Какой roi считается хорошим в бизнесе. Что такое ROI, ROMI и как их считать

ROI (return on investment) – это коэффициент окупаемости инвестиций. Он позволяет рассчитать эффективность вложений компании. В статье расскажем подробнее, что такое ROI, как его считать, приведем формулы и примеры расчета.

В этой статье Вы узнаете:

Что такое ROI

ROI – это показатель возврата инвестиций, который используется для оценки рентабельности вложений. Он отражает прибыльность проекта в процентном соотношении – при значении больше 100%, или убыточность – при значении меньше 100%.

Вопрос оценки альтернативных предложений приобретает особую значимость в условиях ограниченности финансовых ресурсов. Прежде чем вкладывать деньги, инвесторы определяют целесообразность и ожидаемую эффективность своих вложений, для чего и рассчитывают рентабельность инвестиций (ROI).

ROI формула расчета

Существует несколько формул расчета ROI. Наиболее часто используется следующая:

ROI = (Доход - Себестоимость) / Сумма инвестиций * 100%

Для расчета коэффициента ROI необходимы следующие данные:

  • себестоимость – затраты на покупку сырья и материалов, доставку, производство , затраты на маркетинг и рекламу и т.д.;
  • доход – конечная прибыль с продажи продукта или услуги;
  • сумма инвестиций – объем вложенных денежных средств.

Нормативное значение коэффициента окупаемости инвестиций

Отношение прибыли к сумме инвестиций показывает, во сколько раз первое больше второго. Если полученное значение меньше 100, то вложения не окупятся (см. также ).

Пример расчета ROI

Рассмотрим на условном примере сравнение отдачи от инвестиций в развитие трех видов продуктов:

Инвестиции в развитие

Количество

Себестоимость

Продукт 1

Продукт 2

Продукт 3

Вычисления:

Продукт 1 = ((1 350 – 1012) * 9) / 2 804 = 108,5%

Продукт 2 = ((1 450 – 1015) * 11) / 4 600 = 104%

Продукт 3 = ((980– 755) * 8) / 1 581 = 113,9%

Результаты расчетов говорят о том, что Продукт 2 имеет самое высокое значение по маржинальной рентабельности и в абсолютном значении приносит больше прибыли, однако отдача от инвестиций в него наименьшая. А вот Продукт 3 с самой низкой маржинальной рентабельностью показал наилучшие результаты по эффективности вложений. Менеджеры могут скорректировать политику продвижения продуктов: увеличить объемы по Продукту 3, оптимизировать себестоимость, чтобы повысить маржинальную рентабельность. При этом важно соблюдать баланс, чтобы активность и увеличение вложений в Продукт 3 не привели к снижению показателя ROI. Для этого важно рассчитывать его на постоянной основе и следить за динамикой, своевременно принимая управленческие решения. .

Оценка доходности за период

Если к предыдущей формуле добавить период, то она позволит оценить доходность за период владения активом и насколько объем вложенных средств вырос к концу периода:

ROI = (Общие инвестиции на конец периода + Прибыль за период - Сумма инвестиции в периоде) / Сумма инвестиции в периоде * 100%

ROI = (Прибыль + (Цена продажи – Цена приобретения)) / Цена приобретения * 100%

где прибыль – это доходы, которые получены за все время владения активом (капиталом);
Цена приобретения – это цена, по которой был куплен актив (капитал);
Цена продажи – это цена, по которой продастся актив (капитал) в конце срока владения.

ROI формула расчета эффективности рекламы

В индустрии рекламы показатель рентабельности инвестиций используют для оценки отдельных рекламных кампаний. В этом случае используется упрощенный расчет, который не учитывает затраты на закуп, логистику, зарплату и прочее. В оценку включаются только затраты на рекламную кампанию. Учитывая это, показатель корректнее называть ROMI (return on marketing investment), т.к. он оценивает эффективность маркетинговых вложений. Формула для расчета выглядит так:

  • маржинальная рентабельность или наценка (см. также расчет и анализ маржинальной прибыли на примере );
  • бюджет рекламной кампании;
  • доход от рекламной кампании.

Если значение показателя больше 100%, то это означает, что вложения в рекламу полностью окупились и принесли прибыль. Если значение равно 100%, вы заработали в два раза больше, чем вложили в рекламную кампанию. Отрицательное значение говорит об обратном – вложения в рекламу не были эффективными.

Пример расчета ROMI

Рассчитаем на примере значение ROMI, если нам известна маржинальная рентабельность (%):

  • маржинальная рентабельность 25%,
  • затраты на рекламу 190 тыс. руб.,
  • доход 970 тыс. руб.

Результат: Валовая прибыль = 970 * 0,25 = 242,5 тыс. руб.

ROMI = (242,5 – 190) / 190 *100% = 27,6%

Показатель ROMI имеет погрешности, т.к. не учитывает все траты бизнеса во время рекламной кампании. Но в данном случае важна динамика изменений – это объективный показатель. Такой анализ рекомендуется проводить не реже одного раза в месяц. Отслеживая окупаемость инвестиций появляется возможность их более грамотного распределения, чтобы увеличить отдачу от вложенных средств.

Чем отличаются ROI И ROMI

Отличия двух показателей ROI и ROMI в том, что ROI является наиболее общим понятием и показывает эффективность любых инвестиций. ROI фактически является финансовым показателем, однако маркетологи взяли этот коэффициент на вооружение и стали использовать его при оценке отдельных маркетинговых кампаний, в результате чего появился более частный случай – показатель ROMI – return on marketing investment.

