Предмет и метод социально-экономической статистики. Основные критерии и показатели социально-экономического развития региона

Социально-экономическое развитие Российской Федерации и ее субъектов зависят от большого количества факторов, о динамике которых органы официальной статистики приводят ежегодные отчеты. Ряд показателей отражают состояние социальной сферы, уровень жизни населения и дают возможность определить достигнутый уровень социально-экономического развития (валовой региональный продукт, доходы и расходы консолидированных бюджетов, инвестиции в основной капитал, среднедушевые денежные доходы, уровень безработицы и т. п.). Другие дают более детальное представление о тех же сферах, уточняя конкретные процессы (число посещений музеев, площади сельхозугодий и пашни, число амбулаторно-поликлинических учреждений, выпуск специалистов из высших и средних учебных заведений и т. п.).

Объективную количественную оценку социально-экономического развития субъекта Российской Федерации за определенный период времени дают комплексные показатели, учитывающие одновременное влияние ряда показателей социально-экономического развития. При этом основной целью комплексной оценки уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации является определение возможности решения текущих и долгосрочных задач на основе имеющегося потенциала и источников экономического роста, а также эффективности мер по реализации региональной политики.

Источниками информации является годовая статистическая отчетность Федеральной службы государственной статистики РФ, статистики федеральных ведомств: Министерства связи РФ, Министерства финансов РФ, Министерства природы РФ, Федерального казначейства и Центрального банка РФ, материалы, полученные от субъектов Российской Федерации в ходе осуществления мониторинга и разработки прогнозов социально-экономического развития регионов.

Базовыми индикаторами комплексной оценки уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации являются:

  • валовой региональный продукт на душу населения;
  • объем инвестиций в основной капитал надушу населения;
  • объем внешнеторгового оборота надушу населения;
  • финансовая обеспеченность региона с учетом паритета покупательной способности на душу населения;
  • доля среднесписочной численности работников, занятых в малых предприятиях;
  • уровень зарегистрированной безработицы;
  • соотношение среднедушевых денежных доходов и величины прожиточного минимума;
  • доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума (процентов) в общей численности населения;
  • суммарный оборот розничной торговли, общественного питания и платных услуг в расчете на душу населения;
  • основные фонды отраслей экономики надушу населения;
  • коэффициент плотности автомобильных дорог;
  • показатели уровня развития отраслей социальной инфраструктуры.

Показатели социально-экономического развития регионов отражаются в ежегодном мониторинге «Об итогах социально- экономического развития Российской Федерации», проводимом Министерством экономического развития РФ. Мониторинг и анализ социально-экономического развития Российской Федерации и отдельных секторов экономики включает в себя оценку текущей экономической ситуации, характеристику изменения факторов и тенденций развития, макроэкономический анализ структурной, энергетической, агропродовольственной, инвестиционной, инновационной, денежно-кредитной, бюджетной, тарифной, социальной и других аспектов государственной социально-экономической политики, а также результаты краткосрочного прогноза макроэкономики до конца текущего года. В разделе мониторинга «Региональное развитие» проводится анализ и оценка следующих показателей:

промышленного производства. Приводятся перечень федеральных округов и субъектов Российской Федерации, где за отчетный период наблюдается его рост или сокращение;

объема производства продукции сельского хозяйства всех сельхозпроизводителей, в том числе сельскохозяйственными организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, населением;

объема строительных работ , в том числе его роста / снижения по регионам, а также состояния по сравнению с аналогичным периодом прошлого года;

оборота розничной торговли , в том числе его структуры, увеличения / снижения по федеральным округам и субъектам;

объема платных услуг населению ,

индекса потребительских цен на продовольственные, непродовольственные товары;

стоимости условного (.минимального ) набора продуктов питания

реальных денежных доходов населения, в том числе его вариации по субъектам Российской Федерации;

среднедушевых денежных доходов населения, в том числе его вариации по субъектам Российской Федерации; анализа бюджетной системы РФ;

уровня регистрируемой безработицы, в том числе субъектов с минимальным и максимальным значением;

суммарной задолженности по заработной плате; демографической сферы в регионах.

В целом оценка данных показателей дает представление о тенденциях регионального развития страны и используется в аналитических записках и отчетах на разных уровнях государственной власти.

Комплексная оценка региональных социально-экономических показателей используется при прогнозировании развития страны и регионов на долгосрочный период. Так, Правительством РФ утверждено постановление от 11.11.2015 № 1218 «О порядке разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период». Этим постановлением утверждены Правила разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период.

В пункте 37 раздела III «Разработка долгосрочного прогноза» отмечено, что Министерство экономического развития РФ включает в состав долгосрочного прогноза ряд показателей и характеристик, среди которых приводятся основные показатели регионального развития на долгосрочный период, в том числе величина валового регионального продукта субъектов Российской Федерации, прогноз потребления топливно-энергетических ресурсов на территории субъектов Российской Федерации на долгосрочный период. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации разрабатывается в соответствии с требованиями Федерального закона от 28.06.2014 № 172- ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (далее - Закон о стратегическом планировании).

В целях типизации регионов, которая отражает политику регионального развития, выделяются основные составляющие или блоки показателей:

  • социально-экономическое развитие региона;
  • инвестиционная привлекательность региона;
  • инновационное развитие экономики региона.

Показатели, включенные в данные три блока, в отличие от

других рейтингов регионов, в максимально возможной мере охватывают ключевые сферы экономики и социальной жизни регионов прежде всего с позиции готовности их хозяйственных комплексов к инновационному пути развития. Они доступны на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики РФ.

Международные организации оценивают степень развития стран и регионов по некоторым универсальным интегральным показателям. Одним из них является индекс человеческого развития (ИЧР), разработанный в рамках Программы развития ООН. Он отражает основные характеристики человеческого потенциала территории и является стандартным инструментом при общем сравнении уровня жизни различных стран и регионов.

Индекс публикуется в рамках Программы развития ООН в ежегодных отчетах о развитии человеческого потенциала с 1990 г.

Данный показатель ранжирует страны по восходящей от нуля до единицы. При этом для расчета используются три показателя экономического развития:

  • 1) ожидаемая продолжительность жизни при рождении;
  • 2) доступ к образованию, измеряемый уровнем грамотности взрослого населения и совокупным валовым коэффициентом охвата образованием;
  • 3) достойный уровень жизни, измеряемый величиной валового внутреннего продукта на душу населения (по паритету покупательной способности, выраженному в долларах США).

Российская Федерация в рейтинге 2015 г. занимает 50 место с ИЧР 0,798, открывая список стран с высоким уровнем человеческого развития и разделив это место с Беларусью. Основные показатели России таковы: средняя ожидаемая продолжительность жизни при рождении - 70,1 лет, средняя продолжительность получения образования - 14,7 лет, валовой национальный доход на душу населения -22 352 дол. в год (по паритету покупательной способности, выраженному в долларах США в ценах 2011 г.). В стране проживают около 142,5 млн человек. В целом на показатели России негативное влияние оказывают социально-экономическое неравенство среди населения, экологические проблемы, относительно низкая продолжительность жизни (особенно среди мужчин, свойственная скорее неблагополучным странам). Следует также учитывать, что нынешние показатели России рассчитаны по итогам относительно благополучных 2013-2014 гг., тогда как в 2015 г. к негативным факторам прибавились значительные экономические проблемы, которые сейчас оказывают существенное отрицательное влияние на развитие государства и благополучие его населения. Тем не менее Россия пока опережает в рейтинге своих соседей по группе крупнейших государств с быстрорастущей экономикой (БРИКС), где Бразилия занимает в рейтинге 75 место, Южная Африка - 116, Индия - 130.

Показатели социально-экономического развития региона используются в ходе анализа неравномерности социально-экономического развития в территориальном разрезе. Эта неравномерность во многом определяется обеспеченностью природными ресурсами, исторически сложившейся инфраструктурой, природно-климатическими условиями, менталитетом населения и другими факторами объективного характера. Наряду с объективными факторами существенное влияние на развитие субъектов Российской Федерации оказывают региональная экономическая политика и условия ведения бизнеса. Большое значение имеет то, насколько эффективно в регионе используются природные или исторические преимущества или, напротив, насколько восполняется недостаток этих преимуществ за счет скрытых потенциальных резервов. Все это находит отражение в показателях экономики, бюджета, социальной сферы регионов.

Российские рейтинговые агентства («РИА „Рейтинг 44 », «Эксперт РА», «Профиль» и др.) на основе анализа агрегирования ключевых показателей регионального развития, формируют позиции регионов на экономической карте России. Результаты рейтинга позволяют не только дать комплексную сравнительную оценку позиций регионов, но и определить динамику их развития, которая очень неравномерна.

Так, рейтинговое агентство «РИА „Рейтинг 44 » определяет позиции регионов на основе рейтинга социально-экономического положения регионов, который строится на основе агрегирования групп показателей, характеризующих экономическую, социальную и бюджетную сферы. Каждая группа показателей включает ряд количественных индикаторов.

Показатели масштаба экономики: объем производства товаров и услуг, объем доходов консолидированного бюджета, численность занятых в экономике.

Показатели эффективности экономики: объем производства товаров и услуг на одного жителя, инвестиции в основной капитал на душу населения, доля прибыльных предприятий, отношение задолженности по налогам к объему поступивших налогов и сборов в бюджетную систему РФ.

Показатели бюджетной сферы: доходы консолидированного бюджета на одного жителя, доля налоговых и неналоговых доходов в суммарном объеме доходов консолидированного бюджета, отношение государственного долга к налоговым и неналоговым доходам консолидированного бюджета, дефицит бюджета к налоговым и неналоговым доходам.

