Денежной массы становится больше вследствие. Денежная масса и денежные агрегаты

Денежная масса - это совокупность наличных и безналичных покупательных и платежных средств, обеспечивающих обращение товаров и услуг в народном хозяйстве, которым располагают частные лица, институциональные собственники и государство.

В структуре денежной массы выделяется активная часть, к которой относятся денежные средства, реально обслуживающие хозяйственный оборот, и пассивная часть, включающая денежные накопления, остатки на счетах, которые потенциально могут служить расчетными средствами.

Важнейшим количественным показателем денежного обращения является денежная масса, представляющая собой совокупный объем покупательных и платежных средств, обслуживающих хозяйственный оборот и принадлежащих частным лицам, предприятиям и государству. Таким образом, структура денежной массы достаточно сложна и не совпадает со стереотипом, который сложился в сознании рядового потребителя, считающего деньгами, прежде всего наличные средства - бумажные деньги и мелкую разменочную монету. На деле доля бумажных денег в денежной массе весьма низка (менее 25%), а основная часть сделок между предпринимателями и организациями, даже в розничной торговле, совершается в развитой рыночной экономике путем использования банковских счетов. В результате наступила эра банковских денег-чеков, кредитных карточек, чеков для путешественников и т.п. Эти инструменты расчетов позволяют распоряжаться денежными депозитами, т.е. безналичными деньгами. При оплате товара и услуги покупатель, используя чек или кредитную карточку, приказывает банку перевести сумму покупки со своего депозита на счет продавца или выдать ему наличные.

Вместе с тем в структуру денежной массы включаются и такие компоненты, которые нельзя непосредственно использовать как покупательное или платежное средство. Речь идет о денежных средствах на срочных счетах, сберегательных вкладах в коммерческих банках, других кредитно-финансовых учреждениях, депозитных сертификатах, акциях инвестиционных фондов, которые вкладывают средства только в краткосрочные денежные обязательства и т. п. Перечисленные компоненты денежного обращения получили общее название “квази-деньги”. Квази-деньги представляют собой наиболее весомую и быстро растущую часть в структуре денежного обращения. Экономисты называют квази-деньги ликвидными активами. Под ликвидностью какого-либо имущества или активов понимается их легкореализуемость, возможность их обращения в денежную форму без потери стоимости. Следовательно, самым ликвидным видом активов являются деньги. К высоколиквидным видам имущества относятся золото, другие драгоценные металлы, драгоценные камни, нефть, произведения искусства. Меньшей ликвидностью обладают здания, оборудование.

Для анализа количественных изменений денежного обращения на определенную дату и за определенный период, а также для разработки мероприятий по регулированию темпов роста и объем денежной массы используются различные показатели (денежные агрегаты).

Факторы, влияющие на денежную массу. Изменение объема денежной массы может быть результатом как изменения массы денег в обращении, так и ускорения их оборота.

Скорость обращения денег - показатель интенсификации движения денег при функционировании их в качестве средства обращения и средства платежа. Он трудно поддается количественной оценке, поэтому для его расчета используются косвенные данные. Изменение скорости обращения денег и, соответственно, объема денежной массы, зависит от многих факторов: как общеэкономических (циклического развития экономики, темпов экономического роста, движения цен), так и чисто монетарных (структуры платежного оборота, развития кредитных операций и взаимных расчетов, уровня процентных ставок на денежном рынке и т. д.). Ускорению обращения денег способствуют замена металлических денег кредитными, развитие системы взаимных расчетов - внедрение ЭВМ в банковское дело, применение электронных средств денежных расчетов. С помощью денежно-кредитного регулирования государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли экономики страны.

Факторы, воздействующие на объем денежной массы

Размер официальной учетной ставки

В современных условиях проводимой в России политики ограничения объёмов кредитных вложений - кредитной рестрикации - особое значение придаётся такому инструменту регулирования денежного и кредитного рынка, как официальная учётная ставка по кредитам Банка России.

Официальная учётная ставка - выступает как плата, взимаемая Центральным Банком при покупке у коммерческих банков ценных бумаг до наступления сроков оплаты по ним. В тоже время данная ставка является ориентиром, как для ставок по другим видам кредитов Банка России, так и для рыночных ставок. Устанавливая официальную учётную ставку, Центральный Банк РФ определяет стоимость привлечённых кредитных ресурсов коммерческими банками. Чем выше уровень учётной ставки, тем выше стоимость кредитов рефинансирования Банка России. Отсюда следует, что политика изменения учётной ставки представляет собой вариант регулирования качественного параметра денежного рынка - стоимости банковских кредитов.

Посредством манипуляции с официальной учётной ставкой Центральный Банк РФ воздействует на состояние не только денежного, но и финансового рынка. Так, рост учётной ставки влечёт за собой повышение ставок по кредитам и депозитам на денежном рынке, что, в свою очередь обуславливает уменьшение спроса на ценные бумаги и увеличение их предложений. Спрос на ценные бумаги падает как со стороны небанковских учреждений, так и со стороны кредитных институтов, поскольку при дорогих кредитах более выгодным становится прямое финансирование. Предложение ценных бумаг, в свою очередь, возрастает. Понижение официальной учётной ставки, напротив, удешевляет кредиты и депозиты, что приводит к противоположным процессам: повышается спрос на ценные бумаги, уменьшается их предложение, поднимается рыночная стоимость.

Таким образом, учётная политика Банка России представляет собой механизм непосредственного воздействия на ликвидности кредитных институтов посредством изменений стоимости кредитов рефинансирования, что косвенно оказывает влияние на экономику страны в целом.

Повышая или понижая официальную учетную ставку, центральный банк оказывает воздействие на возможности коммерческих банков и их клиентов в получении кредита, что в свою очередь влияет на экономический рост, денежную массу, уровень рыночного процента. Изменение учетной ставки центрального банка, вызывая соответствующее изменение рыночного процента, отражается на состоянии платежного баланса и валютного курса. Повышение ставки способствует привлечению в страну иностранного краткосрочного капитала, а в итоге активизируется платежный баланс, увеличивается предложение иностранной валюты, соответственно снижается курс иностранной и повышается курс национальной валюты. Снижение ставки приводит к противоположным результатам.

    Денежный рынок: спрос, предложение, проблема равновесия

Денеж­ный рынок - это рынок, на котором обращаются краткосрочные ценные бумаги. Временным критерием обычно считается один год. Если бумага будет обращаться на рынке не более года, то она рассматривается как инст­румент денежного рынка. В то же время такие бумаги, как вексель или бан­ковский сертификат, также относят к инструментам денежного рынка, хотя они могут обращаться и больше одного года. Денежный рынок служит для обеспечения потребностей хозяйствующих субъектов в краткосрочном фи­нансировании.

Рынок денег: совокупный спрос на деньги, предложения денег. Равновесие денежного рынка.

Механизм рынка денег, как и всякого сегмента национального рынка, может быть представлен следующими элементами: спрос на деньги, денежное предложение, равновесная “цена” денег.

Совокупный спрос на деньги состоит из двух принципиально разных составляющих: операционного спроса и спекулятивного спроса :

M d - совокупный спрос на деньги;

M d 1 - операционный спрос на деньги;

M d 2 - спекулятивный спрос на деньги.

