Роль протекционизма. Теория протекционизма

Протекционизм — экономическое покровительство государства, проявляющееся в ограждении внутреннего рынка ϲʙᴏей страны от проникновения на него иностранных товаров, а также в поощрении экспорта конкурентоспособности товаров на внешних рынках.

Ставит ϲʙᴏей задачей стимулирование развития национальной экономики и ее защиту от иностранной конкуренции путем тарифного и нетарифного регулирования.

В условиях усиливающегося процесса мировой глобализации исключительно важной становится задача по выработке адекватной политики протекционизма в целях повышения конкурентоспособности российских товаров на международном и национальном рынках. Активизация государственной политики в определенных сферах позволит отечественным предприятиям быстрее и эффективнее адаптироваться к посткризисным условиям развития глобальной экономики.

В разные периоды истории государственная экономическая политика склонялась то в сторону ϲʙᴏбоды торговли, то в сторону протекционизма, никогда, правда, не принимая ни одну из экстремальных форм. При этом абсолютно открытой экономики , в процессе функционирования кᴏᴛᴏᴩой без ограничений происходило бы движение товаров, труда, технологий и капиталов через национальные границы, не имело и не имеет ни одно государство . В любой стране правительство регулирует международный оборот ресурсов. Открытость экономики предполагает приоритетный учет национальных экономических интересов.

Дилемма, что лучше — протекционизм, кᴏᴛᴏᴩый дает возможность развиваться национальной промышленности, или ϲʙᴏбода торговли, кᴏᴛᴏᴩая позволяет напрямую сравнивать национальные издержки производства с международными, — предмет многовековой дискуссии экономистов и политиков. В 1950-60-е годы для международной экономики был характерен отход от протекционизма в сторону усиления либерализации и ϲʙᴏбоды внешней торговли. С начала 1970-х годов проявилась обратная тенденция — страны стали отгораживаться друг от друга все более изощренными тарифными и особенно нетарифными барьерами, защищая ϲʙᴏй внутренний рынок от иностранной конкуренции .

Стоит сказать - политика протекционизма преследует следующие цели:
  • постоянная защита от иностранной конкуренции стратегических отраслей отечественной экономики (например, сельского хозяйства), в случае ущерба кᴏᴛᴏᴩым страна оказалась бы уязвимой в условиях войны;
  • временная защита относительно недавно созданных отраслей отечественной экономики до тех пор, пока они не окрепнут настолько, ɥᴛᴏбы успешно конкурировать с аналогичными отраслями других стран;
  • принятие ответных мер при проведении политики протекционизма торговыми партнерами.
Развитие протекционистских тенденций позволяет выделить следующие формы протекционизма:
  • селективный протекционизм — защита от конкретного товара, или защита от конкретного государства;
  • отраслевой протекционизм — защита определенной отрасли (прежде всего сельского хозяйства в рамках аграрного протекционизма);
  • коллективный протекционизм — взаимная защита нескольких объединившихся в союз стран;
  • скрытый протекционизм — защита с использованием нетаможенных методов, в т.ч. методов внутренней экономической политики.

Современная политика протекционизма

Государства, проводя протекционистскую политику, используют таможенно-тарифные и нетарифные ограничения.
Стоит отметить, что основная задача правительства в области международной торговлипомочь экспортерам вывезти как можно больше ϲʙᴏей продукции , сделав их товары более конкурентными на международном рынке, и ограничить импорт, понизив конкурентоспособность иностранных товаров на внутреннем рынке . Часть методов государственного регулирования направлена на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции и относится прежде всего к импорту. Другая группа методов ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙенно имеет ϲʙᴏей целью форсирование экспорта.

Классификация тарифных и нетарифных инструментов политики протекционизма представлена в табл. 1.

Таблица 1. Классификация инструментов торговой политики.

Методы

Инструмент торговой политики

Регулируют преимущественно

Тарифные

Таможенные пошлины

Тарифная квота

количественные

Квотирование

Лицензирование

Добровольные ограничения

Государственные закупки

Требование к содержанию

местных компонентов

Отметим, что технические барьеры

Налоги и сборы

финансовые

Субсидии экспорта

Кредитование экспорта

В ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с решением Комиссии таможенного союза ЕврАзЭс с 1 января 2010 г. в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации введены единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности таможенного союза (ТН ВЭД ТС) и Единый Таможенный тариф.

