Способы борьбы с безработицей. Борьба с безработицей. Государственная политика борьбы с безработицей

Одной из коренных социально-экономических проблем современного этапа развития российского общества является проблема безработицы.

Безработица влечет за собой расточение в огромных масштабах главной производительной силы общества - рабочей силы, существенное сокращение потенциального валового продукта и национального дохода страны. Очевидно, что при неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы экономическая система работает, не достигая границ своих производственных возможностей. Таким образом, показатель безработицы является одним из ключевых показателей для определения общего состояния экономики, для оценки его эффективности. В силу этого проблема безработицы в Российской Федерации приобретает исключительную актуальность.

Эта проблема нуждается в глубоком научном исследовании, всестороннем теоретическом анализе и выработке на этой основе практических рекомендаций по обеспечению занятости трудоспособного населения страны, снижение безработицы до минимального, социально допустимого уровня.

Поэтому именно изучение и анализ проблемы безработицы и путей ее преодоления, выявление возможностей повышения уровня занятости на рынке труда России и является целью данной работы.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач: раскрытие сущности понятия безработицы и ее роли в России и США, рассмотрение основных тенденций на российском рынке труда и обозначение наиболее актуальных направлений борьбы с безработицей, изучение российского и американского опыта борьбы с безработицей и выявление на его основе новейших возможностей обеспечения занятости в нашей стране.

1 Безработица как социально-экономическое явление

1.1 Формы безработицы и причины их возникновения

Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека.

Безработица - это часть населения страны, состоящая из лиц, достигших трудоспособного возраста, не имеющих работы и нахо-дящихся в поиске работы в течение определенного по законодательству периода времени .

По российскому законодательству, безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Критерии признания человека безработным обычно устанавливаются законом или правительственными документами и могут немного различаться по странам. Но, как правило, несколько признаков присутствуют во всех определениях. Это:

Трудоспособный возраст (16 - 55 лет для женщин и 16 - 60 лет для мужчин;

Отсутствие у человека постоянного источника зара-ботка в течение некоторого времени (например, месяца);

Доказанное стремление человека найти работу (на-пример, обращение его в службу занятости и посещение тех работодателей, к которым его направляют на собесе-дование сотрудники этой службы) .

Для количественной оценки безработицы используется 2 показателя:

показатель численности безработных (U);

показатель фактического уровня безработицы (u), который определяется следующим образом.

При этом безработных подсчитывают на основе тех данных, которые предоставляют соответствующие органы и ин-ституты, а рабочая сила определяется как разница обще-го показателя численности населения страны и отдельных групп населения, которые составляют:

1) лица, не достигшие трудоспособного возраста;

2) лица, находящиеся в специальных учреждениях (местах заключения, психиатрических клиниках и т.п.);

3) лица, выбывшие из состава рабочей силы:

Добровольно нежелающие работать;

Отчаявшиеся найти работу, и прекратившие ее поиски.

Современные экономисты рассматривают безработицу как естественную и неотъемлемую часть рыночного хозяйства. Критерием разграничения видов безработицы, как правило, служат причина ее возникновения.

Фрикционная безработица (от слова «фрикция» - трение) связана с процессом смены работы. К фрикционным безработным относятся:

1) уволенные с работы по приказу администрации;

2) уволившиеся по собственному желанию;

3) ожидающие восстановления на прежней работе;

4) нашедшие работу, но еще не приступившие к ней;

5) сезонные рабочие (не в сезон);

6) люди, впервые появившиеся на рынке труда и имеющие требующийся в экономике уровень профессиональной подготовки и квалификации .

Фрикционная безработица представляет собой явление не только неизбежное, но и желательное, так как способствует более рациональному размещению рабочей силы и более высокой производительности. Уровень фрикционной безработицы равен выраженному в процентах отношению количества фрикционных безработных к общей численности рабочей силы.

Структурная безработица обусловлена структурными изменениями в экономике, которые связаны:

а) с изменением структуры спроса на продукцию разных отраслей;

б) с изменением отраслевой структуры экономики, причиной которого является научно-технический прогресс.

Причина структурной безработицы - несоответствие структуры рабочей силы структуре рабочих мест. Это означает, что люди, имеющие профессии и уровень квалификации, не соответствующие современным требованиям и современной отраслевой структуре, будучи уволенными, не могут найти себе работу. К структурным безработным относятся также люди, потерявшие работу в связи с изменением структуры спроса на продукцию разных отраслей.

Уровень структурной безработицы рассчитывается как отношение количества структурных безработных к общей численности рабочей силы, выраженное в процентах.

Сумма фрикционной и структурной безработицы образуют естественную безработицу, что совместимо с состоянием полной занятости, а фактический объем выпуска в этом случае равен потенциальному.

Циклическая - это безработица, которая возникает в период спада и существует до тех пор, пока фактический ВВП остается ниже потенциального.

Таким образом, причиной циклической безработицы являются кризисы, вызывающие спад экономической активности.

Все три перечисленных типа безработицы входят в состав фактической безработицы.

Исходя из необходимости учета безработных и принятия соответствующих государственных мер по обеспечению работой всех желающих, различают:

Зарегистрированную безработицу (явная), которая отражает количество незанятых граждан, ищущих работу, готовых приступить к ней и взятых на учет в государственной службе занятости;

Скрытую безработицу, которая отражает количество незанятых граждан, ищущих работу не прибегая при этом к помощи биржи труда .

1.2 Государственная политика борьбы с безработицей

Поскольку безработица представляет собой серьезную макроэкономическую проблему, выступает показателем макроэкономической нестабильности, государство предпринимает меры для борьбы с ней. Для разных типов безработицы, поскольку они обусловлены разными причинами, используются разные меры .

Общими для всех типов безработицы являются такие меры как:

Выплата пособий по безработице;

Создание служб занятости (бюро по трудоустройству).

Специфическими мерами для борьбы с фрикционной безработицей выступают:

1) усовершенствование системы сбора и предоставления информации о наличии свободных рабочих мест (не только в данном городе, но и других городах и регионах);

2) создание специальных служб для этих целей .

Для борьбы со структурной безработицей используются такие меры как:

1) создание государственных служб и учреждений по переподготовке и переквалификации;

2) помощь частным службам такого типа.

Основными средствами борьбы с циклической безработицей являются:

1) проведение антициклической (стабилизационной) политики, направленной на недопущение глубоких спадов производства и, следовательно, массовой безработицы;

2) создание дополнительных рабочих мест в государственном секторе экономики.

Пути решения проблемы безработицы подразделяются на прямой и косвенный.

Прямой путь - это возрож-дение отечественного производства, организация новых рабочих мест во всех сферах хозяйственной деятельности.

Косвенный - это административное или законодательное регу-лирование занятости. Это означает:

1. Обеспечение правовой защищенности наемных работников.

2. Использование альтернативных форм занятости.

Помимо гибких и нетрадиционных форм занятости, предусматривающих возможность выбора оптимального режима работы самими работниками, нуж-но использовать и мировой опыт работы «дележа рабочих мест» (job-sharing) и «дележа работы» (work-sharing) во времени и пространстве. Сегодня ты работаешь, а завтра - я; ты - там, а я - здесь.

