Разница между макроэкономикой и микроэкномикой

Микро - и макроэкономика

Кроме политической экономии, экономическую теорию изучают в курсах микроэкономики и макроэкономики. Нередко их объединяют в один курс "Экономикс". Последний представляет собой теорию рыночной экономики, поэтому не случайно, что сам процесс становления рыночных отношений в Украине обусловил необходимость основательного овладения этой наукой как студентами высших учебных заведений, так и всеми специалистами, которые определяют экономическую стратегию не только отдельных фирм, но и экономическую политику государства в целом.

В "Економіксі" при определении предмета экономической теории акцентируется внимание на организационно-экономических отношениях. И это не случайно. В свое время буржуазная экономическая наука, главным образом, уклонялась от анализа социально-экономических отношений, потому что это не соответствовало интересам господствующего класса, а именно: буржуазия не была заинтересована в раскрытии глубинных основ капиталистической эксплуатации. С 40-х годов XIX ст., когда рабочие повели решительную борьбу за свои социальные права, буржуазные экономисты перестали изучать свойственные капиталистическому способу производства общественные отношения и сосредоточили внимание на исследовании организационно-хозяйственных связей. Здесь они достигли значительных успехов, широко используя математику и статистику для выяснения сложных хозяйственных процессов. Многим западным экономистам (особенно специалистам из экономико-математических методов анализа) были присуждены Нобелевские премии по экономическим наукам. Среди них, в частности, американские ученые Пол Самуэльсон, Василий Леонтьев, Милтон Фридмен, английский исследователь Фридрих фон Хайек, французский Морис Алле и др.

Современная развитая капиталистическая экономика социально ориентирована. Решения социальных проблем определяется эффективностью развития экономики. Поэтому, естественно, в этих условиях на первый план выдвигаются вопросы эффективности производства. Задача экономической науки как раз и заключается в том, чтобы разработать такой хозяйственный механизм, который позволял бы наиболее целесообразно, с наименьшими затратами решать хозяйственные задачи и достигать поставленных целей.

Экономикс - это наука о том, как люди и общество выбирают способ использования ограниченных ресурсов, чтобы произвести разнообразные товары и распределить их сейчас или в будущем для потребления различных индивидов и групп общества.

При определении предмета "Экономикс" в западной экономической литературе акцентируется внимание на том, что каждое общество всегда должно решать три основные проблемы для ежедневного обеспечения своих необходимых жизненных условий.

1. Что должно производиться, то есть какие из товаров и услуг, взаимоисключают друг друга, должны быть произведены и в каком количестве?

2. Как будут производиться товары, то есть с помощью каких ресурсов и технологий они должны быть произведены?

3. Для кого предназначены производимые блага, то есть кто должен иметь в своем пользовании эти товары и услуги и получать с них польза? Или иначе, как должна распределяться валовой национальный продукт между различными индивидуумами, домашними хозяйствами и фирмами?

Поставим вопрос: почему, на первый взгляд, простой вопрос, "что делать?", является центральной проблемой всех социально-экономических систем? Глобализация мирохозяйственных связей, открытость экономик и рынков привели к тому, что товары и услуги первой необходимости существуют и производятся во всех странах; наукоемкие товары и услуги для удовлетворения потребностей более высокого порядка могут импортироваться. Поскольку создание товара или услуги, не имеет аналога, то есть товара - настоящей новинки, является достаточно редким явлением, поскольку рынок предлагает разнообразие товаров, их аналогов или заменителей, постольку задача "что делать?" означает вопрос: что мы могли бы производить из конкурентоспособных товаров? Таким образом, в сложившейся ситуации, производитель решает задачу: что он смог бы производить, затрачивая меньшее количество ресурсов по сравнению с конкурентом, при условии обеспечения таких же или высших качественных характеристик товара. Конкурентоспособные параметры товара позволяют реализовать его на рынке. Поскольку производить то, что будет продано на рынке, начальная часть первой проблемы должна быть сформулирована таким образом: какое экономическое благо необходимым рынке, и можем ли мы сделать его с лучшими экономическими, техническими и нормативными параметрами, чем это делают наши конкуренты?

Логично второй частью первой проблемы поставить вопрос - "сколько производить?". Конечно, столько, сколько может быть продано. Это то количество, которое соответствует потребностям потребителей. А вот потребителей следует определить. Таким образом, перед тем как решать, "сколько производить?", необходимо определить, "для кого производить?", то есть кто должен иметь в своем распоряжении эти товары и извлекать из них пользу. Только после проведения маркетинговых исследований рынка, которые содержат анализ товара, совокупного спроса-предложения, конкуренции, сегментации потребителей, определения полной емкости рынка и объема собственной рыночной ниши, производитель может получить ответ на вторую часть первой проблемы: "сколько производить?".

Итак, корректнее сформулировать первую проблему можно таким образом: что, для кого и сколько производить? Подобная постановка вопроса позволяет учесть один из главных факторов - объемы рынка и тенденции его развития, исходя из анализа существующей и прогнозируемой экономической ситуации.

