Переход к рыночной экономике: реформы и их последствия. Специфика россии при переходе к рыночной экономике

К середине 80-х годов экономика СССР оказалась в состоянии кризиса. Сложившаяся в 30-е годы административно-бюрократичес­кая система управления не соответствовала уровню развития про­изводительных сил. Шло снижение темпов роста производства во всех отраслях.

В феврале - марте 1986 г. партийно-государственное руководство выдвинуло кон­цепцию ускорения социально-экономического развития страны - концепцию утопическую, полностью оторванную от реалий жизни. Она исходила из того, что причина всех бед в экономике - распы­ленность капиталовложений. Достаточно изменить инвестиционную политику, сконцентрировать капиталовложения на ключевых направ­лениях, определяющих технический прогресс, и мы получим ускоре­ние темпов социально-экономического развития страны. Предусмат­ривалось резкое (в 1,8 раза) увеличение капиталовложений в раз­витие машиностроения, в строительство новых и реконструкцию ста­рых машиностроительных заводов и на этой основе обновление всей промышленности. По существу, речь шла о второй индустриализации. Планировалось в кратчайшие сроки осуществить компьютеризацию, освоение новых, передовых технологий, в первую очередь ресурсосберегающих.

Программа ускорения социально-экономического развития страны потребовала гигантских капиталовложений в промышленное строительство и реконструкцию предприятий. Эти капиталовложения должны были дать отдачу через 5-10 лет. Рабочие получали зарплату, а товарной массой эта зарплата не обеспечивалась. Росли объемы незавершенного строительства, а министерства и ве­домства продолжали наращивать объемы строительных работ. Изме­нилось направление внешнеэкономической деятельности. Резко уве­личился импорт оборудования, технологий и сократился импорт предметов потребления, продуктов, лекарств. При слабом развитии легкой промышленности страны это еще более увеличило дефицит товаров. Во второй половине 80-х годов произошло снижение цен на нефть, составлявшую основную статью нашего экспорта.

В результате этих процессов на руках у населения стали скапливаться значительные денежные средства, не обеспеченные товарными ресурсами. Начались неконтролируемые инфляционные процессы. Были предприняты попытки частичного реформирования адми­нистративно-бюрократической системы, приспособление ее к ры­ночным отношениям. В 1987 г. был принят Закон о государственном предприятии (объединении), несколько расширяющий права предприятий и предусматривающий введение хозрасчета. Теперь составле­ние планов производства переходило в ведение самих предприятий. Планы должны были включать обязательный госзаказ и прямые дого­воры с другими предприятиями и торговыми организациями. Однако в условиях государственной собственности на средства произ­водства и монополизма производителей расширение прав предприя­тий привело к росту цен. Предприятия стали отказываться произ­водить «невыгодную» продукцию, диктовать свою волю потребителю. Начался разрыв экономических связей.

С 1989 г. инфляционные процессы приняли лавинообразный ха­рактер. Дефицит государственного бюджета составил в 1989 г. 120 млрд.р.. то есть расходы государства значительно превышали до­ходы, а разница перекрывалась печатанием денег, не обеспеченных товарами.

Предприятия, стремясь избавиться от денег, стали вклады­вать их в любые виды ресурсов. Во взаимоотношении друг с другом начали переходить к безденежному товарообмену. Все большее раз­витие стали получать бартерные сделки с зарубежными фирмами. В условиях полного обесценения рубля предприятия стремились про­дать продукцию за рубеж по любой цене.

Реформа управления промышленностью носила косметический характер - это была попытка несколько ограничить администриро­вание. Ее осуществление еще более обострило ситуацию в экономи­ке. К концу 80-х годов стало ясно, что политика ускорения по­терпела крах. СССР встал перед необходимостью резко ограничить производственное строительство, перераспределить ресурсы на вы­пуск и закупку потребительских товаров (программа академика Л.И.Абалкина).

Однако трудности стремительно нарастали. В связи с эконо­мическим кризисом резко возросли сепаратистские тенденции. Рес­публики и отдельные области начали вводить ограничения и запрет на вывоз со своих территорий промышленных товаров и продуктов питания. Установились таможенные барьеры, стали рушиться эконо­мические связи. Началось массовое недовольство народа отсутс­твием товаров - стачки, забастовки. Это еще более обострило си­туацию.

В этих условиях стало ясно, что частичными изменениями не обойтись. Необходимо в корне менять систему управления, перехо­дить от административных методов руководства к рыночным эконо­мическим отношениям.

Программа перехода к рынку (программа «500 дней») была разработана группой академика С.Шаталина осенью 1990 г. Она предусматривала последовательное осуществление приватизации, разгосударствление экономики; либерализацию цен, переход к сво­бодному ценообразованию; жесткую дефляционную политику, ограни­чивающую количество денег в обращении. Однако в обществе нарас­тала инфляция, шел распад единого экономического пространства. Время для реформы было упущено. Перед страной встала угроза го­лода, развала энергосистемы, разрухи на транспорте.

Попытка выйти из создавшейся экономической ситуации путем возвращения к чрезвычайным методам руководства (события 19 ав­густа 1991 г.) привела к распаду СССР, окончательному разрыву экономических связей. В этих условиях у правительства России не осталось иного выхода, кроме как форсировать переход к рынку, не имея стратегии реформ, согласованной со всеми республиками бывшего СССР.

Первым шагом реформ стала либерализация цен. В январе 1992 г. были введены свободные цены на большинство товаров. Целью этой меры должна была стать стабилизация рубля. Развал денежной системы вел к параличу всего народного хозяйства. Необ­ходимо было создать механизм финансового регулирования экономи­ки.

Либерализация цен была осуществлена прежде, чем приватизация предприятий. Это привело к резкому скачку цен. В отсутствие конкуренции производителей, при сохранении сверхмонополизации экономики цены уже в первые месяцы реформ выросли в 100 - 150 раз, в то время как зарплата увеличилась лишь в 10 - 15 раз. Прилавки магазинов мгновенно наполнились товарами, но достигну­то это было за счет снижения платежеспособного спроса населения. Огромные денежные сбережения в момент обесценились, но это позволило снять давление денежной массы на рынок. Цена реформ оказалась крайне высока: свыше 30% населения оказались за чер­той бедности.

Освобождение цен на сырье, электроэнергию привело к тому, что значительная часть предприятий сразу же стали нерентабель­ными. Сокращение спроса на их продукцию привело к росту взаим­ных неплатежей и падению производства. Правительство Е.Т.Гайда­ра считало, что рынок сам все поставит на место - нерентабель­ные предприятия обанкротятся, а те, которые выживут, наладят выпуск дешевой и качественной продукции. Когда угроза банкротства нависла над большинством предприятий, Гайдар вынуж­ден был подать в отставку. Однако новое правительство В.С.Чер­номырдина продолжало ту же политику.

Следующим этапом реформ, начавшимся летом 1992 г., стала приватизация госпредприятий. Концепция приватизации была разра­ботана Госкомимуществом во главе с А.Б.Чубайсом. Проводилось акционирование предприятий. 51% акций распределялся между ра­ботниками предприятий, остальные поступили в открытую продажу. Каждому россиянину выдавался приватизационный чек (ваучер) сто­имостью в 10 тыс.р. На ваучер можно было приобрести акции любо­го предприятия, ставшего открытым акционерным обществом. Для помощи гражданам были созданы приватизационные фонды. Целью приватизации провозглашалось создание класса собственников. Фактически же выгоду получили люди, осуществлявшие приватиза­цию: чиновники, директора предприятий, представители номенкла­туры. Они практически за бесценок приобрели значительную часть бывшей государственной собственности. Основная же масса населе­ния осталась ни с чем. Резко активизировался процесс разделения общества на богатых и бедных.

Третьим этапом реформ стала денежная приватизация, начав­шаяся в 1993 г. Ее осуществление должно было дать доход госу­дарству и обеспечить инвестиции в экономику.

В целом итоги первых пяти лет реформ оказались неутеши­тельными. Объем промышленного производства в 1997 г. составил 48,5% от уровня 1990 г., производство сельскохозяйственной продукции сократилось на 1/3. Население России ежегодно убывает на 70 тыс. человек.

Усугубил положение экономический кризис, разразившийся в августе 1998 г. Он вызвал резкое (практически в 3 раза) падение курса рубля, скачок цен на импортную продукцию, на газ, электроэнергию и т.д. Стало ясно, что в курс реформ необходимо внести определенные коррективы: усилить роль государства в регулировании экономики, принять меры в поддержку отечественного производства.

Переход к эффективной рыночной экономике, таким образом, в России не завершился и экономический кризис продолжает углубляться.

Переход России к рыночной экономике

1.Причины краха командно-административной экономики

В XX в. на протяжении нескольких десятилетий в России и других странах бывшего СССР, а также в ряде стран Восточной Европы и Азии существовала командно-административная система хозяйствования. Эта экономическая система была основана на социалистической доктрине, предполагающей, во-первых, искоренение неравенства, во-вторых, - сознательное регулирование жизни общества и каждого человека в отдельности со стороны неких верховных органов общества.

Командно-административная система - это такая форма организации экономической деятельности, при которой материальные ресурсы находятся в государственной собственности, а координация хозяйственной жизни происходит путем централизованного директивного планирования. Управление обществом осуществляется в основном административными методами. До предприятий из единого центра доводят планы работ, выполнение их жестко контролируется. Господствует уравнительное, внеэкономическое распределение материальных благ.

