. Подготовка и утверждение годовой отчетности о деятельности БР, работа с аудиторами и Счетной палатой, подготовка бумаг для Национального банковского совета и Госдумы.
  3. Анализ состояния экономики России.
  4. Отчет о деятельности Банка России.
  5. Подготовка для утверждения на Национальном банковском совете грядущих расходов ЦБ – с подсчетами и обоснованиями.
  6. Работа с процентными ставками, лимитами операций, словом, с тем, с чем сталкиваются рядовые граждане при работе с кредитными организациями. В том числе и выплаты из тех учреждений, что стали банкротами.
  7. Принятие решений о выпуске или изъятии из оборота новых монет и банкнот.
  8. Расчет уставного капитала Банка России для рассмотрения Госдумой.

Совет директоров решает еще множество иных вопросов в рамках ФЗ, регулирующего его деятельность. Они касаются как работы самого учреждения, его структуры, оплаты труда сотрудников, так и общей экономической политики страны. Сам Центробанк не принимает решений в отрыве от Государственной думы, он может лишь рекомендовать некие предложения или решения, и уже после орган власти принимает или отклоняет предложения.

Центробанк — махина, управлять которой непросто

Интересно, что к тем, кто входит в совет директоров, применяются строгие правила. Эти люди не могут быть депутатами Госдумы или других органов власти, не могут занимать посты на государственной службе, быть членами правительства или Совета Федераций. Им нельзя числиться в партиях, работать в общественно-политических или культовых организациях и работать (по совместительству) в иных финансовых организациях. Более того, им даже нельзя приобретать ценные бумаги, если это столкнет интересы Центробанка и члена совета директоров!

Глава ЦБ

Председатель Центробанка России – должность почетная и ответственная. Кто возглавляет самый главный финансовый центр страны, наверное, знает каждый. Глава Центробанка России в наше время – Эльвира Набиуллина. Она вступила в дело, как глава банка России, в 2013 году, и с тех пор на ее плечи легли многочисленные полномочия:

  • работать, представляя банк, с органами власти, кредитными учреждениями, в том числе иностранными, а также организациями, не связанными с экономикой;
  • председательствовать на совете директоров ЦБ, причем голос главы банка решающий;
  • подписывать лично и передавать право подписи доверенному лицу из совета директоров нормативные акты и прочие документы;
  • назначать или снимать с должности своих заместителей;
  • наделять замов полномочиями;
  • указывать своим подчиненным.

Правда, при этом наборе прав есть и немало обязанностей и ответственности. Глава Центробанка обязана следить за тем, чтобы банк успешно функционировал, причем не выходя из рамок закона, и принимать решения (с последующей ответственностью), касающиеся работе банка, кроме тех, что решают совет директоров или Национальный банковский совет.

Центральный Банк Российской Федерации со дня его создания 13 июля 1990 года и по настоящее время является негосударственной коммерческой структурой, подотчетной Государственной Думе РФ и возглавляемой Советом директоров и Национальным банковским советом. Согласно статье 22 Закона «О Центральном банке Российской Федерации»:

Банк России не вправе предоставлять кредиты Правительству Российской Федерации для финансирования дефицита федерального бюджета… Банк России не вправе предоставлять кредиты для финансирования дефицитов бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
При падении цены на нефть и образовании дефицита бюджета Российской Федерации, Центральный банк не будет финансировать недостаток средств в бюджете для выплаты пенсий, зарплат бюджетных организаций (силовых структур, Министерства обороны, здравоохранения, образования и так далее), проведения государственных целевых программ и иных расходов. Правительству придется обращаться в Международный валютный фонд – частную организацию американских и английских банкиров для получения кредита на осуществление бюджетных ассигнований. Все средства, аккумулированные на счетах Центрального Банка России – золотовалютные резервы в размере 524, 5 миллиарда долларов не могут быть направлены на стабилизацию экономики Российской Федерации, согласно статье 22. Созданный Б.Н.Ельциным ЦБ России, как частная банковская организация, существует исключительно как отделение Федеральной резервной системы США, опять же частной банковской организации Ротшильдов и Рокфеллеров. Круг замкнулся, Центральный Банк России принадлежит клану Ротшильдов и полностью зависит от их решений. Почему?
Статья 75 Конституции Российской Федерации гласит:
Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным Банком Российской Федерации. Защита и обеспечение устойчивости рубля – основная функция Центрального Банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти.
Одним словом, печатание и количество напечатанных рублей – прерогатива исключительно ЦБ России, на эту функцию банка – независимой коммерческой структуры не может повлиять ни один орган государственной власти, как например, президент или премьер – министр Российской Федерации. Кому же подчиняется ЦБ России? Прежде всего, надо понимать, что количество напечатанных рублей находится в прямой зависимости от поступления нефтедолларов на счета Центрального Банка. Если цена на нефть превышает установленный Министерством финансов уровень, то на эту разницу ЦБ России напечатает рубли и выпустит их в обращение, выступая в роли валютного обменного пункта США. Расчет за продаваемую Россией нефть идет в долларах США, курс рубля по отношению к доллару устанавливается Центральным банком, а размер этого курса зависит от размера инфляции, которую ЦБ РФ корректирует с помощью постоянного укрепления рубля относительно доллара США. Любопытно, что инфляция в России за последнее десятилетие составляла в среднем 10% в год по официальной статистике, курс рубля в 2001 году был в среднем 29,4, сегодня он составляет 27,6. Выходит, что за 10 лет доллар должен был стоить не менее 58 рублей, а по соотношению валютных курсов доллар обесценился на 100 – 6,2 = 93,8%? Но это не так, обесценение доллара на 6,2% за десять лет как раз соответствует ожидаемому инфляционному процессу в США. Такая монетаристская политика правительства России и Центрального Банка наталкивает на некоторые размышления.
Во – первых, борьба с инфляцией за счет поддержания стабильного курса рубля привела к неконкурентоспособности отечественного производителя, фактическому уничтожению сельского хозяйства и промышленности. Ориентирование Центрального Банка России на дорогой рубль привело к высокой ставке рефинансирования, устанавливаемой ЦБ, в размере 8,25%. Специалисты по экономике утверждают, что при ставке рефинансирования выше 5% промышленность перестает приносить прибыль и самоликвидируется, что и произошло в России. Отечественные банки и предприятия вынуждены брать кредиты на Западе, так как кредитоваться под 15 – 20% годовых бессмысленно. Отсюда совокупный долг отечественных предпринимателей составил в 2011 году 533 миллиарда долларов, при этом на счетах Центрального Банка лежат золото – валютные резервы в размере 525 миллиардов долларов, но кредитовать из этих средств отечественного предпринимателя ЦБ РФ не имеет право, так как эти средства вложены в долговые обязательства США.
Во – вторых, объем эмиссии рубля в России не превышает некий уровень, установленный Центральным Банком России, как разница между базовой ставкой цены на нефть и прибылью от продажи нефти по мировым ценам. Умножая эту разницу на курсовую стоимость рубля по отношению к доллару, ЦБ РФ получает определенную денежную массу, совершенно не учитывающую многие макроэкономические показатели внутри страны. Но правила игры заданы и все обязаны строго исполнять этот монетаристский закон, установленный США для России. При этом куда – то исчезла базовая ставка цены на нефть, которая составляет довольно внушительную сумму, большую, чем весь объем эмиссии рублей, а также средства от продажи других полезных ископаемых и энергетических ресурсов. Эти деньги практически целиком исчезают в Западных банках и оффшорах, исключение составляют только экспортные пошлины и мизерные налоги.