Показатели социальной сферы: отношение денежных доходов населения к стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг, уровень безработицы, ожидаемая продолжительность жизни при рождении, уровень младенческой смертности.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» анализирует конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность регионов на основе разработанной методики. Инвестиционная привлекательность в рейтинге оценивается по двум параметрам: инвестиционный потенциал и инвестиционный риск. Потенциал показывает, какую долю регион занимает на общероссийском рынке, риск - какими могут оказаться для инвестора масштабы тех или иных проблем в регионе. Суммарный потенциал состоит из девяти частных: трудового, финансового, производственного, потребительского, институционального, инфраструктурного, природно-ресурсного, туристического и инновационного. Интегральный риск - из шести частных рисков: финансового, социального, управленческого, экономического, экологического и криминального. Вклад каждого частного риска или потенциала в итоговый индикатор оценивается на основе анкетирования представителей экспертного, инвестиционного и банковского сообществ.

В ходе исследования эксперты дают ретроспективу российских регионов по итогам года. По итогам анализа социально- экономического положения регионов агентство выделяет «узкие места» и новые факторы роста экономики. Например, по итогам 2014 г. отмечено, что годом ранее одним из сдерживающих факторов являлись издержки, существенно превышающие европейский уровень. Но резкое обесценение национальной валюты радикально изменило ситуацию. Резкая девальвация рубля дает новые стимулы для развития экономики страны, делая ее вполне конкурентоспособной с точки зрения издержек производства. В 2014 году российские тарифы намного снизились. Такая же или близкая к ней ситуация складывается и по другим видам затрат. Основное резюме за 2014 г. состоит в том, что в отсутствие внешних драйверов главным фактором минимизации рисков становится качество управления регионом. От профессионализма властей зависит эффективность использования таких новых шансов для развития, как девальвации рубля и санкции.

Таким образом, показатели социально-экономического развития региона, используемые в ходе анализа, оценки и прогнозирования экономики, повышают возможность информационной прозрачности субъектов Российской Федерации, а также дают возможность реализовать востребованность информации со стороны потенциальных инвесторов, власти и бизнеса о реальном положении дел в регионах и перспективах роста.

ОКОПФ - общероссийский классификатор организационно-правовых форм - также предназначен для решения аналитических задач в сфере статистики. Объектами классификации ОКОПФ являются организационно-правовые формы.

ОКСМ - общероссийский классификатор стран мира - предназначен для идентификации стран. Объектами классификации ОКСМ являются суверенные государства или любые другие территории , имеющие политические, экономические, географические или исторические особенности.

Все вышеперечисленные классификаторы входят в состав Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации Российской Федерации (ЕСКК) и разрабатываются в соответствии с нормативно-правовой базой, действующей в Российской Федерации, и гармонизируются со Статистической классификацией, принятой в Европейском экономическом сообществе. При разработке этих классификаторов используют иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования.

В связи с переходом на принятую в международной практике систему учета и статистики в России создан и функционирует Единыш государственные реестр (регистр) предприятий , организаций, учреждений и объединений - ЕГРПО. Целью его создания является обеспечение единого государственного учета предприятий и организаций, формирование информационного фонда. Важнейший раздел информационного фонда - классификационный - содержит классификацию субъектов в соответствии с вышеуказанными общероссийскими классификаторами.

Информационный фонд ЕГРПО состоит из трех разделов: идентификационного, справочного и экономического. Идентификационный раздел представляет собой регистрационный код объекта, уникальный для всего информационного пространства России; справочный содержит информацию о фамилии руководителя, адресе объекта, номерах телефонов и т. д. экономический содержит показатели, характеризующие субъект.

Таким образом, системы обозначений, принятые в государственной статистике, являются официальными стандартами Российской Федерации и используются для решения аналитических задач, на них основана методология сбора и обработки статистической информации как для внутренних нужд, так и для сопоставления на международном уровне.

Статистические показатели, используемые в государственном регулировании

Одной из основных функций государства в современном обществе является регулирование процессов социально-экономической жизни страны. Главными задачами государственного регулирования являются повышение эффективности экономики и уровня жизни населения. Для решения крупнейших социально-экономических задач, стоящих перед обществом, статистика предлагает развернутую систему показателей, характеризующих все стороны социальных и экономических процессов, происходящих в окружающем нас мире. Большая работа ведется статистикой и в области совершенствования системы показателей, характеризующих уровень и динамику развития экономики и социальной сферы.

Критерием эффективности экономики является оптимальное соотношение произведенного национального дохода или его приростной величины к затраченным ресурсам рабочей силы и производственных фондов. Обобщающий показатель эффективности соизмеряет достигнутый результат общественного производства с фактическими затратами или с ресурсами. Для этой цели часто используют объем произведенного национального дохода, выраженный в фактически действующих ценах.

Национальными доход выполняет роль источника формирования государственного бюджета , денежного обращения в стране, платежей по международным расчетам и т. п. Обобщающий показатель, исчисленный по национальному доходу, позволяет установить реальные затраты на единицу вновь созданной части валового общественного продукта, на базе которого с помощью межотраслевого баланса определяют межотраслевые пропорции, коэффициенты прямых и косвенных затрат на единицу отдельных видов продукции, стоимостную и региональную структуру валового общественного продукта и т. п.

Показатель эффективности экономики, рассчитанный по затратам, отражает реальный уровень ежегодных расходов на производство единицы национального дохода. Он показывает, сколько расходуется живого труда, сырья, материалов, топлива на производство национального дохода.

Развернутую характеристику эффективности использования живого труда показывает совокупность следующих показателей:

  • производительность общественного труда;
  • трудоемкость продукции и работ;
  • соотношение темпов роста производительности и оплаты труда ;
  • использование фондов рабочего времени .

Существует большое количество показателей, характеризующих технический прогресс, использование основных и оборотных средств . К показателям эффективности затрат производственный фондов относятся материалоемкость совокупного общественного продукта. К показателям эффективности использования ресурсов производственных фондов относятся произведенный национальный доход на единицу основных фондов, прибыль на единицу основных фондов и скорость обращения оборотных фондов. Эффективность технического прогресса характеризуют прирост произведенного национального дохода на единицу прироста совокупности производственных фондов, срок окупаемости капитальных затрат на внедрение новой техники.

Большое значение в государственном регулировании имеет анализ состояния рынка ценный бумаг . Индикаторы рынка ценных бумаг рассчитываются по их видам, таким как акции, облигации и др. Индексы рынка ценных бумаг определяют динамику цен на акции, их могут рассчитывать ежедневно, еженедельно, ежемесячно, ежеквартально, по полугодиям, ежегодно. Индексы рынка ценных бумаг позволяют сопоставить изменения цен в различных сегментах рынка и делать вывод о том, какой сектор из них является наиболее прибыльным для инвесторов в данный момент.

В условиях современной экономики большое практическое значение приобретает анализ динамики цен на товары и услуги. Показатели, характеризующие инфляционные процессы на рынке потребительских товаров, применяются при решении многих экономических задач. Для оценки динамики цен на товары используют индекс потребительских цен. Он помогает при оценке инфляции , индексации доходов, определении текущих издержек производства. Методология расчета индекса является единой для многих стран, что позволяет производить международные сопоставления. Также для государственного регулирования процессов в экономике используется индекс-дефлятор, который оценивает степень инфляции по всей совокупности благ, производимых и потребляемых в государстве , при этом учитываются инвестиции , экспорт и импорт товаров и услуг.

Характеристикой различных сторон производственной и социальной жизни страны служат статистические показатели уровня жизни населения. Задачей государственного регулирования уровня жизни населения является изучение закономерностей и тенденций изменения этого уровня. К основным разделам системы показателей уровня жизни относятся показатели доходов населения, показатели расходов и потребления населения, показатели сферы обслуживания, условия труда и отдыха, демографические показатели.

Доходы населения характеризуют денежная заработная плата, вклады населения, реальные доходы населения, их структура и динамика. Изучая показатели расходов и потребления населения, рассматривают бюджет семьи , потребление продовольственных и непродовольственных товаров и услуг, их структуру и динамику. К показателям сферы обслуживания относятся товарооборот, обеспеченность жилищем, бытовым и коммунальным обслуживанием, показатели здравоохранения, образования, культуры и т. п. Условия труда и отдыыха характеризуют занятость населения, продолжительность рабочего дня, недели, отпуска. К демографическим показателям относятся уровень рождаемости, уровень смертности, средняя продолжительность жизни и др.

Важнейшими задачами государственного регулирования является обеспечение правильных соотношений и недопущение диспропорций между различными отраслями экономики, разработка перспективных планов развития экономики и социальной сферы. Именно статистика обеспечивает выполнение этих задач в части обеспечения глубокой и разносторонней информацией о современном состоянии социально-экономических отношений в обществе, о тенденциях, недостатках и диспропорциях в развитии отдельных элементов и отраслей экономики и социальной сферы.

