Курсовая работа рефинансирование коммерческих банков центральным банком. Рефинансирование коммерческих банков центральным банком россии

Международный институт экономики и права


Курсовая работа

по дисциплине

"Деньги, кредит, банки"

Тема: Рефинансирование коммерческих банков Центральным Банком России


Студентки факультета

экономики и управления

группа Э 2008 ОП

Смирновой Светланы Николаевны

Руководитель-консультант

Волков А.Ю.


Ярославль 2010 г.


Введение

Глава 1. Рефинансирование коммерческих банков и его значение

1.1 Понятие рефинансирования коммерческих банков и его роль в денежно-кредитной политике Банка России

1.3 Состояние, проблемы и перспективы развития системы рефинансирования коммерческих банков

Глава 2. Порядок предоставления Банком России кредитов под залог ценных бумаг и нерыночных активов

2.1 Особенности кредитов под залог ценных бумаг

Заключение

Список литературы


Одной из приоритетных задач Центрального Банка Российской Федерации в современной финансовой системе России является регулирование ликвидности банковской системы. Для ее решения Банк России использует ряд инструментов и механизмов. К таким инструментам относятся: операции на открытом рынке, операции рефинансирования, обязательные резервные требования, процентная политика по операциям Банка России. Самыми работоспособными и востребованными инструментами регулирования банковской ликвидности в настоящее время являются инструменты рефинансирования.

Эффективность проведения операций регулирования банковской ликвидности Банком России и выбора приоритетного инструмента воздействия на рыночную ситуацию во многом зависит от уровня развития финансовых рынков, и, в первую очередь, от уровня развития финансового рынка.

Всесторонняя необходимость изучения механизмов рефинансирования коммерческих банков связана с тем, что эти операции позволяют оказывать временное воздействие на уровень ликвидности банковской системы, не создавая при этом побочных воздействий на другие финансовые рынки, и являются незаменимым гибким инструментом экстренного финансирования коммерческих банков. Понимание условий применения и использования данных операций очень важно сегодня для принятия решений, качественно улучшающих состояние банковской системы и предотвращающих наступление кризисных явлений в области денежного обращения.

Поэтому тема исследования является важной и актуальной.

Актуальность темы исследования связана также с тем, что на российском финансовом рынке за период его существования практически отсутствовали периоды продолжительной стабильности.

Экономическая наука уделяет большое внимание методам, механизмам и инструментам, используемым центральным банком при проведении операций на финансовых рынках, для достижения целей денежно-кредитной политики. Этому вопросу посвящены труды известных ученых, экономистов и "банкиров-практиков" Алексашенко СВ., Геращенко В.В., Лялькова М.И., Пашковской И.В.. Отдельные аспекты выбранной темы достаточно широко освещены в академических учебниках и периодических изданиях.

Фундаментальные исследования в области банковского дела разработаны в трудах следующих авторов: О.Н, Антипова, А.Д. Голубовича, М.Э. Дмитриева, Л.Г. Ефимовой, О.И. Лаврушина, В.Д. Мехрякова, А.В. Молчанова, М.И. Мхатаряна, Я.М. Миркина, В.М. Усоскина и др.

Предмет исследования - совокупность инструментов рефинансирования коммерческих банков как эффективных инструментов денежно-кредитной политики.

Цель данной работы, ее значение для теории, состоит в исследовании эффективных механизмов управления ликвидностью коммерческого банка через операции рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Задачи работы:

1. Определение понятия и роли рефинансирования коммерческих банков в денежно кредитной политике Банка России;

2. Общая характеристика инструментов рефинансирования коммерческих банков;

3. Выявление проблем и механизмов совершенствования системы рефинансирования коммерческих банков;

4. Рассмотрение порядка предоставления Банком России кредитов под залог ценных бумаг и нерыночных активов.



1.2 Общая характеристика инструментов рефинансирования


Кредиты рефинансирования предоставляются только устойчивым банкам, испытывающим временные финансовые трудности, и различаются в зависимости от: формы обеспечения (учетные и ломбардные кредиты); методов предоставления (прямые кредиты и кредиты, предоставляемые на основе проведения аукционов); сроков предоставления (среднесрочные – на 3-4 мес. и краткосрочные – на 1 день или несколько дней); целевого характера (корректирующие кредиты и продленные сезонные кредиты).

Наибольший удельный вес в совокупных кредитах рефинансирования составляют краткосрочные (корректирующие) кредиты, предоставляемые Центральным Банком банковским институтам при отсутствии возможностей у последних изыскания финансовых средств из других источников.