Таким образом, президент и премьер – министр Российской Федерации располагают частью средств от продажи нефти, причем по фиксировано заниженному курсу рубль – доллар, экспортными пошлинами и налогами. Это все! Остальные денежные средства испарились в «неизвестном» направлении. Забавно и то, что Резервный Фонд Российской Федерации, в размере 26 миллиардов долларов находится на счетах частного Центрального Банка России, там же находятся и средства Фонда национального благосостояния в количестве 90,9 миллиардов долларов, размещенные под 6,25% годовых. Это просто издевательство над русским народом, ведь даже ставка рефинансирования ЦБ РФ составляет 8,25% годовых. Выходит, что 2% - это плата Совету директоров и Национальному банковскому совету за проведение банковской операции? По всему получается, что С.М.Игнатьев, как председатель Совета директоров и А.Л.Кудрин, как председатель НБС, разделили сумму в 2,34 миллиарда долларов, причем делают это ежегодно, начиная с 2008 года.
Еще одно непонятное дело с пропавшими средствами Резервного Фонда Российской Федерации, которыми располагал Центральный Банк России. В 2008 году на счетах ЦБ России средств Резервного Фонда насчитывалось 130 миллиардов долларов, в 2010 году их осталось только 26 миллиардов, за полтора года было потрачено 104 миллиарда долларов. При этом, золото - валютные резервы Центрального Банка России выросли за тот же период с 453,5 до 524,5 миллиардов долларов, то есть на 71 миллиард долларов. Алексей Леонидович Кудрин, вполне возможно, что 33 миллиарда долларов было потрачено на повышение капитализации банков и социальную сферу, но как так получилось, что 71 миллиард пошел не на восстановление экономики, а перекочевал на счета частного коммерческого Центрального Банка России и стал недоступен для правительства Российской Федерации?
Самый большой уровень коррупции и финансовые преступления не в правительстве и не среди чиновников, а в частном коммерческом банке под названием «Центральный Банк Российской Федерации».
История этого чудовищного преступления, под кодом «Операция Центральный банк России» началась еще в 1989 году, когда Б.Н.Ельцин посетил США, где «случайно» встретился с Дж.Бушем – старшим, посетил в больнице Р.Рейгана и побывал на заседании в «Рокфеллер – клубе» в Манхеттене. Тогда этот предатель и «агент влияния» западных спецслужб получил не только «добро» на свою преступную деятельность, но и на передачу всех финансов России под контроль США. Уже в начале следующего 1990 года был создан Центральный Банк РСФСР (России), устав которого списали с ФРС США и одновременно Б.Н.Ельцин и М.С.Горбачев приступили к созданию банка «Общественного финансирования и кредитования национальных программ», финансирование которого осуществлял Banque Privee Edmond de Rothschild, филиал банка Ротшильда в Швейцарии.
Воспротивилось такому предательскому ходу дел КГБ СССР, устроив неудачное покушение на Б.Н.Ельцина в Испании, когда на высоте 3500 м у шестиместного самолета отказало все электрооборудование и гидравлические системы. После жесткого приземления с убранными шасси у Б.Н.Ельцина оказался раздроблен позвонок, и произошла почти полная парализация. Испанские врачи сделали невозможное – поставили Б.Н.Ельцина на ноги. Второе покушение на Б.Н.Ельцина произошло спустя полгода в Москве, когда в дверь ГАЗ – 3102 врезался ВАЗ – 2102, нанеся точный удар в пассажирскую дверь. Согнутая стойка сильно ударила Б.Н.Ельцина по голове, но он снова спасся. Августовский путч 1991 года сыграл на руку американским хозяевам Б.Н.Ельцина, в стране был завершен «тихий» сионистский переворот и Центральный Банк СССР стал Центральным Банком России. Ротшильды получили доступ к печатанию денег – рублей, золото - валютным резервам и всем экономическим объектам России.
Мейер – Амшель Ротшильд писал:
“Дайте мне контроль над выпуском денег в государстве, и мне плевать, кто будет писать его законы.
Эта формула продолжает работать и в России. Центральный Банк Российской Федерации не является акционерным банком, председатель ЦБ РФ назначается Государственной Думой, в Национальный банковский совет, возглавляемый министром финансов РФ А.Л.Кудриным, входят несколько депутатов Государственной Думы, чиновников правительства и администрации президента. ЦБ РФ не отвечает по долгам государства, равно как и государство не отвечает по долгам Центрального Банка. Так что же такое ЦБ РФ, кто руководит им, а стало быть, и Россией? А.Л.Кудрин, В.В.Путин, Д.А.Медведев или может быть С.М.Игнатьев? Нет, это исключено, так как создавался Центральный Банк России Б.Н.Ельциным не для себя, не для своих будущих приемников – В.В.Путина и Д.А.Медведева, а для своих заокеанских заказчиков – владельцев мировой банковской системы – клана Ротшильда, Рокфеллера, Моргана и Шиффа. Этот спрут с 1990 года выкачивает все экономические соки из России, оставляя нашим правителям – «агентам влияния» 2% от суммы предательски украденного богатства русского народа. При этом, рычаги влияния на нашу правящую элиту содержатся не только в их иностранных счетах, но и в собственности США на наш печатный станок, на наш Центральный Банк.
Вспомним недалекое прошлое – начало 90-х годов, когда в стране усилиями Е.Т.Гайдара и его американских советников была искусственно сокращена денежная масса, что сделало невозможной работу промышленных предприятий, которые в итоге вынуждены были перейти на бартерное обслуживание произведенной продукции, а цены ежемесячно повышались. В таких условиях крах промышленности и сельского хозяйства был обеспечен, в результате чего на улице оказались миллионы наших сограждан, вынужденных искать спасение в торговле. В итоге западные банки за бесценок скупили объекты промышленности и добывающих отраслей, а наш народ сделали нищими. Дефолт 1998 года оживил промышленность и сельское хозяйство, но разорил торговлю. Отечественный производитель стал вытеснять импортные товары с нашего рынка, оживилось русское предпринимательство. Но с этого времени возникает один вопрос – почему при устойчивом курсе рубля по отношению к доллару, насыщенности товарами и услугами, а также низкого размера денежной массы, в стране происходит ежемесячная инфляция? Ответ один - происходит тот же процесс, который происходил в начале 90-х годов прошлого века – нарастание капиталов иностранных банков и обнищание нашего народа.
Что будет с нашей финансовой системой, если привязанная к нефтедолларам рублевая эмиссия значительно уменьшится в результате падения цены на нефть? Либо Центральный Банк, по приказу своих американских владельцев уменьшит количество рублей, вынудив правительство России сократить социальные программы, закрыть многие центры оптовой и розничной торговли, перестать выплачивать пенсии и пособия. Либо девальвировать рубль, что вероятнее всего, изъять валюту из обменных пунктов и разогнать инфляцию до астрономических размеров. Проводимая Центральным банком последние 12 лет политика, была направлена именно на такой сценарий, иначе объяснить маниакальное упорство по поддержанию фиксированного курса рубля просто нечем. Впрочем, статья 75 Конституции РФ говорит о сохранении Центральным Банком устойчивости рубля, но если такая устойчивость является единственным направлением деятельности ЦБ РФ, то это можно расценить как предательство интересов России в угоду Международному Валютному Фонду – частной «лавочке» частных банков, клубу по экономическим интересам банкирского клана Ротшильда. Вся деятельность Центрального Банка России направлена на поддержание доллара США и покупательной способности американских домохозяйств.
Когда финансовая американская пирамида затрещит по швам, тогда швы начнут латать мировыми вассалами Америки. С начала 2011 года арабские революции хорошее подтверждение этому процессу, особенно гражданская война в Ливии. Мировая нестабильность приносит доход Ротшильду и Россия в этих глобальных играх следующая. Финансовый кризис в нашей стране может быть начат в любое время, ведь все механизмы для этого находятся в руках мировой закулисы, а наша правящая элита всего лишь инструмент для выполнения дьявольского замысла. Нет смысла гадать, кто будет следующим президентом в России, так как механизм финансовой катастрофы в нашей стране уже запущен и в любую минуту может разразиться настоящая катастрофа, которая обязательно приобретет националистическую подоплеку и уличные столкновения. Справедливости ради, нужно сказать, что и этот вариант событий разработан и проводится в жизнь американскими политтехнологами, наши правители здесь не играют никакой роли, они простые исполнители.
Томас Джефферсон, один из отцов – основателей США писал:
Если американский народ когда-либо позволит частным банкам контролировать эмиссию долларов, то сначала посредством инфляции, а потом - дефляции, банки и корпорации, которые вырастут вокруг такого Центрального Банка, будут отнимать у людей собственность до тех пор, пока их дети не проснутся бездомными на земле, которую завоевали их отцы.
Русский народ и Россия, путем предательства Б.Н.Ельцина и М.С.Горбачева, оказались в экономической кабале финансового кагала Ротшильдов, которые не только печатают рубли и осуществляют кредитно – денежную политику в России посредством Центрального Банка и продажных политиков. Но и предрекают нам разруху и экономический коллапс, чтобы путем хитроумных махинаций и столкновения людских масс на националистической почве разделить Россию на части, уничтожив и поработив Великую страну и Великий народ. Но мы, русские люди, должны сплотиться вместе и перед лицом грядущей опасности четко понимать и осознавать исходящую опасность. Если мы будем вместе, если мы будем понимать механизмы предательского замысла по разделению России, то мы станем смертельной опасностью для всех предателей и врагов России и русского народа.

