Принятие объекта в эксплуатацию. Ввод в эксплуатацию производственных объектов

Законодательством России предусмотрен учет недвижимости, расположенной на территории государства, независимо от типа собственности. Контролируются и строения, и земельные участки, и дороги, и прочие объекты. Закончив строительство объекта, необходимо подтвердить факт постройки и соответствия сооружения или оборудования нормативным требованиям.

Введение в эксплуатацию недвижимого имущества, по окончании капитального строительства или реконструкции, заключается в последовательном проведении необходимых процедур. Результатом ввода недвижимости в эксплуатацию является регистрация владельцем строительства своих прав на собственность с последующей эксплуатацией объекта, либо проведением других сделок, предусмотренных законом.

Ввод в эксплуатацию нежилых помещений

Документом, подтверждающим факт окончания строительства или реконструкции, служит Бланк подтверждает, что строительные работы завершены и соответствуют одобренному, первоначально, плану. Сроки проведения итоговой проверки подрядчиком и владельцем утверждаются в процессе работы.

Основной список документов для ввода объекта в эксплуатацию

Получение акта введения в эксплуатацию нежилых помещений, магазинов и торговых центров производится департаментом, выдавшем разрешение на строительство, подается заявление в 2 экземплярах. Помимо заявления, необходимо предоставить:

  • , оформленный совместно с застройщиком;
  • , либо проект планировки и межевания земельного участка;
  • акт приемки строительного объекта, либо договор подряда;
  • или реконструкции требованиям технической документации, подписанное лицом, ответственным за строительство;
  • заключение энергоснабжающей организации о соответствии электроустановок помещения требованиям энергетической эффективности и оснащенности приборами учета;
  • заключение службы противопожарной безопасности;
  • разрешение компании по эксплуатации инженерно-технических сетей (при наличии);
  • акт приемки органов по охране культурного наследия, при проведении реставрационных, либо других работ в зданиях, определенных ФЗ №73 от 25.06.2002г.

Пакет документов регистрируется в органах исполнительной власти, после чего производится тщательная проверка представленных бланков. Объем документов должен соответствовать перечню и требованиям статьи 55 ГрК РФ. В случае отсутствия необходимой информации, либо её несоответствия требованиям законодательства, выносится решение «Отказать в выдаче разрешения».

В этом случае владелец недвижимости может доукомплектовать недостающие документы и снова подать заявление на выдачу разрешения. В случае несогласия с решением, владелец имеет право обратиться в суд.

Внимание! После документального анализа, производится проверка объекта строительства на предмет соответствия сдаваемого объекта проектной документации. Также производится контроль исполнения требований, указанных в градостроительном плане земельного участка. По окончании проверки принимается решение о выдаче, либо отказе в выдаче, «Решения о вводе объекта недвижимости в эксплуатацию». Срок рассмотрения документов до 10 дней.

К ОПО относятся объекты по получению, хранению, переработке, использованию и уничтожению горючих, взрывчатых и токсичных веществ, например, газовые котельные, АЗС. Ввод в эксплуатацию этого типа основных средств регламентируется . По окончании строительства производится контроль сооружения на предмет готовности недвижимости к эксплуатации.

Порядок оформления документации, необходимой для эксплуатации ОПО

Помимо пакета документов, стандартного для всех видов основных средств производственного назначения, при подаче заявления владельцем объекта предоставляется подтверждение обязательного страхования гражданской ответственности, на основании ст.9, ст.15 ФЗ № 116 и ст.5 ФЗ №225.

Документы, согласно перечню, предоставляются в департамент, оформивший разрешение на строительство. После анализа предоставленных данных и осмотра ОПО, органом самоуправления решается вопрос о выдаче разрешения о вводе ОПО в эксплуатацию.

Ввод данного типа основных средств в эксплуатацию включает также следующие действия:

  1. Оформляется акт ввода в эксплуатацию сооружения в целом, а также его составных частей и технических устройств;
  2. Все технические устройства, такие как грузоподъемники, оборудование под давлением ставятся на учет. Каждому оборудованию присваивается номер регистрации, который прописывается в паспорте оборудования;
  3. Необходимо зарегистрировать объект в реестре Ростехнадзора, и получить Свидетельство о регистрации;
  4. На основании ст. 9 ФЗ №116, а также Постановления Правительства №263 от 10.03.99г. необходимо принять , утвердить должностные инструкции и приказы о назначении ответственных за ОПО, разработать план мероприятий по ликвидации аварий, а также заключить договор с МЧС;
  5. Произвести аттестацию рабочих мест по пром.безопасности, а также получить протоколы проверки знаний в Ростехнадзоре;
  6. Согласно ст.9 ФЗ №116 и Постановления Правительства РФ №492 от 10.06.2013г. необходимо оформить лицензию в Ростехнадзоре, на эксплуатацию объекта повышенной опасности 1-3 класса.

Ввод в эксплуатацию линейных объектов

Линейные объекты, это сооружения, у которых длина во много раз превышает его ширину. В этот тип объектов капитального строительства входят инженерные сети, автомобильные и железные дороги, метро, трубопроводы и т.д. Расположение таких линейных объектов представляет собой полилинию, или ломаную кривую. Проектирование этого вида основных средств практически не отличается от остальных строительных проектов, хотя имеет ряд тонкостей.

Важно! При капитальном строительстве одних объектов, например, дороги или трубопровода высокого давления, необходимо владение участка земли под ними. В случае проведения работ по укладке подземных трасс или кабелей, они могут проходить под чьим-то землевладением.

