Латвийская экономика

Отправить другу






Экономическое развитие, факторы кризиса и его протекание, антикризисные меры в странах Балтии - все как под копирку. Различия только в макроэкономических показателях. Похуже они у Латвии, получше - у Эстонии. Стремление обеспечить высокие темпы развития и приблизиться по его уровню к соседям ЕС на Балтике при ограниченных собственных ресурсах заставляло развиваться в долг. В подоплеке стремления к высоким темпам развития, вероятно, было и желание показать России как правопреемнице СССР, что советские годы - потерянное для стран время и только в дружной европейской семье можно наверстать упущенное. C другой стороны, членство в ЕС связано с большими ограничениями, которые привели к исчезновению в национальных экономиках многих производств реального сектора. В промышленности и сельском хозяйстве осталось то, что было интересно ведущим странам Союза. Это сказалось на устойчивости их экономик к внешним финансовым шокам.

Сильнейший экономический спад результат разрушения механизма долгового развития, посредством которого Балтия пыталась включиться в европейскую экономику. Такая же природа кризиса и в Греции. Но население в странах Балтии более сознательно и согласилось безропотно затянуть пояса. Сокращение бюджетных расходов, в том числе социальных - главный рецепт борьбы с кризисом, выработанный в Брюсселе и МВФ. Сегодня пока не ясно, как будут дальше развиваться страны Балтии, - по тойже долговой модели или как-то иначе? Ситуация с евро тревожная. Можно только гадать, чем обернется для мировой экономики и тем более для экономики стран Балтии долговой кризис в ЕС. В любом случае коррективы в экономическую политику придется вносить. В частности, думать, как лучше использовать такой ресурс развития, как соседство с Россией.

Кризис в Латвии, развивавшийся на фоне разразившегося осенью 2008 г. мирового финансового кризиса, демонстрировал в 2010 г. более глубокое падение экономики, чем в большинстве других стран постсоветского пространства. В 2000-2007 гг. экономика Латвия представлялась одним из самых быстро развивающихся государств, успешно проводивших социально-экономические реформы. По данным Евростата, ВВП на душу населения, рассчитанный по паритету покупательной способности (ППС), увеличился за эти годы почти в 2 раза, с 7,0 до 13,9 тыс. евро.

Большое значение для экономики Латвии в начале XXI в. имел при ток иностранных инвестиций. К началу 2006 г. накопленный объем прямых иностранных инвестиций (ПИИ) составил 33,1% ВВП, на начало 2008 г. - уже 37,5% (7,5 млрд долл.). В годы экономического бума Латвия бесконтрольно на ращивала внешние долги. К концу 2008 г. задолженность составляла 44 млрд долл., т.е. была в 8,5 раза больше, чем золото валютные запасы страны (5 млрд долл.).

Вместо ожидаемого снижения инфляции продолжился ее рост, достигнув в 2008 г. 15,3%, оставаясь самым высоким в ЕС. Однако вскоре экономическая активность стала уменьшаться, наблюдалось падение производства, стала расти безработица, начался недобор доходов госбюджета. В декабре 2008 г. по сравнению с декабрем 2007 г.

Национальный кризис в рамках развития мирового финансового кризиса усилился, и к январю 2009 г. экономические, социальные и политические процессы в латвийском обществе стали неуправляемыми. В I кв. 2010 г. по сравнению с аналогичным периодом 2009 г. спад ВВП составил 18%. В торговле падение составило 25,8%, в сфере транспорта и связи - 15,4%, в обрабатывающей промышленности - 25,8%, в строительстве - 28,2%. Расходы на продукты снизились на 4,6%, отдых и культуру - на 9,7%, одежду и обувь - на 4,2%. При этом расходы на жилье и электричество выросли на 3,7%, транспорт - на 1,4%, здравоохранение - на 0,9%.