Анализ ROI

ROI – это относительный показатель, при сравнительном анализе нескольких объектов инвестирования он помогает выявить тот объект, который принесет наибольшую отдачу от вложений. При этом в абсолютном значении показатели прибыли других проектов могут быть выше.

После ранжирования проектов становится очевидно, какие из них требуют дальнейшего развития и продвижения, а какие следует приостановить.

Говоря о структуре ROI, следует назвать четыре категории потенциальной прибыли, которые компания может получить в результате проекта:

  • сокращение трудоемкости (затраты на труд);
  • снижение капитальных затрат (сокращение стоимости материалов, канцелярских принадлежностей, стоимости печати, затрат на электроэнергию и т. п.);
  • увеличение производительности труда (обычно достигается от внедрения решений, приводящих к снижению времени вынужденного простоя системы или увеличению эффективности выполнения определенных задач);
  • бизнес-прибыль (как правило, это увеличение реальной прибыли компании, что может быть достигнуто за счет увеличения уровня продаж, увеличения прибыли от одного покупателя и т. д.).

Часто возникает вопрос – зачем использовать четыре различные категории, чтобы просчитать возврат. Ответ прост: каждая из категорий служит для того, чтобы показать важный аспект относительных показателей доходов / расходов. Вместе они позволяют достаточно точно оценить успех проекта в целом.

Преимущества и недостатки ROI

Серьезный недостаток коэффициента рентабельности инвестиций заключается в том, что он не учитывает сроки получения прибыли. Каждый раз, когда деньги вкладываются в проект, он «консервируется» до тех пор, пока не начнет приносить прибыль. Деньги, привлеченные в один проект, нельзя инвестировать в другой. Поэтому инвесторы должны учитывать преимущества более раннего поступления денег от инвестиций для того, чтобы иметь ресурсы для других вложений.

Существую так же другие недостатки:

  1. В основу расчета заложена бухгалтерская прибыль, которая может зависеть от различных методов учета.
  2. ROI является относительной мерой и, следовательно, не учитывает объема инвестиций.
  3. Не учитывается продолжительность проекта
  4. Игнорируется временная стоимость денег.

Однако у данного коэффициента есть и преимущества:

  • Вычисления простые и могут быть сделаны достаточно быстро.
  • Используется общеизвестная концепция измерения доходности в процентах.
  • Бухгалтерскую прибыль можно легко посчитать из финансовой отчетности.
  • Охватывает всю продолжительность проекта.
  • Менеджеры и инвесторы привыкли мыслить в терминах прибыли и поэтому данный метод для них более понятный.

Выводы

Для полноценной оценки эффективности инвестиционных вложений с точки зрения собственника, инвестора, банка или государственных органов необходимо рассматривать различные составляющие проекта. При формировании только одного набора показателей эффективности может возникнуть опасность неадекватного представления проекта с точки зрения других заинтересованных сторон.

Чтобы определить, какой из рекламных каналов приносит вам больше всего прибыли, а какой из них – убыточный, нужно постоянно вести учет расходов на рекламу. Но мало просто знать, сколько вы потратили на тот или иной канал – важно понимать, окупаются ли инвестиции в него. Возможно, вы платите, но продажи с этого канала даже не отбивают вложенную в него сумму.

ROI – это аббревиатура, с английского – возврат инвестиций. Это коэффициент, который показывает рентабельность вложений в тот или иной проект (в том числе и в рекламу). Обычно выражается в процентах, реже можно встретить его выражение в виде дроби.

Хорошим показателем считается ROI 20% . Если этот показатель больше 1000% — это иллюстрирует огромный успех.

Допустим, к вам пришел друг, который открывает стартап, и просит 100 000 рублей в качестве инвестиций. Через год он возвращает вам 150 000. В таком случае вы не только получили назад свои деньги, но и немного заработали.

  • себестоимость товара;
  • доход, полученный в итоге;
  • сумма инвестиций.

ROI применяется в первую очередь в тех видах бизнеса, где идёт речь об инвестициях, вложении денег во что-либо – например, стартапы.

Если речь идет об инвестициях в рекламу, то корректнее этот показатель называть ROMI – возврат инвестиций в маркетинг, то есть возврат инвестиций в маркетинг. Дело в том, что считается он в таком случае по простой формуле, без учёта расходов, допустим, на логистику, и прочее.

Формула расчёта окупаемости инвестиций в рекламе и маркетинге

Формулы для расчета ROI каждый бизнес видоизменяет под себя. Их есть много, но мы остановимся на самых основных.

Самая простая и самая распространенная формула расчета ROI выглядит следующим образом:

Под доходом подразумевается прибыль, полученная от рекламной деятельности. То есть, покупки тех клиентов, которые пришли к вам именно благодаря рекламе. Современные системы аналитики позволяют легко отследить и высчитать эти данные.

Еще один вид этой формулы:

ROI= (доход-себестоимость)/сумму инвестиций*100%.

Такую формулу часто применяют для подсчёта .

С помощью ROI можно понять, за какой период окупятся инвестиции в тот или иной проект. Самая простая формула – разделить стартовые затраты на средний показатель годового денежного потока, который он получает. Она лучше всего подходит для расчета окупаемости стартапа.

ROI (за период)=(количество инвестиций к концу периода+доход за период-размер вложений)/размер вложений.

Но чаще всего используется именно первая формула – она гибкая и очень простая. С её помощью можно посчитать возврат инвестиций:

  • в интернет-маркетинг целиком;
  • в отдельный рекламный канал (например, в );
  • в отдельный высокомаржинальный продукт;
  • для новой категории товаров, и многого другого.