Вторая проблема решает, с помощью каких ресурсов и их комбинаций, с помощью каких технологий будут произведены экономические блага. После получения ответа на вопрос "сколько производить?" решение о технологии производства может быть принято на основе анализа количественных экономических показателей, сопровождающих те или иные технологии. Выбирая средства производства, необходимо учитывать продолжительность жизненного цикла технологии и товара, тенденции и прогнозы объема продаж, возможности "завоевание" или организации рынков сбыта, снижение издержек производства, эластичность спроса и т.д. В понятие "технология" в данном случае включают не только технологический процесс основного производства, но и планирование, организацию, мотивацию, контроль, то есть весь спектр производства от этапов разработки до изготовления, эксплуатации и утилизации товара. К технологиям в рамках второй проблемы следует отнести средства исследования потребностей, создание товара - от идеи до практической реализации (согласно запросам), продвижение товара от производителя до потребителя, умение разработки и проведения маркетинговых мероприятий.

Таким образом, вопрос "как производить?" касается всех аспектов состояния производительных сил и развития производственных отношений. Учитывая то, что целью фирмы в долгосрочном плане является получение прибыли, и резюмируя изложенное, вторую проблему целесообразно рассматривать во всех аспектах технологии маркетингового подхода на базе экономического анализа микросистемы (фирмы).

Третья проблема в проведенном анализе стала частью первой, потому что вопрос, "для кого производить?", должно предшествовать вопросу, "сколько производить?". Поэтому в такой трактовке третья проблема решается раньше. Но рассмотрим сущность составляющих первой и второй проблем. Первая, решая задачи "что производить?", определяет предмет труда. Вторая проблема определяет, с помощью каких ресурсов - труд, земля, капитал, предпринимательство - будет произведено товар. Таким образом, первая и вторая проблемы определяют производительные силы, необходимые для производства товара. Однако общественное производство существует как совокупность производительных сил и соответствующих им производственных отношений - основных факторов развития экономической системы.

Итак, как третью проблему любой общественно-экономической системы, предлагается рассмотреть следующую - как распределять полученный от реализации прибыль между владельцами ресурсов? Последний вывод требует некоторых пояснений. В процессе производства взаимодействуют собственники ресурсов (труд, земля, капитал, предпринимательство): человек (рабочий),государство, владелец капитала, поставщики, посредники и т.д. Каждый из них, включая в производство товара в свою собственность, имеет право на получение определенного дохода. Оптимизация распределения в большинстве случаев субъективная, что и приносит в производственные отношения противоречия. Это является третьей проблемой экономической организации общества.

В микро - и макроэкономических аспектах эти проблемы исследуются на разных уровнях. Макроэкономические исследования относятся или к экономике в целом, либо к таким составляющим ее основным подразделениям (агрегатов), как государственный сектор, домохозяйства и частный сектор.

Агрегат - это совокупность специфических экономических единиц, которые рассматриваются так, как если бы они составляли одну единицу. Так, мы можем считать для себя удобным свести вместе почти 2 тыс. фермерских хозяйств Украины и рассматривать их как одну хозяйственную единицу. Мы можем рассматривать на макроуровне также крупные народнохозяйственные образования, такие как инвестиционный комплекс, топливно-энергетический комплекс, финансово-кредитная система, деньги и т.п.

Макроэкономика пытается нарисовать общую картину или начертить общую схему структуры экономики и связей между крупными агрегатами, составляющими экономику в целом. Поэтому не удивительно, что макроэкономические исследования экономических проблем охватывают анализ таких величин, как:

Общий объем продукции;

Общий уровень занятости;

Общий объем дохода;

Общий объем расходов;

Общий уровень цен и т.п.

Образно говоря, макроэкономика изучает не деревья, а лес. Она дает нам исследование экономики с высоты птичьего полета.

Макроэкономисты не интересуются вообще разделением предметов потребления на автомобили, велосипеды, телевизоры, компьютеры. Они отдают предпочтение изучению всего этого как единого целого под названием "предметы потребления", потому что они интересуются преимущественно взаимодействиями между покупкой домохозяйствами предметов потребления и решением фирм о покупке оборудования и зданий.

В отличие от этого микроэкономика имеет дело с конкретными экономическими единицами, с детальным изучением поведения этих индивидуальных единиц. Когда экономист обращается к микроэкономического анализа, то он, фигурально выражаясь, ставит экономическую единицу или очень маленькую часть экономики под микроскоп и детально изучает аспекты ее функционирования. Здесь мы оперируем терминами: отдельная отрасль, фирма или домохозяйство - и сосредоточиваем внимание на таких величинах, как:

Производство или цена конкретного продукта;

Численность рабочих, занятых в одной фирме;

Выручка или доход отдельной фирмы или отдельного домохозяйства;

Расходы данной фирмы или семьи и т.д.

В микроэкономике мы изучаем уже не лес, а деревья. Итак, микроэкономика - это наука, которая подробно изучает решения, принимаемые индивидуумами относительно отдельно взятых благ.