Операционный спрос на деньги связан с обслуживанием торговых и платежных операций. Он зависит от того, сколько товаров, услуг, факторов производства находится на рынках страны и по каким ценам они продаются. Количественно эта часть спроса на деньги определяется уравнением И. Фишера:

V - скорость обращения денег;

P - уровень цен на товары, услуги, факторы производства;

Q - количество товаров, услуг, факторов, представленных на рынке.

В экономической литературе используется и другая формула уравнения И. Фишера (кембриджский вариант):

Спрос на деньги, обусловленный желанием выгодно разместить сбережения называется спекулятивным . Он определяется возможностью и выгодой сберегать деньги в виде наличности, что, в свою очередь, зависит от доходности альтернативных сбережений (вложений денег в различные финансовые активы - акции, облигации, размещения в банковской системе и т.д.). Доходность вложений в различные финансовые активы может определяться:

С - годовая сумма поступлений от вложений (номинальный доход);

А - номинальная стоимость вложений (финансовых активов),;

i - годовая номинальная ставка процента по вложениям.

Если стоимость финансовых активов падает, то ставка процента растет, спрос на активы растет, что ведет к сокращению запаса наличных денег, т.е. спрос на наличные деньги снижается, а значит, снижается спекулятивный спрос на деньги. Очевидна обратная зависимость между спекулятивным спросом на деньги и рыночной номинальной ставкой процента:

L - функция ставки процента по финансовым активам.

Факторы динамики спроса на деньги :

Уровень дохода;

Уровень цен;

Скорость обращения денег;

Уровень равновесной рыночной ставки процента.

Совокупный спрос на деньги может быть представлен в следующем виде:

Обычно рассматривают реальный спрос на деньги:

Связь номинальной и реальной ставки процента описывается одним из уравнений И. Фишера:

i - номинальная ставка процента;

r - реальна ставка процента;

π - темп инфляции, уровень инфляции.

Изобразим графически зависимость операционного и спекулятивного спроса от ставки процента (см. график 7.1). Все возможные варианты соотношения величины совокупного спроса на деньги и уровней реальной ставки процентта лежат на кривой M d , которая получила название кривой предпочтения ликвидности.

График 7.1. Совокупный спрос на деньги. В случае перемещения из точки А в точку В величина операционного спроса на деньги (M d 1) остается неизменной, а величина спекулятивного растет (M d1 2 - M d2 1) в результате снижения реальной ставки процента (r 1 - r 2).

Структуру денежного предложения можно представить как наличность (С) вне банковской системы и депозиты (D) - средства, которые размещены в банковской системе и могут, в случае необходимости, использоваться во время соглашений экономическими субъектами.

Для характеристики предложения денег используются такие показатели:

Денежная масса :

Денежная база : , где

C - наличность вне банковской системы;

D - депозиты - средства, размещенные в коммерческих банках;

R - средства коммерческих банков, которые депонируются в Центральном банке в виде обязательных резервов.

Государство и соответствующие банковские институты (Центральный банк страны) поставляют в экономику определенную, не зависимую от рыночной ставки процента, количество денег. Графически предложение денег (в отмеченной системе координат) можно отразить вертикальной прямой линией (прямая M S на графике 7.2 а и 7.2 б).

Пересечение графиков совокупного денежного спроса (M d) и предложения денег (M S) определяет точку равновесия (А и В на графике 7.2) на рынке денег - это “цена”, которая взымается за пользование деньгами , - равновесная реальная ставка проценту .

Нарушение равновесия на рынке денег возможно как со стороны денежного предложения (график 7.2 а), так и со стороны спроса на деньги (график 7.2 б). В случае, если количество необходимых денег (спрос на деньги) больше количества предложенных (предложения денег), экономические субъекты попытаются приспособиться к ситуации путем продажи некоторой части принадлежащих им финансовых активов. Но продажа финансовых активов одними экономическими агентами одновременно есть их покупка другими субъектами рынка. Общее желание получить больше денег путем продажи финансовых активов увеличит предложение относительно спроса на финансовом рынке и снизит номинальную стоимость финансовых активов. Снижение номинальной стоимости увеличит ставку процента. Это, в свою очередь, приведет к тому, что население, предприниматели будут стремиться хранить свои средства в виде ценных бумаг, в банках, но не в виде наличности, а поэтому спрос на наличные деньги уменьшится и рынок вернется к ситуации равновесия в точке, которой соответствует более высокая ставка процента (точка С на графике 7.2 а). И наоборот, увеличение предложения денег приведет к излишку денег, а в конечном итоге - к снижению ставки процента (точка D).

График 7.2. Нарушение и восстановление равновесия на рынке денег.

Колебания ставки процента будут наблюдаться и в случае изменения совокупного спроса на деньги (график 7.2 б). Таким образом, равновесие на рынке денег возобновляется благодаря колебаниям ставки процента . Равновесная рыночная ставка процента уравновешивает количество предложенных и необходимых экономике денег.

