Доходы домохозяйств как параметр макроэкономики. Домохозяйство - это что такое? Виды, структура, функции домохозяйства

Доходы домашнего хозяйства - это сумма денежных средств, поступающих в распоряжение домохозяйства в определенный период времени. Они представлены различными формами, измеряются системой количественных и качественных показателей, состоят из разных по экономическому содержанию источников.
Совокупные доходы домашних хозяйств в самом общем виде можно разделить на доходы в натуральной и денежной форме. Натуральные доходы не имеют товарной формы и представляют собой результаты труда членов домохозяйства, предназначенные для самообеспечения. К ним относятся продукты, полученные в личном подсобном хозяйстве, а также натуроплата от сельскохозяйственных предприятий, которая потребляется в домашнем хозяйстве. По формальному признаку (по натуральной форме поступления средств) к этой группе доходов можно отнести также социальные трансферты в натуральной форме и льготы в натуральном выражении, предоставленные работодателем. С финансовой точки зрения эти средства не являются собственно на-туральными доходами, выражающими функцию самообеспечения домохозяйств, а служат компенсационными инструментами в условиях дефицита денежных средств. В целом доля натуральных доходов в совокупном доходе домашних хозяйств незначительна, хотя она может варьироваться в зависимости от традиций, предпочтений, от демографических и социальных характеристик отдельного домохозяйства (у бедных слоев и сельского населения роль натуральных доходов традиционно более высокая). Натурализация домашнего хозяйства является также механизмом адаптации к неблагоприятным условиям внешней среды (например, в период войн, системных трансформаций).
Денежные доходы - это вся сумма денежных средств, которые поступают в домохозяйства из различных источников. В условиях развитых рыночных отношении денежные доходы являются основой жизнеобеспечения и развития домохозяйств. Базой для анализа денежных доходов домашних хозяйств являются личные доходы населения, которые измеряются с помощью показателей номинального, располагаемого и реального дохода.
Номинальные доходы - это денежное выражение совокупности личных (индивидуальных) доходов членов домохозяйства за определенный период. Данный показатель характеризует доходы независимо от уровня налогообложения и динамики цен*. Доля номинальныхдоходовдомохозяйств в ВВП зависит от уровня развития национального хозяйства и в развитых странах колеблется в пределах 65-75%. В России этот показатель имеет следующую динамику: в 2000 г. он составлял 54,5%, в 2001 г. - 59,5%, в 2002 г. - 63%, в 2003 г. - 67,4%, в 2004 г. - 64,6%".
Располагаемый доход домохозяйств представляет собой доходы в денежном выражении, оставшиеся в распоряжении домохозяйства после уплаты налогов и других обязательных платежей. Располагаемый доход предназначен для конечного потребления и сбережения. В совокупном измерении он соответствует части ВВП, которая поступает населению. Рост располагаемых доходов домохозяйств потенциально расширяет финансовые возможности населения, активизирует рыночные механизмы стимулирования производства. В развитых странах удельный вес располагаемого дохода домохозяйств в ВВП определяется на уровне 70%. В российских условиях доля располагаемого дохода домохозяйств в ВВП остается нестабильной: в 2000 г. она составила 50%, в 2001 г. - 54%, в 2002 г. - 57,7%, в 2003 г, - 61,8%, в
2004 г.-58,4%2.
Располагаемый доход, скорректированный на уровень цен, выражается реальным располагаемым доходом домохозяИств. Этот показатель отражает величину реальной покупательной способности номинальныхдоходов, аего динамика зависит от соотношения темпов роста располагаемых доходов и индекса потребительских цен (или индекса покупательной способности денег, обратного индексу цен) за определенный период. Реальные располагаемые доходы домохозяИств растут, если темпы роста цен ниже скорости возрастания номинальных располагаемых доходов. В условиях опережающего роста цен реальные доходы сокращаются, что ведет к снижению потребительского спроса, покупательной способности населения. Этот процесс негативно сказывается на деловой активности во всех секторах экономики.
Реальные располагаемые доходы домохозяйств в 2002 г. срав-нялись с уровнем 1997 г.; в 2004 г. выросли по сравнению с 2003 г. на 8% и составили 124% куровню 1997 г. Но даже в 2004 г. реальные располагаемые доходы домохозяИств составили 74% по отношению к 1991 г. Приведенные данные показывают неустойчивость
реальных располагаемых доходов и свидетельствуют, что финансы домохозяйств еще не стали действенным стимулом роста об-щественного производства.
Оплата труда (заработная плата) включает начисленные суммы заработной платы по сдельным расценкам, тарифным ставкам и должностным окладам, стимулирующие доплаты и надбавки, компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда, премии и единовременные поощрительные выплаты, оплату ежегодных и дополнительных отпусков, командировочные расходы и подъемные, стоимость выданной спецодежды, спецпитания и др.
Оплата труда по-прежнему занимает основные позиции в структуре доходов домохозяйств, хотя за период рыночных пре-образований ее удельный вес снизился. Такое снижение харак-теризуется качественными изменениями в системе трудовых и финансовых отношений, С одной стороны, появились новые возможности (например, в финансовой сфере), новые источники доходов (расширение предпринимательской деятельности), которые частично замещают заработную плату и снимают с нее нагрузку единственного источника существования. С другой стороны, безработица, низкий уровень заработной платы, неэффективная государственная политика ее регулирования, рост теневого оборота привели к формированию скрытых, официально не учтенных форм оплаты труда. Так, в представленной классификации источников доходов (табл. 1) статья «оплата труда» включает скрытую заработную плату, которая фактически не облагается налогами.
Особую проблему составляет дифференциация заработной платы по отраслям экономики (среднемесячная заработная плата в газовой промышленности почти в 8 раз превышает оплату труда в образовании, в 12 раз - в сельском хозяйстве), по организациям различных форм собственности (в целом, в бюджетной сфере уровень оплаты труда намного ниже, чем в организациях других сфер экономики).
Нижний предел оплаты труда устанавливает государство и фиксирует его в минимальном размере оплаты труда (МРОТ). Впервые этот показатель был введен в октябре 1991 г. ив дальнейшем изменялся в соответствии с социально-экономическими условиями жизни населения. В МРОТ не включаются доплаты и надбавки, премии и другие поощрительные выплаты. Для организаций, финансируемых из бюджетных источников, МРОТ обеспечивается за счет средств соответствующего бюджета, для других организаций - из собственных источников. Согласно принятому в 2002 г. Кодексу о труде, минимальный размер оплаты труда должен соответствовать величине прожиточного минимума. Реализация этого требования предусмотрена поэтапно по мере развития федерального законодательства.
Оплата труда работников бюджетной сферы регламентируется на основе тарифной системы. Основными элементами тарифной системы оплаты труда являются: тарифные ставки, тарифные сетки, районные коэффициенты, тарифно-квалификационные справочники, надбавки и доплаты за работу с отклонениями от нормальных условий труда. В настоящее время идет процесс реформирования системы оплаты труда в бюджетных организациях. Необходимость изменений вызвана проблемами, накопившимися в данной сфере (слабой зависимостью оплаты труда от квалификации персонала и его фактических результатов работы, невозможностью осуществлять из федерального центра полный контроль за процессом выплаты зарплат работникам бюджетной сферы и др.). До 2005 г. в бюджетных организациях действовала единая система оплаты труда на основе единой тарифной сетки (ЕТС), регулируемая федеральными органами исполнительной власти. В соответствии с новым законодательством единая система отменяется.
Условия тарифной оплаты труда бюджетного сектора должны определяться органами власти соответствующего уровня на основе единых рекомендаций, которые ежегодно утверждаются Российской трехсторонней комиссией (РТК) по регулированию соииально-трудовых отношений. Особую проблему в изменении оплаты труда работников бюджетных учреждений составляет реформирование единой тарифной сетки (ЕТС), введенной в 1992 г. как инструмент регулирования оплаты труда различных категорий работников. Федеральным органам управления, региональным и местным органам власти предстоит в дальнейшем определиться с подходами к организации основной (тарифной) оплаты труда учреждений и организаций разного уровня управления и источников финансирования расходов на оплату труда. При этом могут быть сохранены действующие принципы построения оплаты труда или введены отраслевые системы оплаты труда, основанные на сочетании межотраслевых тарифных сеток со специфическими системами оплаты работ. Формирование новых федеральных, региональных и территориальных систем заработной платы потребует времени и определенных финансовых затрат. До введения новых систем оплаты труда, отличных от ЕТС, рекомендуется ориентироваться на действующую систему оплаты труда.
Социальные выплаты (социальные трансферты) занимают второе место по значимости в структуре денежных доходов домохозяйств.