Многие линейные сооружения имеют охранную зону, в пределах которой нельзя возводить посторонние объекты, либо имеется ряд других ограничений.

Документы для ввода в эксплуатацию

Процесс ввода в эксплуатацию линейных сооружений аналогичен вводу других производственных помещений. Однако, ввиду специфики этого вида основных средств, помимо стандартного пакета бланков, утвержденного ст.55 ГрК РФ, для линейных объектов необходимо представить дополнительно:

  • (при необходимости);
  • разрешительный документ, выданный природоохранным надзором в случаях, предусмотренных ч.7 ст.54 ГрК РФ;
  • в соответствии с ФЗ №218 от 13.07.2015г.;
  • описание границ охранной зоны с перечнем координат в электронном формате, при вводе в эксплуатацию новых электроэнергетических, газоснабжающих, транспортных, трубопроводных объектов, либо объектов связи в соответствии с ФЗ (при необходимости).

Жилые дома, построенные за счет собственных средств владельца, вводятся в эксплуатацию по упрощенной форме. Собственнику достаточно предъявить документы, подтверждающие право владения землей и имеющуюся техническую документацию на постройку, согласно ФЗ №93 от 30 июня 2006г.

Важно! Согласно изменениям от 1 марта 2018г., ввод в эксплуатацию индивидуальных жилых домов не требуется.

Требования к индивидуальному жилому объекту

При подаче документов, построенный дом должен соответствовать определенным требованиям:

  • наличие отопления;
  • наличие электропроводки и установленных приборов учета;
  • наличие водоснабжения;
  • канализация;
  • законченная отделка всех помещений.

При отсутствии централизованных способов подключения отопления, водоснабжения и канализации, сооружение должно быть обеспечено автономными источниками. На момент подачи документов, дом должен быть пригоден для проживания.


Документы, необходимые для ввода жилого дома в эксплуатацию

Разрешительный документ на ввод дома в эксплуатацию выдается органами местного самоуправления. Пакет документов, утверждённый ст.55 п.3 ГрК РФ, содержит:

  • заявление;
  • документ, подтверждающий право владения земельным участком;
  • разрешение на строительство;
  • кадастровый паспорт земельного участка;
  • тех.паспорт;
  • схема участка.

Процедура получения разрешения на ввод дома в эксплуатацию

Сформированный пакет документов предоставляется в органы местного самоуправления, либо через МФЦ, на рассмотрение. В настоящее время есть возможность отправить заявление через портал Госуслуг. В этом случае предоставляются копии всех бланков.

В процессе рассмотрения проводится анализ предоставленных документов, и проводится осмотр строения на соответствие требованиям законодательства. По результатам рассмотрения принимается решение.

Внимание! Ответ может быть получен заявителем при личном посещении, по почте, либо в электронном виде. При получении отказа, должно быть приложено объяснение причин в письменном виде.

Введение в эксплуатацию многоквартирных жилых домов (ИЖС), это процедура, необходимая для подтверждения факта готовности строения к заселению жильцов, и соответствия требованиям и нормативам действующего законодательства.

По окончанию строительства, такой объект обязательно проходит проверку местными органами стройнадзора на основании заявления застройщика. Проверяющие анализируют процесс строительства от закладки фундамента до завершающих этапов строительных работ. По результатам итоговой проверки формируется (ЗОС) объекта строительства требованиям тех.регламентов заявленному проекту.

Внимание! Согласно ч.5 ст.52 ГрК РФ строительный надзор должен осуществляться в течении всего периода проведения капитального строительства или реконструкции объекта.

Поэтому, ЗОС будет выдан только при наличии регулярного надзора в течении проведения строительных работ. Если, по вине застройщика, контроль отсутствовал, организация имеет право отказать в выдаче заключения.

При самовольном изменении застройщиком отдельных частей объекта, без уведомления об этом стройнадзора, также может быть отказано в выдаче ЗОС. В этом случае застройщику необходимо произвести обследование измененных конструкций в другой организации, имеющей лицензию на проведение соответствующих работ. При получении положительных результатов обследований, стройнадзор может пересмотреть возможность выдачи заключения о соответствии.

Далее создается специальная комиссия, которая изучает проектную документацию и производит проверку здания на предмет соответствия строительным и санитарным нормам. Состав комиссии должен соответствовать перечню, указанному в ст.55 ГрК РФ. В числе членов комиссии должны обязательно быть сотрудники Санэпиднадзора, электроснабжающей организации и специалисты, ответственные за противопожарную безопасность. При принятии решения, комиссией учитываются данные ЗОС стройнадзора.

Для получения разрешительного документа на ввод в эксплуатацию многоквартирного жилого дома, в орган исполнительной власти подается соответствующее заявление и предоставляются необходимые документы.

Документация, необходимая для получения разрешения

В список документов, согласно Градостроительного кодекса, входят:

  • заявление застройщика;
  • разрешение на строительство;
  • документы о праве владения землей;
  • схема местоположения строения на земельном участке;
  • тех.план;
  • документы, подтверждающие выполнение тех. условий и подписанные поставщиками энергоресурсов.

После рассмотрения пакета документов, органами самоуправления решается вопрос о выдаче разрешения на ввод дома в эксплуатацию.

Ввод в эксплуатацию НМА

К нематериальным активам относятся объекты, не обладающие физической структурой и использующиеся в производстве в течении долгого периода. К этому типу основных средств относятся:

  • деловая репутация предприятия;
  • весь спектр организационных расходов;
  • объекты интеллектуальной собственности.