3. Развитие системы страхования от безработицы:

Повышение доли отчислений в фонд занятости, что позволит
стимулировать структурную перестройку предприятий;

Использование страховых принципов, когда наряду с работо-дателем в формировании фонда участвует и сам работник;

Адаптация безработных к изменившимся требованиям рынка
через систему профессиональной подготовки при максимальном
учете имеющейся базовой квалификации;

Упрощение процедуры регистрации безработных в службах занятости.

4. Усиление гарантий в сфере оплаты труда и решение проблемы неплатежей заработной платы.

5. Создание действенной системы защиты наемных работников через механизм социального партнерства, важнейшей задачей которого является устране-ние конфликтных ситуаций. Система социального партнерства на федеральном уровне призвана обеспечить ведение переговоров по определению минимальной заработной платы, а в ряде случаев - выработку критериев для повышения заработной платы на уровне отрасли или предприятия в рамках общегосудар-ственной политики доходов и занятости. Важнейшей задачей социального партнерства является устране-ние конфликтных ситуаций .

Перечисленные мероприятия не смогут полностью ликвидировать или существенно сократить циклическую безработицу. Такой результат достигается лишь при общем улучшении экономической ситуации в стране. Поэтому проводимая в стране политика по борьбе с безработицей должна ориентироваться на долгосрочный период, обеспечивая не только занятость населения, но и стабильный экономический рост.

2 Проблема безработицы и пути ее преодоления

2.1 Проблема безработицы в России. Динамика, структура и особенности российской безработицы

Возникновение безработицы в России связано с развитием рыночных отношений и, прежде всего, рынка труда. Предпосылкой безработицы выступают спад производства и структурные преобразования в экономике в результате кризисных явлений 2008 года .

Подсчетом безработицы в России занимаются следующие ведомства:

Федеральная служба государственной статистики;

Федеральная служба по труду и занятости;

Министерство здравоохранения и социального развития (Минздравсоцразвития) РФ.

Однако, методика расчетов такова, что не учитывается скрытая безработица (те безработные, которые не получают пособия по безработице, т.е. не состоят на бирже труда). Поэтому полученный уровень безработицы в стране ниже уровня, полученного в результате социального обследования, опросов населения и предприятий .

Анализируя динамику безработицы в России можно убедиться, что в доперестроечный период практически отсутствовала проблема трудоустройства. В обществе господствовал принцип всеобщности и обязательности труда.

Так с 1992 г. по 1998 г. наблюдается резкий рост уровня безработных в стране (в среднем на 1,6 % в год), и достигает максимального показателя в момент кризиса 1998 года - 14 % в результате спада производства и структурных преобразований в экономике. Данной тенденции способствовали следующие факторы: во-первых, приватизация отечественных предприятий привела к сокращению работников, происходила волна массовых увольнений; во-вторых, несостоятельность и неконкурентоспособность предприятий привела к их банкротству; в- третьих, структурная перестройка экономики способствовала увеличению структурной безработицы .

На современное состояние безработицы в стране во многом повлиял кризис 2008 года. Реакцией на данный кризис стало сокращение затрат на персонал у 62 % опрошенных компаний (опрос проводила исследовательская компания HeadHunter, участие в котором приняли 222 российские компании). Самый распространенный способ сокращения затрат на сотрудников - сокращение штата. Треть компаний (33 %) уволили часть сотрудников. Далее по популярности следуют такие меры, как уменьшение заработной платы (22 %), сокращение рабочей недели (14 %), вынужденный отпуск (16 %). Также довольно распространенным способом является сокращение социального пакета (15 %) .

Кризис не только привел к массовым увольнениям и безработице в России, но и породил спрос на ряд профессий, ранее не слишком популярных: юрист, специализирующийся на банкротствах, слияниях и поглощениях, инновационный менеджер, специалист по сокращению персонала, антикризисный управляющий, специалист в области финансового мониторинга и кредитных рисков и т.д.

В результате в 2009 году был достигнут максимальный уровень безработных после кризиса 1998 года. Согласно данным Росстата, число людей, ищущих работу, в России увеличилось до 7,7 миллиона человек, что составляет 10,2 % от экономически активного населения .

Среди безработных по методологии МОТ доля женщин в сентябре 2009 г. составила 45,7 % (3,51 млн. человек), однако данный показатель снизился по сравнению с предыдущим годом на 1,6 %. Превышение доли мужчин среди безработных связано с тем, что «мужские» отрасли (такие как ВПК и др.) понесли большие потери, тогда как «женские» отрасли социального сектора (образование здравоохранение), напротив, увеличились .

Доля городских жителей среди безработных составила 66,4 процентов.

Безработица характеризуется превышением ее уровня среди сельских жителей по сравнению с уровнем среди городских жителей. В сентябре 2009 г. это превышение составляло 1,5 раза. Доминирование безработных среди городского населения объясняется тем, что сельским жителям проще переходить к производству товаров и услуг в домашних условиях. Также часть избыточного сельского населения передислоцируется в город, выравнивая сельскую и городскую безработицу .

Средний возраст безработных в сентябре 2009 г. составил 34,8 года, в том числе безработных мужчин - 35,3 года, безработных женщин - 34,3 года.

По данным на 2009 год, наибольшее количество безработных приходится на возрастные группы 20 - 24 лет, в результате высокой степени неопределенности, с которой сталкивается «новичок» на рынке труда и частой сменой работы (высокий уровень фрикционной безработицы). Наименьшее - 55-59 лет в результате того, что люди предпенсионного возраста не склонны менять работу.

Среди безработных 31,4 % составляют лица, срок пребывания которых в состоянии поиска работы не превышает 3-х месяцев. Один год и более ищут работу 30,4 % безработных. Среди сельских жителей доля застойной безработицы существенно выше, чем среди городских.

В сентябре 2009 г. среди безработных доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с высвобождением или сокращением численности работников (структурная безработица), составила 16,2 %, а доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с увольнением по собственному желанию - 19,8 процентов (фрикционная) .

Проанализировав таблицу, можно сделать вывод, что высокий уровень безработицы наблюдается в регионах с высокой численностью населения, но с недостаточным экономическим развитием для обеспечения трудоспособного населения работой. Низкий уровень безработицы - в промышленных регионах и в регионах, массово создающих новые рабочие места в рыночных отраслях .

Отличительной особенностью безработицы в настоящее время является ее скрытый характер. Наибольшими масштабами скрытой безработицы отличаются регионы Северо-Востока и Дальнего Востока. Люди этих регионов склонны сами искать работу, не доверяя службе занятости. Также значительная часть населения занята в криминальной сфере.

В 2010 году в России, несмотря на преодоление последствий кризиса, уровень безработицы по-прежнему остается высоким. Так, по расчетам МОТ, в сентябре этого года было 5 миллионов безработных россиян. Каждый седьмой из ста человек подпадает под определение «безработный», следовательно уровень безработицы составляет 7 процентов. По сравнению с предыдущим годом - снижение показателя на 3,2 процентов .