Благодаря тому, что в интернете, прессе и на телевидении часто появляются сообщения о том, что Центральный Банк лишил лицензии очередную кредитную организацию – эту его прерогативу все хорошо знают, а вот что это за структура – Банк России, чем занимается и кто им руководит, знают далеко не все.

 

Регулятором кредитно-денежной системы в России выступает Центральный банк РФ. Это юридическое лицо - орган государственной власти, деятельность которого регламентирована главным законом государства - Конституцией страны и законами №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», №395-1 «О банках и банковской деятельности».

Альтернативное название Центрального банка - Банк России, принятая аббревиатура ЦБ ФР. Особенность: государство не несет ответственности по обязательствам Центрального Банка, а он не отвечает по государственным долгам.

Интересно, что ЦБ прямо не относится ни к одной из ветвей власти: судебной, исполнительной или законодательной и не имеет какой бы то ни было организационно-правовой формы.

  • Адрес головного органа: г. Москва, ул. Неглинная д. 12.
  • Адрес официального сайта: цб.рф и cbr.ru
  • Уставный капитал: 3 миллиарда российских рублей.
  • Дата основания структуры: октябрь 1921 года, назывался тогда Государственный Банк РСФСР, с 13.07.1990 года носит современное название.
  • Управляющий орган: Совет директоров, в него входит председатель и 14 членов Совета директоров.

Примечательно, Банк России - это один-единственный из госорганов власти, которому законодательно предписано расходовать средства только из собственных доходов, так что осуществление Центральным Банком сделок на комиссионной основе не разрешено законом, хотя в нем и прописано, что получение прибыли не является целью деятельности ЦБ.

На что нацелен и как функционирует

В своей деятельности Банк России руководствуется следующими целями:

  • поддержание и развитие стабильного состояния финансового рынка и российской платежной и банковской систем;
  • ЦБ обеспечивает защиту и устойчивость национальной валюты - рубля.

Чем занимается Центральный Банк РФ? Функции регламентированы законом №86-ФЗ, в нем дан полный перечень, основные из них следующие:

  • денежно-кредитная политика страны, ее проведение и разработка (вместе с Правительством РФ);
  • в выпуске (эмиссии) наличных денег в государстве и организации их обращения ЦБ является монополистом;
  • знак рубля в виде рисованного изображения - прерогатива Банка России;
  • установка свода правил, по которым осуществляются банковские операции в стране;
  • контролирует золотовалютные резервы;
  • принятие и исполнение решений о лицензировании банков и других кредитных организаций, отзыве лицензий на осуществление банковских операций , приостановке их деятельности;

Ряд экспертов критикуют меры ЦБ РФ по «зачистке» банковского сектора в России, и подчеркивают, что только за первые 10 месяцев 2016 года экономика страны из-за лишенных лицензий банков понесла потери исчисляемые суммой в более чем 700 млрд. рублей.

