Финансовая реформа витте кратко. Денежная реформа С. Витте в России в начале ХХ века и ее значение для экономического развития

Среди реформ С.Ю. Витте, естественно, наибольший интерес вызывает опыт стабилизации российского рубля.

В конце XIX в. большинство стран перешло к золотовалютной системе, обусловленной ростом товарного обращения и развитием кредита. В Англии золотой монометаллизм был провозглашен в 1816г, хотя фактически страна перешла к золотой валюте в конце XVIII века. В Германии, Франции, Италии, Бельгии, Швейцарии, Греции и США, а также в скандинавских странах золотой монометаллизм был введен уже в 70-х годах XIX века, а в 90-х годах - в Австро-Венгрии, Японии и Аргентине. Из этого следует, что на данном принципе основывалась вся мировая экономика конца XIX века. Поэтому надо подчеркнуть, что и крушение российской денежной системы в период первой мировой войны было не провалом модели Витте, а составной частью развала мировой системы золотого монометаллизма.

Денежная реформа в России готовилась задолго до Витте и заняла в примерно 15-17 лет. Крупный вклад в ее проведение внесли три предшествующих министра финансов: М. Рейтерн, Н. Бунге и И. Вышнеградский. С.Ю. Витте продолжил их дело и завершил его. При этом Витте, как новому министру финансов, было легче, так как обстановка была более благоприятной: промышленность была на крутом подъеме; развивалось железнодорожное строительство; положительные сдвиги наблюдались в сельском хозяйстве. Большое значение имел и тот факт, что золотой запас государства к началу денежной реформы вырос до 645,7 млн. руб. (при И. Вышнеградском - на 309 млн. руб.). Витте умело использовал эти преимущества. Основная цель Витте была в том, чтобы укрепить денежную систему России.



Началу денежной реформы предшествовал ряд мер:

13 июня 1893 г. банкам было запрещено как-либо содействовать игре на курсе. Лица, виновные в заключении таких сделок штрафовались в размере 5-10% от суммы сделки.

Была введена "статистическая" (1 коп. на 100 руб.) пошлина на ввоз и вывоз кредитных билетов. За ввоз или вывоз без уплаты пошлины предусматривался штраф в размере 25% с контрабандной суммы.

На Берлинской бирже в 1894 г. была произведена массовая (на 30 млн. руб.) скупка кредитных билетов по низкому курсу, которые при расчетах погашались по более высокому курсу, что было выгодно для России.

Одной из подготовительных мер было заключение таможенного договора с Германией. Витте провел через Государственный совет закон, в соответствии с которым тарифные ставки были признаны минимальными только для тех стран, которые наиболее благоприятствовали в отношениях с Россией. Это было сделано в ответ на высокие пошлины на русский хлебный экспорт. Так как Германия не придерживалась благоприятного режима в отношениях, ее экспорт в Россию облагался пошлиной по повышенной ставке. В результате Германия была вынуждена пойти на уступки и 1894 г. был заключен новый торговый договор. С этого момента его персоной Витте заинтересовался рейхсканцлер германской империи князь Отто Бисмарк.

В феврале 1895 г. Витте вышел со своими предложениями по реформе денежной системы, которые в основном были одобрены Комитетом финансов и Государственным советом. В мае 1895 года постановление Госсовета было утверждено царем и приняло силу закона. Но из-за неведения населения о планах правительства в области валютной политики, ограничений в пользовании золотой валютой, неудобства пользования новым курсом (1 золотой рубль равнялся 1 рублю 48 копейкам кредитными рублями) операции с золотой валютой шли крайне слабо.

В марте следующего годы Витте предоставил окончательный проект денежной реформы в финансовый комитет, а в апреле - в Государственный совет. Денежная система Витте, построенная на принципе золотого монометаллизма, включала следующие сегменты:

Десятирублевая золотая монета новой чеканки стала основной монетой России и законным средством платежа. По закону 1885 г. Золотые монеты чеканки были обязательны к приему по всем платежам вплоть до изъятия их из обращения по соотношению 1 руб. = 1 руб. 50 коп. в золотой монете новой чеканки.

Платежная сила серебра ограничивалась 50 рублями.

Государственные кредитные билеты имели силу законного средства платежа и включались в пассив банка. Обмен кредитных билетов на золото осуществлялся по курсу 1 руб. 50 коп. за 1 руб. золотом, что соответствовало среднему курсу рубля, сложившегося в годы перед реформой.

Эмиссия кредитных билетов осуществлялась Государственным банком только для коммерческих операций банка. До 1 млрд. руб. кредитные билеты обеспечивались золотом на 50%, свыше 1 млрд. руб. - полностью.

Все обязательства по правительственным и частным займам, заключенные в металлических рублях до этого закона, остались неизменными, то есть подлежали оплате новыми рублями в полуторном размере.

Публикация основных положений проекта дала мощный толчок дискуссиям, в которых прослеживались позиции разных классов и социальных групп российского общества. В Государственном совете проект встретил почти единогласное неприятие, тогда как в Комитете финансов основные положения проекта были одобрены. Чтобы обойти Госсовет, Витте обратился непосредственно к царю. В своих воспоминаниях Витте писал: «Его Величество исполнил мое ходатайство и собрал 2 января 1897 г. финансовый комитет в усиленном составе под своим председательством. На этом заседании и была, в сущности, решена участь финансовой реформы, то есть решено было ввести в Российской империи металлическое обращение, основанное на золоте".

На следующий день после совещания закон "О чеканке и выпуске в обращение золотых монет" был подписан Николаем II. Были выпущены 10-рублевые золотые монеты - империалы, равнявшиеся 15 рублям кредитными билетами, и 5-рублевые - полуимпериалы, равнявшиеся 7,5 рубля кредитными билетами.

29 августа 1897 г. вышел указ об основах эмиссии кредитных билетов. Сумма выпуска кредитных билетов была уменьшена до 600 млн. руб., хотя ранее планировалась сумма выпуска кредитных билетов, обеспеченных золотом на 50%, в размере 1 млрд. руб. Через год, 27 августа 1898 г., был подписан указ об основах обращения серебряной монеты, которой была отведена роль вспомогательных денег. Ее введение было определенной уступкой сторонникам биметаллизма.