Внимание! Документы, подтверждающие существование такого вида основных средств, включают в себя патенты, договора уступки прав на патент, товарные знаки, либо свидетельства. Ввод в эксплуатацию НМА производится по акту приема-передачи, на основании «Приказа руководителя о вводе в эксплуатацию и установлении срока полезного использования НМА».

В дополнение к статье, предлагаем посмотреть подробное видео по данной теме:

Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов должна производиться в соответствии с действующим законо-дательством, правилами приемки в эксплуатацию строительных объектов, определенных СНиП . Объекты, законченные строительством в соответствии с утверж-денным проектом и подготовленные к эксплуатации, предъявляют-ся генподрядчиком рабочим комиссиям, а после окончания работы этих комиссий заказчик предъявляет объекты государственным приемочным комиссиям. В том случае, когда объект сдается «под ключ», он предъявляется государственной приемочной комиссии подрядчиком совместно с заказчиком. До предъявления объекта государственной приемочной комис-сии заказчик назначает рабочую комиссию не позднее чем в пяти-дневный срок после получения письменного извещения от генпод-рядчика о готовности объекта к сдаче. Порядок и продолжитель-ность ее работы определяет заказчик.

В состав рабочих комиссий включаются : представитель заказ-чика в качестве председателя, представители генерального подряд-чика, субподрядных организаций, эксплуатирующей организации, генерального проектировщика, органов государственного санитарного надзора, государственного пожарного надзора, эксплуатирующей орга-низации. Дополнительно к работе комиссий могут привлекаться пред-ставители заинтересованных организаций. Генеральный подрядчик обязан представить рабочей комиссии перечень организаций, участвовавших в производстве строитель-но-монтажных работ с указанием видов выполненных ими работ, комплект рабочих чертежей на объект, предъявляемый к приемке, сертификаты, технические паспорта или другие документы, удос-товеряющие качество материалов, конструкций и деталей, акты на скрытые работы, акты промежуточной приемки ответственных работ, журналы работ и авторского надзора, акты испытаний тех-нологического оборудования и др.

Рабочие комиссии проверяют соответствие проекту построен-ных объектов и смонтированного оборудования, результаты комп-лексного опробования и испытаний оборудования, а также подго-товленность объектов к нормальной эксплуатации и выпуску про-дукции. Результатом комплексного опробования оборудования на рабо-чих режимах должно быть начало выпуска продукции в объеме, соответствующем нормам освоения проектных мощностей в на-чальный период работы предприятия. Все документы после окончания работы рабочей комиссии пере-даются заказчику. Государственная приемочная комиссия начинает работу после получения от заказчика письменного уведомления о готовности объекта к сдаче в эксплуатацию. Назначение ее должно произво-диться не позднее чем за три месяца для приемки промышленных объектов и за 30 дней — для приемки жилищно-гражданских объ-ектов до установленного срока ввода их в эксплуатацию. При этом должны быть определены даты начала и окончания работы комис-сии.


В состав государственных комиссий по приемке в эксплуатацию объектов производственного назначения включаются представи-тели заказчика, эксплуатирующей организации, генерального под-рядчика, генерального проектировщика, органов государственно-го санитарного надзора, государственного пожарного надзора, ор-ганов по регулированию использования и охране вод системы Ми-нистерства мелиорации и водного хозяйства, технической инспекции труда, эксплуатирующей орга-низации и финансирующего банка. Для приемки в эксплуатацию объектов жилищно-гражданского назначения в состав государственных приемочных комиссий вхо-дят в основном представители тех же организаций, что и при при-емке производственных объектов, но с обязательным участием Го-сударственного архитектурно-строительного контроля, а в тех рай-онах, где такие органы отсутствуют — районных архитекторов.

К работе государственных комиссий по приемке промышленных и жилищно-гражданских объектов могут быть привлечены пред-ставители организаций, имеющих отношение к строительству или эксплуатации этих объектов (представители заводов-поставщиков оборудования, а также монтажных организаций) Общее количество документов, предъявляемых заказчиком государственной приемочной комиссии, может превышать 100 наи-менований.

К моменту начала работы государственной комиссии объекты производственного назначения должны начать выпуск готовой про-дукции. По объектам жилищно-гражданского назначения государствен-ная комиссия приступает к работе при условии выполнения всех строительно-монтажных работ и работ по благоустройству терри-тории, а также окончания комплектования объекта инвентарем и оборудованием в соответствии с проектом. Жилые дома, имеющие встроенные и пристроенные помещения, принимаются в эксплуатацию только после окончания строитель-но-монтажных работ по этим помещениям.

Государственная комиссия обязана проверить устранение недо-делок, выявленных рабочими комиссиями, соответствие вводимой в действие мощности и фактической стоимости объекта производ-ственного назначения, мощности и сметной стоимости, предусмот-ренными утвержденным проектом. В случае, если объект не может быть принят в эксплуатацию, комиссия должна представить мотивированное заключение об этом в орган, назначивший комиссию. Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов оформляется актами, которые утверждаются органами, назначив-шими комиссию. Датой ввода объекта в эксплуатацию считается дата подписания акта государственной приемочной комиссией.

Для получения разрешения на эксплуатацию возведённой постройки необходимо организовать проведение работ, связанных с исследованием объекта. Результат мероприятия идентифицирует соответствие постройки законодательным требованиям.

Без разрешительной документации объект капитального строительства запрещено эксплуатировать

Чтобы понять, что такое ввод в эксплуатацию, следует ознакомиться с основами правовых норм, выполнение которых по всем правилам гарантирует, что строительный объект не несёт опасности, связанной с недоработками или ошибками работников. Результат обследования построенного объекта должен быть отражён в разрешительном документе. Он свидетельствует о компетентном выполнении работ в запланированном объёме.