Давайте попробуем применить эту формулу и подсчитать ROI для разных рекламных каналов.

Примеры расчётов

Разберем ситуацию. У вас есть интернет-магазин и три рекламных канала: SEO, контекстная реклама и социальные сети.

За первый месяц вы провели анализ и увидели, что (цифры примерные и далеки от реальности:)):

Теперь считаем ROI для каждого отдельного канала.

ROI SEO=(7000-5000)/5000*100%=40%.

ROI SMM=(5000-3000)/3000*100%=67% (округлим).

ROI PPC=(25000-10000)/10000*100%=150%.

В результате мы видим очень интересную картину. Если сравнить поисковое продвижение и социальные сети, то поначалу казалось, что SEO более прибыльное. И клиентов оттуда пришло больше, и доход тоже выше. Но если посчитать ROI, то SMM оказался выгоднее, тут мы вернули больше инвестиций. Если обратить внимание на средний чек, то все становится понятнее – из социальных сетей мы получили более качественных клиентов.

Лучше всего окупила себя контекстная реклама – здесь ROI 150%, и клиентов из этого канала больше всего. Но обратите внимание на средний чек: 25000/100=250 рублей, в то время как один клиент из социальных сетей приносит нам 1000 рублей.

В таком случае нужно подумать, как увеличить инвестиции в SMM, и каким образом простимулировать клиентов, приходящих из контекстной рекламы, покупать больше. Возможно, нужно пересмотреть рекламную стратегию, объявления или посадочные страницы.

Для этого нужно копать уже глубже. Но даже простой просчет эффективности каждого канала уже показал, какой из них эффективнее, а который пока не работает в полную силу. Хотя все из них окупаются – и это уже хорошо.

Попробуйте таким образом проверить свои рекламные каналы. Многое может вас удивить.

Евгений Смирнов

# Инвестиции

Как рассчитать ROI

ROI – это коэффициент, который показывает не четкий уровень доходности, а лишь ориентировочные цифры, прогноз потенциальной прибыли.

Навигация по статье

  • Что такое рентабельность инвестиций
  • Коэффициент рентабельности инвестиций ROI: расчет и анализ показателя
  • Как рассчитать ROI: формула и примеры
  • Универсальная формула ROI
  • Формула индекса рентабельности инвестиций PI
  • Какой показатель считается хорошим?
  • Расчет коэффициента рентабельности инвестиций в бухгалтерском учете
  • Формула расчета рентабельности инвестиций в бухгалтерском учете
  • Эффективность ROI в бухгалтерском учете и недостатки
  • ROI в маркетинге (ROMI)

Инвестиции – это вид пассивного заработка, который позволяет получать дивиденды только благодаря вкладу. Чтобы оптимизировать риски и получать больший доход, используют показатель рентабельности инвестиций. Эта величина определяет отношение рисков к прибыли, и дает понять, стоит ли рассматривать тот или иной вариант для инвестирования.

Что такое рентабельность инвестиций

Главная цель инвестирования – получение прибыли. Начинающие инвесторы ошибочно могут полагать, что чем больше инвестируемый капитал, тем выше доход. Несмотря на то что инвестирование считают пассивным видом заработка, оно требует тщательных расчетов. Это значит, что инвестировать в любой предложенный проект нельзя. Перед принятием решения о вложении в проект, требуется определить рентабельность. Инвестор должен понимать, является ли бизнес (или будет ли являться в будущем, если это стартап) прибыльным.

Это не значит, что вкладывать можно в тот проект, где доход будет превышать вложения. Даже если это и так, показатель может быть минимальным, и срок окупаемости инвестиции может затянуться, что сильно увеличит риски.

Итак, рентабельность инвестиции – это показатель эффективности применения капитала (собственного или заемного), инвестированного в деятельность предприятия на долгий срок. Этот коэффициент равен отношению балансовой прибыли к среднегодовой стоимости или собственного (заемного) капитала.

Чаще всего в профессиональных кругах для определения этого понятия используют аббревиатуру ROI – return on investment или ROR – rate of return, имея в виду окупаемость вложений. Поэтому встречая в финансовых бумагах ROI, инвестор должен четко понимать, что это важный показатель отдачи на вложенный капитал.

ROI – это коэффициент, который показывает не четкий уровень доходности, а лишь ориентировочные цифры, прогноз потенциальной прибыли. Несмотря на это, его оценка поможет определить, стоит ли инвестировать в этот проект, или рентабельность капитальных вложений в другой окажется выше.

Коэффициент рентабельности инвестиций ROI: расчет и анализ показателя

Рентабельность характеризует применение материального ресурса (капитала), при котором покрываются текущие расходы и образуется прибыль. То есть, изначально подразумевая рентабельность инвестиции, следует говорить о прибыльности каждой взятой компании или предприятия. Прибыльность рассчитывается двумя способами:

  • Относительный показатель указывает именно рентабельность и измеряется в формате коэффициента либо в процентном соотношении.
  • Абсолютная величина показывает прибыль в конкретном денежном эквиваленте (то есть, сумму чистой прибыли, которая была получена за определенный отрезок времени от инвестиционной деятельности).

Эти два метода анализа ROI не взаимоисключающие, а дополняющие. Инвестору важно при принятии решения рассчитывать прибыльность как с помощью относительного, так и абсолютного способа.

На оба значения будет оказывать сильное влияние уровень инфляции, но не объемы доходов. При принятии решений также важно сравнивать итоговые показатели расчета с плановыми значениями предыдущих периодов и данными других предприятий (если это возможно). Только такой подход позволит произвести объективную оценку финансовых вложений в бизнес.