Командно-административной системе присущи следующие характерные черты:

Тотальное огосударствление народного хозяйства, означающее, что только государство является собственником материальных ресурсов, и только оно может принимать экономические решения. Огосударствление хозяйственной жизни ведет к сверхмонополизации и деформированности структуры экономики, затратному ее характеру, к "ничейной" собственности, отделению работника от условий и результатов производства;

Отсутствие реальной системы товарных отношений: развитой системы банков, рынка труда, формальное действие основных категорий рынка, отсутствие ценовых индикаторов и т. д.;

Социальное иждивенчество - когда многие предприятия и члены общества, по сути дела, существуют посредством перераспределения прибыли от высокоэффективных к плохо работающим;

Всеобщий дефицит товаров и услуг, их повсеместное рационирование;

Подавленная инфляция и скрытая безработица;

Закрытость экономики по отношению к западным странам.

Указанные черты привели к тому, что в странах с командной экономикой со временем стали все больше проявляться и нарастать отрицательные ее последствия: снижение эффективности производства; преобладание экстенсивного типа развития; невосприимчивость экономики к достижениям научно-технического прогресса; диспропорциональность развития народного хозяйства; уравнительное распределение благ в сочетании с привилегиями для отдельных групп; подрыв трудовой мотивации работников и др. В частности, советская экономика к середине 80-х гг. столкнулась с полным исчерпанием возможностей наращивания производства за счет дополнительного вовлечения природных, трудовых и иных ресурсов. На рубеже 80-х-90-х гг. наступает системный кризис и, по сути дела, происходит крах советской экономики.

Нельзя не признать также и тот факт, что крах советской модели социализма явился во многом следствием борьбы социалистической и капиталистической систем на политической арене. В конечном итоге назрела необходимость глубоких реформ, перехода к современной рыночной системе.

2. Переход России к рыночной экономике

Переходная экономика - особое состояние в эволюции экономики, когда она функционирует в период перехода от одной экономической системы к другой. Здесь происходят изменения не внутри устоявшейся системы, а переход от одной системы организации хозяйства к другой.

Особенности переходной экономики проявляются прежде всего в глобальности происходящих изменений. Изменениям подвержено все: отношения собственности, способ распределения ресурсов, мотивация, цели и средства экономического развития, ценностные ориентации населении, экономические и социальные институты. Экономическая структура переходной экономики характеризуется сегментарностью, то есть взаимным переплетением и взаимным влиянием разных сегментов. В одних доминируют элементы исходного уровня - плановой системы, в других - конечной стадии - рыночной системы, в-третьих - некий симбиоз элементов двух систем. Экономические процессы изменяются в направлении усиления рыночных и ослабления административно-командных элементов системы. Поэтому характерной чертой переходного периода, во-первых, являются изменчивость и неустойчивость. Они настолько нарушают устойчивость системы, ослабляют ее, что в конечном итоге она уступает место другой экономической системе.

Во-вторых, для переходной экономики характерно появление особых переходных экономических форм, в частности, многоукладности. Наряду с государственным в переходный период получают развитие мелкотоварный и частнокапиталистический уклады. Примером несовершенства переходных экономических форм в этот период может служить акционерная форма собственности. На первых порах она лишь внешне напоминает акционерные общества в рыночно-развитых системах.

По мере повышения степени развитости переходной экономики переходные формы постепенно начинают все больше соответствовать экономике рыночного типа.

В-третьих, переходной экономике присущ особый характер противоречий. Это противоречия нового и старого, элементов зарождающейся и отмирающей экономики, различных слоев общества. Разрешение этих противоречий в конечном итоге ведет к смене экономической системы.

Наконец, в-четвертых, - историчность переходной экономики, то есть ее преходящий характер, которая сменяется периодом зрелого развития экономической системы. Длительность переходного периода зависит как от условий переходной экономики, так и от особенностей региона или отдельной страны.

3.Изменения переходного периода

Ряд изменений переходного периода для всех стран носит неизбежный характер и выступает как закономерности. Назовем основные из них.

Либерализация экономических отношений - отмена государственной монополии на хозяйственную деятельность, переход к конкурентным рыночным отношениям, формирование цен в основном в соответствии со спросом и предложением, образование рынков факторов производства, раскрепощение предпринимательства, создание равных возможностей для деловой активности экономических субъектов.

Институциональные преобразования - принятие адекватного рыночным условиям хозяйственного законодательства, изменяющего отношения собственности путем приватизация и формальные и неформальные условия хозяйственной деятельности, возникновение новых субъектов хозяйственной деятельности (коммерческие банки, товарные и фондовые биржи, инвестиционные фонды и т. д.).

Структурные преобразования - устранение диспропорций в отраслевой структуре народного хозяйства, развитие производства продукции, пользующейся спросом на внутреннем и внешнем рынках.

Макроэкономическая стабилизация - сдерживание инфляции; поддержание высокого уровня занятости; сохранение высоких темпов роста (не менее 5-7 % в год); гарантирование справедливого распределения доходов и собственности; создание необходимой инфраструктуры; формирование уравновешенного платежного баланса при соответствующем балансе текущих платежей; достижение сбалансированности государственного бюджета и т. д.

Формирование соответствующей рыночному хозяйству системы социального обеспечения населения - переход от уравнительного распределения к адресной социальной поддержке нуждающихся членов общества; одновременно освобождение предприятий от выполнения широких социальных функций.

Общие для Переходной экономики закономерности по-разному проявляются в различных условиях. Это необходимо учитывать при разработке программ реформирования экономической системы в переходный период. Например, либерализация экономических отношений позволяет избавиться от дефицита и неэффективного огосударствления экономики. Вместе с тем становление либеральных рыночных институтов представляет собой только средство для утверждения новых механизмов присвоения и распределения.

В конечном итоге в переходной экономике должны быть созданы такие экономические отношения и механизмы, которые ориентировали бы все хозяйственные субъекты не столько на наращивание объемов производства, сколько на повышения уровня качества жизни населения.

4. Современная рыночная экономика России

За период с начала реформирования, с 90-х гг. прошлого века, наша экономическая система фактически обрела рыночную атрибутику и в этом смысле уже не является переходной. Подавляющая часть валового внутреннего продукта производится в негосударственном секторе экономики. Россия получила официальный статус страны с рыночной экономикой. Следует признать необратимость коренных экономических и политических перемен и невозможность возврата к социалистическому прошлому, во всяком случае, в его прежнем виде.

Вместе с тем, нельзя не заметить, что функционирование рыночных институтов в российской экономике еще не отвечает современным требованиям к организации национального хозяйства. Институционально несовершенная рыночная экономика требует своего дальнейшего реформирования. Кризис 1998 года завершил период становления классического "дикого рынка", поставив как наиболее актуальную проблему задачу перевода рыночных отношений в цивилизованное русло.

В наиболее обобщенном виде этот процесс нацелен: а) на достижение экономического роста, высокой конкурентоспособности на основе формирования конкурентной среды и структурной перестройки экономики; б) на создание эффективной правовой системы (прежде всего в сфере обеспечения экономической свободы и защиты предпринимательской деятельности); в) на формирование открытой экономики.

Создание конкурентной среды требует необходимых предпосылок. Среди них выделим: рассредоточение рыночной власти; многообразие предпринимательских образований; государственная поддержка предпринимательства; эффективное информационное обеспечение и доступность технологий; подготовка и переподготовка кадров, изменение у них мотивационных ориентиров в сторону психологии рыночного типа.

Конкурентная среда способствует укреплению конкурентоспособности. Конкурентоспособность - относительно новое понятие для российской действительности, означающее способность хозяйствующих субъектов противостоять на рынке конкурентам своими более качественными и дешевыми товарами и услугами внутри национальной экономики и за ее пределами. В рейтинге конкурентоспособности 59 стран мира Россия занимает пока 55-е место. Среди российских предприятий 34% считают себя конкурентоспособными на внутреннем рынке страны и только 7 % - на международном рынке.

Формирование эффективной рыночной экономики предполагает ее структурную перестройку. Она представляет собой совокупность мер, направленных на перераспределение ресурсного потенциала для развития и качественного обновления экономического роста. Преобразовательные процессы призваны воздействовать одновременно на несколько уровней экономики: отраслевую, региональную, технологическую, организационно-управленческую, социальную. Конечная цель структурной перестройки экономики - достижение оптимальной структуры, соответствующей общественным потребностям.

Мировой опыт успешных структурных изменений в экономике доказывает, что ключевым аспектом структурной перестройки является поддержка тех областей национальной экономики, которые могут быть носителями экономического роста в масштабе мирового рынка. Ведущие страны мира изменяют структуру производства и мирового товарооборота, увеличивая в ней долю более техноемких и наукоемких изделий. Отсюда необходимость не просто структурной перестройки под влиянием рыночных процессов, а структурной адаптации к мировому хозяйству и выработки действенных мер по повышению конкурентоспособности отечественных предприятий.

Структурная перестройка особенно необходима России. Пока что в стране преобладают сырьевые, добывающие отрасли. В ближайшей перспективе возможности роста будут ограничиваться в силу, прежде всего, устаревшей материально-технической базы промышленности и низкого уровня инвестиций. Не случайно в настоящее время в России в среднем по отраслям совокупная производительность составляет 25 % по сравнению с западными компаниями, Энергоемкость производства в 4 раза выше. Срок службы оборудования в 2,5 раза превышает нормативы, более двух третей основных фондов устарело.

Структурные преобразования в современной экономике России требуют создания правовой основы, ориентированной на эффективную деятельность хозяйствующих субъектов. В российском законодательстве имеются многочисленные пробелы в нормативном регулировании. Юридически недостаточно проработано множество законодательных актов, поэтому они часто противоречат друг другу. Среди основных направлений совершенствования правового обеспечения хозяйствующих субъектов на современном этапе следует выделить: обеспечение единого правового поля; развитие системы правовых норм; создание надежных механизмов реализации законов.

Формирование открытой экономики, вхождение ее в мировое хозяйство требует как от отказа от крайнего протекционизма, так и эффективной поддержки отечественных отраслей и производств на всех уровнях хозяйствования. Открытость экономики постоянно должна соизмеряться и с интересами отечественных товаропроизводителей.