  • производит банковский надзор, контролирует, регулирует деятельность кредитных организаций;
  • негосударственные пенсионные фонды могут быть зарегистрированы только при положительном решении Банка России;
  • бухгалтерский план счетов, в частности его отраслевые стандарты утверждаются ЦБ РФ;
  • официальные курсы валют - установка и публикация по отношению к российскому рублю;
  • рефинансирование кредитных организаций и установка ключевой ставки (с сентября 2016 года она равна 10%);
  • у обанкротившихся банков, которые не были участниками системы обязательного страхования вкладов остаются долги перед клиентами. Такие долги вкладчикам-физическим лицам выплачивает ЦБ РФ (порядок таких выплат предусмотрен Законом №96-ФЗ).

ЦБ РФ участвует в уставном капитале Сбербанка России , размещать средства в капиталах других кредитных организаций ему запрещено по закону, исключением составляет возможность участия в капиталах международных структур, которые развивают сотрудничество в финансовых сферах.

СМС-мошенничество: мошенники рассылают сообщения на телефоны граждан о том, что их банковская карта заблокирована, подписываются при этом подписью «Центробанк» или иной подобной в русской или английской транскрипции. Пытаются выяснить пин-коды и другую конфиденциальную информацию с целью хищения денежных средств с карты. На своем официальном сайте ЦБ РФ предупреждает, что рассылкой СМС-сообщений не занимается и призывает граждан быть бдительными.

Председатель ЦБ РФ

Действующим председателем (декабрь 2016г.) Банка России с 2013 года является Эльвира Сахипзадовна Набиуллина - это первая женщина, занявшая такой пост в Центральном банке стран Большой восьмерки.

Председателя Центробанка назначает Государственная Дума на срок 5 лет по представлению Президента России путем голосования. Причем один человек не может быть назначен на эту должность более чем три раза подряд.

Есть исчерпывающий перечень случаев, когда председатель может быть снят с должности:

  • истек срок, на который он назначен;
  • не может исполнять служебные обязанности по состоянию здоровья (это должно быть подтверждено заключением комиссии врачей);
  • покидает пост по собственному желанию, подав заявление об отставке;
  • если в отношении него вынесен обвинительный приговор суда за совершение уголовного преступления;
  • нарушит нормы федеральных законов, регулирующих деятельность ЦБ РФ;

в случае коррупции, сокрытии дохода, непринятие мер по урегулированию конфликтов, хранение денежных средств в иностранных банках и расходах (в том числе и членов его семьи), не соответствующих доходу.

2. История

3. Аудиторы

4. Руководители Государственного банка

5. Правовой статус

6. Функции российского ЦБ

7. Определение имущественных прав российского центрального банка в отношении закрепленного за ним имущества

8. Структурные подразделения центробанка России

ЦБ России (российский ЦБ ) — это верхний уровень двухуровневой банковской системы в России , которая состоит из Центрального банка Российской Федерации и частных банков (и других кредитных организаций). Российский контролирует деятельность кредитных организаций, выдаёт и отзывает у них лицензии на осуществление банковских операций, а уже кредитные компании работают с прочими юридическими и физ. лицами.

Статус

С целью противодействия использованию банками разного рода схем для искусственного завышения или занижения значения обязательных нормативов в 2004 г. ЦБ России принял ряд документов в том числе Положение "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери" и Инструкцию "Об обязательных нормативах банков".

В связи с расширением круга кредитных организаций, предоставляющих населению ипотечные кредиты, ЦБ Российской Федерации в 2003 г. издал Указание "О проведении единовременного обследования по ипотечному кредитованию", в котором был определен порядок составления и предоставления сведений о предоставленных кредитными организациями ипотечных жилищных кредитах.

С принятием Федерального закона "Об ипотечных ценных бумагах" кредитные фирмы, обеспечивающие соблюдение требований по защите интересов инвесторов, получили законодательно закрепленную возможность рефинансировать свои требования по ипотекам за счет эмиссии ценных бумаг указанных ценных бумаг .

В 2004 г. на основании Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банк России) (Центральном банке Российской Федерации)" и Федерального закона "Об ипотечных ценных бумагах " ЦБ РФ издал Инструкцию "Об обязательных нормативах кредитных организаций, осуществляющих денежную эмиссию облигаций с ипотечным покрытием", в которой установил особенности расчета и значений обязательных нормативов, величину и методику определения дополнительных обязательных нормативов кредитных организаций, осуществляющих денежную эмиссию облигаций с ипотечным покрытием.

В декабре 2003 г. был принят Федеральный "О страховании вкладов физ. лиц в банках России". В нем были определены правовые, финансовые и организационные основы функционирования системы обязательного страхования вкладов физлиц в банках России, а также компетенция, порядок образования и деятельности компании, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, порядок выплаты возмещения по вкладам.

В настоящее время в системе страхования вкладов участвует подавляющее большинство банков. В них сосредоточено почти 100 процентов всех вкладов физ. лиц, размещенных в банковских учреждениях России.

В апреле 2005 г. Правительством России и Центробанком Российским Федерации была принята "Стратегия развития банковского сектора России на период до 2008 года".

В соответствии с этим документом основной целью развития банковского сектора на среднесрочную перспективу (2005—2008 гг.) является повышение его устойчивости и эффективности функционирования.