Транскрипт

1 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА УРОВНЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ Дадыкина Ю. В., Рябова С. Г. (рук.) Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва» Саранск, Россия ANALYSIS AND DEVALUATION OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REPUBLIC OF MORDOVIA Dadykina Y. V., Ryabova S. G. (leader) Ogarev Mordovia State University Saransk, Russia Социально-экономическое положение региона является объективным отражением эффективности управляющих воздействий, осуществляемых органами власти субъекта РФ. Оценка ситуации, складывающейся в регионе, дает представление не только об особенностях социально-экономического развития субъекта Федерации, но и опосредованно характеризует существующую систему управления регионом, выявляет её достоинства и недостатки, а также возможные направления её совершенствования. Мордовия является индустриально-аграрным регионом. За последние пять лет наиболее существенные структурные сдвиги в экономике республики обусловлены значительным снижением доли промышленности в объеме ВРП, с 41,8 % в 2004 г. до 25,9 % в 2009 г., а также транспорта и связи (на 1,7 процентных пункта) . Напротив, в наибольшей степени вырос вклад в ВРП сельского хозяйства (на 1,1 процентных пункта), оптовой и розничной торговли (на 5,3 процентных пункта), а также других отраслей (таблица 1). Социально-экономическая ситуация в республике в 2010 г. характеризовалась положительной динамикой в основных отраслях и секторах экономики, в том числе в сфере промышленного производства, инвестиций, строительстве, на потребительском рынке. Обеспечен рост (по сравнению с предыдущим годом) реальных денежных доходов населения, среднедушевых денежных доходов, среднемесячной номинальной начисленной заработной платы. Вместе с тем имеется и широкий спектр проблем. Основными проблемами, требующими решения в среднесрочной перспективе, являются: износ основных фондов; низкая доля инновационной продукции; потребность в формировании долгосрочной политики по развитию промышленности республики; проблемы утраты конкурентоспособности предприятий в будущем (по причине нарастающей конкуренции со стороны иностранных и российских производителей); жесткая тарифная политика в энергетическом секторе, ограничивающая реализацию крупных инвестиционных проектов; необходимость создания благоприятных условий для прихода внешних инвесторов, в том числе потребность подготовки промышленных площадок, реализации инновационных проектов и прочие.

2 Таблица 1 Основные социально-экономические показатели Показатели 2006 г г г г г. Численность населения на конец года, тыс. чел. 847,6 840,4 833,0 840,6 833,3 Среднегодовая численность занятых в экономике, тыс. человек 396,6 395,3 393,9 387,1 385,0 Общая численность безработных (по методологии МОТ), тыс. человек 20,8 16,3 11,4 25,1 24,6 Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума - тыс. человек 242,2 205,1 167,7 160,8 162,8 - в % от общей численности населения 28,3 24,2 20,0 19,3 19,4 Фактическое конечное потребление домашних хозяйств, млн. рублей 42798,1 Среднедушевые денежные доходы населения в месяц, рублей 4878,5 6137,8 8384,2 9653,3 Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций, руб. 6358,4 8103,1 Средний размер назначенных месячных пенсий, рублей 2561,6 3332,5 4090,4 5554,1 6820,6 Валовой региональный продукт - млн. рублей 57974,1 - на душу населения, рублей 68025,3 Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам экономической деятельности, млн. рублей: - добыча полезных ископаемых 59,7 182,0 188,5 164,4 229,8 - обрабатывающие производства 48726,1 - производство и распределение электроэнергии, газа и воды 8879,4 8195,3 6667,2 7771,5 9627,7 Продукция сельского хозяйства, млн. рублей 18471,3 в том числе: - продукция растениеводства 7864,1 5695,9 - продукция животноводства 10606,4 Ввод в действие общей площади жилых домов, тыс.кв. м 213,2 242,8 284,1 276,6 289,0 Пассажирооборот транспорта общего пользования, млн. пасс-км 589,0 537,0 507,0 398,0 497,0 Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток), млн. рублей 5618,9 9798,5-352,2 Прибыль прибыльных предприятий, млн. руб. 7954,6 5007,1 5967,0 Инвестиции в основной капитал, млн. руб,2 Индекс потребительских цен (декабрь к декабрю предыдущего года), процентов 108,1 112,3 114,4 109,1 109,5 Индекс цен производителей промышленных товаров, процентов 115,3 119,9 106,0 92,5 121,5 Внешнеторговый оборот, млн. долл. США 189,5 285,1 546,3 417,4 404,0 в том числе: - экспорт 77,7 81,5 132,2 149,0 174,6 - импорт 111,8 203,6 414,1 268,4 229,4

3 Несмотря на кризисные явления в экономике, осуществлялась реализация ряда высокоэффективных инвестиционных проектов в области промышленности, строительства и АПК. Наиболее значимые из них: создание производственного комплекса по выпуску стального и чугунного литья (ООО «ВКМ- Сталь»), объем инвестиций 4,8 млрд. р.; развитие мясного животноводства (Группа компаний «Талина»), объем инвестиций 9,7 млрд. р.; создание производства оптического волокна (ЗАО «Оптиковолоконные системы»), объем инвестиций 3,4 млрд. рублей. Второй по значению отраслью экономики является сельское хозяйство, доля которого в валовом региональном продукте составляет более 17 процентов. Основными секторами специализации агропромышленного комплекса являются производство молочной (молока, сыров и молочных продуктов), мясной (развитие производства говядины, свинины), птицеводческой (производство яиц и мяса птицы) продукции, пищевая и перерабатывающая промышленность. Растениеводство специализируется на производстве зерновых культур, а также сахарной свеклы, картофеля, овощей и кормовых культур. За гг. продукция сельского хозяйства во всех категориях хозяйств увеличилась в 1,3 раза. За последние пять лет в сельхозорганизациях производство молока увеличилось в 1,3 раза, скота и птицы в 1,6 раза. Основной прирост достигнут за счет производства мяса свиней в 2,7 раза, птицы в 1,8 раза. За 2010 год производство молока в сельхозорганизациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах составило 293 тыс. т, с ростом к соответствующему уровню прошлого года на 8,9 %, скота и птицы 84,2 тыс. т или на 18,3 %, яиц 965,3 млн. шт., 16,9 процента. Надой на 1 корову возрос на 394 кг и составил 4303 кг. . В настоящее время на территории республики функционируют 94 крупных и средних сельскохозяйственных организации различных форм собственности, 1118 крестьянских (фермерских) хозяйств и более 160 тыс. личных подсобных хозяйств граждан. В последние годы агропромышленный комплекс выделен в качестве одного из основных приоритетов экономической политики Республики Мордовия. На развитие сельскохозяйственного производства направлена реализация Программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Мордовия на годы. В 2010 г. сельхозтоваропроизводителями привлечено более 9,4 млрд. рублей кредитных средств. С начала реализации национального проекта «Развитие АПК» в сельское хозяйство инвестировано более 23,8 млрд. рублей субсидируемых инвестиционных кредитов. Поддержка сельского хозяйства республики важна еще и по причине большой доли занятого в нем населения (в сельской местности проживает около 40% жителей республики). Ситуация в строительном комплексе республики остается стабильной и прогнозируемой. Предприятиями и организациями всех форм собственности, а также индивидуальными застройщиками введено 1736 квартир общей площадью кв. метров, что на 19,3% больше, чем за аналогичный период 2010 г. Населением за счет собственных и заемных средств построено общей площади жилых домов в размере кв. м., что на 2,4% меньше соответствующего периода прошлого года. Доля индивидуального жилищного строительства в общем объеме жилья со-

4 ставила 35,1%. В сельской местности введено кв. метр жилья, из них по индивидуальному жилищному строительству кв. метров. В 2010 году объем работ, выполненных по виду экономической деятельности «строительство» составил 17281,7 млн. рублей, что на 21,6% больше, чем в 2009 году. Инвестиции в основной капитал организаций, осуществляющих строительную деятельность в 2010 году составили 360,3 млн. рублей. Доля строительной отрасли в объеме ВРП составляет более 9 % . Республика Мордовия располагает развитой транспортной инфраструктурой. Протяженность железных дорог 0,55 тыс. км. По территории республики проходит железнодорожная магистраль Москва Самара, восточную часть республики пересекает железнодорожная линия Нижний Новгород Пенза. Республика имеет железнодорожное сообщение со всеми регионами Российской Федерации. Город Рузаевка (25 км от г. Саранска) крупная узловая железнодорожная станция Куйбышевской железной дороги. В г. Саранске функционирует аэропорт, способный принимать самолеты грузоподъемностью до 100 т. Воздушным транспортом за 2010 г. было перевезено 21 тыс. чел. По железным дорогам Мордовии осуществляются транспортные связи центра и юга России с регионами Поволжья, Южным Уралом, Сибирью, Казахстаном, Средней Азией, Дальним Востоком, через аэропорт г. Саранска проходят внутренние воздушные линии. Однако большие временные затраты на дорогу не позволяют максимизировать пользу от соседства с развитыми регионами страны и снижают инвестиционный потенциал республики. Коэффициент плотности автомобильных дорог (коэффициент Энгеля) составляет 32,2, при этом плотность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием равна 182,5 км на 1000 кв. км территории . За 2010 г. автомобильным транспортом общего пользования перевезено 70,5 млн. человек (122,2 % к соответствующему периоду прошлого года), пассажирооборот предприятий автомобильного транспорта составил 769,8 млн. пасс. км (128,9 %). Перевезено грузов 10,7млн. т (97,5 %), грузооборот 445,8 млн. т-км (103,8 %). Железнодорожным транспортом было перевезено 3585 тыс. тонн грузов и 1420 тыс. пассажиров. При этом необходимо отметить, что основные фонды объектов транспортной инфраструктуры, а также подвижной состав автотранспортных организаций имеют высокую степень износа. Оптимизация транспортных грузопотоков, улучшение транспортной инфраструктуры, повышение качества обслуживания, обновление автомобильного парка позволят в последующие годы обеспечить положительную динамику работы автотранспортных предприятий. Обеспечение потребности экономики и населения в услугах связи и устойчивую работу средств связи осуществляет Филиал в Республике Мордовия ОАО «Ростелеком». Функционируют 401 АТС общей мощностью 283,5 тыс. номеров с программным управлением. Внедрены современные поколения телефонной сети, электронные АТС, цифровые системы передачи информации, увеличивается число пользователей сети Интернет. Действуют 3 ведущих российских и 2 региональных оператора сотовой связи. В их числе «МТС», «Билайн», «Мега- Фон», «СМАРТС GSM», «ЗАО «НСС».