В целом этот показатель доходов домохозяйств объединяет пенсии, пособия, стипендии, другие социальные и страховые по-ступления. Отметим, что по материально-вещественному составу социальные трансферты можно разделить на три вида: помощь Денежными средствами, льготы и натуральная помощь. Помощь денежными средствами представляет собой денежные суммы, предоставляемые гражданам на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов. Льготы рассматриваются как частичное или полное освобождение граждан от оплаты за товары и услуги. Кльготам относится и натурально-вещественная помощь - это товары и услуги, предоставляемые домашним хозяйствам работодателями и из бюджетов всех уровней.
Сложившая к 2004 г. система социальных трансфертов не только включала в себя неэффективные, нерыночные механизмы, но и несла груз популистских решений 1989-1998 гг. Она была прочно привязана к инфляции, многие социальные выплаты имели сплошной характер и не были связаны с оценкой реальной нуждаемости. Так, в 2003 г. 40% домохозяйств в России получали хотя бы один из видов дотаций и льгот.
На государственном уровне проблема осознается как необхо-димость реализации новой модели предоставления социальной помощи, основные параметры и механизмы которой представлены в Федеральном законе от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ. Законодательное упорядочение всех льгот предусматривает решение как минимум трех задач. Первая: изменение формы предоставления (замена натуральных льгот денежными компенсациями) и отмены многих льгот, финансирование которых невозможно из-за ограниченности бюджетных средств. Вторая: переход на адресную социальную поддержку по признакам объективно нуждающихся, профессиональному критерию, за особые заслуги. Третья: жесткое разграничение источников финансирования мер социальной поддержки.
Реализация поставленных задач предполагает обеспечение эф-фективных адаптационных форм перехода к новой модели предо-ставления социальных трансфертов (формирование так называемого социального пакета, его вариантность, возможность выбора модели замены льгот денежными выплатами и др.). Все эти аспекты в разной степени нашли отражение в законе, но в целом он вызвал определенные противоречия в социальной и финансовой сферах. Закон не содержит механизмов реализации провозглашенных принципов социальной реформы в полном объеме. Так, принцип сохранения и возможного повышения ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан коснулся в основном домохозяйств сельской местности, которые по разным причинам не пользовались натуральными льготами. В то же время закон существенно снизил благосостояние льготников крупных городов из-за незначительных сумм компенсаций по сравнению с тарифами ЖКХ и платой за проезд. Данным законом определен порядок передачи на региональный уровень решения ряда вопросов, связанных с предоставлением значительной части льгот. Однако финансовых оснований (соответствующих доходных источников) для такого разграничения финансовой ответственности не было предусмотрено.
Многие вопросы по финансированию мер социальной поддержки на территориальном уровне потребуют существенной корректировки нормативно-правовой базы субъектов РФ в целях инвентаризации социальных трансфертов и приведения региональных законов в соответствие с федеральными.
Доходы от предпринимательской деятельности являются следующим важным источником в структуре доходов домашних хозяйств. К доходам от предпринимательской деятельности относятся любые формы доходов, возникающие в результате ведения частного бизнеса и не связанные с уменьшением накопленного имущества (богатства) домашних хозяйств. Эти доходы возникают как в рамках организованного бизнеса (зарегистрированного предприятия), так и неорганизованных его форм. Неорганизованный характер предпринимательской деятельности домашних хозяйств, как правило, носит нерегулярный характер, но в определенных условиях, например при экономической нестабильности или жестких налоговых ограничениях, является важным источником поддержания доходов домохозяйств на необходимом уровне. Среди неорганизованных форм предпринимательской деятельности домохозяйств можно выделить неорганизованную торговлю, надомное и кустарное производство, оказание частных услуг. Развитие рыночных отношений в России сопровождается ростом доли предпринимательского дохода в струк-туре доходов домашних хозяйств: за 1990-2005 гг. удельный вес доходов от предпринимательской деятельности увеличился почти в 4 раза.
Существенно возросли и доходы от собственности. Они пред-ставляют собой денежные доходы от использования финансовых и нефинансовых непроизводственных активов, находящихся в собственности домохозяйств. Доходы от финансовых активов возникают в результате вложения денежных средств в банковские вклады, ценные бумаги, от операций с иностранной валютой. Доходы от нефинансовых непроизводственных активов образуют-
ся в результате продажи или сдачи в аренду жилых помещений и земельных участков, принадлежащих домашним хозяйствам. Таким образом, доходы от собственности поступают в виде процентов, дивидендов, ренты. Развитие финансового посредничества, фондового рынка, рынка патентных прав, института частной собственности, в том числе и на землю, будут способствовать дальнейшему росту доходов от собственности в обшей сумме доходов домохозяйств.
В состав «прочих доходов» домохозяйств входят выручка от реализации личных вещей через комиссионные магазины и скупочные пункты, компенсации по материальному ущербу, выигрыши в лотерею, денежные средства, полученные от других лиц, и т.п.
Состав, структура и динамика доходов у различных групп до-мохозяйств значительно варьируется, что в общеэкономическом смысле проявляется как дифференциация доходов. Дифференциация доходов складывается под воздействием многих объективных и субъективных факторов. Основополагающими являются: фактор собственности (неравномерное распределение собственности, в первую очередь на факторы производства), семейный социоэкономический фон (происхождение, размер семьи, социальный статус, накопленное богатство), инвестиции в человеческие ресурсы (образование, квалификация, профессионализм, потенциал их роста).
Дифференциация доходов характерна для всех стран, независимо от общего уровня благосостояния, и является индикатором неравенства доходов. Коэффициент Джини (индекс концентрации доходов) наиболее наглядно иллюстрирует степень неравенства в распределении совокупного дохода в обществе. Общее повышение коэффициента Джини в России в постсоветский период (с 0,289 в 1992 г. до 0,406 в 2004 г.)1 свидетельствует о глубоком социальном расслоении общества.
Рост общественного производства, формирование устойчивых позитивных тенденций в социально-экономическом развитии, эффективный инструментарий государственного регулирования доходов, механизмы предупреждения бедности обусловливают поступательный рост реальных располагаемых денежных доходов домохозяйств, способствуют сглаживанию проблемы неравенства доходов.
В соответствии с прогнозом социально-экономического развития РФ на 2006-2008 гг. (далее - прогноз) произойдут некоторые изменения в доходах домашних хозяйств, а также в структуре финансовой поддержки населения государственным бюджетом и социальными фондами. Это связано с новыми направлениями социальной политики, изменениями в доходах работников бюджетной сферы, пенсионной реформой, процессом монетизации льгот, а также снижением ставки ЕСН до 26%.
Несмотря на рост в среднесрочной перспективе совокупных доходов населения, доля основного доходного компонента сектора домашних хозяйств - оплаты труда наемных работников - в структуре ВВП снизится к 2008 г. до 43,5% против 45,4% в 2004 г. Это связано с разнонаправленным движением составных элементов, генерирующих первичные доходы наемных работников.
Если заработная плата будет продолжать расти не только в но-минальном выражении, но и в относительном (вследствие опережающего роста заработной платы по сравнению с ростом экономики в целом), то начисляемые в организациях суммы взносов в социальные фонды резко сократятся из-за снижения ставок ЕСН В прогнозе также указывается, что основным фактором дохода выступает рост заработной платы, доля которой в структуре денежных доходов повысится с 36,6% в 2004 г. до 37,3% в 2008 г. Однако это противоречит приведенным ранее статистическим данным (см. табл. 1), где оплата труда в 2004 г. составляла 63,2%. Вполне вероятно, что эта несогласованность возникла из-за отсутствия учета скрытой заработной платы, которая, таким обра-зом, в структуре доходов населения в 2004 г. составила 26,6%.
В результате реализации мер по увеличению минимального размера оплаты труда в целях его приближения к прожиточному
минимуму трудоспособного населения, размер среднемесячной заработной платы за 2005-2008 гг. в номинальном выражении возрастет в 2 раза (с 6,7 тыс. руб. в 2004 г. до 13,5 тыс. руб. в 2008 г.), а в реальном выражении в 1,4 раза, т.е. до 9,4 тыс. руб. (работников бюджетной сферы до 7,1 тыс. руб.).
Что касается другого источника доходов домашних хозяйств - социальных пособий, то, согласно прогнозу, их рост будет обусловлен индексацией пенсионных выплат из Фонда социального страхования России, а также отменой натуральных льгот и переводом их в денежную форму. Социальные пособия и другие текущие трансферты в ресурсах сектора домашних хозяйств возрастут с!2,5до 14,1% от ВВП. Общий размер социальных трансфертов и выплат социального характера наемным работникам возрастет за 2005-2008 гг. в 2,04 раза. В номинальном выражении размер трудовой пенсии составит по прогнозу 3549 руб., а в реальном выражении - 2535 руб., что и определит сумму жизненных средств указанной категории на-селения.