Это становится одной из важнейших функций современного российского государства.

Глава 1: Переход России к рыночной экономической системе. 4

1.1 Административно-командная экономическая система России. 4

1.2 Исходные позиции для перехода к рыночным отношениям.. 6

1.3 Программа экономических реформ.. 7

1.4 Понятие переходной экономики. 11

1.5 Закономерности перехода к рыночной экономике. 15

Глава 2: Анализ экономической ситуации в России после перехода. 19

2.1 Макроэкономическая неустойчивость России в период перехода к рыночной экономике. 19

2.2 Возобновление экономического роста в России. 24

Библиографический список. 31

Приложение. 32

Введение

Рынок - сложная экономическая система общественных взаимоотношений в сфере экономического воспроизводства. Он обусловлен несколькими принципами, которые обуславливают его сущность и отличают от других экономических систем. Эти принципы основываются на свободе человека, его предпринимательских талантах и на справедливом отношении к ним государства. Действительно, данных принципов немного - их можно посчитать по пальцам одной руки, однако их важность для самого понятия рыночной экономики трудно переоценить. Причем эти основы, а именно: свобода индивида и честное соревнование - очень тесно связаны с понятием правового государства. Гарантии же свободы и честного соревнования могут быть даны лишь в условиях гражданского общества и правового государства.

На протяжении многих лет наша страна находилась за своеобразным занавесом, имя которому “административно-командная система”, охватывающим все сферы жизнедеятельности общества, включая каждого человека.

Самое яркое отражение данного явления нашло в экономике государства, поскольку наряду с политикой и правом она определяет основы государственной и общественной жизни, именно в этой триаде проявляются наиболее четко противоречия и закономерности развития общества.

Именно по этому целью данной курсовой работы является выявление особенности перехода России к рынку и его последствия.

Достижение поставленной цели обуславливает необходимость решения следующих задач:

Рассмотреть основные особенности административно-командной экономической системы;

Выявить исходные позиции перехода России к рыночной экономической системе;

Рассмотреть основные программы экономических реформ в период перехода;

Проанализировать закономерности перехода к рынку;

Рассмотреть последствия перехода;

Проанализировать состояние экономики России после перехода.

Глава 1. Переход России к рыночной экономической системе

1.1 Административно-командная экономическая система России

Эта система господствовала ранее в СССР. Характерными чертами административно-командной системы являются общественная (а в реальности государственная) собственность практически на все экономические ресурсы, сильная монополизация и бюрократизация экономики, централизованное, директивное, экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.

Хозяйственный механизм административно-командной системы имеет ряд особенностей. Он предполагает, во-первых, непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра - высших эшелонов государственной власти, что сводит на нет самостоятельность хозяйственных субъектов. Во-вторых, государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными предприятиями. В-третьих, государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью преимущественно административно-командных (директивных) методов, что подрывает материальную заинтересованность в результатах труда.

При чрезмерной централизации исполнительной власти развивается бюрократизация хозяйственного механизма и экономических связей. По своей природе бюрократический централизм не способен обеспечить рост эффективности хозяйственной деятельности. Дело здесь, прежде всего в том, что полное огосударствление хозяйства вызывает невиданную по своим масштабам монополизацию производства и сбыта продукции.

Гигантские монополии, утвердившиеся во всех областях народного хозяйства и поддерживаемые министерствами и ведомствами, при отсутствии конкуренции не заботятся о внедрении новинок техники и технологии. Для порождаемой монополизмом дефицитной экономики характерно отсутствие нормальных материальных и людских резервов на случай нарушения сбалансированности народного хозяйства.

В России с административно-командной системой решение ключевых экономических задач имело свои специфические особенности. В соответствии с господствовавшими идеологическими установками задача определения объема и структуры продукции считалась слишком серьезной и ответственной, чтобы передать ее решение непосредственным производителям - промышленным предприятиям, колхозам и совхозам. Поэтому структура общественных потребностей определялась центральными плановыми органами. Однако поскольку детализировать и предвидеть изменение общественных потребностей в таких масштабах принципиально невозможно, эти органы руководствовались преимущественно задачей удовлетворения минимальных потребностей.

Централизованное распределение материальных благ, трудовых и финансовых ресурсов осуществлялось без участия непосредственных производителей и потребителей. Оно происходило в соответствии с заранее выбранными как "общественные" целями и критериями, на основе централизованного планирования. Значительная часть ресурсов в соответствии с господствовавшими идеологическими установками направлялась на развитие военно-промышленного комплекса.

Распределение созданной продукции между участниками производства жестко регламентировалось центральными органами посредством повсеместно применяемой тарифной системы, а также централизованно утверждаемых нормативов средств фонда заработной платы. Это вело к преобладанию уравнительного подхода к оплате труда .

Нежизнеспособность этой системы, ее невосприимчивость к достижениям НТР и неспособность обеспечить переход к интенсивному типу экономического развития сделали неизбежными коренные социально-экономические преобразования почти во всех социалистических (коммунистических) странах. Стратегия экономических реформ в этих странах определяется законами развития мировой цивилизации, в результате чего с большей или меньшей скоростью там строится современная рыночная экономика.

1.2 Исходные позиции для перехода к рыночным отношениям

В 80-90-х гг. правительству Советского Союза была предложена программа мероприятий по переходу к рыночно-демократическому обществу под названием "Согласие на шанс". Эта программа была разработана американскими учеными Гарвардского университета совместно с экономистами из Советского Союза Г. Явлинским, M. Задорновым и др .

В соответствии с этой программой в экономической сфере основным принципом являлось создание рыночной экономики и ее интеграция в мировое хозяйство, т.е.:

легализация основных Экономических прав, начиная с утверждения прав собственности;

приватизация большей части государственных предприятий;

демонополизация в целях создания новых предприятий и свободной конкуренции предприятий;

бюджетная и денежная стабилизация за счет резкого сокращения государственных расходов, субсидий, расходов на оборону и т.п.;

либерализация цен для того, чтобы они могли определяться силами спроса и предложения, действующими на рынке;

нормализация внешней торговли, включая конвертируемость валюты.

За период 1985-1991 гг. Советский Союз сделал первые шаги на пути к демократии:

свободные выборы республиканских и местных органов власти,

отказ от конституционного закрепления монополии КПСС на власть,

принятие законов, гарантирующих независимость печатных изданий,

свободу вероисповедания и выезда из страны.

Часть властных полномочий уже передана с союзного на республиканский уровень, значительно возросли права местного самоуправления. Качественно новый этап политических реформ открыло Заявление Президента СССР и лидеров девяти союзных республик от 23 апреля 1991 г., где было предусмотрено:

завершение работы над новым Союзным Договором между суверенными республиками;

в течение 6 месяцев со дня подписания Договора подготавливается и принимается новая Конституция Союза;

за принятием новой Конституции следуют выборы новых союзных органов власти;

признается право всех республик свободно определять свое членство в Союзе; запрещается дискриминация по национальному признаку .

Этот план, по мнению разработчиков, позволит создать новый Союз на принципах добровольности, равноправия и зашиты прав человека; переломить тенденцию дезинтеграции СССР. После длительного господства административно-командной системы в экономике России на рубеже 80-х и 90-х гг. начался переход к рыночным отношениям.

1.3 Программа экономических реформ

Целью программы экономических реформ было создание в возможно более короткий срок в Советском Союзе эффективной рыночной экономики, в которой силы свободного рынка позволят создать условия для быстрого экономического роста и повышения жизненного уровня населения.

Чтобы можно было рассчитывать на успех, реформы должны быть быстрыми и комплексными, о чем свидетельствует не только практический опыт других стран, но и объективные законы экономики.

Цели, провозглашаемые программой, предполагалось достичь к концу 1997г. К этому времени экономика должна достигнуть финансовой стабильности, а структура форм собственности будет приближена к структуре, существующей в странах Западной Европы. К этому моменту намечается осуществить интеграцию страны в систему мировой торговли; поток товаров, капитала и услуг между Советским Союзом, другими странами с рыночной экономикой станет регулироваться сообразно общепринятым международным правилам. В итоге уровень жизни советских граждан будет приближаться к уровню жизни жителей промышленно развитых стран, укрепив уверенность в правильности выбранного курса.

Бывшие советские республики, особенно Россия, поставили перед собой задачу перехода к рыночной экономике. Каковы же компоненты такой сложной программы реформ?

Приватизация

Если должно возникнуть предпринимательство, то должны быть установлены и защищены законом права частной собственности.

Это означает, что го­сударственная собственность - пахотные земли, жилье, фабрики, станки и оборудование, магазины - должны перейти к частным владельцам. Это также означает, что должно быть разрешено образование и развитие новых частных фирм.

Поощрение конкуренции

Промышленный сектор бывшего Советского Сою­за состоял из крупных принадлежащих государству предприятий со средним числом работников более 800 человек. От 30 до 40% всей промышленной про­дукции производилось «отраслями», состоявшими из одного предприятия. Когда одну и ту же продук­цию производили несколько предприятий, их дей­ствия координировались в процессе планирования таким образом, что создавался картель. Короче го­воря, большая часть продукции выпускалась в мо­нопольных или почти монопольных условиях.

Переход к эффективной рыночной экономике требует отмены этих государственных монополий и разработки антитрестовских законов для поддержа­ния конкуренции. Приватизация без демонополиза­ции принесет мало выгод экономике в целом. Суще­ствующие монополии должны быть реструктуриро­ваны или разделены на отдельные конкурирующие фирмы. Например, предприятие, производящее трак­тора и состоящее из четырех заводов, могло бы быть разделено на четыре конкурирующие фирмы. Сле­дует установить и гарантировать права вхождения но­вых фирм в ранее монополизированные отрасли. Совместные предприятия, образованные российски­ми и иностранными компаниями, обеспечивают воз­можность не только расширения конкуренции, но и открытие экономики для международной торговли. Новые законы дали возможность иностранным фир­мам инвестировать непосредственно в российские предприятия.