Однако посткризисные последствия все еще активно дают о себе знать: часть рабочей силы оказалась невостребованной, например, в связи с переходом на новые технологии в промышленности, или на электронный бухгалтерский учет.

2.2 Государственная защита населения в условиях безработицы

2010 год был объявлен президентом как год по борьбе с безработицей. Принятая в 2009 году антикризисная программа президента, направленная на устранение последствий кризиса, напряженности на рынке труда и снижения уровня безработицы в стране действует и в 2010 г. Всего на поддержку региональных рынков труда в 2010 году из бюджета РФ было выделено 36,4 миллиарда рублей. Большую часть средств, отпущенных на политику занятости, расходует на меры пассивного характера - выплату пособий по безработице.

Программа включает следующие пункты:

1. Общественные работы. В регионах были организованы общественные работы для тех, кто лишился постоянного заработка. Самые популярные виды социального труда- уборка улиц, благоустройство территорий, обслуживание общественного транспорта, ремонт памятников культуры. При этом наиболее важные исерьезные мероприятия, такие как строительство иремонт дорог, поразным причинам отходят навторой план.

Вместо долгосрочных работ власти пытаются занять безработных хоть чем-нибудь. Как показал минувший год, на общественные работы не рвутся, предпочитая получать пособие по безработице. Как показал 2009 год, общественные работы мало помогают в борьбе с безработицей. Люди не спешат заниматься «грязной» работой дворников и уборщиков.

2. Создание новых рабочих мест. Для этого 6,2 млрд. рублей в этом году будет выделено на стимулирование среднего и малого бизнеса. Это единственная системная мера правительства, не только направленная на снижение социального недовольства, но и оздоровляющая экономику. В результате программы 95 тыс. человек (из 6,5 млн. человек безработных) нашли работу попрограмме поддержки малого бизнеса.

3. Кредит на собственный бизнес. На открытие собственного дела безработные смогут получить более 100 тысяч рублей (в 2009 г. выдавали 58 800 рублей.). Ключевое условие для этого - создание рабочих мест не только для себя, но и для других официальных безработных. Программа самозанятости населения стала одной из наиболее востребованных среди безработных .

Между тем недоступность кредитов для малого и среднего предпринимательства остается одной из основных проблем в России. Согласно опросу «Исследования сегмента обеспеченных россиян, владельцев малого и среднего бизнеса», проведенному совместно Российским микрофинансовым центром и Ситибанком, только 25 % бизнесменов в этом году получали кредиты и использовали их в целях бизнеса .

В результате 95 тыс. человек нашли работу по программе поддержки малого бизнеса.

4. Пособия по безработице. В 2009 году был увеличен размер социальных выплат. Минимальное пособие по безработице составило 850 рублей (для тех, кто ранее не числился работающим), максимальное - 4300 рублей. На последнее могли претендовать граждане, уволенные в течение года и трудившиеся не менее 26 недель на последнем месте работы . Такие меры снижают социальное напряжение в обществе, но не помогают бороться с безработицей, наоборот, снижают стимул к труду. Увеличенные пособия перекладывают нагрузку на более экономически активную часть населения, ведь именно из их налоговых отчислений формируются социальные выплаты .

5. Помощь студентам. Одной из мер снижения напряженности на рынке труда в этом году должна стать организация стажировок для выпускников вузов. В программе антикризисных мер на будущий год указано, что стажировки могут пройти 85,3 тысячи выпускников образовательных учреждений или 70 % выпускников, находящихся под риском нетрудоустройства. Однако данная мера невостребована у выпускников, так как работодатели платят стажерам традиционно мало, аиногда инеплатят вообще.

6. Переобучение. В 2009 году около 200 тысяч человек прошли переобучение. Этого не достаточно, поскольку поданным Центра социальной политики, впереобучении вРоссии нуждаются 10млн. человек. Норассчитывать наперепрофилирование могут только граждане, зарегистрированные вцентре занятости, аихчуть больше 2млн. Планируется развивать это направление и в 2010 году .

Все эти меры хоть и имеют определенные недостатки и требуют их доработки, однако они уже принесли положительные результаты в форме снижения уровня безработицы на 2,8 % в 2010 году и напряженности на рынке труда. 0 год был объявлен президентом как год по борьбе с безработицей.авленная на устранение последствий кризиса, напряженности на

2.3 Проблема безработицы в США

Массовая безработица во время экономического кризиса 2008-2009 гг. стала настоящим бедствием для американского народа. По оценкам Департамента труда безработица составляла в сентябре 2009 г. 9,8 % и продолжает расти. В ряде штатов безработица гораздо выше, например, в Мичигане она превышает 15 процентов.

Бюро статистики при Департаменте труда США систематически публикует данные о масштабах безработицы по штатам и отраслям в США. В отличие от расчета количества безработных в России, Бюро статистики США не учитывает тех, кто не в состоянии найти работу на полный рабочий день или вынужден заниматься малоквалифицированным трудом (например, в ситуации, когда профессиональный токарь работает дворником).

Высокий уровень безработицы в штате Мичиган связан с тяжелым состоянием автомобильной промышленности, в Калифорнии - дефицитом бюджета, превышающим 25 млрд. долл. США, в Юте - особенностями религиозного отношения мормонов к работе. Известно также, что в штате Вашингтон и в Вирджинии лучше работают центры занятости и ярмарки труда, что способствовало более низкому уровню безработицы.

Во время рецессии 2009 г. безработица охватывает все отрасли экономики и сферы услуг в США: не только промышленность, строительство и транспорт, но и торговлю, финансы, сферу деловых и профессиональных услуг и даже индустрию развлечений и туризма.

Наибольшее сокращение штата произошло в таких отраслях как строительство, обрабатывающая промышленность, оптовая и розничная торговля, наименьшее - в горнорудной и нефтегазовой промышленности, сельском хозяйстве. В России также как в США по сокращению штата лидируют промышленная (30,7 %), строительная (12,3 %) отрасли. Отличие в отраслевой структуре безработицы двух стран заключается в том, что в России сельскохозяйственные работники пострадали намного больше. В нашей стране на сельскохозяйственную отрасль приходится 10 % сокращений, в сравнении с 1,3 % в США.

При этом наибольший уровень безработицы был зафиксирован среди жителей США, находившихся в возрасте от 16 до 19 лет (18,3 процентов). В отличие от ситуации в России, в США наблюдается высокий уровень безработицы в возрасте 55-59, что связано с дифференциацией приема на работу. Эта дискриминация по возрасту загоняет их в хроническую застойную форму безработицы и ведет к деквалификации. В России же безработица среди данной категории населения минимальная.

При сравнении структуры безработицы по половому признаку в США за 2009 год и аналогичного показателя в России, видим, что расхождения не значительные (доля женщин в нашей стране на 3,5 % больше).

Безработных мужчин было почти на 2 млн. человек больше, чем женщин. Количество безработных мужчин равнялось 7,2 млн. (или 57,8 %) В феврале 2009 года безработных женщин в США было зафиксировано примерно 5,25 млн. человек (42,2 процента) .