Доходы домашних хозяйств.

Доходы домашнего хозяйства - это часть ВВП, созданная в процессе производства и предназначенная для удовлетворения различных потребностей домохозяйства. Эти доходы должны возместить трудовые затраты, т.е. все физические и умственные способности людей, израсходованные в процессе производства.

Подобно предприятию, домашнее хозяйство в условиях рыночной экономики является самостоятельно хозяйствующим субъектом, т. е. полностью зависит от результатов собственной деятельности. Однако в современном обществе из-за неравномерного распределения национального дохода ресурсы у отдельных категорий домохозяйств (семьи) оказываются недостаточными, чтобы поддержать жизненные силы на требуемом уровне. Поэтому государство за счет бюджета и внебюджетных фондов и предприниматель за счет прибыли пополняют средства некоторых категорий домохозяйств (семей).

Как правило, домашнее хозяйство начинает свою жизнедеятельность не на пустом месте, т. е. первоначально обладает некоторым накопленным ранее богатством, которое главным образом пе­реходит к нему по наследству, а иногда в результате дарения. Это богатство может быть представлено в различных формах, преж­де всего в форме недвижимости, наличных денег, а также в некото­рых случаях - ценных бумаг. Впоследствии помимо первоначальных ресурсов появляются различного вида доходы.

Прежде всего, различаются понятия заработанных доходов, т. е. полученных в результате трудовой деятельности работника, и полученных доходов . С одной стороны, не все заработанные доходы поступают в домашние хозяйства (взнос на социальное страхование). С другой стороны, часть доходов, поступающих в домохозяйства, не являются результатом труда. Прежде всего это - трансфертные платежи, которые включают выплаты по социальному обеспечению и от несчастных случаев, пособия по безработице и нетрудоспособности и неко­торые другие виды социальной помощи государства.

Кроме этого, для измерения доходов домашних хозяйств используют понятия совокупных, располагаемых, номинальных и реальных доходов населения.

Под совокупными доходами понимают общую сумму денежных и натуральных доходов по всем источникам их поступления с учетом стоимости бесплатных или льготных услуг за счет социальных фондов. Натуральные доходы можно оценить по средним ценам реализации соответствующих товаров на рынке.

Для населения, однако, более существенное значение имеет показатель располагаемых доходов , или доходов, остающихся в распоряжении домашних хозяйств. Они образуются из совокупных доходов путем вычета налогов и обязательных платежей. Средства которые расходуется на потребление и накопление.

Номинальные доходы - доходы домашнего хозяйства за определенный период в денежной форме. При этом можно выделить начисленные номинальные доходы и фактически полученные. Первые отличаются от фактических на величину начисленных в данном периоде, но не выплаченных доходов, а также доходов, полученных и результате погашения задолженности государства и организаций за прошлые периоды. Для работников, естественно, большее значение имеют фактические доходы.

Реальные доходы домашних хозяйств определяются двумя факторами -располагаемыми доходами и ценами на товары и услуги. Они могут быть адекватно выражены количеством потребительских товаров и услуг, которые можно приобрести на фактически полученные номинальные доходы. Реальные доходы зависят от соотношения темпов роста располагаемых доходов и индекса потребительских цен за определенный период. Для домашних хозяйств реальные доходы, наряду с размерами имущества и ранее накопленных сбережений, входят в число наиболее важных показателей, определяющих уровень их благосостояния.

Доходы можно разделять по различным критериям.

1. Различают постоянный и временный доход домохозяйства.

Постоянный - это доход, который, согласно ожиданиям человека, сохранится в будущем. В стабильном экономическом обществе к этому виду дохода относят, как правило, оплату трудовой деятельности.

Временным считается доход, который в будущем может исчезнуть, например, доход от ценных бумаг в связи с прекращением деятельности акционерного общества. Когда общее экономическое положение страны неустойчиво, весь доход домохозяйства становится временным и трудно прогнозируемым.

2. Также выделяют доходы в денежной и натуральной форме.

Натуральные доходы - в основном состоят из продуктов, полученных в личном подсобном хозяйстве или в порядке натуроплаты от сельскохозяйственных предприятий, и потребленных в хозяйстве, а также предоставленных государством и различными предприятиями льгот, дотаций, подарков в натуральном выражении (без учета накопленных сбережений).

- денежные доходы - это объем денежных средств, которыми располагает домохозяйство для обеспечения своих расходов, они являются преобладающей частью дохода домохозяйства.

Значение отдельного вида источника у конкретного домохозяйства определяется его социальным составом. Так, имеются домохозяйства, где оплата труда составляет почти 100% денежного дохода (работающая супружеская семья без детей). Есть домохозяйства, где денежный доход формируется только за счет государственных социальных трансфертов (например, супруги-пенсионеры, воспитывающие малолетних внучат). На структуру доходов домохозяйств оказывает и влияние место проживания - в городе или на селе.

В любой стране с развитыми рыночными отношениями большая часть населения занята в государственном или частнопредприни­мательском секторах экономики, и потому очевидно, что денежные доходы доминируют над натуральными.

Классифицируют денежные доходы в соответствии с различными признаками:

1. В зависимости от способа получения дохода:

Заработная плата и дополнительная оплата трудовой деятельности;

Доходы от предпринимательской деятельности;

Доходы от ценных бумаг;

Арендная плата за переданное во временное пользование имущество;

Доходы от реализации имущества;

Выплаты из государственных денежных фондов;

Страховое возмещение;

Прочие доходы.

2. В зависимости от равномерности поступления:

Регулярные (оплата труда, арендная плата и др.);

Случайные или разовые (подарки, доходы от реализации имущества).

3. В зависимости от надежности поступления:

Гарантированные (государственные пенсии, доходы по госзаймам);

Условно-гарантированные (оплата труда);



Негарантированные (гонорары, комиссионное вознаграждение).

Основное значение для работников государственной сферы и лиц наемного труда в частном секторе экономки играет оплата труда в различных формах. В соответствии с системой национальных счетов к ней относят: (1) начисленную заработную плату по сдельным расценкам, должностным окладам; (2) выплаты за работу в особых условиях; (3) доплаты за сверхурочную работу и работу в ночное время, в выходные и праздничные дни; (4) премии и единовременные поощрительные выплаты; (5) плата за выслугу лет; (6) оплату ежегодных и дополнительных отпусков; (7) доходы от участия в прибылях (например, дивиденды на акции); (8) командировочные расходы и подъемные; (9) стоимость выданной спецодежды, спецобуви и спецпитания и др. Часть полученных в форме оплаты труда доходов работника необходима ему непосредственно для выполнения служебных обязанностей; другая, являющаяся основной, идет на содержание домашнего хозяйства, включая членов семьи.

Заработная плата на сегодня является главным способом получения доходов для членов многих домохозяйств. Согласно ст.129 Трудового кодекса РФ, заработная плата - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера.

Системы оплаты труда работников государственного сектора (государственных и муниципальных учреждений) устанавливаются: коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ; законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Постановление от 5 августа 2008 г. 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов,…..».

Большинство работников (более 60%) трудится в негосударственном секторе экономики, где размер заработной платы (а также величина премий, доплат, надбавок и т.д.) целиком определяется руководством предприятия исходя из величины создаваемого фонда оплаты труда на предприятии, качества, значимости и интенсивности трудовой деятельности конкретных работников.