Между тем с тарифами связан ряд специфических проблем. Так, ставка тарифа может оказаться настолько высокой, что вообще может перекрыть импорт. Отсюда проблема нахождения оптимального уровня тарифа , обеспечивающего максимизацию национального экономического благосостояния. Средний уровень ставок тарифа в настоящее время составляет 11%. Мало ϶ᴛᴏ или много? Средневзвешенный уровень импортных таможенных тарифов в развитых странах снизился с 40-50% в конце 1940-х гг. до 3-5% в настоящее время. В силу того что Россия собирается вступать в ВТО, 11% — исключительно первый шаг на пути снижения тарифного регулирования.

За последние десятилетия роль таможенных тарифов заметно ослабла . При этом степень воздействия государства на международную торговлю не снизилась, а наоборот, возросла в силу расширения использования нетарифных ограничений . В наибольшей степени эффективно работает система нетарифного регулирования, принятая в развитых странах. По мнению специалистов, используется более 50 способов нетарифного регулирования . К ним ᴏᴛʜᴏϲᴙт технические нормы, санитарные стандарты, сложную систему валютного контроля, государственные закупки и т. д.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г. записано: «Целью государственной политики будет создание условий для повышения конкурентоспособности экономики». Решаемые правительством РФ задачи по ключевым вопросам развития, включая повышение национальной конкурентоспособности, могут быть дополнены и уточнены на базе анализа положения страны в мировых рейтингах. Изучение мнения международных экспертов позволяет выявить существующие возможности и ограничения для экономического роста, взглянуть на основные проблемы развития страны с разных точек зрения.

Глобальный индекс конкурентоспособности ежегодно готовится Всемирным экономическим форумом на основании 110 показателей. В 2010 г. Российская Федерация опустилась на 12 пунктов по сравнению с прошлым годом (на 63-е место), опережая Румынию, Уругвай и Казахстан и уступая Черногории, Турции и Мексике. Несомненно, мировой финансовый кризис усугубил позиции России в глобальном рейтинге. В группе стран БРИК наша страна, к сожалению, занимает последнее 4-е место. По оценкам ВЭФ, Россия находится на переходной стадии развития от «экономики, движимой эффективностью» к «инновационной экономике» (табл. 2) Сравнение РФ со странами, имеющими индекс GCI на 1-3 пункта выше и уровень ВВП на душу населения меньший, чем в России, свидетельствует о нереализованных в нашей стране возможностях.

Таблица 2. Стадии развития экономики на базе глобального рейтинга конкурентоспособности в 2009-2010 гг.

Переходная стадия 1-2

Переходная стадия 2-3

Стадия экономического развития

Экономика, движимая факторами

Экономика, движимая эффективностью

Экономика, движимая инновациями

ВВП на душу населения (метод Атласа)

$9000 — $17000

Описание механизма экономического развития

Экстенсивное развитие — эксплуатация природных ресурсов и дешевой рабочей силы

Интенсивное развитие — повышение эффективности экономической деятельности; высокая инвестиционная активность

Интенсивное развитие — создание инновационных продуктов

Global Competitiveness Index, GCI Совокупный индекс на базе ключевых факторов конкурентоспособности

Число стран по этапам развития (133)

Примеры стран

Индия

Пакистан

Танзания

Саудовская

Венесуэла

Бразилия

Китай

Украина

Стоит сказать - польша

Россия

Швейцария

Сингапур

Несомненно, существует зависимость между уровнем ВВП на душу населения и уровнем конкурентоспособности страны. При этом страны с сопоставимым уровнем ВВП существенно различаются по показателям конкурентоспособности . Это свидетельствует о важности качественных индикаторов, составляющих ϲʙᴏдный индекс. Вывод: рост благосостояния и уровня конкурентоспособности России может быть обеспечен и при текущем уровне душевого ВВП, хотя более важны качественные показатели конкурентоспособности.