В России в отличие от США работники с высшим образованием представляют одну из наименее социально защищенных групп (об этом можно судить как по уровню их оплаты, так и по имеющимся у них гарантиям занятости). В США же эта категория занятых составляет наименее благополучный сегмент (если отбросить лиц, утрачивающих связь с рынком).

В условиях активного рынка труда сравнительно большое число лиц по тем или иным причинам попадает в течение года в ряды безработных, однако продолжительность таких периодов в США невелика. Так, США, удерживает первое место в мире по числу создаваемых ежегодно рабочих мест .

2.4 Методы борьбы с безработицей в США в сравнении с российскими методами

В 2009-2010 гг. в США действует программа «План Американского Восстановления и Реинвестирования» предназначенная для того, чтобы в краткосрочной перспективе способствовать борьбе с безработицей, а в долгосрочной - обеспечить продолжительный экономический рост.

План заключается в комбинации двух методов: сокращения налогов и масштабных бюджетных инвестиций в экономику. Общая стоимость этого проекта составляет 800-900 млрд. долларов США.

Блок 1. Помощь нуждающимся

Чтобы получить пособие по безработице, работающий американец должен работать определенное время и заработать определенную сумму. Этим выплата пособий в США отличается от выплат в России, поскольку в нашей стране пособие получают также и безработные ранее не работающие, но желающие ее найти.

Расчет уровня пособия определяется путем оценки зарплаты данного безработного за какой-то период времени: обычно за 6-12 отработанных им месяцев года, предшествовавших увольнению. К примеру, в штате Коннектикут для того, чтобы претендовать на пособие, безработный должен ранее зарабатывать не менее 600 долларов США в месяц, в штате Мэн - 3 376 долларов США, а в штате Вашингтон требуется указывать не размеры заработка, а срок работы (не менее 680 часов в месяц) за оцениваемое время.

Кроме того, во многих штатах шансов на пособие не имеют люди свободных профессий и некоторые сельскохозяйственные рабочие. Это еще одно отличие в осуществлении выплат в России и США.

Кроме того, в 13-ти из 50-ти штатов при определении размеров выплат учитывается наличие в семье безработного детей и иждивенцев.

Финансирование программ переподготовки и повышения квалификации безработных. Особое внимание уделено обучению молодых людей, в возрасте 21-24-х лет. Благодаря данной программе 380 тыс. человек прошли переподготовку. Данное мероприятие по борьбе с безработицей используется и в нашей стране уже не первый год.

Блок 2. Инфраструктурные проекты

Предусматривает такие проекты, как строительство новых дорог, развитие общественного транспорта, ремонт и инновация зданий, инвестиции в производство, которые ни только способствуют создания новых рабочих мест, но и выведут экономику из кризиса. По оценкам Общества, для восстановления и обновления инфраструктуры США требуется затратить 2,2 трлн. долл. США в течение ближайших пяти лет. Подобная направленность политики по борьбе с безработицей в США может быть взята на вооружение при разработке стратегии занятости в России.

Блок 3. Налоги

Президент США Барак Обама предложил снизить налоговое бремя на малый бизнес, в том числе на год освободить предпринимателей от уплаты налога на доход от прироста капитала, а также гарантировать им доступ к кредитам. По мнению президента, это должно привести к тому, что в 2010 году они вновь начнут набирать сотрудников.

В частности, предприятия малого бизнеса могут списывать с налогооблагаемой базы до 250 тыс. долларов США, потраченных в качестве инвестиций. Принятая программа предусматривала сокращение налогов на частных лиц (в частности, индивидуальный налогоплательщик мог сэкономить до 600 долларов США).

Кроме того, президент США обратился к конгрессу с предложением повысить лимиты для кредитов для малого бизнеса с 2 млн долларов США до 5 млн долларов США .

Поддержка малого бизнеса действует и в России, однако комплекс мероприятий сводится только к предоставлению кредитов. Подобное направление на снижение налогового бремени необходимо использовать и в нашей стране.

В поле зрения американской политики занятости попала задача улучшения структуры рабочих мест. Разрабатываются программы, направленные на оптимальное использование потенциала работников. Основой таких программ в США является индивидуальный подход к каждому занятому в фирме, предоставление возможностей повышения квалификации на рабочем месте по индивидуальному плану и консультирование по вопросам карьеры.

В отличие от российских методов, политика занятости в США подчинена ключевой стратегической задаче - предоставлению каждому трудоспособному члену общества не просто любой работы, а возможности в наибольшей степени развить и реализовать свой потенциал, получая соответственно достойное вознаграждение за свой труд .

Изучение российских и американских методов борьбы с безработицей показало, что в сравнении со средствами, имеющимися в распоряжении центральной и местной власти в развитых странах, в частности у США, финансовые, материальные и кадровые ресурсы, которыми располагают соответствующие государственные органы в России для разработки и проведения политики занятости, крайне ограничены.

Заключение

В данной работе был проведен анализ социально-экономической сущности безработицы, рассмотрены отличительные особенности безработицы на российском и американском рынках труда, сформулированы возможные способы снижения безработицы.

При исследовании проблемы безработицы в России и США была выявлена общая причина резкого увеличения уровня безработицы в 2008 - 2010 гг., связанная со спадом производства и структурными преобразования в экономике в результате кризисных явлений.

Основной проблемой в структуре российской безработицы является ее скрытый характер, а также доминирование циклической безработицы. Поэтому в России в 2009 году была принята антикризисная программа президента, направленная на устранение последствий кризиса, напряженности на рынке труда и снижения уровня безработицы в стране.

Произведенный анализ позволяет отметить, что основной возможностью снижения безработицы на сегодняшний день являются активизация государственной политики занятости наряду с общим оздоровлением экономического климата в стране.

Недостатком политики по борьбе с безработице в России является ее краткосрочная направленность, осуществляема в основном за счет выплаты пособий и занятия безработных «хоть чем-нибудь». Поэтому новая активная политика на российском рынке труда должна проводиться комплексно, сразу по нескольким направлениям, и ориентироваться на долгосрочный период.

Политика по борьбе с безработицей в США происходит эффективнее, поскольку она способна не только снизить уровень безработицы до естественного уровня, но и обеспечить устойчивый экономический рост. Следующие направления американской политики должны быть взяты на вооружение и в нашей стране:

1) применение инфраструктурных проектов как основного способа снижения безработицы;

2) снижение налогового бремени в момент кризиса как способ поддержания малого бизнеса;

3) индивидуальный подход к каждому безработному, предоставлению каждому трудоспособному члену общества не просто любой работы, а возможности в наибольшей степени развить и реализовать свой потенциал, получая соответственно достойное вознаграждение за свой труд.

4) дифференциация уровня пособия по безработице в зависимости от наличие в семье безработного детей и иждивенцев.

Крайне важно корректировать общую направленность государственной политики занятости Российской Федерации в зависимости от особенностей и перспектив региональных рынков труда.