    Эволюция денежных систем

Виды денежных систем и их эволюция

В результате эволюции товарного хозяйства и присущих ему экономических отношений денежные системы постепенно менялись, приобретали различных форм, которые можно классифицировать по нескольким критериям В зависимости от формы, в которой функционируют деньги, выделяют следующие виды денежных систем: = Система металлического обращения, когда денежный металл непосредственно находится в обороте и выполняет все функции денег, а банкноты остаются разменных на металл; = Система бумажно-кредитного обращения, при которой в обращении находятся только на денежный металл знаки денег - казначейские билеты или банкноты. Металлические денежные системы исторически выступали в формах биметаллизму и монометаллизму. В эпоху первоначального накопления капитала (XVI - XVIII вв.) Денежные системы, как правило, основывались на биметализм, возникший еще во времена феодализма. Биметаллизм - это денежная система, в которой роль всеобщего эквивалента законодательно за двумя металлами - золотом и серебром; монеты из этих металлов и оборачивались на равных началах, банкноты подлежали размена на оба эти металлы. Исторически первым видом биметаллизму была система параллельной валюты, по которой соотношение между золотыми и серебряными монетами устанавливалась на рынке стихийно, т.е. при осуществлении платежей золотые и серебряные монеты принимались согласно рыночной стоимости золота и серебра. Это создавало некоторые трудности, которые были связаны с существованием на рынках двух общих эквивалентов, а значит - двух мер стоимости, двух систем цен. Ситуация осложнялась постоянным изменением соотношения между золотом и серебром по стоимости. Чтобы упростить ситуацию, государство устанавливала в законодательном порядке обязательное стоимостное соотношение между двумя металлами, которые оборачивались на равных началах с их открытого чеканки. Такой вид биметаллизму получивший название «система двойной валюты». Но установлено фиксированное стоимостное соотношение часто не совпадало с реальным рыночным. Это было связано с неравномерностью роста производительности труда при добыче золота и серебра и приводило к тому, что стоимость одного денежного металла, а другой. Тот металл, который был по закону недооцененным, из обращения металлом, стоимость которого по закону была завышена. В этом проявлялась действие закона Коперника-Грешема: «Худшие деньги вытесняют из обращения лучшие». Так, в конце ХVII в. в Англии было официально установлено стоимостное соотношение между золотом и серебром 1: 15,5, в то же время во Франции и Голландии этот показатель составлял 1: 15, а рыночное стоимостное соотношение между слитками золота и серебра - 1: 14,9. Таким образом, в Англии стоимость золота по закону была завышена на 4%. Поэтому выгоднее было платить золотом, так как плательщик при этом получал экономию в размере 4% от суммы платежа. Они в слитки и вывозились за границу с целью покупки золотых слитков для их в монеты для обращения. Именно этим объяснялся тот факт, что за 15 лет - с 1702 до 1717 г. - в Англии золотых монет было по стоимости в 32 раза больше, чем серебряных. В начале XIX в. в США официальное соотношение между золотом и серебром было установлено 1:16, а в европейских странах - 1:15,6. Поэтому недооцененное по закону серебро вывозилось из США в Европу в обмен на золото. В США из обращения серебро, а в европейских странах - золото. Разновидностью биметаллизму была так называемая система «прихрамывая» валюты, по которому один из видов монет в закрытом порядке. Примером является французская денежная система, когда в 1873 г. было запрещено свободное чеканка серебра, но за 5 франков серебряными монетами осталась неограниченная сила законного платежного средства. Это была попытка спасти биметаллизм. Однако биметаллизм не отвечал потребностям развитого рыночного хозяйства, так как использование в качестве меры стоимости двух металлов противоречило сути этой функции денег. С развитием капитализма место полноценных денег в обороте все чаще занимали кредитные деньги и безналичные расчеты. В начале второй половины ХIХ ст. несколько европейских стран прибегли к попытке сохранить биметаллизм посредством заключения международного соглашения - так называемого Латинского монетного союза. На конференции 1865 г. было заключено соглашение между Францией, Бельгией, Италией и Швейцарией для поддержания стабильности денежного обращения на базе биметаллизму. Это была первая попытка межгосударственного регулирования денежных систем. На территории стран Латинского монетного союза хранились свободная чеканка монет из золота и серебра при поддержании твердого соотношения между золотыми и серебряными монетами (1:15,5), одинаковый металлический содержание (вес и проба) денежных единиц, свободное обращение монет одних государств-членов на территориях других. Такой союз должен укрепить позиции стран-членов относительно других европейских стран, прежде всего Великобритании и Германии. Но он просуществовал не долго. Обесценение серебра в конце XIX в. через удешевление его производства привело к тому, что фактическое рыночное соотношение золотых и серебряных монет по стоимости составляло 1: 20, 1: 22. Как следствие, недооценены по закону золотые монеты начали переходить из сферы обращения сокровищ. Это в итоге привело к распаду Латинского монетного союза. В 1878 г. свободная чеканка серебра в странах союза было запрещено, и все эти страны перешли к золотому монометаллизму.

    Инфляция: сущность, показатели, виды, причины

Инфляция 1 - это повышение общего уровня цен, сопровождающееся обесценением денежной единицы.

Сущностью инфляции является дисбаланс между совокупным предло­жением и совокупным спросом в сторону превышения последнего, сложив­шийся одновременно на всех рынках (на товарном, денежном и рынке ре­сурсов). Этот дисбаланс проявляется в разных формах. В рыночной эконо­мике, т. е. в условиях относительной гибкости и мобильности ценового сиг­нала, превышение совокупного спроса над совокупным предложением вы­ражается в росте общего уровня цен. Это - открытая форма инфляции.

Инфляция сущность и причины

Инфляция - это процесс обесценивания денег, который проявляется в общем неуклонном росте цен на товары и услуги или падении покупательной способности денег.

Выделяют следующие причины инфляции:

    отрицательное сальдо внешнеторгового и платежного баланса;

    неблагоприятная конъюнктура на мировом рынке (снижение цен на экспорт и увеличение цен на импорт).

Внутренние:

  • деформация народнохозяйственной структуры;

    наращивание и одновременное падение эффективности капиталовложений;

    отставание отраслей потребительского сектора;

    недостатки в механизме денежного обращения;

    отсутствие антиинфляционного регулирования.

Проявления инфляции:

    В форме повышения уровня товарных цен.

    В форме относительного удорожания золота.

    В форме удорожания иностранной валюты.

Иногда удорожание, т.е. рост цен, может и не обуславливаться инфляционными процессами, например, изменение общих воспроизводственных условий вызывает рост издержек производства.

Удорожание сырья из-за ухудшения условий его добычи, или повышения качества продукции требует дополнительных затрат. Инфляция связана с таким ростом цен, который не вызван непосредственным возрастанием затрат на производство. Она является результатом макроэкономической нестабильности, когда совокупный спрос превышает совокупное предложение. Следовательно, под инфляцией понимается дисбаланс спроса и предложения проявляющийся в росте цен. Наиболее общим, традиционным, является следующее определение инфляции:

Инфляция – это процесс переполнения каналов обращения денежной массой сверх потребностей товарооборота. Что и вызывает обесценивание денежной единицы и рост товарных цен.

Термин «инфляция» - процесс увеличения бумажных денег. Дословно – разбухание, вздутие.

В условиях золотого обращения инфляция невозможна, потому, что золото – это реальное богатство, а не символ богатства (денежные знаки). Если в обращение оказывается больше золота – государство и общество просто изымают его из обращения, используя для накопления богатства.

Инфляционный рост цен можно измерить с помощью индекса цен. Индекс цен – это суммарный, средневзвешенный показатель роста уровня цен на товар и услуги. Индекс цен – это один из самых наглядных, главных показателей по которым определяется наличие инфляции и ее величина.

В экономической теории используются различные индексы цен:

    индекс потребительских цен. Измеряет стоимость корзины потребительских товаров и услуг.

    Индекс оптовых цен.

    Индекс ВНП (дефлятор).

    1. Темп роста цен является первым из трех критериев, по которому определяется вид инфляции. Виды инфляции:

    Если за год цены вырастут на величину до 10% - инфляция называется умеренной.

    до 200% - галопирующая инфляция.

    >1000% в год – гиперинфляция.

    1. Рост цен по различным товарным группам.

    Сбалансированная

    Не сбалансированная.

      Ожидаемость или предсказуемость инфляции.

    Ожидаемая (предсказуемая).

    Неожидаемая (непредсказуемая).

Типы инфляции:

    Открытая. Действует на рынках, где фигурируют свободные цены.

    Подавленная (скрытая). Когда государство, обеспокоенное ростом цен борется с этим явлением. Устанавливает тотальный административный контроль над ценами, доходами, государство может просто заморозить цены на определенные товары и услуги. Государство борется не с деформацией рынка, а с последствиями этих деформаций, ростом цен.

Открытая инфляция может протекать в различных формах:

    инфляция спроса.

    Инфляция издержек. Вызывается самим рынком.

    Структурная инфляция.

    Эмиссионная инфляция. Провоцируется нарушением закона денежного обращения ЦБ. Потому, что он, ЦБ, обладает монополией на выпуск (эмиссию) денег.

Инфляция спроса – обычно возникает при максимальной занятости населения и максимальной загруженности производственных мощностей. Повышение спроса на какой-либо товар вызывает производный спрос на ресурсы и последующий рост цен на них. Обычно такой рост спроса не подкреплен эластичным расширением предложения и цены растут.

