Отопление в многоквартирном доме по закону. Необходимость регулирования размера оплаты за отопление помещений с автономным отоплением находящихся в составе многоквартирного дома с центральным отоплением

Гражданское

Суть спора: 2.144 - Жалобы на решения и действия (бездействие) учреждений, предприятий, организаций, их объединений и общественных объединений

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ

Благодарненский районный суд в составе председательствующего судьи Билык О.Р., при секретаре ФоминойМ.В., с участием истицы С.Т.Ю., представителя ответчика в лице ГУП СК по доверенности Х.М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по исковому заявлению С.Т.Ю. к ГУП СК « о признании незаконным начисления платы за теплоснабжение,

У С Т А Н О В И Л:

С.Т.Ю. обратилась в Благодарненский районный суд с исковым заявлением к о признании незаконным начисления платы за теплоснабжение, в котором просит суд признать незаконным начисление платы за теплоснабжение, расположенной в многоквартирном края, в сумме рублей и пени в сумме рублей; обязать исключить, расположенную в многоквартирном края, из реестра пользователей коммунальной услуги централизованного теплоснабжения и горячего водоснабжения.

Исковые требования мотивированы тем, что она, С.Т.Ю., является собственником двухкомнатной квартиры в многоквартирном доме по адресу:, в соответствии с договором купли-продажи недвижимости, удостоверенным государственным нотариусом Благодарненской государственной нотариальной конторы П.Е.М. от ДД.ММ.ГГГГ, (запись в реестре за №), и зарегистрированным в Бюро технической инвентаризации (БТИ) от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ она, обратилась в Администрацию края, предоставив на согласование заявление о переустройстве жилого помещения, заключающемся в установке индивидуальной системы отопления, по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (Приложение №), и документы, перечисленные пунктом 2 ст. 26 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Однако, решением от ДД.ММ.ГГГГ № Администрация отказала в принятии решения о согласовании переустройства, на установку индивидуальной системы отопления, расположенной в многоквартирном, сославшись на статью 14 Федерального закона от 27.07.2010г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении», запрещающей переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов.

Получив отказ в согласовании переустройства жилого помещения, она обратилась в районный суд с иском к Администрации края. Решением районного суда от ДД.ММ.ГГГГ №, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, было признано незаконным решение от ДД.ММ.ГГГГ № Администрации края об отказе в принятии решения о согласовании переустройства, заключающегося в установке индивидуальной системы отопления, расположенной в многоквартирном.

ДД.ММ.ГГГГ было проведено общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: , за переустройство, в связи с установкой автономного отопления с использованием двухконтурного газового котла с закрытой камерой сгорания.

По итогам голосования: «за» проголосовали - 2543 голоса из 2653. Протоколом внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: принято решение на разрешение устройства автономного отопления в установкой газового котла.

Кроме того, ею были получены заключения для выдачи разрешения на переустройство квартиры, заключающееся в установке индивидуальной системы отопления, от следующих служб:

АО «» и ООО «» изготовлен и выдан проект на газоснабжение квартиры, на основании которого, она снова обратилась в администрацию о согласовании переустройства квартиры, заключающегося в установке индивидуальной системы отопления.

ДД.ММ.ГГГГ Администрацией края, было принято решение № о согласовании переустройства жилого помещения - двухкомнатной квартиры с установкой двухконтурного котла с закрытой камерой сгорания по адресу:.

Ею, произведено переустройство двухкомнатной квартиры и установлен двухконтурный газовый котел с закрытой камерой сгорания, в соответствии с проектной документацией.

ДД.ММ.ГГГГ приемочной комиссией подписан акт за № о завершении переустройства жилого помещения, по адресу: , в связи с установкой двухконтурного газового котла (индивидуальное отопление). Комиссия установила, что переустройство осуществлено по проекту, составленному филиалом и на основании решения о согласовании переустройства квартиры от ДД.ММ.ГГГГ за №. В состав приемочной комиссии помимо представителей ЖЭП, ОАО «», ООО «», входил и представитель

Ею, с представителем, подписан акт от ДД.ММ.ГГГГ об отсоединении от внутридомовой системы отопления и горячего водоснабжения и отсутствии задолженности по оплате за эти виды коммунальных услуг.

Однако, выставил квитанции за октябрь, ноябрь и декабрь 2016 года, и продолжает их выставлять (январь февраль, март 2017 года) за теплоснабжение всем собственникам МКД (многоквартирного дома) одинаково, независимо есть ли в жилом помещении централизованное отопление или нет, поделив израсходованную тепловую энергию, на всех собственников одинаково.

ДД.ММ.ГГГГ, она обратилась с заявлением в, с предоставлением всех документов: копии решения администрации от ДД.ММ.ГГГГ за № о завершении переустройства квартиры в связи с установкой двухконтурного котла с закрытой камерой сгорания по адресу; копии акта комиссии ЖЭП от ДД.ММ.ГГГГ об отключении квартиры по адресу от централизованной системы отопления и горячего водоснабжения; копии проектов ООО «» и АО «»; копии акта приемочной комиссии о завершении переустройства квартиры от ДД.ММ.ГГГГ.№ об исключении ее из реестра потребителей коммунальной услуги централизованного теплоснабжения и горячего водоснабжения, на которое получила ответ за № от ДД.ММ.ГГГГ, где указано, что начисления за горячее водоснабжение будут исключены из оплаты, а начисления за центральное отопление и общедомовые нужды будут оставлены.

Оплата, выставляемая, за общедомовые нужды ею оплачивается ежемесячно.

Общедомового прибора учета в доме по адресу нет. Начисление за центральное отопление и общедомовые нужды производится по норме без разделения на отопительный и неотапливаемые периоды.

Следовательно, отсутствие разделение норматива потребления в отношении отопления на общедомовые нужды и норматива потребления в жилом (нежилом) помещении, не возлагает на собственника помещения, оплату, за помещение, в котором отсутствуют энергопринимающие устройства оплачивать фактически не потребляемую им коммуникационную услугу.

Ввиду отсутствия в ее квартире энергопринимающих устройств отсутствует и факт потребления ею коммуникационной услуги - отопления.

В соответствии со статьей ГК, собственник помещения должен платить только за те услуги, которые ему оказывались, другими словами, потребитель не должен оплачивать услуги отопления, которые ему не оказывались в связи с тем, что в его квартире отсутствуют отопительные приборы, а стояки отопления заизолированы. Согласно Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2300-1 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О защите прав потребителей", Статья 37. Порядок и формы оплаты выполненной работы (оказанной услуги): Потребитель обязан оплатить оказанные ему услуги в порядке и в сроки, которые установлены договором с исполнителем.

В доме нет ни управляющей компании, ни ТСЖ, оплата за ремонт и содержание многоквартирного дома и общедомового имущества производиться Муниципальному унитарном предприятию « городское жилищно-эксплуатационному предприятию (МУП БГ ЖЭП).

Переустройство квартиры и установка автономной системы отопления произведено не самовольно, а по согласованию с органами местного самоуправления, ее действия узаконены в судебном порядке, проект переустройства жилого помещения соответствует строительным нормам и правилам проектировании и согласован с теплоснабжающей организацией.

Частью 1 статьи Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 237-ФЗ) установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурс снабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Как следует из содержания пунктов 58, 61.2, 61.3 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от ДД.ММ.ГГГГ N 20-э/2 расходы на оплату тепловой энергии, израсходованной на передачу тепловой энергии по тепловым сетям (расходы на компенсацию тепловых потерь через изоляцию трубопроводов тепловых сетей и с потерями теплоносителей) учитываются в тарифе на услуги по передаче тепловой энергии по тепловым сетям.

