Политика монетаризма. Понятие и сущность монетаризма

Предшественники монетаризма

Основная статья: Количественная теория денег

Дж. Милль

Понимание того, что изменения цен зависят от объёма денежной массы , пришло в экономическую теорию с античных времен . Так, ещё в III веке до н. э. об этом утверждал известный древнеримский юрист Юлий Павел . Позднее в 1752 году английский философ Д. Юм в «Очерке о деньгах» изучал связь между объёмом денежных средств и инфляцией . Юм утверждал, что повышение денежного предложения приводит к постепенному увеличению цен до достижения ими первоначальной пропорции с объёмом денег на рынке . Эти взгляды разделяло и большинство представителей классической школы политэкономии . К моменту написания Миллем «Принципов политической экономии» в общем виде уже сложилась количественная теория денег . К определению Юма Милль добавил уточнение о необходимости постоянства структуры спроса , так как он понимал, что предложение денег может изменять относительные цены . При этом он утверждал, что увеличение денежной массы не ведет к автоматическому росту цен, потому что денежные резервы или товарное предложение также могут увеличиваться в сопоставимых объёмах .

В рамках неоклассической школы И. Фишер в 1911 году придал количественной теории денег формальный вид в своем знаменитом уравнении обмена :

,

Модификация данной теории Кембриджской школой (А. Маршалл , А. Пигу) формально выглядит следующим образом:

,

Принципиально данные подходы отличаются тем, что Фишер придает большое значение технологическим факторам, а представители Кембриджской школы - выбору потребителей. При этом Фишер в отличие от Маршалла и Пигу исключает возможность влияния процентной ставки на спрос на деньги .

Несмотря на научное признание, количественная теория денег не выходила за пределы академических кругов. Это было связано с тем, что до Кейнса полноценной макроэкономической теории ещё не существовало, и теория денег не могла получить практического применения. А после своего появления, кейнсианство сразу же заняло господствующее положение в макроэкономике того времени. В эти годы количественную теорию денег развивало лишь небольшое число экономистов, но, несмотря на это, были получены интересные результаты. Так, К. Варбуртон в 1945-53 гг. обнаружил, что увеличение денежной массы приводит к росту цен, а краткосрочные колебания ВВП связаны с предложением денег. Его работы предвосхитили появление монетаризма, однако, научное сообщество не обратило на них особого внимания .

Становление монетаризма

В 1963 году выходит знаменитая работа Фридмана, написанная им в соавторстве с Д. Мейселменом «Относительная стабильность скорости денежного обращения и инвестиционный мультипликатор в Соединенных Штатах за 1897-1958 гг.»,которая вызвала бурные дебаты монетаристов с кейнсианцами. Авторы статьи критиковали стабильность мультипликатора расходов в кейнсианских моделях. По их мнению, номинальные денежные доходы зависели исключительно от колебания предложения денег. Сразу же после выхода статьи, их точка зрения была подвергнута жесткой критике со стороны многих экономистов. При этом главной претензией была слабость математического аппарата применяемого в данной работе. Так, А. Блиндер и Р. Солоу позже признали, что такой подход «слишком примитивен для представления любой экономической теории» .

В 1968 году выходит статья Фридмана «Роль монетарной политики», оказавшая значительное влияние на последующее развитие экономической науки. В 1995 году Дж. Тобин назвал эту работу как «наиболее значительную из когда-либо опубликованных в экономическом журнале». Эта статья положила начало новому направлению экономических исследований - теории рациональных ожиданий . Под её влиянием кейнсианцам пришлось пересмотреть свои взгляды на обоснование активной политики .

Ключевые положения

Спрос на деньги и предложение денег

Предположив, что спрос на деньги аналогичен спросу на другие активы, Фридман впервые применил теорию спроса на финансовые активы к деньгам . Таким образом, он получил функцию спроса на деньги:

,

Согласно монетаризму, спрос на деньги зависит от динамики ВВП, а функция спроса на деньги стабильна. При этом предложение денег нестабильно, так как оно зависит от непредсказуемых действий правительства. Монетаристы утверждают, что в долгосрочном периоде реальный ВВП прекратит свой рост, поэтому изменение предложения денег не будет оказывать на него никакого воздействия, повлияв лишь на уровень инфляции. Этот принцип стал базовым для монетаристской экономической политики и получил название нейтральности денег .

Монетарное правило

В связи с действием принципа нейтральности денег монетаристы выступали за законодательное закрепление монетаристского правила , заключающегося в том, что денежное предложение должно расширяться с такой же скоростью, как и темп роста реального ВВП. Соблюдение этого правила устранит непредсказуемое влияние антициклической кредитно-денежной политики. По мнению монетаристов, постоянно увеличивающееся денежное предложение будет поддерживать расширяющийся спрос, не вызывая при этом роста инфляции .

Несмотря на логичность данного утверждения, оно сразу стало объектом острой критики со стороны кейнсианцев. Они утверждали, что глупо отказываться от активной кредитно-денежной политики, так как скорость обращения денег не стабильна, и постоянный рост денежного предложения может вызвать серьёзные колебания совокупных расходов, действуя дестабилизирующе на всю экономику .

Монетаристская концепция инфляции

Естественная норма безработицы

См. также статью: Natural rate of unemployment (monetarism) (англ.)

Важное место в аргументации монетаристов занимает концепция «естественной нормы безработицы ». Под естественной безработицей понимается добровольная безработица , при которой рынок труда находится в равновесном состоянии. Уровень естественной безработицы зависит, как от институциональных факторов (например, от активности профсоюзов), так и от законодательных (например, от минимального размера оплаты труда). Естественная норма безработицы - это уровень безработицы, который удерживает в стабильном состоянии реальную заработную плату и уровень цен (при отсутствии роста производительности труда) .

По мнению монетаристов, отклонения безработицы от её равновесного уровня могут происходить только в краткосрочной перспективе. Если уровень занятости выше естественного уровня, то вырастает инфляция, если ниже, то инфляция снижается. Таким образом, в среднесрочной перспективе рынок приходит в равновесное состояние. Исходя из этих предпосылок делаются выводы, что политика в области занятости должна быть направлена на сглаживание колебаний уровня безработицы от её естественной нормы. При этом для уравновешивания рынка труда предлагается использовать инструменты крeдитно-денежной политики .

Гипотеза постоянного дохода

В работе 1957 года «Теория функции потребления» Фридман объяснил поведение потребителей в гипотезе постоянного дохода . В этой гипотезе Фридман утверждает, что люди испытывают случайные изменения своего дохода . Он рассматривал текущий доход как сумму постоянного и временного дохода:

Постоянный доход в данном случае аналогичен среднему доходу, а временный доход эквивалентен случайному отклонению от среднего дохода. По мнению Фридмана потребление зависит от постоянного дохода, так как потребители сглаживают колебания временного дохода сбережениями и заёмными средствами. Гипотеза постоянного дохода утверждает, что потребление пропорционально постоянному доходу и математически выглядит следующим образом:

где - постоянная величина .

Монетарная теория хозяйственного цикла

Основные положения концепции Фридмана

  1. Регулирующая роль государства в экономике должна быть ограничена контролем над денежным обращением;
  2. Рыночная экономика - саморегулирующая система. Диспропорции и другие отрицательные проявления связаны с избыточным присутствием государства в экономике;
  3. Денежная масса влияет на величину расходов потребителей, фирм. Увеличение массы денег приводит к росту производства, а после полной загрузки мощностей - к росту цен и инфляции;
  4. Инфляция должна быть подавлена любыми средствами, в том числе и с помощью сокращения социальных программ;
  5. При выборе темпа роста денег необходимо руководствоваться правилами «механического» прироста денежной массы, которое отражало бы два фактора: уровень ожидаемой инфляции; темп прироста общественного продукта.
  6. Саморегулируемость рыночного хозяйства. Монетаристы считают, что рыночное хозяйство в силу внутренних тенденций стремится к стабильности, самоналаживанию. Если имеют место диспропорции, нарушения, то это происходит прежде всего в результате внешнего вмешательства. Данное положение направлено против идей Кейнса , призыв которого к государственному вмешательству ведет, по мнению монетаристов, к нарушению нормального хода хозяйственного развития.
  7. Число государственных регуляторов сокращается до минимума. Исключается или снижается роль налогового, бюджетного регулирования.
  8. В качестве главного регулятора, воздействующего на хозяйственную жизнь, служат «денежные импульсы» - регулярная денежная эмиссия. Монетаристы указывают на взаимосвязь между изменением количества денег и циклическим развитием хозяйства. Эта идея обосновывалась в опубликованной в 1963 году книге американских экономистов Милтона Фридмана и Анны Шварц «Монетарная история Соединенных Штатов, 1867-1960». На основе анализа фактических данных здесь был сделан вывод о том, что от темпов роста денежной массы зависит последующее наступление той или иной фазы делового цикла. В частности, нехватка денег выступает главной причиной возникновения депрессии. Исходя из этого, монетаристы полагают, что государство должно обеспечить постоянную денежную эмиссию, величина которой будет соответствовать темпу прироста общественного продукта.
  9. Отказ от краткосрочной денежной политики. Поскольку изменение денежной массы сказывается на экономике не сразу, а с некоторым опозданием (лагом), следует кратковременные методы экономического регулирования, предложенные Кейнсом, заменить на долгосрочную политику, рассчитанной на длительное, постоянное воздействие на экономику.

