Перепись населения и её значение. Переписи населения в россии и ссср

28 марта Росстат представил в "Российской газете" предварительные итоги Всероссийской переписи населения, проведенной с 14 по 25 октября 2010 года, об общей численности переписанного населения, о числе мужчин и женщин, с разбивкой на городское и сельское население. Впервые итоги переписи по численности населения и возрастно-половом составе будут получены по всем муниципальным образованиям.

По предварительным данным, всего учтено 142 905,2 тысячи человек, постоянно проживающих в России. По сравнению с переписью 2002 года население России сократилось с 145 166,7 тысячи человек до 142 905,2 тысячи человек, или на 2,2 миллиона человек (1,6 процента).

Сокращение происходило из-заестественной убыли населения (превышения числа умерших над числом родившихся) на фоне миграционного прироста в течение всего межпереписного периода.

По-прежнему наиболее населенными являются Центральный, Приволжский и Сибирский федеральные округа, на территории которых проживает более 61 процента населения страны. По сравнению с переписью 2002 года численность населения сократилась в 63, а возросла в 20 субъектах Федерации.

Россия остается высоко урбанизированной страной. Доля городского населения в 2010 году составила 73,7 процента против 73,3 процента в 2002 году.

По данным переписи 2010 года, сохранилось характерное для населения России значительное превышение численности женщин над численностью мужчин, которое составило 10 515 тысяч человек против 9956 тысяч человек в 2002 году. Переписью учтено 66 205 тысяч мужчин и 76 700,2 тысячи женщин, или 46,3 процента и 53,7 процента (в 2002 году — 46,6 процента и 53,4 процента). Соотношение мужчин и женщин несколько ухудшилось в связи с высокой преждевременной смертностью мужчин.

На основе предварительных итогов будет осуществлен расчет оценки численности населения страны и регионов по состоянию на 1 января 2011 года, который будет использован при формировании межбюджетных отношений.

В настоящее время территориальные органы Росстата осуществляют сканирование переписных листов, а также формальный и логический контроль, автоматизированное кодирование записей. После этого будет сформирована база данных для получения окончательных итогов всероссийского опроса населения.

Всероссийская перепись населения является основным источником формирования официальной статистической информации, касающейся численности и структуры населения, его распределения по территории страны в сочетании с социально-экономическими характеристиками с целью определения перспектив социально-экономического развития страны.

Данные переписи населения уникальны, их невозможно получить при текущем учете или использовании данных административных источников.

Всероссийская перепись населения была проведена во исполнение Федерального закона от 25 января 2002 года "О Всероссийской переписи населения". В соответствии с постановлением правительства Российской Федерации от 23 декабря 2009 года "Об организации Всероссийской переписи населения 2010 года" Федеральная служба государственной статистики подвела предварительные итоги ранее срока, намеченного правительством России.

Начала свою деятельность рабочая группа по официальному опубликованию итогов Всероссийской переписи населения 2010 года под председательством министра экономического развития Э.С. Набиуллиной. В состав рабочей группы входят основные пользователи информации переписи — представители администрации президента РФ, Совета Федерации, аппарата правительства, Общественной палаты, министерств, экспертного сообщества, СМИ. Окончательные итоги будут подведены и опубликованы в течение 2011-2013 годов по мере их подведения в соответствии с постановлением правительства Российской Федерации от 12 ноября 2010 года N 896 "О подведении итогов Всероссийской переписи населения 2010 года":

до 30 июня 2012 года — в отношении численности, размещения, возрастно-половой структуры, состояния в браке, образования, национального состава и владения языками, гражданства, источников средств к существованию, экономической активности, числа и состава домохозяйства, а также численности лиц, временно находившихся на дату проведения переписи на территории Российской Федерации;

до 31 декабря 2012 года — в отношении миграции населения, жилищных условий населения, рождаемости, а также демографических и социально-экономических характеристик отдельных национальностей.

Кроме 11 томов официальных публикаций итоги будут представлены в популярных брошюрах и атласах, размещены в открытом доступе на сайте Росстата. Впервые на сайте будет размещена база обезличенных микроданных с применением средств защиты конфиденциальной информации.

"Российская газета": Александр Евгеньевич, судя по количеству вопросов, всем интересно, что же про нас посчитали? Но все же у общественности было много сомнений по поводу опубликованных цифр. Много говорилось о том, что студентов принуждали приписывать данные в переписных листах. Насколько можно верить переписи?

Александр Суринов: Когда мы проводим перепись в нашей стране, мы все свои действия совершаем в соответствии с законом. И по закону мы переписывать население можем следующим образом: или непосредственно опрашиваем человека, которого переписываем, или записываем информацию об этом человеке со слов того, кто с ним проживает. Кто-то из людей был в командировке, кто-то — в отпуске во время всего периода проведения переписи. Таких людей мы переписывали там, где они зарегистрированы — это ЖЭКи, ДЭЗы. И в этом случае мы не заполняли полностью переписной лист на этого человека, а записывали только пол и возраст. Все это позволяет делать закон. Таких людей у нас 3,6 миллиона людей. Это много. Количество этих людей по территории страны очень неравномерно распределено. Как правило, такие "отказники", которых сложно найти, проживают в крупных городах, и, прежде всего, в столице. Чем меньше населенный пункт, тем меньше таких людей. Поэтому, когда говорят, что "меня не переписали", тут надо разбираться — человека непосредственно не переписали, но могли рассказать про него жена, муж или ЖЭК.

Есть еще вариант, когда люди категорически отказываются принимать участие в переписи, они могут это делать, скажем так, заявляя устно. Можно письменно заявить. Таких у нас было более миллиона человек. Мы знали, что они точно отказываются от участия в переписи. Больше миллиона человек. Это много.

Кроме всего прочего, люди могут отказаться от переписи, не открывая двери, или делая вид, что их там нет.

Что касается принуждения студентов, то такие случаи мы зафиксировали именно в Москве. У нас в Северном Тушино один из переписных участков "прогремел". Мы проводили проверки и, по сути дела, "вычищали" ту информацию, если мы были уверены, что она создана с нарушением, что записана в переписные листы неправильно. Это на этапе подготовки к автоматической обработке переписных листов. Затем еще раз "чистим" — по специальным технологиям проверки данных, т.е. ампутации данных, которые используются всеми национальными статистическими службами.

Федеральная служба государственной статистики подвела итоги Всероссийской переписи населения 2010 года, полученные в результате автоматизированной обработки переписных листов.

1. Численность и размещение населения

По данным Всероссийской переписи населения, проведенной по состоянию на 14 октября 2010 года, численность постоянного населения Российской Федерации составила 142,9 млн. человек .

При переписи было учтено 90 тыс. граждан Российской Федерации, находящихся на дату переписи за рубежом в связи с длительной служебной командировкой по линии органов государственной власти и проживающих с ними членов их домохозяйств (в 2002 г. - 107 тыс.).

Кроме того, при переписи было учтено 489 тыс. человек, временно (менее 1 года) находившихся на территории Российской Федерации и постоянно проживающих за рубежом (в 2002 г. - 239 тыс. человек).

Российская Федерация занимает восьмое место в мире 1 по численности населения после Китая (1335 млн. человек), Индии (1210 млн. человек), США (309 млн. человек), Индонезии (238 млн. человек), Бразилии (191 млн. человек), Пакистана (165 млн. человек) и Бангладеш (147 млн. человек).

По сравнению с переписью населения 2002 г. численность населения уменьшилась на 2,3 млн. человек, в том числе в городских населенных пунктах - на 1,1 млн. человек, в сельской местности - на 1,2 млн. человек.

Соотношение горожан и сельских жителей составило в 2010 г. 74% и 26% соответственно.

Население Российской Федерации проживает в 2386 городских населенных пунктах (городах и поселках городского типа) и 134 тыс. сельских населенных пунктах.

Изменения в размещении городского населения характеризуются следующими данными:

В городах проживает 93% городского населения (в 2002 г. - 90%), остальное городское население живет в поселках городского типа.