В соответствии с пунктом 29 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды по каждому виду коммунальных услуг включают нормативные технологические потери коммунальных ресурсов и не включают расходы коммунальных ресурсов, возникшие в результате нарушения требований технической эксплуатации внутридомовых инженерных систем, правил пользования жилыми помещениями и содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно акта ЖЭП» от ДД.ММ.ГГГГ, было установлено, что квартира, отключена от централизованной системы отопления и централизованной системы горячего водоснабжения, в связи с установкой автономного отопления.

Для горячего водоснабжения и отопления квартиры она установила газовый котел «». Согласно техническому паспорту газовый котел «» по своим техническим характеристикам соответствует требованиям пункта 44 Правил подключения к системе теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства РФ № от «16» апреля 2012 года. Таким образом, сам по себе факт прохождения через жилое помещение, принадлежащее ей на праве собственности магистрали горячего водоснабжения при отсутствии в жилом помещении тепло принимающих устройств учета не свидетельствует о наличии оснований для взыскания с собственника такого помещения в пользу теплоснабжающей организации платы за отопление, поскольку данный объект тепловой энергии является технологическим расходом (потерями) тепловой энергии транзитных труб во внутридомовых сетях жилого дома, расходы включаются в общедомовые нужды собственников жилых помещений дома. Вместе с тем, она собственник квартиры в МКД, перешедшая на индивидуальное отопление, не возражает нести расходы на содержание общего имущества МКД, а именно за отопление мест общего пользования - подъездов, исходя из остаточного теплопотребления, но не за теплоснабжение квартир соседей, которые на централизованном отоплении, так как начисление за отопление произведено всем жителям нашего МКД одинаково. В связи с чем, считает незаконными и необоснованными начисления за теплоснабжение в период с октября 2016 года по настоящее время, из-за отсутствием факта предоставления услуги теплоснабжения (не поставленный коммунальный ресурс) и начисления за это пени.

В судебном заседании С.Т.Ю. свои исковые требования поддержала и просила суд их удовлетворить. Суду истица пояснила, что с момента подключения в квартире индивидуального отопления она не принимала от ответчика тепловую энергию и, в соответствии со ст. не обязана платить за неоказанную услугу.

Представитель ответчика по доверенности Х.М.А. в судебном заседании просила суд отказать в удовлетворении исковых требований С.Т.Ю., поскольку обязанность по оплате за расходы теплоэнергии на общедомовые нужды предусмотрена действующим законодательством, счётчик потреблённой теплоэнергии в доме истицы не установлен, в связи с чем ей начисляется оплата за тепло по формуле, установленной Правилами, в которой не предусмотрено начисление отдельной платы за общедомовые нужды. Суду представитель ответчика представила письменное возражение на исковое заявление, в котором указала следующее.

создан на основании распоряжения министерства имущественных отношений № от ДД.ММ.ГГГГ об открытии филиалов предприятия, а также приказа министерства жилищно-коммунального хозяйства, строительства и архитектуры № от ДД.ММ.ГГГГ.

Ответчик действует в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных предприятиях», другими законами и нормативно-правовыми актами РФ, Уставом предприятия и положением о филиале, утв. ДД.ММ.ГГГГ Ответчик создан в целях осуществления надежного и качественного снабжения тепловой энергии потребителей, производства, передачи пара и горячей воды (тепловой энергии).

Публичная оферта о теплоснабжении жилого помещения в многоквартирном доме в адрес лиц - собственников жилых помещений многоквартирных домов, присоединенных к теплоисточникам Теплоснабжающей организации опубликована в газете «» от ДД.ММ.ГГГГ, с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п. 6 ч. 2 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № Э84-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее - закон №- ФЗ), здание - это результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и(или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно- технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных, помещение - часть объема здания или сооружения, имеющая определенное назначение и ограниченная строительными конструкциями.

Оказание услуг обусловлено благоустройством многоквартирного дома. Согласно п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Правила №) «степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома» - качественная характеристика многоквартирного дома или жилого дома, определяемая наличием и составом внутридомовых инженерных систем, обеспечивающих предоставление потребителям коммунальных услуг тех видов, которые могут предоставлены с использованием таких внутридомовых инженерных систем.

Многоквартирный жилой технологически присоединен к сетям Ответчика, что подтверждается схемами теплоснабжения. Ответчик поставляет тепловую энергию через присоединенную тепловую суть в МКД №.

Местом исполнения обязательств теплоснабжающей организации является точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации (п.5 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - ФЗ № 190-ФЗ).

В соответствии с п.3.47 «ГОСТ Р 51929-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Термины и определения» (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от ДД.ММ.ГГГГ № - ст) энергопринимающее устройство: технологическое устройство, набор приспособлений и оборудования, являющееся частью системы инженерно- технического обеспечения многоквартирного дома, с помощью которого происходит прием поставляемого ресурсоснабжающей организацией коммунального ресурса, при необходимости его изменение до установленных технических параметров и распределения коммунального ресурса по соответствующим внутридомовым системам инженерно-технического обеспечения для предоставления потребителям коммунальных услуг.

Согласно подпункту "е" пункта 4 Правил утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (Далее - Правила №) отопление - подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения N 1 к настоящим Правилам.

Местом исполнения обязательств теплоснабжающей организации является точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации или теплосетевой организации либо в точке подключения к бесхозяйной тепловой сети (п. 5 ст. 15 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 190-ФЗ (ред. От ДД.ММ.ГГГГ) "О теплоснабжении", п. 2 Правил №).

В пунктах 6, 7 Правил N 354 указано, что предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, который может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (конклюдентные действия).

Согласно п. 2 Информационного письма Президиума Вас РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров» фактическое пользование, в частности, услугами по энергоснабжению, следует рассматривать как акцепт абонентом оферты на основании п. 3 ст. , даже если он отказывается от заключения договора. Данные отношения должны рассматриваться как договорные. Организация, чьи теплопотребляющие установки присоединены к сетям энергосберегающей компании, не освобождается от обязанности возместить стоимость отпущенной тепловой энергии, если договорные отношения отсутствуют (п.3 Информационного письма Президиума ВАС РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения»).

Исходя из изложенных норм, между истцом и ответчиком сложились фактические отношения по поставке - приобретению тепловой энергии, вследствие чего у истца имеется обязанность по оплате потребленных энергоресурсов.

В соответствии с п. 2 ст. Гражданского кодекса РФ возможность заключения договора энергоснабжения связана с наличием у абонента энергопринимающего устройств, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования.

Следовательно, договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации.

Условиями предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) является следующее:

а) коммунальные услуги предоставляются потребителям, начиная с установленного жилищным законодательством РФ момента, а именно:

с момента возникновения права собственности на жилое помещение - собственнику жилого помещения и проживающим с ним лицам;

б) состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется в зависимости от степени благоустройства многоквартирного или жилого дома;

г) предоставление коммунальных услуг осуществляется в необходимых потребителю объемах в пределах технической возможности внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг;

е) отопление, то есть подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в п. 15 приложения № к настоящим Правилам, а также продажа твердого топлива при наличии печного отопления.

Как указывает в своем письме министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № размер платы за коммунальную услугу по отоплению подлежит определению в одинаковом установленном Правилами № порядке (с применением соответствующих расчетных формул) во всех жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома, вне зависимости от условий отопления отдельных помещений в многоквартирном доме, в том числе в отсутствии обогревающих элементов, установленных в помещении, присоединенных к централизованной внутридомовой инженерной системе отопления, при подключении многоквартирного дома к централизованной системе отопления.

