Обязательное пенсионное страхование: понятие, субъекты, правовое регулирование. Государственное пенсионное страхование. Фонд пенсионного страхования

В жизни обязательно наступает момент, когда человек утрачивает способность трудиться. Не так уж важно, в силу каких причин это происходит, то ли из-за наступления почтенного возраста, то ли трудоспособность была утрачена вследствие болезни, но самостоятельное изыскание средств к существованию становится проблематичным. Именно на этот случай государственными органами Российской Федерации предусмотрена система пенсионного страхования.

Какая она бывает и что нужно знать каждому гражданину по этому вопросу? Давайте разбираться.

Обязательное пенсионное страхование

На сегодняшний день пенсионная система чуть ли не единственная в России, которая претерпевает изменения практически ежегодно. Тем не менее основным видом было и остается обязательное государственное пенсионное страхование — система государственных выплат трудовой пенсии гражданам, утратившим способность трудиться. Накопление денежных средств для осуществления таких выплат осуществляется за счет работодателей, производящих ежемесячные отчисления в Пенсионный фонд.

Правовое регулирование

Основы государственного регулирования в системе ОПС устанавливаются согласно закону «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» № 167 - ФЗ от 15.12.01. Этим документом определяется правовой статус субъектов ОПС, их основные права, обязанности и степень ответственности. Дополнительно пенсионное страхование РФ регулируется:

Страховщик

На основании законодательства РФ пенсионное страхование в России осуществляется страховщиком, который может быть как государственным (ПФР), так и негосударственным.

Государственным страховщиком является ПФР (Пенсионный фонд России), имеющий разветвленную сеть территориальных отделений, составляющий между собой единый целостный механизм.

Наряду с ПФ РФ страховщиками по ОПС могут также выступать и негосударственные ПФ, деятельность которых строго контролируется и регулируется законодательно. Федеральными законами РФ четко определяется порядок формирования пенсионных накоплений, возможность их инвестирования, порядок выплат, а также суммы и сроки страховых взносов. Независимо от статуса страховщика, он имеет как права, так и обязанности.

Права:

  • требовать от налоговых органов предоставления информации о застрахованных лицах и страхователях (включая конфиденциальную информацию), если это является необходимым для осуществления обязательного пенсионного страхования;
  • проводить проверки, связанные с начислением, выплатой и перерасчетом страхового обеспечения, получать сведения индивидуального учета застрахованных;
  • в случае выявления нарушений требовать от руководителей предприятий самостоятельного их устранения;
  • производить возврат сделанных страховых взносов обратно страхователям в том случае, если не представляется возможным установить, за каких именно застрахованных лиц они уплачены;
  • производить самостоятельное управление средствами ПФ РФ, а также контролировать законность их расходования.

Обязанности:

  • проводить бесплатные консультации и своевременно информировать о нововведениях в сфере пенсионного страхования;
  • вести банк данных страхователей и физлиц, участвующих в системе ОПС на добровольной основе;
  • производить расчет и обеспечивать своевременную выплату трудовых пенсий и иных выплат, предусмотренных пенсионной системой РФ;
  • осуществлять контроль за документацией в сфере пенсионного страхования, а также гарантировать целевое использование средств;
  • производить регистрацию страхователей, а также снятие их с учета;
  • формировать проект бюджет ПФ РФ и обеспечивать его исполнение;
  • своевременно предлагать обоснование тарифа страховых отчислений, осуществлять качественный учет денежных средств и информировать всех участников процесса о своем финансовом состоянии.

Страхователь

Никакое пенсионное страхование было бы невозможно без еще одного участника процесса — страхователя, коим может являться организация, индивидуальный предприниматель либо физлицо, производящие ежемесячные отчисления в Пенсионный фонд.

Права:

  • участвовать в ОПС через своих представителей;
  • защищать свои права в суде;
  • требовать у страховщика безвозмездного предоставления информации о размере страхового обеспечения, выплаченного тому застрахованному лицу, за которого он осуществлял страховые отчисления;
  • своевременно получать от страховщика информацию об изменениях законодательства в сфере ОПС.

Обязанности:

  • перечислять страховые взносы в ПФ своевременно и в наиболее полном объеме;
  • немедленно устранять нарушения, выявленные в ходе проверок;
  • предоставлять в ПФ документы для обеспечения ведения персонализированного учета и своевременного расчета страхового обеспечения.

Застрахованное лицо

Граждане России, иностранцы или лица без гражданства, временно или постоянно живущие на территории РФ, которые, согласно законодательству, имеют право на обязательно пенсионное страхование, относятся к категории застрахованных лиц.

Права:

  • своевременно и в достаточном объеме получать выплаты ОПС, формируемые за счет денежных средств ПФ РФ;
  • отстаивать права в суде;
  • по первому требованию получать информацию о количестве отчислений в ПФ и своевременности их уплаты.

Обязанности:

  • предъявлять в качестве основания для начисления пенсии документы, содержащие исключительно достоверные сведения;
  • своевременно сообщать страховщику о любых изменениях, способных повлиять на размер и порядок выплаты страховых взносов.

Страховое свидетельство обязательной системы ПС

Чтобы зафиксировать свое право на государственное пенсионное страхование, требуется получение специального страхового свидетельства, подтверждающего регистрацию застрахованного лица. Этот документ является уникальным для каждого участника пенсионной программы, по номеру лицевого счета в базу данных вносятся сведения обо всех взносах, произведенных работодателем на протяжении всей трудовой деятельности. Впоследствии это станет основанием для расчета и начисления трудовой пенсии.

Получить личное страховое пенсионное свидетельство можно в любом территориальном отделении ПФ РФ в течение месяца с момента обращения либо написав заявление по месту работы. Гражданин отвечает за свидетельство самостоятельно. После заключения с работником трудового договора страхователь снимает его копию либо переписывает номер, по которому и производятся отчисления.

Взносы на ОПС

Страховые взносы обязательного пенсионного страхования являются практически единственным источником пополнения ПФР, гарантирующим всем гражданам получение трудовой пенсии. Основой (базой) для начисления страховых выплат считается весь совокупный доход, подлежащий налогообложению. В общем случае взносы на пенсионное страхование исчисляются по ставке 22% от дохода, если общая сумма не превышает 670 тыс. р. Крайней точкой базы налогообложения считается 711 тыс. р. — доходы, превышающие эту сумму, страховыми взносами не облагаются. Налогом облагаются все суммы, полученные работником в результате трудовой деятельности: з/плата, премия, различные финансовые поощрения. Не облагаются налогом выплаты, являющиеся социальными компенсациями и гарантиями: дотации, пособия, компенсации, суммы, полученные по наследству, добровольные пожертвования, волонтерские сборы, выплаты гражданам иностранных государств и лицам, не имеющим гражданства.