В течение 2010 г. экономика Латвии переживала особенно глубокую рецессию, лидировала по темпам спада. После получения в декабре 2008 г. спасительного кредита в размере 7,5 млрд евро от МВФ в план государственного бюджета на 2009 г. было заложено падение ВВП на 14%. Реальный ВВП по сравнению с 2008 г. сократился на 18% (в 2008 г. падение составило 4,6%), объем инвестиций - на 37,7%. Наибольший спад производства (19,2%) наблюдался в обрабатывающей промышленности, реализация продукции которой на внутреннем рынке сократилась на 30,7%, экспортные поставки - на 21,9%. Оборот розничной торговли уменьшился на 28%, объемы строительства - на 33,6%, на транспорте и связи - на 10,3%.

Иностранные инвесторы не покинули Латвию, увеличили вложения в основной капитал зарегистрированных в Латвии предприятий на 780 млн латов (на 32,12%). Объем накопленных ПИИ в 2009 г. составил 5 734 млн латов. В отличие от прошлых лет, когда приток прямых инвестиций из-за рубежа был существенным (в 2006 г. накопленный их объем достиг 4 007 млн латов и прирост составил 37%, в 2007 г. соответственно 5 247 млн латов и 31%, в 2008 г. 5 711 млн латов и 9%), прирост в 0,4% по сравнению с 2008 г. был незначительным.

Общий объем внешней торговли в 2010 г. уменьшил ся на 31,4% по сравнению с 2009г. Экспорт сократился на 19,4%, что обусловлено главным образом сильным экономическим спадом в соседних странах - главных торговых партнерах Латвии. На страны ЕС приходилось 69,9% экспортных поставок, на страны СНГ - 14,2%. Главными потребителями латвийского экспорта были Литва (16,1%), Эстония (14,6%), Россия (9,3%), Германия (6,7%), Швеция (5,7%). Необходимость освоения новых экспортных рынков способствовала в 2009 г. частичному восстановлению конкурентоспособности латвийских экспортеров. Так, например, к странам, импортирующим продукцию известнейшего производителя алкогольных напитков «Latvijas balzams» прибавились Марокко и Словакия, крупнейшего производителя лекарств АО «Olainfapm» - Канада и Австралия, известной фирмы «Laima», изготавливающей кондитерские изделия, - Словакия, Грузия, Азербайджан, США, Израиль, Канада.

Импорт уменьшился на 34,2%. Сокращение связано с сильным падением (25,4%) спроса как у населения, так и в производственном секторе. Снижение импорта произошло преимущественно за счет сокращения ввоза транспортных средств, машин и оборудования, бытовой электроники и электротехники, мебели. Прирост показал лишь импорт зерновых культур. Импортные поставки из стран ЕС составили 73,2%, из стран СНГ - 19%. Главными поставщиками были Литва (18,6%), Россия (13,4%), Германия (12,6%), Польша (7,8%) и Эстония (6,5%). В результате более масштабного сокращения импорта в 2009 г. образовался профицит счета текущих операций в размере 8,8% ВВП (в 2008 г. был зафик сирован дефицит в 7,8% ВВП).

Экономический кризис негативно сказался на торгово экономических отношениях Латвии с одним из ее основных партнеров - Россией. По данным Федеральной таможенной службы РФ, товарооборот между странами сократился в 2009 г. на 46,4%, в том числе латвийский импорт - на 47,4%, экспорт - на 33,2%. На этом фоне предпринимались шаги по созданию более благоприятных условий сотрудничества, например упрощение визового режима для «малого приграничного движения» и др. В сентябре мэры Риги и Москвы подписали программу сотрудничества двух столиц, которая, в частности, предусматривает расширение поставок латвийского продовольствия на российский рынок, участие московских инвесторов в проектах развития Рижского порта. Экономический рост в Латвии, который ранее поддерживался спросом и легко доступными кредитами, был остановлен кредитным кризисом. Главными проблемами, по мнению аналитиков, стали большое кредитное бремя в частном секторе, низкая конкурентоспособность и слишком мягкая бюджетная политика. Бум на рынке кредитования недвижимости, продолжавшийся в течение нескольких лет, послужил основной причиной роста потребительских цен.