При анализе качественных характеристик глобального индекса конкурентоспособности (GCI) в России выявлены следующие критичные показатели: общественные институты, инфраструктура, уровень развития финансового рынка и бизнеса, технологическая развитость и инновации. Сравнительный анализ совокупных показателей конкурентоспособности России свидетельствует, что 7 из 12 имеют значения выше среднемировых. В наибольшей степени высокое место (9-е из 133) Россия занимает по размеру рынка. Провальными будут показатели общественные институты (116-е место) и уровень развития финансового рынка (109-е место) Показатели конкурентоспособности России с уровнем выше средне мировых имеют как положительные, так и негативные характеристики.

Таблица 3.Характеристики показателей конкурентоспособности России, имеющие значение выше среднемировых.

Стоит сказать - положительные характеристики

Отрицательные характеристики

Емкость рынка , 9

Эффективность рынка труда , 33

Производительность труда, уровень вовлечения женского труда,

практика найма и увольнения, низкий уровень затрат при увольнении

«Серая» схема зарплат, стереотипность, сложность при приеме на работу (прием «по знакомству»), уровень / надежность профессионального менеджмента

Макроэкономическая стабильность , 37

Баланс государственного бюджета,

низкий правительственный долг (во многом ϶ᴛᴏ обеспечено благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой на сырьевых рынках)

Инфляция, широкий диапазон процентных ставок по банковским кредитам

Высшее образование и тренинг , 45

Качество образования в области математики и науки, качество системы образования, число лиц, имеющих дополнительное образование

Тренинг работников, доступность специализированных научно- исследовательских услуг, качество школы менеджеров, доступность Интернета

Инновации , 57

Численность научных работников и инженеров, качество разработок научно- исследовательских институтов, затраты компаний на исследования и развитие (R&D)

Использование на правительственном уровне продвинутых технологий, сотрудничество высшей школы и производства, возможности для развития и внедрения инноваций

Здравоохранение и начальное образование , 60

Уровень влияния ВИЧ / СПИД и малярии на бизнес, качество начального образования

Продолжительность жизни, заболеваемость туберкулезом, затраты на начальное образование, доля школьников среди детей школьного возраста, детская смертность

Инфраструктура , 65

Количество мест ж/д транспорта, качество ж/д инфраструктуры, протяженность телефонных линий

Качество дорог , качество инфраструктуры, качество авиаинфраструктуры, качество электроснабжения, качество портов

Конкурентоспособность экономики Российской Федерации на данном этапе развития ниже, чем у экономик развитых и даже у ряда развивающихся стран. В связи с данным возникает опасность, что в глобальном мировом хозяйстве Россия может занять место, не отражающее ее истинного потенциала, причем как природно-ресурсного, так и научно-технического, и превратиться в поставщика ресурсов для промышленно развитых стран. Между тем на данный процесс можно повлиять путем защиты отечественного производства и конкурентной среды при помощи проведения политики протекционизма.

Таким образом, для государственного политики и государственной поддержки в настоящее время актуальны следующие направления:

  • Антимонопольное регулирование . В 2009 г. Госдума одобрила в третьем чтении законопроекты, составляющие второй антимонопольный пакет законов. Поправки к ФЗ «О конкуренции» нацелены на дальнейшую защиту национального производителя и развитие конкуренции в России, ужесточение санкций за нарушение антимонопольного законодательства, а также доработку существующих положений. Антимонопольное регулирование должно быть направлено на совершенствование законодательства в отношении естественных монополий, а также на повышение эффективности работы Федеральной антимонопольной службы.
  • Таможенно-тарифное регулирование : внедрение новых технологий таможенного администрирования в рамках Таможенного союза-2010, ориентация на снижение средневзвешенного таможенного тарифа.
  • Нетарифное регулирование : расширение использования нетарифных методов регулирования, кᴏᴛᴏᴩые реализуются в рамках административного управления, в частности, поддержка экспорта высокотехнологичной продукции, услуг и технологий.
  • Инновационное развитие . В долгосрочной перспективе, особенно в условиях исчерпания потенциала эффективности другими факторами, инновации приобретут исключительное значение для повышения стандартов и качества жизни населения. Инновационная политика предполагает создание условий для повышения инновационной активности российских компаний и доли инвестиций, направляемых на внедрение качественно новых продуктов и технологических процессов.
  • Поддержка среднего и малого бизнеса . В рамках проведения административной реформы предполагается снижение административных барьеров, сокращение перечня лицензируемых видов деятельности, упрощение порядка регистрации.
  • Формирование инвестиционно-привлекательной среды , снижение совокупной налоговой нагрузки на хозяйствующих субъектов. В долгосрочной перспективе (2020 г.) налоговая политика направлена на снижение налоговых доходов бюджетной системы РФ до 33% ВВП .