Застрахованные добровольно

Кроме государственной системы ОПС, существует также социальное пенсионное страхование на добровольной основе, проводимое негосударственными пенсионными фондами. Обращаясь туда, гражданин принимает решение о необходимости дополнительного финансирования личной пенсии в будущем. Осуществлять такой вид страхования могут частные пенсионные фонды или негосударственные страховые компании. Чем же отличается страховое пенсионное страхование:

  • имеется возможность выбора разнообразных страховых программ;
  • можно самостоятельно выбрать ежемесячный или ежеквартальный характер выплат;
  • клиент самостоятельно определяет размер денежных средств, которые будут выплачены по окончании действия договора;
  • можно самостоятельно регулировать размер и порядок выплат.

Такой вид пенсионного страхования не является обязательным, договор заключается исключительно на добровольной основе. Он абсолютно не отменяет государственного пенсионного страхования, а является дополнением к нему.

Формирование накопительной пенсии

Сегодня пенсионное страхование предлагает гражданам разделение пенсии на две части: обязательную, за которую отвечает государство, и накопительную, передаваемую в управление негосударственным фондам. Переживать тут не стоит, деятельность НПФ тщательно контролируется государством. Такие фонды не только берут на себя обязательство сохранить пенсионные отчисления гражданина, но и обязуются их приумножить за счет инвестирования в различных сферах посредством управляющих компаний. Таким образом, по достижении пенсионного возраста гражданин вправе рассчитывать на солидные дивиденды.

Как управлять пенсией самостоятельно

Для того чтобы воспользоваться накопительной частью пенсии, нужно лично обратиться в негосударственный фонд пенсионного страхования или страховую компанию и заключить соответствующий договор (иметь при себе страховое свидетельство и паспорт). Также необходимо обратиться в территориальное отделение ПФ и написать заявление о переходе в НПФ.

Если выбранный фонд пенсионного страхования чем-то вас не устроил, вы имеете право перейти на обслуживание в другую компанию. Для этого нужно написать стандартное заявление и заключить договор с другим страховщиком. Сделать это можно ежегодно с 01.09 по 31.12, однако если до пенсионного возраста вам осталось 5 и менее лет, то вы утрачиваете такое право. Интересна накопительная часть пенсии еще и тем, что право на нее в случае смерти самого застрахованного лица переходит к правопреемникам, заявление об этом можно подать в НПФ в любое время.

Обязательное пенсионное страхование: понятие, субъекты, правовое регулирование

Отношения по обязательному пенсионному страхованию регулируются Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ ".

Понятие обязательного пенсионного страхования

Обязательное пенсионное страхование - система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения.

Обязательное страховое обеспечение - исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством выплаты трудовой пенсии, социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти.

Субъекты обязательного пенсионного страхования

Субъектами обязательного пенсионного страхования являются:

    страхователи;

    страховщик;

    застрахованные лица.

Страховщик

Обязательное пенсионное страхование в РФ осуществляется страховщиком, которым является:

    Пенсионный фонд РФ;

    негосударственные пенсионные фонды.

Пенсионный фонд РФ (государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в РФ, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим. Территориальные органы Пенсионного фонда РФ создаются по решению правления Пенсионного фонда РФ и являются юридическими лицами. Государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам Пенсионного фонда РФ перед застрахованными лицами.

Страховщиками по обязательному пенсионному страхованию наряду с Пенсионным фондом РФ могут являться негосударственные пенсионные фонды в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом. Порядок формирования в негосударственных пенсионных фондах средств пенсионных накоплений и инвестирования ими указанных средств, порядок передачи пенсионных накоплений из Пенсионного фонда РФ и уплаты страховых взносов в негосударственные пенсионные фонды, а также пределы осуществления негосударственными пенсионными фондами полномочий страховщика устанавливаются федеральным законом.

Страхователи

Страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются:

1. лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе:

    организации;

    индивидуальные предприниматели;

    физические лица;

2. индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой.

Если страхователь одновременно относится к нескольким категориям страхователей, исчисление и уплата страховых взносов производятся им по каждому основанию. К страхователям приравниваются физические лица, добровольно вступающие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию

Застрахованные лица

Застрахованные лица - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование. Застрахованными лицами являются граждане РФ, постоянно или временно проживающие на территории РФ иностранные граждане или лица без гражданства, а также иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ"), временно пребывающие на территории РФ, заключившие трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор на срок не менее шести месяцев:

    работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг (за исключением лиц, обучающихся в образовательных учреждениях по очной форме обучения и получающих выплаты за деятельность, осуществляемую в студенческом отряде), по договору авторского заказа , а также авторы произведений, получающие выплаты и иные вознаграждения;

    самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой);

    являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;

    работающие за пределами территории РФ в случае уплаты страховых взносов, если иное не предусмотрено международным договором РФ;

    являющиеся членами семейных (родовых) общин малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;

    священнослужители;

Правовое регулирование обязательного пенсионного страхования

Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" устанавливает основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, регулирует правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, а также определяет правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования.

Законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из:

    Конституции Российской Федерации;

    ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации";

    ФЗ "Об основах обязательного социального страхования";

    ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования";

    ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";

    ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования";

    иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации.

В случаях, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим законодательством, применяются правила международного договора Российской Федерации.

1.2 Пенсионное обеспечение в России в 20-90-х годах XX века

Государственное пенсионной страхование в России зародилось значительно позднее, чем в большинстве развитых стран, - в начале XX века и не получило широкого распространения.До 1917 года страхование по старости не входило в сферу интересов органов государственного управления. Только отдельные виды профессиональной деятельности (в основном связанные с государственной службой) обеспечивались специальными видами социальных пособий после прекращения гражданином работы в связи с наступлением определенного возраста.После Октябрьской революции, в 20-х годах, был поставлен на обсуждение вопрос о необходимости рассмотрения старости как отдельного вида нетрудоспособности, который нуждается в пенсионном обеспечении.В то время социальное обеспечение престарелых строилось только на основе учета возраста, а не на основе утраты трудоспособности и наступления инвалидности. Однако уже в 1924 году пенсионным обеспечением были охвачены преподаватели высших учебных заведений по достижении ими 65 лет, в 1928 - рабочие текстильной промышленности, в 1929 - рабочие ведущих отраслей тяжелой промышленности и транспорта. В 1929 году были установлены различия в размерах пенсии по инвалидности и пенсии по старости и порядок выплаты пенсии продолжающим работать.

В 1932 году пенсионное обеспечение охватило рабочих всех отраслей народного хозяйства. Были законодательно введены пенсионные возраста: 55 лет - для женщин и 60 лет - для мужчин.

Конституцией СССР 1936 года было закреплено всеобщее пенсионное обеспечение для рабочих и служащих по старости, то есть по достижении ими определенного возраста.

Развитие системы пенсионного страхования в 60-90-е годы.

Следующий этап развития системы государственного пенсионного обеспечения начался в 1956 году - с принятия Закона "О государственных пенсиях", регулирующего размер пенсии по старости, который отменил выплату пенсии по старости работающим пенсионерам и одновременно увеличил размеры назначаемой пенсии.