На микроуровне любая экономическая ситуация рассматривается как результат поведения отдельных хозяйственных единиц. В основе их поведения лежит стремление принять наиболее рациональные решения, т.е. выбора таких вариантов, которые ведут к максимуму результата при минимальных затратах.

Понятно, что поведение реальных участников экономических процессов далеко не всегда отличается рациональностью: они могут поступать совершенно нелогично и даже глупо. Но в микроэкономическом анализе рассматриваются не отдельные действия, а теоретическая модель, которая позволяет понять логические принципы хозяйственного поведения человека. Эта теоретическая модель разрабатывается на основе анализа огромного фактического материала, обобщение которого позволяет сформулировать теоретические выводы, которые характерны для определенного процесса и определяют логику поведения фирмы в данной хозяйственной ситуации.

Во время изучения теоретической модели на микроуровне применяют понятие "экономической лица": субъекта, который осуществляет рациональный выбор, то есть выискивает лучшие способы, что ведут его в данных условиях до достижения цели. Следовательно, теоретические модели отражают не только логику поведения отдельных хозяйствующих субъектов, но и определяют принципы наиболее целесообразного решения экономических задач. Если знать эти принципы, то можно существенно повысить шансы на успех в области практической деятельности.

Рис. 1.1. Экономические отношения как целостная экономическая система

Таким образом, политическая экономия, микроэкономика и макроэкономика имеют свои отдельные аспекты исследования, и только в целом они дают представление о сути экономических отношений как целостной экономической системы. Это можно изобразить схемой, изображенной на рис. 1.1.

Взаимосвязь экономических наук

Показаны на схеме группы экономических отношений фактически представляют собой логику экономического анализа и взаимосвязь между разными науками, которые изучают экономику. Так, конкретно-экономические исследования, данные конкретных наук, изучающих функционирование специализированных отраслей и фирм, представляют собой тот фактический материал, который необходим для теоретических обобщений. На микро - и макроуровнях эти обобщения осуществляются разными путями. Микро - экономисты имеют тенденцию детально изучать один аспект экономического поведения без связи с остальной частью экономики. Это делается с той целью, чтобы сохранить простоту анализа.

Микроэкономический анализ зарплаты шахтеров сделал бы упор на характеристике последней и на финансовых возможностях владельцев шахт. Он пренебрегал бы целым цепью побочных эффектов, которые были бы вызваны повышением зарплаты шахтеров. Например, работники автомобильного сектора могли бы использовать прецедент с повышением зарплаты шахтеров, чтобы себе также обеспечить более высокую зарплату и, таким образом, купить большие дома, где система отопления сжигала бы больше угля. Когда микроэкономический анализ игнорирует эти побочные последствия, его квалифицируют как частичный анализ.

В некоторых случаях побочные эффекты могут быть очень незначительными, и экономисты благоразумно тогда могут концентрировать свои усилия на детальном анализе определенного вида деятельности или отдельно взятого сектора. В других случаях косвенные эффекты могут быть слишком значительными. Чтобы не оставить их вдоль, надо искать другие принципы теоретических обобщений. Именно макроэкономический анализ сосредоточивает основное внимание на выявлении взаимосвязей между различными экономическими явлениями и раскрывает общие тенденции экономического развития. Таким образом, макроэкономика - это логически обусловлен, следующий после микроэкономики, этап научного исследования.

Функционирование любой системы экономических отношений имеет определенные социально-экономические последствия. Поэтому завершение научных исследований должна предусматривать теоретическое обоснование выводов социально-экономического характера, то есть макро - и микроэкономический анализ должен выходить на уровень политэкономических обобщений, в частности давать научное обоснование: как те или иные преобразования в хозяйстве сказываются на отношениях собственности, отношениях распределения, экономическом положении отдельных групп субъектов предпринимательской деятельности, как это отражается на трудовых отношениях, заработной плате, социальной защите населения Итак, каждый экономист и хозяйственный практик по своей сути должны быть політекономами, для того чтобы уметь дать надлежащую научную оценку социально-экономической природе тех хозяйственных решений, которые принимаются как на микро-, так и на макроэкономическом уровнях.

Тема 1. Введение в экономику

Методы и функции экономической теории

Зарождение и развитие экономики

Зарождение экономических идей относится ко времени возникновения человека. Истоки же экономической науки следует искать в учениях мыслителей древнего мира. Древнеиндийские "Законы Ману" (IV-III вв. до н. э.), вавилонские "Законы царя Хаммурапи" (XVIII до н. э.), древнекитайская "Книга перемен" и другие источники отмечали существование общественного разделения труда, частной собственности, отношений господства и подчинения между людьми.