5 На основе проведенного анализа, характеризующего уровень экономического развития муниципальных образований Республики Мордовия, был составлен рейтинг муниципальных образований, результаты которого представлены в таблице 2. Среди лидеров по-прежнему остаются городской округ Саранск, Чамзинский и Рузаевский муниципальные районы. Стоит также отметить, что Ковылкинский муниципальный район немного сдал позиции, а Ардатовский наоборот, поднялся в рейтинговой таблице выше. Таблица 2 Рейтинг муниципальных образований Республики Мордовия по уровню экономического развития 2005 год 2010 год Муниципальные районы и Муниципальные районы и Рейтинг городской округ городской округ Рузаевский район 1 городской округ Саранск 1 городской округ Саранск 2 Чамзинский район 2 Чамзинский район 3 Рузаевский район 3 Атяшевский район 4 Атяшевский район 4 Краснослободский район 5 Ардатовский район 5 Зубово-Полянский район 6 Краснослободский район 6 Ковылкинский район 7 Лямбирский район 7 Лямбирский район 8 Ичалковский район 8 Ичалковский район 9 Зубово-Полянский район 9 Ардатовский район 10 Ковылкинский район 10 Торбеевский район 11 Ромодановский район 11 Ромодановский район 12 Дубенский район 12 Дубенский район 13 Старошайговский район 13 Ельниковский район 14 Торбеевский район 14 Старошайговский район 15 Ельниковский район 15 Инсарский район 16 Инсарский район 15 Большеберезниковский район 17 Кочкуровский район 17 Темниковский район 18 Темниковский район 17 Атюрьевский район 19 Атюрьевский район 19 Кадошкинский район 20 Кадошкинский район 20 Кочкуровский район 20 Большеберезниковский район 21 Теньгушевский район 22 Большеигнатовский район 22 Большеигнатовский район 23 Теньгушевский район 23 Рейтинг Несомненно, экономическое положение муниципальных образований республики характеризуется положительной динамикой в основных секторах экономики, вместе с тем сохраняется и ряд отрицательных тенденций: медленный рост конкурентоспособности экономики из-за высокой затратности производства, дефицита профессиональных кадров, недостаточного объема инвестиций, что сокращает возможности развития реального сектора экономики; значительный износ основных фондов в целом по отраслям экономики; отмечается пониженный уровень инновационного потенциала;

6 высокая степень износа инженерной и коммунальной инфраструктуры; в сельскохозяйственном производстве неудовлетворительное финансовое состояние ряда сельскохозяйственных предприятий; недостаточный уровень развития малого и среднего бизнеса, особенно в реальном секторе экономики; сохраняется проблема убыточности организаций и др. Демографическая ситуация в республике характеризуется низкими параметрами воспроизводства населения и сокращением его численности. За 10 лет численность населения сокращалась в среднем 8-9 тысяч в год. На начало 2011 г. постоянное население Республики Мордовия, с учетом предварительных итогов Всероссийской переписи населения 2010 г., насчитывало 833,3 тыс. человек. Сокращение численности населения происходило как за счет естественной убыли, так и за счет миграционного оттока населения. Только в 5-и муниципальных районах и в ГО Саранск из 22-х муниципальных районов республики отмечалось увеличение числа родившихся. Общий показатель рождаемости составил 9,5 родившихся на 1000 человек населения (14-е место в ПФО). Разрыв коэффициентов рождаемости по районам республики значителен: от 11,0 до 5,2. Снижение числа умерших зарегистрировано в 15 муниципальных районах и в ГО Саранск. В целом по республике превышение числа умерших над числом родившихся в 2011 г. составило 1,7 раза (в РФ 1,2 раза), при этом в Темниковском районе 4,4 раза, Дубенском 3,5 раза, Большеигнатовском - 3,2 раза, Ичалковском 3,1 раза, Большеберезниковском 3,0 раза. В республике, как и в целом по России, наблюдается демографическое старение населения. Главной причиной этого является спад числа родившихся и уменьшение доли детей во всем населении. Изменения в социально-экономической сфере негативно отразились на системе здравоохранения. Она нуждается в срочном реформировании. Многие показатели здоровья населения региона вызывают тревогу, так наблюдается рост общей заболеваемости, в расчете на 1000 чел. с 1138,9 случаев в 2000 году до 1340,4 случаев в 2010 году (на 16%); рост травм и травлений (на 13,4%). Проведенная оценка удовлетворенности населения 1 качеством медицинской помощи показала, что в среднем по республике существенных изменений в данной области за 2010 г. не произошло. Доля респондентов удовлетворенных качеством медицинской помощи, оказываемой им по месту жительства, незначительно снизилась и составила в 2010 г. 60,8% (63,5% в 2009 г.). Высоко оценивают работу медицинских учреждений респонденты Ардатовского (показатель общей удовлетворенности здесь составляет 88,9%), Теньгушевского (82,5%), Торбеевского (76,4%), Дубенского (74,1%), Ковылкинского (74,1%), Кочкуровского (70,9%) и Старошайговского (69,2%) муниципальных районов. Указанные районы составляют группу районов-лидеров. Самую низкую оценку качества медицинских услуг 1 Анализ общественного мнения основан на результатах социологических исследований, проведенных НЦСЭМ Республики Мордовия: «Резервы гармонизации социальных отношений в Мордовии», «Оценка населением Республики Мордовия эффективности деятельности органов местного самоуправления городского округа и муниципальных районов»

7 дали респонденты в Лямбирском (43,2%) и Темниковском (38,6%) муниципальных районах и в городском округе Саранск (42,1%). Анализ отмечаемых респондентами недостатков в работе учреждений здравоохранения по итогам исследований (2009 и 2010 гг.) показал, что наибольшие нарекания вызывают очереди на прием к участковому врачу, к врачам-специалистам, недостаток врачей-специалистов, а также нехватка современного медицинского оборудования. Респонденты также обратили внимание на недостаточное оснащение муниципальных медицинских учреждений современным оборудованием. Существенный рост значения данного показателя к уровню 2009 года наблюдался лишь в Кадошкинском районе (на 11,4 п.п.). В связи с тем, что многие из опрошенных чаще отмечали альтернативу «нет недостатков» и реже указывали на проблемы с льготными лекарствами и недостатком врачей-специалистов. В пяти районах зафиксировано существенное снижение уровня общей удовлетворенности качеством медицинской помощи: в Атяшевском (на 27,1 п.п.), Ельниковском (на 16 п.п.), Темниковском (на 15,8 п.п.), Зубово-Полянском (на 12,6 п.п.) и Лямбирском (на 12 п.п.). Претензии населения в районах, где произошло значительное снижение данного показателя, связаны с: отсутствием больниц в населенных пунктах, сокращением ФАПов и медпунктов, нарушениями в проведении приема пациентов, отсутствием лекарственных препаратов . Одной из системообразующих составляющих социального развития является образование населения и его культурный уровень. Образовательный комплекс региона в 2010 г. включал: 231 дошкольное учреждение, 516 общеобразовательных учреждений, в том числе: 452 дневных и 6 вечерних общеобразовательных учреждений; 3 высших учебных заведений (в том числе 2 государственных), 31 государственное среднее специальное учебное заведение и 24 учреждения начального профессионального образования. Среднереспубликанский уровень общей удовлетворенности населения услугами дошкольного образования в 2010 году составил 86,7% (в 2009 году - 86,5%). К районам, в которых значение данного показателя значительно выше среднего уровня относятся: Ичалковский (98,8 %), Ардатовский (95,8 %), Кочкуровский (93,8 %), Ромодановский (92,9 %), Атяшевский (92,6 %), Инсарский (91,9%), Торбеевский (91,6%), Ельниковский (91,1%), Теньгушевский (90,9%), Дубенский (88,5%), Старошайговский (87,9%), Лямбирский (87%). Самый низкий уровень удовлетворенности населения качеством дошкольного образования в Большеигнатовском (76,6%), Темниковском (77%) и Кадошкинском (77,4%) муниципальных районах . Уровень удовлетворенности населения качеством дополнительного образования детей в республике в 2010 году практически не изменился и составил 87,1%, что на 1% выше значения 2009 года. В 11 муниципальных образованиях значение данного показателя выше среднереспубликанского. Высокий уровень удовлетворенности качеством дополнительного образования сложился в Ардатовском (98,8%), Темниковском (95,5%), Торбеевском (94,6%), Ичалковском (94,3%), Ромодановском (92,4%), Атяшевском (91,2%), Большеберезниковском (91%) муниципальных районах и в городском округе Саранск (94,1%). Самые низкие зна-