Размещение сельского населения характеризуется следующими данными:

За межпереписной период число сельских населенных пунктов уменьшилось на 8,5 тыс. сел и деревень. Это произошло за счет включения сельских населенных пунктов в черту городов и поселков городского типа, а также их ликвидации по решениям местных органов власти в связи с естественной убылью и миграционным оттоком населения в другие населенные пункты. Вместе с тем при переписи было зафиксировано 19,4 тыс. сельских населенных пунктов, в которых население фактически не проживало. По сравнению с прошлой переписью число таких населенных пунктов увеличилось на 48 процентов.

2. Размещение населения по территории Российской Федерации

Численность населения по федеральным округам изменилась следующим образом:

3. Возрастно-половой состав

По данным переписи населения 2010 г. численность женщин превышает численность мужчин на 10,8 млн. человек. В 2002 г. это превышение составляло 10,0 млн. человек.

На 1000 мужчин в 2010 г. приходилось 1163 женщины, в 2002 г.- 1147.

По данным переписи 2010 г. преобладание численности женщин над численностью мужчин отмечается с 30-летнего возраста (в 2002 г. - с 33-летнего возраста).

Заметные изменения произошли в возрастном составе населения.

По итогам Всероссийской переписи населения 2010 года средний возраст жителей страны составил 39 лет (в 2002 г. - 37,7 лет).

Возрастно-половая пирамида наглядно иллюстрирует произошедшие изменения в межпереписной период.

4. Состояние в браке, рождаемость

Число супружеских пар составило 33 миллиона (в 2002 г. - 34 млн.). Из общего числа супружеских пар 4,4 млн. (13%) состояли в незарегистрированном браке (в 2002 г. - 3,3 миллиона, или 9,7%).

Брачная структура населения в возрасте 16 лет и более характеризуется следующими данными:

Кроме того, 1,8 тыс. человек в возрасте моложе 16 лет указали, что они состоят в браке, из них 1,1 тыс. человек - в незарегистрированном (в 2002 г., соответственно, 3,7 тыс. человек и 2,2 тыс. человек).

По данным переписи 2010 г. рождаемость у женщин в возрасте 15 лет и более, проживающих в частных домохозяйствах, характеризуется следующими данными:

Среднее число рожденных женщинами детей уменьшилось в расчете на 1000 женщин с 1513 в 2002 г. до 1469 в 2010 г. В городских населенных пунктах этот показатель составил 1328 детей (в 2002 г. - 1350), а в селе - 1876 (в 2002 г. - 1993).

Из общей численности женщин в возрасте 15 лет и более, родивших детей, первого ребенка родили в возрасте 15-19 лет 19% женщин, в возрасте 20-24 лет - 54%, в возрасте 25-29 лет - 19%, в возрасте 30-34 лет - 5,3%, в возрасте 35 лет и более - 1,9% женщин.

5. Число и состав домохозяйств

В 2010 г. было зафиксировано 54,6 млн. частных домохозяйств 3 , в которых проживало 141,0 млн. человек, или 99% всего населения России. По размеру частные домохозяйства (далее - домохозяйства) распределяются следующим образом:

Средний размер домохозяйства (среднее число членов домохозяйства) в России уменьшился и составил 2,6 человека (в 2002 г. - 2,7 человека). Невысокий средний размер домохозяйства в целом по России обусловлен наличием большого числа домохозяйств, состоящих из одного и двух человек, такие домохозяйства составляют более половины всех частных домохозяйств.

Среди домохозяйств, состоящих из двух и более человек, 17,9 млн. домохозяйств (44%) имеют детей моложе 18 лет (в 2002 г. домохозяйства, имеющие детей моложе 18 лет, составляли 52%). В межпереписной период увеличилось на 15% число домохозяйств, не имеющих детей до 18 лет.

В составе домохозяйств как в городе, так и в селе по-прежнему преобладают домохозяйства с 1 ребенком.

В коллективных домохозяйствах (это лица, проживающие в детских домах, школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, стационарных учреждениях социального обслуживания, казармах, местах лишения свободы, монастырях и тому подобных специализированных учреждениях) учтено 1,8 млн. человек, а в 2002 г. - 2,3 млн. человек. При переписи 2010 г. было зафиксировано 34 тыс. домохозяйств бездомных (в 2002 г. - 68 тыс.), в которые входят почти 64 тыс. человек (в 2002 г. - 143 тыс. человек).

6. Национальный состав, владение языками, гражданство

В соответствии с Конституцией Российской Федерации национальная принадлежность в ходе опроса населения указывалась самими опрашиваемыми на основе самоопределения и записывалась переписными работниками строго со слов опрашиваемых. При рассмотрении национального состава населения следует иметь в виду, что на численность населения отдельных национальностей могло повлиять то, что население имело право не отвечать на вопрос о национальной принадлежности. В связи с этим в 2010 г. у 5,6 млн. человек (почти 4,0%, в 2002 г. - 1,5 млн. человек, или 1%) отсутствуют сведения о национальной принадлежности, из них о 3,6 млн. человек сведения получены из административных источников, а 2 млн. человек не определили свою национальную принадлежность.

Изменение численности населения наиболее многочисленных национальностей характеризуется следующими данными4:

Из общего числа частных домохозяйств, состоящих из 2 и более человек, 84% домохозяйств являются мононациональными, где все члены домохозяйства принадлежат к одной национальности.

В 2010 г. владение русским языком указало 138 млн. человек (99,4% из числа ответивших на вопрос о владении русским языком), в 2002 г. - 142,6 млн. человек (99,2%). Среди горожан владели русским языком 101 млн. человек (99,8%), а среди сельского населения - 37 млн. человек (98,7%).

Среди других языков наиболее распространенными являются английский, татарский, немецкий, чеченский, башкирский, украинский, чувашский.

Владение русским жестовым языком глухих указали 121 тыс. человек.

Численность граждан Российской Федерации составила 137,9 млн. человек (99,4% лиц, указавших гражданство), 0,7 млн. человек имеют гражданство других государств и 0,2 млн. человек - лица без гражданства. Из общей численности граждан Российской Федерации 79 тыс. человек имеют два гражданства. У более 4,1 млн. человек в переписном листе гражданство не указано.

Изменение гражданства населения России за межпереписной период видно из следующих данных:

7. Уровень образования населения

При переписи населения 2010 г. учтено 110,6 млн. человек в возрасте 15 лет и более, имеющих образование основное общее и выше , что составляет 91% этой возрастной группы. По сравнению с 2002 г. число лиц с указанным уровнем образования увеличилось на 1,2 млн. человек (1,1%).

Динамика уровня образования населения в возрасте 15 лет и более следующая:

Из общей численности лиц с высшим профессиональным образованием степень бакалавра имеют 1,1 млн. человек (4,3%), специалиста 5 - 25,1 млн. человек (93%) и магистра 0,6 млн. человек (2,3%).

Среди специалистов с высшим профессиональным образованием 707 тыс. человек имеют послевузовское образование (в 2002 г. - 369 тыс. человек).

В России насчитывается 596 тыс. кандидатов наук и 124 тыс. докторов наук. Среди кандидатов наук женщины составляют 265 тыс. человек (44%), среди докторов наук - 41 тыс. человек (33%). По возрасту среди кандидатов наук преобладают лица в трудоспособном возрасте (65%), среди докторов наук - лица старше трудоспособного возраста (51%).

Увеличилась численность лиц с неполным высшим образованием (на 44%), при этом 68% из них продолжают обучение.

Незначительно выросла численность лиц, имеющих среднее (полное) общее образование (на 189 тыс. человек, или на 0,9%). В то же время уменьшилась численность лиц в возрасте 15 лет и более с основным общим и начальным образованием.

Следует отметить уменьшение доли неграмотного населения в возрасте 10 лет и более. Если в 2002 г. доля неграмотных в этой возрастной группе составляла 0,5%, то в 2010 г. - 0,3 процента. Среди неграмотного населения 42% - это лица в возрасте 60 лет и более (в 2002 г. - 67%).

8. Источники средств к существованию

В 2010 г. 103,6 млн. человек имели один источник средств к существованию, два источника имели 33,0 млн. человек, три источника и более было у 2,2 млн. человек.

Виды источников средств к существованию и численность населения, назвавшего их и основной источник, характеризуются следующими данными:

9. Экономическая активность населения

Изменение экономической активности населения в возрасте 15-64 лет , проживающего в частных домохозяйствах, в межпереписной период характеризуется следующими данными:

Экономическая активность населения выросла на 6,1%, при этом рост происходил за счет увеличения занятого населения (на 8,8%) при одновременном сокращении численности безработных (на 16%).