Таким образом, к середине 60-х годов в нашей стране сложилась государственная система всеобщего пенсионного обеспечения по старости.

В дальнейшем изменения пенсионного законодательства были направлены на более активное материальное стимулирование занятости пенсионеров.

Поскольку социалистическая пенсионная система была построена на принципах государственного социального страхования, она не содержала комплекса необходимых экономических признаков, характеризующих обязательное пенсионное обеспечение, присущих традиционным формам пенсионного страхования. В то же время данная система содержала одно важное преимущество - она обеспечивала абсолютно всем категориям граждан минимально необходимый прожиточный уровень.

Поэтому советская пенсионная система, сложившаяся и существовавшая с середины 60-х годов и до 1990 года, получила определение "государственное пенсионное обеспечение".

Средства на государственное пенсионное обеспечение, как и средства на государственное социальное страхование, аккумулировались в бюджете государственного страхования, который, в свою очередь, являлся составной частью государственного бюджета страны. Таким образом, пенсионная система полностью зависела от сбалансированности государственного бюджета.

Учитывая относительно низкий уровень пенсионного обеспечения и достаточно стабильные темпы экономического развития рассматриваемого периода, необходимо отметить сбалансированность бюджета социального страхования.

Пенсии по государственному социальному страхованию представляли собой гарантированные ежемесячные денежные выплаты, размер которых соизмерялся с прошлым заработком.

В законодательстве восьмидесятых годов выделяются следующие виды пенсии: по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца на общих и льготных условиях, за выслугу лет.

Материальное обеспечение инвалидов войны, инвалидов с детства и от рождения осуществлялось за счет союзного бюджета, бюджета республик и т.д. Для этого, в частности, в бюджетах были предусмотрены средства на выплату пенсий и пособий военнослужащим и их семьям. Пенсии военнослужащим рядового, сержантского и старшинского состава срочной службы назначались независимо от продолжительности военной службы и предшествовавшей работы военнослужащего.

Пенсионное обеспечение военнослужащих сверхсрочной службы и приравненных к ним лиц, их семей и т.п. проводилось в особом порядке, установленном Советом Министров СССР. Пенсионные выплаты поступали из бюджета Министерства обороны СССР.

Пенсионное обеспечение работников науки регулировалось специальным Положением "О пенсионном обеспечении работников науки", которое в то же время не исключало возможности получения работниками науки или членами их семей пенсии по общему пенсионному законодательству.

В отношении работников колхозов в 1969 году в стране была введена единая система социального страхования колхозников. При этом пенсионное обеспечение данной категории трудящихся осуществлялось непосредственно из централизованного союзного фонда, который формировался за счет отчислений от сумм валового дохода колхозов и ежегодных ассигнований из государственного бюджета.

Отмеченные выше основные элементы пенсионной системы показывают наличие серьезных как методических, так и практических проблем, которые достигли наибольшей остроты в конце 80-х годов.

Главной проблемой любой пенсионной системы является несбалансированность доходной и расходной частей ее бюджета. К середине 80-х годов финансово-ресурсная обеспеченность выплат пенсий снизилась настолько, что в случае очередного незначительного повышения размера пенсии потребовалось привлечение дополнительных средств.

Несмотря на повышение тарифа отчислений на социальное страхование, не удалось ликвидировать дотационность пенсионного бюджета.

Начавшиеся в 90-х годах масштабные глубинные радикальные преобразования в политическом и экономическом устройстве страны, переход к рыночной экономике потребовали обоснования и применения принципиально новых экономических и правовых оснований в сфере пенсионного обеспечения, тем более, что существовавшая в стране пенсионная система к тому времени показала свою неэффективность и выявила большое количество социально-экономических проблем, которые могли быть решены только путем кардинальных перемен всей пенсионной системы на базе формирования и укрепления страховых принципов с учетом требования включения бюджета Пенсионного фонда в бюджетно-финансовую систему страны.

Предполагалось, что в ходе проведения пенсионной реформы должен быть решен основной вопрос социальной политики государства, а именно: стабилизация и значительный подъем материального положения енсионеров, а также резкое сокращение численности малообеспеченных граждан.

Государственное пенсионное обеспечение: виды, круг лиц и круг лиц, имеющих право на получение двух пенсий одновременно

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению - ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ ", и которая предоставляется гражданам:

    в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности);

    в целях компенсации утраченного заработка гражданам из числа космонавтов или из числа работников летно-испытательного состава в связи с выходом на пенсию за выслугу лет;

    в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста;

    нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.

Виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" назначаются следующие виды государственного пенсионного обеспечения:

    пенсия за выслугу лет;

    пенсия по старости;

    пенсия по инвалидности;

    пенсия по случаю потери кормильца;

    социальная пенсия.

Круг лиц, имеющих право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению

Право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют:

    федеральные государственные гражданские служащие;

    военнослужащие;

    участники Великой Отечественной войны;

    граждане, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда";

    граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф;

    граждане из числа космонавтов;

    граждане из числа работников летно-испытательного состава;

    нетрудоспособные граждане.

Члены семей данных граждан имеют право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению в случаях, предусмотренных законом.

Круг лиц, имеющих право на получение двух пенсий одновременно

Право на одновременное получение двух пенсий предоставляется:

1) гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности и трудовая пенсия по старости;

2) участникам Великой Отечественной войны. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности и трудовая пенсия по старости;

3) родителям военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в период прохождения военной службы или умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы (за исключением случаев, когда смерть военнослужащих наступила в результате их противоправных действий). Им могут устанавливаться:

4) вдовам военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы по призыву вследствие военной травмы, не вступившим в новый брак. Им могут устанавливаться:

    пенсия по случаю потери кормильца и трудовая пенсия по старости (инвалидности);

    пенсия по случаю потери кормильца и социальная пенсия;

    пенсия по случаю потери кормильца и пенсия за выслугу лет (по инвалидности);

5) нетрудоспособным членам семей граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Им могут устанавливаться:

    пенсия по случаю потери кормильца и трудовая пенсия по старости (инвалидности);

    пенсия по случаю потери кормильца и социальная пенсия (за исключением социальной пенсии по случаю потери кормильца).

6) гражданам, награжденным знаком "Жителю блокадного Ленинграда". Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности и трудовая пенсия по старости.

7) членам семей погибших (умерших) граждан из числа космонавтов, предусмотренных ст. 7.1 закона. Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца и любая другая пенсия, установленная в соответствии с законодательством РФ (за исключением пенсии по случаю потери кормильца или социальной пенсии по случаю потери кормильца).

Дополнительное пенсионное обеспечение – что это?