Главными стратегическими целями регулирования занятости должны быть повышение экономической и социальной эффективности занятости за счет изменения ее структуры, форм, создание условий для развития человеческого капитала страны, совершенствование экономических отношений занятости. Список использованных источников

1) Бункина, М.К. Макроэкономика: учебник / М.К. Бункина. - М.: ДИС, 2002. - 320 с.

2) Грязнова, А.Г. Макроэкономика / А.Г. Грязнова. - М.: КНОРУС, 2008. - 688 с.

3) Ишкин, В.В. Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов для труда / В.В. Ишкин. - М.: ЮНИТИ, 2003. - 328 с.

4) Капелюшников, Р.И. Российский рынок труда: адаптация без реконструктуризации / Р.И. Капелюшников. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 446 с.

5) Кашепов, А. Проблема предотвращения массовой безработицы в России / А. Кашепов // Вопросы экономики. - 2007. - № 5. - С. 23 - 28.

6) Плакся, В.И. Безработица: теория и современная российская практика / В.И. Плакся. - М: Наука, 2006. - 262 с.

7) Зиброва, Е. Официальная безработица в России: последние данные / Е. Зиброва - 2010 г [Электронный ресурс]. - URL: http://www.gazeta.ru/. (дата обращения 20.10.2010).

8) Макаров, Н. Безработица в России 2010-2011 статистика, мониторинг численности безработных в стране / Н. Макаров. - 2010 г. - [Электронный ресурс]. - URL: www.abird.ru (дата обращения 01.11.2010).

9) Мотылев, В. Массовая безработица в США / В. Мотылев. - 2009 г. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.westeast.us (дата обращения 03.11.2010).

10) Сергеев, М. Безработица подбирается к показателям времен дефолта / М. Сергеев. - 2009 г. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.ng.ru/ (дата обращения: 28.10.2010).

11) Официальный сайт // Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения 30.10.2010).

Прежде всего, государство должно принять все меры по созданию новых рабочих мест для граждан, а также поддерживать социально уязвимые группы населения на рынке труда, необходимо способствовать их трудоустройству, создавать различные программы, клубы людей, которые ищут работу. Подобного рода инициатива предполагает создавать дополнительные рабочие места, на которых могли бы работать неконкурентоспособные группы населения.

Для снижения безработицы среди подростков и выпускников учебных заведений государством предусматривались различные меры по профессиональной ориентации молодежи, сезонной занятости молодежи, в том числе при самих учебных заведениях, развитие молодежных бирж труда, центров социально-психологической адаптации выпускников, особенно для инвалидов и детей, которые остались без попечения родителей. Зачастую молодые люди разочаровываются в своем выборе, если работа не оправдывает возложенные на нее надежды, и вынуждены увольняться, пополняя армию безработных. В силу своего молодого возраста эти люди не имеют должного опыта, навыков, и нередко и знаний, чтобы правильно сделать выбор. И в этом им нужно всячески помогать, чтобы, с одной стороны, полученное ими образование не оказалось не востребованным, а с другой стороны -рабочие места, требующие высокого уровня квалификации, не занимались людьми не имеющими его. Также очень важна сегодня нерегистрируемой безработицы среди подростков до 16 лет, которая чревата серьезными последствиями. Необходимо вводить обязательное полное среднее образование и выплачивать стипендии для школьников из малообеспеченных семей.

Большое значение правительство придавало обучению безработных основам предпринимательской деятельности, их финансовой поддержки при открытии собственного дела.

Развитие малого предпринимательства является одним из способов борьбы с безработицей. Оно может быть перспективным и в России, способствовать созданию новых рабочих мест.

Многообразие типов безработицы делает задачу ее сокращения чрезвычайно сложной. Поскольку единого способа борьбы с безработицей не существует, любой стране для решения этой проблемы приходится использовать различные методы.

Уровень фрикционной безработицы может быть снижен за счет:

Улучшить информационное обеспечения рынка труда. Во всех странах эту функцию выполняют организации по трудоустройству (биржи труда). Они собирают у работодателей информацию о существующих вакансиях и сообщают ее безработным;

Устранения факторов, снижающих мобильность рабочей силы. Для этого необходимо, прежде всего:

а) создание развитого рынка жилья;

б) увеличение масштабов жилищного строительства;

в) отмена административных преград для переезда из одного населенного пункта в другой

Сокращению структурной безработицы более всего способствуют программы профессионального переобучения и переквалификации. Такого рода программы должны привести к тому, чтобы рабочая сила наилучшим образам соответствовала имеющимся рабочим местам. Эта задача достигается программой профессиональной подготовки, информацией о рабочих местах. Программы профессиональной подготовки обеспечивают как подготовку на рабочих местах, так и в специальных учебных заведениях для безработной, молодежи, а также для рабочих старших возрастов, чья профессия оказалась устаревшей.

Наиболее трудно бороться с циклической безработицей. Для решения такой задачи наиболее эффективными являются следующие меры:

Создание условий для роста спроса на товары. Так как спрос на рынке труда - производный и зависит от ситуации на рынках товаров и услуг, то занятость возрастет, а безработица упадет в том случае, если товарные рынки предъявят больший спрос и для его удовлетворения надо будет нанять дополнительных работников.

Некоторое облегчение может принести, например, предоставление возможности досрочного выхода на пенсию работникам, еще не достигшим пенсионного возрасти. В России, например, при упразднении органов управления союзного уровня работавшим в их штатам мужчинам позволяли уйти на пенсию в 57-58 лет, а женщинам - в 53-54 года. Без этого пожилым служащим пришлось бы искать работу. А поскольку шансов на трудоустройство в этом возрасте у них было немного. Они увеличили бы армию безработных. Досрочная пенсия позволила предотвратить такое развитие событий. Вместе с тем этот способ может использоваться только в очень ограниченных масштабах, так как он влечет существенное увеличение пенсионных выплат.

Создание условий для роста самозанятости. Смысл такого рода программ состоит в том, что людям помогают открыть собственное дело, чтобы они могли прокормить себя и свою семью, даже если им не удается найти работу по найму.

Реализация программ поддержки молодых работников. Тяжелее всего безработица ударяет по пожилым (их уже никто не хочет брать на работу из-за падающей производительности труда и ухудшения здоровья) и самым молодым (их еще никто не хочет брать на работу из-за низкой квалификации и отсутствия опыта).

Для помощи молодежи могут использоваться различные методы:

экономическое стимулирование молодежной занятости;

создание специальных фирм, предлагающих работу именно молодежи

создание центров обучения молодых людей тем профессиям, в которых шансы на занятость наиболее велики.

Список программ сокращения безработицы можно продолжать еще долго, но важно понимать, что все эти программы не могут полностью ликвидировать или существенно сократить циклическую безработицу. Такой результат достигается лишь при общем улучшении экономической ситуации в стране.

В отношении безработицы государство располагает тремя видами политики: социальной, макроэкономической и в сфере занятости.

Функция социальной политики состоит в оказании помощи безработным с целью поддержания их жизненного уровня.

Макроэкономическая политика предполагает использование денежно- кредитных и бюджетно - налоговых мер для сокращения безработицы.