8 чения данного показателя в Чамзинском (73%) и Кадошкинском (76,7%), Зубово- Полянском (77,9%) и Ковылкинском (79,6%) муниципальных районах. Респонденты неудовлетворенны материально-техническим оснащением образовательного процесса, отсутствием необходимого оборудования, мебели и капитального ремонта помещений, низкой активностью руководителей образовательных учреждений в области современных образовательных технологий и др. В 2010 году респонденты высоко оценивают качество общего образования детей: в среднем по республике уровень удовлетворенности составляет 82,9%. Наиболее высокий уровень удовлетворенности качеством общего образования в Ичалковском (93,5%), Ардатовском (93,1%), Теньгушевском (91%), Старошайговском (91,0%), Атяшевском (90%), Ромодановском (88,9%) и Торбеевском (88%) муниципальных районах. Развитие сферы культуры в регионе в последние годы характеризуется заметным оживлением. В настоящее время в республике действует 5 профессиональных театров, 24 музея, 549 массовых библиотек (снижение по сравнению с 2006 г. на 33 библиотеки), 554 клубных учреждения, парки культуры и отдыха. В 2010 году среднереспубликанский уровень общей удовлетворенности населения качеством предоставляемых услуг в сфере культуры незначительно снизился и составил 63,6% (в 2009 году - 65,1%). В 12 муниципальных районах уровень удовлетворенности значительно выше среднереспубликанского. Самый высокий уровень удовлетворенности населения качеством предоставляемых услуг в сфере культуры (качеством культурного обслуживания) отмечен в Ардатовском (87,1%), Ковылкинском (80,2%), Дубенском (76,5%) и Теньгушевском (72,5%) муниципальных районах. Самый низкий уровень удовлетворенности населения качеством предоставляемых услуг в сфере культуры сложился в Зубово-Полянском (41,4%), Темниковском (48%), Атюрьевском (49%) и Кадошкинском (49,6%) муниципальных районах . Важным направлением социальной политики и положительным фактором для укрепления здоровья населения, развития культурной среды региона является развитие физической культуры, спорта и формирование здорового образа жизни. В настоящее время в распоряжении населения Республики Мордовия для занятий физкультурой и спортом имеется две с половиной тысячи спортивных сооружений. За последние годы в республике построены физкультурнооздоровительные комплексы в г. Саранске, Краснослободске, с. Кемля, п. Атюрьево, с. Ельниках, с. Ст. Шайгово и других. В 2010 году процент населения, занимающегося спортом, составил в Республике Мордовия около 30%, в то время как в 2003 году этот показатель составлял только 9,8. Можно предположить, что столь резкое увеличение числа людей занимающихся физической культурой и спортом в республике, обусловлено влиянием следующих факторов: ростом объемов финансирования отрасли из республиканского бюджета, ростом числа физкультурно-спортивных сооружений и др. Однако в экономически развитых странах показатель занимающихся физической культурой, спортом и туризмом составляет 40-60%, тогда как в республике около 30%. Проведенное исследование показало, что показатели, характеризующие уровень социального развития за последние несколько лет улучшились, однако

9 проблем, сдерживающих его развитие сферы немало. Составление рейтинга, характеризующего уровень социально развития муниципальных образований республики, лишний раз указало на то, сколь высок уровень территориальной дифференциации между муниципальными образованиями (таблица 3). Более высокий уровень социального развития наблюдается в Лямбирском, Чамзинском, Рузаевском муниципальных районах и в городском округе Саранск. Стоит также отметить, что состав явных аутсайдеров принципиально не меняется. Таблица 3 Итоговый рейтинг, характеризующий уровень социального развития в муниципальных образованиях Республики Мордовия 2005 г г. Муниципальные районы и Муниципальные районы и Рейтинг городской округ городской округ Лямбирский район 1 Лямбирский район 1 Рузаевский район 2 городской округ Саранск 2 Чамзинский район 2 Чамзинский район 3 Кочкуровский район 4 Рузаевский район 4 Ромодановский район 5 Ромодановский район 5 Ичалковский район 6 Теньгушевский район 6 Торбеевский район 7 Ичалковский район 7 городской округ Саранск 8 Кочкуровский район 8 Теньгушевский район 9 Краснослободский район 8 Дубенский район 10 Зубово-Полянский район 10 Инсарский район 11 Ардатовский район 11 Краснослободский район 11 Ельниковский район 12 Ельниковский район 13 Ковылкинский район 12 Ардатовский район 14 Торбеевский район 14 Большеигнатовский район 15 Атяшевский район 15 Старошайговский район 16 Старошайговский район 16 Кадошкинский район 17 Дубенский район 17 Большеберезниковский район 18 Инсарский район 17 Ковылкинский район 18 Большеигнатовский район 19 Зубово-Полянский район 20 Темниковский район 20 Атяшевский район 21 Кадошкинский район 21 Темниковский район 22 Большеберезниковский район 22 Атюрьевский район 23 Атюрьевский район 23 Рейтинг В заключении хотелось бы отметить, что проводимая социальноэкономическая политика, направленная на создание благоприятных условий для республиканских производителей, государственную поддержку проектов по выпуску конкурентоспособной продукции и снижение инвестиционных рисков в экономике, дала определенные положительные результаты. Вместе с тем сохраняется и целый ряд проблем, сдерживающих устойчивое развитие республики. В сложившихся обстоятельствах основной задачей региональных органов власти по-прежнему остается поиск наиболее действенных механизмов обеспечения устойчивого развития региона и решение внутренних экономических проблем. Для успешного решения экономических проблем в республике необходимо:

10 сформировать эффективную систему предпринимательства, ликвидировать административные барьеры для малого и среднего бизнеса, стимулировать деловую активность, провести преобразование отраслей экономики на основе различных форм собственности и хозяйствования; создать современную инфраструктуру региона, модернизировать транспортную, информационную инфраструктуру; закупить и внедрить новые технологии, направленные на глубокую переработку сырья, развить перерабатывающие отрасли, кредитно-налоговое стимулирование внедрения инновационных технологий и т.п.; проводить более жесткую антимонопольную региональную политику по отношению к отраслям естественной монополии и др. Для решения данных задач на региональном уровне необходимо коренным образом повысить роль наукоемких производств, широко внедрять в производство передовые разработки, для чего необходимо проводить для таких предприятий льготную кредитно-налоговую политику; снизить долю первичных отраслей материального производства, сократить энерго- и материалоемкость на базе внедрения ресурсо- и энергосберегающих технологий; повысить долю внешнеэкономического оборота в общественном продукте, что обусловлено включением регионального комплекса в региональное разделение труда и внешнеэкономические связи; изменить структуру производимого продукта в сторону увеличения нематериального производства. Социальное развитие региона должно быть ориентировано на последовательное повышение уровня жизни населения, рост доходов, снижение социального неравенства, доступность населения к получению гарантированных социальных услуг, а экономическая политика должна ориентироваться на стабилизацию и преодоление кризисных явлений в экономике, а также создание предпосылок для устойчивого развития в посткризисный период. Это позволит заложить основы эффективного социально-экономического развития региона на средне и долгосрочную перспективу. Список литературы: 1. Доклад Меркушкина Николая Ивановича «О достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти Республики Мордовия за 2010 год и их планируемых значениях на 3- летний период» 2. Иншаков О. В. Прикладные аспекты параметрической оценки типов социально-экономического развития регионов / О. В. Иншаков, А. В. Шевандрин // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 3, Экономика. Экология Вып С Мордовия: Стат. ежегодник./ Мордовиястат. Саранск, с. 4. О Республиканской целевой программе развития Республики Мордовия на годы [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Республики Мордовия от 22 декабря 2008 г Доступ из справочноправовой системы «ГАРАНТ».

11 5. Об утверждении Программы по повышению эффективности расходов республиканского бюджета Республики Мордовия на период до 2013 года [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Республики Мордовия от г Доступ из справочно-правовой системы «ГАРАНТ». 6. Социологический анализ качества оказания бюджетных услуг населению в Республике Мордовия: моногр. / науч. ред. проф. А.И. Сухарев; ред. сост. Е.И. Долгаева, В.П. Миничкина; Науч. Центр соц.-экон. мониторинга Республики Мордовия. Саранск, с. 7. Стратегия социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 года: [утверждена законом Республики Мордовия от З «О стратегии социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 года»]. Саранск: РЕДКОЛ, с.


Итоги социально-экономического развития Брянской области за 2014 год Объем валового регионального продукта в 2014 году оценивается в объеме 251,2 млрд. рублей или 102 процента в сопоставимых ценах к уровню

РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСА НАСЕЛЕНИЯ ПО ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА САРАНСК И МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАЙОНОВ В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ, УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ОРГАН ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ ПО РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ РЕСПУБЛИКИ

ПРОГНОЗ социально-экономического развития Челябинской области на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов Прогноз социально-экономического развития в соответствии с Бюджетным кодексом является основой

Просмотр данных по муниципальному прогнозу Территория: Сельское поселение Кузнецовское Источник данных: Данные муниципальных образований (прогноз) Показатели Отчет Оценка 1. Демографические показатели

П/п Показатель Ед.измер. 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 Экономика ВРП 2015 к 2006 1 Объем ВРП млн.руб. 23 903,3 31 860,0 37 283,1 48 792,7 57 993,8

1. ОСНОВНЫЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ БЕЛГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ Год образования - 1954 Территория - 27,1 тыс. км 2 Административный центр - Белгород Расстояние от Белгорода

ПРОГНОЗ социально-экономического развития Челябинской области на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов Министр экономического развития Челябинской области Мурзина Елена Владимировна 28 сентября

Аналитическая информация об итогах социально-экономического развития муниципального образования «Новоторъяльский муниципальный район» за 2017 год и основных задачах на 2018 год Аналитическая информация

Социально-экономическое положение Курганской области за январь-октябрь 2017 года Промышленное производство. Индекс промышленного производства в январеоктябре 2017 года составил 101,6% к соответствующему