Правовые нормы

Порядок ввода объекта капитального строительства в эксплуатацию регулируется законодательными нормами, требующими неукоснительного выполнения всех предусмотренных мероприятий.

Другие нормативные акты составлены с учётом требований этого документа. Они его дополняют отдельными положениями, но не отклоняются от норм этого закона. В нормативно-правовых актах отражены все вопросы, касающиеся получения разрешительной документации, без которой невозможно официально сдать здание или сооружение в эксплуатацию. В них можно ознакомиться с перечнем документов, инструкцией по их заполнению и с утверждёнными формами разрешений.

Схема осуществления государственного строительного надзора

Достаточно информации можно почерпнуть из действующих СНиП, в которых регламентируется ввод в эксплуатацию объектов различной категории, к каждому из которых предъявляются отдельные требования.При проведении операции следует учитывать региональные нормативные акты.

Порядок рассмотрения и принятие решения на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию

Для получения разрешения, без которого запрещено эксплуатировать постройку, необходимо действовать в соответствии с определённым алгоритмом. Необходимо пошагово выполнить следующие действия:

  1. Оформить заявление.
  2. Подготовить пакет документации, являющийся приложением к заявлению.
  3. Написать сопроводительное письмо с приложением схемы объекта, в которой должен быть отображён план коммуникаций инженерно-технических сетей, обустроенных на рассматриваемом земельном участке.
  4. Подать заявление в специализированную организацию.

Решение о внесении постройки в реестровую базу данных, касающуюся кадастрового учёта, или в отказе в проведении мероприятия, принимается представителями уполномоченных органов после рассмотрения заявления с комплектом документации.

Документы для ввода в эксплуатацию объекта

Основные документы, регламентирующие архитектурно-строительную деятельность

Для получения разрешения к заявлению следует подготовить комплект бумаг, обосновывающих соответствие постройки определённым нормам, соблюдение которых гарантирует безопасную эксплуатацию. К этим бумагам относится:

  1. Документ, обосновывающий право собственности на земельный участок, где были произведены постройки. Это может быть договор аренды, свидетельство о праве собственности или кадастровый план.
  2. План земельного участка.
  3. Проект планировки с учётом разделения территории.
  4. Разрешение, полученное организатором стройки перед её началом.
  5. Акт приёмки объекта по форме КС – 11 предоставляется в случае договорного строительства.
  6. Акт о соответствии, подтверждающий соответствие постройки регламентированным требованиям. Он должен быть подписан застройщиком, который непосредственно организовал и реализовал строительные работы.
  7. Справка о соответствии постройки проектной документации. В ней должно быть отражена информация об энергетической эффективности, а также о наличии приборов учёта. Бумага подписывается застройщиком или техническим заказчиком.
  8. Документы о соответствии техническим условиям, составленные представителями организации, которые отвечают за функциональность инженерно – технических сетей. К ним относятся такие предприятия, как энергетические компании и городской водоканал.
  9. Схематический план расположения инженерно-технических сооружений на территории постройки, подписанный застройщиком или техническим заказчиком. В случае если постройка относится к категории индивидуальной, в которой работы были выполнены без привлечения наёмных работников, данная бумага не требуется.
  10. Заключение подразделений государственного строительного надзора о соответствии проектной документации и техническим нормам.
  11. Нотариально заверенная копия договора обязательного страхования. Она необходима для страховки заказчика от финансовых потерь на случай аварий и нанесения вреда здоровью работникам в процессе выполнения строительных работ, поскольку они относятся к категории опасных.
  12. План объекта, оформленный в техническом виде.

Читайте также: Что такое фондовооруженность: как рассчитать

Когда могут отказать в выдаче разрешения

Если при подаче документации на рассмотрение отсутствует хотя бы один документ, или бумаги оформлены без учёта требований к форме бланка или к нотариальному заверению, то заявление не будет рассматриваться и заявителю будет отказано в выдаче разрешения.

Предвестники проблем могут возникнуть ещё на стадии определения соответствия постройки нормативам. Для этого необходимо организовать контроль со стороны государственных органов на всех этапах строительства, начиная с получения разрешения на начало работ.

Если застройщик своевременно не извещал о планируемых и проведённых работах представителей уполномоченных органов, в результате чего их производство не контролировалось, а этапы работ не фиксировались актами, то получить положительное заключение будет сложно. В такой ситуации придётся воспользоваться услугами лицензированных независимых экспертов.

Как проводится итоговая проверка

Экспертное заключение о соответствии выдаётся после проведения итоговой проверки оборудования. Для получения документа, необходимо его испытать в процессе пробных пусков. При этом проверяются элементы постройки конструктивного назначения, а также узлы оборудования, размещённого на объекте.

Приборы учёта

В комплексном испытании оборудования необходимо учесть состояние вентиляции, трубопроводов и систем пожарной безопасности. Процедура проводится на протяжении 72 часов, в режиме активной эксплуатации внутренних и внешних инженерно-технических систем. Испытание считается успешным, если все оборудование работает без сбоев.

В случае выявления дефектов, представители контролирующих органов выдают предписания об их устранении. После того как были учтены все замечания и проведены рекомендуемые мероприятия, испытания необходимо повторить.

Положительное заключение о соответствии нормативным требованиям по результатам итогового контроля выдаётся после проверки актов, которые были оформлены в период ведения строительства органами госконтроля. Также необходимо предоставление справок от поставщиков коммунальных услуг, в которых должна быть отражена информация о принятии постройки на обслуживание.