С 2002 года в России осуществляется реформирование пенсионной системы. Основная задача реформы – повышение уровня пенсионного обеспечения российских граждан, развитие страховых и накопительных принципов начисления пенсий. Составляющей частью пенсионной системы России является негосударственное (добровольное) пенсионное обеспечение, как механизм взаимодействия негосударственных пенсионных фондов, работодателей и работников по формированию дополнительных пенсий. Необходимость развития в обществе дополнительного пенсионного обеспечения обусловлено рядом факторов: Во-первых, ситуация такова, что прожиточный минимум за второй квартал 2006 г. на 1 августа 2006 года составляет 3 562 рублей, а средний размер трудовой пенсии – 2 877 рублей. Во-вторых, соотношение среднего размера пенсии и средней заработной платы по стране не превышает 25-30% и имеет тенденцию к снижению. В соответствии с рекомендациями Международной организации труда пенсия должна быть не ниже 40 % от последнего заработка при соответствующем трудовом стаже. В-третьих, неблагоприятная демографическая ситуация и старение населения в стране. Прогноз Федеральной службы статистики на долгосрочную перспективу показывает значительное сокращение числа работающих граждан. К 2020-2025 гг. на одного работающего будет приходиться один пенсионер, что приведет к еще более серьезному дефициту государственной пенсионной системы. В-четвертых, это вывод из накопительной системы обязательного пенсионного страхования наиболее экономически активных граждан (старше 1967 года рождения). В условиях рыночной экономики государство не в состоянии нести на себе бремя всех социальных обязательств перед гражданами и объективно вынуждено стимулировать граждан накапливать себе на старость самостоятельно или за счет работодателя через построение корпоративных или индивидуальных пенсионных программ. При соответствующей государственной политике, максимально стимулирующей формирование юридическими и физическими лицами добровольных пенсионных накоплений, система негосударственного пенсионного обеспечения должна стать одним из ключевых направлений развития пенсионной системы России. В соответствии с законодательством РФ (Федеральный закон от 07.05.1998 №75-ФЗ) негосударственный пенсионный фонд – это особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются: - деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения; - деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и договорами об обязательном пенсионном страховании; - деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию. Другими словами негосударственный пенсионный фонд – некоммерческая организация социального обеспечения целью и задачей, которой является сохранение и приумножение средств вкладчиков, предназначенных для выплаты будущей пенсий участникам фонда. Деятельность НПФ по негосударственному пенсионному обеспечению включает в себя аккумулирование пенсионных взносов, формирование и инвестирование пенсионных резервов, учет пенсионных обязательств фонда, назначение и выплату негосударственных пенсий участникам фонда. Дополнительное пенсионное обеспечение осуществляется за счет добровольных пенсионных взносов юридических и физических лиц в негосударственные пенсионные фонды. Схематично деятельность НПФ по дополнительному пенсионному обеспечению можно представить так: 1. Организация заключения договоров негосударственного пенсионного фонда с предприятиями и организациями (вкладчиками) в пользу работников (участников) – корпоративные пенсионные программы, а также с физическими лицами в свою пользу или в пользу третьих лиц (участников) – индивидуальные пенсионные планы. 2. Аккумулирование пенсионных взносов вкладчиков – физических или юридических лиц. 3. Формирование пенсионных резервов и осуществление учета пенсионных обязательств в форме ведения пенсионных счетов вкладчиков и участников (солидарные и именные пенсионные счета) 4. Инвестирование пенсионных резервов в целях их сохранения и прироста. Учет инвестиционного дохода и распределение по пенсионным счетам вкладчиков и участников 5. Назначение и выплата негосударственных пенсий участникам, имеющим пенсионные основания. В чем преимущества взаимодействия с НПФ? Для предприятия программа дополнительного пенсионного обеспечения – это расширение социального пакета работников, развитие социальной политики, элементов управления персоналом и мотивации труда. Государство установило особый налоговый режим для предприятий, которые реализуют пенсионные программы для своих работников. Предприятие может относить на себестоимость пенсионные взносы в пользу работников в размере 12% от фонда оплаты труда. Пенсионные взносы предприятия не облагаются налогом на доходы физических лиц. Доход, полученный от размещения НПФ пенсионных резервов, не облагается налогом на прибыль в пределах ставки рефинансирования ЦБ РФ. Наконец, сформированные пенсионные резервы на определенных условиях могут быть реинвестированы в проекты развития предприятия, ипотечные механизмы. Получают развитие муниципальные пенсионные программы для дополнительного пенсионного обеспечения работников бюджетной сферы. Для физических лиц – индивидуальные пенсионные планы, возможность накопления на старость на приемлемых условиях. Инвестиционная деятельность НПФ определяется их статусом некоммерческой организации. В отличие от страховых компаний, банков и паевых инвестиционных фондов, инвестиционные доходы НПФ направляются на пополнение пенсионных счетов клиентов для выплаты негосударственных пенсий участникам, за вычетом средств на обеспечение уставной деятельности фондов (максимум 15% от дохода). Услуги НПФ могут быть привлекательны только в том случае, если инвестиции обеспечивают сохранность и защиту пенсионных накоплений клиентов от инфляции на долгосрочный период. В соответствии с законодательством НПФ несет ответственность по обязательствам перед вкладчиками всем своим имуществом. В целях защиты прав и интересов вкладчиков, участников, застрахованных лиц и государства законодательством установлен многоступенчатый уровень надзора и контроля за деятельностью НПФ: – государственное регулирование деятельности НПФ осуществляют уполномоченный федеральный орган (Федеральная служба по финансовым рынкам, Минздравсоцразвития РФ), а также налоговые органы; – вневедомственный контроль осуществляют специализированный депозитарий, независимый аудитор, независимый актуарий; – внутренний надзор и контроль – Попечительский Совет и Ревизионная комиссия НПФ, а также вкладчики и участники НПФ в форме контроля за состоянием их пенсионных счетов. Основными критериями определения надежности НПФ являются: - период времени работы фонда на рынке; - размер собственного имущества; - состав учредителей и совета фонда; - возможности развития; - исполнение обязательств фонда; - доходность инвестиций фонда. По данным ФСФР России по состоянию на 1 июля 2006 года собственное имущество 258 российских НПФ составляет более 371,4 млрд. рублей, из них пенсионные резервы превышают 297,8 млрд. рублей. Участниками НПФ являются около 6,2 млн. человек, из которых более 758 тысяч уже являются получателями негосударственных пенсий. Средний размер негосударственных пенсий составляет более 1000 рублей. Согласно обзору Центрального банка РФ по итогам 2005 года пенсионные резервы НПФ более чем в полтора раза превышают страховые резервы страховых компаний. Значительные ресурсы НПФ (62%) размещаются в нефинансовых организациях. По мнению Банка России показатели деятельности НПФ имеют существенное влияние на финансовые потоки в экономике страны и должны учитываться при составлении платежного баланса страны и осуществления макроэкономического анализа. Таким образом, система негосударственного пенсионного обеспечения (негосударственные пенсионные фонды, вкладчики и участники НПФ – юридические и физические лица) представляет стабильно развивающуюся систему.

Обязательное пенсионное страхование выступает гарантией реализации определенных прав граждан и иностранцев, проживающих в РФ. Добровольное страхование выступает дополнением к нему.

Причиной такой трактовки договорного управления рисками считается недостаточная эффективность гарантий по обязательному страхованию относительно защиты материальных интересов всех социальных групп населения.