Итак, согласно взглядам монетаристов деньги являются главной сферой, определяющей движение и развитие производства. Спрос на деньги имеет постоянную тенденцию к росту (что определяется, в частности, склонностью к сбережениям), и чтобы обеспечить соответствие между спросом на деньги и их предложением, необходимо проводить курс на постепенное увеличение (определенным темпом) денег в обращении. Государственное регулирование должно ограничиваться контролем над денежным обращением.

Монетаризм на практике

Денежное таргетирование

Первым этапом проведения политики монетаризма Центральными Банками стало включение денежных агрегатов в свои эконометрические модели. Уже в 1966 году ФРС США начала изучать динамику денежных агрегатов. Распад Бреттон-Вудской системы способствовал распространению монетаристской концепции в денежно-кредитной сфере. Центральные Банки крупнейших стран перестали таргетировать валютный курс в пользу денежных агрегатов. В 1970-х годах ФРС США в качестве промежуточной цели выбрала агрегат М1, а в качестве тактической цели – процентную ставку по федеральным фондам . После США Германия , Франция , Италия , Испания и Великобритания объявили об ориентирах прироста денежной массы. В 1979 году европейские страны пришли к соглашению о создании Европейской Валютной Системы, в рамках которой обязались удерживать курсы своих национальных валют в определенных пределах. Это привело к тому, что крупнейшие страны Европы проводили таргетирование, и валютного курса и денежного предложения. Небольшие страны с открытой экономикой, типа Бельгии , Люксембурга , Ирландии и Дании продолжали таргетировать только валютный курс. При этом в 1975 году большинство развивающихся стран продолжало поддерживать какую-либо разновидность фиксированного курса. Однако, начиная с конца 1980-х годов денежное таргетирование начало уступать свои позиции инфляционному таргетированию . А уже к середине 2000-х годов большинство развитых стран перешло к политике определения целевого ориентира инфляции, а не денежных агрегатов .

Примечания

  1. Моисеев С. Р. Взлет и падение монетаризма (рус.) // Вопросы экономики . - 2002. - № 9. - С. 92-104.
  2. М. Блауг. Экономическая мысль в ретроспективе. - М .: Дело, 1996. - С. 181. - 687 с. - ISBN 5-86461-151-4
  3. Сажина М. А., Чибриков гг. Экономическая теория. - 2-е издание, переработанное и дополненное. - М .: Норма, 2007. - С. 516. - 672 с. - ISBN 978-5-468-00026-7
  4. Мишкин Ф. Экономическая теория денег, банковского дела и финансовых рынков. - М .: Аспект Пресс, 1999. - С. 548-549. - 820 с. - ISBN 5-7567-0235-0
  5. Сажина М. А., Чибриков гг. Экономическая теория. - 2-е издание, переработанное и дополненное. - М .: Норма, 2007. - С. 517. - 672 с. - ISBN 978-5-468-00026-7
  6. Мишкин Ф. Экономическая теория денег, банковского дела и финансовых рынков. - М .: Аспект Пресс, 1999. - С. 551. - 820 с. - ISBN 5-7567-0235-0
  7. Б. Сноудон, Х. Вэйн. Современная макроэкономика и её эволюция с монетаристской точки зрения: интервью с профессором Милтоном Фридманом. Перевод из Journal of Economic Studies (рус.) // Эковест . - 2002. - № 4. - С. 520-557.
  8. Мишкин Ф. Экономическая теория денег, банковского дела и финансовых рынков. - М .: Аспект Пресс, 1999. - С. 563. - 820 с. - ISBN 5-7567-0235-0
  9. С. Н. Ивашковский. Макроэкономика: Учебник. - 2-е издание, исправленное, дополненное. - М .: Дело, 2002. - С. 158-159. - 472 с. - ISBN 5-7749-0178-5
  10. К. Р. Макконел, С. Л. Брю. Экономикс: прнципы, проблемы и политика. - перевод с 13-го английского издания. - М .: ИНФРА-М, 1999. - С. 353. - 974 с. - ISBN 5-16-000001-1
  11. Курс экономической теории / Под ред. Чепурина М. Н., Киселёвой Е. А. - Киров: АСА, 1995. - С. 428-431. - 622 с.
  12. М. Блауг. Экономическая мысль в ретроспективе. - М .: Дело, 1996. - С. 631-634. - 687 с. - ISBN 5-86461-151-4
  13. Сажина М. А., Чибриков гг. Экономическая теория. - 2-е издание, переработанное и дополненное. - М .: Норма, 2007. - С. 483. - 672 с. -

В результате изучения материала главы студент будет:

знать

  • основные положения монетаристской теории;
  • методологические принципы, используемые приверженцами монитаризма;

уметь

Определять практическую значимость данного варианта количественной теории денег;

владеть

Формами определения взаимосвязей количества денег с другими экономически м и показателя м и.

Возникновение монетаризма

Монетаризм – совокупность принципов, характеризующих влияние денег на функционирование экономики. Данная теория выступает за необходимость поддержания баланса в соотношении между количеством денег, необходимых для функционирования экономики, и производством товаров и услуг. Монетаризм уделяет большое внимание инфляции и объясняет ее чрезмерным увеличением предложения денег.

Монетаризм коренится в количественной теории денег и прежде всего в исследованиях американского экономиста-неоклассика Ирвинга Фишера и представителя кембриджской школы Артура Пигу (с его уравнением обмена MV = PQ, где М – количество денег, V – скорость их обращения, Р – средневзвешенный уровень цен, Q – количество всех товаров). Общим для них был вывод, что уровень цен зависит от количества денег (хотя следует иметь в виду, что Фишер опирается на оборот в сделках, а Пигу – на оборот конечных доходов).

Однако современный вариант количественной теории – монетаризм возник в 50-е гг. XX в., когда появились работы представителей школы во главе Милтоном Фридменом (Milton Friedman, 1912–2006), в которых количественная теория определялась как теория спроса па деньги. Причем в отличие от Кейнса Фридмен считал, что процент оказывает воздействие на спрос на деньги в незначительной степени.

В качестве основных работ, содержащих обоснование монетаристских концепций, следует назвать прежде всего статью М. Фридмена "Количественная теория денег: новая версия" (1956) в сборнике Чикагского университета и совместный с видным экономистом чикагской школы Анной Шварц (Anna Schwartz, 1915–2012) монументальный труд "Монетарная история Соединенных Штатов 1867–1960" (1963). В последней работе авторы доказывали, что изменение темпов роста денежной массы опережает циклическое изменение конъюнктуры. В результате делался вывод, что количество денег является существенным фактором, влияющим на развитие экономики. Поскольку же временные лаги непостоянны, денежно- кредитная политика должна поддерживать стабильный темп роста денежной массы, который соответствует долгосрочному росту экономики.

Основные принципы монетаристской теории

Монетаристские взгляды базируются на представлении об устойчивом и равновесном развитии хозяйства, обеспечиваемом саморегулирующимся рыночным механизмом. Первостепенную опасность для экономики они видят в резких колебаниях денежной массы и обесценении денег, которые ведут к дестабилизации положения, поскольку нарушается естественный процесс движения к равновесию с помощью конкуренции и рыночного ценообразования.

При этом денежный фактор в монетаристской трактовке выступает практически как не зависящий от процессов, идущих в других сферах экономики. Главную вину за наступление периодов экономической неустойчивости монетаристы возлагают на государство: оно, вмешиваясь в экономику, нарушает нормальную работу рыночного механизма. В связи с этим подвергаются критике кейнсианские методы регулирования и обосновывается необходимость отказа от них. В подтверждение данной позиции указывается на неэффективность бюджетного и налогового регулирования, существование временных лагов (запаздывания) в процессе достижения эффекта от государственных мероприятий, отвлечение ресурсов из частного сектора экономики.

Важно запомнить!

Фактически единственным средством регулирования по монетаристской теории является контроль за ростом денежной массы , что связано с особой трактовкой количественной теории денег.

Монетаристская концепция допускает, что количество денег воздействует не только на уровень цен, но и – в краткосрочном периоде – на объем ВНП и скорость обращения денег. Вместе с тем в долгосрочном периоде изменение массы денег признается не оказывающим влияния на величину реального ВПП. В этом монетаризм продолжает оставаться верным классическим традициям.

Пытаясь обосновать новый вариант количественной теории, монетаристы особое внимание уделяют спросу на деньги, который рассматривают в рамках портфельного подхода . При этом приходят к выводу, что функция спроса на деньги исключительно устойчива, т.е. соотношение между денежной массой и доходами изменяется весьма незначительно. Поскольку спрос на деньги стабилен, определяющее значение приобретает предложение денег, иначе говоря, размер денежной массы, зависящий от банковской системы и государственной денежной политики.