Основными задачами развития банковского сектора являются:

Усиление защиты интересов вкладчиков и других заемщиков банков;

Повышение эффективности осуществляемой банковским сектором деятельности по аккумулированию денежных средств населения и организаций и их трансформации в займы и ;

Повышение конкурентоспособности российских кредитных организаций;

Предотвращение использования кредитных организаций для осуществления недобросовестной коммерческой деятельности и в противоправных целях (прежде всего таких, как финансирование терроризма и легализация доходов, полученных преступным путем);

Развитие конкурентной среды и обеспечение транспарентности в деятельности кредитных организаций;

Укрепление доверия к российскому банковскому сектору со стороны инвесторов, заемщиков и вкладчиков .

Реформирование банковского сектора будет способствовать реализации программы социально-экономического развития России на среднесрочную перспективу (2005—2008 гг.), прежде всего преодолению сырьевой направленности российской экономики за счет ее ускоренной диверсификации и реализации конкурентных преимуществ. На следующем этапе (2009—2015 гг.) Правительство России и Центральный банк Российской Федерации будут считать приоритетной задачу эффективного позиционирования российского банковского сектора на международных финансовых рынках .

Государственный банк СССР

В условиях проведения новой экономической политики постановлениями ВЦИК и СНК соответственно от 3 и 10 октября 1921 г. Банк был восстановлен под названием Государственный банк РСФСР. Он начал свои операции 16 ноября 1921 года. В 1923 г. Государственный банк РСФСР был преобразован в Государственный банк СССР.

Согласно Положению о Государственном банке РСФСР, принятому ВЦИК 13 октября 1921 г., он являлся хозяйственной компанией, созданной "с целью способствовать займом и прочими банковыми операциями развитию промышленности, сельского хозяйства и товарооборота, а также с целью концентрации денежных оборотов и проведения других мер, направленных к установлению правильного денежного обращения". Он имел право предоставлять займы промышленным и торговым предприятиям различных форм собственности, а также сельским хозяйствам и кустарям только "при условии обеспеченности их и экономической целесообразности". Госбанк находился в составе Наркомата финансов и подчинялся непосредственно Наркому финансов.

В ноябре 1921 г. Госбанку было предоставлено монопольное право на проведение операций с валютой и валютными ценностями. Он должен был также устанавливать официальный курс на и иностранную валюту, регулируя разрешенные в 1922 г. частные договора по купле-продаже на бирже золота, серебра, иностранной валюты, а также чеков и векселей, выписанных в иностранной валюте.

В 1922 г. и 1923 г. были проведены две деноминации, укрупнившие номинал совзнака - бумажного денежного знака, выпускавшегося в то время Наркомфином для покрытия бюджетного дефицита. Во время первой деноминации в обращение были выпущены денежные знаки, которые обменивались в соотношении один рубль эмиссии 1922 г. на 10 тыс. руб. денежных знаков всех образцов, официально ходивших в то время в стране; во время второй деноминации денежные знаки образца 1923 г. обменивались на денежные знаки 1922 г. в соотношении 1:100.

11 октября 1922 г. Государственному банку было предоставлено право денежной эмиссии в обращение червонцев - банковских билетов, и он превратился в эмиссионный центр. С началом эмиссии ценных бумаг червонцев началась денежная реформа, в результате которой была прекращена галопирующая послевоенная .

В течение 1922-24 гг. в обращении одновременно находились совзнак и червонец. Червонец был бумажным денежным знаком, основанным на золоте. Он приравнивался к 7,74232 г чистого золота , т.е. к царской монете достоинством 10 рублей. С 1923 г. осуществлялась чеканка золотых червонцев, которые в основном использовались во внешней торговле.

В марте 1924 г. денежная реформа была завершена. Рубль нового образца, который являлся разменным средством при червонце и был равен 1/10 червонца, обменивался на 50 тыс. рублей совзнаками 1923 г. или на 50 млн. руб. денежных знаков более ранних образцов.

В период НЭПа практиковались такие виды банковского займа, как учет векселей, кредита до востребования со специальных текущих счетов, обеспеченных векселями, а также срочные займа под обеспечение долга векселей. В дополнение к этим займам банк спустя три года после своего создания стал осуществлять прямое целевое кредитование. В октябре 1924 г. был впервые составлен сводный кредитный план Госбанка по всем конторам.

В результате проведенной в 1925 г. реформы кассового устройства Государственного казначейства произошло объединение предприятий денежной наличности Госбанка и Наркомфина.

С 1922 г. в стране началось создание частных банков, в том числе отраслевых акционерных банков (спецбанков) и обществ взаимного ссуды, которые должны были осуществлять краткосрочное или долгосрочное кредитование определенных отраслей хозяйства. В 1924 г. при Правлении Госбанка был создан Комитет по делам банков, который должен был координировать их деятельность.

Во второй половине 20-х годов функции и направления деятельности Госбанка коренным образом изменились. Это было связано в основном с ускоренными темпами проведения индустриализации, которые требовали крупных вливаний в тяжелую промышленность в течение короткого времени.