Ввод в эксплуатацию объекта недвижимости – это процедура, завершающая строительство или реконструкцию объекта недвижимости, произведенные на основании разрешения на строительство (реконструкцию).

Документом, которым оформляется ввод в эксплуатацию объекта недвижимости является Разрешение на ввод.

Понятие Разрешения на ввод объекта в эксплуатацию содержится в , в ст. 55:

«Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации

Для получения разрешения на ввод в эксплуатацию необходимо подготовить установленный законом перечень документов, пройти предусмотренные нормами права последовательные процедуры.

В зависимости от вида строительных работ, которые производились на объекте недвижимости, перечень документов и действий для ввода будет различным.

Два основных вида разрешений на ввод объекта в эксплуатацию – разрешение на ввод объекта в эксплуатацию после строительства и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию после реконструкции.

Государственные органы выдачи разрешений на ввод в эксплуатацию

Главным государственным органом, на который возложена обязанность выдачи разрешений на ввод в эксплуатацию ОКСов на федеральном уровне является Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Органом государственной власти, уполномоченным на выдачу Разрешений на ввод объектов в эксплуатацию в Москве является Мосгосстройнадзор (Комитет государственного строительного надзора города Москвы), в Санкт-Петербурге – Гостройнадзор Санкт-Петербурга (Служба государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга).

В других регионах органы называются аналогичным образом. Главная функция этих федеральных, региональных уполномоченных государственных организаций – проверка законности строительства и реконструкции ОКСов на территории Российской Федерации и их соответствие нормам и регламентам, действующим в настоящее время.

Для специализированных объектов недвижимости могут предусмотрены особые правила ввода в эксплуатацию и госорганы, которые вправе выдать разрешение на ввод. К примеру, «Роскосмос» выдает разрешения на ввод объектов, связанных с космической отраслью.

Полномочия органов государственной власти в сфере строительной экспертизы и выдачи разрешительной документации закреплены:

  1. Постановление Правительства РФ от 06.02.2012 N 92 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на выдачу разрешений на строительство и разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства»
  2. Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 02.07.2009 года №251 «Об организации работы по выдаче разрешений на строительство и разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, указанных в части 5.1 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации, расположенных на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительного регламента или для которых градостроительный регламент не устанавливается, за исключением объектов капитального строительства, в отношении которых проведение государственной экспертизы проектной документации и (или) выдача разрешений на строительство возложены на иные федеральные органы исполнительной власти».

Согласно иерархии законодательства, главенствующее место занимает Градостроительный кодекс, иные нормативные акты разрабатываются на его основе и не могут ему противоречить.

Для реализации норм по выдаче разрешительной документации на ОКС в каждом регионе могут быть разработаны свои нормативно-правовые акты, но противоречить ГрК РФ они не могут.

Документы для ввода в эксплуатацию

Грк РФ установлен ограниченный перечень документов, которые следует подготовить и направить в уполномоченный госорган для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

К ним относятся:

  1. Заявление о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
  2. Документы, свидетельствующие о правомерном использовании земельного участка, на котором расположен ОКС (свидетельство о праве на землю, ).
  3. Градостроительный план или проект планировки и проект межевания (для линейных объектов).
  4. Разрешение на строительство ОКС.
  5. Акт, в соответствии с которым ОКС был принят заказчиком работ – для случаев строительства/реконструкции на основании договоров.
  6. Подтверждение соответствия проведенных строительных работ техническим регламентам, иным требованиям и нормам (этот документ подготавливается и подписывается уполномоченным лицом от строительной компании, производившей соответствующие работы).
  7. Подтверждения соответствия строительства или реконструкции на объекте изготовленному ранее проекту строительства или реконструкции.
  8. Письмо или иной документ от уполномоченной организации, подтверждающий, что ОКС соответствует техническим условиям подключения к инженерным сетям.
  9. Выполненная по правилам схема, на которой отображается расположение ОКС и все инженерных систем на земельном участке.
  10. Заключение от уполномоченного органа надзора в сфере строительства о том, что построенный объект соответствует всем требованиям строительных регламентов.
  11. объекта недвижимости, изготовленный по результатам обмеров и координирования ОКС.

Для особых объектов устанавливаются дополнительные требования предоставления документов, но общий перечень для всех ОКС един.

Важно!

Требовать от заявителя предоставления иных документов органы госвласти не вправе. Однако действующее законодательство, особенно учитывая наличие региональных приказов и инструкций, может содержать нормы, которые обязывают предоставить дополнительную информацию на объект недвижимости, и неисполнение такого требование может повлечь отказ в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию.

Органом, уполномоченным на оказание государственных услуг в сфере ввода ОКСов в эксплуатацию в Московском регионе является Комитет государственного строительного надзора города Москвы.

Стоит отметить, что в Москве имеется свой особый нормативный документ, регламентирующий строительную отрасль –

Все взаимодействие по получению разрешения на ввод осуществляется в электронном виде с использованием существующих сервисов на официальном сайте mos.ru

Для регламентирования отдельных процедур, принят Административный регламент по выдаче разрешений на ввод в эксплуатацию с последними изменениями от 15.12.2016 года.

В нем установлено, что уполномоченными органами в Москве на выдачу разрешений на ввод являются: Комитет госстройнадзора Москвы, Департамент природопользования и охраны окружающей среды, Департамент культурного наследия г. Москвы. От того, кто выдал изначально разрешение на строительство (реконструкцию) и зависит, в какой госорган следует обратиться за получением разрешения на ввод.