В условиях включения России в мирохозяйственные процессы регулирующая функция государства приобретает особое значение для решения задач, связанных с формированием конкурентной среды, со структурной перестройкой, созданием условий для экономического роста и повышением конкурентоспособности национальной экономики.

Не стоит забывать, что важнейшими направлениями протекционизма в настоящее время должно стать повышение роли нетарифных ограничений и селективный характер протекционистских мер : защищается не внутреннее производство в целом, а отдельные отрасли. Протекционистские меры все чаще вводятся в качестве элемента структурной политики, нацеленной на приспособление национальных производителей к происходящим изменениям во всемирном хозяйстве.

Роль и значение протекционизма в современных экономических условиях продолжают оставаться значительными. Государственная защитная политика позволит национальной экономике быстрее и эффективнее адаптироваться к условиям глобальной экономики.

Протекционизм (англ. protectionism от лат. protectio — прикрытие, защита, покровительство) — экономическая политика государства по защите внутреннего рынка от иностранной конкуренции. В узком смысле под протекционизмом понимается таможенная политика, проводимая в целях ограничения или недопущения товаров иностранного происхождения на внутренний рынок.

В широком смысле протекционизм предоставляется системой мер, направленных на защиту интересов национальных производителей, а также на поощрение и стимулирование национального производства. Таможенная политика является лишь частью данной системы.

Протекционизм осуществляется отдельными государствами или их экономическими объединениями (например, по отношению к третьим странам при импорте сельскохозяйственной продукции), то есть может иметь место так называемый коллективный протекционизм. Если от иностранной конкуренции защищается национальное производство в целом, такую политику называют тотальным протекционизмом. Если же она касается отдельных отраслей народного хозяйства, протекционизм называют селективным, или выборочным. Частным случаем последнего является аграрный протекционизм.

Протекционизм имеет давнюю историческую традицию. Он появился в XVII веке в Европе, когда национальные государства, опираясь на концепцию , стремились к достижению положительного сальдо в первую очередь путем ограничения . Новый всплеск протекционизма произошел в XIX веке как противовес сторонникам политики свободной торговли. Особую популярность в то время имела концепция защиты молодых отраслей промышленности. XX век вплоть до 80-х гг. отмечен явным преобладанием протекционизма. До 50-х гг. преобладал очень сильный протекционизм, в 50-70-е гг. произошло его значительное ослабление, особенно в практике развитых стран, в 70-80-е годы протекционизм вновь усилился. В 90-е годы активизировалось наступление на протекционизм, связанное в первую очередь с деятельностью .

В историческом разрезе прослеживается постоянное противостояние концепций и практики протекционизма, с одной стороны, и свободной торговли, с другой, как двух антиподов. Ослабляя международную конкуренцию путем протекционизма, государство одновременно ослабляет стимулы к развитию, снижению издержек производства, повышению качества продукции. Национальный потребитель платит больше за приобретаемые товары. Поэтому периоды протекционизма неминуемо сменяются периодами его ослабления или свободной торговли.

Существует несколько вариантов проведения протекционистской политики.

Во-первых, это введение на товары и услуги. Иногда их размер может доходить до запретительных величин, когда ввоз того или иного предмета становится экономически нецелесообразным.

Во-вторых, введение . Так, в 1980 году было заключено торговое соглашение между Японией и США, по которому ограничивалось количество ввозимых в Америку автомобилей.

В-третьих, утверждение стандартов и нормативов, которым не соответствует продаваемая на международном рынке продукция. В качестве примера можно привести российские нормы СЭС относительно мяса птицы, импортируемой из США.

В-четвертых, прямая государственная поддержка внутренних товаропроизводителей. Скажем, в ряде стран Европы получают фермеры.