В феврале 2009 г. правительство во главе с И. Годманисом ушло в отставку. Новое правительство под руководством В. Домбровскиса, утвержденное парламентом в марте 2009 г., приложила все усилия на сокращение расходной части пустеющего бюджета.

В июне 2010 г. правительство договорилось с социальными партнерами о сокращении расходов госбюджета Латвии на 500 млн латов (на 10%). В поправках к латвийскому бюдже ту на 2009 г. заложен дефицит в размере 8,2% от ВВП. Было принято решение о снижении минимальной зарплаты со 180 до 140 латов, необлагаемого минимума до 45 латов, а в 2010 г. - о введении прогрессивного подоходного налога. Предпринятые латвийским правительством в 2009 г. меры экономии (сокращение государственных расходов в размере примерно 10% ВВП) вместе с международной помощью, полученной от ЕС в размере 2,2 млрд евро и МВФ - 590 млн евро, позволили удержать дефицит бюджета на уровне 6,8% ВВП. Государственный долг за год вырос на 2,17 млрд евро и достиг почти 32% ВВП, что в 1,6 раза больше, чем в 2008 г. Внешний долг составил 56% ВВП. Экономический спад углублялся нежеланием правитель ства отказаться от фиксированного курса валюты, из-за чего оно было вынуждены ограничивать внутренний спрос, чтобы преодолеть бюджетный кризис. С 1 января 2005 г. лат привязан к евро (1 EUR = 0,702804 лата). Допустимые колебания курса национальной валюты установлены в пределах +/-1%.

Правительство и Банк Латвии, несмотря на перегрев латвийской экономики и бесконтрольный бум кредитования, продолжавшийся в течение последних нескольких лет, не стали девальвировать лат. Проводилась так называемая «внутренняя девальвация», когда при стабильном лате цены на товары и услуги, а также доходы населения снижались. В результате на смену инфляции 2008 г. 10,5% (декабрь к декабрю), в 2009 г. пришла дефляция в размере 1,2%. Среднегодовой уровень инфляции за 12 месяцев 2009 г. составил 3,3% (в 2008 г. - 15,3%). Цены снижались на продовольствие и безалкогольные напитки, товары ширпотреба. В общественном питании падение составило 6,8%, на теле- и компьютерную технику - 10,1%, страховые услуги - 25,7%, мебель - 8,6%, услуги связи - 2,6%. Вследствие роста НДС и акцизного налога росли цены на алкоголь (12,6%) и табачные изделия (28,7%), медицинские услуги подорожали в среднем на 12,9%, горючее - на 20,4%, проезд в поездах и трамваях - на 18,2% . Власти Латвии сократили социальную поддержку населения. Большинство латвийских пенсионеров (почти 81%) получают пенсии ниже 200 латов.

В последнее время очень быстрыми темпами растет безработица. Ее уровень к концу 2010 г. достиг 7%, за год число официально зарегистрированных безработных увеличилось на 30%, достигнув 76,4 тыс. человек. В течение 2010 г. в стране ликвидировано свыше 20 тыс. рабочих мест, создано новых лишь 650. Уровень безработицы к концу года достиг 15,9% экономически активного населения, количество безработных увели чилось на 102 тыс. человек. Наиболее тяжелая ситуация в связи с сокращением рабочих мест сложилась в обрабатывающей промышленности, а также в системе государственного управления. Для 2010г. характерны были нарастание социальных проблем и связанных с этим многочисленных акций протеста населения, политическая нестабильность. Серьезный разлад в правящей коалиции между партией «Новое время», возглав ляемой премьер министром В. Домбровскисом, и «Народной партией», имеющей три министерских портфеля, был усугублен намерением премьера наделить себя исключительным правом принимать решения о международных заимствованиях в интересах спасения экономики страны. «Народная партия» предложила законопроект, предусматривающий, в частности, обязательное одобрение Сеймом любых законода тельных актов, влияющих на социальную ситуацию в стране. Проект документа обязывает правительство ежекварталь но отчитываться перед Сеймом о выполнении программы экономической стабилизации.