Для определения рентабельности важно конкретизировать доход от финансовых вложений. Для этого проводится анализ предприятия и финансовых ресурсов в несколько этапов:

  1. Финансовый анализ компании.
  2. Расчет размера инвестиции, необходимой для полноценного функционирования компании и получения чистой прибыли.
  3. Определение эффективности решения и расчет индекса нормы доходности инвестированного капитала.
  4. Учет дополнительных факторов при расчете. Чаще всего фундаментальных аспектов: инфляции, изменений конъюнктуры рынка сбыта.

Результаты, полученные от расчета методом рентабельности инвестиций, важно сравнивать с плановыми цифрами.

Коэффициент окупаемости в человеческий капитал показывает не среднегодовое значение, а величину общего периода инвестирования. То есть, рентабельность инвестиций – это показатель эффективности вложений за полный период инвестирования.

Если инвестиционный проект не является стартапом, то обязательным фактором при расчете будет показатель возврата на инвестиции за прошлые периоды. Это позволит составить более точный прогноз и выявить существующие проблемы как в работе предприятия, так и в процессе инвестирования.

Рентабельность капитальных вложений имеет более широкое значение и рассчитывается не только при вложении в каждую организацию и предприятие. Его используют при работе со всеми финансовыми инструментам на долгосрочную перспективу.

Доходность инвестированного капитала также рассчитывается при альтернативных вкладах:

  • депозит в банке или других финансовых структурах;
  • инвестирование в ПАММ-счета и другие виды доверительного управления;
  • вклады в различные инвест-портфели;
  • вложения в биржевые инструменты на долгосрочную перспективу.

Прибыль от инвестиций требует контроля. Это умение управлять не только уровнем доходности, но и инвестиционной деятельностью. Если сегмент для денежных вливаний кажется привлекательным, но при расчете инвестор не получил ожидаемого коэффициента окупаемости, то можно предпринять и другие действия с помощью инвестиций. К примеру, увеличение рентабельности продаж, оборота и перевода реальных активов.

Как рассчитать ROI: формула и примеры

Расчет ROI может производиться несколькими способами. Тем, кто хочет упростить себе жизнь и не заниматься рутиной, можно использовать различные программы, онлайн-калькуляторы, таблицы Excel. В них нужно просто ввести нужную формулу доходности, и расчет будет проходить автоматически.

Можно также нанять специалиста, который знает, как считать. Это может быть бухгалтер, финансист, доверительный управляющий или опытный инвестор. Но для начала лучше самому научиться понимать все факторы и рассчитывать коэффициент возврата инвестиций, чтобы самостоятельно управлять своим капиталом и понимать, как используются деньги.

Применяется 3 распространенных метода расчета окупаемости инвестиций:

  1. Первая формула рентабельности инвестиций – это отношение дохода (до уплаты налогов) к активам компании (то есть, затраченным суммам на производственные мощности и их оценки с учетом износа на конец действия вложения).
  2. Вторая формула – отношение дохода (до уплаты налогов) к объему продаж, умноженное на отношение объемов продаж к активам компании.
  3. Третья – рентабельность реализации в процентах, умноженная на оборачиваемость активов компании.

Каким способом можно получить более точный результат, определить невозможно. Вернее, каждый из этих вариантов является правильным. Дело в том, что рентабельность вложений – довольно широкое понятие, и трактоваться может по-разному для каждого отдельно взятого сегмента бизнеса, учитывая его специфику.

Универсальная формула ROI

Во всех трех формулах главными критериями для повышения РОИ являются увеличение уровня доходности от реализации и оборачиваемость активов.

Исходя их этого, выводится оптимальная формула, которая может быть применима в любой сфере бизнеса (учитывая отдельные нюансы, конечно).

Приведем конкретный пример расчета. Предприниматель решил совершить покупку торгового инструмента, например, возьмем популярные нынче криптовалюты. Сумма – инвестиции $100. Цена одной монеты измеряется в $20. Инвестор ожидает через некоторое время роста цены в $25 за единицу, после чего продает ее. Прибыль составляет 25 долларов. Таким образом:

ROI=(125-100)/100*100%=25%

ROI (рентабельность) будет равняться 25%. Эту цифру можно считать хорошей. Но это только статистический метод. Здесь нельзя посчитать другие важные факторы – инфляцию, волатильность актива, в общем, любые торговые и неторговые риски. Кроме того, показатель не является фиксированным. Он может варьироваться в связи с изменением цены актива. Поэтому важно делать периодический перерасчет.

Как видно в примере, формулу можно применять при инвестиционных стратегиях в спекулятивные активы – Форекс, биржевые инструменты, криптовалюты,

Этот метод можно использовать если нужно быстро рассчитать несколько проектов и узнать, какой из них будет наиболее привлекательным. Нужно будет знать такие данные:

  • себестоимость – затраты на производство товара, включающие в себя расходы на сырье, производственную мощность, маркетинг;
  • доход – итоговая прибыль, полученная после продажи услуг и продуктов;
  • сумма инвестиций – общий объем вложенных средств.

Формула индекса рентабельности инвестиций PI

Также рентабельность можно рассматривать с помощью индекса PI (индекс рентабельности инвестиции PI – profitability index).

Он рассчитывается как отношение суммы дисконтированных денежных потоков к начальной инвестиции. Сокращенная формула выглядит следующим образом:

  • PI – индекс рентабельности;
  • NPV
  • I – первоначальная инвестиция.