Что это такое

Добровольное пенсионное страхование – это система денежных накоплений для формирования будущей пенсии с помощью различных финансовых организаций. Основывается на аналогичных с обязательным страхованием принципах. Для проведения добровольного страхования необходимо волеизъявление сторон.

Оно основывается на договоре, согласно которому не государство устанавливает размер и порядок начисления страховых взносов, а сам заинтересованный в получении достойной пенсии гражданин.

Добровольное страхование выступает дополнением к . Накоплением денежных средств занимаются различные финансовые и страховые компании. Внебюджетные фонды к формированию средств не имеют отношения.

Добровольное страхование является гарантией достойного материального обеспечения работника в старости. Установленный минимальный размер пенсии не позволяет полноценно жить и удовлетворять потребности человеку пенсионного возраста.

В этом правиле есть исключения, но встречаются они редко. Именно поэтому как дополнение к обязательному страхованию было создано добровольное пенсионное страхование.

Выплаты по данному виду страхования гарантируют застрахованному достойный доход в старости, независимо от размера начисленной трудовой пенсии. Метод объединения двух видов страхования широко применяется в США, Британии, Франции, Канаде и Германии.

Поэтому пенсионный период работников в этих странах является предметом для мечтаний всех трудящихся РФ. За счет средств, накопленных по добровольному страхованию, западноевропейские и американские пенсионеры живут в достатке и активно путешествуют по миру.

Добровольное пенсионное страхование дарит каждому работнику альтернативу. Каждый вправе самостоятельно выбирать для себя страховщика с самыми оптимальными тарифами и условиями страхования.

Добровольное страхование выступает гарантией экономической стабильности в старости каждого отдельного индивидуума, независимо от внешних факторов и состояния бюджетной системы государства.

Функции

Схема: функции добровольного пенсионного страхования.

Накопление пенсионных средств осуществляется за счет взносов, которые застрахованный вносит по договору добровольного страхования.

На основании выплаченных за установленный период взносов формируется сумма страховых выплат при наступлении страхового случая (достижения пенсионного возраста). Ее называют дополнительной пенсией.

Страховщики по договору следят за полным и своевременным исполнением обязательств относительно выплат взносов второй стороны.

За невыполнение условий страхового соглашения предусмотрена обоюдная гражданско-правовая ответственность. При наступлении страхового случая, предусмотренного договором, страховщик обязан открыть выплату дополнительных пенсий.

Кто является субъектами

Страховщиками по такому виду страхования выступают:

  • страховые компании;
  • негосударственные пенсионные фонды (НПФ).

НПФ – это некоммерческие организации целью деятельности которых является организация добровольного страхования и негосударственное обеспечение участников фонда ( ФЗ №75).

Участником НПФ может стать любое физ. лицо, независимо от гражданства. Вкладчик в данных правоотношениях выступает страхователем. Именно им считается лицо, которое выплачивает страховые взносы в пользу частника или пенсионера фонда.

Вкладчиками могут быть:

  • физ. лицо (гражданин России или иного государства);
  • иностранное или зарегистрированное в РФ юр. лицо;
  • органы исполнительной власти.

Участником и пенсионером физ. лицо может считаться в нескольких фондовых организациях. Но это правило не распространяется на вкладчиков.

Договор добровольного пенсионного страхования

Это соглашение между НПФ, страховой компанией и страхователем в пользу участника, согласно которому страховщик обязуется при наступлении пенсионного срока выплачивать дополнительные денежные средства, сформированные в процессе выплаты страховых взносов.

Если выгодоприобретателем по договору выступает персонально физ. лицо, которое заключило соглашение в свою пользу, то могут проводиться следующие выплаты:

  • пенсии;
  • единовременные пенсионные пособия;
  • выкупные суммы.

При расторжении соглашения третьи лица не могут претендовать на получение отступного вознаграждения.

Относительно этих субъектов установлено только два вида выплат: пенсии и единовременные пенсионные пособия. Пенсионный контракт со страховщиком может быть заключен как юридическим, так и физ. лицом.

Юридическое лицо не имеет права заключать договор в свою пользу. Выгодоприобретателем должен быть участник фонда, пенсионер или иные третьи лица.

НПФ при заключении соглашения, так же как и страховые компании, вправе использовать типовые формы, которые установлены для подобных документов.

Для договора добровольного пенсионного страхования установлена обязательная письменная форма.

Реквизиты документа следующие:

  • информация о сторонах договора;
  • предмет;
  • информацию о третьих лицах выгодоприобретателях;
  • номер, специальные данные и название схемы;
  • субъективный комплекс сторон;
  • регламент выплаты страховых взносов;
  • информация об ответственности сторон;
  • срок действия договора;
  • порядок и условия для прекращения или расторжения соглашения;
  • порядок решения споров;
  • реквизиты или паспортные данные вкладчика.

По договору добровольного пенсионного страхования перед страховщиком существует два основных обязательства:

Моментом возникновения обязательств является день внесения первого страхового взноса. Договор прекращается, если обязательства двух сторон выполнены или при наступлении других причин, достаточных для прекращения или расторжения соглашения.

Условием возникновения обязательств у страховщика выступает надлежаще оформленный пенсионный договор.

Накопительным периодом, установленным в соглашении, считается временной интервал между возникновением обязательств и полным их выполнением.

Накопительные обязательства по договору подлежат исполнению по месту нахождения страховщика. Основным обязательством НПФ или страховой компании является выплата дополнительной пенсии.

Действие пенсионного договора прекращается:

  • при полном выполнении обязательств страховщика перед вкладчиком и участником;
  • при расторжении соглашения;
  • в связи со смертью участника или пенсионера, а также при признании его безвестно отсутствующим или умершим;
  • в связи с ликвидацией юр. лица, выступавшего вкладчиком;
  • при наступлении определенного соглашением форс-мажора.

Пенсионное соглашение расторгается:

  • по договоренности сторон;
  • при переходе вкладчика в другой фонд по его требованию;
  • при нарушении вкладчиком установленного порядка выплаты страховых взносов (одностороннее расторжение);
  • при нарушении условий договора одной из сторон в судебном порядке.

При заключении соглашения вкладчиком в свою пользу он имеет право требовать расторжения договора в любую минуту. Договор прекращается не ранее, чем через 3 месяца после подачи вкладчиком заявления о расторжении.

Условия пенсионного соглашения могут быть изменены по инициативе страхователей или застрахованных лиц. Вкладчики и пенсионеры могут в любой момент обратиться с требованием об изменении положений пенсионного соглашения.

Страхователь по договору вправе провести замену участников или пенсионеров в двух случаях:

  • до выплаты первого взноса;
  • до получения участником или застрахованным первой дополнительной пенсии.

Страхователи и застрахованные лица вправе провести замену пенсионной схемы, выбрано при заключении договора. Контракт, заключенный в пользу вкладчика, дает преимущественное право последнему на изменение пенсионной схемы в любой момент.