В июне 2009 г., перед встречей в Брюсселе с международными кредиторами, премьер министр В. Домбровскис обратился к народу Латвии, заявив, в частности, «что без "донорской" помощи уже в августе 2009 г. нечем будет платить зарплаты, пенсии и др. Страна на грани банкротства, от которого можно спастись, только если сильно сократить расходы и получить международный заем». На муниципальных выборах, состоявшихся 1 июля, столичным мэром был избран Нил Ушаков - представитель не входящей в правительственную коалицию левой партии «Центр согласия». Это свидетельствует о том, что население, недовольное снижением уровня жизни, проводимой социаль ной политикой, выразило поддержку оппозиционной партии в надежде на улучшение своего положения. По мнению ряда латвийских аналитиков, для стабилиза ции экономической ситуации в Латвии правительству необхо димо было самыми быстрыми темпами принимать меры по оживлению экономики.

Решение о девальвации лата является еще более болезненным, чем решение о сокращении расходов госбюджета. Если будет девальвация, то она составит от 15% до 30%. Это означает, что реальные доходы населения снизятся в гораздо большей степени, чем в результате сокращения бюджетных расходов, пострадают сразу все слои общества. Стабильный лат является основой латвийской экономики. Кроме того, Министерство финансов и правительство в целом поддерживают ту позицию, что следует уменьшать расходы, а не девальвировать лат.

Комиссар ЕС по экономическим и монетарным вопросам и представители Латвии в февраля 2010 г. подписали дополненный меморандум о взаимопонимании Латвии и ЕС. Поддержка Еврокомиссией меморандума является положительной оценкой действий правительства Латвии по преодолению кризиса, сокращению бюджетного дефицита и проведенных реформ. Третью часть пакета финансовой помощи Еврокомиссии в размере 500 млн евро Латвия получила в марте 2010 г. В целом в течение года Латвия планирует получить от меж дународных кредиторов 2,7 млрд евро (1,89 млрд латов). Финансовая помощь ЕС, МВФ и других международных финансовых структур помогут Латвии выполнить обязательства по фискальным мерам и структурным реформам. После тяжелого экономического кризиса в Латвии наблюдаются признаки улучшения ситуации. ВВП в I кв. 2010 г. впервые с конца 2007 г. вырос по сравнению с IV кв. 2009 г. на 0,3%. Возвращение к росту экономики будет постепенное, в 2011 г. прирост ВВП может составить 3,3%. В последующие годы, в отличие от докризисного периода, его в значительной мере предопределит развитие экспорта, за которым последу ют изменения внутреннего спроса. По данным Еврокомиссии, в текущем 2011 г. прогнозируется сокращение реального ВВП на 3,5%, среднегодовой уровень дефляции составит 2,5%, безработицы - 21,2%, дефицит бюджета может достичь 8,6% ВВП.


Л. - государство с индустриально-аграрной экономикой. Основные отрасли промышленности: машиностроение, пищевая, деревообрабатывающая, лёгкая, производство стройматериалов, химическая. В промышленности наблюдаются кризисные явления, связанные со структурными изменениями, переориентацией на выпуск продукции, отвечающей требованиям мирового рынка. В сельском хозяйстве занято св. 18% экономически активного населения, площадь сельскохозяйственных угодий 2,57 млн га. Основное направление сельского хозяйства - мясное и молочное животноводство.

Доля промышленности в ВВП в 2002 составляла 18,7% (в т.ч. обрабатывающая 14,8%), торговли 19,9%, сферы услуг 11,1%, строительства 6,1%, других сфер деятельности 44,2%.

Транспортная сеть развита, имеет большую разветвлённость. На железные дороги приходится 50% перевозок грузов, их протяжённость 2,4 тыс. км; трубопроводы - 29% (нефтепроводов - 437 км, газопроводов - 1600 км), морские перевозки - 14%, автоперевозки - 7% (протяжённость дорог 20,6 тыс. км, из них 7,5 тыс. км с асфальтовым покрытием). Вентспилс - самый крупный порт в регионе Балтийского моря и один из 15 европейских портов, имеющих самые большие грузообороты.