Но NPV рассчитать довольно сложно, особенно новичкам. Поэтому доверить это лучше профессионалам. Для тех, кто принял решение рассчитывать все самостоятельно, формула расчета денежных потоков (NPV) будет выглядеть следующим образом:

  • NPV – сумма дисконтирования денежных потоков;
  • n, t – временные периоды;
  • CF – поток платежей (то есть CFt – платеж через t лет);
  • R – ставка дисконтирования.

Этот показатель позволяет ранжировать проекты при ограниченных инвестиционных ресурсах и выбирать только те, что обеспечат большую эффективность вложений. Эта формула является очень эффективной при инвестиции в высоковолатильные инструменты, в частности, криптовалюту.

Формула не подходит для спекулянтов, которые инвестируют в активы в краткосрочной перспективе, в течение дня или недели.

Какой показатель считается хорошим?

Каким должен быть показатель рентабельности инвестиций? Точка безубытка равна двадцати. Это значит: если при расчете уравнение показало 10, такая инвестиция является нерентабельной. Если получилось 20, инвестору удастся только отбить вложения, а дальше пойдет чистая прибыль.

ROI может быть показателем эффективности при выборе проекта. Если по формуле ROI привлекательным проект можно считать с коэффициентом рентабельности инвестированного капитала свыше 20%, то в PI будут иные значения

Если PI определяется как меньше 1, такой показатель отрицательный, и инвестирование в этот проект можно считать нерентабельным. Средней нормой является 1: в этом случае можно рассматривать инвестиционный проект более детально – это нормативная доходность. Если же выше 1 – то, скорей всего, это перспективный проект с высокой доходностью (без учетов рисков). Такими вычислениями занимаются аналитические подразделы всех серьезных компаний.

Из других недостатков этого метода можно отметить то, что чем дольше срок вклада, тем меньше становится точность прогноза результата. Таким образом увеличивается погрешность PI.

Расчет коэффициента рентабельности инвестиций в бухгалтерском учете

Рентабельность вложенного капитала в бухгалтерском учете рассчитывается иначе. ROI также ориентируется не на оценку денежных вкладов, а на прибыль бизнеса.

Этот коэффициент показывает соотношение среднего значения дохода предприятия по бухгалтерским отчетам к среднему значению денежных вливаний. Но в отличие от предыдущих формул, расчет этого показателя происходит на основе прибыли до оплаты процентных и налоговых издержек (EBIT – earning before interest and tax) или с учетом дохода после оплаты налоговых платежей, но до вычета процентных (то есть, EBITx (1-H), H — налог на прибыль).

Чаще всего применяется второй вариант (то есть, после оплаты налога), так как он лучше указывает на выгоду, полученную от деятельности компании. При подготовке проекта или старта инвестиционных вливаний, очень важно обсуждать, какой метод анализа будет использован.

Первый метод базируется на определении ROI, в котором прибыль за год относится к показателю используемых финансовых вливаний. При этом величину годового дохода нужно рассчитывать до того года, когда будут полностью созданы производственные мощности. Для того чтобы уменьшить погрешность, расчет ROI также ведется для каждого года реализации проекта в отдельности.

В случае второго метода показатель рассчитывается не как отношение дохода за определенный год, а как среднегодовая величина к первоначальным инвестициям. При этом учитывается срок годовой амортизации для производственных мощностей.

К примеру, если компания приобретает установку стоимостью в 100 млн руб. для использования в течение 5 лет, и прирост прибыли составит около 40 млн руб., то ROI составит 20%.

Есть и третий вариант аналитики рентабельности, при котором за основу берется не первоначальная инвестиция, а средние финансовые вливания, то есть средний показатель активов, которые будут приобретены за период работы инвестиционного проекта. В этом случае можно использовать обе формулы расчета рентабельности.

Первую легче использовать, если оборудование, приобретенное за счет инвестиций, не будет продано по остаточной стоимости. Тогда за основу принимается исключительно бухгалтерский доход, уже за вычетом амортизационных отчислений.

Вторая формула эффективно применяется, если производственные мощности, которые были созданы за счет инвестиций, реально продать по остаточной стоимости, с учетом изношенности, и тогда этот фактор окажет влияние на уровень окупаемости инвестпроектов.

Формула расчета рентабельности инвестиций в бухгалтерском учете

Сумма инвестиции, к которой определяется рентабельность, будет рассчитываться как среднее между стоимостью оборудования на начало и конец учитываемого отрезка времени. Поэтому формула расчета возврата на капитал приобретет такой вид:

Где:
ROI – рентабельность инвестиций;
E(1-H) – показатель прибыли за вычетом налогов;
H – как уже говорилось, величина ставки налогооблагаемой прибыли;
C2 – стоимость активов по балансу (производственных мощностей) на конец периода;
C1 – стоимость всех активов (производственных мощностей) на начало периода;
(C2 –C1 ))/2) – среднегодовая стоимость инвестиции, которая рассчитывается как среднее между учетной стоимостью активов на начало и конец периода вложения.

Эффективность ROI в бухгалтерском учете и недостатки

Финансовый показатель окупаемости инвестиционных проектов нужно сопоставлять с другими бухгалтерскими показателями, и общее значение будет свидетельствовать о рентабельности предприятия, что позволит оценивать его бизнес-привлекательность. Четкость этого метода позволит не только стимулировать сотрудников, но и привлекать дополнительные инвестиции.

Но есть у этого метода и недостатки. При расчете во внимание не принимается динамическая ценность финансов во времени (то есть, она может меняться), и не различаются данные инвестиций, которые возникают из-за разной продолжительности эксплуатации активов, приобретенных за счет первоначальных вливаний.