Сыграв огромную роль в экономическом росте России, денежная реформа ускорила развитие национальных производительных сил. В своих воспоминаниях С.Ю. Витте высоко оценивал ее результаты: "Одной из самых крупнейших реформ, которую мне пришлось сделать..., была денежная реформа, окончательно упрочившая кредит России и поставившая Россию в финансовом отношении наряду с другими великими европейскими державами".

В результате подготовительных мер, денежная реформа была осуществлена без замены денежных знаков, без пересчета цен и обязательств. Процесс перераспределения доходов между классами был длительным. Витте писал об этом так: "Я совершил реформу так, что население России совсем и не заметило ее, как будто бы ничего, собственно, не изменилось". Этот способ проведения денежной реформы получил высокую оценку в России и за рубежом.

Важной составляющей успеха реформы было привлечение к работе над ней ведущих государственных деятелей страны и ученых. Созданная 6 октября 1895 г. комиссия "для разработки с юридической стороны вопроса о том, какою монетою согласно действующим законоположениям, русское правительство обязано оплачивать государственные кредитные билеты" состояла преимущественно людей науки: профессор Петербургского университета И. Кауфман, бывший профессор Киевского университета П. Цитович, автор трудов по гражданскому праву А. Боровиковский, доктор уголовного права Н. Неклюдов. В "Вестнике финансов" принцип золотого монометаллизма защищал профессор Юрьевского университета А. Миклашевский. Запросы по поводу реформы делались как ученым, так и банкирам, представителям торговли и промышленности

Вопрос о привлечении в страну иностранного капитала и росте долговых обязательств России перед ее кредиторами является спорным. С одной стороны, прямое воздействие денежной реформы на подъем российской экономики и с другой - колоссальный прирост внешнего долга, направленного на погашение последствий русско-японской войны (противником которой всегда был Витте). Исследования подтвердили, что все неудачи денежных реформ в XIX в. были обусловлены войнами: Отечественная война 1812 г., крымская кампания, война с Турцией.

При Витте Россия увеличила свой долг, но при этом стоимость заимствования уменьшилась. При этом увеличение государственного имущества (приобретение золотого фонда, железные дороги) соответствовало росту государственной задолженности (с 4905 млн. до 6679 млн. руб. (на 1 января 1904 г.), т.е. на 36%). Оплата же государственного долга возросла всего на 12%. Средний процент по государственным долгам снизился с 4,35 в 1892 г. до 3,96 в 1902 г. Процент по билетам государственного казначейства был понижен до 3. С 1892 г. по 1901 г. было достигнуто при увеличении годовой задолженности на 125 млн. руб. ежегодное сбережение на платеже процентов около 13,5 млн. руб. и на платеже капитала - более 18 млн. руб.

Успех денежной реформы Витте во многом связан с его политикой стабилизации бюджетной системы России. С.Ю. Витте, исходя из основ своих экономических воззрений, поднялся над примитивной трактовкой экономии бюджетных расходов как панацеи от всех бед. «Сдержанность имеет свои пределы, за которыми отклонение предъявляемых требований о расширении расходов может оказать серьезными затруднениями нормальному развитию гражданской и экономической жизни страны". Бюрократической прижимистости он противопоставлял финансовую политику, направленную на "содействие экономическим успехам и развитию производительных сил страны. Такая политика может дать наилучшие результаты и в отношении финансового хозяйства, возвышаясь вместе с народным благосостоянием, платежной силой населения и умножая источники государственных доходов».

Осуществление денежной реформы в России в 1895-1897 гг. проходило в условиях ожесточенных споров между теми, кто думал об обновлении страны и ее росте, и теми консервативными силами, которые хотели сохранить сложившуюся ситуацию. Представители промышленности и торговли поддерживали денежную реформу, так как вводимые меры по стабилизации рубля и система покрытия банкнот совпадали с завершением формирования российского национального рынка и зарождением финансового капитала. Начавшийся процесс сращивания промышленного и банковского капитала сближал интересы промышленников и банкиров.

Дворянство, а также кулачество, выступало против денежной реформы. Ее осуществление "лишило дворянство дешевых денег, которыми оно привыкло расплачиваться со своими рабочими, получая цену своего хлеба за границей чистым европейским золотом". Поэтому реформы встретили такое сопротивление со стороны Государственного совета.

Наиболее точную оценку денежной реформы 1895-1897 гг. дал Д. Лутохин: "Охранение золотого обращения связано с возложением значительного бремени на государство, но, не говоря уже про необходимость этого бремени, благодетельные последствия оздоровления денежного обращения с лихвой покрывают эти затраты"

Заключение

Путь реформаторов в России всегда был извилист и труден. Парадокс Витте состоял в том, что, хотя объективные достижения его экономической стратегии трудно было оспаривать, постепенно и отовсюду нарастало противодействие ей.

Основные реформы Витте это:

1. Денежная реформа 1897 г., позволившая сделать достаточный золотой запас для сбережения размена государственных кредитных билетов;

2. Введение винной монополии, увеличившей государственные доходы и позволившей сократить дефицит госбюджета;

3. Строительство крупной сети железных дорог, которое способствовало развитию крупной фабрично-заводской промышленности.

Несмотря на все плюсы проводимых Витте реформ, у них было много критиков: купечество было недовольно конкуренцией со стороны иностранного капитала, аграрии утверждали, что введение золотого рубля понизило цены на зерно. Витте обвиняли в том, что он продает Россию иностранцам и ведет "хищническое хозяйство" при помощи "увеличения займов и повышения налогов".

"Система Витте" действительно не была свободна от хозяйственных диспропорций и противоречий: при быстром росте тяжелой промышленности, легкая промышленность заметно отставала; темпы роста пищевой промышленности были ниже прироста населения.

Витте видел эти противоречия и пытался найти способы их разрешения. Камнем преткновения в ходе реализации программы развития для него крестьянский вопрос. Чтобы разрешить его, Витте становится инициатором нового этапа крестьянской реформы. Главная идея этой реформы фактически предвосхищала столыпинские мероприятия: переход от общинной к личной собственности, переселение крестьян на свободные земли, стимулирование государством фермерских хозяйств. Однако эта программа не встретила поддержки наверху.