Ограничение и изменение роли правительства

Переход к рыночной экономике уменьшает эко­номическую роль правительства. Правительство должно свести свое участие к обеспечению соответ­

ствующей законодательной базы; поддержанию кон­куренции; сокращению неравенства в распределе­нии доходов и богатства; проведению корректиров­ки в тех случаях, когда издержки или выгоды пере­лива капиталов становятся слишком большими; предоставлению общественных товаров и услуг; ста­билизации экономики (см. гл. 5).

Многие из этих функций являются новыми для российского правительства, по крайней мере в ус­ловиях рыночной системы. При централизованном планировании безработица и явная инфляция на­ходились под контролем. Исторически грандиоз­ные производственные планы и избыточная заня­тость на предприятиях приводили к низким уров­ням безработицы, а государственное ценообразо­вание контролировало их уровень. Таким образом, возникла задача разработки монетарной и фискаль­ной политик и организационных изменений, не­обходимых для их внедрения, чтобы косвенно обес­печить макроэкономическую стабильность. Рест­руктурирование, скорее всего, приведет к значи­тельному уровню краткосрочной безработицы, ког­да неэффективные государственные предприятия закроются или окажутся нежизнеспособными при частном владении. Поэтому должна быть установ­лена приоритетная цель - гарантирование социаль­ного обеспечения российских граждан. В частности, должна быть создана программа страхования от безработицы не только в целях поддержания ра­венства, но и для того, чтобы уменьшить сопро­тивление рабочих переходу к рыночной экономи­ке. Для поддержания конкурентных рынков потре­буется какая-то разновидность антитрестовского законодательства.

Реформа цен: отмена контроля

В отличие от конкурентных рыночных цен, цены, установленные советским правительством, не име­ли никакого отношения к экономической ценнос­ти продукции и ресурсов. В эффективно функцио­нирующей конкурентной рыночной системе пре­дельная цена продукции равна ценности, которую потребители ей приписывают («выгоде») и ценнос­ти ресурсов, затраченных на ее изготовление («из­держкам»). Когда свободный рынок достигает это­го равенства для всех товаров и услуг, редкие ресур­сы экономики эффективно используются для удов­летворения нужд потребителей.

Но в бывшем Советском Союзе цены исходных материалов и продукции фиксировались прави­тельством и во многих случаях не менялись в тече­ние длительного периода времени. Поскольку цены на исходные материалы не отражали относитель­ной редкости ресурсов, предприятие не имело воз­можности минимизировать реальные издержки производства. При фиксированных ценах нельзя произвести единицу некоторого товара X таким образом, чтобы минимизировать альтернативные издержки.

Пример: высокие цены на электроэнергию при­вели к тому, что в условиях рыночной экономики фирмы стали уменьшать ее использование. Но в бывшем Советском Союзе (крупнейшем произво­дителе электроэнергии в мире) цены на электро­энергию были занижены, и отрасли использовали в два-три раза больше энергии на производство еди­ницы продукции, чем ведущие промышленно раз­витые страны.

При переходе от цен, определяемых государст­вом, к ценам, устанавливаемым рынком, возникает сложная проблема, потому что исторически цены на многие основные потребительские товары были зафиксированы на низком уровне. Обоснование та­кой политики в СССР заключалось в том, что низ­кие цены обеспечат доступность этих товаров для всех. Как показывает рис. 40-1, такая ценовая по­литика помогает объяснить хронический дефицит товаров и длинные очереди, раздражавшие потре­бителей в бывшем Советском Союзе. Полностью не­эластичная кривая предложения Б отражает фикси­рованное производство, например обуви, определя­емое принятым планом. (Не обращайте в данный


При централизованном планировании цены устанавливались ниже равновесных Р, на многие основные потребительские то­вары, чтобы сделать их широко доступными. Но в действитель­ности при таких низких ценах требуемое количество превышает поставляемое, а дефицит означает, что многие потребители не могут получить этот товар. При отсутствии приватизации отказ от государственной фиксации цен привел бы к повышению цены с Р, до Ра. 8 случае приватизации и сопутствующем ей увеличе­нии производства по мере повышения цены, цена увеличилась бы с Р, до Ре. 8 любом случае можно было ожидать, что отпуск цен приведет к инфляции.

момент внимания на кривую предложения 5".) Кри­вая спроса, как и в рыночной экономике, наклоне­на вниз. При заданной величине £ равновесная цена равна Ра.

Но, пытаясь сделать обувь более доступ­ной для людей с низкими доходами, государство фиксировало цену на уровне Р{.

Но не все, кто хотел бы купить туфли по цене Рр могли их получить. При цене Рр спрос был заметно больше, чем предложение, поэтому наблюдался из­быток спроса, или дефицит. Это объясняет длинные очереди потребителей и пустые прилавки. Напротив, были широко распространены «черные» рынки, где товары продавались по заметно более высоким це­нам, чем те, которые устанавливало государство. (Ключевой вопрос 7.)

Присоединение к мировой экономике

Советский Союз был изолирован от мировой эко­номики в течение почти трех четвертей века. Клю­чевой аспект перехода состоял в том, чтобы открыть его экономику для международной торговли и фи­нансов.

Одной из основных задач было превращение руб­ля в стабильную конвертируемую валюту. Конверти­руемость и стабильность были необходимы для того, чтобы Россия могла увеличить свое влияние в меж­дународной торговле и финансах. Фирмы не могут продавать товары в России или покупать их, если не будет установлен реалистичный обменный курс руб­ля. Не следует также ожидать, что западные фирмы станут инвестировать в бывший Советский Союз, если не будут уверены, что рубль можно обменять на доллары и другую «твердую» валюту. Американские и другие западные фирмы хотят получать свою при­быль в долларах, иенах, фунтах и марках, а не в руб­лях.

Открытие российской экономики для мировой торговли будет полезным, потому что мировые рын­ки являются источниками конкуренции и местом приобретения необходимых высоких технологий у промышленно развитых стран. Либерализация меж­дународной торговли будет побуждать приватизиро­ванные российские предприятия эффективно произ­водить продукцию, удовлетворяющую мировым стандартам качества. Кроме того, свободная между­народная торговля позволит России реализовать выгоды от производства, основанного на сравнитель­ном преимуществе, - выигрыш в доходе, который она долго не получала из-за своей изоляции.

Макроэкономическая стабильность

Переход к свободным рынкам также увеличивает возможность возникновения высокого уровня ин­фляции. Рассмотрим снова рис. 40-1. Когда будет отменен контроль государства над ценами, то они повысятся с Ррро Ра. При приватизации это возра­стание цен будет несколько смягчено дополнитель­ным ростом производства продукции, вызванным повышением цен. Как показывает кривая предло­жения 5" на рис. 40-1, частные производители отве­тят на повышение цен увеличением объема поста­вок продукции. Тем не менее цены значительно вы­растут - с Рряо Ре. Аналогично поднимутся цены на масло, мыло, мясо, жилье, водку и другие товары и услуги, цены на которые будут либерализованы. В процессе перехода крайне важно контролировать инфляционное давление.

Наихудшим сценарием является гиперинфляция, когда наблюдается «бегство от наличных денег» и рубль перестает функционировать в качестве эффек­тивного средства обмена, так как фирмы и потре­бители считают его неприемлемым. В этих услови­ях спекуляция и накопление запасов вытесняют производство и экономика полностью останавли­вается. Быстро и неравномерно повышающиеся цены создают неблагоприятную обстановку для при­нятия микроэкономических решений. Достижение производства с наименьшими издержками (эффек­тивность производства) и с наиболее желательным ассортиментом продукции (эффективность распре­деления ресурсов) возможно при определенном уровне ценовой стабильности.

Наконец, высокая и динамичная инфляция ос­ложняет достижение других экономических целей. Приобретение бывших государственных предприя­тий частными покупателями, установление конвер­тируемости рубля и привлечение внутренних и ино­странных инвестиций для модернизации экономи­ки проводить гораздо труднее в условиях неопреде­ленности, вызванной быстро повышающимся уров­нем цен.

Общественная поддержка: отношения и ценности

Реформы, включающие переход от планирования к рынку, должны иметь широкую общественную поддержку. Рассмотрим некоторые возможные трудности.

1. Сопротивление бюрократии. Реформы угрожают сохранению рабочих мест и статуса многих бывших членов партии и бюрократов. Во многих случаях эти индивиды продолжают занимать престижные долж­ности и хотели бы сохранить их. К сожалению, быв­шие государственные предприятия и другие активы с наибольшей вероятностью перейдут в руки тех самых бюрократов, которые раньше управляли раз­валившейся системой центрального планирования.

2. Стимулы для рабочих. При системе капиталисти­ческих стимулов большая часть рабочих и управ­ленцев стремится соблюдать трудовую дисциплину и работать более напряженно и производительно. Такие мотивы трудно приживаются в экономике, ко­торая исторически не стремилась удовлетворять потребности работников. Увеличение заработной платы не обеспечивает стимулов без соответствую­щего улучшения количества и качества жилья, про­довольствия и других потребительских товаров и услуг.