Численность экономически неактивного населения (например, не работающих пенсионеров, учащихся, домохозяек, лиц, не имеющих и не ищущих работу) сократилась на 18%, а их доля среди населения частных домохозяйств в возрасте 15-64 лет составила 25% против 31% в 2002 году.

В 2010 году из 109 млн. человек в возрасте 15-72 лет, проживающих в частных домохозяйствах, 72 млн. человек (66%) были экономически активными, а 32 млн. человек (29%) - экономически неактивными и 5 млн. человек (5%) не указали экономическую активность.

Почти 66 млн. человек (или 91%) экономически активного населения в возрасте 15-72 лет составляют занятые в экономике, а 6,3 млн. (или 9%) приходится на безработных. Среди безработных 2,8 млн. человек, или 44%, - это молодежь в возрасте 15-29 лет.

В 2010 г. 1,7 млн. занятых (2,5%) указали, что имеют не одну работу.

Из общего числа занятых в экономике в возрасте 15-72 лет абсолютное большинство - 61,6 млн. человек (94%) - являются работающими по найму. По сравнению с 2002 г. численность наемных работников увеличилась на 5,8%. Численность работодателей, привлекающих для осуществления своей деятельности наемных работников, составила 1,4 млн. человек (в 2002 г. - 923 тыс. человек).

По данным переписи 1920 года в СССР проживало 986.562 немца, из них в Республике немцев Поволжья - 442.362 чел.

Движение населения Республики немцев Поволжья за время с 1897 г. по 1920 г. *)
(По данным "Статистического Ежегодника" за 1918-21 г.; изд. Ц.С.У.)

Этнографический состав населения Области немцев Поволжья
по данным переписи 1920 г.

Численность населения, чел. Удельный вес, %
Немцы 442.362 97,73
Великорусы 7.992 1,77
Киргизы 756 0,17
Татары 494 0,11
Украинцы 271 0,06
Поляки 175 0,04
Евреи 147 0,03
Литовцы 93 0,02
Белорусы 85 0,02
Латыши 72 0,01
Эсты 63 0,01
Армяне 35 0,01
Персы 7 -
Карелы 1 -
Мордва 1 -
Прочие национальности 75 0,02
ИТОГО: 452.629 100,00

б) Первая Всесоюзная перепись населения 1926 года.

Первая Всесоюзная перепись населения была проведена по состоянию на 17 декабря 1926 г. под руководством В. Г. Михайловского и О. А. Квиткина.

По данным переписи 1926 г. в СССР проживало 146.637.530 чел., из них немцев - 1.238.549 чел. (0,84%), в т.ч. в РСФСР - 806.301 чел., из которых на долю АССР НП приходилось 70,89%, или 571.578 чел.


по данным переписи 1926 г.

Все население
муж. пола жен. пола обоего пола удельный вес, %
Немцы 183.140 196.490 379.630 66,42
Русские 54.764 61.797 116.561 20,39
Украинцы 32.881 35.680 68.561 12,00
Татары 1.058 1.051 2.109 0,37
Мордва 725 704 1.429 0,25
Казахи 747 606 1.353 0,24
Эсты 367 386 753 0,13
Поляки 89 127 216 0,04
Цыгане 94 99 193 0,03
Белоруссы 83 76 159 0,03
Евреи 74 78 152 0,03
Мишари 62 54 116 0,02
Латыши 23 25 48 0,01
Литовцы 22 13 35 0,01
Мадьяры 19 14 33 0,01
Черкесы 19 0 19 -
Румыны 6 9 15 -
Чуваши 14 1 15 -
Армяне 8 3 11 -
Чехи и словаки 7 1 8 -
Итальянцы 3 4 7 -
Лезги 6 0 6 -
Китайцы 5 0 5 -
Шведы 3 1 4 -
Башкиры 3 0 3 -
Грузины 1 1 2 -
Сербы 2 0 2 -
Французы 1 1 2 -
Вотяки 1 0 1 -
Калмыки 1 0 1 -
Лаки 1 0 1 -
Осетины 1 0 1 -
Узбеки 1 0 1 -
Прочие 59 62 121 0,02
Итого граждан СССР 274.290 297.288 571.578 100,00
Иностранцы 120 56 176 Х

в) Всесоюзная перепись населения 1937 года.

В связи с тем, что численность населения оказалась меньше оглашенных ранее преувеличенных оценок и не соответствовала тезису о быстром росте населения в условиях социалистического строительства, было объявлено, что перепись проведена с грубыми нарушениями и недоучётом населения. Руководители переписи были репрессированы.

По данным этой переписи в СССР проживало 1.151.602 немцев, из которых на территории РСФСР было зарегистировано 651.429 человека, в т. ч. в АССР НП - 322.652 или 49,53%. Резельтаты ее начали публиковать только начиная с 1990-х годов. См., напр., Жиромская В.Б., Киселев И.Н., Поляков Ю.А. Полвека под грифом секретно. Всесоюзная перепись населения 1937 года. М. 1996.

г) Всесоюзная перепись населения 1939 года.

По данным переписи 1939 г. в СССР проживало 170.557.093 чел., из них немцев - 1.427.232 чел. (0,84%), в т.ч. в РСФСР - 862.504 чел., из которых на долю АССР НП приходилось 42,51%, или 366.685 чел.

Национальный состав населения АССР Немцев Поволжья
по данным переписи 1939 г.

Численность населения, чел. Удельный вес, %
ВСЕГО: 606.532 100,00
немцы 366.685 60,46
русские 156.027 25,72
украинцы 58.248 9,60
казахи 8.988 1,48
татары 4.074 0,67
мордовцы 3.048 0,50
белорусы 1.636 0,27
китайцы 1.284 0,21
евреи 1.216 0,20
поляки 756 0,12
эстонцы 521 0,09
цыгане 440 0,07
чуваши 324 0,05
армяне 301 0,05
грузины 276 0,05
латыши 260 0,04
узбеки 245 0,04
корейцы 156 0,03
литовцы 103 0,02
башкиры 88 0,01
удмурты 87 0,01
туркмены 80 0,01
молдаване 77 0,01
греки 72 0,01
таджики 68 0,01
осетины 68 0,01
финны 68 0,01
марийцы 67 0,01
азербайджанцы 66 0,01
коми 66 0,01
каракалпаки 61 0,01
чеченцы 54 0,01
нанайцы 51 0,01
сербы 49 0,01
карелы 45 0,01
киргизы 44 0,01
ойроты 37 0,01
буряты 35 0,01
лезгины 34 0,01
чехи 34 0,01
болгары 32 0,01
иранцы 29 -
калмыки 26 -
японцы 25 -
нивхи 24 -
кабардинцы 23 -
турки 23 -
адыгейцы 17 -
ассирийцы 17 -
ингуши 14 -
эвенки 14 -
якуты 12 -
авары 11 -
лаки 11 -
хакасы 9 -
кумыки 8 -
абхазы 8 -
шорцы 8 -
латгальцы 8 -
эвены 7 -
прочие народы Севера 6 -
румыны 6 -
ненцы 5 -
даргинцы 4 -
ногайцы 4 -
уйгуры 4 -
шведы 4 -
вепсы 3 -
афганцы 3 -
курды 3 -
прочие народы Дагестана 2 -
карачаевцы 2 -
удэ 2 -
абазины 2 -
талыши 2 -
французы 2 -
селькупы 1 -
ханты 1 -
ижорцы 1 -
итальянцы 1 -
норвежцы 1 -
другие 122 0,02
не указавшие национальность 186 0,03

д) Всесоюзная перепись населения 1959 года.

По данным переписи 1959 г. в СССР проживало 208.826.650 чел., из них немцев - 1.619.655 чел. (0,78%), из которых на долю РСФСР приходилось 50,63%, или 820.016 чел.

е) Всесоюзная перепись населения 1970 года.

Перепись проводилась в период с 15 по 22 января 1970 г. Счет населения производился по состоянию на 12 часов ночи с 14 на 15 января по местному времени.

По данным переписи 1970 г. в СССР проживало 241.720.134 чел., из них немцев - 1.846.317 чел. (0,76%), из которых на долю РСФСР приходилось 41,27%, или 761.888 чел.