08.12.2016 34-е заседание 34/990 О прогнозе социально-экономического развития Тульской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов Рассмотрев прогноз социально-экономического развития Тульской

Проект Показатели Прогноз социально-экономического развития Губкинского городского округа на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов Единица измерения 2016 год отчет 2017 год оценка консерва -тивный

Краткая информация об экономико-географическом положении Республики Марий Эл Республика Марий Эл расположена в центре европейской части Российской Федерации, в средней части бассейна р. Волги и входит

Основные показатели социально-экономического развития г. Брянска за январь сентябрь 2012 года. п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 12. 14. 15. Показатели ДЕМОГРАФИЯ Численность населения Число родившихся

Министерство экономического развития Ростовской области мониторинг основных показателей социально-экономического развития Ростовской области в январе-марте 2016-2018 гг. (оперативные данные) ГАУ РО "Региональный

117 Е. В. НЕНЮКОВА ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ПРОДУКЦИИ СВИНОВОДСТВА КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА Ключевые слова: свиноводство, свинина, экономическая эффективность,

АДМИНИСТРАЦИЯ ЩЁЛКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА Постановление от 09.10.2015 2721 г. Щёлково, Московская область О прогнозе социально-экономического развития Щёлковского муниципального района на 2016-2018

Приложение 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЛАГАНСКОГО РАЙОНА ПОКАЗАТЕЛИ Единица 2005 г п/п измерения 1 Общие сведения о муниципальном образовании Географическое положение внутри республики Удаленность муниципального

УДК 330.354 Лебедева А.В., МБОУ «Лицей-интернат» г. Великого Новгорода РФ, г. Великий Новгород Научный руководитель: Лебедева Г.В., к.э.н., доцент ОСНОВНЫЕ СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

Оптимизация порядка предоставления государственных и муниципальных услуг на базе МФЦ в Республике Мордовия. Тремасова Д. Д. Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарёва, экономический факультет,

ОСНОВНЫЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ Численность постоянного населения (на конец года), тыс. человек 1354 1332 1290 1235 1214 1208 1201 1199 1196 1193 1191 в том числе в возрасте: моложе трудоспособного

1 Информация о социально-экономическом положении муниципального образования Камешковский район за январь-март 2017 года Производство товаров и услуг Оборот организаций по хозяйственным видам экономической

О прогнозе социально-экономического развития Новосибирской области на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов Минэкономразвития НСО Октябрь 2017 года Разработка прогноза СЭР НСО на период 2018-2020

Республика Коми на общероссийском фоне и в сравнении с другими регионами Северо-Западного федерального округа России по итогам 2012 года Промышленность Индекс промышленного производства в 2012 году в Республике

ТЕНДЕНЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН В 216 ГОДУ В 216 году в Республике Татарстан, несмотря на сохранение геополитической напряженности и режима санкций, по основным макроэкономическим

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА МОСКВА 2012 СОДЕРЖАНИЕ Стр. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОКРУГА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (КАРТА) 5 СТРУКТУРА ОСНОВНЫХ

РОССТАТ Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Псковской области ОТДЕЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ (в графиках и таблицах) ПСКОВ 214 1 РОДИВШИЕСЯ

Предварительные итоги социально экономического развития города Владивостока за январь август 2009 года и ожидаемые итоги социально экономического развития города Владивостока за 2009 год. Несмотря на влияние

1 Информационно-аналитическая записка «Социально-экономическая ситуация в республике в январе-марте 2016 года» ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО В январе-марте 2016 года индекс промышленного производства составил

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) И ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ СИСТЕМООБРАЗУЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ В ЯНВАРЕ-ДЕКАБРЕ 2015 ГОДА И ЯНВАРЕ 2016 ГОДА Социально-экономическое положение

Экономика и менеджмент ВЕСТНИК ЮГОРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА 2014 г. Выпуск 4 (35). С. 64 69 64 УДК 911.373(571.122);631;338.43 СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) И ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ СИСТЕМООБРАЗУЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ В ЯНВАРЕ-ИЮНЕ 2016 ГОДА Социально-экономическое положение и основные тенденции

С О Д Е Р Ж А Н И Е 1. КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О ГОСУДАРСТВАХ СОДРУЖЕСТВА, 2009... 13 2. КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О РЕГИОНАЛЬНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ И ВЕДУЩИХ СТРАНАХ МИРА, 2009... 15 3. ОСНОВНЫЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ

С О Д Е Р Ж А Н И Е СНГ В МИРЕ... 13 1. КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О ГОСУДАРСТВАХ СОДРУЖЕСТВА, 2013... 17 2. КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О РЕГИОНАЛЬНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ И ВЕДУЩИХ СТРАНАХ МИРА, 2013... 19 3. ОСНОВНЫЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ

Об итогах социально-экономического развития Санкт-Петербурга за 2016 год и о ходе выполнения поручений, содержащихся в Указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года 596-606 21 марта 2017 года

ЧИСЛЕННОСТЬ ПОСТОЯННОГО НАСЕЛНИЯ на 01.01.2017 2 708,8 тыс. человек ГОРОДСКИЕ ОКРУГА С ЧИСЛЕННОСТЬЮ НАСЕЛЕНИЯ свыше 100 тысяч человек сельское население 383,4 тыс. человек 14,2 % Кемеровский 556,9 Новокузнецкий

ИТОГИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ муниципального образования город Оленегорск с подведомственной территорией за 2014 год. Социально-экономическая ситуация Отдельные показатели, характеризующие уровень

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ОРГАН ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ ПО РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН (Башкортостанстат) При использовании данных ссылка на Башкортостанстат обязательна. Официальная статистическая

ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ Начиная с итогов за январь 2017г., официальная статистическая информация разрабатывается Росстатом на основе внедряемых в статистическую практику новых версий классификаторов: Общероссийского

При использовании материалов органа государственной статистики в средствах массовой информации ссылка на источник обязательна Основные итоги социально-экономического развития Кировской области в январе

П/п 1. Основные показатели экономического и социального положения района Показатели Ед. измер. 2007г. 2008г. 2009г. 1 Объем промышленного производства 703,27 974,16 471,5 2 Продукция сельского хозяйства

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) И ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ СИСТЕМООБРАЗУЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ В ЯНВАРЕ-АПРЕЛЕ 2016 ГОДА 1 Социально-экономическое положение Республики Саха

Итоги социально-экономического развития Брянской области в 2017 году Объем валового регионального продукта в 2016 году составил 285,9 млрд. рублей или 100,3 процента в сопоставимых ценах к уровню 2015

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) И ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ СИСТЕМООБРАЗУЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ В ЯНВАРЕ-МАЕ 2016 ГОДА Социально-экономическое положение и основные тенденции

Информация о х социально-экономического развития Курганской области и уровня жизни в регионе в сравнении с соответствующими ми в среднем по Уральскому федеральному округу и по Российской Федерации за 2015

АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОДСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ БЕЛООЗЁРСКИЙ» Воскресенского муниципального района Московской области ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 30.09.2016 г. 115 О предварительных итогах социально-экономического

ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО Из промышленных производств в области наиболее распространены обрабатывающие производства. В 2015 году на них пришлось порядка 88% объема отгруженных товаров собственного производства,

Меры государственной поддержки семей с детьми в Республике Мордовия САРАНСК 2015 Подробности на сайте 2 Дорогие друзья! Для того чтобы получить те или иные выплаты, Вы должны написать заявление. Также

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ ПО СТАВРОПОЛЬСКОМУ КРАЮ, КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКЕ И КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ (СТАВРОПОЛЬСТАТ) 74 от 11.09.2017 г. ПРЕСС-РЕЛИЗ Основные

ИНФОРМАЦИЯ «О CОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МАКАРОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ» ЗА ЯНВАРЬ-АВГУСТ 2012 ГОДА» г. МАКАРОВ 2012 год Социальная сфера. Численность постоянного населения

ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА МОСКВЫ В 2012-2013 ГОДАХ Валовой региональный продукт города Москвы (далее - ВРП) основной показатель, характеризующий развитие экономики города

Об экономической ситуации в Республике Беларусь в январе мае 2012 г. Стабилизация в ценовом секторе экономики наряду с высокими результатами во внешней торговле способствовали достижению в январе мае 2012

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ОРГАН ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ ПО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПОМЕСЯЧНЫЕ ИНДИКАТОРЫ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ

УДК 314.153(470.345) Логинова Н. Н. 1 ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ На примере Республики Мордовия рассматриваются факторы и проявления демографического кризиса в современной России. In

ÑÒÀÒÈÑÒÈÊÀ Ñèáèðñêèé ôåäåðàëüíûé îêðóã ñòàòèñòè åñêèå ïàðàìåòðû ðàçâèòèÿ Сибирский федеральный округ статистические параметры развития 9 А.А. КИСЕЛЬНИКОВ, доктор экономических наук, руководитель Новосибирскстата,

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ОРГАН ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ ПО РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ СТАТИСТИКА ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА СТАТИСТИЧЕСКИЙ СБОРНИК

КОМОВ П. В., ФЕДОТОВ Ю. Д. ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ Аннотация. В статье представлено комплексное исследование территориальной организации строительного комплекса

А.А. Кисельников доктор экономических наук, руководитель Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Новосибирской области Динамика и тенденции развития г. Новосибирска Доклад

Экономический мониторинг города Владивостока, характеризующий состояние и динамику развития экономической, социальной и иных сфер жизнедеятельности,за 2014 год 1 Потенциал города в крае за отчетный период

1. ОСНОВНЫЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Административно-территориальное деление Российской Федерации на 1 января 2001 г. (картограмма) 1)............................. 29

Основные показатели социально-экономического развития г. Брянска за январь-декабрь 1. 2. 3. 4. 5. ДЕМОГРАФИЯ Численность Число родившихся в расчете на 1000 человек Число умерших в расчете на 1000 человек

Предмет, метод и задачи социально-экономической статистики

V. Ответ с заключением (выводами)

IV. Проверка достигнутой точности решения

II. Разработка блок-схемы алгоритма решения

……..