Также могут возникать случаи, при которых значения рентабельности могут приравниваться к показателям внутренних норм доходности. Эти ситуации возникают при таких факторах:

  • Когда деньги инвестируются в предприятия с безграничным сроком, где имеется равенство вливаний финансов за год.
  • Когда общая сумма амортизационных отчислений будет приравниваться к сумме, необходимой для полной замены выбывшего из процесса устройства.
  • Оборотный капитал не будет меняться за весь период реализации инвестиционного проекта.

Важно! Такие методы оценки предоставляют приблизительные данные. В более точной оценке помогут другие критерии:

  • интегральная эффективность затрат;
  • коэффициент финансовых оценок отдельно взятого проекта (рентабельность, ликвидность, финансовая устойчивость);
  • точка безубытка и так далее.

Также для финансового плана понадобится определять такие факторы, как сальдо реальных накопленных средств, поток реальных средств, сальдо реальных средств.

ROI в маркетинге (ROMI)

Как известно, инвестиции требуются не только в производстве. Придется вкладывать и в маркетинг, который также должен принести прибыль.

В аспекте инвестиций в маркетинг также можно говорить об их рентабельности. Десять рублей, затраченных на рекламу, на выходе могут принести 40. Поэтому надо знать, что такое термин ROMI (от английского return on marketing investment, то есть возврат на маркетинговые инвестиции).

ROI и ROMI, в принципе, одно и то же, только РОМИ используется в более узком сегменте. А точнее, чаще всего его применяют маркетологи.

ROMI также будет иметь погрешности, ввиду того что при его анализе не учитываются финансовые и бухгалтерские аспекты. Как и в других случаях, существуют различные формулы, но базовым является следующее вычисление:

Итак, если результаты оказались меньше 100%, то это значит, что проект не будет иметь возврата инвестиций в маркетинг. Важно заметить, что для стартапов на начальном этапе проведения маркетинга, такой результат может быть нормой.

Если результаты равны 100% или больше, это значит, что инвестиции на маркетинг полностью окупаются и приносят доход, и это норма прибыли на вложенный капитал.

Этот показатель очень часто применяется именно в интернет-маркетинге:

  • Прямые продажи с помощью рассылок, товаров и услуг.
  • Обратная связь с клиентами, своевременное реагирование и разрешение конфликтных ситуаций помогает поднять репутацию и, как следствие, привлечь большее количество клиентов.
  • Различные программы лояльности, которые заключаются в сборе информации о клиентах с целью проведения мероприятий.
  • Мероприятия по сбыту товаров (sales promotion) – акции, бонусы и т. д.

Понятие ROMI или Marketing ROI тесно связывают именно с интернет-деятельностью. Для продвижения продукта и привлечения клиентов предприниматели используют каналы рекламы Яндекс.Директ, Google AdWords. Поэтому говорить о рентабельности инвестиций в маркетинг принято в аспекте конверсии, полученной от рекламы. Именно конверсия будет главным фактором, определяющим ROMI.

Однако такой подход позволяет подсчитать ROMI только для некоторых опций маркетинга. Для большинства важнейших инициатив определить, окупается ли инвестиция от маркетинга, невозможно. В первую очередь ввиду того что маркетинговые кампании носят комплексный характер – акции, упаковки, дополнительные подарки. Определить, какой из процессов дал какую конверсию, практически невозможно, а затраты на них могут быть абсолютно разные. Кроме того, маркетинговые исследования вряд ли можно анализировать в аспекте ROI.

Тем не менее, при помощи ROMI предприниматели получают возможность проводить анализ тех сегментов, отдача которых не оправдывает финансовые вливания, и диверсифицировать капитал в более перспективные направления.

Но одного показателя окупаемости маркетинговых инвестиций недостаточно для настройки полноценной программы на максимальную прибыль. Ощутимый результат он сможет принести только в совокупности с другими инструментами продвижения и необходимыми данными, а также при четком контроле и аналитике всех аспектов бизнеса.

Рентабельность инвестиции – относительный показатель. Не стоит на него ориентироваться, как на аксиому. Только общий анализ бизнеса, постоянные исследования всех его сегментов и аналитика рисков помогут принести прибыль. Приведено несколько примеров, и в них видно, что при одних и тех же цифрах возможны некоторые различия в расчете. Вот почему очень важно подходить комплексно и оценивать полную картину.

Один из основных моментов в инвестициях — оценка прибыльности вложений в тот или иной актив. Считать доходность можно разными способами, нередко это делается непосредственно в брокерском отчете. В этой статье мы поговорим о расчете при помощи весьма популярного коэффициента Return on Investment (ROI).

Итак, ROI часто используется для оценки эффективности инвестиционных вложений. Переводят его чаще всего как «рентабельность инвестиций», хотя иногда встречаются термины «окупаемость инвестиций», «норма доходности» и другие.

Широкое использование этот коэффициент получил благодаря своей простоте и универсальности. Но есть один важный нюанс: надо обязательно понимать, кто и для чего использует этот коэффициент, потому что есть две распространенные его вариации:

  1. ROI как инструмент для сравнения различных активов в портфеле
  2. ROI как показатель эффективности менеджмента конкретной компании

Например, можно увидеть такую картинку:


Как видим, в данном случае речь идет о ROI различных классов активов за определенный период времени. Видно, что за период с 2000 по 2010 год ROI инвестиций в американские акции упал, а ROI инвестиций в недвижимость наоборот заметно вырос.

Или возьмем пример компании General Electic за один из прошлых периодов:


Здесь ROI приводится как показатель эффективности менеджмента General Electric и демонстрирует, что рентабельность инвестиции за отчетный период составила 2.98%. Формула расчета ROI будет приведена далее.