При этом существует государственное регулирование оплаты труда, которое осуществляется с помощью государственных гарантий по оплате труда, предусмотренных ст. 130 ТК РФ:

· величина минимального размера оплаты труда в РФ (МРОТ);

· меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы;

· ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя, а также размеров налогообложения доходов от заработной платы;

· ограничение оплаты труда в натуральной форме;

· обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности в соответствии с федеральными законами;

· государственный надзор и контроль за полной и своевременной выплатой заработной платы и реализацией государственных гарантий по оплате труда;

· ответственность работодателей за нарушение требований, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями;

· сроки и очередность выплаты заработной платы.

Минимальная заработная плата (МРОТ) - это гарантируемый федеральным законом размер месячной зарплаты за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда. Т.е. в соответствии со статьей 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

В ФЗ-82 от 19 июня 2000 г. «О минимальном размере оплаты труда» было сказано, что МРОТ применяется исключительно для регулирования оплаты труда на территории всего государства, причем Правительство РФ должно регулярно осуществлять его индексацию, дабы избежать его обесценивания, а также для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности. В соответствии с законодательством РФ, МРОТ также используется для определения величины налогов, сборов, штрафов и иных платежей, которые исчисляются в зависимости от минимального размера оплаты труда.

МРОТ, установленный с 1 января 2009 года, включает в себя не только тарифную ставку (оклад), но и доплаты, надбавки, премии, выплаты по районному коэффициенту и т.д., т.е. включаются все виды выплат, выплачиваемые работнику в соответствии с трудовым договором.

В связи с тем, что МРОТ теперь представляет собой не минимальную тарифную ставку, а всю заработную плату работника за месяц (включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера), тарифная ставка (оклад) работника может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Выплата зарплаты ниже минимального размера оплаты труда может повлечь административную ответственность (ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях):

Для руководителя организации - штраф от 1 000 до 5 000 руб.;

Для индивидуального предпринимателя - штраф от 1 000 до 5000 руб. или приостановление деятельности по решению суда до 90 суток;

Для организации - штраф от 30 000 до 50 000 руб. или приостановление деятельности по решению суда до 90 суток.

Минимальный размер оплаты труда не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека .

Величина прожиточного минимума определяется ежеквартально по социально-демографическим группам населения на основании потребительской корзины и данных исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам.

Назначение прожиточного минимума

1. Прожиточный минимум в целом по РФ предназначается для:

Оценки уровня жизни населения РФ при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ;

Обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсии по старости, а также для определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат;

Формирования федерального бюджета.

2. Прожиточный минимум в субъектах РФ предназначается для:

Оценки уровня жизни населения соответствующего субъекта РФ при разработке и реализации региональных социальных программ;

Оказания необходимой государственной социальной помощи малоимущим гражданам;

Формирования бюджетов субъектов РФ.

Потребительская корзина – это минимальный набор продуктов питания, одежды, лекарств, предметов первой необходимости и услуг, обеспечивающий физическое выживание человека (стоимость выживания среднего гражданина в условиях действующих цен). Формируется по основным статьям расходов человека или семьи: на питание; одежду, белье, обувь; лекарства, предметы санитарии и гигиены; мебель, предметы культурно-бытового и хозяйственного назначения; жилье и коммунальные услуги; культурно-просветительные мероприятия и отдых; бытовые услуги, связь транспорт; содержание детей в дошкольных учреждениях.

Второе место по значимости занимают - доходы от предпринимательской деятельности, которые включают в себя доходы членов домохозяйства (семьи) от коммерческой деятельности, которая осуществляется без образования юридического лица. К такой деятельности относится три группы занятий:

1. частная неорганизованная торговля;

2. надомное и кустарное производство;

3. оказание частных услуг.

Предпринимательство в сфере индивидуальной трудовой деятельности и частной практики в настоящее время чрезвычайно разнообразно и оказывает населению практически все виды услуг бытового и социально-культурного характера (строительство и ремонт квартир - 26%, продажа собак и кошек - 24%, репетиторство и обучение - 16%, ремонт бытовой техники - 6%, ремонт автомобилей - 5,5%, медицинские услуги - 4,7%, ветеринарная помощь - 3%, услуги домработниц, нянь, гувернеров - 2,4%, астрология, гадание - 2%, перевод с иностранных языков - 1,5%, компьютерный набор текстов - 1,5%, прочие - 7,6%).

Значительную долю в доходах домохозяйств (семьи) составляют пенсии и различные пособия.

Следует отметить, что страховые и социальные поступления являются неоднородными. Можно выделить те из них, которые зависят напрямую или косвенно от трудового вклада работников. В первую очередь это относится к большей части пенсионных выплат, которую можно рассматривать как трудовые пенсии. Однако все же большая часть доходов, рассматриваемых в данном разделе, носят чисто «социальный» характер, поскольку они выплачиваются государством как средство поддержания минимального уровня жизни населения. Имеются выплаты, которые носят «промежуточный» характер между чисто безвозмездными и связанными с трудовым вкладом их получателей. Речь идет о социальных выплатах, которые предоставляются гражданам при условии, что они приобретут навыки, необходимые для последующей работы. Так, большинство пособий по безработице выплачивается ограниченное время и по понижающимся ставкам, имея целью стимулирование безработного к обучению какой-либо специальности. Развиваются и негосударственные формы социальной помощи населению.

Доходы домашнего хозяйства – часть национального дохода, создаваемая в процессе производства и предназначенная для удовлетворения материальных и духовных потребностей членов хозяйства. Эти доходы должны возместить трудовые затраты, т.е. физические и умственные способности людей, израсходованные в процессе производства. Однако в современном обществе из-за неравномерного распределения национального дохода ресурсы у отдельных категорий домохозяйств оказываются недостаточными, чтобы поддержать жизненные силы на требуемом уровне. Поэтому государство за счет бюджета и внебюджетных фондов и предприниматель за счет прибыли пополняют средства домохозяйств.

На динамику и структуру доходов населения и домохозяйств в 90-е годы оказали влияние факторы, которые характеризовали социально-экономическое положение страны:

Глубокий экономический кризис и становление рыночных отношений;

Инфляция, которая на протяжении первой половины 90-х годов носила гиперформу;

Задержка выплаты зарплаты, государственных пенсий, пособий;

Многочисленные финансовые злоупотребления и нарушения в области оплаты.

Все эти факторы снижали реальные доходы граждан России. В 2000 году они составляли лишь 56,2 % уровня 1991. В XXIв. Положение несколько стабилизировалось. Реальные располагаемые доходы домашних хозяйств начали несколько возрастать. Однако, по оценке Института исследования товародвижения и коньюктуры оптового рынка, вскоре начался новый круг инфляционной гонки, что вновь сказалось на обесценении доходов.

Одним из показателей обеспеченности домашнего хозяйства является валовой доход.

Валовой доход домохозяйств – это совокупный доход, который включает: денежные доходы, стоимость натуральных поступлений продуктов питания и предоставленных государством и предприятиями в натуральном выражении льгот, дотаций, подарков.

Валовые доходы занимают главенствующее положение, причем в них преобладают денежные доходы как результат развития рыночных отношений.

Натуральные доходы выступают в форме стоимости продуктов, производимых в подсобных хозяйствах, стоимости услуг, выполняемых для собственного потребления, а также стоимости полученных в порядке поощрения товарно-материальных ценностей от работодателя или государства. В России натуральные доходы получают не только традиционно сельские граждане, но и городские жители, что свидетельствует об относительно низком уровне материальной обеспеченности населения в целом. Следует подчеркнуть, что производство продуктов в подсобных хозяйствах и выполнение услуг для собственного потребления из-за низкой механизации производственного процесса характеризуется значительными трудовыми затратами, и поступления в натуре относительно малы по сравнению с возможными. На структуру доходов домохозяйств оказывает влияние ряд факторов (социальный состав, количественный состав, местопроживание - город или село и др.) Так имеются домохозяйства, где оплата труда составляет почти 100% денежного дохода, например у работающей супружеской пары без детей. Есть домохозяйства, где денежный доход формируется только за счет государственных социальных трансфертов, например, хозяйство супругов-пенсионеров, воспитывающих малолетних внуков.