В качестве премьер-министра Витте суждено было принять на себя революционный удар 1905 г. Он делал все, чтобы защитить монархию, но в политике Витте чувствовал себя менее уверенно, чем в экономике. Им опять были недовольны: либералы упрекали его за защиту монархии перед Государственной думой; консерваторы - за его закон о выборах в Государственную думу, который привел к тому, что Дума оказалась в основном левой. Политических радикалов не устраивало в премьере все. В 1906 г.С.Ю. Витте уходит в отставку.

Вся деятельность Витте показывает, что для проведения реформ необходимо проводить все преобразования адресно. Реформы нуждаются в поддержке тех слоев населения, чьи интересы они олицетворяют. Отсутствие такой поддержки, может помешать проведению реформ, отвечающих интересам многих, и даже всего общества.

Я считаю, что хотя реформы Витте отвергались обществом, они помогли развитию России. Витте действовал вполне адекватно хозяйственной и социально-культурной реальности России конца XIX - начала XX в. и именно поэтому и достиг успехов в своей политике экономического реформирования российского общества.

Список используемой литературы:

1. Российские реформаторы XIX - начала XX вв. Сост. А.П. Корелин. - М., 1995.

2. Абалкин Л. Экономические воззрения и государственная деятельность С.Ю. Витте // Вопросы экономики. - 1999. - № 4.

3. Хорос В. С.Ю. Витте: судьба реформатора // Мировая экономика и международные отношения. - 1998. - № 9.

4. Витте С.Ю. Воспоминания В 3-х томах. М., 1960.

5. Золотой рубль графа Витте. // Экономика и жизнь. №52.1997.

6. Игнатьев А.В.С.Ю. Витте - дипломат. М., 1989.

7. История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX - начала XX в. /Сост.: С.В. Мироненко. М., 1991.

8. Незванова О. Реформатор: величие и трагедия графа Витте. // Юридический вестник. №24, 1997.

9. Сироткин В. Граф Витте - цивилизованный индустриализатор страны. // Свободная мысль. №18.1992.

8. Ананьич Б.В., Ганелин Р.Ш. Сергей Юльевич Витте // Вопросы истории. 1990. - № 8.

9. Игнатьев А.В.С.Ю. Витте - дипломат. - М., 1989.

10. Денежная реформа в России 1895-1897 гг. Аналитический обзор по документам и материалам реформы. - М.: Институт экономики, 1992.

11. Белоусов Р. Исторический анализ бюджетной политики России // Экономическая безопасность. Производство - Финансы - Банки. - М.: Финстатинформ, 1998.

10 рублей новой весовой нормы

К концу XIX века курс бумажного рубля снизился в полтора раза по отношению к серебряному, этому способствовали Крымская и Русско-Турецкая войны, а также проводившиеся в стране широкомасштабные реформы. Если бы не решительные действия Министерства финансов, кредитные билеты обесценились бы также, как ассигнации в своё время.

Вторым немаловажным фактором будущей реформы послужило то, что многие развитые страны того времени уже перешли на золотовалютную систему (Англия, Франция, США, Германия, Италия, Бельгия, Швейцария), к концу века к ней переходят Япония, Венгрия, Аргентина. Россия же оставалась до сих пор привержена серебряному стандарту, что создавало помехи при международных сделках. Вероятно, если бы не переход к золотому стандарту, позволившему поднять экономику России в начале XX века, не было бы и краха денежной системы в Первую Мировую войну.

Подготовка реформы


С.Ю. Витте на картине И. Репина

Готовить реформу начал министр финансов М.Ю. Рейтерн ещё в конце 1870-х годов, затем его дело продолжали министры Н.Х. Бунге и И.А. Вышнеградский, а с 1892 года С.Ю. Витте, которому удалось воплотить все идеи к 1898 году. В дополнение к таланту Витте, благоприятными факторами оказались рост промышленности и сельского хозяйства, строительство железных дорог (в том числе Транссибирской магистрали).

Существовавшая с 1840-х годов система серебряного стандарта подразумевала то, что все расчёты должны были проводиться в серебряных рублях, или других серебряных монетах, имевших ту же пробу. Медные монеты хоть и имели твёрдую привязку к серебряным, считались разменными. Их могли не принимать в крупные платежи, в качестве налогов и т.д. Тоже самое касалось золотых монет, несмотря на их высокую покупательную способность. Бумажные кредитные билеты были альтернативной формой денег, имевших плавающий курс, регулярно устанавливаемый правительством.Любые потребности правительства в деньгах приводили к печатанию новых кредитных билетов, которые обеспечивать серебром полностью не представлялось возможным. В кассах возникали очереди, вводились ограничения на размен, всё это не могло не снижать доверие к бумажным деньгам, а значит приводило к падению ценности. То есть кредитные билеты, несмотря на все действия Е.Ф. Канкрина в 1830-1840-х годах оказались в том же положении, что и более ранние ассигнации.

Первое, что необходимо было сделать для внедрения золотомонетной системы - создать большой устойчивый золотой запас. Наибольших успехов в этом удалось достичь при министре финансов И.А. Вышнеградском, когда золотой запас почти удвоился, достигнув 645 миллионов рублей золотом. В 1893-1894 годах вводятся дополнительные пошлины на ввоз и вывоз кредитных билетов, заключается таможенный договор с Германией. К 1897 году золотой запас страны достигает 1,095 миллиардов рублей.

Внедрение золотого стандарта


Пробный империал 1895 года (экспозиция музея Гознака)

В феврале 1895 года проект реформы был одобрен Николаем II, после чего последовал ряд решительных мер. С 8 мая частично разрешается проводить расчёты и заключать сделки в золотой монете (с ноября - полностью разрешено), начинается выдача банками золотых счетов. В июне Государственный банк и некоторые частные банки начинают принимать у населения золотые монеты в качестве вкладов. В декабре устанавливается курс кредитных билетов и золотой монеты: 7 рублей 40 копеек за 5 рублей золотом. Позже он был снижен до 7 рублей 50 копеек, то есть 1:1,5.