Некоторые наблюдатели говорят, что многие граждане бывшего Советского Союза и других ком­мунистических стран приобрели такую трудовую мораль и черты характера, которые можно изменить только постепенно. Неторопливая работа, нежелание брать на себя ответственность, сопротивление пере­менам и нововведениям, приоритет количества про­дукции над качеством, быстрое продвижение в долж­ности, основанное на связях и партийной принад­лежности, а не на эффективности работы - вот ка­кие качества преобладали в период социализма. Было бы наивным предполагать, что население об­ладает трудовой этикой и духом предприниматель­ства и эти свойства проявятся, как только будет уб­рана тяжелая рука централизованного планирова­ния. Гражданам более 70 лет внушали, что частная собственность, прибыли и капиталистическое пред­принимательство - это зло. «Осадок коммунизма» в умах не так легко растворить и убрать.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Введение

2. Специфика экономических реформ при переходе к рынку в России

Заключение

Введение

По мнению большинства экономистов, наиболее эффективной является рыночная экономика. Свойственные рынку механизмы саморегулирования обеспечивают наилучшую координацию деятельности всех экономических субъектов, рациональное использование природных, трудовых, материальных и финансовых ресурсов, сбалансированность народного хозяйства. Очевидно, что переход к экономической системе, основанной на рыночных отношениях, позволяет решать наиболее острые проблемы, органично соединить внутреннюю экономику с мировым хозяйством, обеспечить рост производства и тем самым социальную ориентацию экономики, открывая доступ населению ко всем достижениям мировой цивилизации.

Историю любой страны можно оценивать как череду событий, происходящих в экономике. Переход, который требуется осуществить, состоит в том, что на смену командной системе должны прийти свобода деятельности и ответственности каждого человека за свое благосостояние и благосостояние общества и через рыночный механизм связаться с различными государствами, что позволит создать основу для эффективного экономического сотрудничества страны с другими промышленно развитыми странами. Не исключение и история России, которую можно рассматривать как ряд экономических реформ, сменяющих одна другую.

Таким образом, актуальность темы сомнений не вызывает.

Цель работы - выявить особенности перехода к рыночным отношениям.

Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:

Исследована теоретическая база на тему курсовой работы; охарактеризована сущность экономических реформ, предшествующих переходу к рынку;

Проанализированы варианты перехода к рыночной экономике;

Выявлены особенности экономических реформ в России при переходе к рынку и их неудача.

Объектом курсовой работы являются экономические реформы при переходе к рынку, а предметом теоретические и практические проблемы перехода к рыночным отношениям.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников. Общий объем работы 25 страниц.

1.1. Понятие и сущность переходного периода

Административно-командная система имеет два существенных недостатка. Первый- это ее негибкость, медленная адаптация к переменам. Адаптационные механизмы в форме происходящего перераспределения материальных благ и финансовых ресурсов, принятого по решению высшего руководства, включаются лишь тогда, когда глубина диспропорций уже близка к критической точке. Второй недостаток командно-административной системы- это крайне низкая производительность, переходящая на стадии кризиса в отрицательную, вследствие всеобщего подавления хозяйственной инициативы.

По мнению большинства экономистов, наиболее эффективной является рыночная экономика. Она способствует эффективному распределению ресурсов. Согласно этому тезису, конкурентная рыночная система направляет ресурсы в производство тех товаров и услуг, в которых общество больше всего нуждается. Она диктует применение наиболее эффективных методов комбинирования ресурсов для производства и способствует разработке и внедрению новых, более эффективных технологий производства. Важным неэкономическим аргументом в пользу рыночной системы служит то обстоятельство, что она делает ставку на роль личной свободы, создавая тем самым стимулы к самореализации возможностей человека, повышению трудовой и хозяйственной активности. Лишь рыночная система способна координировать экономическую деятельность без принуждения. Она представляет свободу предпринимательства и выбора; естественно, на этой основе она и преуспевает.

Для эффективного функционирования рыночной экономики необходимы предпосылки, которые должны быть созданы в течение переходного периода. Переход от административно-командной к рыночной экономике в разных странах имеет общие тенденции. Этот процесс включает либерализацию экономики, глубокие институциональные изменения (прежде всего в отношениях собственности), структурные преобразования, но в то же время обычно предполагает осуществление финансовых стабилизационных мер (преимущественно в денежно-кредитной и финансовой сферах, особенно в ценообразовании для уменьшения нестабильности хозяйственной и социальной ситуации).

Под переходным периодом понимается исторически непродолжительный срок (но не менее одного десятилетия), во время которого происходит ликвидация или коренное преобразование административно-командной системы и формируется основа рыночной системы. Напомним, что понятие "основа экономической системы" (в данном случае -- рыночной) означает установившиеся и сравнительно стабильные формы хозяйственных связей между экономическими агентами, а также преобладающую в данной системе форму собственности. Поскольку преобразование административно-командной системы означает изменение основы этой системы и замену ее качественно иной (рыночной), то такого рода трансформацию следует называть системными реформами.

Переход к рыночным отношениям опирается на шесть фундаментальных принципов. Эти принципы носят характер мирового опыта и называются как азбука "перехода к рыночным отношениям". Это:

1. Либерализация экономики - это система мер, направленных на отмену или резкое сокращение запретов и ограничений, а также государственного контроля во всех сферах хозяйственной жизни. Она имеет повсеместное распространение и включает: отмену государственной монополии на осуществление хозяйственной деятельности (в том числе внешней торговли), прекращение централизованного распределения ресурсов, переход к формированию цен в основном в соответствии со спросом и предложением, снижение государственного контроля над транзакционными операциями на внутреннем и внешнем рынках.

2. Демонополизацияэкономикиисозданиеконкурентнойсреды,предполагающие создание равных возможностей и условий для деловой активности всех экономических агентов, обеспечение доступа на рынок иностранных конкурентов, поощрение малого бизнеса и снижение барьеров для проникновения в отрасль (путем снятия административных препятствий, предоставления льготных кредитов), регулирование ценовой и сбытовой политики естественных монополий, в отдельных случаях раздробление крупных фирм.

3. Институциональныепреобразования,включающие изменения отношений собственности (создание частного сектора), формирование рыночной инфраструктуры (коммерческих банков, товарных и фондовых бирж, инвестиционных фондов и т.д.), создание новой системы государственного регулирования экономики, принятие адекватного рыночным условиям хозяйственного законодательства.

4. Структурныепреобразования, направленные в первую очередь на устранение или смягчение унаследованных от прежней системы диспропорций в отраслевой структуре народного хозяйства и отдельных его отраслей. Главная цель перестройки структуры экономики -- развитие производства продукции, пользующейся платежеспособным спросом на внутреннем и внешнем рынках.

5. Макроэкономическаястабилизация (в основном финансовая). Строго говоря, она не входит в число системных реформ, так как осуществляется нередко и в странах с устоявшейся рыночной экономикой. Важное значение этого направления вытекает из того, что кризис административно-командной системы раньше и сильнее всего проявляется в финансовой сфере, особенно в форме высокой инфляции. Длительное сохранение последней препятствует нормальному становлению рыночных отношений, поэтому подавление инфляции жизненно важно для переходных экономик. В систему мер макроэкономической стабилизации входят ограничение денежной эмиссии, минимизация дефицита госбюджета, обеспечение положительной процентной ставки и т.д.

6. Формированиеадекватнойрыночномухозяйствусистемысоциальнойзащитынаселения. Эта система мер направлена на переход к адресной социальной поддержке наиболее нуждающихся слоев населения.

Задача перехода к рыночной экономике состоит в том, чтобы свести к минимуму экономические и социальные издержки; неизбежные в переходный период. Ее решению должен быть подчинен выбор мер, осуществляемых по каждому направлению, их координация между собой и во времени. Необходимо учесть, что переход к рыночной экономике до момента, когда она в полной мере раскроет свои возможности, есть процесс длительный, охватывающий весь период глубинной структурной перестройки социально-экономических отношений, серьезных изменений в установках и нормах поведения миллионов людей. Центр тяжести на первом этапе реформы приходится на оздоровление денежной системы, а также на поддержание сложившихся хозяйственных связей и материальных потоков в экономике. Без устойчивых денег невозможно стимулирование производства, налаживание хозяйственного оборота, переход к рыночному ценообразованию. Твердый рубль окажет немедленное воздействие на соотношение потребительского спроса и товарной массы, на насыщение рынка, послужит отправной точкой для действий по другим направлениям. Одновременно должны проводиться активные меры по разгосударствлению и демонополизации экономики, развитию предпринимательства и конкуренции, чтобы в максимально короткие сроки создать предпосылки для включения рыночных механизмов саморегулиро-вания. Только они могут обеспечить устойчивую стабилизацию цен, побудить к увеличению объема и разнообразия продукции, повышению ее качества и снижению издержек. До тех пор пока они не заработают с достаточной силой, придется придерживаться жесткой финансово-кредитной политики, чтобы не допустить неуправляемой инфляции.

Время, в течение которого проводится жесткая финансово-кредитная политика, осуществляется либерализация цен, разгосударствление и демонополизация экономики до проявления очевидных признаков включения механизмов конкуренции и рыночного саморегулирования, образует период стабилизации экономики. Вслед за осуществлением Программы проведения курса реформ должен начаться период развития рынка, подъема производства и повышения его эффективности. Завершение формирования основных элементов рыночной системы и означает окончание переходного периода.

1.2. Варианты перехода к рыночной экономике

Важное значение для хода и результатов реформ в странах с переходной экономикой имеют исходные условия. В успехе преобразований большую роль играют исходные условия (на начало реформ). К ним относятся:

Длительность существования административно-командной системы;

Доля частного сектора в экономике;

Размер структурных диспропорций и уровень милитаризации народного хозяйства;

Уровень внутреннего и внешнего макроэкономического равновесия (в частности, размеры инфляции, внешнего долга и др.);

Трудовая этика населения и преобладающий хозяйственный менталитет;

Открытость экономики и общества по отношению к странам с рыночной системой и др.