Л. последовательно проводит скоординированные МВФ и Всемирным банком экономические реформы и является страной с рыночной экономикой, стремящейся ко вступлению в ЕС для укрепления экономической безопасности. Одним из основных условий присоединения к ЕС является членство в ВТО (Л. вступила в эту организацию в 1999). Другое важное условие - макроэкономическая стабильность.

За годы суверенного существования страна пережила достаточно продолжительный (6 лет) и глубокий экономический спад. В 2000 ВВП в Л. составил 61% от уровня 1990, объём промышленного производства сократился на 51%. На развитие латвийской экономики отрицательное воздействие оказал российский валют-но-финансовый кризис 1998. Из 50 355 предприятий, действовавших в нач. 1998, было ликвидировано 3303 предприятия. Больше других отраслей промышленности пострадала пищевая, поскольку около 50% произведённой продукции экспортировалось в РФ, в т.ч. рыбоконсервной - 90%. В рыбной промышленности к 1 февраля 1999 работу полностью прекратили 43, а частично - 140 предприятий, и, как следствие, увеличилась безработица. Внешнеторговый оборот с РФ значительно сократился (на 58%), объём экспорта - на 69%, импорта - на 56%, что способствовало дальнейшей переориентации на западные рынки. Медленный рост промышленного и сельскохозяйственного производства начался с 2000.

Динамика ВВП в Л. в 1990-е гг. имела тенденцию, присущую всем переходным экономикам: сильный спад сменился неустойчивым ростом. При этом главными источниками роста в условиях ограниченного внутреннего спроса оставались экспорт и иностранные инвестиции. Объём ВВПпостоянных ценах) в 2002 составил 4978,1 млн латов, прирост по сравнению с 2001 - 6,1% (см. табл.). Было выпущено и продано промышленной продукции на 1987,6 млн латов, на 5,8% больше. Рост наблюдался в производстве электротехнического оборудования (24%), химических, резинотехнических и писчебумажных изделий (16-13%), в машиностроении(8%), пищевой промышленности (6%). Значительный рост был в строительстве - 10,8%, особенно новых зданий (34%). Объём розничной торговли (241 млн латов) вырос на 18%, оптовой - 12%. Прирост сельскохозяйственной продукции в 4,1% был за счёт увеличения урожая зерновых (1 млн т) на 10,8%. Мяса было произведено (92,1 тыс. т) - на 3% больше, яиц (508,6 млн шт.) - на 12%, а молока (811,5 тыс. т) - на 4% меньше. Поступления от сферы услуг выросли на 5,7% (особенно компьютерное обслуживание - 27%, дизайнерские и архитектурные работы - 27%, юридические консультации - 14%).

Объём экспорта латвийских товаров в 2002 по сравнению с 2001 вырос на 12,1%, достигнув 1,409 млрд латов, импорт увеличился на 13,4% - до 2,497 млрд латов, внешнеторговый дефицит Л. составил 77,3% от экспорта (в 2000 - 71, в 2001 - 75,2%). На долю стран ЕС приходилось 60,4% экспорта и 53,1% импорта, на страны СНГ - соответственно 10,2 и 13,1%. Главными партнёрами по экспорту были: Германия (15,5%), Великобритания (14,6%), Швеция (10,5%), Литва (8,4%), Эстония (6,0%), а по импорту - Германия (17,2), Литва (9,8%), РФ (8,8%), Финляндия (8,0), Швеция (6,4%). Отрицательное сальдо в торговле со странами ЕС составило 471,5 млн латов, СНГ - 186 млн латов. Объём импорта превышает экспорт в Германию, Литву, Эстонию в 2 раза, в РФ - в 2,5, в Финляндию - почти в 7 раз.

Неустойчивая динамика мировой экономики и негативные тенденции в развитии стран ЕС (замедление экономического роста) в последние годы оказывают непосредственное влияние на экономику Л. Это прямо связано с сужающимися возможностями экспорта и постоянным ростом импорта. Л. удалось частично компенсировать потери на рынках ЕС выходом на рынки стран СНГ, главным образом РФ.