Кредитные ресурсы чаще всего предоставляются через кредитные аукционы или как прямые кредиты, которые выдаются банковским институтам по мере получения от них заявок на кредитные ресурсы.


Объемы операций кредитования Банка России представлены в таблице 2. Для выявления проблем в области рефинансирования Банк России провел опрос кредитных организаций, которые подписали с Банком России Соглашение о проведении операций прямого РЕПО, об использовании ими различных инструментов рефинансирования. Всего в опросе приняли участие 87 банков.

Наиболее востребованным кредитными организациями инструментом рефинансирования Банка России являются внутри дневные кредиты (табл.3). Объем операций по данному инструменту составляет около 87% от общего объема рефинансирования. В случае исключения его из расчета, основная нагрузка по рефинансированию сроком на один день приходится на операции прямого РЕПО – 67% от оставшегося объема рефинансирования. Однодневное РЕПО с различной степенью регулярности используется примерно половиной респондентов.

Основными причинами низкого использования процентных инструментов Банка России по оценке респондентов являются: высокий уровень ставок (более 60% респондентов) и недостаток обеспечения у коммерческих банков (более 20% респондентов) (табл. 4). Многие респонденты предлагают снизить ставки по инструментам Банка России в целях их приближения к рыночному уровню межбанковского рынка. Было отмечено, что аукционный механизм определения ставок не гарантирует возможность привлечения рефинансирования по инструменту РЕПО даже в случае готовности коммерческого банка заключить сделку на условиях Банка России. Также поступили предложения ввести дополнительную сессию прямого РЕПО с фиксированной ставкой. В части использования ценных бумаг в качестве обеспечения как по прямому РЕПО, так и по ломбардному кредитованию, более 20% респондентов считают недостаточный объем имеющихся у них соответствующих ценных бумаг препятствием в использовании данных инструментов. Многими банками была отмечена необходимость расширения круга ценных бумаг, принимаемых в качестве обеспечения по операциям рефинансирования.

Существенных сложностей в использовании инструментов внутри дневного кредитования отмечено не было. Однако, по оценке 30% респондентов, при использовании инструментов прямого РЕПО эпизодически возникают трудности, в том числе технического характера. Региональные банки отмечают, что при значительной разнице во времени между регионами их нахождения и Москвой, средства по операциям РЕПО приходят на корреспондентский счет банка только на утро следующего дня, т.е. в день их возврата.

Основные замечания участников денежного рынка относятся к правилам расчетов и особенностям бухгалтерского учета по инструментам рефинансирования. Существенных недостатков в технологии работы с инструментами рефинансирования не выявлено. Общим является пожелание банков снизить ставки и увеличить лимиты операций по инструментам рефинансирования Банка России.

Кроме того, одним из ключевых вопросов развития национальной банковской системы является судьба региональных банков, в первую очередь малых и средних. И сколь ни различны они между собой по географическому положению и направлениям работы, всё же можно назвать признак, выделяющий их как общность, имеющую специфические особенности и условия деятельности. Этот признак - отсутствие доступа к механизмам рефинансирования, ограничивающее возможности развития активов. Сектор средних и малых банков включает в себя как минимум 850 банков по всей России. Значит, говорить о перспективах его развития возможно только в комплексе с проблемой создания национальной системы рефинансирования.

В резолюции расширенного заседания Координационного совета Ассоциации "Россия", прошедшем в Нижнем Новгороде 18 августа, принято обращение к Банку России о необходимости расширения доступа региональных банков к инструментам рефинансирования через его территориальные управления.

Ни один из инструментов, предложенных Банком России, не отвечает потребностям этого сектора. Кредиты внутри дневные и овернайт не нужны из-за искусственно поддерживаемой избыточной ликвидности (в ущерб доходности). Как показали исследования Ассоциации "Россия", остатки на корсчетах и в кассе у малых и средних банков относительно к общему объёму привлечённых средств всегда значительно выше, чем у их более крупных коллег. В активах банков этого сектора нет практически ничего из ломбардного списка ЦБ, нет и ГЦБ (поэтому им недоступно прямое и обратное РЕПО).

В результате базовым источником ресурсов для сектора малых и средних банков выступают вклады населения. И эти банки - единственный в нашей стране институт, гарантирующий гражданам не только сохранность их сбережений (в пределах страховой суммы), но и реальный доход выше уровня инфляции, позволяющий реально накапливать денежные средства. Однако деньги населения дороги, и это ограничивает их дальнейшее размещение, во всяком случае, предложить такие условия кредитования крупным компаниям, как ведущие банки, они не могут.

В итоге и рентабельность малых и средних банков уступает "первой сотне".