Вершина доклассического этапа развития экономической мысли связана с деятельностью античных мыслителей. Взгляды древнегреческих философов Ксенофонта (430-354 гг. до н. э.), Платона (427-347 гг. до н. э.), Аристотеля (384-322 гг. до н. э.) можно характеризовать как теоретические исходные пункты современной экономической науки. (Например, здесь рассматривались такие вопросы как стоимость и цена товара, полезность, меновые отношения, функции денег и др. Считается, что сам термин "экономика", обозначающий учение о ведении хозяйства, был введен в научный оборот Аристотелем. В Древнем Риме особое значение получили проблемы прикладного, прежде всего аграрного характера).

История свидетельствует, что впервые понятие «экономика » употребил древнегреческий ученый Ксенофонт. Оно явилось производным от двух греческих слов: «ойкос » - дом, хозяйство и « номос» - закон, правило. Под экономикой Ксенофонт понимал науку о законах, или правилах, ведения хозяйства, которое в те времена представлялось как домашнее. Позднее другой знаменитый представитель Древней Греции Аристотеть под экономикой стал подразумевать не только науку, но и само хозяйство как объект изучения экономики как науки.

Экономические школы

1. Как наука экономическая теория возникает в XVI-XVII вв. Истоками ее классического периода стало развитие меркантилизма (от итальянского «мерканте» - торговец). Зародившись в конце XV века, эта школа достигла расцвета в XVII столетии.Главной заботой меркантилистов явилось нахождение способов, с помощью которых государство могло бы добыть себе золото и серебро, считавшиеся главными из богатств. Наиболее известными из них стали запрещение вывоза драгоценных металлов из страны и импорта товаров.Особую популярность среди меркантилистов имели английский экономист Томас Ман , признававший единственным источником богатства торговлю, и французский исследователь Антуан де Монкретьен , который в 1615 г. ввел в употребление термин «политэкономия», что означало «управление государственным имуществом города».


2. В середине XVIII начинают формироваться собственно экономические школы. Физиократы (от греческого «власть природы») отвергали учение меркантилистов, считая, что источником богатства является превышение продукта произведенного над потребленным в сельском хозяйстве. Виднейшим представителем этой школы был Франсуа Кенэ (1694-1774), который в своих «Экономических таблицах» сделал гениальную попытку анализа общественного воспроизводства.

3. Переходным мостиком от меркантилистов и физиократов к классической политэкономии стали работы Вильяма Петти (1623-1686). Широкую известность получило его изречение «Труд есть отец и активнейший принцип богатства, а земля - его мать». Адам Смит и Давид Рикардо вошли в историю как основоположники классической политической экономии. Ее основная идея - либерализм, минимальное государственное вмешательство в экономику, рыночное саморегулирование на основе свободной конкуренции, которое А. Смит назвал «невидимой рукой». Классики политэкономии заложили основы трудовой теории стоимости и учения о доходах, постарались раскрыть экономические законы развития современного им общества. Классическая политическая экономия стала основой для всего последующего развития экономической науки, поставив главные проблемы и предложив основные методы исследования.

4. Опираясь на традиции классической школы политической экономии, К. Маркс и Ф. Энгельс в середине XIX в. создали теоретическую концепцию, получившую обобщенное название марксизм . Их идеи, рассматривающие законы развития капитализма и концепцию социализма, оказывали значительное влияние на развитие отечественной экономической теории вплоть до 1980-х гг.

5. Параллельно с марксизмом была сформулирована теория маржинализма (от английского «предельный»), положившая начало новому неоклассическому этапу развития экономической мысли. Классиками этой теории стали экономисты австрийской школы Карл Менгер (1840-1921), Фридрих фон Визер (1851-1926), Эйген фон Бем-Баверк (1851-1914). Маржинализм в отличии от предшествующих школ экономического анализа исходил из использования предельных, дополнительных величин, характеризующих изменение состояния объекта анализа.

В рамках неоклассического этапа выделяются и современные экономические теории, сформировавшиеся в конце XIX- начале XX вв. Их главными направлениями являются неоклассическое, кейнсианское и институционально-социологическое.

5.1.Неоклассическое направление стало связываться с оформлением «нового классического экономикса», представляющего собой попытку синтезировать маржинализм и классическую политэкономию. Оно представлено современными теориями монетаризма (М.Фридмен (род. 1912)) и неолиберализма (Ф. Хайек (1899-1992)).

5.2. Основателем кейнсианского направления является Джон Мейнард Кейнс (1883-1946). В его работах было дано важнейшее теоретическое обоснование государственного регулирования экономики путем проведения финансовой и денежно-кредитной политики.

5.3. Родоначальником институционально-социологического направления является Торстейн Веблен (1857-1929). Название концепции происходит от латинского «институтиум»- учреждение, организация, установление. Все ее сторонники рассматривают экономику как систему, включающую совокупность экономических и внеэкономических факторов и отношений.

Экономика как наука. Микроэкономика и макроэкономика

Общепризнанного определения экономики до сих пор нет, т.к. она охватывает такой широкий спектр значений, что при любом кратком определении остаются без внимания какие-либо важные аспекты предмет а. Однако основная проблема экономической теории и практики состоит в разрешении противоречия между безграничными потребностями людей и ограниченными ресурсами.