Благодаря активности предпринимателей РФ остаётся крупным торговым партнёром Л. В 2000-02 объём экспорта в РФ, в основном это изделия машиностроения (40%) и продовольственные товары, хотя существенно вырос, но остался ещё на незначительном уровне. В импортных поставках из РФ около 60% приходится на нефть, нефтепродукты, газ, минеральные удобрения. Ввозятся также металлы, удобрения, пластмассы, древесина для производства пиломатериалов, экспортируемых на Запад.

РФ занимает 4-е место (120 млн долл.) по объёму иностранных инвестиций в латвийскую экономику, уступая Швеции, США и Германии. РАО «Газпром» инвестировало в предприятия по сбыту газа (29,7% акций АО «Латвияс газе»), компания «ЛУКОЙЛ» имеет резервуарный парк для хранения нефти и нефтепродуктов на территории Л., участвует в расширении Вентспилского порта. В I кв. 2003 российская нефть не экспортировалась через порт Вентспилса, что причинило Л. убытки на сумму более 200 млн долл. США. Созданы и функционируют около 1400 предприятий и фирм с участием российского капитала, занимающихся в основном торгово-посреднической деятельностью.

Транзит российских грузов остаётся важным элементом национальной экономики Л. Объём этих услуг значительно превышает товарный экспорт в РФ в стоимостном выражении (предоставляются услуги по транспортировке и перевалке нефти и нефтепродуктов, удобрений, металлов и ряда других товаров). Через порт Вентспилс проходит 11-13% общего объёма экспорта российской нефти. Доходы от транзита этих грузов составляют в бюджете Л. около 30% (400-500 млн долл. США в год).

Сокращение спроса на внешних рынках оказало понижающее влияние на динамику потребительских цен. Заметно вырос дефицит торгового баланса. Увеличению дефицита платёжного баланса противодействовал весьма ощутимый приток инвестиций из-за рубежа. Объём накопленных на нач. 2002 прямых иностранных инвестиций (ПИИ) составлял 2,1 млрд долл., или 857 долл. на душу населения. Наиболее крупные зарубежные инвесторы - Швеция, Германия и Эстония (36% всех иностранных вложений).

Экономическое развитие Л. в 2003 по-прежнему определялось динамикой спроса на внутреннем рынке. Некоторый рост потребления стал возможен из-за увеличения заработной платы, расширения возможностей для получения кредитов в коммерческих банках.

В Л. действует банковская система двух уровней, состоящая из центрального (Банка Л.) и 23 коммерческих банков. В 2002 объём ссуд, выданных предприятиям и частным лицам, увеличился на 35,6%, средние ставки на долгосрочные кредиты в национальной валюте снизились до 7,4%, в иностранных валютах - до 5,8%.

Дефицит консолидированного бюджета достиг 2,5% от ВВП. Общий государственный долг к кон. 2002 составил 756,2 млн латов, внешняя задолженность - 464,7 млн латов.

В 2002 ВВП на душу населения достиг 3,6 тыс. евро, что составляет 30% от среднего уровня в ЕС. Среднемесячная заработная плата 269 долл., минимальная - 84 долл., средняя пенсия - 95 долл., сред-ний доход семьи на человека - 109 долл. На питание приходилось 50% всех расходов. В Л. 10% населения (самые богатые) имеют ежемесячный доход св. 260 долл., 30% (со средним достатком) - от 130 до 260 долл. и 60% (малообеспеченные) - от 40-130 долл.

Число занятых в 2002 составило 989 тыс. чел., выросло по сравнению с 2001 на 3%. Было зарегистрировано 89,7 тыс. чел. безработных (в 2001 - 91,6). Уровень безработицы остаётся достаточно высоким, увеличился с 7,7 до 8,5%.

Внешнеэкономические связи Латвии.

Конец 1990-х гг. отмечен постоянным ростом объемов внешней торговли. Основной тенденцией стало увеличение разрыва между экспортом и импортом в сторону импорта. Главные группы партнеров Латвии во внешней торговле - это страны ЕС и СНГ.