Услуга отопления не может предоставляться автономно в каждом отдельном помещении многоквартирного дома.

Отопление в многоквартирном доме в силу физических особенностей передачи тепловой энергии не может основываться только на наличии или отсутствии в конкретном помещении радиаторов отопления, поскольку проектируемая теплоотдача и, как следствие, поддержание нормативной температуры воздуха в помещении может достигаться путем теплоотдачи всех устройств, входящих в состав системы отопления дома.

И при демонтаже радиаторов отопления обогрев помещений многоквартирного дома не прекращается. Установка в помещении газового оборудования (отопительных котлов), само по себе не свидетельствует о неиспользовании системы центрального отопления.

Правилами № не предусмотрен механизм расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирном доме, отдельные помещения которых в предусмотренном законодательством РФ порядке отключены от централизованной системы отопления.

Правительством Российской Федерации, в чью компетенцию в соответствии с частью 1 статьи входит установление порядка определения нормативов потребления коммунальных услуг, не урегулирована возможность определения раздельно норматива потребления в отношении отопления на общедомовые нужды и норматива потребления в жилом (нежилом) помещении, т. к. действующее нормативно-правовое регулирование не предусматривает возможность перехода одного или нескольких жилых помещений в многоквартирном доме с центральным теплоснабжением на иной вид индивидуального отопления. Такой же позиции придерживается Верховный Суд РФ в своем решении от ДД.ММ.ГГГГ по делу №.

В силу Правил № плата за коммунальные услуги отопления в многоквартирном доме начисляется всем потребителям в одинаковом порядке и зависит только от общей площади занимаемых помещений.

Снижение платы за услуги отопления соразмерно уменьшению тепловой нагрузки в жилом и нежилом помещении (при демонтаже, отключении, уменьшении поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении согласно проектной и (или) технической документации на многоквартирный дом, равно как и снижение температуры воздуха в жилом помещении при помощи термостатических регуляторов, ограничивающих количество тепла, поступающего в отопительные приборы) не предусмотрено.

При этом перевод отдельных помещений в многоквартирном доме с централизованной системой отопления на индивидуальное (альтернативное) отопление не означает, что собственниками таких помещений полностью прекратилось потребление тепловой энергии.

Несение собственником самостоятельных расходов по содержанию своего имущества не освобождает его как сособственника от обязанности нести расходы по содержанию общего имущества согласно требованиям статьи Гражданского кодекса.

Освобождение отдельных собственников от оплаты услуги по отоплению перекладывает бремя содержания общего имущества многоквартирного жилого дома на иных собственников жилого дома, чем ущемляет их права и законные интересы.

Исключительная обязанность собственников помещений нести расходы по содержанию общего имущества пропорционально доли помещения, находящегося в его собственности, императивно установлена законом, поэтому такая обязанность не может быть переложена на иных лиц - соседей или ресурсоснабжающую организацию.

Начисление платы за коммунальную услугу по отоплению помещений, должно и производится в соответствии с Правилами № и установленными ими формулами, поскольку иного порядка, равно как и возможность применения указанных формул (либо изменения каких-либо величин формул) в случае перевода жилого помещения в многоквартирном доме на автономную систему отопления, закон не предусматривает. Само по себе наличие разрешения на установку автономной системы отопления, об обратном не свидетельствует.

Право потребителей на отказ от предоставления и оплату услуг централизованного отопления в многоквартирном доме, подключенном к централизованной системе отопления, может быть реализовано посредством отключения от централизованной системы отопления многоквартирного дома в целом, а не отдельных его помещений, что возможно осуществить в рамках реконструкции многоквартирного дома.

Приборы отопления служат частью отопительной системы многоквартирного дома, демонтаж которых приводит к нарушению порядка теплоснабжения дома. То есть, если с момента постройки многоквартирный дом рассчитан на централизованное теплоснабжение, то установка индивидуального отопления в квартирах нарушает существующую внутридомовую систему подачи тепла. Отключение квартиры в МКД от централизованной системы отопления с установкой индивидуального квартирного источника тепловой энергии предусматривает изменение общедомовой инженерной системы отопления, приводя ее к разбалансировке. Перевод на автономное отопление отдельной квартиры в МКД приводит к необходимости снижения количества подачи теплоносителя на жилой дом в соответствии с тепловой нагрузкой, потребляемой отключенной квартирой, что приводит к разрегулировке гидравического режима внутренней системы теплоснабжения дома и системы отопления котельной и влечет необходимость перерасчета тепловой сети для восстановления расчетной работы гидравлического режима и дальнейшего проведения работ по регулировке сети, включающего в себя замену дроссельных шайб у всех потребителей, получающих тепловую энергию от котельной, в противном случае увеличение количества тепловой энергии, поставляемой потребителям, и как следствие, повышение уровня платежей потребителей. Таким образом, идут дополнительные расходы на выполнение работ по регулировке гидравлического режима теплосети, изменившейся из-за отключения потребителей, которые возмещаются повышением тарифов оплаты за тепловую энергию и горячее водоснабжение.

Согласно ч. 1 ст. собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартир.

В силу п. 3 ч. 1 ст. Раздел II. Право собственности и другие вещные права на жилые помещения > Глава 6. Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме. Общее собрание таких собственников > Статья 36. Право собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме" target="_blank">36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе: крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудовании, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.

Таким образом, стены, через которые выходит трубопровод индивидуального отопления, относятся к общему имуществу собственников МКД. Поэтому решение вопроса о переустройстве должно быть принято с учетом положений закона об общей долевой собственности жильцов МКД и требований подзаконных актов, которые должны быть соблюдены при переустройстве жилого помещения.

На основании ч. 4 ст. пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов, проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно ч. 3 ст. Раздел II. Право собственности и другие вещные права на жилые помещения > Глава 6. Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме. Общее собрание таких собственников > Статья 36. Право собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме" target="_blank">36 ЖК РФ , уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме после его реконструкции.

Переход на индивидуальное отопление ведет к уменьшению размера общего имущества в МКД. Поэтому проект переустройства должен соответствовать строительным нормам и правилам проектирования, быть согласованным не только с органом местного самоуправления, на территории которого расположено жилое помещение, но и с собственниками жилых помещений в МКД.

В соответствии с п. 6.1.1. «СП 60.13330.2012. Свод правил. Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха. Актуализированная редакция СнтП 41-01-2003» (утв. Приказом Минрегиона России от ДД.ММ.ГГГГ №) теплоснабжение зданий может осуществляться: по тепловым сетям централизованной системы теплоснабжения от источника теплоты теплоэлектроцентрали (ТЭЦ), по тепловым сетям от источника теплоты населенного пункта, квартала, микрорайона районной тепловой станции (РТС) и квартальной тепловой станции (КТС); от автономного источника теплоты, обслуживающего одно здание или группу зданий (встроенная, пристроенная или крышная котельная, когенерационная или теплонасосная установка); от индивидуальных теплогенераторов.

Действующее законодательство не предусматривает возможности осуществления «смешанного» теплоснабжения в отдельно взятом здании.

Выбор системы теплоснабжения объекта производится на основании утвержденной в установленном порядке в отдельно взятом здании.

Схемой теплоснабжения предусмотрено подключение МКД № к централизованной системе теплоснабжения.

В случае, когда многоквартирный дом оборудован системой отопления по присоединенной сети, объектом теплоснабжения является именно многоквартирный дом, а не отдельные в нем помещения.