ж) Всесоюзная перепись населения 1979 года.

Перепись проведена по состоянию на 17 января 1979 года. Разработка материалов переписи по полной программе была закончена в 1981 году.

По данным переписи 1979 г. в СССР проживало 262.084.654 чел., из них немцев - 1.936.214 чел. (0,74%), из которых на долю РСФСР приходилось 40,84%, или 790.762 чел.

з) Всесоюзная перепись населения 1989 года.

Всесоюзная перепись населения 1989 года была последней переписью населения СССР .

Перепись проводилась с 12 по 19 января 1989 г. Спустя 3 месяца после окончания переписи - в апреле 1989 года - были опубликованы предварительные итоги о численности и размещении населения по отдельным регионам страны. В начале 1990 года получены окончательные итоги о численности и возрастном составе населения, состоянии в браке, числе и размере семей, уровне образования, национальном составе и языках, источниках средств существования.

По данным переписи 1989 г. в СССР проживало 285.742.511 чел., из них немцев - 2.038.603 чел. (0,71%), из которых на долю РСФСР приходилось 41,32%, или 842.295 чел.

III. Всероссийская перепись населения 2002 года

Первая перепись в России после распада СССР была проведена в 2002 г. и проходила она в период с 9 по 16 октября 2002 г.

В октябре 2010 года в России пройдет Всероссийская перепись населения.

Предыдущая перепись состоялась в октябре 2002 г. Ее результаты были исключительно важны для корректировки социально-экономической политики государства, включая обоснование разработки приоритетных национальных проектов, а также для оценки демографической ситуации, планирования бюджетов всех уровней. Сопоставление данных предыдущей и предстоящей переписей населения станет основанием для принятия дальнейших мер в социальной и экономической сферах.

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПЕРЕПИСИ

Согласно Федеральному закону «О Всероссийской переписи населения» от 25 января 2002 г. № 8-ФЗ Всероссийская перепись населения является основным источником формирования государственных информационных ресурсов, касающихся численности и структуры населения, его распределения по территории Российской Федерации в сочетании с социально-экономическими характеристиками, национальным и языковым составом населения, его образовательным уровнем.
Для мониторинга демографических процессов, оценки эффективности мер демографической политики и перспектив России в этом вопросе необходимо надежное информационное обеспечение. Существующая в России система получения данных о населении состоит из трех взаимосвязанных компонентов:

Переписей населения
- текущего учета демографических событий (рождений, смертей, браков и разводов) и текущего учета миграции (случаев перемены постоянного места жительства)
- выборочных регулярных и единовременных обследований населения.

Ключевыми и наиболее информативными источниками по-прежнему остаются всеобщие переписи населения. Например, по данным переписи 2002 года в стране оказалось почти на 2 миллиона человек больше, чем по данным текущего учета. Подобные расхождения наблюдаются и в других странах. Совсем недавно закончилась перепись населения в соседнем Казахстане. Выяснилось, что и там населения на полмиллиона человек больше, чем по текущему учету. А поскольку все население нашего соседа не достигает и 16 миллионов, то это существенная разница.
Перепись населения дает возможность увидеть фактическое состояние народонаселения страны на определенный момент времени, проанализировать произошедшие изменения и составить прогнозные оценки. Ценность переписи населения состоит в том, что она позволяет получить комбинационные показатели, всесторонне характеризующие жизнедеятельность населения, вплоть до небольшого населенного пункта. Например, только по данным переписи можно получить информацию об уровне образования населения различных национальностей в сочетании с источником средств существования. выяснить по каждому населенному пункту и в целом по стране число семей, их состав, количество имеющихся детей различных возрастов, источники средств к существованию и жилищные условия семей.
Ценность переписи определяется еще и тем, что Федеральным законом «Об актах гражданского состояния» от 15 ноября 1997 года № 143-ФЗ из содержания записей актов гражданского состояния был исключен целый ряд социально-демографических характеристик, в том числе сведений о распределении детей по порядку их рождения. И только на основании итогов переписи можно рассчитать наиболее реальные данные о рождаемости.
Итоги переписи отражают демографические события, которые невозможно получить при текущем учете. К ним относятся нерегистрируемые браки, которые в последнее время все большее распространение в России, как и в других странах мира. Только перепись фиксирует пребывание в фактическом браке. Такая информация становится все более важным инструментом изучения современных изменений матримониального поведения и брачно-семейных отношений, их связи с различными демографическими и социальными характеристиками населения.
Таким образом, переписи населения в сочетании с данными текущей статистики становятся надежной информационной поддержкой при разработке государственных программ социальной и семейной политики, в реализации мер, направленных на улучшение демографических процессов в Российской Федерации. Как было сказано Президентом Дмитрием Медведевым, «дальнейшая разработка мер реализации демографической политики и определение необходимых объемов финансирования должны опираться на серьезную научную базу, в том числе и в области статистики, которая в этой сфере не всегда адекватна».
Вот один из примеров несостоятельности текущей статистики. Такой, казалось бы, частный вопрос - сколько в России кандидатов и докторов - остаётся без ответа. Высшая аттестационная комиссия (ВАК) исчерпывает свои функции выдачей дипломов, подтверждающих присуждение ученой степени доктора и кандидата наук. Кто из «дипломантов» жив, кто уехал, кто работает в научных учреждениях, кто - в системе образования или на производстве - неизвестно. А ведь знание параметров научного потенциала необходимо при разработке программ модернизации экономики, которые выходят сейчас на первый план. Поэтому данные переписи населения по этому вопросу ничто не может заменить.
В России, где проживают представители более ста национальностей, безусловно, нельзя обойти и вопрос о национальной принадлежности. Данные переписи о национальном составе населения - обширный материал для изучения самых разных аспектов жизни людей, для исследования особенностей их расселения, культуры, для анализа сложных процессов взаимовлияния народов, населяющих нашу страну. На сегодняшний день перепись населения - единственный источник сведений о национальном составе населения и владении языками. Никакая текущая статистика ответа на этот вопрос не дает.
В предстоящей переписи, как и при всех предыдущих национальных переписях, будет действовать принцип самоопределения национальной (этнической) принадлежности человека, то есть его принадлежности к тому или иному народу или национальной (этнической) группе. Это означает, что в ходе переписи будет записываться национальность, которую укажет сам опрашиваемый. Национальность детей будет определяться родителями. Восстановлен и отсутствовавший в явном виде при переписи населения 2002 года вопрос о родном языке.
Однако значение переписи не ограничивается лишь возможностью получения разносторонних демографических и этнографических сведений. Данные Всероссийской переписи населения необходимы для оценки перспектив развития страны, формирования прогнозов и разработки дальнейшей стратегии социально-экономического развития Российской Федерации. Перепись 2002 года позволила точно определить основные социальные проблемы, оценить ситуацию в демографической сфере, разработать такую стратегию развития страны, которая позволила добиться ощутимого улучшения качества жизни населения. И поэтому изменения в обществе, которые выявит перепись 2010 года, также могут стать основанием для формирования новой государственной политики.