В ходе приготовления к финансовым изменениям, разрабатывались новые монеты. Необходимо было наиболее мягко, без народных волнений, заменить старые 5 и 10 золотых рублей новыми с понижением веса в полтора раза. В то время «империалом» называли монету номиналом 10 рублей, а 5 рублей - «полуимпериалом». Были изготовлены пробные монеты с номиналом в империалах, равные по размеру и весу старым золотым монетам, но с указанием количества новых рублей. Кроме этого, проводились и другие попытки, например новый подешевевший рубль хотели назвать «русом». Известны пробные монеты с номиналом в 15, 10 и 5 русов. Однако от всего этого отказались, и в 1897 году за подписью Николая II в обращение поступает крупный тираж 15-рублёвых монет, а также монеты номиналом 7 рублей 50 копеек имевшие содержание чистого золота как у старых 10 и 5 рублей соответственно. Они чеканились только один год, после чего стали производиться 5 и 10 рублей нового веса.


Пробная монета 15 русов (экспозиция Эрмитажа)

Население в целом спокойно восприняло этот переход, поскольку изменения коснулись только золотой монеты, имевшейся на руках в небольшом количестве. Серебряные и золотые монеты остались прежними, а старые кредитные билеты заменил новый бумажный рубль с чётким указанием золотого содержания. Старые кредитные билеты признавались недействительными и свободно обменивались на новые в соотношении 1,5:1. Золотые 10 рублей старого типа обменивались на 15 новых, имевших тот же вес. Таким образом, государству удалось полностью устранить внутренний долг перед населением и гарантировать стабильность рубля в последующие годы.

В 1898 году в обращение выпускаются новые кредитные билеты номиналом 1, 3, 5, 10, 25, 100 и 500 рублей. Через год вышла купюра номиналом 50 рублей. На всех бумажных деньгах нового типа имелось указание о содержании чистого золота и обязательном обмене без ограничения суммы.


7 рублей 50 копеек (экспозиция музея Гознака)

Основные положения новой денежной системы:
- все расчёты должны были проводиться в золотых рублях, все вклады также принимались только в золоте;
- бумажный рубль имел золотое обеспечение, равное 17,424 долей (приблизительно 0,76 г) чистого золота;
- обмен кредитных билетов на золотую монету осуществлялся свободно в любом отделении Государственного банка;
- серебряная и медная монета становились дополнительными средствами платежа, могли иметь некоторые ограничения;
- серебряной монетой можно было оплатить не более 50 рублей от общей суммы;
- вся масса кредитных билетов должна была на 50% обеспечиваться золотом, а в случае роста свыше 1 миллиарда рублей - полностью;
- все дореформенные займы оставались прежними и погашались новыми рублями.

Итоги

Несмотря на то, что в целом денежная реформа прошла мягко, она не была воспринята однозначно. И не удивительно, ведь выигрыш получили только те, кто хранил свои сбережения в золоте, серебре, меди, или в виде банковских вкладов. Основная масса сбережений находилась в бумажных деньгах, которые обесценились в полтора раза. С другой стороны, владельцы кредитных билетов и без того понимали, что их денежная масса не могла быть оценена выше, чем 2/3 от номинала, поскольку существовал устойчивый курс обмена. Тем не менее, население получило новые деньги, на которые не распространялись никакие ограничения. Хранить кредитные билеты стало выгодно, их принимали во все платежи.

К 1897 году почти все бумажные деньги в стране (около 1,1 млрд. рублей) оказались обеспечены золотом, что в переводе на новые деньги составляло всего 700 миллионов. То есть беспечение золотом осуществлялось более чем на 100%, поэтому 29 августа выходит постановление о снижении планки обеспечения новых кредитных билетов до 600 миллионов. В 1899 году планку снизили до 300 миллионов. То есть всё, что выше этой суммы, должно было покрываться золотым запасом полностью, а всё что ниже - как минимум на 50%.

В международном отношении Россия стала удобна как торговый партнёр, рубль начал конвертироваться на биржах. Экономика стремительно росла и стала одной из самых крепких в мире. Золотое обеспечение рубля превысило денежную массу, обмен на монету проводился свободно. Но начало Первой Мировой войны полностью расстроило денежную систему, золотой запас стремительно таял, а курс бумажного рубля снижался. Одной из причин этого считают именно золото стандарт, который оказался сильно зависим от экономики других стран со схожей денежной системой.

Произошла в Российской империи в самом конце XIX века, в 1895 - 1897 годах.

Сам Сергей Юльевич Витте считал эту реформу одним из самых значимых событий тогдашней российской истории. Финансовая реформа тесно связана с развитием российской экономики на рубеже двух веков.

Предпосылки

К концу XIX столетия Россия вышла в число крупнейших экономических держав. В стране совершилась промышленная революция, рос её научно-технический потенциал. Однако денежная система была неустойчивой.

В империи действовали, по сути, две денежные единицы: серебряный рубль и кредитный билет (бумажный рубль), стоимость которого устанавливался банками. Со временем кредитных билетов выпускалось всё больше и больше, их производство едва удавалось контролировать. Следствием этого стало обесценивание бумажного рубля.

К моменту начала реформы стоимость одного серебряного равнялась полутора бумажным. Поэтому одной из главных задач реформы было объединение металлической и бумажной валюты, что позволит остановить процесс обесценивания.

Большинство европейских стран к концу столетия перешли на золотовалютную систему. В некоторых странах, таких как Франция, была установлена двойная - серебряно-золотая валютная система. В Англии золотая валюта фактически установилась и вовсе в конце XVIII века, а официально была закреплена в 1816 году.

Золотое обеспечение было введено даже в Греции, которая лишь недавно обрела независимость от Османской империи, «встала с колен» и преодолела культурную отсталость от передовых стран. Значит, пришла пора установить аналогичную систему и в России. Это понимали и предшественники Витте на посту министра финансов - Рейтерн, Бунге и Вышеградский. Они, по существу, и положили начало реформе, Витте лишь довёл её до закономерного конца.