Инструментами протекционизма служат все меры таможенного регулирования: тарифные (таможенные пошлины) и нетарифные (лицензирование, квотирование, «добровольное» ограничение экспорта, нормы санитарного, эпидемиологического, экологического контроля, технические стандарты и др.). Роль отдельных инструментов протекционизма в настоящее время кардинально меняется. Высокие, т.е. протекционистские, таможенные пошлины, количественные ограничения, которые традиционно занимали основное место в арсенале открытого протекционизма, согласно решениям ВТО не могут применяться большинством стран мира (кроме развивающихся стран и стран с переходной экономикой) для защиты отдельных отраслей. На первый план выходят более завуалированные инструменты санитарного и технического контроля, то есть открытый протекционизм сменяется косвенным.

Протекционизм — точка зрения, согласно которой ограничение международной торговли является желательной политикой. Ее целью может быть предотвращение или потери производственных мощностей в отраслях, которым угрожает импорт, содействие таким формам промышленного развития, которое влияет на внутреннее распределение доходов или улучшает условия торговли страны путем использования ее международного монопольного положения.

Некоторые политики используют протекционистские меры для своего собственного блага, другие, не одобряющие протекционизм, продолжают поддерживать его, так как не могут позволить себе потерять голоса или финансовую поддержку тех, кто этого требует.

Введение

Что лучше - протекционизм, который дает возможность развития национальной экономики, или свободная торговля, которая развивается на основе свободных рыночных сил и выявляет наиболее конкурентоспособные отрасли хозяйства страны? Проблема свободной торговли и протекционизма - одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день.

Между сторонниками протекционизма и защитниками свободы торговли идет давняя полемика. Меркантилисты, впервые обратившиеся к анализу внешней торговли и увидевшие в ней источник обогащения государства, были, тем не менее, страстными поборниками протекционизма -- системы мер, направленных на стимулирование национальной экономики и ее защиту от иностранной конкуренции. Первыми экономистами, которые выступили за свободу торговли, стали французские физиократы, которые отрицали какую бы то ни было производительную роль торговли в увеличении богатства нации. Наиболее последовательными защитниками экономического либерализма вообще и международной торговли в частности явились английские классики, не только разработавшие стройную теорию внешней торговли, но и предложившие конкретную политику в этой области. В XX в. в результате войн и экономических кризисов происходило значительное усиление протекционистской идеологии и практики, и в настоящее время она является одним из важных элементов международных экономических отношений.

В данное время, наверное, нет более актуальной проблемы для нашей экономики, чем возрождение национального производства, увеличение выпуска современной конкурентоспособной продукции.

Цель работы - рассмотрение современных протекционистских и фритредерских инструментов и методов, преимуществ и недостатков, а так же рассмотрение сравнительной характеристики данных течений.

Протекционистская политика

Внешнеторговый протекционизм, его виды и методы

Протекционизм - государственная политика защиты внутреннего рынка какой-либо продукции от иностранной конкуренции путем использования тарифных и нетарифных инструментов торговой политики (протекционизм также часто направлен на захват внешних рынков).

Можно выделить несколько форм протекционизма:

Селективный протекционизм - направлен против отдельных стран или отдельных товаров;

Отраслевой протекционизм - защищает определенные отрасли (прежде всего сельское хозяйство, в рамках аграрного протекционизма);

Коллективный протекционизм - проводится объединениями стран в отношении стран, в них не входящих;

Скрытый протекционизм - осуществляется методами внутренней экономической политики.

Государства, проводя протекционистскую политику, используют инструменты внешнеторговой политики, выбор которых зависит от ее конкретных целей. К инструментам внешнеторговой политики относятся:

1. тарифные ограничения (таможенные тарифы, таможенные пошлины, тарифные квоты);

2. нетарифные ограничения.

Таможенные тарифы - это систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при пересечении государственной границы.

Таможенные пошлины выполняют функцию налога, взимаемого в пользу госбюджета с товара, провозимого через границу, и могут быть следующими:

Экспортными (они применяются в промышленно развитых странах, в РФ применяются только на бензин и мазут).

Импортные

Транзитные

II. По способу взимания:

Адвалорные (в процентах от цены товара);

Специфические (в виде определенной суммы денег, взимаемые с веса, объема или штуки товара);

Смешанные (товар облагается и первой, и второй пошлинами).

Ш. По характеру:

Сезонные - применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной;

Антидемпинговые - применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров либо препятствует организации и расширению национального производства таких товаров;

Компенсационные - накладываются на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров.