Практика стран, входивших некогда в "мировую социалистическую систему", демонстрирует два основных варианта трансформации административно-командной системы в рыночную экономику:

первый (исторически более ранний) -- эволюционный путь постепенного создания рыночных институтов (Китай и в немалой степени Венгрия);

второй -- "шоковая терапия", применявшаяся с той или иной степенью интенсивности в России и большинстве стран Центральной и Восточной Европы (в классической форме -- в Польше).

Различия между указанными путями заключаются в сроках осуществления системных преобразований и стабилизационных мер, степени охвата рыночными механизмами народного хозяйства, объеме регулирующих функций государства и др.

Выбор эволюционного или "шокового" пути перехода к рыночной экономике зависит не столько от воли политического руководства, сколько от комплекса политических, экономических, социальных, исторических и других факторов. В пользу эволюционного перехода говорит наличие довольно развитого сельского хозяйства и кустарного производства, в которых заняты поколения работников, сохранивших навыки частного предпринимательства; сравнительно невысокий удельный вес тяжелой промышленности и особенно военно-промышленного комплекса; стабильность финансовой системы; преобладание среди политической и хозяйственной элиты слоев, заинтересованных в проведении реформ, и др.

Выбор "шокового" варианта обычно является вынужденной мерой. Он связан в большинстве случаев с необходимостью преодоления крайне тяжелого финансового положения, доставшегося в наследство от административно-командной системы, а также острого товарного дефицита, вызванного накопившимися структурными диспропорциями.

Эволюционный путь. Можно выделить следующие общие черты эволюционного пути перехода к рыночной экономике.

1. Государство на основе долгосрочной стратегии реформ последовательно, шаг за шагом заменяет механизмы административно-командной системы рыночными отношениями. Так, в Венгрии этот процесс происходил с 1968 по 1990 гг., а в Китае продолжается с 1979 г.

2. Начало реформы связывается с установлением динамического равновесия на потребительском рынке, причем не только с помощью более гибкой системы цен, но и прежде всего благодаря быстрому развертыванию в частном секторе производства потребительских товаров и оказания услуг и насыщению ими рынка. В Китае ограничения на создание частных производственных предприятий были отменены в середине 80-х гг., что позволило спустя пять-шесть лет полностью насытить потребительский рынок.

3. Рыночные отношения первоначально охватывают сферу производства и сбыта потребительских товаров и лишь затем распространяются на инвестиционные отрасли.

4. Либерализация цен проводится на последующих этапах реформы, причем нередко с сохранением государственного контроля над ценами в отраслях с сильными монополистическими тенденциями, с целью избежать резкого снижения жизненного уровня населения.

5. Проводится жесткая финансовая политика в целях недопущения высокой инфляции. В Венгрии максимальный годовой прирост розничных цен составил 35% (1991 г.), а в Китае -- 24,1% (1994 г.).

6. Активно формируется рыночная инфраструктура, поощряется частное предпринимательство, главным образом в мелком производстве и сфере услуг.

Импульс, данный развитию сельского хозяйства и связанных с ним отраслей по производству потребительских товаров, становится своеобразным мотором дальнейшего распространения рыночных механизмов и одновременно приводя к насыщению потребительского рынка, создает благоприятный социальный фон для дальнейшего углубления реформ.

"Шоковая терапия". Стратегия "шоковой терапии" основана на неолиберальной теории. Согласно неолиберализму рыночная экономика является саморегулирующейся системой. Поэтому главная задача преобразований заключается в сведении к минимуму экономической роли государства. За ним сохраняется важнейшая функция -- поддержание устойчивости финансовой системы, а для этого необходимо решительное подавление инфляции, которая препятствует регулирующей роли рынка.

В числе важнейших институциональных преобразований стратегия радикального перехода предполагает:

Одномоментную либерализацию цен на основную массу товаров и услуг и переход от государственного материально-технического снабжения к свободной торговле средствами производства и предметами потребления. Эта мера приводит к устранению товарного дефицита и запускает механизмы рыночного саморегулирования;

Скорейшее разрушение прежней системы централизованного планирования и замена административных способов государственного регулирования экономическими, среди которых главными являются ужесточение условий предоставления кредита, ограничение денежной эмиссии;

Ускоренную приватизацию государственной собственности, переход к частной собственности на землю;

Либерализацию внешнеэкономической деятельности, что приводит к широкому открытию внутреннего рынка и экономики в целом для иностранных товаров и капитала.

Недостатки стратегии радикального перехода к рыночной экономике сводятся к следующему:

во-первых, в условиях унаследованных от прежней системы огромных структурных диспропорций переход к свободному ценообразованию приводит к тому, что наиболее прибыльной сферой вложения капитала становится перераспределительная деятельность в финансовом секторе при оттоке ресурсов из реального сектора;

во-вторых, стремительный переход к ценообразованию на основе спроса и предложения в условиях доставшегося от планового хозяйства товарного дефицита и монопольного положения производителей на первых порах вызывает высокую инфляцию;

в-третьих, стратегия радикального перехода, сопровождаемая высокой инфляцией, влечет за собой падение жизненного уровня преобладающей части населения и усиление социальной дифференциации.

Стабилизационные меры в денежно-кредитной и финансовой сферах вначале направлены на ликвидацию накопленного в рамках административно-командной системы инфляционного потенциала в виде излишнего количества денег (по отношению к имеющейся товарной массе) населения и предприятий. Поэтому снятие государственного контроля над ценами и возникающий сразу после этого резкий разрыв в темпах роста цен и заработной платы (из-за фактического замораживания последней) должны достаточно быстро остановить дальнейшее повышение цен, которые наталкиваются на барьер платежеспособного спроса. Инфляция должна замедлиться. Вместе с тем следует уточните, что вышеописанная схема представляет собой скорее теоретическую концепцию, реализация которой связана с самыми разнообразными обстоятельствами (политическими, психологическими и т.д.).

На практике либерализация цен почти всегда и везде (кроме Китая и отчасти Венгрии) вела к огромному ценовому скачку. Снижение инфляции до социально приемлемого уровня в 20-30% в год занимало от нескольких месяцев (в Польше) до нескольких лет (в России), причем затягивание стабилизации повышало ее социальные издержки. Под воздействием стабилизационных мер инфляция в странах СНГ и Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) обычно снижается, но остается высокой по стандартам развитых стран. В странах, осуществляющих переход преимущественно по эволюционной модели, финансовая стабилизация не является острой необходимостью, так как либерализация цен обычно проводится постепенно и здесь не происходит накопление огромного инфляционного потенциала.

Снижению инфляции и повышению сбалансированности рынка способствуют также ликвидация или, по крайней мере, резкое сокращение дефицита государственного бюджета и увеличение ссудного процента сверх уровня инфляции, что ведет к дополнительному сокращению текущего спроса. Повышение процента по вкладам стимулирует сбережения. В результате всех этих мер создается возможность обеспечить более рациональные соотношения цен по отдельным товарам, отражающие реальный спрос. Все это должно привести к преодолению товарного дефицита и достижению равновесия на потребительском рынке, когда появляется возможность свободно купить любой товар.

Однако эти позитивные моменты "шоковой терапии" оплачиваются, как правило, довольно дорогой ценой: резко снижается жизненный уровень населения, прежде всего его малообеспеченных и занятых в некоммерческой сфере слоев; сокращается инвестиционный спрос и, следовательно, капитальные вложения, особенно в производство; падает объем производства продукции, в первую очередь в отраслях промышленности, выпускающих потребительские товары, в результате общего сокращения платежеспособного спроса населения; растет безработица.

Классическим примером проведения "шоковой" финансовой стабилизации явилась Польша. В результате применения описанного выше комплекса мер дефицит госбюджета уменьшился с 6% ВВП в 1991 г. до 2,8% в 1993 г. Годовой прирост розничных цен снизился с 70,3% в 1991 г. до 35,3% в 1993 г. Однако доля безработных в экономически активном населении выросла с 6,5% в 1990 г. до 16,4% в 1993 г., а реальные доходы в расчете на душу населения за 1990--1993 гг. сократились на 32%.

Ввиду жесткости такой стабилизационной политики условиями ее проведения становятся: отсутствие иных способов остановить дальнейшее углубление экономического кризиса; поддержка (хотя бы пассивная) наиболее экономически значимых категорий населения; проведение этих мер политическим руководством, пользующимся доверием общества или, по меньшей мере, политически активных его слоев.

В странах, избравших эволюционную модель, экономическая динамика не укладывается в описанную выше схему. В Китае, несмотря на некоторый рост инфляции, она никогда не достигала таких размеров, которые потребовали бы специальной стратегии финансовой стабилизации. Во Вьетнаме меры "шоковой терапии" были проведены в 1989 г. В обоих случаях рыночные реформы привели к немедленному ускорению роста производства (в Китае среднегодовой темп прироста ВВП в 90-е гг. составил 9%, а во Вьетнаме -7%).

1.3. Преобразование отношений собственности

В странах СНГ, ЦВЕ, России и других, приоритетным направлением рыночных реформ выступала приватизация. Повсеместно довольно быстро и без особых трудностей прошла "малая приватизация" -- передача малых и средних предприятий через аренду, продажу и реституцию (возвращение прежним владельцам собственности, национализированной после Второй мировой войны); эта последняя форма приватизации использовалась в странах ЦВЕ и Балтии. Однако приватизация крупных государственных предприятий в странах ЦВЕ проходила с гораздо большими трудностями: местные граждане и коммерческие структуры не располагали достаточными средствами для их приобретения, а сами предприятия не вызывали особого интереса (устаревшее оборудование, чрезмерная занятость и др.).