Отличия от обязательного

Существует ряд следующих отличий ДПС от обязательного страхования:

  • первое гарантируется договором, а второе государством;
  • первое требует волеизъявления сторон, второе – проводится в обязательном порядке;
  • добровольное страхование позволяет на усмотрение страхователя выбирать тарифы и порядок выплаты взносов; тарифы и база налогообложения по обязательному страхованию устанавливаются действующим законодательством;
  • страхователь по договору добровольного страхования самостоятельно выбирает организацию, которая будет накапливать его пенсионные средства; взносы по обязательному страхованию выплачиваются в ряд определенных внебюджетных фондов;
  • бюджет НПФ формируется за счет доходов от инвестиционной деятельности и вкладов любых юридических и физических лиц; бюджет государственных фондов обязательного страхования создается за счет взносов работодателей, а также лиц, занимающихся определенными видами деятельности;
  • в добровольном страховании более важным понятием является схема страхования, в то время когда в обязательном основными показателями выступают тариф и процентная ставка для базы налогообложения.

В пенсионной сфере добровольное страхование выступает дополнением к обязательному. Именно поэтому основные выплаты по страховому договору именуются дополнительной пенсией.

Какие бывают программы

Программы добровольного пенсионного страхования разрабатываются НПФ и страховыми компаниями для привлечения вкладчиков и инвестиционного капитала. Существуют корпоративные и индивидуальные программы.

Корпоративные функционируют на основе следующей организационной схемы:

  1. Вкладчик.
  2. Страховщик (фонд, компания).
  3. Участник, пенсионер.

Пенсионные схемы программ могут быть двух видов:

  • с договорными взносами;
  • с установленными выплатами.

Существует также 4 вида базовых схем добровольного пенсионного страхования:

  • с договорными взносами;
  • пожизненная;
  • срочная;
  • с договорными выплатами.

НПФ может предложить вкладчику пенсионную программу, согласно которой размер пенсии рассчитывается по:

  • разряду работника;
  • сумме пенсионных накоплений;
  • пропорциональному внесению взносов.

Добровольное пенсионное страхование является дополнением к обязательному. Этот вид страхования выступает гарантией обеспеченной старости работника, независимо от бюджетной политики государства или экономической стабильности в обществе.

Видео: Преимущества негосударственных пенсионных фондов

Позволяет гарантированно реализовать определенные права как граждан РФ, так и иностранцев, которые проживают в нашей стране. Добровольное пенсионное страхование является дополнением к обязательному в силу недостаточной эффективности последнего по гарантированному обеспечению материальных интересов любых социальных групп населения. Что все это может означать? Давайте разберемся в этом вопросе более подробно.

Положительные стороны добровольного страхования

Если бы оно отсутствовало, то пожилым гражданам нашей страны пришлось бы худо. Дело в том, что государственные пенсии у большинства совсем небольшие, и жить безбедно на такие деньги не представляется возможным. Добровольное пенсионное страхование является перспективным в том случае, если размер выплат гражданина в пенсионный фонд небольшой либо в принципе отсутствует: если нет трудовых доходов, при предпринимательской деятельности, не зарегистрированной официально, при серых зарплатах и т. п. В чем же суть этого понятия? Чем оно отличается от обязательного? Об этом речь пойдёт далее.

Основные определения

Добровольные правоотношения по обязательному пенсионному страхованию представляет собой систему накоплений денежных средств, которые формируют будущую пенсию посредством разного рода финансовых организаций. В основе её выступают принципы, которые аналогичны используемым в обязательном страховании. Чтобы провести добровольное страхование, требуется волеизъявление двух сторон. Основывается оно на договоре, в соответствии с которым порядок и размер начисления страховых взносов устанавливаются не государством, а непосредственно тем гражданином, который заинтересован в получении хорошей пенсии.

Добровольное пенсионное страхование дополняет обязательное страхование. Денежные средства при этом накапливают разного рода страховые и финансовые организации. Внебюджетные фонды не имеют какого-либо отношения к формированию средств. Добровольное страхование гарантированно обеспечивает гражданина достойными материальными выплатами в старости. Поскольку пенсия имеет минимальный установленный размер, то с ним становятся невозможными полноценная жизнь и достаточное удовлетворение собственных потребностей гражданина пенсионного возраста. Конечно же, у такого правила имеются исключения, однако они редко встречаются. Поэтому добровольное страхование было создано в качестве дополнения к обязательному. По подобному типу гарантируются достойные выплаты в старости, вне зависимости от размера трудовой пенсии, которая ему начислена.

Опыт страхования за пределами РФ

Способ объединения двух разновидностей страхования довольно широко используется в Британии, Канаде, Франции, Германии и в США. Именно поэтому все трудящиеся нашей страны мечтают о пенсии работников данных стран. Благодаря взносам на добровольное пенсионное страхование американские и западноевропейские пенсионеры не испытывают ни в чём нужды и могут позволить себе путешествовать по всему миру. Это позволяет каждому работнику самостоятельно выбирать себе страховщика с подходящими страховыми условиями и тарифами. Добровольное страхование гарантирует каждому гражданину в старости экономическую стабильность, независимо от влияния внешних факторов либо состояния, в котором находится государственная бюджетная система.

Функции пенсионного страхования

Обязательное и добровольное пенсионное страхование выполняют важные функции и позволяют:

Выделять застрахованным лицам средства на пенсионные выплаты дополнительного характера.

Накапливать пенсионные взносы в Пенсионном фонде, добровольное страхование имеет особенности накопления средств в НПФ и страховых компаниях.

Контролировать полные и регулярные выплаты денежных средств участникам соглашения.

Перенаправлять в иные фонды пенсионные накопления по заявлению вкладчиков.

Общий смысл пенсионного страхования

Пенсионные средства накапливаются благодаря взносам, вносящимся застрахованным лицом по договору добровольного страхования. На основе взносов, выплаченных в течение определённого периода, происходит формирование суммы выплат, если наступает страховой случай, то есть достигается пенсионный возраст. Называется это дополнительной пенсией. Обязанностью страховщика является своевременный и полный контроль исполнения обязательств со стороны застрахованного лица по выплатам взносов.

Если взятые обязательства не выполняются, включая также невыплату гражданину положенных накоплений, в нашей стране предусматривается ответственность. Очень жёстко контролируется деятельность страховых компаний и негосударственных пенсионных фондов по предоставлению услуг добровольного пенсионного страхования в РФ. Однако обнадёживаться не нужно, поскольку на страховом рынке существует большое количество мошеннических схем. Именно поэтому перед тем, как доверять собственные сбережения тому или иному фонду, необходимо скрупулёзно проанализировать имеющиеся о нём сведения.

Кто относится к числу субъектов?