Политика в сфере занятости направлена на создание новых рабочих мест, системы переподготовки кадров, центров по трудоустройству и т.д.

Причины безработицы

В западной экономической литературе причины безработицы исследуются преимущественно на основе чисто экономического подхода. При этом безработица рассматривается как макроэкономическая проблема недостаточно полного использования совокупной рабочей силы. Часто причины безработицы объясняются несбалансированностью рынка труда или неблагоприятными изменениями на этом рынке.

Наиболее известной теорией, объясняющей причины безработицы, является теория Дж.М.Кейнса, которая сменила в середине 30-х годов теорию классиков-экономистов (А.Смит, А.Маршалл), объясняющих причину безработицы высоким уровнем заработной платы. По Кейнсу, безработица есть обратная функция совокупного спроса. «Объем занятости, - писал Кейнс, - совершенно определенным образом связан с объемом эффективного спроса». Недостаточный объем эффективного спроса обусловливает вялость инвестиционного процесса и, следовательно, невозможность обеспечения занятости, что ведет к расту безработицы. Выход из этой ситуации Кейнс видел в повышении роли государства в формировании совокупного спроса за счет увеличения государственных расходов, прежде всего – на инвестиционные товары.

Критики Кейнса, представители неоклассической школы, видят причины безработицы как раз в той государственной политике, которую развитые страны проводили «по рецептам» Кейнса. Так, например, Ф.Хайек считал, что безработица «есть прямой результат близорукой политики полной занятости, которую ты проводили в течение последних двадцати пяти лет». Рост государственных расходов, по мнения Ф.Хайека, неизбежно ведет к инфляции, которая, достигнув критической отметки, сама становится причиной увеличившейся безработицы. Выход из этого замкнутого круга один – прекратить инфляционную политику полной занятости. Конечно, на первом этапе это приведет к резкому скачку безработицы, но именно это, по идее Хайека, даст возможность выявить все пороки в размещении труда, разработать и осуществить неинфляционными методами программу обеспечения высокого и стабильного уровня занятости.

Монетаристы во главе с М.Фридменом выдвинули концепцию «естественной» безработицы. К которой они относят так называемую фрикционную безработицу. Фрикционная безработица охватывает работников, меняющих по тем или иным причинам место работы, например, в поисках более высокого заработка или работы с большей престижностью, более благоприятными условиями труда, или мигрирующих в связи с необходимостью смены места жительства. К естественной безработице относят также структурную, вызванную изменениями в структуре общественного производства под влиянием научно-технического прогресса и совершенствования организации производственных процессов. Этот тип безработицы также является временным (хотя и более продолжительным, чем фрикционная безработица), так как исчезновения одних производств (отраслей) сопровождается бурным ростом других. Проблема лишь в том, насколько быстро безработные смогут приспособиться к изменившимся условиям на рынке труда.

Концепция «естественной безработицы» поддерживается практически всеми экономистами, в том числе и неокейнсианцами. Споры идут лишь о том, что вызывает рост безработицы выше естественного уровня, - недостаточность совокупного спроса или регулирующая политика государства, нарушающая «естественный» механизм формирования занятости и заработной платы на рынке труда.

Таким образом, западные экономисты признают, что безработица – неотъемлемый атрибут рыночной системы хозяйства, она неизбежна, а в своем «естественном» варианте даже полезна для обеспечения необходимой гибкости рынка труда.

Но до сих пор не одно экономическое учение не является бесспорным с точки зрения объяснения причин безработицы и занятости.

Все имеющиеся взгляды на причины безработицы можно сгруппировать следующим образом.

Во-первых, причиной безработицы может стать относительно избыточное население, «лишнее» по сравнению с достигнутым уровнем национального производства. Этот фактор безработицы особо сильно сказывается в развивающихся странах. Во-вторых, безработица может быть результатом изменений в структуре экономики, в том числе – в технологии (структурная безработица). Эта безработица является временной, так как на смену старым отраслям и производствам (технологиям) приходят новые. В-третьих, безработица может временно увеличиться из-за естественных желаний людей найти работу «по душе» и с лучшими условиями труда и оплаты (фрикционная безработица). В-четвертых, особо сильное увеличение уровня безработицы происходит в результате циклического спада в экономике (циклическая безработица). Этот вид безработицы является наиболее опасным, так как возникает замкнутый круг: падение производства – безработица – уменьшение общего уровня доходов – снижение совокупного спроса – падение производства – безработица и т.д. В-пятых, в некоторых случаях генератором безработицы может стать активное вмешательство государства и профсоюзов в отношения между наемным работником и работодателем, что приводит к рыночной негибкости заработной платы и заставляет предпринимателей решать проблему достижения максимальной прибыли путем сокращения занятости.

Все эти причины безработицы представляют собой скорее факторы, влияющие на размер и динамику безработицы. Основными источниками безработицы являются не рыночные пропорции и условия, складывающиеся на рынке труда т.к. рынок труда лишь отражает существующие в данный момент пропорции между спросом и предложением рабочей силы, но непосредственного участия в их формировании не принимает. Эти пропорции зависят от процессов, находящихся за пределами рынка труда. Рынок лишь обнаруживает их, проявляет безработицу, делает ее видимой для общества.

Методы борьбы с безработицей.

Различные экономисты предлагали свои варианты для уменьшения уровня безработицы.

Например, кейнсианцы считали, что саморегулирующаяся экономика не может преодолеть безработицу. Уровень занятости зависит от так называемого "эффективного спроса" (упрощенно - уровня потребления и инвестиций).

Дж.-М. Кейнс писал: "Хроническая тенденция к неполной занятости, характерная для современного общества, имеет свои корни в недопотреблении..." .

Недопотребление выражается в том, что по мере повышения доходов у потребителя у него в силу психологических факторов "склонность к сбережению" превышает "побуждение к инвестициям", что влечет спад производства и безработицу.

Таким образом, кейнсианцы, показав неизбежность кризиса саморегулирующейся экономики, указывали на необходимость государственного экономического воздействия для достижения полной занятости.

Прежде всего, следует повысить эффективный спрос, снижая ссудный процент и увеличивая инвестиции.

Монетаристы выступили против кейнсианских методов.

В 1967 году М. Фридмен высказал мысль о существовании "естественного уровня безработицы", который жестко определен условиями рынка труда и не может быть изменен мерами государственной политики. Если правительство старается поддержать занятость выше ее "естественного уровня" с помощью традиционных бюджетных и кредитных методов увеличения спроса, то эти меры будут иметь кратковременный эффект и приведут лишь к росту цен.

Среди аргументов монетаристов по поводу несостоятельности кейнсианской политики ставился акцент на непредсказуемость результатов государственного вмешательства из-за больших задержек в проявлении эффекта этих мер.

Монетаристские методы регулирования занятости достаточно радикальны. Они обвиняют рабочих в том, что последние воздерживаются от работы и получают компенсацию в виде пособий. Отсюда рекомендации отменить эти пособия, чтобы заставить людей работать. Монетаристы предлагают отказаться от стимулирования экономического роста путем увеличения спроса. Однако политика ограничения спроса может вызвать резкое ухудшение жизненного уровня населения, что скажется на социальной обстановке.