Инфляция издержек – рост стоимости факторов производства. Вызывают:

    Экономическая политика государства.

    Рост цен на сырье.

    Олигополистическая практика ценообразования.

Структурная инфляция – ее вызывает макроэкономическая межотраслевая несбалансированность, т.е. отдельные отрасли не могут насытить рынок полностью товарами, услугами и на такие товары и услуги цены будут расти структурная инфляция очень трудно преодолевается, потому, что нужны большие инвестиционные вливания в экономику, отдельные ее отрасли, а отдача от них последует не сиюминутно. Обычно такая инфляция в стране бывает тогда, когда осуществляется переход на новый вид технического прогресса, во время конверсий военного производства.

Социально-экономические последствия инфляции. Негативные социально-экономические последствия. Инфляция способствовала перераспределению доходов и богатства в обществе не в пользу незащищенных слоев населения. Инфляция вызывает отставание цен в государственных предприятиях от рыночных. Происходит скрытая конфискация денежных средств у широких слоев населения. Ускоренным способом денежные средства материализуются. Ухудшаются условия жизни основной массы населения. Растет социальная напряженность. Неравномерный рост цен усиливает диспропорции между отраслями экономики. Подрываются стимулы к накоплению денежных средств. Доходы населения отстают от роста цен на товары и услуги. Подрываются мотивы к трудовой деятельности, обостряется проблема реализации товаров на внутреннем рынке. Ослабление позиций властных структур. Между инфляцией и безработицей существует обратно-пропорциональная зависимость (растет безработица – уменьшается инфляция).

    Социально-экономические последствия инфляции

К социально-экономическим последствиям инфляции относятся:

    Снижение реальных доходов населения и как следствие отсюда снижение мотивов к трудовой деятельности.

    Усиление дифференциации населения по уровню дохода.

    Ухудшение условий жизни социальных групп с твердыми доходами.

    Возникновение опасности социальных потрясений.

    Ослабление позиции власти, снижение доверия населения правительственным программам.

    Возникновение трудностей с долгосрочным планированием. Повышение риска инвестирования.

    Антиинфляционная политика: кейнсианский подход

Одним из сложнейших вопросов экономической политики является управление инфляцией. Способы управления ею неоднозначны, противоречивы по своим последствиям. Диапазон параметров для проведения такой политики может быть весьма узок: с одной стороны, требуется сдерживать раскручивание инфляционной спирали (это такое повышение ставок заработной платы, которое вызывает неумеренное увеличение покупательной способности населения и рост рыночных цен, а последний, в свою очередь, порождает дальнейшее увеличение ставок заработной платы), а с другой стороны, необходимо поддерживать стимулы производства, создавать условия для насыщения рынка товарами.

Управление инфляцией предполагает использование комплекса мер, помогающих в определенной мере сочетать рост цен (незначительный) со стабилизацией доходов. Инструменты управления процессами, применя емые в странах Запада, различаются в зависимости от характера и уровня инфляции, особенностей хозяйственной обстановки, специфики хозяйственного механизма.

Кейнсианская теория включает два варианта антиинфляционной политики:

    дефляционную политику (или политику "управления спросом");

    "политику доходов".

Дефляционная политика направлена против факторов инфляции спроса (снижение уровня государственных расходов, увеличение налогов, рестриктивную денежно-кредитную политику). Чрезмерное разбухание совокупного спроса считается допустимым устранить и путем конфискационной денежной реформы. Следует иметь в виду, что реализация кейнсианской дефляционной политики как инструмента антиинфляционного регулирования вовсе не означает наступления собственно дефляции как сокращения общего уровня цен - этот уровень обычно продолжает повышаться, однако меньшими темпами. То есть речь в данном случае идет скорее не о дефляции, а о дезинфляции.

"Политика доходов" направлена против факторов инфляции издержек. Для подавления послед-ней требуется недопущение раскручивания инфляционной спирали "заработная плата - цены" путем деиндексирования доходов: либо параллельное замораживание цен и заработной платы, либо - чаще - допущение их роста в определенных, заранее заданных пределах. Эмпирически нащупано предельно допустимое соотношение темпов роста цен и индексами доходов, не вызывающее дальнейшего роста инфляции: около 0,2 (в зависимости от сформировавшейся в прошлом структуры воспроизводства - преобладает в ней производство потребительских или инвестиционных товаров). При этом рекомендуется дифференциация противоинфляционных выплат по отраслям в зависимости от темпов их роста. Но все же типичной для развитых стран формой компромисса между антиинфляционной политикой государства (требующей сведения к минимуму роста доходов) и его социальной политикой (предполагающей максимальную защиту населения от роста цен) выступает сегодня установление соотношения между темпами инфляции и темпами роста заработной платы на уровне 2:1. Причем столь ограниченная корректировка заработков производится обычно с некоторым опозданием (раз в полгода), что позволяет государству и частным фирмам заметно экономить на своих расходах и тем самым сбивать накал цен.

Важным инструментом "политики доходов" являются так называемые ценовые соглашения, являющиеся важным элементом антиинфляционного регулирования. Субъектами подобных соглашений являются государство, предприниматели и профсоюзы. Основа соглашения - взаимная заинтересованность участников ценового соглашения. Профсоюзы обязуются требовать повышения заработной платы только в соответствии с ростом производительности труда. Предприниматели обязуются изменять цены лишь для компенсации удельных издержек на рабочую силу. Правительству вменяется наблюдение за исполнением условий ценового соглашения. Дополнительно могут заключаться ценовые соглашения и между предприятиями - например, картельные соглашения между технологически связанными производствами, направленные на недопущение роста цен по технологиче-ской цепочке (обычно несбалансированного). При этом устанавливаются предельный уровень повышения цен, учитывающий индекс инфляции; срок, на который заключается договор; ответственность сторон за несоблюдение принятых обязательств.

В США администрация Кеннеди использовала вариант добровольного согласия предпринима-телей и профсоюзов не повышать цены и заработную плату выше определенных пределов. Администра-ция Никсона вводила замораживание и ограничение зарплаты и цен через принятие законодательно-административных решений. Президент Картер вводил экономические меры поощрения за соблюдение пределов роста цен и заработной платы в сочетании с санкциями за их нарушение.

Для использования ценовых соглашений требуется определенное общественное согласие, осознание всеми экономическими субъектами того обстоятельства, что плюсов у инфляции в стратегическом плане нет, что рано или поздно все от нее проиграют, все окажутся побежденными. Поэтому когда в национальном хозяйстве возникла открытая инфляция, из нее необходимо выбираться всем вместе, не толкаясь, не оттирая друг друга.

Использование кейнсианских подходов в антиинфляционном регулировании в 60-70-е гг. не обеспечило желаемых результатов: галопирующая инфляция стала реальностью во многих странах. Причины сбоев в действии антиинфляционного механизма, построенного по рецептам кейнсианской школы:

    непоследовательность и робость в проведении дефляционной политики: как только появлялись зримые признаки торможения экономического роста и увеличения безработицы, правительства переключали усилия на противоположные антиинфляционным меры стимулирования производства;

    в этот период резко проявилась инфляция издержек, прежде всего внешнего характера: резкое удорожание сырья и, особенно, энергоресурсов;

    сложилось отрицательное отношение и предпринимателей, и профсоюзов к административному ограничению роста зарплаты и цен, что привело к тихому саботажу этих инициированных правитель-ством мер. В последние годы правительства большинства стран ограничиваются лишь рекомендациями в области "политики доходов". Так, в США еще с приходом к власти Р. Рейгана было ликвидировано правительственное учреждение, ведавшее этими вопросами.