III. Таблица с вычислениями

……..

……..

Общая теория статистики разрабатывает научную методологию, общие принципы вычисления статистических показателей, методы статистического исследования; социально-экономическая статистика использует показатели и методы в конкретных условиях социальной и экономической жизнедеятельности общества.

Социально-экономическая статистика представляет собой научную дисциплину, которая занимается изучением количественных характеристик массовых явлений и процессов в экономике и социальной сфере. Данные социально-экономической статистики обеспечивают систематическое количественное описание различных экономических и социальных процессов, происходящих в обществе.

Данная дисциплина включает в себя такие разделы статистики как:

Социально-демографическая статистика;

Статистика уровня жизни населения;

Статистика труда и занятости;

Статистика цен;

Статистика национального богатства;

Статистика различных отраслей и т.д.

Основными задачами социально-экономической статистики являются:

Предоставление органам государственного управления информации, необходимой им для принятия решений по широкому кругу вопросов, связанных с формированием социально – экономической политики, разработкой различных государственных программ и мер по их реализации;

Обеспечение информацией о развитии экономики и социальной сферы руководителей предприятий, необходимой им при принятии решений об инвестициях, расширении производства, организации сбыта и т.д.;

Информирование об основных итогах и тенденциях социально-экономического развития широкой общественности.

Политика в области статистики направлена на активное преодоление наслоений и деформаций, привнесенных командно-административной системой: недостатков в методологии учета и статистики, в совершенствовании системы показателей, в преодолении разрыва с общемировой практикой, международными стандартами, показателями и методами их формирования путем перехода к международной методологии, основанной на национальном счетоводстве.

Под термином «система показателей» понимается упорядоченное множество взаимосвязанных и взаимосогласованных показателей, характеризующих основные аспекты экономического развития и экономику в целом.

Термин «статистический показатель» имеет два значения:

Во-первых, это конкретная цифровая характеристика какого-либо социально-экономического явления;



Во-вторых, это общее определение содержания того или иного показателя, т.е. элементов, которые должны быть включены в показатель.

Определение содержания показателя и методов его оценки называют разработкой методологии, состоящей из следующих этапов:

1) идентификация явлений и процессов, подлежащих статистическому изучению, формулирование целей статистического изучения (например, целью определения ВВП является измерение производства товаров и услуг, а также темпов экономического роста);

2) определение содержания показателей (например, что включает в себя показатель экономические активы);

3) определение методов оценки отдельных показателей;

4) определение основных классификаций, которые должны быть применены для распределения изучаемых социально-экономических явлений на однородные группы на основе тех или иных критериев;

5) определение основных источников данных, необходимых для исчисления показателей.

В социально-экономической статистике используются следующие показатели:

1. показатели динамики цен;

2. показатели объема и себестоимости произведенной продукции;

3. показатели численности и состава населения;

4. показатели уровня жизни населения;

5. показатели доходов и расходов населения;

6. показатели трудовых, материальных и финансовых ресурсов;

7. показатели производительности и оплаты труда;

8. показатели наличия основных и оборотных фондов;

9. макроэкономические показатели

В настоящее время во многих странах мира получила широкое распространение система национальных счетов (СНС) . Основу этой системы составляет блок наиболее общих макроэкономических показателей, который включает в себя ряд подсистем, каждая из которых характеризует те или иные аспекты социально-экономического процесса.

В настоящее время государственная российская статистика оперирует макроэкономическими показателями двух видов: экономическими и социальными индикаторами.

Экономическими индикаторами являются:

Валовой внутренний продукт;

Объем промышленной продукции, в том числе потребительские товары;

Капитальные вложения за счет всех источников финансирования;

Объем подрядных работ;

Розничный товарооборот;

Объем платных услуг;

Грузооборот предприятий транспорта;

Экспорт товаров в страны дальнего зарубежья.

К социальным индикаторам относятся:

Реальные располагаемые доходы;

Номинальная среднемесячная заработная плата на одного работника;

Индекс потребительских цен на товары и услуги;

Общая численность занятых и безработных;

Численность населения с доходами ниже прожиточного минимума;

Ввод в действие жилых домов.

Вышеперечисленные показатели рассчитываются различными методами с помощью инструментов общей теории статистики. Важным условием в статистической методологии выступает обеспечение сравнимости данных во времени и пространстве и в международном плане, что позволяет выявлять основные тенденции, направления главных изменений в социальной и экономической сферах.

3. Основные группировки и классификации в социально – экономической статистике.

Классификация в статистике – это систематизированное распределение явлений и объектов на определенные секции, группы, классы, позиции, виды на основании их сходства и различия. Основанием классификации служит признак (критерий) или несколько признаков (критериев).

Классификатор в статистике – это систематизированный перечень объектов (отраслей, предприятий, продукции, занятий, основных фондов и т.п.), каждому из которых присваивается код.

Система экономических классификаций является условием упорядочения, анализа, хранения и эффективного поиска информации. Основные классификации, обязательные для применения, имеют силу стандарта.

Классификатор дополняется и конкретизируется в номенклатуре – в стандартном перечне объектов и их групп, например, Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности.

Классификационные группировки имеют иерархическую, списочную структуру или их сочетание. Каждый список строится на основе последовательного порядкового перечисления объектов классификации по одному признаку.

Иерархический метод классификации – это последовательное распределение множества объектов на подчиненные классификационные группировки.

Группировка позволяет сложные по своему составу совокупности распределить на группы, однородные по какому-либо существенному признаку, а также имеющиеся одинаковые или близкие значения группировочного признака.

В экономической статистике используется большое количество группировок конкретного назначения. В зависимости от определяющих их признаков наиболее часто применяются группировки предприятий по размерам, населения по доходам, по административно-территориальному делению и др.

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Организация социально-экономической статистики

2. Организация муниципальной статистики Российской Федерации в новых условиях

3. Становление и совершенствование организации статистики в мире

Литература:

Курс социально-экономической статистики: учебник/ под ред. М.Г. Назарова. – 5-у изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во Омега-Л, 2006. – 984с.

Экономические показатели

Экономические показатели или индикаторы - величины или характеристики, показывающие состояние экономики . Их динамика задается статистическим рядом рассчитываемых, как правило еженедельно, ежемесячно или ежеквартально значений, который помогает обнаружить тенденции развития экономики и предсказать ее будущее. Краткосрочные процессы и явления, отражающиеся на состоянии экономики, весьма многообразны. Некоторые из них регулярно повторяются в определенное время года, как, например, резкое увеличение объема розничных продаж накануне Нового года. Среди других важных для экономической жизни событий можно выделить забастовки и необычные погодные условия, начало и прекращение войн, общий спад деловой активности, начало экономического подъема или спекулятивного бума. Поскольку различные факторы действуют от нескольких недель до нескольких лет, очень важно иметь информацию, регулярно обновляемую через достаточно короткие промежутки времени.

Общие экономические показатели

Среди экономических индикаторов первостепенное значение имеют показатели состояния и результатов функционирования экономики в целом, которые часто называют агрегированными показателями. Вероятно, наиболее широко используемым показателем такого рода является валовой внутренний продукт (ВВП). Он представляет стоимость всех товаров и услуг, произведенных на территории страны фермами, фабриками и заводами, шахтами, электростанциями, железными дорогами, розничными магазинами, государственными организациями, банками и прочими производственными единицами. Другим важным агрегированным показателем состояния экономики является численность занятых, которая оценивается ежемесячно. С ним тесно взаимосвязан третий показатель – число безработных.

Поправки на сезонные колебания

При анализе этих и некоторых других показателей почти всегда желательно вычленять регулярные сезонные колебания значений из прочих колебаний. Данная операция производится путем расчета значений годовых сезонных колебаний на основе данных прошлых лет и последующего внесения поправок в текущие значения либо вычитания из них. Многие показатели публикуются с поправкой на сезонные колебания, другие – без такой поправки. Одно из преимуществ учета поправок состоит в том, что он позволяет сопоставлять текущие значения не только со значениями соответствующего месяца прошлого года, но и со значениями предыдущего или любого другого месяца. Нескорректированные на сезонные колебания данные обычно сопоставляются с прошлогодними данными для того же месяца. Однако в тех случаях, когда возникает необходимость быстро и точно выявить новую тенденцию в экономике, особое значение приобретают сравнения данных за более короткие, чем год, промежутки времени. Следовательно, требуется использовать данные, скорректированные на сезонные колебания.

Валовой внутренний продукт

После внесения поправок на сезонные колебания обычно производится анализ компонентов агрегированных экономических показателей. Например, ВВП может быть первоначально разделен на три составные части: продажи конечным потребителям внутри страны, чистый экспорт и изменение товарно-материальных запасов. Выделение такой составляющей, как изменение товарно-материальных запасов, имеет большое значение, так как именно колебаниями накопления этих запасов часто объясняются большинство или даже все кратковременные изменения в объемах производства. Кроме того, факторы, определяющие накопление товарно-материальных запасов, не совпадают с теми, что обусловливают колебания объема продаж конечным потребителям. Увеличение или уменьшение накопления этих запасов часто на один или два квартала опережает рост или падение объема конечных продаж. Далее, продажи конечным потребителям можно разделить на продажи домашним хозяйствам, предпринимательским фирмам (машины и оборудование), государству и иностранным покупателям. Движения этих нескольких компонентов также зачастую не совпадают и определяются различными факторами.