Предусмотрено, что заявителя при получении разрешения на ввод могут быть юридические и физлица, которые являются застройщиками ОКСов на земельных участках, которые им принадлежат по закону.

Для подачи документов с помощью электронных сервисов, необходимо сначала пройти процедуру регистрации.

В Административном регламенте установлен перечень необходимых для ввода в эксплуатацию документов. Первый и главный – заявление.

Полный список документов соответствует приведенному в Градостроительном кодексе РФ.

Согласно информации на сайте Госстройнадзора Москвы, срок выдачи разрешения на ввод составит семь рабочих дней. В Административном регламенте указан – 10 дней.

Основания для отказа в приеме документов для получения разрешений на ввод, аналогичны представленным в ГрК РФ, однако они дополнены – указана также возможность отказа в предоставлении госуслуги при некорректном заполнении электронных форм обращения, разночтение в электронных документах.

Решение с отказом выдается в форме электронного документа. Оформление его «на бумаге» производится в случае запроса заявителя в течение трех рабочих дней. Такой документ требуется к примеру, при обращении в суд с заявлением об оспаривании отказа в выдаче разрешения на ввод. Электронный документ подписывается усиленной электронно-цифровой подписью ответственного должностного лица и доступен в личном кабинете заявителя.

В выдаче разрешения на ввод объекта действующим законодательством не предусмотрена. При выявлении нарушений, госорган не предоставляет заявителю возможности исправления документов.

Случаи отказа в выдаче разрешения на ввод также установлены Градостроительным кодексом РФ и продублированы Административным регламентом. Мы перечисляли их ранее. Стоит отметить, что в случае, если застройщик предоставил документы согласно списку частично, а должностное лицо Госстройнадзора запросила недостающую информацию в порядке межведомственного взаимодействия, и все эти сведения в совокупности имеют расхождения, в выдаче разрешения на ввод заявителю будет отказано.

Результатом обращения в Гостройнадзор Москвы за разрешением на ввод является его получение. Оно выдается заявителю в «бумажной форме» лично или по почте. Также регламентом предусмотрена возможность предоставления электронного документа. Выбрать форму разрешения на ввод объекта в эксплуатацию заявитель указывает в своем заявлении.

Стоимость получения разрешения на ввод в эксплуатацию объекта в Москве не установлена – то есть эта услуга предоставляется бесплатно.

Для полноценного взаимодействия с заявителями в том числе по вопросам рассмотрения жалоб на действия должностных лиц и незаконность выданных отказов, регламент предусматривает досудебный порядок обжалований. Основаниями для подачи жалобы могут быть нарушение сроков выдачи разрешения или отказа, внесение платы за получение разрешения, незаконный отказ в приеме документов для ввода и другие. Все жалобы рассматривает руководитель Госстройнадзора Москвы, а если жалоба подана на него, то ее рассматривают в Правительстве Москвы – Главное контрольное управление Москвы.

Жалоба может подаваться лично, по почте, с использованием электронного сервиса. Срок ее рассмотрения – максимум 15 рабочих дней.

Ввод в эксплуатацию в Санкт-Петербурге

Ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства в Санкт-Петербурге регламентируется внутренним документов Службы строительного надзора – по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на ввод объектов капитального строительства (утвержден Распоряжением Службы Госстройнадзора и экспертизы Санкт-Петербурга от 30.12.2016 года №10-р).

Согласно указанному документу, обратиться за получением разрешения на ввод в эксплуатацию ОКС могут застройщики или организации, которые создают искусственные земельные участки (как частный случай строительства особого объекта недвижимости).

При обращении за разрешением на ввод представителя организации, он должен иметь доверенность от руководителя – она оформляется в простой письменной форме, заверяется печатью и подписью.

Органом, уполномоченным выдавать разрешения на ввод в Санкт-Петербурге является Служба государственного строительного надзора, а также в процессе подготовки разрешений участвует Управление Госстойнадзора.

Организации, которые также задействованы при проверке поданных в Госстройнадзор сведений, согласно регламенту: Комитет по градостроительству и архитектуре, Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга, Санкт-Петербурга, Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Департамент Росприроднадзора по СЗФО, СПбГБУ «Центр экспертно-технического сопровождения», СПб ГУП «Санкт-Петербургский аналитический центр», МФЦ г. Санкт-Петербурга.

Документы, предоставляемые для получения на ввод, подаются в бумажном виде или в электронной форме. Список документов представлен в Градостроительном кодексе РФ.

Помимо установленного порядка подачи документов (непосредственно в госорган, электронные сервисы), в Санкт-Петербурге предусмотрен функционал подачи посредством обращения в МФЦ.

Также есть возможность электронных обращений: в личном кабинете на сайте Госстройнадзора www.expertiza.spb.ru ; на портале предоставления государственных услуг www.gu.spb.ru.

Все необходимые документы, предоставляемые в оригинале, также подаются с копиями.

В документах для получения ввода в эксплуатацию не допускаются исправления, к которым нет записи, удостоверяющей верность.

Регламентом предусмотрен перечень отказа в приеме документов и в выдаче разрешения на ввод.

Отказ в приеме документов допускается, если: заявитель отказался от подачи, нет заявления на выдачу разрешения на ввод, нет электронной подписи заявителя (при подаче документов в электронном виде).

Условия отказа в выдаче разрешения на ввод объекта аналогичны изложенным в ГрК РФ. Этот перечень конкретизирован законом и выходить за его предела органы государственной власти не вправе.

Срок получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в Санкт-Петербурге составляет 7 рабочих дней.