    Антиинфляционная политика: неоклассический подход

Негативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную экономическую политику. При этом в первую очередь экономисты пытаются найти ответ на такой важный вопрос -"ликвидировать инфляцию путем радикальных мер или адаптироваться к ней. Эта дилемма в разных странах решается с учетом целого комплекса специфических обстоятельств. В США и Англии, например, на государственном уровне ставится задача борьбы с инфляцией. Некоторые другие страны разрабатывают комплекс адаптационных мероприятий (индексация и т. п.)." Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. Т. 1.-М, 1996.

Оценивая характер антиинфляционной политики, можно выделить в ней два подхода. В рамках первого подхода (его разрабатывают представители современного кейнсианства ) предусматривается активная бюджетная политика - маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос.

При инфляционном, избыточном спросе государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы инфляции. однако одновременно ограничивается и рост производства, что может привести к застою и даже кризисным явлениям в экономике, к расширению безработицы.

Бюджетная политика проводится и для расширения спроса в условиях спада. Если спрос недостаточен, осуществляются программы государственных капиталовложений и других расходов, понижаются налоги. Низкие налоги устанавливаются прежде всего в отношении получателей средних и невысоких доходов, которые обычно немедленно реализуют выгоду. Считается, что таким образом расширяется спрос на потребительские товары и услуги. Однако стимулирование спроса бюджетными средствами, как показал опыт многих стран в 60-е и 70-е гг., может усиливать инфляцию. К тому же большие бюджетные дефициты ограничивают правительственные возможности маневрировать налогами и расходами.

Второй подход рекомендуется экономистами неоклассического направления, выдвигающими на первый план денежно-кредитное регулирование, косвенно и гибко воздействующее на экономическую ситуацию. Этот вид регулирования проводится формально неподконтрольным правительству Центральным банком, который изменяет количество денег в обращении и ставку ссудного процента, воздействуя таким образом на экономику. Иными словами, эти экономисты считают, что государство должно проводить дефляционные мероприятия для ограничения платежеспособного спроса, поскольку стимулирование экономического роста и искусственное поддержание занятости путем снижения естественного уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией.

Современная рыночная экономика инфляционна по своему характеру, поскольку в ней невозможно устранить все факторы инфляции (бюджетный дефицит, монополии, диспропорции в народном хозяйстве, инфляционные ожидания населения и предпринимателей, переброс инфляции по внешнеэкономическим каналам и др.).

В связи с этим очевидно, что задача полностью ликвидировать инфляцию нереальна. Видимо, поэтому многие государства ставят перед собой цель сделать ее умеренной, контролируемой, не допустить разрушительных ее масштабов.

Неоклассический подход

В основе первой концепции лежат постулаты классической политэкономии. Ее придерживались в основном неоклассики (П. Самуэльсон, М. Фелдстайн, Р. Холл), а в 80-х гг. ее поддерживали также сторонники концепции экономики предложения (Д. Гилдер, А. Лаффер и др.). Приверженцы этой концепции полагают, что рынок труда, как и все прочие рынки, действует на основе ценового равновесия, т.е. основным рыночным регулятором служит цена - в данном случае рабочей силы (заработная плата). Именно с помощью заработной платы, по их мнению, регулируется спрос и предложение рабочей силы, поддерживается их равновесие. Инвестиции в образование и квалификацию (в человеческий капитал) - это аналоги инвестиций в машины и оборудование, которые осуществляются до тех пор, пока не понижается норма прибыли на эти вложения. Из неоклассической концепции следует, что цена рабочей силы гибко реагирует на потребности рынка, увеличиваясь или уменьшаясь в зависимости от спроса и предложения, а безработица невозможна, если на рынке труда существует равновесие

Денежная масса - это совокупность наличных денег, находящихся в обращении, и остатков безналичных средств на счетах, которыми располагают физические, юридические лица и государство.

Показателями структуры денежной массы являются денежные агрегаты. Денежными агрегатами называются виды денег и денежных средств, отличающиеся друг от друга степенью (возможностью быстрого превращения в наличные деньги). Денежные агрегаты представляют собой иерархическую систему - каждый последующий агрегат включает в свой состав предыдущий.

В разных странах выделяются денежные агрегаты разного состава. (МВФ) рассчитывает общий для всех стран показатель М1 и более широкий показатель «квазиденьги» (срочные и сберегательные банковские счета и наиболее ликвидные финансовые инструменты, обращающиеся на ).

Денежные агрегаты М0, М1, М2, М3

Центральный банк РФ рассчитывает денежные агрегаты M0, М1, М2, М3:

Денежный агрегат М0

Денежный агрегат М0 — это в обращении (монеты, банкноты), по сути это прямой долг населению. Из нашего примера выше, вы держите в руках 100т рублей и Центробанк учитывает их в М0.

Денежный агрегат М1

Денежный агрегат М1 = М0 + чеки, вклады до востребования (в том числе банковские дебетовые карты), остатки средств в на расчетных счетах организаций, текущих и иных счетах до востребования населения, нефинансовых и финансовых (кроме кредитных) организаций, являющихся резидентами Российской Федерации. То есть, М1 - М0 = прямой долг кредитных учреждений (банков) населению РФ и некредитным организациям РФ, номинированный в рублях. Из нашего примера выше, вы держите 100т рублей на дебетовой карточке и ЦБ РФ их учитывает в М1.

Денежный агрегат М2

Денежный агрегат М2 = М1 + срочные вклады , остатки средств в национальной валюте на счетах срочных депозитов и иных средств населения привлеченных на срок, нефинансовых и финансовых (кроме кредитных) организаций, являющихся резидентами Российской Федерации. То есть, М2 - М1 = прямой долг кредитных учреждений (банков) населению РФ и некредитным организациям РФ, номинированный в рублях, выведенный из оборота одного из участников экономики на определенный срок. Другими словами, если вы вложили свои 100т рублей в банке с дебетовой карточки на депозит на 2 года, то ваши 100т рублей уменьшат денежный агрегат М1 и увеличат М2 на 100т рублей. Денежный агрегат М2 и есть денежная масса в национальном определении России.

Денежный агрегат М3

Денежный агрегат М3 = М2 + сберегательные вклады , сертификаты и государственные облигации. Другими словами, М3 — это долги ЦБ РФ + долги кредитных организаций + долги правительства в виде займов ценными бумагами. М3 - М2 = «будущая» М2, то есть, те , которые необходимо заработать в будущем. Если правительство совершало заимствования на свои текущие операции по обязательствам перед населением, то это прямая эмиссия денег и она ведет к инфляции (обесцениванию денег), ещё это можно назвать «налогом на бедных». Если же правительство совершало заимствования на свои текущие операции по инвестированию в создание прибыльных объектов экономики, например, новые электростанции, дороги, порты и т. д., то увеличение денежной массы увеличит балансовую стоимость экономики и прирост материальных активов, которые позволят изъять из оборота долга избыточный долг, иными словами погасят долг реальными активами.