Основные положения монетаристского варианта количественной теории денег можно свести к следующим пунктам:

  • 1) рассматривает более широкий спектр активов, включающий долгосрочные правительственные облигации, акции и облигации частных фирм, срочные депозиты, активы в форме недвижимости и т.д. в рамках портфельного подхода;
  • 2) отвергает разделение спроса на деньги на основании мотивов предосторожности, трансакционных и спекулятивных мотивов;
  • 3) рассматривает богатство в различных его формах как один из определяющих факторов спроса на деньги (влияние относительной ценности различных составляющих портфеля активов);
  • 4) рассматривает более широкий круг условий, влияющих на желание населения или фирм предпочесть ликвидные, например, изменения в ожиданиях;
  • 5) учитывает наличие инфляции, которая подрывает полезность денег как средства сбережения;
  • 6) четко разграничивает такие понятия, как реальный и номинальный доход, реальная и номинальная ставка процента, реальные и номинальные величины денежной массы;
  • 7) функция спроса на деньги:

где М / р – реальные денежные остатки; у – реальный доход; rв – норма номинального дохода но облигациям; rе – норма номинального дохода по акциям; p * – темп изменения цен; W – доход от физического богатства; и – прочие факторы, воздействующие на спрос на деньги;

  • 8) автономность факторов спроса и предложения денег, а также стабильность величины спроса на них;
  • 9) существование тесной связи между изменением количества денег и изменением величины номинального дохода, причем второе следует за первым с определенным временным лагом;
  • 10) в краткосрочном периоде темпы роста денежной массы оказывают влияние главным образом на производство, а в долгосрочном – на уровень цен.
  • Подробнее см.: Моисеев С. Р. Взлет и падение монетаризма // Вопросы экономики. 2002. № 9. С. 92–104. URL: mirkin.ru/docs/articlcs03-004.pdf

Термин «монетаризм» был введен в современную литературу Карлом Бруннером в 1968 г. Монетаризм представляет собой одно из наиболее влиятельных течений в современной экономической науке, относящееся к неоклассическому направлению, утверждающей, что совокупный денежный доход оказывает первоочередное влияние на изменение денежной массы. Он рассматривает явления хозяйственной жизни преимущественно под углом зрения процессов, протекающих в сфере денежного обращения.

Монетаризм - экономическая теория и практическая концепция хозяйственного управления государством, согласно которой определяющая роль отведена количеству денег в обращении и связи между денежной и товарной массой. Главный способ воздействия на экономику - это регулирование эмиссии, валютный курс национально-денежной единицы, кредитный процент, налогооблагаемая ставка, таможенные тарифы.

Существенный вклад в развитие экономической теории монетаризма в 20 веке внес американец Милтон Фридман. Предложенный М. Фридменом денежный анализ и экономическая политика оценивается очень высоко, а по результатам научных исследований, широте кругозора его единственным соперником среди экономистов 20 века может быть только Кейнс.

Милтон Фридман (англ. Milton Friedman; 31 июля 1912(19120731), Бруклин, Нью-Йорк, США - 16 ноября 2006, Сан-Франциско, США) - американский экономист, лауреат Нобелевской премии 1976 года «за достижения в области анализа потребления, истории денежного обращения и разработки монетарной теории, а также за практический показ сложности политики экономической стабилизации». Мировую известность ему принесли, прежде всего, труды по монетаристской тематике. В их числе изданный под его редакцией сборник статей "Исследования в области количественной теории денег" (1956) и книга, изданная в соавторстве с Анной Шварц "История денежной системы США, 1867--1960" (1963). Фридменовская монетарная концепция привела к "повторному открытию денег" из-за почти повсеместно растущей, особенно в последний период, инфляции.

М. Фридмен определил новейшую количественную теорию как теорию спроса на деньги, а не теорию выпуска, номинальных доходов или цен.

Исследуя главным образом макроэкономические зависимости, и прежде всего зависимость массы денег от ряда важнейших экономических показателей, тем не менее, уделяли большое внимание микроэкономическим аспектам. Для них макроэкономическая функция спроса на деньги является результатом сложения индивидуальных функций и задается в форме, аналогичной кембриджскому уравнению. Не случайно М. Фридмен и его коллеги обсуждали не вопрос о постоянстве скорости обращения денег, а вопрос об устойчивости функции спроса на деньги, хотя агрегатную функцию спроса на деньги часто можно представить как скорость обращения денег.

М. Фридмен и его коллеги рассматривали следующие вопросы: об устойчивости функции спроса на деньги и как часть этого вопроса влияние процента на скорость обращения денег; о запаздываниях, т.е. о временных интервалах (лагах), через которые изменения в массе денег сказываются на тех или иных характеристиках экономической конъюнктуры; о статистических измерителях денежной массы, т.е. о том, какой из многочисленных статистических показателей денежной массы следует использовать, и т.д.

Что касается первого вопроса, то, рассматривая деньги как один из активов, монетаристы смогли придать количественной теории более общую форму и одновременно сделать шаг в сторону примирения количественной теории и кейнсианской теории предпочтения ликвидности. Если деньги,-- один из активов, то наряду с переменной личного дохода (а лучше -- перманентного дохода) в уравнение спроса на деньги следует ввести переменную, отражающую издержки их хранения. Процент как переменная, отражающая доходность альтернативных способов вложения средств, является наиболее адекватной характеристикой этих издержек.

Однако примирение с кейнсианцами не состоялось, так как в отличие от Кейнса М. Фридмен полагал, что процент воздействует на спрос на деньги лишь очень незначительно, т.е. изменение процентной ставки не способно существенно повлиять на процесс замещения денег не денежными активами.

Проблема лагов имеет, очевидно, не только теоретическое, но и большое практическое значение, поскольку от того, какова величина лагов и как они распределены во времени, зависит, когда и какие изменения денежной массы следует осуществлять, чтобы достичь нужного изменения макроэкономических характеристик. Было установлено, что изменение темпов роста денежной массы опережает изменение экономической конъюнктуры в верхних поворотных точках цикла в среднем на 16, а в нижних - на 12 месяцев. Но при этом отклонения от этих средних значений были значительными.

Эти и некоторые другие исследования позволили сделать несколько выводов. Во-первых, количество денег является фактором, значительно влияющим на конъюнктуру. Во-вторых, устойчивые характеристики этого воздействия можно получить лишь применительно к продолжительным периодам. В-третьих, именно потому, что деньги важны, а лаги непостоянны, наилучшей стратегией денежной политики является поддержание стабильного умеренного темпа роста денежной массы, соответствующего долгосрочному росту экономики. М. Фридмен оценивал этот целевой параметр роста денежной массы в 3--4% в год. В этом состоит так называемое «денежное правило» М. Фридмена.

Таким образом, основными положениями теории монетаризма являются:

  • 1. Регулирующая роль государства в экономике должна быть ограничена контролем над денежным обращением;
  • 2. Рыночная экономика - саморегулирующая система. Диспропорции и другие отрицательные проявления связаны с избыточным присутствием государства в экономике;
  • 3. Денежная масса влияет на величину расходов потребителей, фирм. Увеличение массы денег приводит к росту производства, а после полной загрузки мощностей - к росту цен и инфляции;
  • 4. Инфляция должна быть подавлена любыми средствами, в том числе и с помощью сокращения социальных программ;
  • 5. При выборе темпа роста денег необходимо руководствоваться правилами «механического» прироста денежной массы, которое отражало бы два фактора: уровень ожидаемой инфляции; темп прироста общественного продукта.
  • 6. Саморегулируемость рыночного хозяйства. Монетаристы считают, что рыночное хозяйство в силу внутренних тенденций стремится к стабильности, самоналаживанию. Если имеют место диспропорции, нарушения, то это происходит прежде всего в результате внешнего вмешательства. Данное положение направлено против идей Кейнса, призыв которого к государственному вмешательству ведет, по мнению монетаристов, к нарушению нормального хода хозяйственного развития.
  • 7. Число государственных регуляторов сокращается до минимума. Исключается или снижается роль налогового, бюджетного регулирования.
  • 8. В качестве главного регулятора, воздействующего на хозяйственную жизнь, служат «денежные импульсы» -- регулярная денежная эмиссия. Монетаристы указывают на взаимосвязь между изменением количества денег и циклическим развитием хозяйства. Эта идея обосновывалась в опубликованной в 1963 году книге американских экономистов Милтона Фридмана и Анны Шварц «Монетарная история Соединенных Штатов, 1867--1960». На основе анализа фактических данных здесь был сделан вывод о том, что от темпов роста денежной массы зависит последующее наступление той или иной фазы делового цикла. В частности, нехватка денег выступает главной причиной возникновения депрессии. Исходя из этого, монетаристы полагают, что государство должно обеспечить постоянную денежную эмиссию, величина которой будет соответствовать темпу прироста общественного продукта.
  • 9. Отказ от краткосрочной денежной политики. Поскольку изменение денежной массы сказывается на экономике не сразу, а с некоторым опозданием (лагом), следует кратковременные методы экономического регулирования, предложенные Кейнсом, заменить на долгосрочную политику, рассчитанной на длительное, постоянное воздействие на экономику.

Положения экономической теории монетаризма, а тем более её практическое применение привлекли внимание исследователей и практиков на фоне драматических событий в экономике и экономической политике: усиление инфляции при одновременном росте безработицы, неудачные попытки справиться с ситуацией методами фискальной политики в духе кейнсианских рецептов, усиление нестабильности валютной системы в результате отказа от конвертации доллара и краха системы фиксированных валютных курсов.

Под воздействием указанных факторов изменения произошли и в самом монетаризме.