Действовал Витте в более благоприятной финансовой обстановке, чем его предшественники, что и обеспечило ему успех. К началу его деятельности золотой запас в стране был внушительным и составлял более 645 миллионов рублей. В дальнейшем этот запас только ещё больше пополнялся.

Основные шаги реформы

Что же распорядился произвести Витте? Его денежная реформа предполагала следующие действия:

  • Всем отделениям Государственного банка было разрешено покупать золото, а некоторые конторы и отделения получили право также производить платежи золотой монетой.
  • Золотая монета была также разрешена к приёму всеми государственными учреждениями, в том числе на железнодорожном транспорте.
  • Был установлен единый курс кредитного билета: за золотой полуимпериал - пятирублёвую монету - необходимо было давать 7 рублей 40 копеек в бумажной валюте.
  • Едиными золотыми монетами были признаны 10-рублёвый империал и 5-рублёвый полуимпериал новой чеканки. Старые монеты также принимались, постепенно изымаясь из обращения.

Новые монеты имели несколько меньшее содержание золота, чем старые, чеканившиеся с 1885 года. В народе их иронично прозвали «матильдорами» (по имени жены Витте) и «виттекиндерами». Однако произведённая девальвация рубля не вызвала каких-либо серьёзных потрясений, хотя опасения на этот счёт были.

Существовавшие в России частные банки тоже стали принимать золотую монету. Витте изначально принял решение вводить в стране монометаллическую золотую систему, а не биметаллическую, как это было во Франции; этот вариант тоже рассматривался, но министра не удовлетворил.

В правительстве предложение Витте вызвало ожесточённые споры. Поняв, что при таком ходе дела реализация реформы затянется или вообще провалится, министр обратился напрямую к императору. заинтересовал проект Витте, и он отдал приказ начинать его проведение.

Результаты реформ

В целом реформа Витте оценивается положительно. Ведь за короткое время в России установилось прочное золотое обеспечение рубля, что существенно укрепило валюту. В 1897 году Государственный банк имел уже 1095 миллионов рублей золотом, что практически равнялось сумме ходивших в стране бумажных рублей.

Укрепление рубля привело к дальнейшему оживлению экономики, а также к притоку иностранных инвестиций. Однако с наступлением все золотые рубли, имевшие обращение в империи, были ликвидированы. Некоторые специалисты видели в этом провал реформы. Однако, судя по всему, это было следствием неэффективности мировой системы монометаллизма в новых условиях.

Денежная реформа 1895-1897 годов (денежная реформа Витте) - денежная реформа, установившая золотой монометаллизм или свободный обмен кредитных билетов на золото (золотой стандарт).

Подготовка реформы началась в 1880-х годах и была вызвана неустойчивостью денежной системы. Министр финансов Сергей Витте в феврале 1895 года представил императору Николаю II доклад о необходимости введения золотого обращения. Витте принял решение ввести золотой стандарт, принятый в Англии.

Законом от 8 мая 1895 года было разрешено заключать сделки на золото, тогда же всем конторам и отделениям Государственного банка было предоставлено право покупать золотую монету, а 8 конторам и 25 отделениям также производить платежи этой монетой. В июне 1895 года Государственному банку был разрешён приём золотой монеты на текущий счёт; в ноябре 1895 года был допущен приём золотой монеты кассами всех правительственных учреждений и казённых железных дорог. В декабре 1895 года был установлен курс кредитных билетов в размере 7,40 рубля за золотой полуимпериал номиналом 5 рублей (с 1896 года - 7,50 рубля).

1 рубль содержал 0,774234 г. чистого золота.

Для сравнения золотое содержание ведущих валют:
1 доллар США - 1,50463 г золота,
1 фунт стерлингов - 7,322382 г золота,
1 французский франк - 0,2903 г золота,
1 германская марка - 0,358423 г золота.

К 1897 году Государственный банк увеличил золотую наличность с 300 млн до 1095 млн рублей, что почти соответствовало сумме обращавшихся кредитных билетов (1121 млн рублей).

29 августа 1897 года был издан указ об эмиссионных операциях Госбанка, получившего право выпуска кредитных билетов, свободно и без ограничений размениваемых на золото. Чеканились 5-рублёвые и 10-рублёвые золотые монеты.

Реформа укрепила внешний и внутренний курс рубля, улучшила инвестиционный климат в стране, способствовала привлечению в экономику отечественных и иностранных капиталов.

С началом Первой мировой войны в 1914 обмен денег на золото был прекращён.

В своих воспоминаниях граф Коковцов В. Н., в 1904-1914 гг. министр финансов России, писал:

«В 1897 году, как известно, Россия перешла на систему денежного обращения и установила в 1899 году чрезвычайно строгие основания для выпуска в народное обращение кредитных билетов, обеспечиваемых наличным золотом, принадлежащим Государственному банку. Только выпуск первых 300 млн руб. мог быть произведен без покрытия его золотом, а всякое дальнейшее увеличение количества бумажных денежных знаков, выпускаемых в обращение, допущено не иначе, как с обеспечением его золотом рубль за рубль. До самого наступления войны 1914-1918 г.г. этот закон ни разу не был нарушен. Его не расстроила ни русско-японская война, ни внутренняя смута 1905-1906 г.г. В своем месте мною приведены об этом необходимые разъяснения. Это исключительное обстоятельство заслуживает того, чтобы иллюстрировать его хотя бы несколькими цифрами для того, чтобы напомнить, что было в России до постигшей ее в 1917 году катастрофы и что утрачено с тех пор. Эмиссионное право, то есть выпуск кредитных билетов в обращение, принадлежало исключительно Государственному банку, чисто правительственному учреждению, которое и располагало всем принадлежащим ему запасом золота в монете и слитках, обеспечивающих все количество бумажных денег, выпущенных в народное обращение. К началу 1904 года запас золота в Государственном банке в России составлял 900 млн руб. Он понизился на незначительную, правда, сумму, до 880 млн руб. к началу 1906 года, но затем под влиянием двух операций, совершенных в том же году во Франции, и наступившего улучшения в нашей внешней торговле он стал быстро повышаться, начиная с 1908 года, и дошел к концу 1913 года до суммы свыше 1,680 млн руб. Общий же запас золота, принадлежавшего Государственному банку и Государственному казначейству как в России, так и у заграничных корреспондентов, был значительно более; он равнялся в 1904 году 1,100 млн руб. и, беспрерывно вырастая из года в год, достиг к концу 1913 года 2,170 млн руб. В то же время, выпуск кредитных билетов в обращение составлял: к началу 1904 года - 580 млн руб. при запасе золота в 900 млн руб, и, постепенно повышаясь под влиянием оживления в торговом обороте и во всей экономической жизни, дошел к концу 1913 года до 1,670 млн руб при той же сумме, принадлежавшего Государственному банку золота в России и, следовательно, с фактическим золотым покрытием билетного обращения в 100 %.» В. Коковцов. Из моего прошлого.