Согласно пункту 2 Правил подключения к системам теплоснабжения, утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «подключаемый объект» - здание, строение, сооружение или иной объект капительного строительства, на котором предусматривается потребление тепловой энергии, тепловые сети или источник тепловой энергии; «подключение» - совокупность организационных и технических действий, дающих возможность подключаемому объекту потреблять тепловую энергию из системы теплоснабжения, обеспечивать передачу тепловой энергии по смежным тепловым сетям или выдавать тепловую энергию, производимую на источнике тепловой энергии, в систему теплоснабжения; «точка подключения» - место присоединения подключаемого объекта к системе теплоснабжения.

Частью 15 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ «О теплоснабжении» предусмотрен запрет перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством РФ, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.

Проверяя законность указанной нормы Верховный суд РФ указал, что действующее нормативно-правовое регулирование не предусматривает возможность перехода одного или нескольких жилых помещений в многоквартирном доме с центральным теплоснабжением на иной вид индивидуального отопления, в связи с чем, Правительством Российской Федерации, в чью компетенцию в соответствии с ч. 1 ст. входит установление порядка определения нормативов потребления коммунальных услуг, не урегулирована возможность определения раздельно норматива потребления в отношении отопления на общедомовые нужды и норматива потребления в жилом (нежилом) помещении (решение Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № АКПИ 15- 198, апелляционное определение Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № АПЛ - 330).

Переустройство отдельного жилого помещения затрагивают общедомовую инженерную систему отопления, приводя ее к разбалансировке; переустройство жилого помещения под индивидуальное отопление возможно только с согласия всех собственников помещений, приводит к перетокам тепла внутри дома от квартир, подключенных к системе централизованного теплоснабжения, в квартиры, перешедшие на индивидуальное отопление, прекращается оплата отопления помещений общего пользования собственниками квартир с индивидуальным отоплением, что влечет увеличение затрат собственников остальных квартир, ухудшает внешний вид фасадов домов, а также устройство дымоотводов от каждого теплогенератора индивидуально через фасадную стену МКД приводит к ухудшению экологической обстановки за счет выбросов продуктов горения из индивидуальных газовых котлов.

Отключение отдельных собственников помещений в многоквартирном доме от централизованной системы отопления в ходе переустройства жилого или нежилого помещения, не является правовым основанием для освобождения потребителей услуг по отоплению от обязанности по внесению платы за коммунальные услуги по отоплению. Отказ потребителя от снабжения тепловой энергии через присоединенную сеть ресурсоснабжающей организации не влечет за собой отказ от доли в общем имуществе собственников в части доли во внутридомовой системе теплоснабжения, которая остается подключенной к сетям теплоснабжения ресурсоснабжающей организации и продолжает осуществлять функции по передаче тепловой энергии.

Таким образом, граждане, демонтировавшие приборы отопления подключенные к централизованной внутридомовой инженерной системе отопления, не могут быть освобождены от участия в оплате тепловой энергии, поданной в многоквартирный дом, поскольку остаются потребителями тепловой энергии.

Правительством Российской Федерации, в чью компетенцию в соответствии с частью 1 статьи входит установления порядка определения нормативов потребления коммунальных услуг, не урегулирована возможность определения раздельно норматива потребления в отношении отопления на общедомовые нужды и норматива потребления в жилом (нежилом) помещении, т. к. действующее нормативно-правовое регулирование не предусматривает возможность перехода одного или нескольких жилых помещений в многоквартирном доме с централизованным теплоснабжением на иной вид индивидуального отопления. Такой же позиции придерживается Верховный суд РФ в своем решении от ДД.ММ.ГГГГ по делу № АКПИ 15-198.

При этом, в своем исковом заявлении Истец указала, что она, как собственник в МКД, перешедшая на индивидуальное отопление, не возражает нести расходы на содержание общего имущества МКД, а именно за отопление мест общего пользования. Таким образом Ответчик сама признает законность и обоснованность начислений за отопление, несмотря на то, что она перешла на индивидуальное отопление. А самостоятельное произведение расчета размера платы за коммунальную услугу - теплоснабжение, без соблюдения порядка расчета данного вида услуг, установленного Правилами №, будет являться грубым нарушением действующего законодательства.

Таким образом, довод Истца относительно неправомерности предъявления С.Т.Ю. к оплате стоимости услуги отопления в отношении жилого помещения №, расположенного в МКД № по является ошибочным, основан на неверном толковании норм права, и противоречит сложившейся судебной практики.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст. каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. В силу ч. 2 ст. суд первой инстанции основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании. В соответствии с ч.1 ст. при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие знамение для рассмотрения дела, установлены, и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск (заявление) удовлетворению.

В обоснование заявленных требований истцом суду представлены следующие документы.

Решение Благодарненского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по административному иску С.Т.Ю. к администрации края об оспаривании решения об отказе в согласовании переустройства жилого помещения, которым требования С.Т.Ю. удовлетворены.

Решение администрации края № от ДД.ММ.ГГГГ.

Договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого С.Т.Ю. купила квартиру находящуюся в, жилой площадью 29.4 кв.м.

Акт № приемочной комиссии о завершении переустройства жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ.

Заключение администрации для выдачи разрешения на переустройство квартиры по адресу:

Проект ООО «» от ДД.ММ.ГГГГ на переустройство квартиры расположенной по адресу:, заказчик С.Т.Ю.

Проект ООО «» от ДД.ММ.ГГГГ на газоснабжение квартиры расположенной по адресу:, заказчик С.Т.Ю.

Протокол внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования по адресу: , по итогам голосования: «за» проголосовали - 2543 голоса из 2653 и принято решение на разрешение устройства автономного отопления в установкой газового котла

Акт ЖЭП» от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что, отключена от централизованной системы отопления и централизованной системы горячего водоснабжения, в связи с установкой автономного отопления.

Акт ГУП СК «» от ДД.ММ.ГГГГ об отсоединении от внутридомовой системы отопления и горячего водоснабжения и отсутствии задолженности по оплате за эти виды коммунальных услуг в.

Заявление С.Т.Ю. от ДД.ММ.ГГГГ в адрес ПФ ГУП СК «», в котором она просит исключить ее из реестра потребителей услуги центрального теплоснабжения и горячей воды в связи с переустройством квартиры на автономное отопление и установкой двухконтурного газового котла.

Ответ в адрес ПФ ГУП СК «» от ДД.ММ.ГГГГ на заявление С.Т.Ю., из которого следует, что на ее лицевой счет будет продолжено начисление платежей за отопление.

Претензия С.Т.Ю. от ДД.ММ.ГГГГ в адрес ПФ ГУП СК «» по вопросу необоснованного начисления платы на общедомовые нужды за центральное отопление и горячее водоснабжение.

Ответ ПФ ГУП СК «» от ДД.ММ.ГГГГ на претензию С.Т.Ю., согласно которого ей отказано в удовлетворении требования об исключении ее из реестра абонентов.

Копии квитанций за отопление и горячее водоснабжение.

Паспорт гражданина РФ № на имя С.Т.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки, зарегистрированной по адресу: .

Истцом С.Т.Ю. в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ представлена подробная информация по платежному документу для внесения платы за отопление и горячее водоснабжение за апрель 2017 года.

Представителем ответчика ПФ ГУП СК «» в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ представлена пояснительная записка, из которой следует, что в многоквартирном доме, расположенном по адресу: установлен общедомовой прибор учета (водомер) на горячую воду. Общедомовой прибор учета на отопление в вышеуказанном многоквартирном доме не установлен, так как данный дом не попал в программу по установке ОДПУ, разработанной ГУП СК «». Все общедомовые приборы учета, установленные в многоквартирных домах, были предоставлены ГУП СК «». Так как в вышеуказанном доме не установлен общедомовой прибор учета на отопление, то расчет платы за отопление производится равными долями в течении 12 месяцев на основании установленного норматива.