Денежный агрегат М4

В ряде стран дополнительно выделяют денежный агрегат M4 . Например, в Великобритании M4 включает в себя объём наличной валюты в обращении, общую сумму кредитов, выданную банками, а также сумму заимствований правительства.


Денежная масса и монетизация экономики

Важным показателем состояния денежной массы выступает коэффициент монетизации (известный также как финансовая глубина ), равный отношению М2 к валовому внутреннему продукту . Этот показатель позволяет ответить на вопрос о достаточности денег в обороте. Оптимальным уровнем монетизации экономики для считается как минимум 55-60%, низкий уровень монетизации экономики может сдерживать внешнеэкономическое развитие.

Факторы, влияющие на увеличение денежной массы

Определение 1

Денежной массой называют количество денег, которые есть в наличии у экономических субъектов страны.

В состав денежной массы входят:

  • наличные деньги (денежные купюры, банкноты);
  • безналичный расчет (деньги на счетах в банке).

Среди факторов, которые влияют на рост и увеличение денежной массы, находящейся в обращении можно выделить:

  1. Количество товара, находящегося на рынке. Этот фактор влияет на размер денежной массы прямо пропорционально. Чем больше единиц товара будет находится на продаже, тем большее количество денег будет необходимо населению для их покупки.
  2. Цены на товары. В этом случае принцип тот же. Чем выше устанавливаются цены на товар или услугу, которую потенциальный потребитель желает приобрести, тем больше денег необходимо ему для совершения этой покупки. Поэтому население может обращаться в банки за займами, а выдавая эти кредиты банки таким образом увеличивают денежную массу, находящуюся в обращении.
  3. Ускорение обращения денег. Если срок оборачиваемости денежных средств будет сокращаться, то, при прочих равных условиях, это повлияет на размер денежной массы, т.к. каждая денежная единица будет использоваться большее количество раз за отчетный период. В таком случае объем денежной массы будет уменьшаться. Подобному ускорению способствует замена наличного расчета безналичным. Например, расплатиться за ужин в ресторане несколько проще и быстрее с использованием пластиковой банковской карты, чем пересчитывая наличные.

Способы увеличения денежной массы

В условиях санкций и ограничений со стороны некоторых стран объем денежной массы в нашей стране уменьшается за счет того, что на нашем рынке стало меньше товара. При данных обстоятельствах увеличение денежной массы может иметь катастрофические последствия.

Замечание 1

Однако в случае наступления финансового, либо экономического кризиса в экономике страны находится тоже количество товара, что и до него, а количество денежных средств у населения обычно уменьшается. И вот в таком случае будет очень уместно увеличить объем денежной массы, находящейся в обращении.

Увеличить денежную массу можно несколькими способами:

  • взять кредиты от Международного валютного фонда;
  • способствовать притоку иностранных инвестиций;
  • напечатать необходимую сумму денег.

В первом случае государство получит необходимый объем денежной массы для экономики и сможет выйти из кризиса. Однако в определенный момент придет время расплачиваться по кредитам. И помимо суммы кредита необходимо будет выплачивать и проценты за его использование. А это снова уменьшит объем денежной массы, и ситуация может повториться.

Второй способ имеет свои особенности. Иностранные инвесторы, вкладывая деньги в национальную экономику, открывают новые заводы, создают новые рабочие места. В результате на внутреннем рынке появляются товары, которые могут конкурировать по качеству с любым другим товаром и для населения они будут стоить дешевле конкурентов. Помимо этого, бюджет государства будет получать дополнительные средства в виде налогов. Однако вся прибыль достается инвестору. И возможен риск, при котором инвестор может резко вывести свои средства из денежной системы государства.

В третьем случае можно «включить станок». Процесс дополнительного выпуска наличных денег называется эмиссией. В таком случае объем денежной массы увеличивается, однако через некоторое время с помощью инфляции эти деньги обесцениваются, обеспечивая нулевую эффективность предпринятых действий. Однако, если умело использовать денежно-кредитную политику денежная эмиссия может помочь исправить ситуацию.

Денежная масса - совокупность покупательных, платежных и накопленных средств, обслуживающая экономические связи и при­надлежащая физическим и юридическим лицам, а также государству. Это важный количественный показатель движения денег.

Для анализа изменений движения денег на определенную дату и за определенный период в финансовой статистике стали использовать сначала в экономически развитых странах, а за­тем и в нашей стране денежные агрегаты М0, М1, М2, М3, М4.

Агрегат М0 включает наличные деньги в обращении: банк­ноты, металлические монеты, казначейские билеты (в некоторых странах). Металлические монеты, составляющие незначительную долю наличности (в развитых странах 2-3%), дают возможность лицам совершать мелкие сделки. Обычно эти монеты чеканятся из дешевых металлов. Реальная стоимость монеты значительно ниже номинальной, чтобы не допустить их переплавку в целях при­быльной продажи в виде слитков.

Казначейские билеты - бумажные деньги, эмиссии кото­рых осуществляются казначейством. Бумажные деньги ныне функционируют в слабо развитых странах. Например, в Рес­публике Джибути в обращении находятся казначейские билеты (достоинством 500, 5000, 1000 франков) и монеты, эмиссии ко­торых осуществляется казначейством; казначейские билеты и монеты функционируют и в Королевстве Тонга. Преобладающая роль принадлежит банкнотам.

Агрегат М1 состоит из агрегата М0 и средств на текущих счетах банков. Средства на счетах могут использоваться для пла­тежей в безналичной форме, через трансформацию в наличные деньги и без перевода на другие счета. Для расчетов с помощью средств на этих счетах их владельцы выписывают платежные по­ручения (преобладающая форма расчетов в российской экономи­ке) либо чеки и аккредитивы. Именно агрегат М1 обслуживает операции по реализации валового внутреннего продукта (ВВП), распределению и перераспределению национального дохода, на­коплению и потреблению.

Агрегат М2 содержит агрегат М1, срочные и сберегательные депозиты в коммерческих банках, а также краткосрочные государ­ственные ценные бумаги. Последние не функционируют как сред­ство обращения, однако могут превратиться в наличные деньги или чековые счета. Сберегательные депозиты в коммерческих бан­ках изымаются в любое время и превращаются в наличность. Срочные депозиты доступны вкладчику только по истечении определенного срока и, следовательно, обладают меньшей ликвидно­стью, чем сберегательные депозиты.

Агрегат М3 содержит агрегат М2 , сберегательные вклады в специализированных кредитных учреждениях, а также ценные бу­маги, обращающиеся на денежном рынке, в том числе коммерче­ские векселя, выписываемые предприятиями. Эта часть средств, вложенная в ценные бумаги, создается не банковской системой, но находится под ее контролем, поскольку превращение векселя в средство платежа требует, как правило, акцепта банка, т.е. гаран­тии его оплаты банком в случае неплатежеспособности эмитента.

Агрегат М4 равен агрегату М3 плюс различные формы депо­зитов в кредитных учреждениях.