Реформа названа по имени Министра финансов - С.Ю. Витте.

ВИКИ

Документы по Денежной реформе:

Денежная реформа потребовала замены текста на Государственных Кредитных билетах, что и было сделано Указом от 14.11.1897 года. Модификации подверглись банкноты 1, 3, 5, 10, 25 рублей. Банкноты в 50 и 100 рублей образца 1866 были заменены банкнотами образца 1898 и 1899 г.

Экономическая политика Витте. Аграрная реформа Столыпина

Учишь английский? Сервис для изучения — LangLC.ru — проходи тесты по английскому языку, практикуй грамматику! (есть версия для мобильных устройств)

Промышленный подъем 90-х гг. XIX в. обеспечил высокие темпы развития тяжелой промышленности, которая к началу XX в. давала почти половину всей промышленной продукции. Бурно развивалось железнодорожное строительство, стимулируемое огромными государственными вложениями. За 1890-1900 гг. протяженность дорог в России увеличилась почти в 2 раза

Итогом промышленного подъема последнего десятилетия XIX в. явилось не только общее увеличение продукции промышленности (она возросла к концу века в 2 раза), но и значительная концентрация производства, повышение производительности, техническое перевооружение предприятий.

Промышленный подъем в России тесно связан с экономической политикой правительства и его главы С. Ю. Витте (1849-1915 гг.). Занимая последовательно посты начальника железнодорожного ведомства, министра финансов, премьер-министра (1905-1906 гг.), он содействовал индустриальному развитию страны, но рассматривал этот фактор не как чисто технический, а как путь ее буржуазного прогресса, как важный преобразующий экономический фактор, как социальный инструмент стабилизации политической обстановки в стране.

Экономическая политика Витте не осталась без влияния "хозяина земли Русской" Николая II (1894-1918 гг.). Не оправдались надежды либералов на то, что период реакционного царствования Александра III завершится с его смертью. Новый император не проявлял склонности и желания разрешить накопившиеся за предыдущие десятилетия проблемы. За годы его царствования России предстояло пережить две войны и две революции.

Одной из составных частей экономической политики на рубеже веков стало установление высоких таможенных пошлин на ввозимые в Россию товары и одновременно устранение препятствий на пути проникновения в страну иностранных капиталов. Введение "золотого стандарта", т. е. свободного размена рубля на золото, способствовало притоку денежных средств из-за рубежа. За десятилетний период сумма иностранного капитала увеличилась с 200 млн. рублей до 900 млн. рублей. Главными вкладчиками были банки и акционерные компании Великобритании, Франции, Германии и Бельгии. Если в 1888 г. в России было 16 иностранных фирм, то в 1909 г. — 269. Правительство брало крупные заграничные займы. За время пребывания С.

Ю. Витте на посту министра финансов задолженность России возросла более чем на 1 млрд. рублей.

Россия вывозила капитал в более отсталые страны, как Иран и Китай, и главным образом — в Среднюю Азию и Закавказье.

По инициативе Витте была введена винная монополия, т. е. исключительное право государства на продажу спиртных напитков. Она обеспечила основные поступления в госбюджет: при Витте 365 млн. рублей в год, при его преемниках — до 543 млн. рублей.

В то же время экономическая политика царского правительства конца XIX — начала XX в. оставалась противоречивой. И программе Витте, и самому курсу правительства не хватало сбалансированности между потребностями промышленности и сельского хозяйства. Эта несбалансированность явилась одной из причин экономического кризиса 1900-1903 гг. завершившего промышленный подъем 1895-1899 гг. Однако кризис выразился только в снижении темпов прироста российской промышленности, а не в остановке ее поступательного развития.

В 1909-1913 гг. Россия пережила второй промышленный подъем, когда доля тяжелой промышленности в общем объеме промышленного производства достигла 40 %, а страна стала удовлетворять свою потребность в станках и оборудовании на 56 % за счет собственного производства. Но российская промышленность не могла успешно конкурировать с промышленностью западных стран, а определенные успехи достигались больше за счет регулирующей роли государства. Для обеспечения повышенной доходности правительство использовало выгодные казенные заказы, монополизацию промышленности, высокий уровень эксплуатации, колониальную политику. Но если сравнить развитие предпринимательства в России и на Западе, то предлагаемые самодержавием условия торговопромышленной деятельности не обеспечивали его свободное развитие.

Естественным продолжением правительственного курса в начале XX столетия явилась аграрная реформа П. А. Столыпина (1862-1911 гг.), занимавшего пост председателя Совета Министров в 1906-1911 гг. В основе его реформы лежали такие мероприятия, как ослабление общины, передача земли в собственность крестьян, создание хуторско-отрубной системы, активизация крестьянских переселений. Проведение их было обусловлено необходимостью ускоренного развития капитализма в сельском хозяйстве.

Основным актом аграрной политики Столыпина стал указ от 9 ноября 1906 г. в соответствии с которым крестьяне получили право выхода из общины и закрепления своего индивидуального надела в личную собственность. Государство и уездные землеустроительные комиссии использовали все методы — от пропаганды реформы до прямого давления на сельские сходы. Излишки надельной земли отдавались "укрепленцам" либо бесплатно, либо по номинальной (условной) цене.

Составной частью аграрной реформы являлась переселенческая политика. С одной стороны, переселение в Сибирь и Казахстан позволяло уменьшить социальное напряжение в Европейской России, с другой стороны, способствовало освоению малонаселенных пространств.