  • 1. Сформировалось новое направление -- так называемый глобальный монетаризм.
  • 2. Эмпирические исследования вышли на новый рубеж -- были созданы большие эконометрические модели, позволяющие установить статистические характеристики важнейших макроэкономических зависимостей, прежде всего тех, которые в той или иной форме отражали влияние денег на экономику. Наиболее известной моделью такого рода, построенной в соответствии с монетаристскими представлениями о характере взаимосвязей между денежной массой, объемом производства, ценами, процентными ставками и т.д., была так называемая сент-луисская модель.
  • 3. Фридмен предложил модель номинального дохода, которая стала теоретической основой монетаризма.
  • 4. Американские экономисты К. Брунер и А. Мелцер отказались от использования моделей в приведенной форме и обратились к структурным моделям с целью более детального изучения механизма трансмиссии -- последовательности воздействия изменения денежной массы на экономику. При этом они особое внимание уделили процессу замещения активов различных типов в портфеле экономических субъектов в ответ на изменение процентных ставок.
  • 5. Были предприняты попытки, используя гипотезу об адаптивных ожиданиях, соединить фридменовскую гипотезу о естественной норме безработицы с кривой Филлипса.
  • 6. Был поставлен вопрос о факторах, определяющих естественную норму безработицы, и о способах воздействия на нее, а также о наилучшей стратегии борьбы с инфляцией. В ходе обсуждения этих вопросов выявилась специфическая позиция ряда экономистов, которые представляют особое крыло монетаризма, так называемый неортодоксальный, или английский, монетаризм.
  • 1. Изучение денежного обращения и создание количественной теории денег (Д. Юм, Дж. Милль), разработка формализованных математических моделей (И. Фишер, А. Маршалл, А. Пигу), дискредитация теории кейнсианства явились основой экономической теории монетаризма.
  • 2. Монетаризм в обобщенном виде - это теории, в экономическом анализе которых особое внимание отводится роли денег. Деньги рассматриваются как основной элемент анализа, фундамент экономического прогнозирования и главный инструмент экономической политики государства. Государственное регулирование должно ограничиваться контролем над денежным обращением.
  • 3. Монетаристский подход основан на том, что рынки - конкуренты и система рыночной конкуренции является устойчивой, саморегулируемой системой, стремящейся к объему производства на уровне полной занятости. Ей присуще состояние динамического равновесия при оптимальной занятости ресурсов.
  • 4. Экономическая теория монетаризма постоянно развивается и совершенствуется. Положения теории исследуются и используются учёными и политиками разных стран при разработке экономической политики государства.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»

Факультет (институт) ФАКУЛЬТЕТ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Специальность/направление подготовки «Экономическая безопасность»

Специализация/профиль/программа «Экономико-правовое обеспечение экономической безопасности»

Кафедра национальной безопасности


КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: «Монетаризм - теория и политика»


студент 2 курса

очной формы обучения

Ф.И.О. Гришин Илья Валерьевич


Москва 2014 г.


Введение

Теория монетаризма

1 Создание теории монетаризма

2 Деньги, налоги

3 Инфляция

Монетаризм и современность

1 Монетаризм и современная экономическая практика

2 Монетаризм и Россия

Монетарная политика в современной России

Заключение


Введение


Появление «Общей теории занятости, процента и денег» Кейнса решило, казалось бы, многие проблемы современности - в работе указывались причины макроэкономической нестабильности и экономических кризисов, обосновывались способы поддержания хозяйственного роста, надлежащей организации инвестиционной и денежной политики. И даже в политическом плане кейнсианство явилось тем мостом, который надежно связывал рыночную и социалистическую экономику простым принципом «больше или меньше государства» в регулятивных процессах. Кейнсианство, таким образом, гармонично вписывалось в социально-политическую доктрину конвергенции, то есть теории постепенного сближения рыночной и социалистической системы.

Такие подходы были идеологически чуждыми и неприемлемыми для ортодоксальных сторонников «свободного рынка» с его «невидимой рукой Провидения», автоматически восстанавливающей экономическое равновесие и социальную справедливость. Последователи ранних классиков в лице А. Смита, Т. Мальтуса, Ж-Б. Сэя, а затем и их идейных продолжателей XIX и ХХ вв. - К. Менгера, О. Бем-Баверка, А. Маршалла, А. Пигу, стали активно критиковать кейнсианцев, вырабатывая при этом обновленные теоретические концепции, получившие общее название неоклассической школы.

Наиболее популярным и теоретически обоснованным является ныне чикагская экономическая школа - школа монетаризма. Второй по значимости концепцией, также набирающей силу, стала доктрина сэплай-сайд экономикс (экономика предложения), которую также без натяжек можно отнести к одному из направлений неоклассической школы. Со второй половины 70-х годов XX в. появился новый подход к регулированию экономических процессов, связанный с использованием денежной массы в экономике, получивший название монетаризм.

Монетаристские концепции служат основой денежно-кредитной политикой государства во многих странах и сейчас. Суть концепции монетаризма заключается в том, что между объемом и динамикой денежной массы и национального дохода в экономике существует тесная связь, а влиять на равновесие в экономике можно с помощью денежной эмиссии, так называемых «денежных импульсов». В этом и заключается актуальность выбранной темы.

Объектом исследования выступают деньги и количество денег в обращении.

Предмет исследования: монетаризм как политика государственного регулирования.

Целью курсовой работы является исследование теории монетаризма и монетаристской политики. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

рассмотреть основные теории монетаризма;

изучить влияние монетаризма на примере России и США;

исследовать влияние монетаризма на ситуации в современной России.

Тема работы обуславливает структуру. Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка используемой литературы.


1. Теория монетаризма

1.1 Создание теории монетаризма


Признанным лидером неоклассической школы считается Милтон Фридмен, лауреат Нобелевской премии по экономике за 1976 г., профессор Чикагского университета. Выходец из семьи эмигрантов, Фридмен стал на новой родине уважаемым ученым с твердым убеждением, что свободная экономика США - лучшая в мире, где каждый может самореализоваться в соответствии с социально одобряемым девизом «self made man» (сам себя сделал). Фридмен всю жизнь посвятил отстаиванию принципов либерализма в экономической и политической жизни, а его труды проникнуты отвращением к тоталитаризму и ограничению прав человека.

Работая в Национальном бюро экономических исследований, М.Фридмен долго изучал денежную политику США и пришел к выводу, что деньги - это квинтэссенция экономической системы; фактически только они имеют значение. Отсюда и название данной экономической школы - монетаризм. Регулируя количество денег в обращении, можно добиваться изменения поведения экономических субъектов.

В основу своих рассуждений Фридмен положил базовое положение количественной теории денег И.Фишера, согласно которому изменение количества денег в обращении ведет к пропорциональному изменению цен;


М?V = P?Q,(1)


где М - количество денег в обращении;- скорость обращения денег;

Р - средний уровень цен;- количество товаров и услуг, циркулирующих в экономике.

Считается, что V и Q относительно постоянные величины, а М и Р - переменные. Если ввести в рассмотрение коэффициент k = Q/V, то можно записать:


М = kP.(2)


Из последнего выражения следует, что масса денег в обращении и средний уровень цен находятся друг с другом в прямо пропорциональной зависимости.

Усложняя уравнение Фишера путем введения в него дополнительных экономических переменных - таких, как ставка процента по облигациям, доход по акциям, темп изменения уровня цен и некоторых других параметров, Фридмен выводил свои уравнения, которые в значительной степени отличались от трактовок кейнсианцев.

По мнению Фридмена, основной причиной изменения номинального (т.е. выраженного в деньгах) дохода служит изменение количества денег в обращении. Причем взаимосвязь между изменением количества денег и номинальным доходом проявляется с определенным временным лагом (т.е. запаздыванием). Если количество денег уменьшается, объем производства сокращается через 6-12 месяцев, затем после появления разрыва между реальными и потенциальными объемами производства следует понижение уровня цен, обычно еще через 6-12 месяцев. Таким образом, величина лага составляет от 1 до 2 лет. Такой же лаг существует и между изменением количества денег и величиной банковского процента. При этом увеличение количества денег первоначально снижает норму процента, так как владельцы «лишних» денег стремятся от них избавиться, приобретая облигации. При неизменном количестве облигаций цена на них растет при одновременном снижении банковского процента. Часть «лишних» денег будет использоваться для покупки других видов ценных бумаг, инвестиционных и потребительских товаров, что стимулирует рост деловой активности.

За адаптационный период в 1-2 года рыночная система достигает состояния динамического равновесия рынков. Возрастает деловая активность, что в свою очередь, вызывает рост товарной массы, которая поглощает излишние деньги в обращении. Из приведенных рассуждений следует, что в основе регулирования экономики лежит управление массой денег в обращении.

Исходя из количественного уравнения Фишера монетаристы выводят принцип нейтральности денег: баланс между товарной и денежной массой не создает, с одной стороны, инфляции, с другой - не сдерживает экономический рост. Иными словами, денежное предложение должно расширяться с такой же скоростью, как и темп роста реального ВВП. Даже в опережающем росте денежного предложения нет ничего страшного. Правительство может использовать программы «количественного смягчения» для стимулирования хозяйственной активности.

Деньги в обращении создаются путем государственной эмиссии банкнот, безналичных средств и путем выдачи денег в долг банками под действующую ставку процента. Причем банковская система выдает деньги заемщикам двух типов: государству и частному сектору.

Потребность государственного сектора в денежных средствах может привести или не привести к созданию новых денег. Если государство для покрытия дефицита бюджета прибегает к увеличению налогов, то деньги не создаются. Если же оно берет займы, то появляются новые деньги.