Теперь рассмотрим, какие же реальные шаги может применять государство для уменьшения уровня безработицы.

Многообразие типов безработицы делает задачу ее сокращения чрезвычайно сложной. Поскольку единого способа борьбы с безработицей не существует, любой стране для решения этой проблемы приходится использовать различные методы.

Уровень фрикционной безработицы может быть снижен за счет:

1) улучшения информационного обеспечения рынка труда. Во всех странах эту функцию выполняют организации по трудоустройству (биржи труда). Они собирают у работодателей информацию о существующих вакансиях и сообщают ее безработным;

2) устранения факторов, снижающих мобильность рабочей силы. Для этого необходимо прежде всего:

а) создание развитого рынка жилья;

б) увеличение масштабов жилищного строительства;

в) отмена административных преград для переезда из одного населенного пункта в другой

Сокращению структурной безработицы более всего способствуют программы профессионального переобучения и переквалификации. Такого рода программы должны привести к тому, чтобы рабочая сила наилучшим образам соответствовала имеющимся рабочим местам. Эта задача достигается программой профессиональной подготовки, информацией о рабочих местах. Программы профессиональной подготовки обеспечивают как подготовку на рабочих местах, так и в специальных учебных заведениях для безработных, молодежи, а также для рабочих старших возрастов, чья профессия оказалась устаревшей.

Наиболее трудно бороться с циклической безработицей, для решения такой задачи наиболее эффективными являются следующие меры:

Создание условий для роста спроса на товары. Так как спрос на рынке труда – производный и зависит от ситуации на рынках товаров и услуг, то занятость возрастет, а безработица упадет в там случае, если товарные рынки предъявят больший спрос и для его удовлетворения надо будет нанять дополнительных работников.

Как мы уже отметили в предыдущей статье — безработица — острая экономическая проблема не только для самого человека, который не имеет рабочего места, но и для всего общества в целом. Безработица может серьезно ухудшить экономическую, политическую стабильность страны, а также сказаться на спокойствии внутри нее, вызвав волну преступности.

Поэтому данную проблему нельзя оставлять без внимания и решать ее необходимо без промедления.

Усложняет задачу по сокращению безработицы ее многообразие. Невозможно исправить ситуацию с использованием лишь одного метода. Так, для борьбы с фрикционной безработицей необходимо:

Улучшить информационное обеспечение рынка труда. Данным обеспечением во всех странах занимается биржа труда — организация по трудоустройству, которая собирает с работодателей информацию о вакантных рабочих местах.

Устранение факторов, которые оказывают негативные факторы на мобильность рабочей силы. В этом может помочь создание более развитого рынка жилья, увеличение количества строительства новых жилых площадей и отсутствие административных преград при переезде из населенного пункта в другой. В первой половине 90-х годов сделано достаточно немало в этом направлении — была проведена массовая приватизация жилья, разрешена купля-продажа недвижимости,

Для сокращения структурной безработицы наиболее подходящим вариантом является программа переквалификации и профессионального переобучения. В связи с отсутствиями навыков, которые в настоящее время требуются в определенной профессии.

Наиболее тяжело бороться с циклической безработицей. Для ее решения применяются некоторые из следующих мер:

Создание условий для роста спроса на различные товары и услуги. Растет занятость, сокращается безработица, если появится спрос на товары и услуги на рынке, для удовлетворения которых необходимо увеличения числа рабочих мест. Многие политики поддерживают идею вливания больших денежных средств, что несомненно повысит уровень спроса на товары и услуги, что сократит безработицу, расширив производство. Однако, данный способ опасен тем, что имеется вероятность ускорения темпа инфляции, вызванной повышенным спросом и неуспевающим производством. Поэтому, наиболее лучшим способом будет стимулирование уровня роста экспорта, что приведет к росту объема производства и соответственно повышению числа рабочих мест; поощрение и поддержка инвестиций в реконструкцию предприятия для повышения его конкурентоспособности. Увеличив долю на рынке, предприятие увеличит производство; поощрение инвестиций в экономику страны, в результате которых начнется создание новых производств.

Также действенными способами являются:

Создания условий для повышения роста самозанятости, то есть программы, помогающие людям открыть собственное дело, например, программа поддержки малого бизнеса;

Программы поддержки молодых работников, целью которых является создание центров обучения молодежи наиболее востребованным профессиям, создание рабочих мест для молодых людей и их экономическое стимулирование.

Для того, чтобы сохранить социальное спокойствие и предотвратить обнищание граждан страны общество должно стремиться к тому, чтобы безработица не превысила естественного уровня и создать систему помощи в поиске работы безработным.

Абсолютно ясно одно: с безработицей можно и нужно бороться. Полностью искоренить ее невозможно, но есть шансы свести ее к минимуму. Методы борьбы определяет концепция, которой руководствуется правительство конкретной страны.

Общие мерыпо сокращению безработицы следующие:

1.Трудоустройство непосредственно на предприятии путем создания новых рабочих мест (расширение или создание подразделений, переквалификация на др. специальности и т.д.);

2.Организация общественных работ (благоустройство территорий, лесных массивов и городских улиц, работа на овощных базах, по уборке сельскохозяйственной продукции);

3.Поощрение частного предпринимательства и стимулирование самозанятости населения, развитие малого бизнеса (товарищества, кооперативы, фермерские хозяйства);

4. Переподготовка и профессиональная подготовка по дефицитным специальностям и профессиям

5. Использование гибких форм занятости (надомный труд, неполный рабочий день, неделя);

6. Широкая информация населения о возможности трудоустройства, проведение ярмарок вакансий, дней открытых дверей и т.д.

При разработке федеральной и региональной программой обеспечения занятости населения необходимо учитывать определенную специфику России исходя при этом из неоднократно проверенного факта: предотвратить безработицу невозможно, но можно и нужно минимизировать ее, одновременно смягчая социальные, политические и нравственные последствия неполного обеспечения трудоспособного населения работой. И речь идет не только о соблюдении интересов отдельного гражданина, но и об интересах государства, поскольку при безработице в 8-10% только на выплату пособий безработным уйдет 2.5% валового национального продукта.

Поддержание доходов на минимальном уровне стало целью социальной защиты населения, пострадавшего от правительства «реформаторов». Государство на время отказалось от прямой регламентации в оплате труда (кроме его минимума), перейдя к косвенному регулированию через налоги. Понемногу росло реальное наполнение средней заработной платы, отставая, однако, от динамики потребительских цен на товары и услуги.

В связи с рыночными изменениями наметился переход от жестоких социалистических к более гибким видам найма (срочным контрактам, неформализованным соглашениям и т.п.). При этом почти сошла на нет традиционная роль органов труда как госнадзирателя за использованием рабочего времени, дисциплины, производительностью, условиями и оплаты труда.