Несмотря на переориентацию страны на западноевропейский рынок Россия продолжает оставаться важнейшим внешнеторговым партнером Латвии. Она является основным поставщиком топлива (66%) и различного минерального сырья (60%). В настоящее время Россия к тому же занимает первое место по числу созданных в Латвии совместных предприятий (они связаны в основном с торгово-посредническими операциями). В структуре импорта Латвии, впрочем как и Литвы и Эстонии, преобладают: минеральное сырьё, продукция химической промышленности, машины и электрооборудование, продовольствие. В последние годы Латвия проводит активную политику по установлению торговых отношений с отдельными субъектами Российской Федерации. Заключены соглашения об экономическом и торговом сотрудничестве с Якутией, Марийской и Чувашской республиками, Омской областью. Латвия первой из стран Балтии вступила в 1998 г. во Всемирную торговую организацию (ВТО) , что дает ей возможность пользоваться многими привилегиями в торговле со 132 странами.

Структура экспорта Латвии (2006 г) Диаграмма 1.

Инвестиционная деятельность.

Реальная макроэкономическая ситуация в Латвии по основным показателям отстает от своих балтийских соседей, которые начали развиваться в равных стартовых условиях. В 2005г. в структуре инвестиционных вкладов доля финансовых услуг составила 21%, внутренней торговли - 19%, промышленности - 18%, связи - 14%, предпринимательских посреднических услуг - 12%, транспорта - 8%, других - 8%. Наибольший рост инвестиций наблюдался в частном секторе. По данным Банка Латвии, наибольший удельный вес в структуре накопленных ПИИ в экономику страны принадлежит США - 12%. Затем следуют Германия - 11%, Дания - 11%, Эстония - 10%, Швеция - 9%, Финляндия и Россия - по 6%, Великобритания - 5%, Норвегия - 4% и т.д. К числу крупнейших российских инвесторов в экономику Латвии можно отнести «Транснефть» - 61,8 млн. долл., «Газпром» - 19,3 млн. долл. и «Лукойл» - 15 млн. долл. инвестиций. В целях привлечения иностранных инвесторов в сентябре 2000г. был утверждён законопроект, согласно которому инвестор, вкладывающий в экономику Латвии более 10 млн. латов (16 млн. долл.) в течение 3 лет может рассчитывать на льготные условия налогообложения. Отечественный предприниматель слишком слаб, чтобы вложить минимум 16 млн. долл. в производство, а западный инвестор не торопится модернизировать старое, построенное в 70-80гг., производство, а предпочитает внедриться в банковскую и высокоэффективную телекоммуникационную сферы. В результате, отечественный промышленный потенциал Латвии исчезает, а возникающее производство уже принадлежит иноинвестору.

Внешнеэкономические связи Литвы.

Финансовый кризис в России (1998 г.) отразился на структуре внешней торговли Литвы. Германия обогнала Россию по объему товарооборота с ней и стала ее ведущим торговым партнером (Россия занимает четвертое место). Наиболее важные торговые партнеры страны в настоящее время -- Германия, Латвия, Белоруссия, Россия и Дания.

Структура экспорта Литвы (2006 г)


Диаграмма 2.

Инвестиционная деятельность.

Литва долгое время отставала от других стран Балтии по объему иностранных капиталовложений, однако с 1997 г. наметился их рост. Для финансирования инвестиционных проектов был основан Литовский банк развития (ЛБР), 36% акций которого принадлежит Европейскому банку реконструкции и развития (ЕБРР), а 64% -- правительству Литвы. В стране созданы благоприятные условия для деятельности иностранных банков. Главным инвестором в настоящее время являются США, на долю которых приходится 26,6% всех иностранных капиталовложений. Затем идут Швеция (12,3%), Германия (11,4%), Великобритания (7,5%), Финляндия (6,1%). Россия, главный торговый партнер Литвы, входит лишь во вторую десятку иностранных инвесторов. Для привлечения иностранных инвесторов введены льготы, отменены налоги на земельные участки и недвижимость. Наиболее привлекательны для зарубежных инвесторов такие сектора экономики страны, как текстильная, пищевая, деревообрабатывающая промышленность. К сферам особенного стимулирования иностранных инвестиций можно отнести охрану окружающей среды, энергетику, туризм. Важным стимулом для развития экономики страны стал принятый в 1995 г. закон о свободных экономических зонах.