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ПЕРЕПИСИ 2010 ГОДА

Нынешнее тяжелое финансово-экономическое состояние, в котором оказалась наша страна, привело к необходимости пересмотра бюджета и сокращения ряда расходов. Не исключено, что в числе пострадавших от планируемого сокращения может оказаться и перепись.
Если говорить о плюсах и минусах проведения Всероссийской переписи населения в 2010 году, то на одной чаше весов окажутся выделенные на подготовку переписи бюджетные средства, а на другой - получение бесценной информации, которая в той или иной степени способствует решению экономических проблем. Ведь полученные в ходе переписи сведения необходимы и государственным органам для планирования бюджета, разработки долгосрочных проектов и формирования социально-экономической политики, и бизнесу - для уточнения качества и количества производительных сил, а также для изучения потребительского рынка.
Следует отметить, что около 70% всех расходов на проведение переписи - это оплата труда переписного персонала. Будет привлечено почти 600 тысяч временных переписных работников. В пересчете на годовую занятость в стране будет создано 62 тысячи рабочих мест. Средняя оплата труда рядового переписчика - всего 5,67 тыс. рублей, и работники Росстата рассматривают ее, в основном, как подработку для студентов, Так, в Чувашии к переписи планируется привлечь около 5 тыс. человек. «В условиях кризиса и дефицита вакансий на рынке труда это хорошая возможность для самозанятости», - считает глава Чувашстата Юрий Марков.
ПЕРЕПИСЬ НУЖНА ГОСУДАРСТВУ. Известно, что в период кризиса заметно снижается качество и достоверность текущей статистики, хотя потребность в более детальной информации в этот период только возрастает. По данным переписи, более точным и подробным, нежели текущая статистическая информация, планирующим органам легче готовить долгосрочные прогнозы. И сэкономить на этом нельзя - никакие решения не принимаются без осмысления статистики. В условиях экономического кризиса, считают в Комиссии по повышению устойчивости развития российской экономики, возглавляемой первым заместителем председателя Правительства России Игорем Шуваловым, необходимо принимать решения не только по «затыканию дыр», но и проводить политику диверсификации, развития перспективных направлений, позволяющих России после выхода из кризиса получить более высокий рейтинг, войти в круг наиболее развитых держав мира. Без полноценного анализа состава населения, трудовых ресурсов, научного потенциала такие программы невозможны. А блок вопросов о состоянии жилищных условий станет источником данных для принятия программных решений поддержки строительства жилья.
Другая проблема, характерная как для России, так и для ее соседей, которая обострилась за последнее время, - миграция. Известно, что среди источников данных о миграции переписи населения по праву занимают особенное место. Перепись - это самая масштабная система сбора данных о населении, в том числе о международных и внутренних мигрантах, а также о лицах, которые не совершали переезда. В сочетании с данными о социальных, демографических и иных характеристиках респондентов сведения о миграции позволяют создать многомерный портрет лиц, совершивших переезд, понять факторы и обстоятельства, влияющие на решение людей о миграции.
ПЕРЕПИСЬ НУЖНА РЕГИОНАМ, поскольку большинство из них дотационно и получает трансферты из федерального бюджета, которые рассчитываются на основании статистических данных, используя данные переписи. В свою очередь, из региональных бюджетов направляют средства в бюджеты муниципальных образований. Из них платятся различные пособия, реализуются другие социальные проекты, на которые у местных властей недостаточно собственных средств.
ПЕРЕПИСЬ НУЖНА БИЗНЕСУ, который может развиваться, только опираясь на полные статистические данные, дающие полную и точную картину о трудовых ресурсах как по стране в целом, так и в разрезе по регионам, городам и другим муниципальным образованиям. С другой стороны, та же статистика позволит более точно узнать потенциального потребителя.
ПЕРЕПИСЬ НУЖНА ОБЩЕСТВУ. Мировой опыт свидетельствует, что население любого государства с любопытством изучает итоги переписей. Людям интересно, на каком месте в мире находится их страна. Общество хочет видеть свой портрет на определенный период времени, чтобы осознать, куда оно движется, стало ли оно богаче и просвещеннее, образованнее и культурнее или же напрасно потеряло время в своем развитии.
Эти же данные могут быть использованы различными общественными организациями для проведения собственной социальной политики, для влияния на правительство. Например, Общественная палата могла бы корректировать образовательную политику, а профсоюзы - проанализировать проблемы структурной и региональной безработицы, что становится необходимым во время кризиса, повлиять на формирование конкурентоспособной экономики. И важно понять, что перепись нужна не только государству, но и необходима самому обществу.
И наконец, ПЕРЕПИСЬ НУЖНА КАЖДОМУ. Участвуя в переписи, человек сообщает информацию о себе, а значит, участвует в разработке перспективных социальных программ, касающихся той группы людей, к которой себя относит. Так, ответы безработных на вопросы анкеты позволят изучить рынок труда и создать новые рабочие места именно там, где это необходимо. Данные о численности детей школьного возраста помогут скорректировать планы по строительству новых школ. Данные о возрасте позволят спрогнозировать, когда и сколько человек будет выходить на пенсию, чтобы зарезервировать необходимые суммы для выплаты пенсии. И так во всех сферах жизни.
По мнению демографов, перепись - это хорошая возможность осознать себя частью единого целого. И, участвуя в переписи, люди консолидируются. Только при таком понимании появится заинтересованность людей и они осознают участие в переписи как акт гражданского поведения, а не просто как отбывание очередной повинности. Неслучайно перепись 2010 года проводится под девизом «России важен каждый».
Россия - не единственная из стран СНГ, которые проводят или собираются провести перепись населения в ближайшее время. Еще в 2006 году вопрос о проведении переписей населения раунда 2010 года в государствах - участниках Содружества был рассмотрен на Совете глав государств СНГ. Определены максимально близкие к 2010 году сроки проведения переписей: в нынешнем году она прошла в Казахстане (с 25 февраля по 6 марта), Киргизии (с 24 марта по 2 апреля), Азербайджане (с 13 по 22 апреля), будет проведена в Белоруссии (октябрь). В 2010 году вместе с Россией проведут перепись Грузия и Таджикистан; в 2011 году - Армения и Украина; в 2012 году - Туркменистан. В Молдове и Узбекистане сроки пока обсуждаются.
Наши соседи, понесшие не меньший ущерб от последствий мирового экономического кризиса, не отказались от проведения переписи. У Киргизии, имеющей дефицитный бюджет (более 80 миллионов долларов), был соблазн перенести перепись на лучшие времена. Но выход все-таки нашелся, и перепись прошла. Средства на обучение переписчиков в республике и повышение их квалификации взял на себя Фонд народонаселения ООН (UNFPA). Но основные расходы были оплачены из республиканского бюджета. В Киргизии, кстати, одной из немногих стран СНГ, участие в переписи является обязательным, причем как для граждан страны, так и для иностранцев, которые находятся на ее территории. За уклонение от участия в переписи граждане могут быть привлечены к административной ответственности. Но на этот раз было задействовано и серьезное поощрение: каждому, прошедшему перепись, выдавался номер, который будет участвовать в розыгрыше лотереи с главным призом - однокомнатной квартирой.
Большую роль в участии во всемирном раунде переписей населения 2010 года для России и стран СНГ сыграл и тот фактор, что они несут определенное обязательство перед международным сообществом по предоставлению данных переписи в рамках Всемирной программы переписей населения и жилищного фонда, осуществляемых Организацией Объединенных Наций. Результаты национальных переписей войдут в итоги всемирной переписи населения.