Экономика - это наука изучающая создание и использование материальных благ, получение материальных средств существования (отец экономики, А. Смит).

Экономическая наука изучает ту сферу индивидуальных и общественных действий, которая теснейшим образом связана с созданием и использованием материальных основ благосостояния (Анг. экономист, А. Маршалл)

Структурно экономическая теория включает в себя два раздела: микроэкономику и макроэкономику. Микроэкономика изучает поведение отдельных экономических агентов. Ее основоположниками считаются представители маржинализма. В центре ее анализа - цены отдельных товаров, затраты-издержки, формы и механизмы формирования капитала и функционирования фирмы, механизм ценообразования, мотивация труда. Макроэкономика изучает экономические процессы и явления на уровне государства. Объект ее исследования - национальный продукт, экономический рост, занятость, инфляция. Макро- и микроэкономика взаимообусловлены и органически взаимодействуют.

Мезоэкономика – экономика отраслей и крупных регионов.

Метаэкономика – означает единство экономики и среды с которой она связана.

Позитивная экономика – изучает факты и зависимости между ними, отвечает на вопрос: то есть или что может быть.

Нормативная экономика – определяет какие условия экономики желательны или нежелательны, и отвечает на вопрос: что должно быть.

Любую науку формируют две составляющие: теория и практика, которые взаимно обусловливают друг друга. Теория как таковая представляет систему знаний, дающую целостное представление о каком - объекте или явлении.

Экономика - это система знаний об экономике как хозяйстве. Эти знания научные, так как они облечены в определенные идеи, положения, формулы, категории и понятия. Важной особенностью конкретных экономических дисциплин является их тесная связь с практикой, так как главное их назначение состоит в том, чтобы научить работать в определенной сфере экономики: в области управления, бухгалтерского учета, банковского дела и т.д. Вот почему эти науки называются прикладными.

Эта связь осуществляется, прежде всего, через конкретные экономические дисциплины, так как в их основании лежит общая экономическая теория. Экономика она дает знания, которые могут пригодиться в жизни любому человеку. Она особенно необходима тем, кто принимает экономические решения, проводя экономическую политику на микроэкономическом уровне, уровне отдельного предприятия или на макроэкономическом уровне, уровне всего народного хозяйства. При этом она помогает принимать правильные решения не только с точки зрения интересов отдельного человека, но и всей экономики в целом, интересов большинства людей.

Экономика анализирует хозяйственную деятельность в основном на двух различных уровнях: микроэкономическом и макроэкономическом.

Микроэкономика - особый раздел экономической теории, изучающий экономические отношение между хозяйствующими субъектами, их деятельность и влияние на национальную экономику. К хозяйствующим субъектам микроэкономики относятся потребители, работники, владельцы капитала, предприятия (фирмы), домашние хозяйства, предприниматели. В центре внимания микроэкономики - производители и потребители, принимающие решения по поводу объемов производства, продаж, покупок, потребления, цен, затрат и прибыли. Микроэкономика объясняет, как устанавливаются цены на отдельные товары, какие средства и почему инвестируются в развитие тех или иных отраслей народного хозяйства, как потребители принимают решение о покупке товара и как на их выбор влияют изменения цен и их доходов и др. Микроэкономика изучает рыночное поведение субъектов, отношения между ними в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг, а также отношения между производителями, потребителями и государством.

Микроэкономика как метод экономического анализа базируется на оценках и исследованиях поведения индивидуальных единиц хозяйственного процесса - предпринимателей; всякая индивидуальная единица принимается за свободную и изолированную.

Макроэкономика (национальная экономика) - раздел экономической теории, изучающий экономические процессы и явления, охватывающие национальное хозяйство, как единую систему, в которой органически соединяются все звенья материального и нематериального производства.

Основные проблемы макроэкономики - инфляция, безработица, экономический рост, валовой национальный продукт, валовой внутренний продукт, национальный доход, уровень и качество жизни населения, занятость, деньги, процентные ставки, инвестиции, бюджетный дефицит, налоги, методы государственного регулирования и т.д.

Макроэкономика как метод экономического анализа основана на оценке макроэкономических показателей, таких как валовой внутренний продукт, валовой национальный продукт, национальный доход, располагаемый доход и др.

Мезоэкономика изучает экономические явления и процессы, охватывающие все промежуточные системы или отрасли народного хозяйства (АПК, ВПК, экономику здравоохранения, экономику торговли, т.е. экономику отдельных отраслей и сфер народного хозяйства).

Мировая экономика - сумма всех национальных экономик, связанных международным разделением труда, мировым рынком, системой межгосударственных хозяйственных связей.

В экономике можно выделить еще два направления экономических процессов в зависимости от области приложения ее результатов.

Позитивная (дискриптивная) экономика изучает факты и зависимости между ними, призвана исходить из накопленных знаний и опыта и отвечать на вопросы: что есть и что может быть в экономике? Практические суждения, касающиеся реального состояния экономики, называются позитивными. Основной продукт этой части экономической науки - знания, обобщения, экономический анализ, аналитический прогноз (сбор фактов, обобщение результатов наблюдения). Она описывает, анализирует, но не дает рекомендаций.