Ответчиком предоставлен расчет платы за отопление в жилом помещении № многоквартирного дома Также к пояснительной записке приложены документы: подробная информация по платежному документу для внесения платы за отопление и горячее водоснабжение в жилом помещении № в МКД № по за август, октябрь, ноябрь, декабрь 2016 г., январь, февраль, март, апрель 2017 г.; выписка из карточки лицевого счета общая; выписка из карточки лицевого счета по ОДН; выписка из карточки лицевого счета по отоплению; выписка из карточки лицевого счета по пени; расчет пени за нарушение сроков оплаты за потребленную тепловую энергию.

Кроме того, представителем ответчика суду представлены следующие документы и нормативные акты:

решение Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №;

акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ №;

письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №

карточка лицевого счёта № С.Т.Ю. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

карточка лицевого счёта № С.Т.Ю. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

публичные оферты на отопление и горячее водоснабжение ГУП СК «» с 2012 года по 2017 год.

Как установлено в судебном заседании С.Т.Ю. является собственницей жилого помещения - квартиры, расположенной по адресу: . В соответствии с договором публичной оферты поставщиком горячей воды и отопления является ГУП СК «». Доказательств расторжения договора публичной оферты истицей суду не представлено.

Материалами дела подтверждается, что многоквартирный жилой дом, в котором расположена квартира истицы, подключен к централизованной системе отопления, не оборудован прибором учета. Коммунальную услугу по теплоснабжению предоставляет филиал ГУП СК «».

Факт подключения абонента С.Т.Ю. до октября 2016 года к присоединенной сети при обеспечении учета потребления энергии судом установлен и участниками процесса не оспаривается.

Ссылка истицы в обоснование заявленных требований на положения ст. необоснованна, поскольку как установлено частью первой указанной нормы закона оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Факт отсутствия в квартире истицы с октября 2016 года энергопринимающих устройств отопления, присоединенных к централизованной системе отопления, в связи с переустройством под индивидуальное отопление сам по себе не свидетельствует о наличии оснований для расторжения договора на теплоснабжение и освобождения истицы от оплаты за указанную коммунальную услугу.

Услуга по отоплению многоквартирного дома предоставляется как для индивидуального потребления, так и в целях расходования на общедомовые нужды.

В соответствии со ст. , ст. Раздел II. Право собственности и другие вещные права на жилые помещения > Глава 6. Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме. Общее собрание таких собственников > Статья 36. Право собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме" target="_blank">36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе оборудование, находящееся в многоквартирном доме и обслуживающее более одного помещения. Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме. Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.

В соответствии с п. 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 491, в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.

На основании пункта 28 указанных Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и ст.39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

На основании ст. собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.

Как следует из ст. собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствие со ст. - граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.

Согласно положениям ч.1 ст. размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила). Абзацев вторым пункта 40 Правил предусмотрено, что потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды.

Так как действующее на момент утверждения Правил нормативно-правовое регулирование не предусматривало возможности перехода одного или нескольких жилых помещений в многоквартирном доме с центральным теплоснабжением на иной вид индивидуального отопления, Правительством РФ, в чью компетенцию в соответствии с ч. 1 ст. входит установление порядка определения нормативов потребления коммунальных услуг, не урегулирована возможность определения раздельно норматива потребления в отношении отопления на общедомовые нужды и норматива потребления в жилом (нежилом) помещении.

Законность абзаца второго пункта 40 Правил была предметом рассмотрения Верховного Суда РФ. Обратившиеся в ВС РФ заявители указывали, что оспариваемое ими положение возлагает на собственника или пользователя жилого помещения с индивидуальным отоплением в многоквартирном доме с центральным отоплением обязанность производить оплату неоказанной услуги по центральному отоплению всей своей жилой площади, что влечет для него повышенные расходы.

Решением ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ по делу № в удовлетворении заявления отказано. В своем решении ВС РФ указал, что предусмотренный абзацем 2 пункта 40 Правил порядок оплаты коммунальной услуги по отоплению согласуется с положениями ЖК РФ и не противоречит ч. 1 ст. 13 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 190-ФЗ, части 1 ст. Закона РФ "О защите прав потребителей". Поскольку оспариваемая норма Правил не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, не нарушает права и законные интересы заявителей, то в удовлетворении заявленного ими требования надлежит отказать.

Исходя из изложенного, вплоть до изменения законодательного регулирования потребитель коммунальной услуги по отоплению должен вносить плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды.

Обязанность истицы по внесению платы за отопление может быть исполнена исключительно путем оплаты выставляемых ей ответчиком счетов.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. - ,Признание права пользования жилым помещением

Судебная практика по применению норм ст. 30, 31 ЖК РФ


По коммунальным платежам

Судебная практика по применению норм ст. 153, 154, 155, 156, 156.1, 157, 157.1, 158 ЖК РФ


Порядок пользования жилым помещением

Судебная практика по применению нормы ст. 17 ЖК РФ

Если жильцы многоквартирного дома по каким-то причинам не довольны отоплением своей квартиры, то наверняка кому-то их них приходил в голову : можно ли сделать индивидуальное отопление в квартире?

На первый взгляд это совершенно невыполнимая задача. Однако, на самом деле в этом нет ничего сверхъестественного.

Надо лишь толково и грамотно подойти к решению проблемы и любая квартира многоквартирного дома сможет обзавестись собственной системой индивидуального отопления.

Если перед человеком встал вопрос: можно ли сделать индивидуальное отопление в квартире, то очевидно, что был ряд причин, которые явились предпосылкой для возникновения .

Навигация по статье

Индивидуальное отопление квартиры – что это, почему и для чего

Чаще всего люди решают отказаться от общего отопления из-за того, что:

  • их не устраивает качество отопления – недостаток тепла, дискомфорт в холодное время года
  • они хотят сами регулировать уровень и сроки подачи теплоэнергии в квартиру
  • они желают уменьшить платежи за отопление

Как подготовить правовую базу


Итак, владелец квартиры определился с техническими параметрами оборудования.

Остался один, но очень существенный вопрос – получение разрешения на установку этого оборудования в своей квартире.

Ответить на : можно ли можно ли сделать индивидуальное отопление в квартире многоквартирного дома, может только межведомственная комиссия, отвечающая за использование жилищного фонда.

Именно туда придется обратиться за соответствующим разрешением.

Прежде всего, необходимо подготовить следующий пакет документов:

  • заявление с просьбой на установку индивидуального отопления
  • согласия всех владельцев квартиры
  • протокол собрания всех жильцов дома с согласием на установку индивидуального отопления в конкретной квартире
  • правоустанавливающие документы на квартиру
  • технический паспорт квартиры и его копия
  • если дом является памятником архитектуры, т о заключение соответствующего органа о законности и возможности перепланировки

Кроме этого понадобиться немало различной технической документации, начиная проектом перепланировки квартиры и заканчивая копиями на приобретенное оборудование.

Для сбора всех необходимых документов и разрешений придется обойти не одну службу и организацию. Если предполагается установка электрического котла, то с на разрешение надо обращаться в городские электросети. На установку газового котла разрешение выдает городская служба газа. Её специалисты обследуют ваше жилище на предмет наличия исправного дымохода.

Разрешение на отключение от общедомового отопления дает городская теплосеть. Проект переоборудования квартиры будет утверждать проектная . Кроме того, этот проект необходимо согласовать с органами СЭС и пожарной охраной.