По данному типу страхования в качестве страховщиков выступают: негосударственные пенсионные фонды (или НПФ), а также НПФ представляют собой некоммерческие организации, задача деятельности которых - обеспечение добровольного страхования участников фонда, не являющегося государственным. Любое физическое лицо может считаться застрахованным, если в его пользу заключается пенсионный договор. Также оно может быть и участником НПФ вне зависимости от гражданства. В качестве страхователя в таких правоотношениях выступает вкладчик. Им является лицо, выплачивающее страховые взносы или в пользу пенсионера фонда, или в пользу участника. Вкладчиками могут выступать:

Физическое лицо (как гражданин России, так и иностранец);

Зарегистрированное в нашем государстве или иностранное юридическое лицо;

Структуры исполнительной ветви власти.

Особенности

При заключении соглашения необходимо быть очень внимательным. Чаще всего договор представлен в виде типовой формы, однако, если клиента что-то не устраивает или какие-то вещи ему непонятны, нужно обязательно прояснять все имеющиеся вопросы.

В договоре добровольного пенсионного страхования всегда чётко прописывается признанный страховым случай - это достижение пенсионного возраста застрахованным лицом. Кроме того, оговаривается частота и размер вносимых средств. Чаще всего первоначальный взнос колеблется от девяти до двадцати пяти тысяч рублей. После этого платёж может варьироваться от двухсот до тысячи рублей ежемесячно. Некоторые программы дают возможность внесения поквартальных платежей, то есть раз в шесть месяцев или в год.

Ещё одной важной деталью является возможность оформления подобного договора не только на себя, но и на другого человека, будь то знакомый гражданин или его родственник. Таким образом, при наступлении страхового случая человек, который указан в соглашении, будет получать прибавку к пенсии.

Возможна ли приостановка действия соглашения?

Действие договора добровольного пенсионного страхования прекращается, если наступают следующие ситуации:

Оканчивается выполнение прописанных в соглашении условий;

Застрахованное лицо умирает;

Ликвидируется юридическое лицо, являющееся вкладчиком при страховании корпоративного типа;

В случае наступления непредвиденных обстоятельств, оговоренных в соглашении;

При расторжении в одностороннем порядке, если заказчик перестаёт выплачивать страховые взносы;

По договорённости сторон;

В судебном порядке, если нарушается выполнение прописанных в договоре условий.

В общем говоря, вкладчик имеет право требовать расторжения договора после его заключения. Однако само соглашение теряет свою силу не менее чем через три месяца после того, как было подано соответствующее заявление. Кроме того, вкладчик посредством подачи заявления может потребовать изменения договорных условий, в то время как обязанность страховщика - рассмотреть его.

Чем отличается добровольное страхование от обязательного?

Добровольное пенсионное страхование имеет следующие отличия от обязательного:

Гарантируется соглашением сторон, а не государством;

Требует волеизъявления участников, а не осуществляется обязательно;

Даёт возможность выбора порядка выплат и тарифов, в то время как по обязательному страхованию они устанавливаются на основании действующего законодательства;

Страхователь может самостоятельно выбрать ту компанию, которая будет копить его пенсионные средства, в отличие от обязательного, где взносы выплачиваются в конкретные внебюджетные фонды;

НПФ формируют свой бюджет за счёт инвестиционных доходов и вкладов физических и юридических лиц, в то время как бюджет государственных фондов создаётся благодаря взносам работодателей и лиц, которые занимаются конкретными видами деятельности;

Более важной для добровольного страхования является схема страхования, а для обязательного - процент для базы налогообложения и тариф.

Добровольное страхование в пенсионной сфере является дополнительным по отношению к добровольному вступлению по обязательному пенсионному страхованию, поэтому главные выплаты по такому соглашению называются дополнительной пенсией.

Пенсионная система России претерпела ряд реформ и продолжает динамично развиваться. На сегодняшний день пенсия выплачивается из средств, накопленных за время работы. Другими словами, размер пенсии во многом зависит от размера заработка и стажа работы.

Пенсионная система России

в России осуществляет материальную поддержку граждан, утративших по разным причинам возможность работать. Существует две формы пенсий:

  • пенсия по государственному обеспечению;
  • страховая пенсия.

Назначается по причине потери кормильца, возрасту или инвалидности.

Пенсия по гособеспечению – это компенсация потери заработка или полученного во время труда вреда. Также она назначается некоторым другим категориям.

В результате реформ пенсия складывается из двух составных частей:

  • страховая;
  • накопительная.

Фундамент будущей трудовой пенсии составляют взносы работодателя на счет каждого сотрудника в . Общий процент взносов составляет 22%, из которых 6% могут идти в накопительную, или прибавляться к оставшимся 16% в страховой части. Страховая часть пенсии каждый год индексируется, тогда как накопительная часть не меняется.

Также каждый может открыть счет в негосударственном пенсионном фонде. Тогда накопительная составляющая будет начисляться ему из того фонда, где он заключит договор. Страховая часть может выплачиваться только Пенсионным Фондом России.

Формы пенсионного страхования

В России существует обязательное и добровольное пенсионное страхование.

Обязательное обеспечение заменяет потерянный из-за прекращения работы заработок. Взносы работодателя направляются на открытый лицевой счет работника. С него же будут осуществляться выплаты при наступлении ситуаций, в связи с которыми должна выплачиваться пенсия.

Формируется из тех взносов, которые выплачивает сам гражданин, направленных в негосударственный фонд или страховую компанию. Страхователь вправе самостоятельно выбрать организацию, которая возьмет на себя ответственность по накоплению его пенсии. Количество отчислений не ограничено и регулируется только заключенным договором.Обеспечивают оба вида страхования пенсионные фонды – государственный и множество негосударственных.

Дополнительное пенсионное страхование выступает своего рода вкладом, накопления с которого впоследствии пойдут на пенсию человека.

Назначение пенсионного страхования

Выходя на пенсию, человек должен обратиться в за ее выплатой. Начисления в таком случае начнут производиться с момента обращения. В России множество пенсионеров продолжают трудиться, несмотря на возраст. С 2016 года законодательство претерпело ряд поправок, устанавливающий, что у этой категории пенсии индексироваться не будут.

Пока пенсионер продолжает работать, у него не будет повышаться пенсия.

Пенсионный Фонд рассматривает заявление гражданина и дополнительные документы, и в течение месяца выносит решение о назначении пенсии. На срок рассмотрения влияют разные обстоятельства, такие как стаж работы, возраст и наличие прав на льготы.

Что такое государственная пенсия?

Существуют определенные лица, которые имеют право на пенсию из средств бюджета России. Такая материальная помощь и называется государственной пенсией. Она выплачивается часто без учета стажа или количества взносов в ПФР. Главное условие получения такой пенсии – соответствовать определенным критериям.

Государственная пенсия, так же как и обычная, начисляется каждый месяц. Получить ее могут следующие группы населения:

  • военнослужащие;
  • жертвы катастроф по вине человека;
  • участники ВОВ и жители блокадного Ленинграда;
  • госслужащие;
  • летчики-испытатели и космонавты;
  • нетрудоспособные граждане;
  • другие лица.

Госпенсия по старости

На ее выплату имеют право те люди, которые когда-либо пострадали от катастроф техногенного или радиационного характера. Обратиться с заявлением о выплате госпенсии в данном случае можно в любой момент.