Из рис. 1 видно, что денежные доходы в городе составляют почти 9/10 всех валовых доходов, тогда как стоимость натуральных поступлений невелика (всего 7 %).

Р ис. 1 Структура располагаемых ресурсов домохозяйств в 2008 г.

В сельской местности (Рис. 2) положение меняется. Доля денежных доходов меньше на 16%, а стоимость натуральных продуктов достигает почти четверти всех доходов. Различия имеются и в накоплении. В сельской местности население беднее, поэтому и накопление меньше.

Р ис. 2 Структура располагаемых ресурсов домохозяйств в 2008 г.

Денежные доходы остаются главными в домохозяйстве. Они формируются за счет следующих источников: (см. Приложение 2)

    оплаты труда членов домохозяйств, полученной при выполнении трудовых соглашений при найме, а также премий, постоянных надбавок к зарплате, выплат работодателями на социально-культурные цели: пособий, путевок и т.д.;

    доходов от предпринимательской деятельности в форме прибыли, дивидендов, процентов по ценным бумагам и вкладам, арендной платы и др.;

    государственных социальных выплат (трансфертов) – пенсий, пособий и других платежей из бюджета и внебюджетных социальных фондов;

    прочих поступлений (страховых возмещений, доходов от реализации имущества и др.).

В нашей стране соотношение между этими источниками в последние семьдесят лет резко менялось. В условиях господства государственной собственности основными доходами домохозяйств была заработная плата и выплаты из бюджета. По мере развития рыночных отношений роль второго источника стала возрастать. Однако и сегодня оплата труда остается главным доходом.

Денежные доходы различают по равномерности поступлений:

    регулярные (оплата труда, арендная плата и др.);

    случайные или разовые (подарки, доходы от реализации имущества), а также незаконные доходы (уход от налогов, выручка от продажи запрещенных товаров).

В зависимости от размеров денежные доходы делятся на:

    номинальные доходы – доходы за определенный период времени в денежных единицах по нарицательной стоимости

    реальные доходы – денежные доходы текущего периода, скорректированные на индекс потребительских цен. Они выражают количество товаров и услуг, которые можно фактически приобрести на номинальные доходы.

Государственное регулирование оплаты труда. Члены домохозяйств, работая в государственном или частном секторах экономики, получают оплату труда в разных формах. К оплате труда относятся:

    заработная плата, начисленная работникам по сдельным расценкам, тарифным ставкам и должностным окладам;

    доплата за сверхурочную работу;

    премии и вознаграждения, носящие регулярный или периодический характер;

    компенсационные выплаты;

    вознаграждения за год, выслугу лет;

    оплата ежегодных и дополнительных отпусков;

    материальная помощь;

    надбавка пенсии пенсионерам, работающим на предприятиях и др.

Не все денежные доходы члены домохозяйств используют на собственные нужды, определенная их часть направляется на оплату налогов (налога на доходы физических лиц, на имущество физи­ческих лиц и др.).

В условиях рыночных отношений государственное регулирова­ние оплаты труда ограничено. В течение 1994-1995 гг. государство предприняло попытку сократить значительное увеличение размера заработной платы на частных предприятиях путем обложения нало­гом на прибыль фактических расходов на оплату труда, превышаю­щих нормативную величину. Однако эта мера вместо ограничения привела к появлению так называемой «конвертной оплаты», т.е. пред­приятия сверх нормы выдавало работнику конверт с доходом, сумма которого не включалась в фонд зарплаты и с него не взимался ника­кой налог. Не достигнув цели, это решение отменили.

В настоящее время воздействие на оплату труда осуществляется с помощью законодательных актов или косвенным путем через на­логовый механизм.

В целях недопущения низкого уровня оплаты труда и социаль­ной защиты населения принят Закон «О минималь­ ном размере оплаты труда» (МРОТ). Согласно этому закону пред­приятия и организации всех форм собственности, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие наем рабочей силы, не имеют право платить работникам меньше установленного миниму­ма. МРОТ обеспечивается в государственных организациях за счет средств бюджета, а в частном секторе - из собственных средств.

Реальное значение МРОТ из-за инфляционного роста цен по­стоянно снижается. Стремясь оградить его от обесценения, Прави­тельство РФ осуществляет индексацию. За десять с лишним лет МРОТ повышался неоднократно. Однако, несмотря на изменения реальное содержание МРОТ отстает от темпов инфляции и не соответствует прожиточному уровню.

Президент России Дмитрий Медведев подписал закон, предусматривающий повышение минимального размера оплаты труда (МРОТ) с 1 января 2009 года до 4330 рублей против нынешних 2300 рублей

Таблица 1

Минимальный размер оплаты труда

В целях регулирования оплаты труда*

В иных целях**

Источник: Интернет ресурс для бухгалтеров( http://www.buh.ru/info-14 )

* МРОТ в размерах, указанных в этой колонке, применяется исключительно для регулирования оплаты труда, а также для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности и выплат в возмещение вреда, причиненного увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанными с исполнением трудовых обязанностей (ст. 3 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ).

** МРОТ в размерах, указанных в этой колонке, применяется для целей:

Исчисления налогов, сборов, штрафов и иных платежей, осуществляемого в соответствии с законодательством РФ в зависимости от МРОТ (до внесения изменений в соответствующие федеральные законы, определяющие порядок исчисления налогов, сборов, штрафов и иных платежей) (ч. 1 ст. 5 указанного закона). Федеральным законом от 22.06.2007 № 116-ФЗ МРОТ во всех статьях КоАП(Кодекс РФ об административных правонарушениях) заменен на рублевый эквивалент;

Выплаты стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат, размер которых в соответствии с законодательством РФ определяется в зависимости от МРОТ (до внесения изменений в соответствующие федеральные законы, определяющие размеры стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат либо порядок их установления) (ст. 4 указанного закона);

Исчисления платежей по гражданско-правовым обязательствам, установленных в зависимости от МРОТ (ч. 2 ст. 5 указанного закона).

Представительные органы субъектов РФ, учитывая слабую обес­печенность работников бюджетной сферы, оказывают им финансо­вую поддержку исходя из размеров своего бюджета.

В частном секторе конкретные размеры ставок оплаты труда по профессиям на крупных предприятиях определяются условиями коллективных трудовых договоров, а у индивидуальных предпринима­телей, где работают несколько человек, - договором с отдельным работником.

Ограничения МРОТ на частных предприятиях государство уста­новить не может, так как он зависит от финансовых возможностей работодателей.

Государство регулирует доходы домохозяйств, не только исполь­зуя законодательные акты, но и косвенно - с помощью налоговой системы. Для прямого регулирования доходов применяются прямые налоги (налог на доходы физических лиц, налог на имущество физи­ческих лиц, транспортный налог и др.). Косвенные налоги (налог на добавленную стоимость, налог с продаж, таможенные пошлины) зат­рагивают прежде всего платежеспособный спрос населения и таким образом способны воздействовать на процесс производства.

Доходы домашних хозяйств от предпринимательской деятельности отличаются большим разнообразием. Среди экономистов нет единого мнения, что к ним относить. Большинство считают, что они включают:

    доходы от продажи имущества, принадлежащего гражданам на правах собственности;

    прибыль от реализации товаров, оказания услуг, выполнения работ предприятиями частного бизнеса, зарегистрированных и не зарегистрированных как юридические лица;

    доходы от регулярной продажи продукции личных подсобных хозяйств;

    доходы так называемых «челноков» и др.

Эти денежные доходы подразделяются на две части: одна на­правляется на содержание работодателя и его семьи, другая - на коммерческие расходы, причем официально к ним должны быть от­несены затраты, подтвержденные соответствующими документами.

Государственные социальные трансферты . К денежным доходам до­мохозяйств относят также государственные социальные трансферты - пенсии, пособия, другие выплаты из средств бюджетов разного уров­ня и внебюджетных фондов. Эта часть денежных доходов домохо­зяйств строго регулируется государством в законодательном порядке.

Основной вид трансфертных платежей - пенсии. Пенсионной системой в России охвачено 38,5 млн (2008 г.) престарелых, инвалидов, членов семей, потерявших кормильца. В настоящее время идет процесс ухудшения демографической ситуации и соотношение ра­ботающих и пенсионеров составляет 1,7: 1, а к 2010 г., по некото­рым прогнозам, это соотношение может достигнуть 1: 1.