Когда весь пакет будет собран, все необходимые разрешения получены и утверждены, можно смело закупать оборудование и заключать с профессиональными исполнителями, которые быстро, правильно и безопасно установят в вашей квартире индивидуальное отопление. Однако, это еще не все. Последним шагом будет получение акта приемки.

Проблемы многоэтажек

У владельцев квартир, расположенных на последних этажах многоэтажных зданий зачастую возникает : можно ли сделать индивидуальное отопление в квартире на последнем этаже.

На самом деле у жителей верхних этажей проблем с отключением от центрального отопления меньше, так как для отключения понадобится только сделать перемычки на нижние стояки и все. Тогда как в квартирах, расположенных на нижних этажах, при отключении от центрального отопления, может возникнуть нарушение работы отопления в смежных помещениях.

Установка индивидуального отопления в квартире многоквартирного потребует немало как материальных, так и моральных затрат. Придется потратить немало времени для обхода всех инстанций и для проведения технических работ. Но все старания окупятся благодаря дальнейшей экономии средств и улучшенному комфорту вашей квартиры.

На автономное отопление можно переходить только всем домом:

Задайте свой вопрос в форму ниже

Еще по этой теме:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В рамках оказания услуг теплоснабжения в силу прямого указания закона вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом ресурсоснабжающие организации в случае невыполнения собственниками помещений предписаний закона по установке в многоквартирных домах приборов учета потребляемой тепловой энергии до 1 июля 2012 г. должны проводить работу по оснащению многоквартирных домов общедомовыми приборами учета тепла с отнесением затрат по их приобретению и установке на собственников помещений. Перевод на отопление отдельных жилых помещений с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии не освобождает собственников этих помещений от бремени расходов на приобретение и установку общедомовых приборов учета тепла, а также на их дальнейшее содержание соразмерно долям собственников помещений в праве общей собственности на общее имущество многоквартирного дома.

Обоснование вывода:
В соответствии с Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 261-ФЗ) потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Положения настоящей нормы в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются, в том числе, на многоквартирные дома, подключенные к системам централизованного теплоснабжения.
Во исполнение требования, установленного в Федерального закона N 261-ФЗ, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию до 27 ноября 2009 г. (на день вступления N 261-ФЗ), обязаны обеспечить оснащение таких домов общедомовыми приборами учета используемой тепловой энергии (далее - приборы учета), а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию до 1 июля 2012 г.
Согласно Федерального закона N 261-ФЗ, п. 38.1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491 (далее - Правила N 491), в случае невыполнения данных предписаний закона в указанный срок оснащение многоквартирных домов приборами учета осуществляется ресурсоснабжающими организациями или организациями, оказывающими услуги по передаче тепла, за счет лиц, не исполнивших в установленный срок обязанность по их установке. Указанные организации выставляют счета на оплату расходов на установку приборов учета собственникам помещений в размере, пропорциональном их долям в праве общей собственности на общее имущество. Собственники помещений обязаны оплатить эти расходы, за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Из Федерального закона N 261-ФЗ также следует, что граждане - собственники помещений в многоквартирных домах оплачивают расходы по установке приборов учета равными долями в течение пяти лет с даты их установки (если ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки). В случае предоставления рассрочки расходы на установку приборов учета подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей на дату начисления,
В соответствии с п. 6, подп. "ж" п. 10, подп. "к" п. 11, подп. "а" п. 28 Правил N 491 общее имущество в многоквартирном доме, к которому относятся и общедомовые приборы учета тепловой энергии, должно содержаться в состоянии, обеспечивающем соблюдение требований законодательства об энергосбережении. Содержание общего имущества включает в себя в том числе обеспечение установки и ввода в эксплуатацию указанных приборов учета. При этом собственники несут бремя расходов на содержание общего имущества путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество ( Арбитражного суда Уральского округа от 7 июня 2016 г. N Ф09-4264/16 по делу N А71-7314/2015).
Система центрального отопления многоквартирного дома относится к общему имуществу многоквартирного дома, услуга по отоплению предоставляется как для индивидуального потребления, так и на общедомовые нужды. Отказ от внутриквартирного потребления тепла от центральной системы теплоснабжения при переходе на индивидуальное отопление не прекращает потребление собственником квартиры услуги теплоснабжения на общедомовые нужды. В принадлежащей собственнику квартире могут находиться элементы центральной системы отопления (например трубы, используемые для транспортировки тепла), теплоотдача которых обогревает его квартиру. К расходам на оплату услуги теплоснабжения относятся связанные с этим теплопотери, а также расходы на передачу тепловой энергии по транзитным магистралям системы теплоснабжения дома, проходящим внутри конкретного жилого помещения.
Плата за тепловую энергию включена в состав оплаты за коммунальные услуги, обязанность по внесению которой для собственников помещений многоквартирного дома установлена ЖК РФ.
В соответствии со ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления в порядке, установленном Правительством РФ.
Согласно абзацу второму п. 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354, потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом или нежилом помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Проверяя законность указанной нормы Верховный Суд РФ в решении от 7 мая 2015 г. N АКПИ15-198, оставленном в силе апелляционным определением от 27 августа 2015 г. N АПЛ15-330, указал, что действующее нормативно-правовое регулирование не предусматривает возможность перехода одного или нескольких жилых помещений в многоквартирном доме с центральным теплоснабжением на иной вид индивидуального отопления, в связи с чем Правительством РФ, в чью компетенцию в соответствии с ЖК РФ входит установление порядка определения нормативов потребления коммунальных услуг, не урегулирована возможность определения раздельно норматива потребления в отношении отопления на общедомовые нужды и норматива потребления в жилом (нежилом) помещении.
Такой вывод о содержании нормативного регулирования, подлежащего применению к спорным отношениям, Верховный Суд РФ сделал на основании анализа, в том числе, Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении", предусматривающей общий запрет перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии. Данные ограничения установлены в целях сохранения теплового баланса всего жилого здания, поскольку при переходе на индивидуальное теплоснабжение хотя бы одной квартиры в многоквартирном доме происходит снижение температуры в примыкающих помещениях, нарушается гидравлический режим во внутридомовой системе теплоснабжения.
Переход на индивидуальное теплоснабжение, с соответствующим изменением порядка и размера оплаты коммунальных услуг, возможен в случае определения объема тепловой энергии потребленной на индивидуальные и общедомовые нужды. Поскольку применительно к потреблению тепловой энергии в многоквартирных домах действующее законодательство такой возможности не предусматривает, фактический переход на индивидуальную систему отопления отдельного жилого помещения в многоквартирном доме не освобождает собственника такого помещения от оплаты поставляемой централизованно коммунальной услуги отопления (постановление Президиума Хабаровского краевого суда от 30 января 2017 г. по делу N 4Г-35/2017, апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики - Чувашии от 05 апреля 2017 г. по делу N 33-1185/2017, апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 14 марта 2017 г. по делу N 33-1236/2017).
Таким образом, в рамках оказания услуг теплоснабжения в силу прямого указания закона вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом ресурсоснабжающие организации в случае невыполнения собственниками помещений предписаний закона по установке в многоквартирных домах приборов учета потребляемой тепловой энергии до 1 июля 2012 г. должны проводить работу по оснащению многоквартирных домов общедомовыми приборами учета тепла с отнесением затрат по их приобретению и установке на собственников помещений. Перевод на отопление отдельных жилых помещений с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии не освобождает собственников этих помещений от бремени расходов на приобретение и установку общедомовых приборов учета тепла, а также на их дальнейшее содержание соразмерно долям собственников помещений в праве общей собственности на общее имущество многоквартирного дома.
Одновременно сообщаем, что данный ответ выражает наше экспертное мнение, имеет информационно-разъяснительный характер и не препятствует руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в приведенном выше ответе.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Глебов Валерий

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Намедни задалась вопросом оформления индивидуального отопления в квартире, которая подключена к центральной системе отопления. Проще говоря — если квартира обогревается Теплосетью, можно ли поставить собственный газовый котел?