1.2 Деньги, налоги


Процесс появления новых денег поясним на следующем примере (данный процесс получил название банковского мультипликатора). Пусть в банк сделан вклад в 1000 долл. Допустим, норма обязательных резервов в Центральном банке составляет 20%. Банк, естественно, не хранит у себя деньги, а стремится дать их в кредит предпринимателям или приобрести ценные бумаги, приносящие доход. Таким образом, 200 долл. депонируются на счет обязательных резервов в ЦБ, а на 800 долл. приобретаются ценные бумаги или выдаются кредиты. Эти 800 долл., в свою очередь, попадают в другие банки, которые назовем банками второй ступени. Они также передают 20% денег в форме обязательных резервов от 800 долл. (т.е. 160 долл.), а остальные используют для коммерческих целей. Так процесс будет продолжаться, пока на 25 круге вся сумма не растворится во множестве ступеней банков:

800 + 640 + … = 5000 долл.,

т.е. полученная величина может рассматриваться как банковский мультипликатор, который будет равен


Мб = 1 / (1 - m),(3)


где m - величина, зависящая от нормы обязательных резервов; m = n - 1; n - коэффициент резервирования. При ставке обязательных резервов в 20% (n = 0,2) банковский мультипликатор будет равен

Мб = 1 / (1 - 0,8) = 5.

Вторым фактором, ведущим к созданию денег, являются займы частного сектора. Определяющее воздействие на количество денег в обращении оказывает и курс обмена национальной валюты на иностранную.

Платежный баланс. Способы регулирования платежного баланса обычно сводятся к трем группам мероприятий:

Прямой контроль, предполагающий экспортно-импортные квоты, таможенные тарифы, лицензии, ограничения на миграцию капитала;

Инфляционные и дефляционные меры правительства наряду с изменением ставки рефинансирования;

Изменение фиксированного валютного курса, т.е. девальвация или ревальвация.

Как правило, причины хронического дефицита платежного баланса (т.е. превышение импорта над экспортом, и как следствие отток валюты за границу) кроются в общей неэффективности национальной экономики и слабой конкурентоспособности производимой продукции на мировом рынке. Наименее эффективной мерой регулирования платежного баланса является установление прямого контроля над внешнеэкономическими операциями. В этом случае консервируется экономическая отсталость, а временное улучшение платежного баланса достигается исключительно за счет ограничительных мер.

По мнению монетаристов, дефицит платежного баланса свидетельствует о том, что национальные предприятия производят неконкурентоспособную продукцию и экономика потребляет слишком много импортных товаров. Для того, чтобы предотвратить этот процесс, необходим жесткий контроль над количеством денег в обращении. Сокращая массу денег в обращении, государство добивается того, что субъекты экономики начинают расходовать денежные средства более селективно и экономно. В таких условиях низкоконкурентная продукция практически не пользуется спросом и предприятия, производящие ее, закрываются или модернизируются. Через определенный период времени этот процесс приводит к экономическому подъему и росту экспорта. Общая эффективность экономики и внешнеэкономических связей значительно возрастет благодаря росту конкурентоспособности национальной продукции. Таким образом, хозяйственная система «очищается» от нерентабельных производств, а дефицит платежного баланса исчезает сам собой.

Дерегулирование платежного баланса помогает экономике самостоятельно избавиться от излишних денег в обращении. Благоприятным фактором оказывается введение плавающего курса обмена валют. Формирование валютного курса опирается на такие элементы экономической системы, как уровень цен, зарплаты, производительность труда и уровень занятости. В условиях рыночной экономики величина этих параметров непостоянна. В результате неизбежные отклонения фиксированного курса от реального приводят к осложнениям платежного баланса, что вынуждает правительство вводить прямой контроль над внешнеэкономическими операциями, что ведет, по Фридмену, к превращению рыночной экономики в авторитарную.

М. Фридмен активно выступает против правительственных мер по перераспределению доходов, осуществляемых через прогрессивное налогообложение. Эти меры отталкивают людей от занятий, облагаемых высокими налогами, как правило, сопряженных со значительным риском и неудобствами финансового характера. В то же время указанные меры заставляют людей искать различные лазейки в законодательстве в целях снижения величины налогов. В результате фактические налоговые ставки оказываются значительно меньше номинальных и распределение налогового бремени становится произвольным и неравным. Лица с одним и тем же экономическим положением выплачивают совершенно различные налоги в зависимости от источника доходов и от возможностей, которыми они располагают для уклонения от налогов. Фридмен отмечает, что не находит никаких оправданий для системы прогрессивного налогообложения, вводимой исключительно с целью перераспределения дохода. Это представляется Фридмену типичным случаем насилия с целью отнять у одного и отдать другим, что прямо противоречит индивидуальной свободе.

Фридмен выделяет три вида монополий:

Монополия в промышленности. Рассматривая экономику США, он замечает, что масштабы деятельности этих монополий незначительны. Обычно в качестве иллюстрации степени монополизма в США приводят автомобильную отрасль. Однако оптовая торговля вдвое значительнее производства автомобилей и в ней чрезвычайно трудно выделить ведущие компании. Кроме того, в этой отрасли весьма сильна конкуренция;

Монополизм профсоюзов. Существенное различие между промышленной и профсоюзной монополией Фридмен видит в том, что если за последние полвека тенденции к увеличению масштабов промышленной монополии практически не наблюдалось, то профсоюзная монополия продолжала расти;

Правительственная и поддерживаемая правительством монополия, такая, как почта, в значительной степени производство электроэнергии и др.

Фридмен выделяет три основных фактора, ведущих к возникновению монополий.

Первый из них объединяет технические соображения (например, в небольшом городе целесообразно иметь только одну систему водоснабжения). В этом случае проблема технической монополии не имеет удовлетворительного решения. Имеется выбор из трех вариантов: частной и нерегулируемой монополией; частной монополией, регулируемой государством; и монополией под контролем правительства. Фридмен считает, что меньшим злом является частная нерегулируемая монополия. Этот вывод базируется на предположении, что именно такая монополия в отличие от других видов монополий возможно будет подорвана динамичными изменениями в экономике.

Вторым источником возникновения монополий Фридмен называет прямую и косвенную правительственную поддержку. Примерами такой поддержки служат налоговые льготы, предоставление субсидий и эксклюзивных прав. Правительственная поддержка, по его мнению, ведет к неэффективному использованию капитала.

Частный сговор рассматривается в качестве третьего источника образования монополий. Складывающиеся на основе сговора частные картели, как правило, нестабильны и недолговечны, если им не удается заручиться правительственной поддержкой. В результате обязательно возникающего несовпадения интересов членов картеля всегда находится какой-либо отступник и картель распадается.

Для преодоления явлений монополизма правительство, считает Фридмен, должно решиться на ряд мер, ликвидирующих поддержку государством предпринимательской или профсоюзной монополии. И те, и другие, должны подчиняться антитрестовскому законодательству.


1.3 Инфляция


Особое место в монетаристской теории занимает проблема борьбы с инфляцией. По мнению Фридмена, инфляция - явление денежного порядка, и борьба с ней возможна лишь в сфере денежного обращения. Существует взаимосвязь между спросом на деньги и количеством денег в обращении. В случае, когда количество денег превышает спрос на них, происходит нарушение равновесия. Частный владелец будет стремиться уменьшить находящиеся у него денежные активы. Однако это стремление осуществимо лишь в том случае, если другой владелец согласиться приобрести их. Людей, стремящихся избавиться от денег, будет значительно больше, чем покупателей. Общий уровень доходов и расходов возрастет, цены вырастут при реальной стоимости наличных денег.

По мнению монетаристов, инфляция возникает в случае, когда темпы роста количества денег превышают темпы роста экономики. В начальный период население не ожидает долговременного роста цен и рассматривает каждое повышение цен как временное. Субъекты экономики продолжают хранить количество наличности, необходимое для поддержания своих потребностей на привычном для них уровне. Однако, если цены продолжают расти, то население начинает ожидать дальнейший рост цен. Так как покупательная способность денег снижается, то они становятся дорогим способом хранения активов, и люди будут стараться уменьшать сумму хранимой наличности. Это поднимает цены, заработную плату и номинальные доходы. В результате реальные денежные остатки продолжают снижаться. На данной стадии цены растут быстрее, чем количество денег. Если темп роста денежной массы стабилизируется, то и темп роста цен также стабилизируется. При этом рост общего уровня цен может показывать разные соотношения с ростом количества денег. При умеренной инфляции цены и денежная масса возрастают, как правило, одинаковыми темпами. При высокой же инфляции цены растут в несколько раз быстрее денежного обращения, приводя к снижению реальных доходов.

Опираясь на такое объяснение механизма инфляции, Фридмен предлагает и ряд инструментов, позволяющих на нее воздействовать. Прежде всего необходимо уменьшить количество денег в обращении. При этом конкретные действия могут быть самыми различными в зависимости от условий: увеличение количества ценных бумаг, дерегулирование платежного баланса, снижение государственных расходов и т.д.

По мере того, как экономические субъекты приспосабливаются к новым условиям, в действие самостоятельно вступят силы, направленные на снижение темпов инфляции (силы рынка будут способствовать уравниванию денежной массы и количества товаров).

Все это должно привести к сокращению объемов производства, а затем и к снижению темпов роста цен. Наступит состояние экономического равновесия, являющееся предпосылкой начала экономического роста.

Критика кривой Филлипса. Впервые кривая появилась в 1958 г., когда английский экономист Олбан Филлипс вывел эмпирически взаимосвязь между ежегодным процентным изменением зарплаты и долей безработных в общей массе рабочей силы в Англии на протяжении 1861-1913 гг. Главный вывод из анализа кривой Филипса состоит в том, что стабильность цен и полная занятость являются несовместимыми, конфликтующими целями; уменьшение безработицы достижимо только при увеличении инфляции, а уменьшение инфляции предполагает увеличение численности безработных.

Кейнсианцы утверждали, что между выбором уровня инфляции и безработицы всегда существует разумный компромисс, который дает правительству большие возможности для выбора приемлемого курса политики (например, точку Р3 и U3 на рис.1).