Между агрегатами необходимо равновесие, в против­ном случае происходит нарушение денежного обращения. Прак­тика подсказывает, что равновесие наступает при М2 > М1; оно укрепляется при М2 + М3 > М1.

В этом случае денежный капитал переходит из наличного оборота в безналичный. При нарушении такого соотношения между агрегатами в денежном обращении начинаются ослож­нения: нехватка денежных знаков, рост цен и др.

Для определения денежной массы страны используют раз­ное количество агрегатов (например, США - четыре, Франция - два). В России для расчета совокупной денежной массы применяют агрегаты М0, М1, М2 М3. К денежным агрегатам относят: М0 - наличные деньги в обращении; М1 - М0 плюс расчетные, текущие, специальные счета в банках, депозиты населения в сберегательных банках до востребования, средства страховых компаний; М2 равняется М1 плюс срочные вклады в сберегательных банках; М3 состоит из М2 и депозитных сертификатов, облигаций государственного займа.

Об изменении денежной массы М2 и ее структуры дают представление данные таблицы 1.

Таблица 1. Денежная масса и ее структура (в трлн. руб.)

Денежный агрегат М2 увеличился в 1994-1998 гг. более чем в 10 раз, удельный вес наличных денег в М2 сократился с 40% в 1994 г. до 33,9% в 1998 г. Обращает на себя внимание, что вне сферы денежного обращения, ее ключевых денежных агрегатов находятся ГКО (государственные краткосрочные облигации) и ОФЗ (облигации федерального займа). Между тем их объемы в 1994-1998 гг. стреми­тельно наращивались с 20,5 трлн. руб. в 1994 г. до 605,5 трлн. руб., т.е. увеличились почти в 30 раз, или в 3 раза быстрее, чем увеличилась денежная масса М2. Государственные ценные бумаги, являясь ликвид­ным финансовым активом, тесно связаны с движением наличных и безналичных денег, обладающих более высокой ликвидностью, т.е. их ценность в кризисных ситуациях может падать, в связи с чем либо их стремятся обменять на наличные деньги, либо от­крыть депозитные счета в банках. Именно так и получилось в августовский (1998г.) кризис, когда происходил лихорадочный сброс ГКО, ОФЗ и других долговых обяза­тельств. Характеристика денежных агрегатов будет неполной без разъяснения понятия "денежная база". Денежная база - это сумма наличных денег (МО) и денежных средств коммерческих банков, депонированных в Центральном Банке в качестве обязательных резервов.

Эти деньги не только имеют большую ликвидность, но и показывают дееспособность Центрального банка, его возможности выполнять свои обязательства. Некоторые экономисты называют их сильными деньгами или деньгами "высокой эффективности", поскольку эта категория денег может прямо контролироваться Центральным банком, чего нельзя сказать о дру­гих элементах совокупной денежной массы. Например, количество и сумма банковских вкладов зависит не только от эффективности политики Центрального банка, но и от того, как воспринимают эту политику инвесторы, доверяют ли они банкам или не до­веряют.

Для обоснования пределов роста денежной массы (М2) используется денежный мультипликатор, характеризующий возможное увеличение денежной массы без отрица­тельных последствий для роста цен и инфляции. Его величина определяется как отно­шение М2 к денежной базе. Учитывая, что в денежную базу и в М2 входят наличные деньги, мультипликатор отражает увеличение вкладов населения и остатков средств юридических лиц. Если доля этих элементов в составе М2 увеличивается, то это означает, что основная часть денежной массы может увеличиваться в соответствии с величиной мультипликатора. Существенной спецификой денежного обращения в России является широкое ис­пользование иностранной валюты как для оплаты внешнеэкономических контрактов, так и в целях сохранности сбережений населения, сокращения потерь доходов от ин­фляции. В этой связи для анализа и прогнозирования спроса на деньги, изменения кур­са рубля, устойчивости финансово-банковской системы, процессов долларизации и бег­ства капитала используется показатель широких денег, который включает агрегат М2 и депозиты населения в иностранной валюте в национальной банковской системе. Для определения величины широких денег используется среднегодовой валютный курс. На­пример, в 1996 г. депозиты в иностранной валюте составляли 12,8 млрд. долл., а в руб­левом исчислении (с учетом курса рубля 5,5 тыс. руб. за 1 долл.) - 72 трлн. руб.; агре­гат М2 - 220,8 трлн., широкие деньги - 292,8 трлн. руб. Как известно, значительная часть сбережений населения хранится дома в иностран­ной валюте. В 1996 г. "домашняя" валюта составляла 21,0 млрд. долл., или в рублевом эквиваленте - 116,8 трлн. руб. Вся сумма валютных денег составляла достаточно вну­шительную величину - 188,8 трлн. руб. Масса валютных денег более чем в 2 раза превышает наличные деньги вне банков­ской системы (МО) и составляет 85,5% от М2. Если бы денежное обращение основыва­лось только на отечественной валюте, то М2 должен быть на 85,5% больше. Масштабы замещения рубля долларом в общем денежном потоке настолько значительны, что можно считать, что в России сложилась по международной терминологии параллельная система денежного обращения, когда наряду с национальной денежной единицей ак­тивно циркулирует денежная единица иностранного государства, что ведет к сокраще­нию эмиссионного дохода Российского государства.

Попробуем проанализировать денежную массу в 2000 году на основе приведенных ниже данных.

Таблица 2. Денежная масса России в 2000 году (млрд. руб.).

Денежная масса (М2) на конец периода Темпы прироста денежной массы, %
Всего в том числе: к преды- дущемумесяцу к началу года
наличные деньги (М0) Безналичные средства
1.01 704,7 266,6 438,1 9,0 -
1.02 695,0 232,9 462,1 -1,4 -1,4
1.03 726,6 242,0 484,6 4,6 3,1
1.04 751,4 251,5 499,9 3,4 6,6
1.05 787,9 279,1 508,8 4,9 11,8
1.06 831,6 289,3 542,3 5,6 18,0
1.07 892,2 321,8 570,4 7,3 26,6
1.08 931,2 334,0 597,2 4,4 32,2
1.09 960,1 341,6 618,5 3,1 36,2
1.10 992,4 351,0 641,4 3,4 40,8
1.11 1001,2 349,7 651,5 0,9 42,1
1.12 1036,4 358,4 678,1 3,5 47,1

За год денежная масса в России возросла в 1,5 раз или на 47,1%, причем темпы роста в первом полугодии выше и составили 26,6 % против 16,2% во втором. В течение года ежемесячно темпы роста денежной массы неодинаковы, а в феврале 2000 г. этот показатель имеет отрицательное значение. Темп роста на 01.07.2000 г. отмечен самым высоким значением – 7,3%. Соотношение наличных и безналичных денег в общем объеме денежной массы существенно не изменилось. Удельный вес наличных денег к концу года снизился на 3,2%, а соответственно безналичных увеличился, что характеризует рост безналичных расчетов в хозяйстве страны и тенденцию к стабилизации ее экономики. Все колебания денежной массы объясняются экономическим, а также политическим развитием страны, ее зависимостью от промышленного роста, развития реальных секторов российской экономики, различных благоприятных

и неблагоприятных внешних и внутренних факторов (ситуация с мировыми ценами на основные товары российского экспорта – нефть, газ, черные и цветные металлы).