Обычно эти особые виды пошлин применяются страной для защиты от недобросовестной конкуренции со стороны ее торговых партнеров, либо как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы страны, со стороны других государств.

IV. По происхождению:

Автономные - пошлины, вводимые на основании односторонних решений органов государственной власти страны.

Конвенционные (договорные) - пошлины, устанавливаемые на базе двустороннего или многостороннего соглашения, такого, как Генеральное соглашение о тарифах и торговле или соглашения о таможенном союзе;

Преференциальные - пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с действующим таможенным тарифом, которые накладываются на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся стран. Цель преференциальных пошлин - поддержать экономическое развитие этих стран за счет расширения их экспорта.

V. По типам ставок:

Постоянные - таможенный тариф, ставки которого единовременно установлены органами государственной власти и не могут изменяться в зависимости от обстоятельств. Подавляющее большинство стран мира имеет тарифы с постоянными ставками;

Переменные - таможенный тариф, ставки которого могут изменяться в установленных органами государственной власти случаях (при изменении уровня мировых или внутренних цен, уровня государственных субсидий). Такие тарифы - довольно редкое явление, но используются, например, в Западной Европе в рамках единой сельскохозяйственной политики.

VI. По способу вычисления:

Номинальные - тарифные ставки, указанные в таможенном тарифе. Они могут дать только самое общее представление об уровне таможенного обложения, которому страна подвергает свои импорт или экспорт;

Эффективные - реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленные с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали этих товаров.

Функции таможенных пошлин: протекционистская - функция импортных пошлин; фискальная - экспортные и импортные пошлины приносят доход государству; балансировочная - функция экспортных пошлин, предотвращение нежелательного экспорта товаров.

Тарифная квота - это пониженная ставка таможенной пошлины для разрешенного объема импорта данного вида продукции по сравнению со ставкой для остального объема импорта этой продукции.

Демпинг - нетарифный метод: продвижение товара на внешний рынок за счет снижения экспортных цен ниже нормального уровня. Худший его вариант - продажа товаров по цене ниже себестоимости. Демпинг часто является методом конкурентной борьбы за внешний рынок. Демпинг бывает:

Спорадическим: иногда фирма продает излишки товара по пониженным ценам;

Умышленный демпинг - снижение цен на некоторое время с целью вытеснения конкурентов;

Постоянный демпинг;

Взаимный демпинг - когда две страны торгуют одним и тем же товаром по заниженным ценам. Страна может вводить антидемпинговые пошлины в целях защиты от демпинга и это также инструмент протекционистской политики. Часто отечественные фирмы провоцируют антидемпинговые расследования для устранения иностранных конкурентов, когда демпинга нет.

Торговое эмбарго - это запрет государством ввоза или вывоза каких-либо товаров. Как правило, страна вводит эмбарго по политическим мотивам. Эмбарго наносит ущерб, как и вводящей его стране, так и стране против которой его ввели, и выгодно для других стран, у которых появляется шанс получить выигрыш. Главная цель эмбарго - оказать давление на другое государство для достижения политических и экономических целей.

К количественным методам относятся квотирование, лицензирование и "добровольное" ограничение экспорта. Наиболее распространенной формой количественных ограничений является квота или контингент. Два эти понятия имеют практически одно и то же значение с той разницей, что понятие контингента иногда используется для обозначения квот сезонного характера.

Квотирование (контингентирование) представляет собой ограничение в количественном или стоимостном выражении объема продукции, разрешенной к ввозу в страну (импортная квота) или вывозу из страны (экспортная квота) за определенный период. Как правило, квотирование внешней торговли осуществляется путем ее лицензирования, когда государство выдает лицензии на импорт или экспорт ограниченного объема продукции и одновременно запрещает нелицензированную торговлю.

Лицензирование - регулирование внешнеэкономической деятельности через разрешения, выдаваемые государственными органами на экспорт или импорт товара в установленных количествах за определенный промежуток времени. Лицензирование может являться составной частью процесса квотирования или быть самостоятельным инструментом государственного регулирования.

"Добровольное" ограничение экспорта (ДОЭ) - это форма самоограничения поставок, фактически навязываемое иностранному экспортеру под угрозой применения более жестких запретительных мер. Такое самоограничение практикуется в виде сокращения поставок, уменьшения их ежегодного прироста или повышение цен. Наиболее широко ДОЭ используется в США.