Рис.1. Кривая Филлипса.


Пусть исходному уровню безработицы соответствует темп роста цен Р1. Допустим также, что этот уровень безработицы рассматривается правительством страны как слишком высокий. Чтобы снизить его, необходимо, согласно кейнсианским рецептам, осуществить ряд денежно-кредитных и бюджетных мероприятий по стимулированию спроса. В результате увеличится производство и будут созданы новые рабочие места. Норма безработицы упадет до U2, но одновременно усилится инфляция - темп роста цен повысится до Р2. Обострение инфляции и обесценение денег могут вызвать тревогу финансовых и экономических кругов, и это вынудит правительство принять меры по охлаждению экономики посредством введения кредитных ограничений, сокращения бюджетных расходов и т.п. Цены упадут до Р3, но одновременно придется пожертвовать высокой занятостью и пойти на увеличение безработицы до U3.

К числу наиболее жестких критиков кейнсианской интерпретации кривой Филлипса относится и М. Фридмен, который в статье «Роль денежно-кредитной политики» отрицает существование постоянного компромисса между инфляцией и безработицей. В частности, Фридмен отвергает важнейший элемент кейнсианской доктрины - теорию «вынужденной» безработицы, которая органически вытекает из присущей капитализму нехватки эффективного спроса. Монетаристы же, исходя из своей трактовки системы, автоматически обеспечивающей максимальный уровень производства и занятости, считают, что безработица носит добровольный характер, является результатом свободного выбора людей. Они доказывают, что если уволенные люди сменили профессию, переменили место жительства или согласились на более низкую заработную плату, они бы нашли работу. Здесь мы видим типично неоклассический подход.


2. Монетаризм и современность

2.1 Монетаризм и современная экономическая практика


В 1970-х годах в развитых странах с рыночной экономикой произошел постепенный отход от кейнсианских методов регулирования экономики к монетаризму. Переплетение структурных, циклических и энергетических кризисов привело к возникновению ряда проблем, ответа на которые кейнсианская теория не имела. Традиционные меры по усилению государственного регулирования не давали положительного эффекта.

Государственные социальные программы способствовали возникновению парадоксальной ситуации на рынке труда, при которой размер пособия по безработице приближался к ставке минимальной заработной платы. Попытки полной ликвидации безработицы приводили к неоправданному расширению социальных программ за счет госбюджета. Высокие налоговые ставки, в свою очередь, препятствовали предпринимательской активности, вели к сокращению инвестиций.

Согласно выводам экономической теории Фридмена, динамическое равновесие, в котором экономика западных стран находилась в послевоенный период, было нарушено в результате отмены ограничений на валютные операции и ростом цен на нефть и нефтепродукты в 1973 г. Рост цен на топливо, последовавший в результате энергетического кризиса, привел к росту расходов на его покупку и одновременно к притоку огромного количества денег из стран-нефтеэкспортеров, не сумевших их инвестировать в своей экономике.

Рост общего объема денежных расходов и доходов привел к повышению цен. Вынужденно начавшаяся структурная перестройка, обеспечившая нулевые темпы экономического роста в течение длительного периода времени, привела к возникновению феномена стагфляции (т.е. инфляции с застойной экономикой).

Стагфляция, в свою очередь, повлекла за собой рост безработицы (до 12% трудоспособного населения). Для реализации социальных программ требовались значительные государственные финансовые ресурсы, которые изыскивались за счет роста государственного долга и частично за счет новой эмиссии. Ситуация обострялась тем, что масса предприятий оказалась неготовой к работе в условиях постоянной высокой инфляции и, соответственно, требовала растущих бюджетных ассигнований. В то же время прекращение их финансирования означало обострение проблемы безработицы.

В сложившейся ситуации увеличение количества денег в обращении для стимулирования темпов экономического роста означало бы усиление и так вышедшей из-под контроля инфляции. Поэтому из кризиса следовало выходить поэтапно, начиная с жесткой финансовой политики. Первоначальной антикризисной мерой было сокращение количества денег в обращении и поднятие эффективности работы предприятий путем максимально возможного лишения их государственной поддержки.

Рецепты монетаризма и сэплай-сайд экономики были опробованы в США, начиная с 1979 г., которые воплотились в экономическую политику, известную под названием «рейганомика». Резкое уменьшение налоговых ставок на доходы бизнеса, свертывание социальных программ, других государственных расходов, сократили централизованное перераспределение доходов. Начавшийся в соответствии с моделью Фридмена в 1980 г. экономический спад сменился в конце 1982 г. подъемом экономики.

Попытки применить выводы теории монетаризма для переходных постсоциалистических экономик дали разные результаты. Так, «шоковая терапия», проводимая в Польше Л.Бальцеровичем, в целом дала положительные результаты (однако уровень безработицы в Польше во время экономических реформ достигал 18-19%). Не вполне удачными можно признать и экономические преобразования по лекалам монетаризма генералом А. Пиночетом в Чили.

Что же касается России, то попытка Е. Гайдара использовать принципы монетаристской политики при реформировании экономических отношений натолкнулась на сильное политическое противодействие. Кроме того, следует отметить, что в постсоциалистической экономике России практически полностью отсутствовали рыночные институты, монополизация и милитаризация экономики приняли тотальный характер, а у населения, привыкшего к государственной опеке, отсутствовала рыночная психология. Необходимо также подчеркнуть, что в переходных экономиках кризис принимает системный характер, т.е. взаимосвязанным оказывается целый комплекс факторов - политических, экономических, социальных.

Говоря об использовании монетаризма в мировой практике, нельзя дать однозначную оценку эффективности его использования. Существует много государств, максимально либерализовавших экономическую политику и встретивших на этом пути массу трудностей. Очевидно, что справедливо высказывание Фридмена о том, что принцип свободы предпринимательства служит необходимым, но далеко не достаточным условием экономического прогресса.

Рыночная система и государственная система по Фридмену. По политическим взглядам Фридмен является сторонником идеи свободного предпринимательства, справедливо считая, что существует прямая взаимосвязь между экономической свободой и свободой личности. Поэтому он выступает против государственного вмешательства в экономику, так как рынок представляет собой саморегулирующееся образование, нормальное функционирование которого нарушается всяким воздействием извне. Со взглядами Фридмена на политическую систему можно познакомиться, прочитав его книги «Капитализм и свобода», «Свобода, равенство и эгалитаризм».

Как считают представители Чикагской школы, государство не должно допускаться к созданию материальных ценностей, регулированию объемов производства, занятости и цен. По их мнению, необходимо отказаться от поддержания цен на сельскохозяйственные продукты, отменить экспортно-импортные квоты и тарифы, правительственный контроль за уровнем квартплаты, отменить законодательно установленные минимальные пределы зарплаты и максимальные лимиты цен, отказаться от детального регулирования любых областей экономической деятельности, любого контроля над радио и телевидением, отменить обязательное страхование для обеспечения пенсий по старости, лицензирование любых видов трудовой деятельности, прекратить государственное жилищное строительство, отказаться от всеобщей воинской обязанности в мирное время.

Таким образом, сфера деятельности государства в экономике должна ограничиваться регулированием количества денег в обращении, борьбой с монополиями, отдельными несовершенствами рынка или же социальной помощью в вопросах, касающихся детей и недееспособных членов общества.


2.2 Монетаризм и Россия


На валютном рынке рубль в последнее время демонстрировал весьма сдержанную динамику, в феврале бивалютная корзина колебалась в крайне узком диапазоне. Хотя в краткосрочной перспективе определенные факторы будут по-прежнему поддерживать российскую валюту, мы предпочитаем нейтральную позицию по рублю, так как на фоне ухудшения рисковых настроений на глобальных рынках компенсация за риск уже не выглядит столь привлекательной.

Что касается процентных ставок, смягчение ситуации с ликвидностью привело к дальнейшему снижению кривой IRS, и, хотя мы ожидаем продолжения этой тенденции, как только ЦБР займется реформированием системы рефинансирования, мы считаем целесообразным зафиксировать прибыль по открытым позициям по IRS и кросс-валютному базису. Регулятор вряд ли будет спешить с началом реформ, что вероятно приведет к ухудшению ситуации с ликвидностью в 2к13, прежде чем начнется восстановление (3к13). Тем временем кривая XCCY выровнялась (инвертировалась) до рекордного уровня, что представляется благоприятным для позиций, фиксирующих прибыль при повышении крутизны кривой, так как сокращение хеджевых потоков предприятий должно привести к повышению крутизны кривой XCCY.

На внутреннем облигационном рынке, как в классическом примере «покупай слухи, продавай факт», прошла волна закрытия позиций с прибылью на дальнем отрезке кривой ОФЗ после запуска международных расчетов в феврале. При этом мы по-прежнему считаем, что как фундаментальные (реальная доходность, хороший кредитный рейтинг), так и технические (приток иностранного капитала, управляемое предложение) факторы остаются благоприятными для долгосрочных ОФЗ. Корпоративные бенчмарки демонстрировали стабильность в последнее время, хотя возможность снизить доходность и наверстать динамику ралли в ОФЗ все еще сохраняется. Облигации второго эшелона демонстрировали слегка опережающую динамику, однако, учитывая новые нормативные требования, мы не думаем, что это может стать долгосрочной тенденцией.

Снижение доходности казначейских бумаг США в феврале дало неплохую передышку российским суверенным евробондам, но мы опасаемся дальнейшего ослабления американских долговых обязательств по мере укрепления восстановления экономики США во 2п13. Учитывая исторически узкие кредитные спреды, государственные валютные облигации и бумаги инвестиционной категории подвержены наибольшему риску, тогда как облигации второго эшелона могут показать опережающую динамику по совокупной доходности.