Одним из ключевых направлений социальной политики российского правительства является совершенствование пенсионной системы страны. С 2001 года был принят ряд законов, основные из которых:

- "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" №167-ФЗ от 15 декабря 2001 года и "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" №173-ФЗ от 17 декабря 2001 года, согласно которым страховая часть трудовой пенсии выплачивается за счет средств бюджета ПФР, базовая - за счет федерального бюджета;

- "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" №111-ФЗ от 24 июля 2002 года, который обеспечивает права граждан на инвестирование денежных средств накопительной части трудовой пенсии.

Суть ныне действующей пенсионной системы Российской Федерации - в коренном изменении взаимоотношений между работником и работодателем: в повышении ответственности россиян за обеспечение своей старости, а также в повышении ответственности работодателя за уплату страховых взносов за каждого работника.

В настоящее время трудовая пенсия по старости в России состоит из трех частей: базовой (гарантируется государством, и ее размер устанавливается законодательно в виде фиксированной суммы), страховой (дифференцированная часть, зависит от результатов труда конкретного человека) и накопительной (образуется только у граждан 1967 года рождения и моложе). Средний размер трудовой пенсии по старости за 2008 год увеличился на 953 рубля и на конец 2008 года составил 4902 рубля.

В 2009 году базовая часть трудовой пенсии будет увеличена дважды - 1 марта и 1 декабря - в общей сложности на 37,1%. Страховая часть пенсии будет проиндексирована с 1 апреля 2009 года на 15,6%. В результате, к концу 2009 года средний размер социальной пенсии не должен быть ниже прожиточного минимума пенсионера.

Кроме пенсий российские граждане получают различные пособия (пособия по беременности и родам, единовременные пособия при рождении ребенка, ежемесячные пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полугора лет, ежемесячные пособия на ребенка и др.) из Фонда социального страхования. Лица, потерявшие работу, получают пособия по безработице из бюджета.

В последние годы получила развитие новая форма социальной помощи, которая финансируется из негосударственных фондов. Так, создаются негосударственные пенсионные фонды за счет средств самих работников и работодателей.

Анализ доходности в разрезе домохозяйств дает возможность учесть демографические, региональные и внутри­семейные факторы распределения и использования совокупного до­хода, в том числе и в его неденежной, натуральной форме. Кроме того, большое влияние на денежные доходы домохозяйств оказыва­ют место проживания (городская или сельская местность), а также численность, в том числе число детей в семье.

Доходы домашнего хозяйства - часть национального дохода, создаваемая в процессе производства и предназначенная для удовлетворения материальных и духовных потребностей членов хозяйства.

Валовой доход домохозяйств - это денежные доходы, стоимость натуральных поступлений продуктов питания и предоставленных государством и предприятиями в натуральном выражении льгот, дотаций, подарков.

В валовых доходах преобладают денежные доходы, которые формируются за счет следующих источников :

1) оплата труда членов домохозяйств, полученная при выполнении трудовых соглашений при найме, а также премии, постоянные надбавки к зарплате, выплаты работодателями на социально-культурные цели: пособия, оплата транспортных услуг, путевок и т.п.;

2) доходы от предпринимательской деятельности в форме прибыли, дивидендов , процентов по ценным бумагам и вкладам, арендная плата и др.;

3) государственные социальные выплаты (трансферты) пенсии, пособия и другие платежи из бюджета и внебюджетных социальных фондов.

Сегодня оплата труда остается главным доходом .

Кроме того, денежные доходы домохозяйств пополняются за счет натуральных поступлений (например, производимых в подсобных хозяйствах продуктов или выполнения для собственного потребления услуг, а также полученных в порядке поощрения товарно-материальных ценностей от работодателей или государства).

Для измерения доходов домашних хозяйств используют понятия совокупных, располагаемых, номинальных и реальных доходов населения.

Под совокупными доходами понимают общую сумму денежных и натуральных доходов по всем источникам их поступления с учетом стоимости бесплатных или льготных услуг за счет социальных фондов.

Для населения, однако, более существенное значение имеет показатель располагаемых доходов , или доходов, остающихся в распоряжении домашних хозяйств. Они образуются из совокупных доходов путем вычета налогов и обязательных платежей.
Номинальные доходы — доходы домашнего хозяйства за определенный период в денежной форме. При этом можно выделить начисленные номинальные доходы и фактически полученные. Первые отличаются от фактических на величину начисленных в данном периоде, но не выплаченных доходов, а также доходов, полученных в результате погашения задолженности государства и организаций за прошлые периоды.

Реальные доходы домашних хозяйств определяются двумя факторами — располагаемыми доходами и ценами на товары и услуги. Они могут быть адекватно выражены количеством потребительских товаров и услуг, которые можно приобрести на фактически полученные номинальные доходы. Реальные доходы зависят от соотношения темпов роста располагаемых доходов и индекса потребительских цен за определенный период. Для домашних хозяйств реальные доходы, наряду с размерами имущества и ранее накопленных сбережений, входят в число наиболее важных показателей, определяющих уровень их благосостояния.


В условиях рынка роль государства в регулировании оплаты труда ограничена.

В настоящее время воздействие на оплату труда осуществляется с помощью законодательных актов или косвенным путем через налоговый механизм.

В целях недопущения низкого уровня оплаты труда и социальной защиты населения принят Закон «О минимальном размере оплаты труда» (МРОТ). Согласно Закону предприятия и организации, осуществляющие наем рабочей силы, не имеют право платить работникам меньше установленного минимума.

Реальное значение МРОТ из-за инфляции постоянно падает. Правительство РФ осуществляет ее индексацию.

Бюджетные организации в зависимости от выделенных бюджетных ассигнований самостоятельно определяют виды доплат, исходя из квалификации работника и сложности выполняемых трудовых обязанностей с учетом разряда и коэффициентов ЕТС. В целом оплата в бюджетной сфере в 1,5-2 раза меньше, чем в промышленности, уже не говоря о финансово-кредитных учреждениях.

В частном секторе конкретные размеры ставок оплаты по профессиям на крупных предприятиях определяются условиями коллективных трудовых договоров, а у индивидуальных предпринимателей, где работают несколько человек, — договором с отдельным работником.

Для оценки уровня жизни населения субъектов РФ, разработки и реализации региональных социальных программ, планирования темпов роста заработной платы, пенсий, социальных пособий, а также составления бюджетов используют понятия минимального потребительского бюджета (МПБ) и бюджета прожиточного минимума (БПМ). Уровень МПБ характеризует минимально допустимые границы потребления важнейших материальных благ и услуг (продукты питания, предметы санитарии и гигиены, лекарства, жилищно-коммунальные услуги) и рассчитывается исходя из прожиточного (физиологического) минимума дифференцированно по основным социальным группам. В свою очередь, под потребительской корзиной понимается минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.

Денежные расходы домохозяйства - фактические затраты на приобретение материальных и духовных ценностей, необходимые для продолжения жизни человека, которые включают потребительские расходы и расходы, не связанные непосредственно с потреблением.

Расходы бюджета домохозяйства играют существенную роль и экономике страны. Используя свои доходы, семья обеспечивает формирование и развитие рынка товаров и услуг. Реализуя свои накопления и сбережения, она увеличивает спрос на ценные бумаги, расширяя тем самым фондовый рынок.

Члены домохозяйств, расходуя свои средства, удовлетворяют разнообразные потребности.

Это возможно двумя путями:

1) использованием денежных доходов на приобретение товаров и услуг;

2) натуральным самообеспечением, происходящим за счет собственной трудовой деятельности отдельных членов хозяйства.

Денежные расходы домашнего хозяйства можно классифицировать по разным признакам :

1) по степени регулярности :

Постоянные расходы (на питание, коммунальные услуга и др.);

Регулярные расходы (на одежду, транспорт и др.);

Разовые расходы (на лечение, товары длительного пользования).

2) по целям использования :

Потребительские расходы (на покупку товаров и оплату услуг);

Оплата обязательных платежей и различных обязательных плюсов;

Накопления и сбережения во вкладах и ценных бумагах;

Покупка иностранной валюты;

Прирост денег на руках населения.