Банк России проводит работу по повышению привлекательности инструментов рефинансирования Банка России.

Конечная цель развития системы рефинансирования - создание единого механизма рефинансирования Банком России кредитных организаций, который позволит любой финансово устойчивой кредитной организации получать любой вид кредитов Банка России под обеспечение любых активов из "единого пула обеспечения", состоящего из "рыночных" и "нерыночных" активов" (справочно: только около 50 % КО имеют в своем портфеле ценные бумаги из Ломбардного списка, при этом практически все КО имеют в кредитном портфеле кредиты и векселя 1-й и 2-й группы качества).

I-ый этап создания единого механизма рефинансирования: унификация инструментов рефинансирования (кредитования) под обеспечение рыночных и нерыночных активов (предоставление внутри дневных кредитов и кредитов овернайт под обеспечение ценных бумаг из Ломбардного списка Банка России (Положение № 236-П) и векселей и прав требования по кредитным договорам организаций (Положение Банка России №312-П); рис.1.

II-ой этап создания единого механизма рефинансирования: формирование "единого пула обеспечения", включающего как рыночные активы (ценные бумаги из Ломбардного списка Банка России), так и нерыночные активы (векселя, права требования по кредитным договорам организаций, а также, возможно, иное имущество). Рис.2.

Таким образом, рефинансирование Центральным банком коммерческих банков, т.е. предоставление им заимствований в случаях, когда они испытывают временные финансовые трудности, – важное направление деятельности ЦБ РФ. Цель рефинансирования – воздействие на состояние денежно-кредитной сферы.



В таблице 5 представлена информация об операциях Банка России по предоставлению внутри дневных кредитов и кредитов овернайт на корреспондентские счета (корреспондентские субсчета) кредитных организаций - резидентов Российской Федерации, открытые в Банке России, на ежедневной основе.

Внутри дневные кредиты предоставляются путем исполнения расчетных документов (списания денежных средств с корреспондентского счета (корреспондентского субсчета) кредитной организации сверх остатка денежных средств на указанных счетах) в целях обеспечения эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы Банка России, выполнения кредитными организациями принятых на себя обязательств и сглаживания колебаний процентных ставок на рынке межбанковских кредитов.

Непогашенная задолженность кредитных организаций по внутри дневным кредитам, сложившаяся на конец дня, переоформляется в кредиты овернайт сроком на один рабочий день.

Ломбардные кредиты Банка России могут предоставляться на фиксированных условиях и на аукционной основе на любые банковские счета (корреспондентский счет и(или) корреспондентские субсчета) кредитной организации, открытые во всех территориальных учреждениях Банка России или в уполномоченных РНКО. Статус уполномоченной РНКО на сегодняшний день имеет ЗАО РП ММВБ.

До 1994 г. ЦБ РФ предоставлял коммерческим банкам кредиты в порядке централизованного распределения. С помощью этих кредитов ссудный фонд страны предоставлялся предприятиям, отраслям или регионам без учета экономической целесообразности и возможностей возврата. Такое кредитование не требовало от коммерческих банков привлечения депозитов. Банки играли пассивную роль финансовых посредников. Кредиты предоставлялись заемщикам по ставке, значительно ниже учетной ставки ЦБ РФ. Разница покрывалась из бюджета с учетом того, что размер маржи составлял 3% независимо от кредитоспособности заемщика.

Например, только в 1992 г. ЦБ РФ выдал 2,8 трлн. руб. в виде централизованных кредитов, условия использования которых устанавливали не коммерческие банки, а Правительство, ЦБ РФ или местные органы. Эта сумма превышала 90% всех кредитов, предоставленных ЦБ РФ в 1992 г. коммерческим банкам, т.е. половину депозитной эмиссии года. Начиная с 1995 г., выдача централизованных кредитов резко сокращена. Она еще сохраняется для поддержки некоторых отраслей. Теперь банки могут рассчитывать на получение кредитных ресурсов от ЦБ РФ на коммерческой основе путем покупки на кредитных аукционах.

Аукционы проводятся в форме удовлетворения аукционных заявок коммерческих банков с частотой и в сроки, определяемые ЦБ РФ, исходя из задач кредитно-денежной политики. ЦБ РФ объявляет в средствах массовой информации о дате проведения очередного аукциона за 7 календарных дней.

Участниками аукциона являются Центральный банк Российской Федерации (продавец), с одной стороны, и коммерческие банки Российской Федерации (покупатели), с другой стороны. Филиалы коммерческих банков не могут быть участниками аукционов.