Нормативная экономика ставит перед собой более сложную задачу - поведать о том, что должно быть, как следуетдействовать, чтобы достичь желаемых результатов. Она оперирует категориями, рецептами, содержащими на первом месте слова: надо, необходимо, следует. Теоретические суждения, рассматривающие желаемые состояния, называются нормативными. Эта экономика дает рекомендации, рецепты действий.


2 вопрос (Общественное воспроизводство: сущность, структура. Типы, критерии и показатели общественного воспроизводства)

Общественное производство это часть экономической системы представляющая собой множество предпринимательских сфер экономики связанных между собой в единое целое.

Распределение - процесс определения доли, количества, пропорции участия каждого члена общества в произведенном продукте.
Обмен - процесс движения материальных благ и услуг от одного субъекта к другому и форма общественной связи производителей и потребителей.

Структура общественного производства
Минимально необходимым для общественного воспроизводства является наличие двух подразделений:
производство средств производства;
производство предметов потребления, которые выполняют различные функции в процессе воспроизводства.
Средства производства служат для воспроизводства преимущественно вещественных, материальных элементов производительных сил, предметы потребления - для воспроизводства человеческого фактора производства.

Типы воспроизводства
Простое воспроизводство - это повторение производства в прежних, неизменных масштабах. Это значит, что общество весь вновь произведенный продукт, в т.ч. и прибавочный, расходует на потребление, а само производство возобновляется в тех же объемах и в том же количестве.

Суженное воспроизводство -это возобновление процесса производства в сокращенном, уменьшенном размере. Такое воспроизводство характерно для стран , находящихся в глубоком и длительном социально-экономическом кризисе, в случаях внезапного и быстрого разрушения единого экономического пространства, когда воспроизводственные связи разрываются.
Расширенное воспроизводство - это повторение процесса производства в увеличенном масштабе, при этом полученный доход идет не только в личное потребление товаропроизводителя, но и на приобретение дополнительных производственных ресурсов.
В соответствии со вторым критерием в экономической теории различают: экстенсивное, интенсивное и смешанное воспроизводство.
Экстенсивное воспроизводство - это процесс расширения масштабов производства за счет привлечения дополнительных ресурсов на прежней технологической основе. Можно выделить несколько путей экстенсификации: рост численности рабочих, увеличение рабочего дня, рост добываемого сырья и т.п. Интенсивное воспроизводство - это процесс увеличения объема производства за счет качественного улучшения технологий и техники. Смешанное воспроизводство - это процесс увеличения масштабов производства за счет одновременного повышения количества экономических ресурсов и совершенствования техники и технологии.

В русском языке, в отличие от английского, термином экономика определяются два разных понятия: экономическая наука и экономика как хозяйство.

Экономика как хозяйство (в англ. Economy) отражает всю совокупность так называемых экономических институтов данной страны, включая её природные ресурсы, предприятия (фирмы) и домашние хозяйства, существующую систему законодательства, структуру государственных органов, сложившиеся в обществе убеждения и господствующие ценности, традиционный образ жизни и формы собственности. В этом смысле говорят, например, что "экономика переживает кризис", или в экономике страны наметились положительные тенденции.

Экономическая наука (в англ. Economics) изучает взаимодействие участников экономических отношений (субъектов экономики). В экономических отношениях участвуют индивиды и домашние хозяйства, различные государственные органы, отдельные фирмы и целые отрасли.

Экономическая наука сочетает в себе теорию с ее практическим применением.

Экономическая теория представлена совокупностью наук, которые можно разделить на две группы: общая и частная экономические теории. Первая раскрывает сущность, содержание, а также закономерности развития экономических процессов в обществе в целом безотносительно к отраслям и сферам деятельности. Вторая рассматривает отдельные функции экономического управления - теорию учета, теорию статистики, теорию финансов и т.п. Предметом нашего изучения является общая экономическая теория , в дальнейшем - просто экономическая теория.

Экономическая теория изучает не все, а лишь главные, самые важные процессы экономической жизни общества и каждого человека в нем. В чем суть их? Она очевидна. Чтобы жить, люди должны удовлетворять свои нужды, запросы в пище, одежде, жилье, образовании и т.п. Возникает необходимость производить их, используя природные ресурсы, орудия производства, машины, знания и накопленный опыт людей. Складываются отношения между людьми, отношения людей к природе, формируются субъекты хозяйствования (предприятия, фирмы, отдельные предприниматели, общества). В сложном многообразии этих отношений и процессов добывания, благ для удовлетворения потребностей людей проявляются объективные связи, принципы, зависимости и закономерности. Их и должна выявить экономическая теория.

Известны три подхода к определению того, чем занимается экономическая теория.