Что говорит закон?

В статье 14 ФЗ О теплоснабжении указано

Запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов , за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения

Проще говоря — нельзя устанавливать свой котел, если это не предусмотрено схемой теплоснабжения МКД и если источник энергии, работающий на природном газе, не будет отвечать вот этим техническим .

Как видно, законодатель прямо не запрещает устанавливать индивидуальный котел отопления в квартире. Но для его установки необходимо пройти трудоемкую процедуру сбора подписей соседей, согласования технических условий, проекта и тому подобное. Отсоединение от общей системы теплоснабжения считается переустройством (реконструкцией) общего имущества МКД. Соответственно, для его реализации необходимо согласие всех собственников помещений и администрации района. Подробнее про процедуру согласования можно прочитать в Минстроя, а также определении суда

Что с оплатой за отопление?

Вот здесь как раз кроется неприятный момент — закон не содержит формулы, которая бы позволяла считать отдельно плату за отопление в квартире и плату за ОДН по теплу (добавлено: ТЕПЕРЬ СОДЕРЖИТ — )Логично предположить — у меня свой котел, следовательно, я оплачиваю только за отопление в общих помещениях многоквартирного дома, правда же?

Но нет, теплоснабжающие организации многим людям, перешедшим на индивидуальное тепло, продолжают выставлять общий счет за отопление, включая в него площадь квартиры . Знаю случаи, когда Теплосеть выдавала письменное согласие на отсоединение собственника от центральной системы, но счет продолжила выставлять. Действительно, чего бы им быть против, ведь плату можно продолжать взымать. Потому что система отопления является единой для МКД. А норматив, который позволял бы выделять плату за тепло отдельно по квартирам и общим помещениям, пока не принят.

По этому вопросу в Верховном суде в 2015 году представитель Минстроя в заседании пояснил, что планируется введение поправок в закон (и вот уже скоро 2018 год — но поправок все нет). Судебные спор касался как раз расчета платы за тепло для квартиры, отделившийся от общего котла Теплосети. Верховный суд в тогда указал, что такой расчет законен и пробел в законе не умаляет его верность.

А в 2017 году Верховный суд по другому делу уже , что

плата должна взиматься только за потребленную тепловую энергию и не может взиматься за не потребленную независимо от оснований, по которым эта энергия не получена.

Когда будут приняты поправки в закон и будут ли приняты — остается только гадать. Минстрой в своем очередном с ответами на вопросы по размеру платы за тепловую энергию на содержание СОИ предложил ее устанавливать путём голосования на общем собрании МКД «исходя из принципов гуманности, разумности и справедливости» :-) . Забавно сказано, особенно про гуманность.

Мое мнение — такое решение общего собрания будет противоречить Правилам по коммунальным услугам и Жилищному кодексу. Потому что закон не позволяет собственникам устанавливать самостоятельно норматив потребления и размер платы за услугу, входящую в структуру платы за жилое помещение.

Положительные решения, в которых суд вставал на сторону собственника квартиры, установившего свою систему отопления, все же есть. И это радует. Например, одно из свежихв моем регионе — (п.с к сожалению, было отменено президиумом в кассации в марте 2018г, после написания настоящей статьи). Суд посчитал, что теплоснабжающая организация не смогла доказать предоставление услуги по отоплению собственнику, обогревающемуся самостоятельно. А если нет услуги — нет оплаты, в том числе и за общее потребление в МКД.

Устанавливать свой котел в квартиру или нет — вопрос неоднозначный. Велик риск того, что пройдя все круги согласования проекта и получения разрешения, собственник все равно будет получать квитанцию на оплату от Теплосети.

В настоящий момент не рекомендую выходить в суд с исками об оспаривании начислений платы за отопление — суды отказывают в их удовлетворении во всех регионах, нужно ждать принятия закона по расчетам за отопление (проект есть уже), либо мнения Конституционного суда.

Стоимость услуг централизованного отопления не всегда себя оправдывает. По этой причине владельцы, нередко, решаются на переход к индивидуальному отоплению или поквартирному.

Какая разница между этими процедурами и что говорит об этом закон?

Основная причина, по которой большинство владельцев жилья в многоквартирном доме хотят перейти на индивидуальное отопление – несоответствие стоимости услуг их качеству. Разумеется, каждый случай имеет уникальный характер.

Например, отопительный сезон, в среднем, начинается в середине октября и заканчивается в марте-апреле. Но, если в марте стены дома успевают прогреться и похолодание ощущается не так явно, то в октябре дожидаться отопления достаточно сложно.

Теплоноситель подается ТЭЦ с фиксированной температурой, по сути, не зависящей от того, подается ли теплоноситель через распределитель или нет. Этой температуры также не всегда достаточно, хотя, по факту, компания считает, что отопительный сезон открыт.

Также стоит отметить и состояние теплосетей. В многоэтажном доме старого типа эти системы давно износились, а солевой налет и ржавчина не позволяют поддерживать оптимальное давление подачи теплоносителя, и, как результат, необходимую теплоотдачу на выходе.

Получается, что, по мнению компании, отопление подано и услуга предоставляется, оплата по ней начисляется в полном объеме, но клиент, на выходе, получает совершенно не тот уровень отопления, за который платит.

Винить в этом компании не следует. Природный газ для ТЭЦ поставляется по стоимости более высокой, чем частным лицам. К тому же, ежегодно требуется ремонт отопительных систем и теплотрасс.

Котлы также подвержены износу и требуют ремонта, особенно, если учесть, что большинство ТЭЦ построены еще во времена СССР. К тому же, теплопотери на теплотрассах, где недобросовестные граждане содрали теплоизоляцию, также влияют на уровень качества услуги.

Открытый подъезд в минусовую температуру, утечка по радиатору, поломка задвижки элеваторного узла и еще множество нюансов, которые не видны на поверхности, значительно влияют и на стоимость и качество отопления.

Индивидуальное отопление

Закон не имеет ничего против того, чтобы вы подключили индивидуальное отопление. Но прежде придется решить ряд технических и юридических проблем, которые становятся на пути.

Основная проблема жильцов, которые хотели бы установить автономные котлы, скрывается в устройстве домов. Центральная система представляет собой некую сеть с общими стояками, арматурой, трубопроводом и счетчиками. Отключение одной ячейки может привести к выводу из строя всей системы, а потому требует ее кардинального изменения. Это с технической точки зрения.

С юридической точки зрения, система отопления в многоквартирном доме является общей собственностью, а значит, распоряжаться ею вправе все жильцы в равных долях. И потому вопрос отключения решается на общем собрании в многоквартирном доме.

Отсоединение от системы одной квартиры уменьшит объем общедомового имущества, потому только в одностороннем порядке вопрос решать нельзя. Самостоятельное отключение не является закономерным, оно должно проводиться специалистами, которые будут руководствоваться соответствующим решением.

В каких случаях не нужно согласие соседей

Случается и так, что вопрос можно решить без общедомового собрания. Это происходит тогда, когда система отопления в доме и все ее элементы не обозначены документацией, как общедомовая собственность. Но даже и этот факт не подразумевает, что самостоятельное отключение будет закономерным.