Проведение индустриализации в СССР традиционными путями, т.е. за счет накопления денежных средств внутри страны и внешних кредитов, было невозможно. У населения необходимые накопления отсутствовали, а кредиты не могли быть осуществлены ни по экономическим (мировой экономический коллапс ), ни по политическим причинам. В результате индустриализация в стране проводилась за счет эмиссионного финансирования. Поиск способа, который позволил бы государству в наиболее простой форме перераспределять денежные средства между секторами экономики, продолжался в течение всего периода свертывания НЭПа.

В июне 1927 г. в связи с усилением регламентации движения краткосрочных капиталов на Госбанк была возложена обязанность непосредственного оперативного руководства всей кредитной системой при сохранении общего регулирования ее деятельности за Наркоматом финансов. Госбанк должен был наблюдать за деятельностью остальных кредитных учреждений в соответствии с правительственными директивами в области кредитной политики . Спецбанки должны были хранить свободные средства и кредитоваться только в Госбанке, которому предоставлялось право участвовать в их советах и ревизионных органах. Кроме того, Госбанк должен был увеличить свою долю в акционерных капиталах спецбанков.

В феврале 1928 г. в связи с реорганизацией банковской системы в Госбанке начал сосредоточиваться основной объем операций по краткосрочному кредитованию. При этом в его ведение перешла большая часть филиалов акционерных банков, которые стали играть вспомогательную роль в кредитовании хозяйства. Операции по долгосрочному кредитованию осуществлялись в основном в специально созданном банке долгосрочного кредитования промышленности и электрохозяйства (БДК), центробанке коммунального хозяйства и жилищного строительства (Цекомбанке) и отчасти в Центральном сельскохозяйственном банке (ЦСХбанке).

В августе 1928 г. на Госбанк была возложена обязанность кассового исполнения государственного бюджета , что позволило сосредоточить в нем кассовые операции социалистического хозяйства.

В июне 1929 г. был принят первый Устав Госбанка, согласно которому банк являлся органом регулирования денежного обращения и краткосрочного кредитования в соответствии с общим планом развития народного хозяйства СССР.

В конце 20-х - начале 30-х гг. в СССР был осуществлен комплекс реформ, целью которых было создание эффективного механизма централизованного планового регулирования материального и финансового аспектов воспроизводственного процесса. В связи с этим в 1930-32 гг. была проведена кредитная реформа, в результате которой был создан механизм централизованного планового регулирования движения кредитно-денежных ресурсов.

В январе 1930 г. в связи с ликвидацией взаимного коммерческого займа все операции по прямому краткосрочному кредитованию стали осуществляться в Госбанке. Все спецбанки превратились в банки долгосрочных вложений, а сеть их отделений была ликвидирована. Свои операции спецбанки должны были осуществлять через филиалы Госбанка.

В январе 1931 г. была введена акцептная форма безналичных расчетов через Госбанк. В марте 1931 г. были определены функции Госбанка как единого банка краткосрочного кредитования, расчетного и кассового центра хозяйства.

В июне 1931 г. было проведено разделение оборотных средств предприятий на собственные и заемные и определены основные принципы краткосрочного банковского ссуды. Наделение предприятий собственными оборотными средствами дало возможность установить объекты банковского кредитования. Краткосрочный займ госпредприятиям стал предоставляться только на потребности, связанные с финансированием ценностей в пути, авансированием сезонных запасов производства, накоплением сезонных запасов сырья, топлива, производственных и вспомогательных материалов, временным увеличением вложений в незавершенное производство, сезонным накоплением готовых предметов торговли и товаров, а также на другие временные нужды, связанные с процессом производства и обращения товаров.

В мае 1932 г. были окончательно разграничены функции между Госбанком и банками долгосрочных вложений (Промбанком, Сельхозбанком, Всекобанком и Цекомбанком). В результате кредитной реформы деятельность Госбанка окончательно утратила коммерческий характер, и сформировались основные функции Госбанка советского типа - плановое кредитование хозяйства, денежного обращения и расчетов, кассовое исполнение госбюджета и осуществление международных расчетов. Одновременно сложилась структура кредитной системы, просуществовавшая с небольшими модификациями 55 лет.

В дальнейшем совершенствование деятельности Госбанка сводилось к внедрению новых форм планового кредитования хозяйства и банковских расчетов, а также методов контроля за расходованием средств на выплату заработной платы (80% налично-денежного оборота) и сбором торговой выручки.

В феврале 1930 г. в связи с отменой операций по продаже частным лицам золота и иностранной валюты на червонцы по твердому курсу и изъятием советской валюты из оборота иностранных бирж при Правлении Госбанка была организована котировальная комиссия для установления курсов иностранных валют.

В 1933 г. Госбанк провел ряд мероприятий по ускорению расчетов, улучшению учета, совершенствованию фирмы документооборота и усилению внутрибанковского контроля. Была перестроена номенклатура статей баланса Госбанка: они стали группироваться по ведомственному признаку, что сделало баланс сопоставимым с кредитным планом. Был также осуществлен переход к децентрализованной квитовке межфилиальных оборотов при сохранении общего контроля в центре.