Первый подход состоит в том, что, поскольку материальные потребности общества безграничны, а экономические ресурсы для производства товаров и услуг ограниченны (или редки), эффективность (результативность) экономики достигается путем рационального выбора: выпуск одного вида продукции может быть увеличен за счет сокращения производства другого. Кроме того, соизмеряются оптимальность нынешнего производства продукции и будущие возможности удовлетворения потребностей. При этом в обществе необходимо обеспечить полную занятость населения и достаточный объем производства. Главное в этом подходе - соотношение "потребности - ресурсы", которое и выступает предметом исследования экономической теории. Предметом изучения данного подхода является деятельность человека, домашнего хозяйства, фирмы, общества, роль государства в производстве, обмене, распределении и потреблении благ.

Второй подход сводится к определению предмета экономической теории и заключается в исследовании системы производительных сил и производственных отношений. При этом исследуются не только внешние, хозяйственные проявления тех или других, но и их социальная (общественная) сущность, взаимодействие общественных организаций и законы развития. Данный подход характерен для марксистской экономической теории, политической экономии. Однако это не означает, что поставленные вопросы не изучаются в первом подходе, но здесь они исследуются через ресурсы, факторы производства, рыночные отношения, а в политической экономии рассматриваются непосредственно.

Суть третьего подхода состоит в том, что предметом изучения экономической теории служит общество как совокупность экономических отношений, системы хозяйствования, эффективное использование ресурсов, а также методы государственного регулирования и экономической политики в целях достижения стабильного экономического роста и благосостояния.

Каждый из названных подходов расширяет круг объектов (блага, потребности, ресурсы, производительные силы, производственные отношения, надстройка) и субъектов (собственники, домашние хозяйства, фирмы, государство), взаимосвязи между которыми изучаются экономической теорией. Они углубляют и обобщают наши представления об экономической жизни общества в системе принципов, теорий, законов.

Предмет экономической теории и ее объект. Обобщая изложенное, можно сказать, что предметом курса экономической теории являются экономические отношения , складывающиеся в общественном развитии, в их взаимодействии с производительными силами, экономический механизм хозяйствования, учитывающий интересы всех субъектов общества. Экономическая теория как учебная дисциплина изучает экономические категории, экономические законы и механизм хозяйствования, регулирующие отношения в производстве, распределении, обмене и потреблении, а также различные уровни функционирования экономической системы - в звеньях микро-, макроэкономики и мирового хозяйства.

Углубленная характеристика предмета экономической теории предполагает раскрытие содержания и структуры ее слагаемых, элементов. Так, потребности людей подразделяются на материальные, духовные и социальные, а само производство по своей структуре - на материальное и нематериальное производство благ и услуг. Инфраструктуру производства обеспечивают отрасли и сферы его обслуживания - транспорт, связь, система водообеспечения и др.

Таким образом, экономическая теория предстает перед нами как система знаний о сложном многообразии явлений экономической жизни общества, дающая возможность в экономических понятиях, категориях, законах, принципах и формах увидеть определенный порядок, причинно-следственную зависимость, поддающуюся познанию и воздействию на нее.

Структура экономической теории. Известно, что процесс исследования и процесс изложения различаются между собой. Исследуются массовые, повторяющиеся, существенные причинно-следственные связи и явления, позволяющие выявить их глубинную сущность, закономерности и законы развития всей общественной жизни и отдельных ее сторон.

В марксистской политической экономии обосновывается формационный подход и так называемый "позаконный" способ изложения курса, когда в системе экономических законов выделялись основной экономический закон, закон планомерного развития, другие специфические и общие экономические законы для раскрытия каждого экономического закона. В современной экономике изложение ведется по элементам рыночного хозяйственного механизма. В основу положено раскрытие спроса и предложения, цены и ценообразования, конкуренции и рассматривается поведение отдельных субъектов в условиях изменяющейся рыночной среды.

Таким образом, кроме общих основ экономической теории, выделяются три уровня отношений, а значит, и разделения экономической науки, получившего название "микроэкономика", "макроэкономика" и "интерэкономика" (мировое хозяйство).

Задачи и функции экономической теории. Задачи экономической теории как науки и учебной дисциплины определяются ее предметом и функциями. Можно выделить познавательную, практическую и мировоззренческую функции экономической теории. Познавательная функция состоит в том, что в категориях и принципах, законах и закономерностях экономическая теория выражает самые существенные процессы общественного развития, обеспечивает познание сложного мира экономики, взаимосвязи производства, распределения, обмена и потребления, всех элементов и структур народного хозяйства. В центре внимания экономической теории находится человек с его потребностями и интересами, отношениями к другим членам общества, к материальным элементам производительных сил.

Экономическая теория и экономическая политика. Экономическая теория, обобщая факты развития экономики, не только дает возможность определить целесообразность и приоритетность удовлетворения потребностей сегодня, но и выработать рациональные перспективные задачи и пути их достижения, обосновать экономическую стратегию и экономическую политику. Основываясь на экономической теории, в обществе формируется экономическая политика как система мер и способов практической реализации, целей и социально-экономических задач, в которой концентрированно выражаются приоритеты экономической стратегии и направления, способы, механизм функционирования общественной системы.