Занятость

Важно разделить отрасли экономики на те, в которых уровень занятости обычно остается достаточно стабильным, такие, как сельское хозяйство (исключая сезонные колебания), государственный сектор, розничная торговля или финансовый сектор, и те, в которых уровень занятости испытывает значительные колебания, такие, как обрабатывающая промышленность, строительство, горнодобывающая промышленность или грузовой транспорт. Кроме того, следует различать относительно стабильные с точки зрения занятости профессии и специальности (такие, как у «белых воротничков») и менее стабильные (прежде всего связанные с неквалифицированным трудом). Если в результате экономического спада увеличивается безработица среди работников стабильных профессий или отраслей, есть основания полагать, что ситуация становится опасной.

В качестве другого примера отметим, что рост безработицы также можно оценивать совершенно по-разному, в зависимости от того, произошел он из-за притока на рынок труда людей, впервые ищущих работу, например выпускников школ, или же вызван увеличением числа людей, потерявших работу.

Распространение

Наблюдение за динамикой отдельных компонентов агрегированных показателей весьма полезно еще по одной причине. Исследования экономического цикла показывают, что глубокие экономические спады и энергичные подъемы захватывают более широкий круг отраслей и предприятий, чем относительно умеренные спады и подъемы. Отсюда следует, что сфера распространения колебаний – например, измеренная числом компаний, прибыли которых возросли, относительно числа компаний, прибыли которых упали, – является значимым показателем размаха циклических колебаний. Кроме того, установлено, что сокращение сферы роста деловой активности обычно начинается за 6–12 месяцев до того, как прекращается рост агрегированных показателей. Аналогичным образом, сфера падения деловой активности имеет тенденцию сужаться за некоторое время до прекращения спада этой активности. Следовательно, сужение сферы распространения колебаний или тенденций может рассматриваться как явление, требующее пристального наблюдения при использовании экономических показателей для отслеживания спадов и подъемов в экономике.

Широта, чувствительность и частота

Как уже отмечалось, некоторые элементы или аспекты деловой активности более чувствительны, т.е. подвержены колебаниям, чем другие. Весьма желательно выделить чувствительные индикаторы, достаточно широкие по сфере охвата, но не настолько широкие, чтобы они утратили чувствительность. Вместе с тем широта охвата и чувствительность не являются единственными требованиями к экономическому показателю. Большое значение имеет также частота расчета значений показателя, т.е. частота обновления информации.

Очень важно также суметь найти показатели, отличающиеся особой чувствительностью именно к тому типу колебаний, который представляет наибольший интерес для пользователя. Например, колебания в объемах производства сельскохозяйственной продукции обычно не коррелируют с показателями, отражающими состояние экономики в целом, так как урожай часто зависит от погодных условий. Чтобы нейтрализовать данный тип чувствительности, используются такие показатели, как индексы производства или цен несельскохозяйственной продукции.

Прогнозы

Человек, анализирующий экономические индикаторы, как правило, заинтересован не только в том, чтобы определить уровень экономической активности в недалеком прошлом или в настоящее время, но и в том, чтобы прогнозировать его на ближайшее будущее. Следовательно, основное внимание уделяется показателям, которые так или иначе соотносятся с будущим. Ряд специальных опережающих показателей позволяет судить о перспективах конкретных секторов экономики или видов экономической деятельности. В настоящее время публикуются, например, опережающие индикаторы по инфляции, сфере обслуживания, металлургической промышленности, рынку финансовых услуг, занятости, экспорту. Кроме того, некоторые ведущие показатели, разработанные для строго определенных целей, могут оказаться весьма полезными для других целей. Например, показатель инфляции дает возможность прогнозировать процентные ставки, показатель покупок ценных бумаг позволяет прослеживать колебания курсов акций, а индикатор занятости может быть легко модифицирован в индикатор безработицы.

Одно из применений ведущих индикаторов – краткосрочные прогнозы, основанные на предварительных оценках. Например, собираются и анализируются данные предпринимательских фирм о намечаемых ими капиталовложениях в новые машины и оборудование в ближайшие два квартала. Другой прогноз строится по данным опроса потребителей о намерении купить автомобиль в предстоящем году. В основе еще одного прогноза лежат предположения отправителей груза железнодорожным транспортом относительно числа загруженных определенным товаром вагонов, которые они отправят в следующем квартале (в сравнении с тем же кварталом прошлого года). Исследователи неоднократно пытались оценить степень точности и объективности данных прогнозов. По мнению большинства из них, эти прогнозы не отличаются высокой надежностью, однако при правильной их интерпретации являются источниками полезной информации. В некоторых случаях расхождения между прогнозом и действительностью могут послужить ключом к предсказанию последующих событий, так как фирмы обычно стремятся исправить ошибки, связанные с их собственными неверными представлениями о будущем.

Сродни краткосрочным прогнозам, основанным на предварительных оценках, прогнозы, использующие данные об обязательствах предпринять в будущем те или иные действия. К таким данным относятся сведения о заказах на машины и оборудование, подрядах на строительство заводов и фабрик, заложенных в сметы расходах или ассигнованиях, количестве строящихся зданий, числе вновь появившихся фирм и обязательствах по предоставлению ипотечных кредитов. Движение показателей такого рода обычно опережает динамику показателей в тех сферах деятельности, которым они предшествуют, а именно показателей производства, занятости, продаж и расходов.

Кроме перечисленных, существуют и другие типы индикаторов, которые отражают раннюю стадию или начало экономического процесса и, следовательно, также являются опережающими. Изменения продолжительности рабочей недели, обусловленные сокращением или увеличением сверхурочной работы, числа рабочих смен или часов (для занятых неполный рабочий день), обычно происходят раньше, чем изменения численности занятых. Преобладание именно такой последовательности перемен делает среднюю продолжительность рабочей недели весьма полезным экономическим показателем, поскольку ее колебания предшествуют колебаниям занятости.

Особую аналитическую ценность в процессе прогнозирования будущего развития экономики имеют показатели прибыли. В экономике, основанной на частном предпринимательстве, перспективы в отношении прибылей являются критически важным фактором, определяющим принятие частных экономических решений. Не меньшее значение имеет боязнь понести убытки. Прибыли прошлых периодов могут послужить источником средств для новых капиталовложений. Таким образом, последние данные об уровне прибылей или убытков, особенно данные, отражающие вероятную будущую динамику прибылей, заслуживают самого пристального внимания. Важную роль играет также информация о ценах, издержках и рентабельности. То же самое можно сказать и об индексах курсов акций, так как цена акций корпорации обычно отражает рыночную оценку ее способности зарабатывать прибыль.

Показатели результатов государственной политики

Еще одним типом индикаторов, имеющих чрезвычайно большое значение, являются показатели, отражающие влияние государственной антициклической политики: процентные ставки, банковские резервы, денежная масса, дефицит или профицит государственного бюджета, налоговые поступления и расходы на общественные работы и пособия по безработице. Динамику показателей данного типа следует интерпретировать с особой тщательностью, так как она может свидетельствовать об успехе или провале государственной политики либо просто отражать приспособление к не поддающимся контролю обстоятельствам.

Запаздывающие индикаторы. Одни индикаторы в среднем опережают изменения в состоянии экономики в целом, другие реагируют на эти изменения с опозданием – «лагом». Знание лага очень важно для правильной интерпретации данных. Например, в связи с тем, что большинство розничных цен продолжают расти или, по крайней мере, не снижаются после начала спада деловой активности, было бы неправильно интерпретировать эти лаги как признак отсутствия спада в экономике в то время, как значения других показателей свидетельствуют об обратном. Еще один пример: рост совокупной величины выданных кредитов, дивидендных платежей или уровня (в отличие от нормы накопления) товарно-материальных запасов часто продолжается и через несколько месяцев после начала общего спада, однако далеко не всегда может внушать оптимизм.

Издержки производства на единицу продукции, наряду с некоторыми процентными ставками, например по ипотечным кредитам, также имеют тенденцию меняться с опозданием относительно новой фазы цикла. Обычно значения этих показателей не снижаются сразу после начала спада в экономике. Вместе с тем, когда издержки, процентные ставки или товарно-материальные запасы начинают сокращаться, это снижение нередко расценивается как благоприятный сдвиг, стимулирующий экономику. Интерпретируемые таким образом запаздывающие индикаторы в известном смысле являются также опережающими.


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Экономические показатели" в других словарях:

    экономические показатели - Суммарный технико экономический эффект использования ГПС, достигаемый сокращением: объема незавершенного производства, непроизводительных простоев оборудования, численности производственного персонала и сроков освоения и изготовления изделий.… …

    - (ИНДИКАТОРЫ), величины или характеристики, показывающие состояние экономики. Их динамика задается статистическим рядом рассчитываемых, как правило еженедельно, ежемесячно или ежеквартально значений, который помогает обнаружить тенденции развития… … Энциклопедия Кольера

    ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ - (economic indicators) см. Социальные показатели … Большой толковый социологический словарь

    экономические показатели - Ключевые статистические показатели, отражающие направление развития экономики, такие, как безработица, инфляция, коэффициент использования производственных мощностей и платежный баланс. См. также leading indicators … Финансово-инвестиционный толковый словарь

    экономические показатели или индикаторы - — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN economic(al) indicators … Справочник технического переводчика



Похожие статьи