Наконец, российские акции в прошедшем месяце вели борьбу с акциями глобальных компаний, но в конечном итоге продемонстрировали динамику, приблизительно сходную с европейскими бумагами. Цена на нефть сорта Brent, безусловно, оказала давление на российский фондовый рынок. При этом стоимость остается весьма привлекательной, и мы подтверждаем наш позитивный прогноз.

Учитывая достаточно мрачную картину роста, рисуемую последними статистическими данными, мы считаем, что пришло время для смягчения монетарной политики, и пересматриваем прогноз ключевых процентных ставок: мы полагаем, что до конца года ставки будут снижены в целом на 50 бп (плюс еще 25 бп к нашему предыдущему прогнозу). В то же время регулятор по-прежнему сохраняет озабоченность ростом инфляции, в результате чего первое снижение ставок может быть отложено до 3к13. Еще одним (и даже более эффективным) способом смягчения монетарной политики может быть реформа системы рефинансирования; более того, проведение такой реформы представляется целесообразным до начала цикла снижения ставок. Прогресс в этом направлении также был весьма сдержанным, и, соответственно, ситуация с ликвидностью может ухудшиться, прежде чем Банк России сможет исправить ситуацию. Наконец, мы ожидаем дальнейшего снижения ставок IRS и сужения базиса XCCY, но сейчас имеет смысл зафиксировать прибыль и подождать улучшения уровней для входа.

Снижение роста - еще один аргумент в пользу смягчения

Учитывая затухание предвыборного фискального импульса, ужесточение монетарных условий и снижение темпов роста потребительского кредитования, замедление экономического роста во 2п12 было вполне ожидаемым. Однако его масштабы и темпы оказались неожиданными для многих аналитиков: рост ВВП сократился почти вдвое с 4.9% г/г в начале 2012 г. до приблизительно 2.2% г/г в 4к12.

Кроме того, хотя последние статистические показатели остаются относительно стабильными, опубликованные в начале года месячные данные оставляют мало места для оптимизма. В январе показатель валового выпуска (рассчитываемый Минэкономразвития) продолжил снижение до 1.6% г/г, а промышленное производство продемонстрировало отрицательный результат (-0.8% г/г) впервые после рецессии 2009 года. В феврале его близкие аналоги - потребление электроэнергии и перевозки железнодорожных грузов - также показали отрицательный результат в годовом исчислении. Таким образом, в начале года темпы роста ВВП не превышали 2.0% г/г, и, хотя статистический шум (например, высокая база високосного года) добавил серых тонов в картину роста, базовый экономический рост колеблется в весьма скромном диапазоне 2.0-2.5% г/г. Более того, поскольку встречные ветра (ужесточение бюджетной политики, снижение темпов роста потребительского кредитования, слабость внешнего спроса и ужесточение условий заимствования) сохраняются, восстановление роста без каких-либо дополнительных политических стимулов представляется нам крайне маловероятным.

Совершенно очевидно, что на фоне замедления темпов роста цен на нефть по сравнению с предшествующим десятилетием старая модель экономического роста на основе спроса столкнулась с бюджетными ограничениями, и в период перехода к новой модели роста на основе предложения наступило структурное замедление. Оценки посткризисного потенциала роста российской экономики, предлагаемые частными экспертами и даже официальными лицами, варьируются в весьма широком диапазоне - от 2.0 до 6.0% в зависимости от «прогноза реформ». Наши расчеты показывают, что при определенном прогрессе в решении структурных проблем (правительство, похоже, готово заняться по крайней мере некоторыми из них) Россия может добиться роста в пределах 3.5-4.0% в среднесрочной перспективе (ближайшие 5 лет).


3. Монетарная политика в современной России


В России активно внедрялся вариант монетаризма, основанный на разработках Чикагской школы. Если кратко, монетаризм - система экономических воззрений, определяющая кредитно-финансовые отношения главным и единственным инструментом развития рыночной экономики. Чикагская его разновидность характерна крайними взглядами, отрицающими какую-либо позитивную роль государства в условиях рынка. Среди экономистов-рыночников чикагскую школу считают чуть ли не сектой, а в известном письме пять нобелевских лауреатов по экономике охарактеризовали ее работы как крайне непрофессиональные.

Однако в России немногочисленные, но агрессивные сторонники Чикаго из числа отечественных экономистов-образованцев (Е. Гайдар, А. Чубайс, А. Кудрин, В. Мау, С. Гуриев, Е. Ясин и другие) заняли ведущие позиции в финансово-экономическом блоке и успешно вводили в заблуждение первых руководителей государства на протяжении 22 лет. Результаты монетаристской политики хорошо известны, уверен, каждому гражданину России: наша страна стала сырьевым и финансовым донором для США и стран "золотого миллиарда".

Увы, но ни Б.Ельцин, ни В. Путин в силу неких обстоятельств не делали выводы из катастрофически экономических и социальных показателей. Ситуация начала меняться примерно год назад, когда в традиционно либеральное правительство были введены государственники и противники рыночных реформ по-чикагски - Д. Рогозин, Д. Мантуров, В. Мединский и некоторые другие, а советником президента РФ по экономике - традиционная либеральная синекура - стал С.Глазьев, по своим взглядам близкий к марксизму и теории постиндустриального общества. Произошли изменения и в другой, традиционно контролируемой либералами сфере - культуре, когда советником Президента стал известный своими почвенническими взглядами В. Толстой.

Вероятно, новые назначенцы, получившие возможность напрямую общаться с Президентом, смогли донести до него объективную оценку монетаризма, который оппоненты характеризуют как "марксизм для лавочников". Понятно, что лавочники инновационную экономику вряд ли создадут, а вот госаппарат, который очень часто мешает им реализовывать не самые лучшие рыночные законы, коррумпировать и разрушить вполне способны.

Во-первых, государство возвращает себе главную роль в политике ценообразования. Рост регулируемых тарифов инфраструктурных монополий будет ограничен уровнем фактической (а не расчетной!) инфляции. Это значит, что государство начнет полностью контролировать цены на нефть, газ, электроэнергию, на так называемые инфляционнообразующие товары, которые определяют уровень цен на остальные группы товаров, включая потребительские и сельхозпродукцию. Такой порядок зафиксирован на пять лет, начиная с 2014 года и может означать возвращение к централизованному планированию с временным периодом, сходным с государственным планированием, например, в Южной Корее или Японии.

Во-вторых, В. Путин объявил о том, что средства Фонда национального благосостояния, где концентрируются средства от продажи топливно-сырьевых ресурсов, будут направлены на развитие материального производства и инфраструктуры. При вице-премьере А.Кудрине эти доходы вкладывали в пустые бумажки - долговые обязательства США и при малейшем намеке, что это абсурдно и неэффективно, либеральная пресса и ее ньюсмейкеры поднимали страшный шум, доказывая, что у нас, дескать, разворуют, а там, в Америке, все будет хорошо. Таким образом из страны выводили ресурсы, крайне необходимые для развития производства и внедрения инновационных технологий. Теперь эта монетаристская священная корова тоже приказала долго жить. 450 миллиардов рублей будут вложены на возвратной основе в масштабные окупаемые проекты, в первую очередь, транспортно-логистические.

К инвестициям из Фонда национального благосостояния будут добавлены и ресурсы Пенсионного фонда, которые до этого, по замыслу монетаристов, планировали направлять в ценные бумаги, не принимая во внимание того, что они и доход приносят бумажный, в отличие от реального производства.

В-третьих, налоговое законодательство будет переориентировано на создание стимулов для инвестиций в основной капитал, в производственные мощности. Намечено изменить уголовное, банковское и налоговое законодательство с тем, чтобы противодействовать вывозу капитала и легализации преступных доходов, что, кстати, противоречит еще одному любимому тезису монетаристов о свободном движении капиталов. В-четвертых, будет создан механизм общественного контроля за эффективностью расходования бюджетных средств. К этому намечено привлечь активистов и членов ОНФ. Эта позиция может стать особо убийственной для монетаризма, неотъемлемый спутник которого - дичайшая коррупция. Противодействовать коррупции станет и усиление роли Центробанка, который, в качестве мегарегулятора, будет контролировать целевой характер расходования средств.

Разумеется, не обошлось без упоминания конкуренции и планов по приватизации. Однако президент упомянул об этих монетаристских тотемах вскользь, а по поводу приватизации заявил, что ее проводить нужно постепенно и по действительно выгодным ценам. Вообще, в достаточно объемном выступлении всего лишь пару раз, по моим подсчетам, было использовано слово "рынок". Совсем не монетаристская лексика...

Понятно, что один человек, даже обладая максимумом властных полномочий, не сможет в одночасье развернуть инерционное движение громадной экономики. Однако в Петербурге начало положено. Будет конечно, и страдания либеральной общественности, у которой выбивают из-под ног экономический базис, и голосистые попытки ангажированных СМИ либо замолчать, либо исказить суть высказываний президента, и агрессивное "непонимание" западных политиков.

Ведь, будучи реализованными, предложения Путина не только выведут страну из экономического тупика, но и лишат громадных доходов многих либерал-монетаристов по обе стороны государственной границы.