Столыпинский план реконструкции России не исчерпывался только аграрными преобразованиями. Он включал в себя и целый комплекс реформ местного самоуправления, образования и вероисповедания. В частности, предполагалось восстановление бессословного принципа и снижение имущественного ценза при выборах в земства, ликвидация волостного суда для крестьян, то есть уравнение крестьянства в гражданских правах со всем остальным населением, введение всеобщего начального образования, гарантирование свободы совести. Однако эти проекты были провалены в Государственном совете, так как влиятельные силы выступали противниками курса Столыпина.

Результаты реформы: выход из общины в 1915 г. около 27 % всех общинных дворов, создание 1265 тыс. хуторов и отрубов (10,3 % от всего числа крестьянских хозяйств), уход из деревни в город 4 млн. общинников, продавших свои земли. За 10 лет за Урал было переселено более 3 млн. человек. Посевные площади за Уральским хребтом увеличились в 2 раза.

Годы аграрной реформы отмечены устойчивым ростом сельскохозяйственного производства. Выросли общий сбор хлебов, производство товарной продукции, урожайность зерновых. Среднегодовая продукция пшеницы за период, прошедший между пятилетиями 1898-1902 гг. и 1908-1912 гг. возросла на 37,5 %, кукурузы — на 44,8 %, ячменя — на 63,2 %.

Однако, давая оценку результатам реформы, следует учитывать, что на положение дел в сельском хозяйстве Европейской России оказывало влияние много объективных и субъективных факторов.

Так, с 1907 г. были отменены выкупные платежи для крестьян, что создавало условия для стабилизации их хозяйства. С 1907 г. резко выросли мировые цены на хлеб. Аграрная реформа совпала с рядом урожайных лет — 1909, 1910, 1912 и 1913 гг. Сельскохозяйственное производство стимулировалось и потребителями его продукции — промышленностью и городами, которые быстро развивались.

С экономической точки зрения аграрная реформа имела несомненные прогрессивные черты, заменяя отживающие хозяйственные структуры более рациональными, открывавшими возможности для роста производительных сил в земледелии. С политической точки зрения она была скорее консервативной, так как хотела подвести под самодержавие более прочный фундамент.

И отношение общества к реформам Столыпина было неодно-значным.

Крестьяне, с одной стороны, принимали идею частной собственности на землю, но, с другой стороны, они понимали, что реформа не спасет деревню от малоземелья и безземелья, не под-нимет уровня крестьянской агрокультуры, не даст успокоения де-ревне. Решительными противниками реформаторства выступили и правые, и левые политические силы, а тонкий слой общества, раз-деляющий политику Столыпина, не мог обеспечить успех его ре-формам.

Столыпинская аграрная политика была последней возможностью путем реформ "сверху" перейти на новые рельсы экономического и политического развития. Реализовать эту возможность можно было только объединенными усилиями всего общества. Однако быстрая поляризация общества, политическая агитация уравнительно-социалистического направления различных политических партий, увеличивающаяся конфронтация в обществе — все это мешало реализации такой возможности.

Введи промокод: 5867325 при регистрации в магазине электроники Ulmart и покупай товары по спец.цене для постоянных клиентов прямо сейчас!

Финансовая реформа С.Ю. Витте

Министр финансов С. Ю. Витте продолжил традиции своих предшественников: М.X. Рейтерна, Н.X. Бунге, И. А. Вышнеградского. Однако его подход к делу имел существенное отличие. С. Ю. Витте удалось убедить Николая II в необходимости последовательной экономической программы развития промышленности, индустриализации экономики. Поэтому все действия С. Ю. Витте при осуществлении реформ в стране носили продуманный, логичный характер, его экономическая политика превратилась в систему, в которой каждое действие подкреплялось последующими шагами. В этом смысле "реформа Витте" может служить дидактическим пособием для всех государственных деятелей, ее следует изучать и пропагандировать как один из ярких опытов в истории мировой экономики.

Реформа С. Ю. Витте включала в себя четыре основных направления, обеспечившие промышленный подъем в России в 90-х годах XIX в.

Первый шаг состоял в проведении финансовой реформы, которая включала жесткую налоговую политику с целью увеличения доходов государственного бюджета. Самым главным условием экономических преобразований стала денежная реформа С. Ю. Витте, гарантировавшая стабильность и платежеспособность рубля. Переход к золотому стандарту превратил рубль в одну из устойчивых европейских валют, что способствовало развитию банковского дела и расширению иностранных капиталовложений.

Вторым шагом преобразований была последовательная промышленная политика государства. С. Ю. Витте отмечал, что стабильность денежной системы и крепкие финансы не являются самоцелью, они также не приведут к автоматическому самопроизвольному развитию промышленности. Необходимы значительные усилия со стороны государства для того, чтобы страна превратилась в индустриальную, развитую державу. Таким образом, промышленная политика по поддержке и развитию национальной экономики предопределила успех реформы С. Ю. Витте.

Третий шаг заключался в том, что С. Ю. Витте сумел привлечь крупные инвестиционные средства. Внутренние ресурсы — кредиты, заемные средства - не могли покрыть потребность промышленности в капитале в условиях подъема, поэтому иностранный капитал позволил существенно расширить источники финансирования. Приток иностранного капитала стал массовым явлением и за десятилетие 90-х годов вырос почти в три раза. Доля иностранного капитала в акционерных обществах составляла около 25 %.

Политика С. Ю. Витте сочетала в себе открытость и протекционизм. Высокие таможенные пошлины на импорт, доходившие до 33 %, поддерживали национальных производителей, а низкие пошлины на экспорт, разрешение иностранным компаниям приобретать заводы и шахты привлекали в массовом порядке иностранные капиталы.