Важная сноска : следует помнить, что также существует ROI как маркетинговый показатель в IT (самый распространенный с точки зрения популярности запросов в поисковых системах), отражающий эффективность рекламных кампаний. Во избежание путаницы в этом случае иногда говорят о коэффициенте ROMI (Return on Marketing Investment), но далеко не всегда.

ROI как инструмент для сравнения доходности

Смысл коэффициента ROI несложен: это чистый доход полученный от инвестиции (включая ее продажу) относительно стоимости ее приобретения. Обычно рассчитывается и приводится в процентах.

Формула: Чистый доход / стоимость инвестиции

Пример: допустим, вы купили акцию за 100 рублей, получили 10% дивидендов (10 рублей), и продали ее за 120 рублей.

Тогда ROI инвестиции составит: [(120 + 10) — 100] / 100 = 30%

Понятно, что если цена продажи была бы, скажем, 80 рублей, то инвестиция выйдет убыточной и ROI математически получится отрицательным. Используя этот коэффициент можно очень быстро оценить, какие инструменты в портфеле приносят больший доход.

Кроме того, универсальность коэффициента позволяет использовать его для сравнения самых разных инвестиций, в том числе относящихся к разным классам: акции, облигации, паевые фонды, недвижимость, прямые инвестиции в бизнес и т.д. Например, рентабельной будет операция сдачи квартиры, если квартирная плата выше ежемесячного взноса по ипотеке. Умножим разницу на 12 и разделив на первоначальный ипотечный взнос, получим численное значение коэффициента.

Сложности и ошибки

    Чаще всего ROI используют для того, чтобы сравнить эффективность уже совершенных инвестиций, то есть когда у вас уже есть достоверная цена продажи, либо текущая цена, по которой можно продать. При оценке ROI еще не совершенной инвестиции возникает необходимость предполагать, какой будет будущая цена продажи инвестиции и, таким образом, вносить поправки на потенциальные изменения будущей стоимости, что уже искажает изначальный смысл коэффициента. В этом случае более оправданным выглядит использование других коэффициентов (например, доходность).

    Сама по себе формула не учитывает время владения инвестицией. Следовательно, для того, чтобы использовать ее для активов с разным сроком владения, необходимо ввести дополнительную поправку. Например, если в портфеле есть акция А со сроком владения 2 года и ROI 30%, и акция B со сроком владения 1 год и ROI 10%, то для сравнения нужно ROI акции А разделить на 2.

    Наиболее распространенная ошибка — не учитывать при расчете стоимости инвестиции различные дополнительные расходы, такие как транзакционные издержки и налоги. При расчете ROI по инвестициям в недвижимость следует не забывать про включение в стоимость инвестиции комиссионных брокеров, эксплуатационные издержек, налоговые выплаты и т.д.

Какой ROI считается хорошим

Если ROI инвестиции превышает среднюю доходность для данного класса активов в данной стране, то инвестиция традиционно считается высокорентабельной.

Например, историческая рентабельность инвестиций в американские акции, входящие в индекс S&P500 составляет порядка 8-12% в год (в зависимости от того какой временной период брать). Рентабельность инвестиций в акции Уоррена Баффета за все время существования превышает 15% в год. Таким образом, если в портфеле находится акция условного Amazon и ее ROI за время владения составляет 15% в год, то ее можно считать хорошей инвестицией с точки зрения коэффициента рентабельности.

ROI как показатель эффективности менеджмента

Есть три традиционных показателя, которые оценивают эффективность менеджмента (management effectiveness):

  1. Return on equity (ROE) — рентабельность собственного капитала компании
  2. Return on assets (ROA) — рентабельность активов
  3. Return on Investment (ROI) — рентабельность инвестиций

Часто их рассматривают совместно, как, например, в прилагаемой картинке.


Здесь указаны текущие коэффициенты для компании Microsoft с сайта csimarket.com. Там же можно сравнить эти коэффициенты с показателями в отрасли:


Остановимся подробнее на ROI. В данном случае можно заметить, что менеджмент имеет большую эффективность, чем компании в индексе S&P500, но меньшую, чем в секторе сходных с Microsoft компаний.

Формула расчета ROI: Чистая прибыль / долгосрочные инвестиции * 100%

Чистая прибыль обычно берется за последние двенадцать месяцев (TTM — trailing twelve months). Долгосрочные инвестиции — это, соответственно, сумма долгосрочных обязательств и капитала компании.

Общий смысл коэффициента ROI: как хорошо менеджмент распоряжается долгосрочными инвестициями, дают ли они отдачу, и является ли рост компании органичным.

Сложности и недостатки

    Главная претензия к ROI, как и вообще к показателям, основанных на данных финансовой отчетности, это их большая зависимость от правил бухгалтерского учета. Мало того, что в разных странах эти правила разные, они могут различаться даже в компаниях, работающих в одной стране (стандарт GAAP и стандарт IFRS, например).

    Как следствие, резкое изменение чистой прибыли и изменение показателей ROI в одном из отчетных периодов может означать исключительно бухгалтерскую манипуляцию. Поэтому ROI и прочие показатели эффективности менеджмента желательно усреднять и использовать только как дополнительный аргумент и только, если горизонт инвестирования превышает несколько лет.

    Следует учитывать, что ROI отражает лишь прошлое и не предсказывает будущее — будущая доходность может быть с равной вероятностью выше, такой же или ниже посчитанной на истории.