Внешнеэкономические связи Эстонии.

Транзит и связанные с ним виды деятельности обеспечивают 15--25% ВВП Эстонии. С 1991 г. в стране проводят уникальную по либеральности внешнеторговую политику: в ней отсутствуют тарифные и иные торговые барьеры. Либерализация внешней торговли в значительной степени содействовала стабилизации и развитию экономики Эстонии.

Основные направления внешнеторговой деятельности Эстонии были утверждены парламентом страны. Они предусматривают: 1)создание благоприятной среды для эстонских производителей путем заключения двух- и многосторонних соглашений; 2)закрепление позиций Эстонии в международной торговле.

19.12.2018

Новое правительство должно сделать все возможное и невозможное, чтобы выполнить рекомендации комитета экспертов Совета Европы по оценке мер борьбы с отмыванием денег Moneyval, так как иначе Латвия окажется в "сером" списке, что крайне негативно повлияет на ее экономику. Такое мнение в передаче "Утренняя панорама" высказал на Латвийском телевидении посол Латвии в США Андрис Тейкманис .

Глава минфина доволен развитием латвийской экономики 24.03.2017

Латвийская экономика в последующие три года будет расти по меньшей мере на 3% в год, если не будет каких-либо геополитических потрясений, указал в четверг на собрании членов Латвийской конфедерации работодателей министр экономики Арвил Ашераденс.

Министр: минувший год не был удачным для экономики Латвии 03.01.2017

Минувший год не был успешным для экономики Латвии, заявил сегодня в передаче "Утренняя панорама" министр экономики Арвил Ашераденс. Он добавил, что не хочет "гадать на кофейной гуще", но прирост внутреннего валового продукта в 2016 году, вероятно, составит не более 1,5%.

ПБК: МВФ: экономика Латвии стабильна. Пока... 12.12.2016

Финансовая система Латвии стабильна, экономика имеет перспективы роста, а принятый правительством и Сеймом государственный бюджет вполне сбалансирован, - таково было общее заключение экспертов Международного валютного фонда после ознакомления с ситуацией в стране. Однако текущая благоприятная обстановка не исключает вызовов, которые стоят перед Латвией. Это- слабый приток инвестиций, медленное освоение фондов ЕС и неопределенная геополитическая обстановка. Рассказывает Татьяна Коваленко.

ПБК: Опыт прошлого и современная экономика 05.12.2016

Можно ли использовать опыт прошлого в решении задач сегодняшнего дня? Наверное, можно, если этот опыт подвергнут объективному историческому анализу и из него сделаны правильные выводы. Сегодня в президентском замке на международную конференцию, посвященную экономическим вызовам при формировании новых государств в период с 1917 по 1922 годы собрались историки Латвии, Литвы, Эстонии, Финляндии и России.

ПБК: Латвия готова к сотрудничеству с Китаем 07.11.2016

Снегом и пробками Рига встретила участников форума 16+1, что впрочем, не помешала запланированным мероприятиям. Латвия готова к сотрудничеству с Китаем в реализации совместных транспортных проектов и к китайским инвестициям в развитие латвийских портов. Об заявил премьер-министр Латвии Марис Кучинскис во время встречи с премьером Госсовета Китайской Народной Республики Ли Кэцяном. Сегодня в Латвии начал работу китайско-европейский бизнес-форум.

Ослунд назвал препятствие для экономики Латвии: этнические латыши боятся стать меньшинством 01.11.2016

Стартовавший в 2008 году экономический кризис Латвия преодолела уникальным способом, который можно назвать историей успеха. Такое мнение в интервью порталу Delfi высказал шведский экономист Андерс Ослунд, который вместе с экс-премьером Валдисом Домбровскисом написал книгу "Как Латвия преодолела финансовый кризис".



Похожие статьи