Вместе с тем опыт преобразования отношений собственности в странах ЦВЕ показал, что для успешного хода рыночных реформ создание новых частных предприятий и изменение условий хозяйствования важнее, чем переход в частные руки старых государственных предприятий. Дело в том, что бывшие государственные предприятия, даже формально став частными, долго не могут освоить рыночную модель поведения, тогда как вновь возникшие частные фирмы сразу начинают действовать по рыночным правилам. Банковская система в странах ЦВЕ была сознательно слабо приватизирована. Это позволяло государству сохранять контроль за финансовыми и расчетными операциями предприятий, успешнее осуществлять урегулирование неплатежей. Государственные органы в странах ЦВЕ продолжали контролировать слияние и поглощение банков, образование банковских консорциумов.

В Китае приватизация, напротив, отвергается. В 1992 г. был взят курс на создание смешанной формы собственности, при которой общественная собственность и дальше будет играть доминирующую роль. При этом допускается "совместное развитие различных секторов экономики" и их "добровольное хозяйственное объединение в самых разнообразных формах". Ахиллесовой пятой китайской экономики остается низкая эффективность государственного сектора. Единственным реальным выходом для нерентабельных производств считается акционирование государственной собственности, привлечение иностранного капитала, слияние с успешно работающими государственными предприятиями.

Опыт стран с переходной экономикой приводит к выводу о том, что не столько форма собственности, сколько характер управления предприятиями и наличие конкурентной среды определяют уровень их экономической эффективности и темпы роста производства. Китай и Россия наглядно показали, что конкуренция более важна для успешного экономического развития, чем смена форм собственности. Китай расширил сферу конкуренции без приватизации государственных предприятий. В России произошла приватизация преобладающей части экономики, но формирование конкурентной сферы проходит довольно медленно. Китай пережил небывалый экономический рост, а Россия -- глубокий спад. Возможное объяснение этих явлений заключается в том, что при приватизации возникают огромные рентные доходы, вследствие чего предприниматели предпочитают получать контроль над приватизируемыми предприятиями, а не осуществлять инвестирование в создание собственных фирм и тем самым стимулировать рост производства. Напротив, в результате поощрения конкуренции уменьшаются рентные доходы и увеличиваются стимулы к росту производственной деятельности. На начальном этапе реформ одной из центральных задач являлось достижение финансовой стабилизации и особенно подавление инфляции. Почти все страны с переходной экономикой (кроме Китая и Вьетнама) были вынуждены прибегать к резким и болезненным для народного хозяйства и населения мерам "шоковой терапии". Успешная финансовая стабилизация наряду с формированием рыночных институтов создает возможности для перехода к экономическому росту. В странах ЦВЕ в основном завершился начальный этап перехода к рынку, в ходе которого в той или иной степени были решены задачи либерализации, институциональных преобразований и финансовой стабилизации. Экономический спад в странах ЦВЕ оказался относительно непродолжительным (1990-1993 гг.) и не очень глубоким -- до 20-25% ВВП, а с 1993-1994 гг. сменился ростом. Уже в 1997 г. Польша и Словения на 25% превысили объем ВВП 1990 г., а Венгрия, Словакия и Чехия вплотную приблизились к дореформенному уровню ВВП. Страны -- члены СНГ, позднее вступившие на путь преобразований, смогли в определенной мере решить проблемы либерализации и стабилизации, но не реализовали еще значительную часть институциональных реформ.

В Китае и Вьетнаме рыночные преобразования проявились, прежде всего, в создании предприятий нового частного сектора вместо приватизации уже существующих государственных предприятий, постепенной или одномоментной либерализации цен и мягком демонтаже планового регулирования при сохранении в руках государства основных финансовых рычагов.

2. Специфика экономических реформ при переходе к рынку в России

Осенью 1991 года положение в экономике СССР было близко к катастрофическому. Потребительский рынок практически не существовал, прилавки магазинов в городах были пустыми, торговля осуществлялась по талонам и карточкам, которые повсеместно не обеспечивались ресурсами. Причем реальная угроза голода в крупных городах возникла не из-за плохого урожая и нехватки продовольствия в стране. Просто сельскохозяйственным предприятиям было невыгодно продавать государству урожай по официальным ценам, и они выжидали роста закупочных цен. А поскольку цены на "черном" рынке были в несколько раз выше, то хлеб скупался и вывозился контрабандой за рубеж. Так, к ноябрю 1991 года правительство закупило менее 20 % урожая. Дефицит бюджета составлял 20 % ВВП, иностранные кредиты были полностью исчерпаны, и зарубежные банки не хотели больше предоставлять их, т.к. страна не могла выплатить по ним проценты. Золотовалютные резервы были исчерпаны и достигли небывало низкого уровня, несопоставимого с неотложными финансовыми обязательствами и потребностями страны. В преддверии зимы города испытывали большие проблемы с энерго- и теплоснабжением из-за неритмичных поставок топлива.

В таких экстремальных обстоятельствах, требовавших чрезвычайно быстрых и решительных мер, ответственность за судьбу страны в ноябре-декабре 1991 года взяло на себя российское правительство во главе с Б.Н.Ельциным.

Реформы, начавшиеся в январе 1992 г., были попыткой России совершить быстрый, практически мгновенный переход от социалистической, командно-бюрократической экономики - к рыночной. Однако они привели к результату, отличному от общественных ожиданий, а также целей, провозглашавшихся инициаторами и сторонниками общественных перемен, а их последствия существенно отражаются на экономике и социально-экономической политике до сих пор. Те проблемы, с которыми сегодня сталкивается Российская Федерация - это не случайный набор трудностей, а проявление тенденций, заложенных радикальным постсоциалистическим переходом, названным "шоковой терапией".

Существуют самые разные оценки хода и результатов реформ - от достаточно позитивных до крайне негативных. Тем не менее, стоит отметить, что Россия 1990-х, безусловно, кардинально изменилась по сравнению с Советским Союзом конца 1980-х годов. В то же время, сформировавшаяся новая система коренным образом отличается не только от советского планового хозяйства, он и от первоначально провозглашенных ориентиров.

В начале 1992 г. руководство России пошло на реальные шаги, ведущие к рыночной экономике. Открыто было заявлено, что переход к рыночной экономике требует перехода к новой модели общественного развития.

Новое правительство, возглавляемое ученым-экономистом Е.Т.Гайдаром, разработало программу радикальных экономических реформ в области народного хозяйства. Предполагавшиеся программой меры "шоковой терапии" были направлены на резкий перевод экономики на рыночные методы хозяйствования, и должны были быть направлены против командно-бюрократической системы, которая не способна решать какие-либо позитивные задачи, зато имеет огромный потенциал и опыт в подавлении всего прогрессивного. Перед правительством встала принципиальная задача обеспечить условия экономического роста.

Важное место в программе реформирования экономики занимала либерализация цен - освобождение их из-под контроля государства. За государством сохранялось регулирование цен лишь на некоторые товары и продукцию производственно-технического назначения. Российские цены были слишком быстро выведены на мировой уровень, рынки сбыта существенно уменьшились, либерализация цен, и переход к жесткой финансовой политике должны были вызвать сокращение спроса и производства. Однако в течение первого полугодия темп спада не превышал в большинстве отраслей 11-13%, но уже к концу года спрос на товары практически исчез. Если раньше некоторые из них были конкурентоспособны хотя бы по цене, то быстрое движение к мировым ценам устранило это преимущество. Из конкурентных отраслей остались только отрасли, связанные с экспортом нефти, газа и частично ВПК.

Либерализация цен вызвала резкий скачок инфляции. За год потребительские цены в России выросли почти в 26 раз; снизился уровень жизни населения. Произошло сокращение инвестиционных, промышленных программ и расходов на социальную сферу. В 1992 г. правительство Е.Гайдара в целях борьбы с инфляцией встало на путь сознательной невыплаты людям заработной платы. Обесценились и были прекращены выплаты гражданам их денежные сбережения, хранившиеся в Госбанке.

Основная роль в процессе перехода к рынку отводилась приватизации собственности. Это коренным образом отличало проводимую российским правительством реформу от рыночной реформы периода перестройки, не выходившей за рамки социализма. Ее результатом должно было стать превращение частного сектора в преобладающий сектор экономики. Большинство предприятий превратились в частные, акционерные общества. Однако в руках государства остались значительные пакеты акций крупных предприятий, играющих ведущую роль в российской экономике.

Программа экономических реформ включала серьезные преобразования в сельском хозяйстве. В частности, появление новых форм хозяйствования: открытых и закрытых акционерных обществ, товариществ с ограниченной ответственностью, сельскохозяйственных кооперативов.

В целях предотвращения спада производства, возросли кредитные вливания в экономику. Характерной чертой экономических реформ в России этого периода стали крупномасштабные внешние займы, в итоге условия функционирования российской экономики во многом определялись под влиянием и непосредственном участии международных финансовых организаций, в первую очередь Всемирного банка и МВФ. Но все усилия по укреплению финансовой системы результатов не дали, контроль над экономикой постепенно утрачивался. В декабре 1992 г. Гайдар был вынужден уйти в отставку. Однако общий курс радикальных экономических реформ сохранился, но была широко признана необходимость корректировки принятого курса реформ.

За годы реформ в России была во многом осуществлена намеченная программа, однако экономика страны осталась в глубоком кризисе, проявлениями которого стали тяжелые социально-экономические последствия. Поставленные цели в полной мере не достигнуты, а многие из них были нереальны.

В последствии реформы в стране так и не сложились условия для эффективной конкуренции, не был создан механизм рыночной концентрации и накопления капитала, не сформировался необходимый набор стимулов для эффективного использования ресурсов, не выстроена система прозрачных и соблюдаемых всеми основными участниками правил экономической игры. В течение пяти лет после начала реформ в экономике наблюдался спад производства. Правительство не имело серьезной промышленной политики и не предприняло мер для усиления контроля над государственным сектором и недостаточно содействовало развитию производства в частном секторе.