Какой ROI считается хорошим

Вот как выглядят актуальные средние показатели ROI в разных секторах американской экономики:


Чем это может быть полезно инвестору? Если рассматриваемая компания имеет ROI выше или ниже среднего по отрасли, то сторонник активного инвестирования может купить недооцененную акцию с низкой прибылью, либо продать дорогую — если исходит из возврата прибыли к среднему. Коэффициенты ROA, ROE и ROI также можно найти на сайте finviz.com, выбрав меню «Screener» и там «Financial». Однако при этом на разных сайтах для ROI могут быть разные значения, что вероятно связано с разными стандартами учета, которые используется при оценке:


Мы выпустили новую книгу «Контент-маркетинг в социальных сетях: Как засесть в голову подписчиков и влюбить их в свой бренд».

Подписаться

Больше видео на нашем канале - изучайте интернет-маркетинг с SEMANTICA

Значение ROI в маркетинге

За последние несколько лет интернет-реклама откусила немалые доли рынка радио, печати и телевидения: темпам ее роста позавидует любая дрожжевая бактерия. Миллионные бюджеты на контекст уже давно никого не удивляют, поэтому каждый рекламодатель задается резонным вопросом: как поточнее высчитать эффективность вложений в рекламу и, естественно, эту эффективность повысить до космических высот.

CR = кол-во лидов или заказов или целевых действий / кол-во целевого трафика *100%

Получили вы 100 обращений, кол-во целевого трафика равно 1 000, то конверсия равна 10%.

И какой же можно сделать вывод по рентабельности рекламного канала из выше указанной формулы? Да, никакой.

Универсального лекала для выбора KPI не существует: для каждого вида деятельности в конкретной ситуации подходит определенная метрика или даже набор метрик.

Рассказ обо всех существующих в природе KPI вызовет у вас зевоту, поэтому я отобрала самые популярные из них, те, что чаще других используются для анализа эффективности рекламных кампаний в интернете.

Несколько примеров расчета KPI для любознательных

  1. CPA (Cost per action) - стоимость действия.

CPA нам позволяет определить стоимость целевого действия.

  1. CPO (cost per order) - стоимость заказа

Здесь уже считаем, во сколько нам обходится покупка.

  1. ROI (return of investment) - возврат инвестиций. Коэффициент-хит! Позволяет оценить рентабельность инвестиционных вложений в рекламу.
  1. Ценность посещения. Коэффициент бесценен для определения ставок в рекламных кампаниях.

Формула:

Ценность посещения = Доход/Количество посещений

  1. ДРР (доля рекламных расходов). Эту метрику любят интернет-ритейлеры.

Коэффициент ROI я похвалила неспроста. О нем подробнее расскажу ниже.

А теперь, собственно, про коэффициент ROI в рекламе

На первый взгляд расчет ROI смахивает на простенькую формулу, о которой я говорила в самом начале: доход - затраты/затраты *100. Но не все так просто.

В идеале из дохода нужно вычитать не только затраты на рекламу, а также и общую себестоимость продукта (затраты на его изготовление, перевозку, зарплаты работникам и пр. расходы). Эти дополнительные параметры учитывать просто необходимо, если ваша задача - с ювелирной точностью определить рентабельность вложений.

Способ попроще

Его используют многие интернет-маркетологи, в том числе и при работе с интернет-рекламой:

Вот вам для наглядности:

(800 млрд долларов дохода - 400 млрд долларов стоимости рекламы) /400 млрд долларов стоимости рекламы * 100 = 100%

Очень просто и понятно, можно все в уме посчитать.

Если число у вас вышло положительным, то можно считать что вложения окупились, если отрицательным что то пошло не так:(

Способ продвинутый

Добавляем к формуле период:

ROI (период)= (Инвестиции к концу заданного периода + Доход за заданный период – Размер осуществленной инвестиции) /Размер осуществленной инвестиции

Наворочено. Зато формула дает понять, насколько объем вложенных средств вырос к концу рассчитываемого периода.

Зачем нужно считать ROI

  • одного рекламного канала (Директ, например);
  • нескольких рекламных каналов (вся реклама в интернете);
  • отдельного продукта (тумбочка прикроватная);
  • группы продуктов (мебель для дома).

Таким образом каждый может выявить сильные и слабые стороны рекламной кампании отдельной услуги или товара. Благодаря современным системам веб-аналитики получить данные для анализа ROI стало проще, но все равно возникают трудности. Цели, отслеживающие продажи, настроить в Гугл Аналитикс и Я. Метрике можно, но если ваш клиент не будет готов раскрыть вам маржинальность товара (или то, сколько заработал) или не позволит передавать эти данные в системы аналитики, то ROI посчитать вы не сможете.

Конечно, анализ без дальнейших действий ничего не даст. Это супер-толчок к повышению эффективности работы.

Веселье в том, что далеко не всегда товары, которые, по мнению клиента, должны принести максимальную прибыль, показывают лучшие показатели по возврату инвестиций. И вот здесь волшебная формула ROI убережет вас от слива средств.

Спец по контекстной рекламе, вооруженный знанием о ROI и умеющий его посчитать, будет отдавать всю свою страсть тем рекламным кампаниям, которые показывают самый большой показатель возврата средств. Если тумбочки продаются лучше, чем пуфы, он сконцентрирует максимум внимания на тумбочках, поднимет цену клика и продвинет объявления на самые лучшие позиции. А на кампаниях со скромным коэффициентом окупаемости он сэкономит ваши честно заработанные рубли, поставив небольшую цену клика и уменьшив число объявлений, а ещё изменит тексты и проделает кучу других полезных манипуляций.

В итоге деньги распределяются правильно и прибыль с кампаний увеличивается.

Совет: сделайте анализ ROI ежемесячным ритуалом.



Похожие статьи