Покупка товаров и оплата услуг - потребительские расходы, являющиеся главными, составляют три четверти всех денежных затрат. Расходы на продукты питания занимают преобладающую долю. Причем в городе эта доля выше. В сельской местности домохозяйства почти на треть обеспечивают себя за счет натурального хозяйства. Непромышленные товары (одежда, обувь, мебель, бытовая техника) составляют в городе почти 1/3, а на селе — лишь пятую часть.

Доля расходов на услуги постоянно возрастает. Особенно увеличились затраты семей в городе на жилье, коммунальные услуги, лекарства, а также на проезд в общественном транспорте. Отдельные виды услуг настолько подорожали, что просто выпали из бюджета рядового гражданина (например, чистка одежды, общественная стирка и др.). Однако появились новые виды платных услуг (здравоохранение, образование), которые стали занимать все большую долю расходов семьи.

Вторая группа денежных расходов домохозяйств - обязательные и добровольные платежи. К обязательным платежам относятся налоги, сборы, пошлины, отчисления, которые взимаются органами исполнительной власти в бюджеты разного уровня и во внебюджетные фонды.

Третья группа расходов - сбережения и накопления домохозяйств. Распределение накоплений и сбережений в России крайне неравномерно между домохозяйствами. Домохозяйства, доходы которых ниже прожиточного минимума, вообще не имеют накопления, перед ними стоит главная задача - выжить.

Денежные накопления и сбережения, аккумулированные в банках, служат источником расширения кредитных отношений. Потребительский кредит пополняет денежные доходы членов домохозяйств и способствует увеличению платежеспособного спроса на товары и услуги. Особенно важен потребительский кредит для России, где уровень жизни относительно низок, а кредитные возможности банковской системы нуждаются в дополнительных капиталах.

На рисунке представлена структура доходов домашних хозяйств

На следующем рисунке представлена структура расходов домашних хозяйств .

Домохозяйство, в соответствии с современными теоретическими подходами, наличествующими в экономической науке, является одним из ключевых социально-экономических субъектов. Динамика их формирования во многом предопределяет эффективность экономики государства, развития гражданского общества. Что представляет собой домохозяйство? Какими субъектами оно может быть представлено?

Что такое домохозяйство?

Домохозяйство — это, в соответствии с распространенным в научной среде определением, институциональная социальная единица, которая состоит из относительно небольшой группы граждан, проживающих вместе, в той или иной степени объединяющих свои доходы и ресурсы, а также совместно потребляющие ряд товаров и услуг.

Как правило, домашние хозяйства ведутся семьями. Домохозяйства могут быть не только потребителями товаров и услуг, но также их производителями — например, если их субъекты осуществляют предпринимательскую деятельность.

Есть еще одна трактовка термина, о котором идет речь. Она сформирована экономистами. В соответствии с ней домохозяйство — это группа лиц, принимающих коллективные экономические решения. Например, связанные с покупкой товаров, пользованием сервисами или же их производством, если участники домашнего хозяйства ведут предпринимательскую деятельность.

Основные признаки домохозяйства

Распространена точка зрения, по которой домохозяйство — это социальная группа, характеризующаяся следующими основными признаками:

Обособленность (как юридическая, так и фактическая),

Проживание участников на территории одного жилого помещения или группы таковых, которые расположены рядом,

Регулярность социальных коммуникаций — предполагающая, что участники домохозяйства с различной степенью интенсивности взаимодействуют, общаются между собой.

Как мы отметили выше, домашние хозяйства чаще всего формируются семьями. Но это не всегда так. Возможные субъекты домохозяйства — фирмы, общественные организации, церкви, некоммерческие структуры, политические партии. Все они, так или иначе, будут соответствовать рассмотренным нами выше основным признакам домашнего хозяйства.

Домохозяйства выполняют ряд экономических функций. Изучим их.

Экономические функции домашних хозяйств

Основные функции домохозяйств с точки зрения экономики таковы:

Распределение капитала;

Контроль над формированием индивидуальных потребительских предпочтений;

Инвестирование накопленного капитала.

Безусловно, существует ряд иных значимых экономических функций домохозяйств. Так, соответствующие социальные группы формируют рыночный спрос — покупая товары и сервисы, производимые иными экономическими субъектами. Домохозяйства, как мы отметили выше, могут сами производить различные продукты и услуги. Можно отметить, что экономические отношения могут возникать и между отдельными участниками домохозяйства. Это может быть связано с разными правоотношениями — долговыми, производственными, трудовыми.

В соответствующей социальной группе могут формироваться локальные экономические роли, связанные с управлением капиталом. Ведется, таким образом, финансовое домохозяйство. Рассматриваемая социальная группа может быть самостоятельным экономическим субъектом, который взаимодействует: с другими домохозяйствами, с отдельными гражданами своей страны, с государственными органами, с коммерческими банками, с различными видами предприятий, с негосударственными структурами, с иностранными гражданами и организациями.

Изучим базовые экономические функции домохозяйств — распределительную, контрольную и инвестиционную, подробнее.

Распределительная экономическая функция домашних хозяйств

Одной из ключевых домашних хозяйств является распределение финансовых средств. Те или иные субъекты домохозяйства, зарабатывающие большое количество денежных средств, так или иначе, делятся ими с другими. В семьях — как правило, безвозмездно и в достаточной мере активно. В более разрозненных социальных группах подобное распределение — редкость.

Поэтому, чем больше домохозяйство, тем более выраженным становится распределение капитала в нем. Данная функция играет позитивную роль с точки зрения всей макроэкономической системы, поскольку наличие капитала у людей с разными потребностями стимулирует выпуск товаров и предоставление услуг в соответствующих областях. Если бы денежные средства концентрировались у небольшого количества людей, то это способствовало бы развитию меньшего количества отраслей — тех, что способны удовлетворить потребности конкретного гражданина.

Потребление домохозяйств формирует спрос, как правило, на существенно более широкий спектр товаров и услуг.

Контрольная экономическая функция домашних хозяйств

Следующая значимая функция домашних хозяйств — контрольная. Ее специфика заключается в управлении потребностями каждого из участников соответствующей социальной группы.

Дело в том, что доходы домохозяйств, даже если речь идет об объединениях в рамках одного города, могут сильно различаться. И если для представителей одной социальной группы приемлем один уровень трат, то участники другого домашнего хозяйства исходя из возможно, не смогут рассчитывать на ту же структуру потребления. В связи с этим покупательские устремления отдельных субъектов домохозяйства могут подлежать контролю — в целях оптимизации структуры их расходов.

Инвестиционная функция домашних хозяйств

Следующая важнейшая функция домашних хозяйств — инвестиционная. Финансы домохозяйств могут направляться на поддержку деятельности самых разных экономических субъектов. При этом данные коммуникации могут наблюдаться уже на уровне повседневных расходов участников соответствующей социальной группы — при покупках в магазине, пользовании различными сервисами. Расходы домохозяйств фактически становятся инвестициями в бизнесы, поставляющие те или иные товары или услуги. Кроме того, финансовые вложения домашних хозяйств могут быть представлены банковскими вкладами, участием в торговле акциями, частной инвестиционной поддержкой каких-либо проектов.

Эффективность ведения финансового домохозяйства во многом зависит от качества управления его локальным бюджетом. Изучим данный аспект подробнее.

Бюджет домашнего хозяйства

Выше мы отметили, что домашнее хозяйство — самостоятельный экономический субъект. Таким образом, финансы домохозяйств автономны с точки зрения приоритетов в их распределении, несмотря на то, что их получение во многом зависит от действий других субъектов, с которыми соответствующая социальная группа осуществляет коммуникации.

Бюджет домашнего хозяйства, подобно финансовому плану, формируемому государством или предприятием, состоит из предполагаемых доходов и расходов. Отличительная его специфика в том, что при его составлении, как правило, учитываются фактические, а не расчетные индивидуальные потребности каждого из участников домохозяйства. Для кого-то необходим один объем товаров и услуг, для другого — совершенно иной. В свою очередь, бюджеты в рамках более масштабных социальных институтов могут составляться исходя как раз таки из расчетных показателей, не всегда сочетающихся с реальными индивидуальными потребностями конкретного гражданина. В этом преимущество бюджетирования на уровне локального домашнего хозяйства, в возможности учитывать потребительские предпочтения всех его участников.