ВСЕРОССИЙСКОЕ СОВЕЩАНИЕ СТАТИСТИКОВ - ВАЖНЫЙ ЭТАП В ПОДГОТОВКЕ К ПЕРЕПИСИ 2010 ГОДА

В феврале 2009 года в Подмосковье прошло Всероссийское совещание статистиков, на котором были обсуждены задачи подготовки к Всероссийской переписи населения 2010 года, перспективы развития государственной статистики, включая статистику сферы ЖКХ, финансов, уровня жизни населения, труда и образования. В совещании, помимо руководства Росстата и его территориальных органов, приняли участие представители органов государственной власти, федеральных министерств и ведомств, крупнейших профильных вузов и НИИ.
В ходе обсуждения было признано, что предложенные методология и проект Программы Всероссийской переписи населения 2010 года учитывают специфику современных условий России, соответствуют рекомендациям международных организаций, обеспечивая возможность получения итогов, сравнимых с прошлыми переписями населения, проводившимися в нашей стране, и соответствующих общепринятым международным требованиям.
На совещании обсуждались методологические и организационные вопросы Всероссийской переписи населения 2010 года. Так, были одобрены проект Программы Всероссийской переписи населения 2010 года, проект Основных методологических и организационных положений ВПН-2010 и проект публикации итогов Всероссийской переписи населения 2010 года.
Многие выступающие отмечали проблему, которая проявилась и во время проведения пробной переписи, - нежелание пускать переписчика в дом. Причем проявляется такая тенденция не только в России, но и в других странах СНГ. В большей степени возникновение таких ситуаций возможно и в 2010 году. «Нельзя не отметить, что как бы перепись ни была хорошо профинансирована и организована, во многом вызывает опасение отношение граждан к данному мероприятию с точки зрения сознательности. Повышение материального уровня жизни в последние годы во всех странах Содружества, зачастую приводящее к значительному расслоению населения по уровню денежных доходов, не всегда сопровождается адекватным отношением личности к своему предназначению по отношению к обществу.
В связи с этим проводится информационно-разъяснительная работа среди населения, которая помогла бы переломить отрицательный настрой к участию в переписи. Заведующая кафедрой социальной статистики и демографии РГСУ Ольга Воробьева считает, что недопонимание, а зачастую и полное непонимание населением смысла и значения переписи населения является причиной уклонения от участия в ней, а также предоставления неточной или неполной информации. Такая разъяснительная работа осенью 2010 года может быть организована на уровне переписных участков с использованием ресурсов того персонала, который должен будет участвовать непосредственно в проведении переписи. Пока же целесообразно знакомить население с целями переписи, возможностью использования ее результатов на благо общества. На совещании было предложено уже сейчас знакомить население с историей проведения переписей в России и в мире, поскольку именно в таком контексте станут более понятны лозунги переписи 2002 года «Впиши себя в историю России» и переписи 2010 года - «России важен каждый».
По ее мнению, необходимо также объяснять, как будут использоваться полученные в ходе переписи данные, что абсолютно исключена «утечка» персональных данных, которой опасаются некоторые, а потому стараются либо уклониться от переписи, либо дают недостоверные данные.
Руководитель Мособлстата Любовь Варухина сообщила, что пробная перепись дала колоссальный опыт для подготовки Всероссийской переписи населения 2010 года. В своем выступлении она остановилась на особенностях проведения пробной переписи и ее проблемах. По ее мнению, при проведении ВПН-2010 для привлечения к работе граждан в качестве переписного персонала необходимо дифференцировать оплату их труда среди субъектов Российской Федерации, осуществлять освобождение переписного персонала на период переписи от занятий в учебных заведениях и от работы по основной деятельности. Студентам учебных заведений участие в качестве переписного персонала должно засчитываться как практика по темам: управление персоналом, социология, психология, менеджмент.
О важности кадрового потенциала переписчиков говорил и руководитель Ингушетиястата Ибрагим Куркиев. Он так обозначил проблему по подготовке переписного персонала: «Основная проблема состояла не в количестве работников, а в том, чтобы набрать грамотных работников, способных пройти обучение и качественно выполнить необходимую работу».
По свидетельству участников совещания, эта встреча способствовала началу активной подготовки к проведению переписи в регионах.
Проведенное совещание стало главной стратегической встречей статистиков всех регионов страны с пользователями официальной статистической информации. Оно определило основные направления работы по подготовке к переписи, а принятые на совещании рекомендации должны вылиться в директивные документы, по которым и пройдет эта важная кампания.

КАК БУДЕТ ПРОВОДИТЬСЯ ПЕРЕПИСЬ

Проект постановления Правительства Российской Федерации «Об организации Всероссийской переписи населения 2010 года» в настоящее время проходит рассмотрение в 20 федеральных министерствах и ведомствах, которые участвуют в подготовке и проведении предстоящей переписи.
Росстат предлагает провести Всероссийскую перепись населения с 14 по 25 октября 2010 года. Дата переписи - момент времени, на который осуществляется сбор сведений о населении и его учет - 0 часов 00 минут 14 октября 2009 года.
Окончательное решение о дате Всероссийской переписи населения 2010 года примет Правительство Российской Федерации.
Федеральный закон «О Всероссийской переписи населения» предусматривает основным методом переписи - опрос населения по месту постоянного жительства (пребывания). Населению, по каким-либо причинам не имеющим возможность встретиться по месту жительства с переписчиком, закон позволяет пройти перепись на стационарном участке, а в отдельных случаях - по телефону (в основном инвалидам и пожилым гражданам).
Сбором сведений будут заняты почти 600 тысяч человек, из которых около 100 тысяч будут проводить опрос в наиболее сложных для переписи регионах - гг. Москве и Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях. Опыт переписи 2002 года и пробной переписи 2008 года показал, что переписчики из числа студентов быстрее и лучше усваивают материал, а это положительно отражается на качестве заполнения переписных листов, а значит и на итогах переписи. В 2002 году почти студенты высших и средних специальных учебных заведений составили треть всех переписчиков. При переписи населения 2010 года такая практика будет продолжена. Предлагается участие в переписи населения засчитывать студентам как производственную (для профильных специальностей) или ознакомительную практику.
Как и в 2002 году, учету будет подлежать все население, постоянно (обычно) проживающее в Российской Федерации. В соответствии с Рекомендацией Конференции европейских статистиков по проведению переписей населения 2010 года местом обычного жительства лица является то место, в котором он проводит ежесуточно большую часть своего ночного отдыха. Это место может совпадать или не совпадать с адресом, по которому человек зарегистрирован (прописан). В постоянное население попадают граждане России, находящиеся за рубежом в связи с длительной служебной командировкой по линии органов государственной власти (включая членов их семей). Это, например, дипломаты. В соответствии с международными рекомендациями в постоянное население страны включены лица, постоянно проживающие в России, но временно выехавшие на лечение, отдых, в гости независимо от срока их пребывания за рубежом. Эта категория населения также будет переписана по месту жительства.
Объектом переписи является лицо, каждый человек, подлежащий учету, а единицей наблюдения, как и при переписи 2002 года, - домохозяйство. Домохозяйства могут быть частными, коллективными и домохозяйствами бездомных. При автоматизированной обработке будут получены также характеристики семьи.

ЧТО НОВОГО В ПЕРЕПИСНОМ ЛИСТЕ?

Программа переписи (т.е. набор конкретных вопросов, содержащихся в переписном листе) должна отвечать следующим критериям:

Отражать современные информационные потребности общества
- сохранять преемственность с предыдущими переписями
- соответствовать российскому законодательству и международным рекомендациям
- быть понятной населению.

Программа переписи размещается на бланках переписных листов, форма которых утверждается Правительством Российской Федерации. Переписные листы заполняются со слов опрашиваемых без требования предъявления документов, подтверждающих правильность ответов. Росстат предлагает использоваться три формы бланков переписных листов
Переписной лист формы Л предназначен для заполнения информации о населении частных домохозяйств, а также о населении коллективных домохозяйств и о бездомных.

Переписной лист формы П содержит вопросы о жилищных условиях населения.
Переписной лист формы В предназначен для сбора сведений о лицах, временно находящихся на территории России. Они будут опрашиваться по сокращенной программе, содержащей 7 вопросов, кстати, тех же самых, что и в 2002 году (пол; год рождения; страна постоянного проживания; цель приезда в Россию - работа, учеба, служебная или деловая поездка, лечение, туризм, отдых, транзитная миграция, другая цель; для приехавших с целью работы, учебы - продолжительность проживания на территории России, страна рождения, гражданство).
В целом весь проект Программы предстоящей переписи близок Программе Всероссийской переписи населения 2002 года, что позволяет обеспечить сопоставимость их итогов. Вместе с тем с учетом изменений современной демографической, социально-экономической ситуации и актуализации потребностей государства и общества в статистической информации о населении внесен ряд изменений и дополнений. В частности, во время проведения пробной переписи 2008 года в трех регионах были «обкатаны» вопросы опросного листа с учетом участия России в программах переписи ООН. Оказалось, что не все было адаптировано к российским реалиям. Например, у населения вызывал негативное отношение ряд вопросов, связанных с личной жизнью граждан (например, «В каком по счету браке Вы состоите?», «Дата вступления в первый брак», «Сколько всего детей (включая уже имеющихся) Вы планируете иметь?»). Решено эти вопросы из программы опроса исключить.
Что же осталось в итоге? Все лица, постоянно проживающие в стране на момент счета населения, будут отвечать на 25 вопросов переписного листа формы Л. Это традиционные для всех переписей населения вопросы о:

Поле
- возрасте
- месте рождения
- состоянии в браке
- образовании
- гражданстве
- национальной принадлежности и владении языками
- занятости и положении в занятии
- о поиске работы.
- местонахождении работы
- о непрерывности проживания в месте постоянного жительства и о месте предыдущего жительства
- о числе рожденных женщиной детей и дате рождения первого ребенка.