С точки зрения ведущих экспертов – экономистов, 2000 год ознаменовался для российской экономики годом положительных темпов роста, позитивного импульса производства, что в свою очередь укрепило финансовую систему.

Еще по теме 2. 1. Денежная масса. Денежная масса России.:

  1. 15. Денежная масса и ее структура в России и в индустриальных странах. Денежная база.
  2. 1.2. Денежная система и организация денежного оборота Денежная масса и денежная база.
  3. Занятие 1. Сущность, функции и виды денег. Закон денежного обращения. Денежная масса и денежные агрегаты
  4. Денежная масса, необходимая для осуществления функций денег. Денежные агрегаты. Денежная база
  5. Вопрос 4 Денежная масса и денежные агрегаты. Структура денежной массы РФ
  6. 8.2. ПОКАЗАТЕЛИ ДЕНЕЖНОГО ОБОРОТА: ДЕНЕЖНАЯ МАССА И ДЕНЕЖНАЯ БАЗА
  7. Тема 1. Сущность, функции и виды денег. Закон денежного обращения. Денежная масса и денежные агрегаты
  8. Закон денежного обращения. Денежная масса, ее структура (денежные агрегаты)
  9. Тема 3. «Денежная масса и денежный оборот; содержание и структура. Денежные системы»
  10. 24. Денежная масса и ее агрегаты. Показатели состояния денежного обращения.
  11. Денежная масса: понятие, структура. Денежные агрегаты, используемые в РФ.
  12. 2.Денежная масса и ее структура. Агрегаты денежной массы
  13. Денежная масса и денежные агрегаты. Скорость обращения денег
  14. 16. Денежная масса и денежные агрегаты. Скорость обращения денег
  15. Денежная масса и основные ее показатели – денежные агрегаты.
  16. 1. Сущность, функции и роль денег. Денежная масса и денежные агрегаты, их измерение

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги -

). Прирост денежной массы (эмиссия) в современной экономике имеет три источника: кредитный канал, фискальный канал (операции с суверенными фондами и государственным долгом), валютный канал (покупка и продажа иностранной валюты реальному сектору). Основным источником денежной эмиссии в России в 2010-х годах является кредитный канал, связанный с предоставлением банками заемных средств реальному сектору экономики (слово "кредит" используется в широком значении: предоставление средств может осуществляться посредством выдачи кредитов, выпуска облигаций, векселей и иных финансовых инструментов). Когда банк предоставляет средства физическому лицу или предприятию, он формирует счет, на который зачисляет сумму кредита (то есть происходит увеличение и ), в результате чего одновременно увеличиваются денежная масса и требования банков к экономике. Если банк предоставляет кредит в наличной форме, часть средств из кассы банка переходит в наличное денежное обращение (увеличение на фоне снижения ), то есть денежная масса все равно увеличивается.

Другим источником роста денежной массы является фискальный канал, связанный с финансированием бюджетного дефицита. Это финансирование может осуществляться за счет средств, накопленных на счетах государственных органов в центральном банке. Если налоговых поступлений недостаточно для осуществления бюджетных расходов, государственные органы дают указание Банку России перевести средства, которые они ранее накопили на бюджетных счетах в центральном банке, бюджетополучателям. Банк России уменьшает остатки на бюджетных счетах и увеличивает остаток на корреспондентском счете банка, в котором открыт счет бюджетополучателя . Банк, в свою очередь, получив средства от Банка России, увеличивает остаток на счете бюджетополучателя .

Поступление денег в экономику по фискальному каналу наиболее характерно для периодов неблагоприятной ситуации в экономике, когда налоговые доходы сокращаются, вынуждая государственные органы расходовать средства суверенных фондов. В периоды благоприятной экономической ситуации наблюдается противоположный процесс: доходы бюджета превышают расходы, что позволяет накапливать средства на бюджетных счетах или сокращать государственный долг. В результате растет или сокращается и одновременно уменьшается , то есть бюджетные операции сдерживают рост денежной массы.

Альтернативным вариантом функционирования фискального канала является финансирование бюджетных расходов за счет наращивания государственного долга (банки приобретают государственные облигации, за счет этих средств финансируются бюджетные расходы, поступающие на счета бюджетополучателей, то есть одновременно увеличиваются и ). Если средства в гособлигации вкладывают не банки, а предприятия или население, то увеличения денежной массы не происходит (при покупке облигаций остатки на счетах инвесторов сокращаются, а потом на ту же сумму увеличиваются счета бюджетополучателей; иными словами, меняется распределение средств на счетах реального сектора в банках, но и в целом денежная масса остаются неизменными).

В 2000-х годах значительную роль в формировании денежного предложения играл еще один источник - поступление средств по валютному каналу, связанному с операциями банковской системы на валютном рынке. Если Банк России приобретает иностранную валюту на валютном рынке у банка - представителя экспортеров или российских компаний, привлекающих иностранные инвестиции, иностранные активы Банка России увеличиваются, а иностранные активы реального сектора сокращаются. При этом Банк России перечисляет рубли банку, в котором открыт счет компании - продавца валюты, а банк увеличивает остаток на счете этой компании. В результате этих операций растут и . Альтернативной формой валютного канала является покупка банками иностранной валюты у населения и компаний реального сектора (сокращение и увеличение ). В этом случае банки зачисляют рублевые средства на счета продавцов (увеличение ) или выдают им наличные рубли (сокращение и увеличение ). В результате происходит увеличение денежной массы. Продажа иностранной валюты реальному сектору центральным банком или кредитными организациями приводит к прямо противоположным результатам.

Три основных канала эмиссии тесно связаны друг с другом. Поскольку возможности банков наращивать кредитование достаточно широки и определяются прежде всего спросом на деньги, именно кредитные операции балансируют изменения других каналов эмиссии. Если по бюджетному или валютному каналу в экономику поступает значительный объем средств, эти средства частично удовлетворяют потребность в деньгах и спрос на кредиты снижается. Если бюджетные операции или валютные интервенции сокращают денежную массу, то именно за счет кредитов удовлетворяется возросший спрос на деньги.

На взаимосвязь валютного и бюджетного каналов эмиссии ключевое влияние оказали отказ Банка России от политики активного вмешательства в динамику курса рубля и переход к плавающему курсу национальной валюты. В этих условиях операции Банка России на валютном рынке связаны преимущественно с обслуживанием потребностей государственного бюджета. Резервный фонд, которым управляет Банк России, размещается преимущественно в иностранные активы. Поэтому, если бюджетные доходы устойчиво превышают бюджетные расходы и государственные органы наращивают Резервный фонд (отток денег по фискальному каналу), Банк России приобретает валюту для пополнения Резервного фонда в интересах Минфина России (приток денег по валютному каналу). Отрицательная бюджетная эмиссия и положительная валютная эмиссия, связанные с пополнением Резервного фонда, в определенной степени компенсируют друг друга. По мере создания Минфином России собственной инфраструктуры для проведения данных операций Банк России перестанет принимать участие в них. В результате влияние операций, связанных с пополнением или расходованием суверенных фондов, на денежную массу станет полностью нейтральным.



Похожие статьи