Конечно, во многих случаях понятие «бюджета» в домохозяйстве рассматривается неофициально. В принципе, это редкость, когда кто-либо из семьи берется составлять реальный, отраженный в отдельном документе план доходов и расходов. Хотя, когда это действительно нужно, многие люди занимаются данной работой — применяя, к примеру, специализированные виды ПО, мобильные приложения, и это получается у них весьма эффективно.

Но, вне зависимости от способа составления бюджета домохозяйства, сохраняется его главный признак — ориентированность на индивидуальную структуру потребностей. При этом часто не имеет значения то, сколько зарабатывает конкретный участник домохозяйства. В этом еще одна особенность экономической роли соответствующих социальных групп, когда и субъект потребления могут не иметь взаимных прав и обязанностей. Но, нужно отметить, подобная специфика взаимоотношений в большей степени характерна для семейных домохозяйств и не слишком распространена в корпоративных правоотношениях.

Какие есть виды домашних хозяйств

Изучим то, какие есть виды домохозяйств. Распространена классификация соответствующих социальных групп исходя из количества субъектов. Так, домохозяйства могут быть единичными или групповыми. Первые образуются отдельными гражданами или семьями. Вторые — несколькими группами людей.

Иные распространенные критерии классификации домохозяйств:

Территориальная принадлежность (предполагается соотнесение расположения соответствующей социальной группы с городом, регионом, государством);

Платежеспособность (в этом смысле домашние хозяйства могут иметь высокий, средний или низкий доход);

Имущественные характеристики (определяемые исходя из типа жилья и собственности, которой владеют участники домохозяйства).

Исследователи могут определять иные критерии — связанные, например, с социальным статусом участников домашнего хозяйства, трудовым потенциалом соответствующей социальной группы, уровнем образования и квалификации граждан, которые входят в домохозяйство.

Структура домашнего хозяйства

Изучим то, что представляет собой структура домохозяйства. Под данным термином может пониматься:

Состав домашнего хозяйства;

Распределение функциональных ролей в соответствующей социальной группе.

Касательно состава домашнего хозяйства: он может соответствовать семейному статусу каждого из его участников. Это могут быть родители и их дети, другие родственники. Касательно функциональных ролей в домохозяйстве: таковые могут быть представлены участниками, которые формируют капитал, работая, развивая бизнес, распределяют доходы и расходы домохозяйств, принимают решения в части управления имеющимися в домашнем хозяйстве ресурсами — недвижимостью, инструментами ведения быта, играют пассивную экономическую роль внутри хозяйства, но активную — во взаимодействии с иными хозяйствующими субъектами.

В зависимости от величины домашнего хозяйства, социально-экономических характеристик других социальных групп соответствующего типа, сложившихся в конкретном городе или регионе, функциональные роли участников домашних хозяйств могут быть представлены в существенно более широком спектре.

Домашние хозяйства и государство

В среде исследователей сложилась неоднозначная оценка роли государства в формировании домашних хозяйств. С одной стороны, соответствующая социальная группа в общем случае — независима от деятельности каких-либо госструктур. С другой, государство может играть важнейшую роль с точки зрения поддержания устойчивости домашних хозяйств.

Прежде всего в экономическом смысле. Здесь может идти речь как о предоставлении работающим участникам домохозяйства возможностей зарабатывать в финансовой системе государства — например, посредством трудоустройства в бюджетные структуры, на госслужбу, так и об оказании гражданам прямой помощи в виде перечисления денежных средств в виде субсидий, пособий, распределения в пользу тех или иных субъектов домохозяйств адресных мер поддержки.

В свою очередь, и домашнее хозяйство выполняет значимые для государства функции — как социальные, так и экономические. Как мы отметили выше, соответствующие объединения формируются, как правило, семьями, образование которых — важнейший фактор развития гражданского общества. формируют спрос во многих сегментах экономики — это способствует повышению хозяйственной устойчивости государства, увеличению его ВВП.

Доходы домашних хозяйств

Изучим то, за счет чего могут формироваться доходы домохозяйств. Основными источниками капитала, подлежащего распределению в соответствующих социальных группах, являются:

Зарплата;

Компенсации в рамках гражданско-правовых правоотношений;

Предпринимательская деятельность;

Сдача тех или иных активов в аренду;

Получение дивидендов в результате вложений в активы тех или иных предприятий;

Извлечение прибыли за счет торговли ценными бумагами;

Использование природных ресурсов;

Получение банковских процентов на депозитах.

Отдельные участники домашних хозяйств могут извлекать один или несколько из перечисленных Как правило, соответствующие денежные поступления уменьшаются на величину обязательных платежей — в виде налогов, комиссий, иных отчислений, предусмотренных законодательством и условиями контрактов.

Расходы домашних хозяйств

Расходы, в свою очередь, домохозяйств могут быть представлены:

Издержками, связанными с содержанием располагаемых ресурсов (например, оплатой коммунальных услуг, если речь идет о недвижимости);

С приобретением базовых видов товаров — продуктов питания, бытовой химии, электроники;

С пользованием повседневными услугами — транспортными, банковскими, коммуникационными;

Долгосрочными приобретениями — покупкой новой недвижимости, автомобилей и иной техники.

Расходы домохозяйства могут быть дополнены пользованием юридическими, медицинскими, образовательными услугами — исходя из структуры потребностей, формирующейся в конкретной социальной группе. Рассмотрим данный аспект подробнее.

Структура потребностей в рамках домашнего хозяйства

Домохозяйства являются самостоятельными экономическими субъектами, состав которых, вместе с тем, может быть представлен участниками с разными потребностями. Для кого-то достаточно приобретение базовых товаров и услуг, для других необходимо обращение к дополнительным сервисам, покупка более дорогой продукции.

Главный фактор, определяющий структуру потребностей в соответствующих социальных группах — располагаемый доход домохозяйств. Чем он больше и чем более активно осуществляется его распределение, тем более вероятно повышение личных запросов участников хозяйств в части потребительских предпочтений. В некоторых случаях они могут быть замещены социальными приоритетами. Например, для человека может оказаться предпочтительным потратить имеющиеся денежные средства не на покупку какого-либо дорогого товара, а на оказание спонсорской финансовой поддержки другим людям или организациям. Во многом появление подобных предпочтений зависит от таких факторов, как уровень образования, воспитания конкретного человека, круга его общения.

Факторы формирования домохозяйств

Рассмотрим теперь то, под влиянием каких факторов может формироваться домашнее хозяйство Выше мы изучили основные виды домохозяйств, критерии их классификации. Каждому из них будет соответствовать отдельная группа факторов, о которых идет речь. Так, если речь идет о единичном домохозяйстве, вероятнее всего, оно будет представлено отдельной семьей. Факторами ее формирования являются, как известно, человеческие взаимоотношения. Люди сближаются, создают семьи и начинают вести общее домашнее хозяйство. в данном случае может играть важную роль, но он, как правило, второстепенен.

В свою очередь, формирование групповых домохозяйств может быть в первую очередь обусловлено как раз-таки хозяйственной необходимостью. Социальные группы соответствующего типа предполагают объединение нескольких семей в общее домашнее хозяйство — в силу того, что в подобном формате каждой из них будет гораздо легче реализовывать свои потребности, оптимизировать структуру расходов.

Территориальная принадлежность потенциальных участников домохозяйства, уровень их доходов и типы располагаемого ими имущества — также могут играть значимую роль в формировании рассматриваемых объединений. Так, например, в условиях открытой местности Крайнего Севера коренным народам, проживающим на соответствующих территориях, имеющим относительно невысокие доходы и не самое ликвидное имущество, вероятно, будет иметь смысл объединяться в домашние хозяйства.

Резюме

Домохозяйство — это социально-экономическая единица, выполняющая важнейшую роль в развитии общества и государства. Объединяясь в домашние хозяйства, люди способствуют усилению интенсивности взаимных коммуникаций, более эффективному распределению капитала, формированию оптимальной структуры потребительских предпочтений с точки зрения располагаемого дохода.

Субъектами домохозяйства, как правило, являются семьи. Но вполне возможно формирование соответствующих социальных групп и организациями. Структура домашнего хозяйства может определяться его составом и распределением функций среди участников, зависеть от экономических и культурных характеристик сообщества, в рамках которого формируется соответствующего типа социальная группа.



Похожие статьи