Вместе с тем вопросы, которые будут задаваться в 2010 году, несколько отличаются от тех вопросов, которые задавались в 2002 году. Так, впервые в переписном листе введен термин «домохозяйство» в вопросе о родстве (свойстве) с другими лицами, проживающими вместе с респондентом. В вопросе о состоянии в браке разделены понятия «разведен официально» и «разошелся». Почему это сделано? Для получения информации о числе фактически распавшихся браков и официально расторгнутых в целях изучения истории и устойчивости брака и для оценки данных текущей статистики населения. В блоке вопросов об образовании впервые выделены ступени высшего образования в соответствии с действующим законодательством (бакалавр и магистр), а для лиц с высшим и послевузовским образованием введен вопрос о наличии ученой степени.
В языковом разделе восстановлен отсутствовавший в явном виде при переписи населения 2002 года вопрос о родном языке. Этот вопрос направлен на информационную поддержку реализации конституционных прав граждан согласно ст. 26 (ч.2) и ст. 68 (ч.3) Конституции Российской Федерации и, кроме того, необходим для корректной интерпретации самоназваний некоторых национальностей. Редакция вопроса о национальной принадлежности сохранена без изменений с 2002 года и полностью соответствует ст. 26 (ч.1) Конституции Российской Федерации.
Появился и вопрос об основном источнике средств к существованию.
Введен дополнительный вопрос к женщинам о дате рождения первого ребенка.
В разделе о миграции населения выясняется место предыдущего постоянного жительства за год до переписи населения в отличие от 2002 года, когда спрашивали, где опрашиваемый проживал в период проведения прошлой переписи (январь 1989 года). Это позволит провести сопоставления с данными текущей статистики миграции, а также получить всестороннюю характеристику активных мигрантов.
Информация о жилищных условиях населения будет получена на основе вопросов бланка П:

О жилище в целом -
- тип жилища;
- период его постройки;
- материал наружных стен;
- благоустройство и санитарно-гигиенические условия проживания;

О жилом помещении (квартире) -
- размер общей площади;
- число жилых комнат;
- наличие телекоммуникаций;

Об условиях проживания каждого домохозяйства -
- число занимаемых комнат;
- наличие доступа к сети Интернет.

Этот раздел проекта программы переписи претерпел наибольшие изменения как по форме, так и по составу собираемой информации по сравнению с прошлой переписью населения. Его наполнение соответствует Рекомендациям ООН и полностью отражает современные условия жизни в России.
Значительно расширен вопрос о благоустройстве жилого помещения в связи с возрастающей актуальностью вопросов экологической обстановки жизнедеятельности населения. В частности, появились вопросы, касающиеся водоснабжения и канализации, наличия кухни и туалета; дополнены подсказы, характеризующие способы удаления бытовых отходов.
Впервые включено изучение наличия телекоммуникаций как средств развития информационного общества и расширения возможностей каждого человека в реализации своих прав и свобод.

КАК И КОГДА БУДУТ ПОДВОДИТЬСЯ ИТОГИ ПЕРЕПИСИ

Итоги Всероссийской переписи населения 2010 года разрабатываются по муниципальным образованиям и административно-территориальным единицам и формируются в два этапа:
- предварительные итоги о численности переписанного населения (в том числе мужчин и женщин) с разбивкой на городское и сельское население формируются на основе итогов сводных ведомостей, составленных переписным персоналом по объектам административно-территориального устройства субъектов Российской Федерации (апрель 2011 г.);
- окончательные итоги формируются согласно Программе публикации итогов Всероссийской переписи населения 2010 года по тематическим очередям из базы первичных данных (2011 - 2012 гг. - по специальному графику формирования таблиц каждой очереди);
- дополнительные итоги формируются на основе базы данных по запросам пользователей, превышающим объем опубликованных данных (по мере поступления запросов).
Важно отметить, что все сведения о населении, содержащиеся в переписных листах, являются информацией ограниченного доступа, не подлежат распространению и обрабатываются для статистических целей с обязательным их обезличиванием в целях формирования официальной статистической информации Всероссийской переписи населения 2010 года. Таким образом, в публикации Росстата попадает только сводная, обезличенная информация, по которой нельзя будет выявить никакие персоналии.
Предполагается, что результаты будущей переписи будут опубликованы в 12 тематических томах. Они будут содержать данные о

Численности и размещении населения
- возрастно-половом составе населения и состоянии в браке
- образовании
- национальном составе населения, владении языками, гражданстве
- источниках средств к существованию
- числе и составе домохозяйств
- об экономически активном и экономически неактивном населении
- продолжительности проживания населения в месте постоянного жительства
- жилищных условиях населения
- рождаемости.

В последний том войдут сводные итоги переписи в сопоставлении с итогами Всероссийской переписи населения 2002 года.
Помимо официальных публикационных томов, каждый из которых будет снабжен CD, предполагается издание специального атласа, брошюр.
Территориальные органы статистики опубликуют итоги в разрезе муниципальных образований и административно-территориальных единиц субъектов Российской Федерации.
Все тома официальной публикации в открытом доступе будут размещены на сайте Росстата. При помощи специальных стандартных программных средств предусматривается возможность Web-доступа пользователей к неперсонифицированной базе с обеспечением конфиденциальности данных для получения необходимой информации.
Как и по результатам 2002 года, официальные публикации Всероссийской переписи 2010 года будут направлены помимо федеральных органов власти, органам власти субъектов Российской Федерации, в научные и учебные заведения, центральные библиотеки субъектов.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

ТЕМА №2 Статистика населения Перепись населения 2010. Результаты переписи населения 2002.

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

Александр Саламатин "Перепись населения".

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

6 слайд

Описание слайда:

7 слайд

Описание слайда:

8 слайд

Описание слайда:

Зачем нужна перепись? Всероссийская перепись населения является основным источником формирования официальной статистической информации, касающейся численности и структуры населения, его распределения по территории Российской Федерации в сочетании с социально - экономическими характеристиками, национальным и языковым составом населения, его образовательным уровнем с целью определения перспектив социально-экономического развития страны. Перепись – это «моментальный снимок» всего населения страны в определенный момент времени. Во многих странах, как и в России, он делается приблизительно один раз в десять лет. Иногда проводится чаще, например, в Канаде - через каждые пять лет.

9 слайд

Описание слайда:

Как часто проводится перепись? ООН тоже рекомендует странам проводить перепись населения один раз в 10 лет. И в большинстве развитых стран мира придерживаются этого правила. Дело в том, что десять лет – это как раз такой период, за который успевает подрасти и выйти во взрослую жизнь новое поколение. Кроме того, большинство государственных программ развития стран рассчитаны на десять лет, и итоги переписи отражают их результаты. В нашей стране всеобщие переписи населения проводились в 1897, 1926, 1937, 1939, 1959, 1970, 1979, 1989 и в 2002 году.

10 слайд

Описание слайда:

Кто проводит перепись? В организации и проведении Всероссийской переписи 2010 года будет задействован более 20 федеральных министерств и ведомств и их территориальных органов. Координацией деятельности всех этих структур будет заниматься специально созданная Комиссия Правительства Российской Федерации по проведению Всероссийской переписи населения 2010 года. Росстату и его территориальным органам необходимо подобрать, заключить договоры, обучить и оплатить труд более 600 тысяч человек. Непосредственно опросом населения будут заниматься переписчики – более 400 тысяч. Для проведения переписи в труднодоступных местностях: оленеводческих пастбищах, высокогорных районах, далеких урочищах будут привлекаться проводники; а для опроса лиц, не владеющих русским языком – переводчики.

11 слайд

Описание слайда:

Как обеспечивается конфиденциальность данных? Все сведения, собранные в ходе переписи населения, являются информацией ограниченного доступа и анонимны – в переписном листе не записываются фамилии, имя и адрес респондента. Перепись обезличена, и найти какие-то данные в привязке к конкретным лицам невозможно. Сведения о населении, содержащиеся в переписных листах, не подлежат распространению и обрабатываются исключительно для формирования официальной статистической информации. Бланки переписных листов имеют степень защиты, обрабатываются в специальных условиях, которые обеспечивают защиту от несанкционированного доступа, а также предотвращают любую возможность их хищения, утраты или подделки для дальнейшего использования.