налог инфляция монетаризм


Заключение


Опыт показывает, что современная экономика является слишком сложной и не существует таких методов ее регулирования, которые были бы идеальными. Поэтому многие ученые склоняются к тому, что необходимо сочетать как рыночные, так и государственные методы регулирования экономики. Так, представители школы неоклассического синтеза (Дж. Хикс, П. Самуэльсон) считают, что нужно использовать либо рекомендации государственного регулирования кейнсианского направления, или рецепты тех экономистов, которые поддерживают позицию ограничения вмешательства государства в экономику в зависимости от состояния экономики определенной страны. Лучшим методом регулирования они считают применения денежно-кредитных инструментов.

Со второй половины 70-х годов XX в. появился новый подход к регулированию экономических процессов, связанный с использованием денежной массы в экономике, получивший название монетаризм. Его основатель М. Фридмен предложил монетаристские методы регулирования еще в 50-х годах. Как известно, на его взгляды опиралась экономическая политика Р. Рейгана. Монетаристские концепции служат основой денежно-кредитной политикой государства во многих странах и сейчас. Суть концепции монетаризма заключается в том, что между объемом и динамикой денежной массы и национального дохода в экономике существует тесная связь, а влиять на равновесие в экономике можно с помощью денежной эмиссии, так называемых «денежных импульсов». Денежная масса влияет на величину потребительских расходов, увеличение денежной массы ведет к росту производства, а после достижения полного объема производства - к росту цен. Такая политика должна носить долгосрочный характер, тогда она будет способствовать росту производственного потенциала. Фридмен исходил из того, что денежная политика должна быть направлена на достижение соответствия между спросом на деньги и их предложением. А для этого необходимо, чтобы процент прироста денег в обращении отвечал прироста цен и национального продукта. В этом суть так называемого правила Фридмена.

Монетаризм в экономике это примерно как арифметика в математике или даже в физике, с учетом развивающихся процессов в современной финансовой системе мира.

Товарная масса должна примерно быть равной денежной на внутреннем рынке товаров и услуг. Дисбаланс вызовет кризис, например, нехватка денежной массы вызвала Великую Депрессию 30-х годов в США, излишняя денежная масса может вызвать гиперинфляцию...

Сложность в точности управления этим балансом. Экономика очень инерционный механизм, поэтому очень важно иметь систему институтов на финансовом рынке, которые бы давали точные сигналы для Регулятора - Центрального Банка.

США, например, отличается именно тем, что ее финансовая система наиболее развита, она оснащена необходимым количеством институтов, которые публикуют массу индикаторов, анализируя которые ФРС принимает решения в своей монетарной политике. Важно, что эти институты негосударственные - независимые, система учета интересов устроена так, что им не выгодно обманывать рынок, все построено на Доверии, в противном случае США не продержались бы и десяти лет.

В эпоху глобализации финансовых рынков монетарная политика становится еще сложнее - капиталы перемещаются в огромном количестве за секунды по всему свету, находя лучшее себе применение и та монетарная политика, которая могла работать в "закрытой" экономике, в глобализированной экономике требует больших усилий для контроля и регулирования. Чуть улучшились показатели экономики в какой-либо стране, в нее начинают вливаться инвестиции, возрастает спрос на местную валюту, ее курс растет... И напротив, если показатели ухудшатся, возникает отток инвестиций, спрос на местную валюту падает, а за всем этим по цепочке развиваются события с экспортом-импортом..

В США политика смягчения вызвана тем, что общий мировой кризис заставляет инвесторов размещать капиталы в США, как в стране с наиболее развитой экономикой, поэтому в США растет курс доллара, возникает его нехватка, ФРС вынуждена проводить очередное QE (политику смягчения), грубо говоря, мир "отсасывает" доллары из США... И это пришло с развитием коммуникационных технологий, электронных бирж, на которых мир реагирует на событие за секунды. До сих пор, вручную работающие брокеры справлялись с потоком информации по покупке или продаже капиталов, однако сегодня мир переходит на режим автоматизации этих процессов.

Прежде чем ругать монетаристов, надо понимать сам смысл монетаризма. Поэтому в финансах очень важно иметь адекватных специалистов-либералов. Консерватор может в силу косности мышления за короткое время просто уничтожить финансовую систему своей страны, не понимая процессов, происходящих в ней, не имеющий логики либеральной мировой финансовой системы. Поэтому появление таких лиц, как Глазьев - настораживает, ибо падение России не выгодно никому, мир связан тесно, слишком тесно. Разрушительные процессы в экономике любой крупной экономике вызовет принцип "домино" и пострадают все - и Европа и США.


Список используемой литературы


1. Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. - М.: Издательская группа НОРМА - ИНФА, 2014.

3. Воронин Д. Денежно-кредитная политика как инструмент экономического роста // Банковское дело. 2013. №1. С.19-22.

4. Грязнова А.Г Финансово-кредитный энциклопедический словарь. - М.: Финансы и статистика, 2012.

5. Дробозина Л.И. Финансы, денежное обращение и кредит. - М.: Финансы и статистика, 2014. 546с.

6. Дяченко О. Электронные платежные системы в авангарде рынка // Банковское обозрение. 2012. №8. С.2-4.

7. Евтух А.Т. Суть денег через призму современных финансов // Финансы и кредит. - 2012. - №6. - С.18-2

8. Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф.

9.Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 30.09.2013) "О банках и банковской деятельности" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2014) [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф.

10. Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "О валютном регулировании и валютном контроле" [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф.

11. Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"

12. Положение о безналичных расчетах в Российской Федерации (утв. Банком России 03.10.2002 N 2-П) (ред. от 19.06.2012) (Зарегистрировано в Минюсте России 23.12.2002 N 4068) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф.

13. Абаев А.П. Денежная теория: теоретические аспекты и основные проблемы

14. Сайт Росстата

Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Монетаризм – это одно из направлений неолиберализма, согласно которому количество денег в обращении является определяющим фактором развития экономики. Одно из главных направлений неоклассической экономической мысли. Возник в 1950-е годы в США в рамках Чикагской школы как ряд эмпирических исследований в области денежного обращения. Это учение отводило деньгам определяющую роль в колебательном движении экономики. В центре внимания монетаристов находится проблема связей между денежной массой и объемом производства. По их мнению, банки – ведущий инструмент регулирования экономических процессов. Вызываемые ими изменения на денежном рынке трансформируются в изменения на рынке товаров и услуг.

Основоположником монетаризма является Милтон Фридмен (1912). Фридман рекомендовал совсем отказаться от последовательной денежно-кредитной политики, всё равно приводящей к циклическим колебаниям и придерживаться тактики постоянного наращивания денежной массы.

В работе «Монетарная история Соединённых Штатов» (1963) Фридман и Анна Шварц проанализировали роль денег в экономических циклах, в частности, в период Великой депрессии. В дальнейшем Фридман и Шварц опубликовали в соавторстве монументальные исследования «Монетарная статистика Соединённых Штатов» (англ. Monetary statistics of the United States, 1970) и «Монетарные тренды в Соединённых Штатах и Соединённом Королевстве» (англ. Monetary trends in the United States and the United Kingdom, 1982).

Тем не менее, главным своим достижением в экономической теории сам Фридман считает «Теорию потребительской функции», которая утверждает, что люди в своем поведении учитывают не столько текущий доход, сколько долгосрочный.

Фридман также известен как последовательный сторонник классического либерализма. В своих книгах «Капитализм и свобода» и «Свобода выбора» он доказывает нежелательность государственного вмешательства в экономику. Несмотря на огромное влияние в американской политике, из 14 пунктов, предложенных им в «Капитализме и свободе», в США реализован только один - отмена обязательного призыва.

Исходные положения монетаризма:

  1. Рыночная экономика обладает устойчивостью, саморегуляцией и стремлением к стабильности. Цены выполняют роль главного регулятора. Отвергается утверждение о необходимости государственного вмешательства в экономику.
  2. Приоритетность денежных факторов.
  3. Регулирование должно опираться не на текущие, а на долговременные задачи, так как последствия колебаний денежной массы сказываются не сразу, а с некоторым разрывом во времени.
  4. Необходимость изучения мотивов поведения людей.

Концепция Фридмена опирается на количественную теорию денег. Потребность в деньгах объясняется их высокой ликвидностью, но обладание деньгами как таковыми дохода не приносит. Потребность в деньгах – это спрос на деньги. Он относительно стабилен. На него влияют 3 фактора:

  • объем производства;
  • абсолютный уровень цен;
  • скорость обращения денег, зависящая от их привлекательности (уровня процентной ставки).

Предложение – то количество денег, которое находится в обращении. Оно изменчиво, задается извне, регулируется Центральным банком.

Главная функция денег – служить финансовой основой и важнейшим стимулятором экономического развития. Причина инфляции – избыток денежной массы. Монетаристы выделили 2 вида инфляции: ожидаемая (нормальная) и непредвиденная (не соответствующая прогнозам).

Взгляды Фридмана (как и вообще Чикагской школы экономики) подвергаются резкой критике марксистами (в том числе западными), левыми, антиглобалистами, особенно Наоми Кляйн, которая считает его виновным в негативных явлениях в экономике Чили во время диктатуры Пиночета и в России во время президентства Ельцина.

По их мнению, полностью свободный рынок приводит к обнищанию огромного большинства людей, невиданному обогащению крупных корпораций; вывод из-под контроля государства системы образования приводит к превращению школы в бизнес, при котором полноценное образование становится недоступным для многих граждан, сходная ситуация наблюдается и в медицине.

Источник - Т.А.Фролова История экономических учений: конспект лекций Таганрог: ТРТУ, 2004
http://ru.wikipedia.org/



Похожие статьи