Ключевой итог реформы - снижение уровня жизни населения при одновременном росте социальной дифференциации. Сильнейший удар испытало население вследствие обесценения его сбережений, начавшееся ускоренное расслоение неизбежно оказалось связанным с ухудшением благосостояния и даже обнищанием определенных групп населения. Деятельность правительства Гайдара и возможность его влияния на эти процессы были весьма скромными, свелись к маневрированию, под давлением парламента, профсоюзов и других сил, иногда приводили к неоправданно жестоким и несправедливым действиям.

Тем не менее, все же был сделан качественный скачок в общественной и экономической жизни, большой исторический шаг вперед. Россия избавилась от элементов тоталитарного государства: было покончено с всеобщей экономической и личной зависимостью от государства, население получило основные гражданские свободы и основы рыночной экономики. Реформа предоставила гражданам право экономического самоопределения - каждый сам волен выбирать, ориентируясь на свои возможности и желания: стать предпринимателем или наемным работником в государственных структурах. Именно свобода выбора является основой личной свободы людей и фундаментом раскрытия творческого потенциала личности. Россия, отойдя от принципа коллективизма, свойственного советскому обществу, в первые годы реформ отдала предпочтение индивидуализму, определявшему стиль проведения рыночных реформ. В этом выборе большую роль сыграло давление внешних обстоятельств: стремление поскорее войти в мировое политическое, социально-экономическое и интеллектуальное пространство, побуждало Россию механически заимствовать характерные для развитого западного общества индивидуалистические ценности.

Неудача предпринятой попытки в исторически короткие сроки реформировать советскую экономику была вызвана различными факторами и причинами. Прежде всего, это не учет реалий советской экономической системы; постановка абстрактных и во многом не реальных целей; а так же ошибки, допущенные при определении содержания и последовательности мер экономической и социальной политики. Реформаторы принимали ту стратегию, которую им рекомендовали МВФ и Всемирный банк, иногда противоречащую научным рекомендациям, не очень задумываясь о том, в какой степени она подходит для России, с учетом ее внутренних особенностей.

Не были обеспечены политическая стабильность и политическая воля к практической реализации основных положений программы экономических реформ. Наоборот, разразилось противостояние между исполнительной и законодательной ветвями власти.

Во многом, тяжелые последствия "шоковой терапии" были связаны с изменением основной цели преобразований. Главная цель, сформулированная ранее: построить гражданское общество с передовой экономикой, основанной на рыночной системе, была заменена иной установкой: реализовать такие преобразования, которые подорвут социально-экономическую базу возможных рецидивов путча, реставрации коммунистической системы, а все остальное, включая гражданское общество, рыночную экономику и прочее как-нибудь потом получится. Институциональные реформы, которые были необходимы для формирования новой экономики, способной решить стоявшие перед страной задачи были отодвинуты на второй план, что было существенной ошибкой при попытках осуществить либеральные рыночные реформы и обусловившей в конечном итоге их неудачу.

Заключение

На основании вышеизложенного, сделаем краткие выводы.

Необходимость перехода к рыночной экономике обусловлена усиливающейся недееспособностью административно-командной системы в результате полного исчерпания экстенсивных факторов развития. Основные пути перехода к рыночной экономике:

разгосударствление- снятие с государства функций прямого управления хозяйством;

приватизация- переход в частную собственность преобладающей или значительной части прежнего государственного сектора экономики;

демонополизация экономики- ликвидация преобладания на рынке какого-либо товара или услуги одного либо небольшого числа производителей;

либерализация цен- снятие государственного контроля за ценами на основную массу товаров и услуг.

Существуют два основных варианта преобразования административно-командной экономики в рыночную: эволюционный путь постепенного создания рыночных институтов и "шоковая терапия".

Основные черты эволюционного перехода к рыночной экономике:

начало реформы обусловлено установлением динамического равновесия на потребительском рынке за счет снятия некоторых ограничений на деятельность частного сектора;

рыночные механизмы первоначально охватывают лишь производство и сбыт потребительских товаров и постепенно распространяются на тяжелую промышленность;

либерализация цен проводится на последующих этапах реформы при сохранении государственного контроля над ценообразованием;

формируется двухсекторная модель экономики с преобладанием рыночных механизмов и частного предпринимательства в потребительских отраслях и государственного регулирования и собственности в производстве инвестиционных товаров.

Переход к рыночной экономике методом "шоковой терапии" включает в себя: финансово-экономическую стабилизацию и системные преобразования в структуре собственности, методах государственного регулирования и т. д.

Что касается России, то экономические реформы носили во многом революционный характер. Это была революция как по масштабу охваченных ею процессов, так и по глубине осуществляемых перемен.

Экономические реформы, начала 1990-х г. привели к совершенно новой социально-экономической и политической структуре России, где в отличие от советского периода, по-другому организованы экономика, структура собственности, государственные и общественные институты. Основные задачи постсоциалистического перехода в экономике России за долгое время реформ были решены - рыночные институты, пусть несовершенные, сформированы.

Однако если считать, что результатом преобразований в экономике должен стать эффективно действующий рыночный механизм с конкуренцией, обеспечивающей стабильность цен, с государственным регулированием, придающим социальную направленность функционированию рыночного механизма, реформы, ведущие к экономической свободе и эффективности, по существу, еще впереди.

Список использованной литературы

1. Абалкин Л. Размышления о стратегии и тактике экономической реформы / Л.Абалкин // Вопросы Экономики. 1993. - №2. - С.3.

2. Батчиков С.А Неолиберальная реформа в России / С.АБатчиков, С.Г.Кара-Мурза. - М: Алгоритм-ЭКСМО, 2004. - 48 с.

3. Большаков И. Курс радикальных экономических реформ и его последствия / И.Большаков // Россия: политика, экономика. - Москва: МНЭПУ, 2002. - С.10.

4. Глазьев С.Ю. Экономическая реформа в России. 1991-2002 гг. / С.Ю.Глазьев, С.Г.Кара-Мурза, С.А.Батчиков. - М. : ВЦИОМ. - 2004. - С.32.

5. Данилов-Данильян В.И. Бегство к рынку: десять лет спустя. - Москва: БеЛКА, 2003. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.netda.ru/belka/ economy/danilovd/dd11bkr.htm

6. Наймушин В.Г. Рыночные реформы в России: возможно ли преодолеть замкнутый круг истории? / В.Г.Наймушин // Экономический вестник Ростовского государственного университета. - 2004. - №3. - С.22-33.

7. Полтерович В.М. К руководству для реформаторов: некоторые выводы из теории экономических реформ / В.М.Полтерович // Экономическая наука современной России. - 2005. - № 1. - С.7-24.

8. Симонян Р.Х. Реформы в России 1990-х годов: об аргументах "за"/ Р.Х.Симонян // Социологические исследования. - 2006.- № 6. - С.114-122.

9. Тимошина Т.М. Экономическая история России. Учебное пособие / Т.М.Тимошина; Под ред. проф. М.Н.Чепурина.- 11-е изд. - М.: Юстицинформ, 2004. - 416 с.

10. Шишков Ю.В. На пути к рыночной экономике / Ю.В.Шишков // Социологические исследования. - 1992. - №7. - С.70-80.

Подобные документы

    Приватизация как один из важнейших преобразований при переходе к рынку, ее роль и экономическое содержание. Причины и задачи приватизации в России, ее специфические черты и оценка итогов. Существующие проблемы, связанные с российской приватизацией.

    курсовая работа , добавлен 10.03.2011

    Переходный период в экономике. Демонтаж большинства механизмов и организаций административно-командной системы. Главная закономерность переходного периода постсоциалистического реформирования. Подход Уильямсона к анализу трансакций: строительный рынок.

    контрольная работа , добавлен 26.05.2014

    Объективная необходимость участия государства в экономической жизни общества. Государство и его основные экономические функции в плановом и рыночном хозяйстве. Изменение главных методов государственного вмешательства в экономику при переходе к рынку.

    курсовая работа , добавлен 21.09.2011

    Тезисы программного выступления Б.Н. Ельцина о переходе России к рынку. Планы "шоковой терапии" и ее результаты. Приватизация – переход объектов государственной собственности к частным владельцам. Корректировка курса реформ. Финансовый кризис 1998 г.

    презентация , добавлен 04.12.2013

    Понятие социально-ориентированной экономики, трансформации административно-командной системы в рыночную, портфельных инвестиций. Положение подсистем в мировом хозяйстве на конец XX века. Расчет индекса транснациональности. Экспортная и импортная квоты.

    контрольная работа , добавлен 20.05.2009

    Мировоззрение Л. Абалкина в эпоху перестройки, его роль в формировании развитого социализма при переходе к рынку. Росийская школа экономических учений. Либеральные взгляды ученого на экономику СССР и отношения с верховной властью в период перестройки.

    курсовая работа , добавлен 03.06.2008

    Понятие и сущность экономической системы. Характерные черты и признаки административно-командной, рыночной, традиционной систем. Особенности административно-командной системы СССР, ее достоинства и недостатки. Российская модель переходной экономики.

    курсовая работа , добавлен 08.12.2010

    Трансформация отношений собственности как условие перехода к рыночной экономике. Сущность и появление термина "приватизация". Стратегические цели приватизации в России и ее результаты. Изменение экономических функций государства при переходе к рынку.

    реферат , добавлен 08.10.2010

    Роль государства в экономике. Роль государства в жизни общества. Функции государства в рыночной системе. Методы и инструменты государственного регулирования экономики. Анализ роли государства в экономике Республики Казахстан. Проблемы перехода к рынку.

    курсовая работа , добавлен 11.11.2008

    Особенности экономики России переходного периода, ее концепции и закономерности. Анализ процесса рыночной трансформации экономики с позиций предприятия. Особенности приватизации собственности и формирования фондового рынка в России начала 90-х гг. ХХ в.



Похожие статьи