Четвертый шаг позволил С. Ю. Витте направить усилия государства, национальных промышленников, иностранного капитала в одно русло. С. Ю. Витте удачно определил точку экономического роста, выбрав ту отрасль, которая послужила толчком к развитию всей экономики. Этой отраслью стало строительство железных дорог. Развитие железнодорожного транспорта стимулировало рост, с одной стороны, добывающих отраслей и металлургии, с другой - требовало развития машиностроения, вагоно- и паровозостроения. Разветвленная система железных дорог, которая за 10 лет увеличилась на 22 тыс. км, втягивала в народнохозяйственный комплекс отдаленные районы, приводила к региональной специализации в сельском хозяйстве и большему разделению труда в экономике.

В начале ноября 1892 г. С. Ю. Витте представил Александру III доклад "О способах сооружения Сибирского железнодорожного пути". Обоснование этого строительства он связывал с освоением огромной территории, развитием экономических связей европейской части России с Сибирью, а также с развитием всемирной торговли. Речь шла о рынке с почти полумиллиардным населением (Китай, Япония, Корея) и полумиллиардным (в рублях) оборотом международной торговли. Подписание соглашения с Китаем о строительстве железнодорожной линии было крупным успехом С. Ю. Витте.

Строительство КВЖД не только расширяло экономические возможности России на Дальнем Востоке, но и обеспечивало такие экономические выгоды и преимущества, как снижение на треть китайских таможенных пошлин на ввозимые и вывозимые товары, свободу установления железнодорожных тарифов и др.

Министр финансов С. Ю. Витте был поставлен перед фактом наличия больших запасов золота, которые не могли быть пущены в обращение. В то же время Государственный банк должен был поддерживать коммерческие обороты в стране (для чего пришлось разрешить новый выпуск кредитных билетов), а казначейству было необходимо осуществить ряд платежей из бюджета, поэтому был проведен новый внутренний заем в кредитной валюте. Тем самым С. Ю. Витте снискал себе несправедливую славу сторонника безграничных выпусков бумажных денег. Но ничего другого в этот момент он предпринять не мог. К тому времени еще не был упрочен курс рубля, что служило основой для спекуляции. Не был решен вопрос о том, золото, серебро или оба металла сделать разменными на кредитный рубль.

В конце 1894 г. вопрос о ликвидации долга государства (казны) банку по кредитным билетам временных выпусков 1877-1878 гг. был решен полностью, хотя и в последующие годы для внутренних целей приходилось использовать эмиссию. С января 1881 г. по 1 января 1897 г. долг казны банку уменьшился с 962 до 621,3 млн руб.

При С. Ю. Витте происходило дальнейшее совершенствование работы Государственного банка, который, с одной стороны, играл роль местного операционного учреждения для Петербурга и его района, а с другой - должен был осуществлять банковское дело всей страны.

В 1893 г. министр финансов С. Ю. Витте поставил вопрос об освобождении Государственного банка от выполнения текущих дел и операций города Петербурга.

Совершенствовать деятельность Министерства финансов начали еще при императоре Александре III, а С. Ю. Витте продолжил.

Было утверждено "расписание должностей по классам и разрядам мундиров и пенсий" и повышены все оклады. Для чиновников стало обязательным высшее образование, продвижение по государственной службе предполагало выслугу для должностей 6-го класса не менее 3 лет, 5-го класса - не менее 6 лет.

При С. Ю. Витте государство не только вкладывало средства в промышленность, но и стало получать от нее значительные доходы. Резко изменилась структура бюджета в сторону возрастания в нем доли доходов от промышленности. Доходы от железных дорог вытеснили таможенные пошлины и питейный акциз.

В отличие от налоговой политики Н.X. Бунге, С. Ю. Витте использовал налоги для мобилизации и концентрации капиталов при проведении индустриализации. Государственный бюджет превратился в аккумулятор денежных средств страны. Экономические аспекты превалировали в финансовой политике государства.

Развитие отечественной промышленности и необходимое для этого развернутое строительство железных дорог С. Ю. Витте считал обязательным условием для успешной внешнеэкономической деятельности: торговли с другими государствами, возможности получения займов, привлечения иностранных капиталов.

Витте родился в семье обрусевших немцев 17 июня 1849 года. Он получил хорошее образование, окончив в 1870 г.

Денежная реформа в России 1895-1897 годов

Новороссийский университет. Имея ученую степень кандидата физико-математических наук, Витте Сергей Юльевич по причине острой нехватки денежных средств вынужден был отказаться от карьеры в науке и начать работу на одесской железной дороге. Начав с самых низких должностей, он достаточно быстро дослужился до управляющего юго-западными железными дорогами. Дальнейшая его карьера складывалась столь же успешно. Министр финансов Витте занял свой пост в 1892 году по праву, благодаря выдающимся способностям.

С. Ю. Витте краткая биография невозможна без упоминания о его экономической политике и реформировании финансовой системы страны, стремился к столь масштабной цели, как индустриализация России. Для этого необходимы были серьезные финансовые затраты. Витте нашел весьма удобный способ пополнения бюджета страны, введя винную монополию в 1894 году. Пошел он и на столь непопулярную у большей части населения меру как повышение налогов.

Финансовая реформа Витте, проведенная в 1897 году, разрешила свободно обменивать рубли на золото – был введен золотой стандарт. Денежная реформа С. Ю. Витте привела к усилению притока в страну зарубежных капиталов. Ведь благодаря реформе финансовой сферы стал возможен вывоз из страны золота. Но, несмотря на то, что привлекательность России в глазах зарубежных компаний выроста, отечественный производитель был достаточно надежно защищен от конкуренции благодаря таможенному тарифу. Последовательная политика Витте привела к превращению рубля в одну из наиболее устойчивых валют того периода.

Влияние этого, безусловно, выдающегося человека распространялось и на внутреннюю политику. Внутренняя политика Витте оказавшись довольно консервативной, позволила серьезно укрепить позиции самодержавия. Во внешней политике важнейшей целью Витте было сведение к минимуму влияния Японии на территориях Дальнего Востока. Заключение с Японией в 1905 году Портсмутского мира принесло Витте титул графа.

Следует отметить, что Николай 2 был весьма расположен к своему министру финансов. Однако расположением света Витте никогда не пользовался. А после того, как он женился с громким скандалом на Матильде Лисаневич, неприятие общества только усилилось. Но, тем не менее, Витте обрел с ней личное счастье.



Похожие статьи