В 1939 г. Госбанк начал осуществление инкассации наличных денег. Во время Великой Отечественной войны 1941-45 гг. Госбанк для покрытия дефицита государственного бюджета производил денежную эмиссию наличных денег , в результате чего за это время возросла в 4 раза. С целью нормализации денежного обращения в 1947 г. была проведена денежная реформа ликвидационного типа, в ходе которой был осуществлен обмен наличных денег старого образца на новый в соотношении 10:1, переоценены денежные вклады в сберегательных кассах и проведена конверсия всех выпущенных государственных ссуд (кроме кредита 1947 г.).

В марте 1950 г. было установлено золотое содержание рубля в размере 0,222168 г чистого золота. В декабре 1949 г. был принят второй Устав Госбанка. В апреле 1959 г. в связи с реорганизацией кредитной системы Госбанку была передана часть операций Сельхозбанка, Цекомбанка и коммунальных банков. C 1960 г. Госбанк начал составлять планы кредитования долгосрочных вложений. В мае 1961 г. была проведена деноминация и рубля. Новые денежные знаки были обменены на старые в соотношении 1:10. Одновременно золотое содержание рубля было увеличено всего в 4 раза и составило 0,987412 г чистого золота.

В октябре 1960 г. был принят третий Устав Госбанка, а с 1963 г. в ведение Госбанка были переданы государственные трудовые сберегательные кассы. В 1965-69 гг. в ходе проведения хозяйственной реформы в деятельности Госбанка произошли изменения, связанные с кредитованием и расчетами, с планированием и регулированием денежного обращения, финансированием капиталовложений и фирмой сберегательного дела. Основными видами кредитования промышленности стали кредитование по обороту материальных ценностей и издержек на заработную плату и по простым ссудным счетам.

В июле 1987 г. в связи реорганизацией кредитной системы, в результате которой были образованы новые спецбанки (Внешэкономбанк СССР, Промстройбанк СССР, Жилсоцбанк СССР и Сбербанк СССР), Госбанк стал выполнять функции главного банка страны. На него возлагалась разработка сводного кредитного плана и планов распределения ресурсов и кредитных вложений по всем банкам.

В сентябре 1988 г. был утвержден четвертый Устав Госбанка СССР, в соответствии с которым он являлся главным банком страны, единым эмиссионным центром, организатором кредитных и расчетных отношений в народном хозяйстве.

С марта 1989 г. в связи с переходом спецбанков на полный хозяйственный расчет и самофинансирование на Госбанк была возложена обязанность доводить до них контрольные цифры по объему кредитных ресурсов, размеру привлеченных средств населения, объему поступлений и платежей в иностранной валюте по банковским операциям.

В январе 1990 г. Госбанку был передан Сберегательный банк СССР. 13 июля 1990 г. на базе Российского республиканского банка Госбанка СССР был создан подотчетный Верховному Совету РСФСР Государственный банк РСФСР. 2 декабря 1990 г. Верховным Советом РСФСР был принят закон о центробанке РСФСР (Центробанке России), согласно которому Центральный банк Российской Федерации (Банк России) являлся юр. лицом , главным банком РСФСР и был подотчетен Верховному Совету РСФСР. В законе были определены функции банка в области компании денежного обращения, денежно-кредитного регулирования, внешнеэкономической деятельности и регулирования деятельности акционерных и кооперативных банков.

В декабре 1990 г. были приняты законы "О Государственном банке СССР" и "О банках и банковской деятельности". В соответствии с ними Госбанк СССР вместе с учреждаемыми в это время на базе республиканских контор банка национальными банками должен был создать единую систему центральных банков, основанную на общей денежной единице (рубле) и выполняющую функции резервной системы. В июне 1991 г. был утвержден Устав центробанка РСФСР (Центрального банка Российской Федерации), подотчетного Верховному Совету РСФСР. с июля 1990 г. до декабря 1991 г. был временем противостояния Российского государственного банка и Госбанка СССР.

В ноябре 1991 г. в связи с образованием Содружества Независимых государств и упразднением союзных структур ВС РСФСР объявил ЦБ РСФСР единственным на территории РСФСР органом государственного денежно-кредитного и валютного регулирования экономики республики. На него были возложены функции Госбанка СССР по выпуска и определению курса рубля. Центральный банк РСФСР предписывалось до 1 января 1992 г. принять в свое полное хозяйственное ведение и управление материально-техническую базу и иные ресурсы Госбанка СССР, сеть его учреждений, предприятий и организаций.

20 декабря 1991 г. Государственный банк СССР был упразднен и все его активы и пассивы, а также имущество на территории РСФСР переданы центробанку РСФСР (российскому центральному банку).

Аудиторы

Аудиторы по годовому отчету центробанка назначаются решением парламента (Верховного Совета, затем - Государственной Думы).

До 1995 года аудиторами назначались исключительно иностранные организации: закон о центральный банк устанавливал необходимым условием при выборе аудиторской компании наличие у нее 10-летнего стажа, превышающего длительность существования аудита в РФ.




Похожие статьи