Госпенсия за выслугу лет

Она полагается космонавтам, летчикам-испытателям, военнослужащим и госслужащим. Пенсия полагается при наличии определенного стажа.

Государственная пенсия по инвалидности

Такую пенсию от государства могут оформить жители блокадного Ленинграда, при предоставлении соответствующих документов, участники ВОВ, космонавты и жертвы катастроф.

Нужно пройти врачебную комиссию, которая должна установить степень приобретенной инвалидности.

Пенсия назначается в соответствии с результатами обследования.

Госпенсия по потере кормильца

Ее могут получать нетрудоспособные близкие родственники вышеуказанных категорий лиц, в случае их смерти. Законом определены следующие группы родственников таких граждан:

  1. Родители погибших военнослужащих , при выходе на пенсию.
  2. Несовершеннолетние близкие родственники, обучающиеся очно. Исключением является дополнительное образование. Если у несовершеннолетнего нет трудоспособных отца или матери, то такая пенсия выплачивается до 23 лет.
  3. Муж, жена или кто-то из родителей, дедушка или бабушка, не работающие, на попечении которых находятся дети умершего, до 14 лет.
  4. Кто-то из родителей или супруг умершег о, являющийся пенсионером или инвалидом.
  5. Бабушка или дедушка – пенсионеры или инвалиды, если за ними никто не может ухаживать.

Социальные пенсии

Она также относится к государственным пенсиям и получают ее инвалиды, дети-инвалиды и нетрудоспособные с детства граждане.

Как формируется пенсия?

За время работы гражданина происходит накопление специальных баллов. Их количество зависит от стажа и количества . Те, кто мог выбрать модель пенсии (лица 1967 года рождения и младше), если они выбрали отчисления только в страховую часть пенсии, получают до 10 баллов за год. Если же человек распорядился, чтобы 6% отчислялись в накопительную часть, то рассчитывать он может только на 6,25 баллов, поскольку часть баллов идет на накопительную пенсию.

В случае отчислений в обе части пенсии, всегда можно изменить решение. В этом случае те 6%, которые идут в накопительную часть пенсии, будут переведены на счет страховой. Те, чьи взносы начинают поступать в ПФР с 2015 года, могут выбрать вариант формирования пенсии в течение 5 лет.

Страховая пенсия рассчитывается по формуле:

Сумма накопленных баллов * цена балла в год выхода на пенсию + фиксированная выплата = страховая пенсия.

Один балл в 2016 году равен 74,27 руб., а фиксированная выплата на данный момент составляет 4 558,93 руб.

Если гражданин решит обратиться за пенсией в более старшем возрасте, то к обычной формуле добавится премиальный коэффициент, увеличивающий сумму пенсии. Также повышающий коэффициент применяется при начислении «северной» пенсии, а инвалиды I группы и люди старше 80 лет получают пенсию с увеличенным уровнем фиксированной части.

Субъекты обязательного пенсионного страхования

К ним относятся застрахованные граждане, страхователь и страховщик.Страховщиком выступает ПФР или , где открыт счет.

Страхователь – это лицо, уплачивающее взносы. К ним относятся различные организации, индивидуальные предприниматели и лица, ведущие частную практику.

Застрахованные лица – те, на чей счет поступают взносы. Это работающие граждане, индивидуальные предприниматели или ведущие частную практику, священнослужители и члены крестьянских и фермерских хозяйств, и участники общин северных народов, ведущие традиционную хозяйственную деятельность.

Обязательное пенсионное обеспечение

, то есть наступление пенсионного возраста или другие причины для выплаты пенсии, и обязанность страховщика по ее выплате называются обязательным пенсионным обеспечением.

Законодательство определяет, что к нему относится следующее:

  1. Страховая пенсия по возрасту, приобретению инвалидности и в связи с потерей кормильца.
  2. Фиксированная часть.
  3. Накопительная пенсия.
  4. Выплата всех накоплений одновременно.
  5. Выплата правопреемникам умершего.
  6. Срочная выплата.
  7. Пособие на погребение.

Страховые взносы

Взносы должны уплачиваться ежемесячно. Сделать это необходимо до 15 числа за предыдущий месяц. Основной тариф – 22%. Предельная сумма, которая служит базой для начисления взносов – 796 тыс. руб. Если она превышает это число, то тариф для плательщика увеличивается на 10%. Отдельные категории организаций платят взносы по льготному тарифу и освобождаются от уплаты дополнительных 10% в случае превышения суммы базы.

Если организация относится к числу вредных и опасных производств, то страховая база не ограничивается.

С 2015 года изменился принцип определения суммы взносов. Теперь она должна быть точной, а не округленной до полного рубля, как это было ранее.

Оформление пенсии

Для оформления пенсии нужно обратиться в свой отдел по месту прописки либо временного пребывания. Сроки обращения не ограничены, и гражданин может обратиться за ней в любой момент, но не раньше, чем за месяц до даты наступления пенсионного возраста.

Если человек обратился в ПФР позже, то пенсия будет начисляться с даты обращения, а не со дня наступления повода для ее начисления.

В отдел ПФ РФ должны быть представлены такие документы, как:

  • паспорт;
  • заявление (образец и бланк можно взять в отделе ПФ РФ);
  • трудовая книжка;
  • справка о зарплате;
  • свидетельство о месте пребывания, если нужно получать пенсию не по месту прописки;
  • пенсионное страховое свидетельство (СНИЛС);
  • подтверждение права на льготы;
  • другие документы.

Если при подаче будут отсутствовать те или иные документы, предоставить их можно в течение трех месяцев. В противном случае срок начисления пенсии будет отсчитываться с даты предоставления этих документов.

Контроль

Пенсионный Фонд РФ осуществляет контроль над своевременной и правильной выплатой пенсий. Существует ряд причин, по которым выплаты могут прекратиться полностью или будут приостановлены. Также в обязанности отдела ПФ РФ входит перерасчет пенсий, возобновление их выплаты, изменение способа выплаты, регистрация вновь прибывших пенсионеров.

Пенсия будет приостановлена, если гражданин не явился за ней ни разу за полгода , или инвалид не прошел освидетельствование в срок. Отсутствие документов, например справки об учебе, также повлечет приостановление выплат. Выплата полностью прекращается в случае смерти или неявки за возобновлением пенсии после ее приостановки в течение 6 месяцев.

Если будут обнаружены сведения, каким-либо образом опровергающие , или подвергающие их сомнению, то пенсии он также лишится. Приобретение трудоспособности, или выход на работу человека, ухаживающего за несовершеннолетним родственником погибшего, послужит причиной прекращения выплат пенсий по потере кормильца.

Пенсионное законодательство в России, видео

Законодательство в этой области имеет множество нюансов. Но достаточно знать основы, что может дать ответы на целый ряд возникающих вопросов об оформлении пенсии, о ее расчете и об условиях ее получения. Смотрите также информацию про .



Похожие статьи