Выдача разрешения на ввод в эксплуатацию может быть оформлена двумя способами – в электронном виде (если документы подавались через электронный сервис), в бумажном виде – при оформлении обращения за разрешением через МФЦ или Службу.

Первичный контроль за деятельностью специалистов и должностных лиц Службы Госстройнадзора возложен на руководителя сектора выдачи разрешений на ввод. В случае возникновения спора заявителя с госорганом в связи с тем, что по его мнению отказ в приеме или выдаче документов, был незаконным, заинтересованное лицо вправе использовать свое право на досудебное урегулирование конфликта.

Форма Жалобы в Госстройнадзор .

Для этого можно воспользоваться положениями Регламента – жалобу можно подать в электронном или бумажном виде в том же порядке, который предусмотрен для направления документов для получения ввода. Жалоба рассматривается в Службе Госстройнадзора Срок рассмотрения – 15 рабочих дней с момента регистрации.

После рассмотрения жалобы выносится решение – либо жалобу удовлетворяют. Либо отказывают в этом. По результатам рассмотрения жалобы, виновные должностные лица могут быть либо наказаны дисциплинарно, либо привлечены к административной ответственности.

Регламентом предусмотрено, что жалоба может быть оставлена без рассмотрения, если в ней нецензурная лексика, угрозы, невозможно прочесть отдельные положения жалобы.

Если решение по жалобе не удовлетворит заявителя, он вправе обратиться в суд. Такое право предусмотрено для случаев альтернативного обжалования решений органов госвласти, либо по результатам досудебного урегулирования.

Разрешение на ввод после реконструкции объекта

Основные отличительные составляющие комплекта документов для получения разрешения на ввод в эксплуатацию ОКС после реконструкции является проект реконструкции, соответствующий строительным нормам и правилам, и ОКС после проведённых строительных изменений.

После реконструкции объекта недвижимости происходит его изменение, касающееся в том числе внутренней конфигурации, расположения систем обеспечения в здании, фасадов. Новый объект не появляется, однако старый претерпевает значительное видоизменение. Связанные с этим юридические последствия касаются необходимости внесения новых сведений в Единый государственный реестр прав. для реконструированного объекта также потребуется и органам Госстройнадзора для проверки параметров объекта недвижимости после реконструкции на соответствие проекту, утвержденному при выдаче разрешения на реконструкцию.

При подготовке технического плана после реконструкции, кадастровый инженер обмеряет объект недвижимости, подготавливает абрисы и составляет графику. В процессе подготовки инженер также производит координирование объекта на земельном участке. В вносятся все сведения об объекте, собственнике здания, правоустанавливающая информация, сведения о внесенных изменениях. На основании технического плана обновляет информацию об объекте в . По новому ФЗ №218 «О государственной регистрации недвижимости» при внесении сведений об изменении объекта недвижимости при его реконструкции, сведения изменяются в государственном кадастре и реестре прав одновременно. При этом оплата государственной пошлины не предполагается – это касается и юридических, и физических лиц.

Ввод в эксплуатацию после строительства

После проведения полного спектра работ по возведению нового ОКС, застройщик обращается в Госстройнадзор для получения Разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Получить его не составит проблемы, если строительство производилось на основании Разрешения, а готовый объект недвижимости соответствует проекту.

Соответствие проекту построенного ОКС проверятся при сопоставлении его техническому плану. для ввода в эксплуатацию подготавливает кадастровый инженер. В компании « » работают специалисты самого высокого уровня. Мы имеем опыт работы по подготовке технических планов для многоквартирных домов и коммерческой недвижимости, в том числе – подземных паркингов.

Важно!

Расхождения в площади готового объекта и проекта не может быть больше 10%.

Поле получения Разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, производится его постановка на кадастровый учет и регистрация прав на него. Следует сказать, что в настоящее время законом предусмотрена возможность проведения кадастрового учета при помощи механизмов межведомственного взаимодействия, т.е. органы Госстройнадзора могут направить в . Однако на практике этот процесс разделен.

Акт приемки объекта капитального строительства

ГрК РФ предусматривает необходимость предоставления такого документа для ввода в эксплуатацию, как акт приемки. Он не всегда является обязательным – только в случаях, когда застройщик и заказчик строительства или реконструкции разные юридические лица. Этот документ подтверждает факт передачи объекта ил части строительных работ непосредственному заказчику и согласие с проведенными работами.

От этого акта следует отличать Акт приемки в эксплуатации ОКС. Такой документ сейчас не предусмотрен при подготовке комплекта на получение Разрешения на ввод.

3. Общий журнал.

4. Акты освидетельствования скрытых работ и акты промежуточной приемки ответственных конструкций, сертификаты, технические паспорта, акты испытаний, лабораторные журналы, а также другие документы, удостоверяющие качество материалов, конструкций и деталей, использованных при производстве строительно-монтажных работ, и другая исполнительно-производственная документация.

5. Гарантийные паспорта по эксплуатационной надежности сдаваемого объекта.

6. Извещение о завершении всех предусмотренных договором подряда работ в соответствии с проектом и готовности объекта к приемке.

7. Фотографии объекта.

ПЕРЕЧЕНЬ

ТЕХНИЧЕСКОЙ, ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ, НОРМАТИВНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ,

ПРЕДЪЯВЛЯЕМОЙ ПОДРЯДЧИКОМ ПРИ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ ПРИЕМКЕ ВЫПОЛНЕННЫХ РАБОТ.

1. Техническая и нормативная документация.

1. Проектно-сметная документация (ПСД), принятая Заказчиком к производству работ (на месте производства работ не менее 1-го полного комплекта).