В этом случае, необходимо получить разрешение от местной организации, которая предоставляет услуги ресурсоснабжения, так как при переустройстве понадобятся правки домового техпаспорта.

В третьем его разделе, в частности, перечисляются подробные сведения о системе отопления. Любое изменение и монтаж закон расценивает, как техническое изменение, которое должно быть внесено в техпаспорт.

Процедура проходит лучше, если индивидуальное отопление хотят подключить все жильцы дома.

Необходимые документы

Закон утверждает, что абсолютно любой владелец жилья имеет право на индивидуальное отопление и отсоединение от ЦО.

Для совершения процедуры, собственник должен предоставить:

  • заключение инженерной компании о технической возможности переоборудования;
  • письменное согласие всех жильцов квартиры;
  • документы, удостоверяющие право владения квартирой;
  • технический паспорт жилья;
  • заявление, составленное в свободной форме.

Закон также требует предоставления проекта, как одного из главных документов в пакете. Проект разрабатывается инженерами водо- и теплоснабжения.

Доверить проект специалистам стоит еще и потому, что самостоятельное переоборудование, рано или поздно, будет зафиксировано и демонтировано с возвращением к ЦОи, хорошо, если это случится до затопления соседей снизу из-за неправильной разводки, монтажа или обрезания труб.

Проект составляется исключительно специалистами, которые проводят расчет изменений. Расчет определяет, какое влияние будет иметь будущее отключение на работу отопительной системы в доме. Кроме того, специалисты проводят теплогидравлический расчет и расчет теплоотдачи от стояка.

Если расчеты покажут, что техническая возможность переоборудовать отопление есть, проект можно согласовывать. Если же окажется, что отключение ухудшит результат отопления в остальных квартирах, вероятнее всего, проект не будет согласован.

Возможные препятствия

Получить разрешение на индивидуальное отопление, как кажется сначала, несложно, но на практике возникает ряд трудностей. Закон «О теплоснабжении» (ФЗ-190) запрещает переход на индивидуальное отопление, хотя не запрещает владельцу устанавливать индивидуальные отопительные котлы.

К тому же, в документе приводится полный перечень технических характеристик, требуемых для закономерной установки.

Во время получения разрешений, вид оборудования обязательно учитывается в проекте, а если проект технически разрешает данное устройство, то органы обычно не отказывают в установке.

Техническая сторона вопроса

Когда разрешения получены, переходят к техническому переоборудованию. Поручить демонтаж старой системы закон позволяет только специалистам. Алгоритм работы практически аналогичен установке котлов для частных домов, но следует помнить несколько тонкостей.

Автономное отопление в квартире осуществляется, зачастую, мини-котельными. Котел устанавливают над радиатором, поэтому самовольная циркуляция воды в теплосистеме нарушается, и настраивается специально с помощью циркуляционного насоса.

Некоторые котлы сразу оборудованы насосными элементами, а также группой безопасности и расширительным бачком. Такой тип более выгоден, чем отдельный насос.

Закон также определяет и тип котла, который будет использоваться в автономном отоплении. Его камера сгорания должна быть закрыта, он должен быть оборудован автоматической системой отключения, рабочая температура воды не должна превышать 95 градусов, а рабочее давление системы – 1 Мпа.

Радиатор, как показывает практика, лучше использовать алюминиевый, так как он обладает хорошей теплоотдачей. Но можно потратиться несколько больше, и обратить внимание на биметаллические радиаторы, которые служат значительно дольше и не боятся гидроударов.

Разводку, чаще всего, выполняют пластиковыми трубами.

Поквартирное отопление

В первом случае, имеет место централизованное отопление, от которого владелец жилья намерен отказаться и перейти на индивидуальное. В этом же случае, речь изначально не идет о централизованном отоплении.

Такое часто происходит в новостройках, когда дом не подключен к центральной системе, а в каждой квартире имеется газовый двухконтурный котел.

Поквартирное отопление выгодно и застройщику, и покупателю.

Первый экономит средства на стояках и разводках, а также время на оформление дополнительной документации. Второй получает жилье с выбором уровня отопления и времени, когда оно необходимо.

Но бывают и такие случаи, когда котел не предустановлен, а сдача домов в эксплуатацию проводится без решения отопительного вопроса.

Когда котла нет

Жильцам таких домов закон не запрещает устанавливать поквартирное отопление в согласии с требованиями пожарной безопасности и на свое усмотрение. Но ряд проблем все же встречается на пути.

Твердотопливный котел сразу неприемлем. Во-первых, в квартире нет места для угля и дров. Во-вторых, обслуживание такого котла частое и дорогое.

Солярные горелки также неприемлемы, так как высокий уровень шума и емкость, как минимум на несколько кубов, не приспособлены для использования в квартире.

Прямой нагрев с помощью электричества, в том числе, с использованием инфракрасных излучателей, теплых полов и климат-систем, может обойтись достаточно дорого по сравнению с газом. Неплохой альтернативой выступает тепловой насос типа воздух-воздух.

Если фасад дома утеплен, расходы, с помощью насоса или электричества, значительно снижаются. К тому же, отопление подается тогда, когда вам угодно, а не когда оно требуется во всем доме.

Если котел есть

Поквартирное отопление новых домов зачастую организовывается именно на основе газовых котлов. На самом деле, газовое отопление, на данный момент, является наиболее выгодным, по сравнению со всеми остальными видами.

Если рассудить, почему застройщики отказываются от центрального отопления и почему это выгодно вам, можно найти очевидные причины.

Во-первых, высокая стоимость услуг ЦО вполне обоснована. Высокая такса на газ для ТЭЦ, амортизация оборудования, ремонт и замена теплотрасс, теплопотери – все это оплачивает, в той или иной степени, абонент компании.

Если же в квартире установлен котел, никаких подобных проблем нет, и стоимость отопления, при одинаковой мощности, обойдется, как минимум, в два раза дешевле.

Но есть и несколько недостатков. Отвод продуктов сгорания производится коаксиальными воздуховодами на фасад (если только изначально конструкция дома не была оптимизирована для поквартирного отопления).

В противном случае, жильцам таких домов лучше лишний раз не отворять окон в отопительный сезон. Если конструкция дома заранее продумана под данный тип отопления, то на фасад выводятся воздухозаборники, выводящие отходы таким образом, чтобы все котлы дома могли одновременно работать на полной мощности в полной безопасности жильцов.

Угловая и средняя квартиры будут потреблять разный объем газа соответственно. И если центральное отопление для таких домов решает проблему одинаковой стоимостью оплаты, то тут оплата будет зависеть только от индивидуальной выработки котла.

И, наконец, небезопасность газа, даже несмотря на то, что современные котлы оборудованы по последнему слову технической безопасности. Риск того, что кто-то из жильцов не справится с оборудованием, все же остается.

Заключение

Отключение от центральной системы отопления возможно только тогда, когда предложенный специалистами проект будет одобрен, а оборудование, выбранное для отопления, соответствует всем требованиям, которые выдвигает закон.

Самовольно выполнять такие работы не только незаконно, но и небезопасно для своего же, в первую очередь, имущества.

У домов с поквартирным отоплением ситуация проще: владельцы всегда могут открыть отопительный сезон, когда потребуется, обогрев квартиру на столько, на сколько нужно.

Но, иногда, даже технически продуманная квартира (под индивидуальное отопление) не имеет оборудования при покупке. Тогда приходится выбирать из альтернативных вариантов, вроде климат-систем или воздушных насосов.



Похожие статьи