В числе главных задач изучения экономической теории на современном этапе развития нашей страны можно обозначить выявление особенностей:- перехода общества от командно-административной системы к рыночной;- формирования механизма хозяйствования, предполагающего различные системы, и обоснования экономической политики для смешанной экономики;- выхода из социально-экономического кризиса и достижения стабилизации экономического развития;- становления национальной модели рыночной экономики.

Для решения этих задач необходимы своеобразный научный метод познания экономики, изучение реальной действительности и умелое использование достижений мировой экономической мысли.

Современную экономическую теорию можно условно разделить на две ветви: микроэкономику и макроэкономику (табл.1).

Таблица 1

Основы деления экономики на уровни

Макроэкономика имеет дело с экономикой в целом, а не с отдельными ее субъектами. Ее задача -- анализ фундаментальных проблем, что, как и для кого производить, на общенациональном уровне. Такой подход позволяет объяснить такие явления, как безработица и инфляция, как развивается экономика, и почему происходят периодически повторяющиеся экономические спады, какие существуют методы регулирования экономики, как стимулировать экономический рост, где границы государственного вмешательства в экономику.

Выделение этих двух уровней подхода к экономике вовсе не означает, что микроэкономика и макроэкономика не связаны между собой. И та и другая оперируют одними и теми же понятиями: цена и заработная плата, доходы и издержки, выпуск продукции и потребление и др. Выводы, к которым приходит микроэкономика, используются в макроэкономике. В то же время поведение отдельных индивидуумов или отдельных фирм во многом зависит от того, в каком состоянии находится экономика в целом. Поэтому исследования в области микроэкономики опираются на результаты, которые получены в области макроэкономических исследований.

Макроэкономика - это наука, которая исследует вопросы, приводящие к пониманию общей экономической картины.

Макроэкономические показатели - это сводные усредненные показатели, отражающие общие тенденции в экономике.

Макроэкономика исследует следующие вопросы:

Насколько быстро изменяется уровень безработицы в стране?

Есть ли тенденция к росту цен?

Каков уровень безработицы и инфляции?

Как изменился общий доход нации?

Каков уровень бедности в стране?

Каков уровень экономического роста в стране?

Микроэкономика изучает поведение индивидуального экономического субъекта рыночной экономики. Под индивидуальным экономическим субъектом понимается (неделимый) некий первичный (простой) элемент хозяйственной системы, которую невозможно разбить на составные части в терминах этой системы и которая самостоятельно осуществляет определенные экономические функции. Таким звеном системы считается фирма, домашнее хозяйство, производитель, потребитель и т.д. Поведение экономического субъекта - это процесс выработки, принятия и реализации решения о том, как ему действовать в рыночной среде, т.е. как применить имеющиеся в его распоряжении ограниченные ресурсы с наибольшей для него пользы, т.е. при максимальной материальной для него выгоде.

Микроэкономика, имеет дело с поведением субъектов рыночной системы -- индивидуумов или отдельных домашних хозяйств, отдельных фирм, а также с ситуациями, которые возникают на отдельных рынках или в отраслях. Поэтому в центре внимания микроэкономики находятся индивидуальные рынки товаров и услуг, механизм формирования цен на этих рынках, способы максимизации удовлетворения своих потребностей каждым человеком и максимизации своих доходов каждой фирмой. В этой связи микро - экономика дает ответы на такие вопросы: почему повышение цен на молоко по-разному влияет на изменение величины спроса на них; как скажется подорожание кожи на объеме производства обуви; как ведет себя фирма, если у нее 10 тысяч конкурентов, и как она себя поведет, если ей противостоят два конкурента; как должно поступать государство, если данный вид продукции выпускает только одна фирма. В этих и многих подобных им случаях микроэкономика изучает, как решается проблема выбора в условиях ограниченных ресурсов отдельным субъектом экономики.

Микроэкономика - это наука, которая изучает выборы, совершаемые отдельным человеком, семьей или фирмой.

Компромиссный выбор- это ситуация, в которой приходится отказаться от некоторого количества одного блага с целью получения большего количества другого.

Микроэкономика изучает такие вопросы, как

а) Выборы, совершаемые отдельным человеком, семьей или фирмой.

б) Сколько должны стоить товары и услуги?

в) Какова зарплата работников предприятия?

г) Стоит ли вкладывать деньги в покупку товаров или услуг?

Объекты микроэкономики:

а) личная экономика

б) семейная экономика

в) экономика предприятия

г) экономика города

д.) экономика холдинга и т.д.

Контрольные вопросы:

1. Что такое экономика как наука?

2. Какое практическое значение имеет знание экономики?

3. Перечислите известные вам экономические факторы, которые определяют ответы на главные вопросы экономики.

4. Перечислите три подхода к определению того, чем занимается экономическая теория.

5. На какие две ветви условно разделяется экономическая теория?



Похожие статьи