12 слайд

Описание слайда:

Когда была предыдущая перепись населения и что она дала гражданам? Предыдущая Всероссийская перепись населения состоялась в 2002 году. Это была первая перепись населения в истории новой России. Уникальная информация о социально-демографической структуре населения, полученная в результате переписи, стала основой для разработки новых и корректировки существующих программ социально-экономического развития российских регионов, легла в основу эффективных управленческих решений, принимаемых на всех уровнях власти – от федерального до муниципального. Анализ результатов переписи выявил наиболее актуальные задачи социально-экономического развития и дал возможность обосновать необходимость появления приоритетных национальных проектов в сферах образования, здравоохранения, жилищного строительства, развития агропромышленного комплекса.

13 слайд

Описание слайда:

Некоторые страны отказались от переписи. Почему бы нам не последовать их примеру? От переписи пока не отказался никто. Просто некоторые страны (например, Голландия, Финляндия, Шве­ция) проводят ее, не задавая каждому человеку вопросы, а обращаясь к данным государственного регистра населения. У нас такого регистра нет. Да и в таких странах, где ведется регистр населения, иногда (как, например, в Венгрии) для пополнения регистра при переписи используется непосредственный опрос населения. Кроме того, не надо забывать, что и Голландия, и Венгрия намного меньше России и по территории и по численности населения

14 слайд

Описание слайда:

Экономическое значение переписи Принимать правильные решения в экономике тем более невозможно, не имея точных статистических данных о населении. Если у руководства страны будут достоверные данные о возрастной и половой структуре населения, оно сможет спрогнозировать, в чем наши граждане будут больше нуждаться через несколько лет - в салонах для новобрачных или магазинах для ветеранов, специализированных клиниках или новых детских садах. Информация о том, куда и откуда люди переезжают в поисках работы или по иным причинам, об их занятиях (профессиях) позволит планировать развитие производства и сферы услуг как по стране в целом, так и в каждом регионе.

15 слайд

Описание слайда:

Социальное значение переписи Известно, что финансирование социальной сферы в России производится на основе нормативов, рассчитываемых на каждого человека. От того, сколько людей живет в том или ином городе, районе, субъекте Федерации, будет зависеть объем средств из бюджета, выделяемых на строительство и содержание детских садов и школ, поликлиник и больниц, библиотек и кинотеатров. Зависит от численности население и финансирование транспортной инфраструктуры. Сейчас особенно востребованы данные о безработице в регионах, поскольку от этого зависит объем помощи для безработных и средств на их переобучение.

16 слайд

Описание слайда:

Результаты переписи 2010 Итоги Всероссийской переписи населения 2010 года будут получены по муниципальным образованиям и административно-территориальным единицам. Предварительные итоги: численность переписанного населения (в том числе мужчин и женщин) с разбивкой на городское и сельское население будут сформированы в апреле 2011 года. Окончательные итоги формируются на основании Программы публикации итогов Всероссийской переписи населения 2010 года по тематическим очередям в соответствии с графиком формирования таблиц каждой очереди в 2011-2012 годах. Дополнительные итоги будут формироваться по запросам пользователей. Как и по результатам 2002 года официальные публикации Всероссийской переписи 2010 года будут направлены помимо федеральных органов власти, органам власти субъектов Российской Федерации, в научные и учебные заведения, центральные библиотеки субъектов.

17 слайд

Описание слайда:

Перепись населения в отдаленных районах начнется в апреле 2010 года Перепись населения в труднодоступных районах РФ пройдет с апреля по декабрь 2010 года, сообщила начальник Управления статистики населения и здравоохранения Росстата Ирина Збарская. "Перепись в труднодоступных районах начнется в апреле с Ямало-Ненецкого автономного округа и завершится в декабре в Свердловской и Тюменской областях", - сказала Збарская на совещании, посвященном вопросам переписи населения. Она отметила, что в Росстат из регионов приходят предложения о переносе переписи населения в труднодоступных районах на более ранние сроки. По ее словам, досрочно перепись будет проводиться в 162 труднодоступных районах 26 субъектов РФ. В этих районах, по словам Збарской, проживает 500 тысяч человек. Представитель Росстата отметила, что сроки проведения переписи в труднодоступных районах России уже утверждены и пересматриваться не будут. "В настоящее время сроки проведения переписи согласованы с Минрегионом и корректировке не подлежат", - сказала она.

18 слайд

Описание слайда:

"Ведомости" об опасениях граждан в связи с переписью населения Силовая статистика Россиян и живущих в нашей стране иностранцев могут принудить участвовать во Всероссийской переписи населения, которая намечена на октябрь будущего года. Новый руководитель Росстата Александр Суринов считает, что органам статистики надо "убеждать в более жесткой форме тех, кто не хочет проходить перепись населения". Хотелось бы понять, какой жесткости желает глава Росстата. В большинстве развитых стран участие в переписи добровольное. Великобританию, где отказавшегося пустить переписчика оштрафуют на 50 фунтов, можно считать исключением. А вот уклонившийся от последней переписи в Китае (в 2000 г.) или сообщивший ложные сведения рисковал оказаться за решеткой на несколько месяцев. Настроения россиян пока не дают основания для серьезного беспокойства за адекватность результатов будущего исследования. Накануне предыдущей переписи населения 2002 г. 92% опрошенных фондом "Общественное мнение" намеревались принять участие в ней, заранее отказывались всего 3%. После ее проведения 67% респондентов заявили, что отвечали на вопросы переписчиков лично, 26% сказали, что за них ответили родственники и соседи. Неохваченными, если верить социологам, остались лишь 6%. Эксперты полагают, что в переписи 2002 г. не участвовало значительно больше людей - 20-25% россиян и мигрантов, что исказило ее данные. Россияне знают, что формально защищенные законом базы налоговиков, ГАИ и БТИ продаются на рынке, и боятся, что то же самое произойдет с результатами переписи. В частности, по данным ВЦИОМ, 46% опрошенных считают, что органы, ответственные за проведение переписи, не способны обеспечить анонимность ее данных, спокойны за их сохранность 35%, еще 19% затруднились с ответом. Наши сограждане опасаются статистиков и переписчиков не как таковых, а как представителей государства.

19 слайд

Описание слайда:

ПРАЙМ-ТАСС и Финмаркет об опасениях Росстата в связи с переписью И тебя посчитают. В период кризиса перепись-2010 рискует оказаться самой неполной После нескольких месяцев неопределенности и упорных слухов о возможном переносе на несколько лет Всероссийской переписи населения принято бесповоротное решение: перепись состоится в октябре следующего года. Однако, принять в ней участие могут отказаться мигранты и многие жители крупнейших городов. Нужно ли их заставить? Казалось бы, чего проще раздать населению бланки и получить от людей ответы на короткие и четко сформулированные вопросы. После этого анкеты будут обработаны, а затем появится максимально приближенный к реальностям социально-экономический и миграционный "срез" российского общества. Тем не менее, предстоящая перепись населения может столкнуться с двумя главными проблемами. Речь идет о негативном отношении населения к самому факту переписи, причем одна группа - преимущественно жители больших городах - ссылается на занятость и не хочет тратить время на заполнение анкет, а другая группа - мигранты из стран СНГ - боится обнаружить себя в ходе переписи, так как их пребывание в РФ зачастую нелегально. Резонно заметить, пожалуй, что требовать от населения РФ проявления высокой гражданской ответственности, выраженной в участии в переписи, не очень корректно. Рискнем предположить, что обязательство участвовать в переписи и наказание за неучастие драматически снизят ценность статистических сведений в анкете, которые "под палкой" могут быть и не такими достоверными. Если уж ставить вопрос об обязательности и персонализации, то перепись можно делать и на основании паспортных столов, МВД, Миграционной службы и других уполномоченных органов. Если же перепись станет очередным этапом закручивания гаек со стороны власти, то этой самой власти проще и формировать результаты переписи. Ведь отменили же выборы губернаторов, есть подозрения в масштабных нестыковках при проведении выборной компании в региональные парламенты осенью 2009 г. Почему бы властям не сделать и следующий шаг, если мнение населения их уже не сильно заботит?

20 слайд

Описание слайда:

Численность населения по состоянию на 2002 год Численность постоянного населения Российской Федерации составила 145,2 млн. человек, что на 1,8 млн. человек превысило текущую оценку численности населения. Россия занимает седьмое место в мире по численности населения после Китая (1285 млн. человек), Индии (1025 млн. человек), США (286 млн. человек), Индонезии (215 млн. человек), Бразилии (173 млн. человек) и Пакистана (146 млн. человек).



Похожие статьи