К скрытым методам протекционизма относятся технические барьеры, при которых административные, технические нормы препятствуют ввозу товаров из-за рубежа. Наиболее распространенные барьеры технического характера - требования о соблюдении национальных стандартов, о получении сертификатов качества импортной продукции, о специфической упаковке и маркировке товаров, о соблюдении определенных санитарно - гигиенических норм, включая проведение мероприятий по охране окружающей среды, о соблюдении усложненных таможенных формальностей и требование законов о защите потребителей и многие другие.

Внутренние налоги и сборы - скрытые методы, направленные на повышение внутренней цены импортного товара и сокращением тем самым его конкурентоспособности на внутреннем рынке. Могут вводиться как центральными, так и местными органами государственной власти. Налоги, накладываемые в основном на импортные товары, весьма разнообразны и могут быть прямыми (налог на добавленную стоимость, акцизный налог, налог на продажу) или косвенными (сборы на таможенное оформление, регистрацию и выполнение других формальностей, портовые сборы). Внутренние налоги и сборы играют протекционистскую роль только в том случае, если они накладываются только на импортные товары.

Политика в рамках государственных закупок - скрытый метод торговой политики, требующий от государственных органов и предприятий покупать определенные товары только у национальных фирм, даже, несмотря на то, что эти товары могут быть дороже импортных. Наиболее типичным объяснением такой политики являются требование национальной безопасности. Например, В западноевропейских странах, где до недавнего времени средства связи находились в руках государства, практически не было торговли оборудованием связи, поскольку от государственных фирм требовалось покупать такое оборудование только у своих производителей.

Финансирование экспорта направлено на снижение стоимости экспортируемого товара и повышение тем самым его конкурентоспособности на мировом рынке. Финансирование экспорта может осуществляться из правительственных источников за счет государственного бюджета, за счет всевозможных около-правительственных учреждений (банков, фондов и пр.) и за счет самих экспортеров и обслуживающих их банков.

Наиболее распространенными финансовыми методами являются субсидии, кредитование и демпинг. Основным инструментом поощрения вывоза товаров за границу являются экспортные субсидии.

Субсидии - это правительственные платежи отечественным производителям, работающим на экспорт. Они могут принимать различные формы: наличные гранты, дешевые кредиты, снижение налогов на экспортные отрасли, долевое участие государства в производстве экспортной продукции. Понижение издержек посредством субсидий преследует две цели:

1) оказать помощь отечественным производителям в конкурентной борьбе против дешевого импорта

2) более широкое проникновение на экспортные рынки.

В большинстве стран мира проводится государственная политика культурного протекционизма, направленного на защиту национального языка, обычаев, культурно-исторического достояния.

Введение

Международная торговля нигде и никогда не развивалась без вмешательства государства. История международной торговли - это и история развития и совершенствования системы государственного регулирования международной торговли. Различают протекционистскую торговую политику и политику свободной торговли.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что без знания исторического опыта торговой политики и ее особенностей невозможно успешное продвижение бизнеса в современном мире по пути к цивилизованному рынку.

Целью данной работы является рассмотрение таможенного протекционизма во второй половине XIX века. На основе цели работы поставлены следующие задачи:

рассмотрение термина «протекционизм», как общее понятие, его содержания, положительных и отрицательных сторон.

изучение внешнеторговой политики России во второй половине XIX века.

прослеживание наличия идей протекционизма и его развитие в это время.

Объектом исследования является политика протекционизма, проводимая русским правительством на протяжении второй половины XIX-го столетия.

Методами исследования являются теоретические методы.

Протекционизм. Основные принципы

Сущность протекционизма во внешнеторговой политике

Термин "протекционизм" происходит от латинского "protectio", что означает "покровительство, защита". В современном обществе протекционизм - это экономическая политика государства, которая противоположна по направлению политике "свободной торговли" и старается решать такие задачи как:

1)Защита отраслей отечественной экономики, имеющих какое-либо стратегическое значение, от иностранной конкуренции;

2)Защита новых или созданных недавно отраслей отечественной экономики;

3)Расширение внешнего рынка.