2. Согласования по изменению ПСД, выданные Заказчиком (на месте производства работ в полном объеме).

3. Свидетельство о допуске к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданного саморегулируемой организацией (предъявляется один раз в год при заключении договора).

4. Исполнительная документация по разделу 2 настоящего перечня.

5. Ведомости операционного контроля (предъявляются на месте работ).

6. Основные нормативные документы: СНиП 3.06.03-85, СНиП 3.06.04-91, СНиП, ВСН 19-89,ВСН 5-81 и т. д.

7. Данные по аттестации и поверкам измерительных и геодезических инструментов, выполненных органами Госстандарта и метрологии (предъявляются на месте работ).

8. Акты установленной формы КС-2, КС-3,КС-6 подписанные Подрядчиком и Субподрядчиком (акты КС-2 и КС-6 предъявляются на месте производства работ).

9. Исполнительные схемы и необходимые чертежи и расчеты, подтверждающие объемы работ, предъявленные к приемке (предъявляются на месте работ).

10. Ведомости входного контроля (предъявляются на месте работ).

11. Другие документы, указанные в рабочих чертежах.

2. Исполнительная документация.

1. СБОРНИК форм исполнительной производственно-технической документации при строительстве (реконструкции) автомобильных дорог и искусственных сооружений на них (Распоряжение Росавтодора № ИС-478-р от 01.01.2001г) (Формы Ф).

2. ПОЛОЖЕНИЕ о службе лабораторного контроля Росавтодора (Приложение 1 к распоряжению Росавтодора № ИС-562-р от 01.01.2001г.) (Форма Д).

Общий раздел

1. Общий журнал работ (ИС-478-р от 01.01.2001г.)

2. Акт освидетельствования скрытых работ (ИС-478-р от 01.01.2001г.)

3. Акт освидетельствования ответственных конструкций (ИС-478-р от 01.01.2001г.)

4. Исполнительная схема законченных конструктивных элементов (исполнительные чертежи) (Форма Ф-8).

5. Комплект рабочих чертежей с надписями о соответствии выполненных работ проектным значениям и с фактическими данными, сделанными лицами, ответственными за производство работ.

Автомобильные дороги

6. Акт отбора образцов (проб) (Форма Д-2)

7. Ведомость промеров толщины, степени уплотнения оснований (Форма Ф-13)

8. Ведомость промеров толщины, поперечных уклонов, ширины и ровности покрытий (Форма Ф-14)

9. Журнал регистрации отбора проб строительных материалов (Форма Ф-15)

10. Журнал испытания песка (отсевов дробления) (Форма Ф-16)

11. Журнал испытания щебня, гравия, песчано-гравийной смеси (Форма Ф-17)

12. Журнал испытаний цемента (Форма Ф-18)

13. Журнал испытания образцов асфальтобетонной смеси, взятых из смесителя (Форма Ф-19)

14. Журнал испытания образцов, взятых из асфальтобетонного покрытия (Форма Ф-20)

15. Журнал определения зернового состава и содержания битума в асфальтобетонной смеси (Форма Ф-21)

16. Журнал испытания вязких нефтяных битумов и полимерно-битумных вяжущих (ПБВ) (Форма Ф-22)

17. Журнал испытания жидких нефтяных битумов (Форма Ф-23)

18. Журнал испытания минерального порошка (Форма Ф-25)

19. Журнал подбора состава асфальтобетонной смеси и испытания образцов (Форма Д-15)

20. Журнал подбора состава бетонной смеси (бетона) (Форма Д-23)

21. Журнал испытания бетонной смеси (Форма Д-24)

22. Рецепт цементобетонной смеси (Форма Ф-29)

23. Паспорт-накладная на асфальтобетонную смесь (Форма Ф-31)

24. Паспорт-накладная на цементобетонную смесь (Форма Ф-32)

25. Паспорта и сертификаты на материалы, изделия и конструкции (ВСН 19-89 п.1.9)

ПЕРЕЧЕНЬ РАБОТ, ПОДЛЕЖАЩИХ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЮ

С СОСТАВЛЕНИЕМ АКТА СКРЫТЫХ РАБОТ

1. Возведение земляного полотна (законченные участки).

2. Конструктивные слои оснований и покрытий.

3. Укладка щебеночной (песчаной, песчано-щебеночной) подготовки.

4. Монтаж сборного или бетонирование монолитного фундамента.

5. Монтаж звеньев трубы и оголовков, заделка стыков с промазкой швов цементным раствором.

6. Планировка земли при укрепительных работах.

7. Установка дождеприемных и водобойных колодцев.

ПЕРЕЧЕНЬ ОТВЕТСТВЕННЫХ КОНСТРУКЦИЙ, ПОДЛЕЖАЩИХ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ ПРИЕМКЕ С СОСТАВЛЕНИЕМ АКТА

1. Конструкция оснований и дорожных одежд, выполняемых с применением новых технологий , включая армирование покрытия.

2. Устройство бортового камня.

3. Устройство верхнего слоя асфальтобетонного покрытия.

ПЕРЕЧЕНЬ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ЧЕРТЕЖЕЙ

(п. 2.4 приложения 5 ВСН 19-89)

1. Исполнительные схемы на законченные участки дорожной одежды с указанием отметок верха дорожной одежды по оси, ширины, толщины, поперечных уклонов и ровности на каждом пикете.

Примечание: Перечень исполнительной документации уточняется в соответствии с проектной документацией и видами выполняемых работ.

СУБПОДРЯДЧИК

ГЕНПОДРЯДЧИК



Похожие статьи