Вместе с тем увеличивалась вынужденная безработица, порожденная новыми условиями функционирования предприятий и формами найма. Высвобожденные по экономическим мотивам составили более половины официально зарегистрированных безработных. Именно для них, квалифицированных работников со стажем и производственным опытом, были особенно нужны реальные гарантии занятости, альтернативные косметическим мерам по трудоустройству социально незащищенных маргиналов.

Неуклонный рост структурной безработицы предопределял необходимость преобразования фондов занятости в полноценную систему социального страхования. Безработица из негативного явления превращалась в постоянно действующий фактор развития рынка труда и обострения конкуренции за рабочие места. Надо было считаться с ее объективным характером, обусловленностью процессами реформирования экономики, искать новые формы эффективной занятости.

Однако безработица оказалась тем «орешком», о который сломали «рыночные» зубы не одна команда реформаторов в России. Следуя правительственному курсу социальной защиты, служба занятости трансформировалась в организацию по борьбе с безработицей. Были продолжены раздачи гарантий ее клиентам по растущему числу специально проводимых мероприятий. Причем упор делался на выигрышные в глазах общественности проекты в пользу социально незащищенных. И наоборот, в программах содействия занятости сознательно принижалось значение трудового посредничества, задач повышения мобильности высвобождаемой рабочей силы и ее конкурентоспособности на открытом рынке труда.

Курс на обеспечение возможно полной занятости и предотвращение безработицы не решал важнейшую задачу реформ - повышение эффективности производства. Когда экономический кризис усилился, обновленное к тому времени правительство увидело выход из него в достижении финансовой стабилизации, фактически в ускоренном развитии финансово - промышленного капитала путем мобилизации ресурсов накопления.

В условиях катастрофической нехватки инвестиций, что вполне естественно для системного кризиса, активного вывоза из страны капиталов и сокращения возможностей инфляционного кредитования промышленности источником стабилизации экономики становились доходы населения. На смену социальным приоритетам и монетаристским моделям пришли узкопрагматические задачи перераспределения национального дохода в пользу крупнейших монополий, возникших в результате «народной» приватизации.

Обеспечение занятости и массовая безработица находятся под контролем государства. Оказывается легче приостановить высвобождении работающих без оплаты, чем наладить работу предприятий в нормальном режиме, то есть без долгов по зарплате, но и без излишнего персонала. Недостаток трудовой мотивации и доходов по основному месту работы замещается государственными компенсациями: социальными гарантиями на производстве, выплатами и льготами неимущим по месту жительства. То, что рабочие недополучили как трудящиеся, им пытаются вернуть как социально незащищенным.

Наряду с этим расширяется « исход » ранее многочисленного слоя квалифицированных работников с простаивающих предприятий, бесперспективных производств. Вместе с распадом наукоемких отраслей промышленности растет депрофессионализация высококлассных специалистов. Они вынуждены перебиваться случайными заработками, искать относительно доходные занятия в ущерб своей квалификации и социально - профессиональному статусу. Что же надо делать, чтобы привести в движение эту топчущуюся на месте, неурегулированную, а потому шаткую, грозящую повернуть вспять систему отношений труда и капитала?

Суть новой социально - трудовой политики можно свести к следующему: окончательный переход от полной занятости, заждавшейся на низкоэффективном труде и социальных гарантиях неработающим, к рыночной системе, предполагающей полную свободу труда и выбора занятий, экономически обоснованную резервную армию труда и безработицу. Особенно важной является социальная либералиция наемного труда прежде всего через радикальную реформу трудового законодательства в полном соответствии требованиями рыночной экономики. Надо коренным образом изменить «дух законов» о труде, бес всяких оговорок признать рабочую силу товаром, собственником которого является свободный от внеэкономического принуждения и административного диктата индивид. Как хозяин уникального товара он имеет права на приоритет на рынке труда, его цена формируется в зависимости от способности, образования, квалификации, опыта.

Для обеспечения свободы труда необходимо окончательно избавиться от рудиментов тоталитарной эпохи (прописки, спецучета кадров, административных ограничений приема и произвольных увольнений наемных работников). Ввести в действие регуляторы свободного рынка труда. Среди них принципиально важны справедливая оплата, надежная охрана и достойные условия труда, механизмы социального страхования экономических рисков потери трудоспособности, независимые институты непредвзятого урегулирования трудовых конфликтов. Причем необходимо выделить особенности наемного труда в аграрном секторе, малом предпринимательстве.

Давно пора заменить архаичные и неэффективные формы законодательного регулирование труда, например, единый для всех размер минимальной заработной платы и ее индексации, которые из инструментов социальной защиты на практике, в ситуации бюджетного дефицита, превращаются в государственные нормы фиксированного порога бедности трудящихся. Взамен следует установить минимум оплаты за единицу отработанного времени (час) и заложить в основу тарифных систем.

Предстоит признать приоритет социального партнерства по закону над государственным управлением трудом в его бюрократическом исполнении. Поэтому необходимо ограничить роль государства в обеспечении занятости, включая отказ от глобальных федеральных программ, попыток унифицировать нормы и нормативы социальной и экономической «защищенности» от безработицы. Для этого необходимо создать независимую от правительства и местной администрации систему активного содействия безработным на основе страховых взносов. Следует рассматривать безработицу как неотъемлемый элемент рынка труда, а под обеспечением занятости понимать трудоустройство вынужденно безработных и трудовую активизацию добровольно незанятых с использованием преимущественно экономических стимулов привлечение к труду.

Государственные гарантии незанятому населению должно заменить обязательное страхование структурной и профессиональной безработицы. Нужно очистить экономически обусловленную безработицу от социальных наслоений популистского толка: передать безработных, лишь эмитирующих трудовую активность, но зачастую неспособных к профессиональному труду, в органы социальной опеки для последующей трудовой реабилитации путем приобщения к посильным для них занятиям.

Однако, в последнее время предпринимаются попытки «спрятать» официальную растущую безработицу, приукрасить результаты деятельности служб занятости. Направляемые на общественные и временные работы безработные в результате бюрократического кульбита уже не считаются таковыми. Затем настает очередь посылаемых на переобучение и переподготовку, опоздавших на перерегистрацию. Далее следует черед других «нарушителей» новых правил, вводимых, кстати, «заднем» числом. Если пойти по этому пути, то вскоре борьба с безработицей закономерно перерастет в войну с безработными.

По мере углубления реформ число безработных должно возрастать в прямой пропорции с повышением эффективности производства и реальной оплаты за труд. Более того, необходимо форсировать структурную безработицу в соответствии с реализацией программ реструктуризации производства, создавая на ее базе мобильный резерв рабочей силы, используемый для интенсивного развития экономики. Прежде всего следует стремиться к поддержанию взаимосвязи занятости, зарплаты и инвестиций в оптимальном соотношении, что является условием социально - экономической сбалансированности. Только так может быть обеспечена надежная экономическая основа для создания новых рабочих мест, расширяющих сферу эффективной занятости, что, в свою очередь, приведет к «рассасыванию» безработицы, понижению ее уровня при стабилизации развития. Именно тогда становится возможным создание в обозримой перспективе динамичной, адаптированной к глубинным рыночным трансформациям в экономике социально - трудовой сферы.



Похожие статьи