Так же он является ответной мерой при проведении политики протекционизма торговыми партнёрами.

В наиболее полном виде теория протекционизма была изложена немецким экономистом Фридрихом Листом в середине XIX в. в книге "Национальная система политэкономии". Так он писал о положительном влиянии протекционизма на экономическое развитие страны: "Протекционная политика обеспечивает: развитие промышленности, устойчивую экономику, зависящую в большей мере от развитого внутреннего рынка, внутреннее благосостояние нации, что бесконечно важнее, чем материальное богатство, и рост среднего класса, обеспечивающий политическую стабильность" Ф.Лист. Национальная система политической экономии. Под ред. К.В. Трубникова, СПб, 1891 г., с. 234.. И это действительно так.

Реализация национальных экономических интересов - дело экономической комплексной политики государства. Являясь частью этой комплексной экономической политики, политика государственного достижению этой главной цели в своей области. Сама политика подразделяется на несколько направлений, которые классифицируются по мероприятиям государства, связанных с внешней торговлей. Первое - это оборонительный или пассивный, протекционизм, направлен на предотвращение существующей или потенциальной, явной или скрытой угрозы национальным, таких как иностранные предпринимательские группы, отдельные государства и даже группы стран.

Ко второму направлению относится активный протекционизм, который заключается в создании особо благоприятных условий для становления и ускоренного накопления отечественного капитала с целью обеспечения динамичного расширенного воспроизводства и устойчивости всей национальной экономики.

И последнее - наступательный протекционизм, который усиливает конкурентные возможности национальных предпринимателей, сверх имеющихся в их распоряжении, в случае осуществления экономической экспансии на мировой рынок или на рынки конкретных государств.

Так же к протекционизму в широком смысле относятся и поддержка науки, и защита национального фондового рынка, и защита финансовой системы страны и пр.

В реализации протекционизма во внешнеэкономической политике государство использует целую систему экономических институтов, таких как: льготы и ограничения, тарифы, пошлины, квоты, лицензии, государственное законодательство; и определяет порядок экономических взаимоотношений хозяйствующих субъектов с зарубежными странами.

Для внешнеторговых отношений России в годы реформирования характерно отсутствие какой-либо хорошо продуманной протекционистской государственной политики. В этой сфере деятельности, как и внутри страны правительство по существу отказалось от всесторонне обоснованного экономически эффективного регулирования. Открыв внутренний рынок для зарубежных производителей, и разрушив обрабатывающую промышленность, правительство сосредоточило свои интересы на сырьевом экспорте, что придает экономике России неустойчивый и зависимый от внешнего мира характер.

Для процветания государства и его экономики необходимо заботиться о том, чтобы были соответствующие условия развития. Они могут или возникать во время планомерного развития человечества, или создаваться отдельно. Вот последний аспект мы с вами и рассмотрим в рамках данной статьи.

Что такое протекционизм?

Так называют экономическое покровительство со стороны государства, направленное на производителя внутри страны. Он проявляется в ограждении хозяйственного сектора от конкуренции с иностранными товарами. Также проводится поощрение экспорта своей конкурентоспособной продукции на внешний рынок. Меры направлены на развитие национальной экономики и её защиту с помощью тарифного/нетарифного регулирования. Основной противостоящей философией является «свободный рынок».

Какой бывает протекционизм?

Существуют такие формы:

  1. Постоянная защита. Подразумевает поддержку стратегических отраслей (вроде сельского хозяйства), при слабости которых страна оказалась бы уязвимой в условиях войны.
  2. Временная защита. Используется, чтобы поддержать отрасли, которые были недавно созданы, и которым необходимо время, чтобы окрепнуть и конкурировать с мировыми аналогами.
  3. Ответные меры. Применяются, если торговые партнеры вводят определённые ограничения первыми.

Виды протекционизма

В зависимости от развития тенденций, выделяют такие типы:


Протекционистские меры в России и в остальном мире

Какие инструменты используются, чтобы защищать отечественные отрасли? Будут рассматриваться российские протекционистские меры, но следует отметить, что мировые очень близки к ним или даже одинаковы с ними (зависит от страны). Итак, применяется:


Следует заметить, что основное внимание в статье было уделено РФ. Но подобным образом действуют и другие государства мира.



Похожие статьи