Ломбардные кредитные аукционы проводятся по расписанию: на срок 14 календарных дней и 3 месяца - еженедельно, каждый вторник, на срок 6 и 12 месяцев – ежемесячно, в первый вторник месяца. Предоставление ломбардных кредитов по итогам аукциона осуществляется на следующий день после его проведения, т.е. преимущественно по средам. Кредитные организации вправе подавать к участию в аукционе наряду с конкурентными и неконкурентные заявки. Ограничение на объем неконкурентных заявок (максимальная доля в общем объеме заявок, поданных кредитной организацией для участия в аукционе) устанавливается Условиями проведения аукциона.

Аукционы могут проводиться различными способами: по американской и голландской системам, а также с фиксированной процентной ставкой. При американском способе проведения аукциона заявка удовлетворяется по процентным ставкам, предлагаемым банками. В заявках банков предлагаемая процентная ставка не может быть ниже минимальной, предложенной ЦБ РФ. При этом заявка, в которой процентная ставка равна минимальной, удовлетворяется пропорционально остатку непроданных кредитов. При голландском способе все заявки удовлетворяются по последней процентной ставке, которая войдет в список удовлетворенных заявок (по ставке отсечения). В случае аукциона с фиксированной процентной ставкой удовлетворяются все заявки. По такой ставке, однако, при превышении общей суммы заявок над объемом кредита, предложенного к аукциону, заявки удовлетворяются частично. Степень удовлетворенных заявок соответствует отношению общего объема аукционного кредита к их сумме заявок.

Кроме того, условием включения заявки в аукцион является соблюдение коммерческим банком при ее составлении следующих критериев:

общая задолженность коммерческого банка по всем аукционным кредитам рефинансирования с учетом кредита, запрашиваемого на данном аукционе, не должна превышать двукратную величину капитала банка;

один банк не может запросить более 25% предложенного объема кредита на данном аукционе;

общая задолженность коммерческого банка по всем аукционным кредитам с учетом кредита, запрашиваемого на данном аукционе, не должна превышать 10% всей задолженности по кредитам, предоставленным коммерческим банком своим клиентам, без учёта кредита, предоставленного другим банкам.

О результатах аукциона, максимальной и минимальной процентных ставках при американском способе ведения аукциона, ставке отсечения при голландском способе и проценте сокращения суммы заявок при аукционе с фиксированной ставкой сообщается коммерческим банкам в день проведения аукциона.

На следующий день после аукциона ЦБ РФ заключает кредитные договоры с коммерческими банками, заявки которых были удовлетворены. В кредитном договоре предусматриваются сумма и срок кредита, процентная ставка, залог, а также право бесспорного списания средств с корреспондентского счета при наступлении срока возврата кредита в соответствии со срочным обязательством, выданным коммерческим банком.

В целях предоставления кредитным организациям возможности для эффективного управления собственной ликвидностью при использовании механизма усреднения обязательных резервов Банк России проводит операции ломбардного кредитования на фиксированных условиях. Денежные средства предоставляются в день обращения кредитной организации на сроки 1, 7 и 30 календарных дней по фиксированной процентной ставке, установленной в размере 12% годовых (динамика ставок представлена в табл. 7).

Для получения ломбардных кредитов на корреспондентский счет, открытый в уполномоченной РНКО, кредитные организации подают заявки на участие в ломбардном кредитном аукционе/заявления на получение ломбардного кредита по фиксированной процентной ставке с использованием Системы электронных торгов ЗАО ММВБ (СЭТ ММВБ) в соответствии с Правилами заключения Банком России сделок с КО с использованием Системы электронных торгов ЗАО ММВБ при проведении Банком России депозитных и кредитных операций (утверждены Советом Директоров ЗАО "Московская межбанковская валютная биржа" от 12.05.2006, согласованы с Банком России 29.05.2006).

Ломбардные кредиты по фиксированным процентным ставкам предоставляются в зависимости от проведения ЗАО ММВБ торговых сессий – при подаче заявлений в СЭТ ММВБ в первую сессию (до 12-00 Московского времени) кредиты предоставляются – к 15-00 Московского времени, при подаче заявлений в СЭТ ММВБ во вторую сессию (до 17-00 Московского времени) – кредиты предоставляются к 20-00 Московского времени.

Днем (датой) предоставления ломбардного кредита/кредита овернайт является день (дата) зачисления суммы кредита на основной счет банка (на основании платежного поручения уполномоченного учреждения Банка России), внутри дневного кредита - день (дата) исполнения подразделением расчетной сети Банка России/уполномоченной РНКО расчетного документа, предъявленного к основному счету банка, сумма которого превышает остаток денежных средств, имеющихся на данном счете.

Документами, подтверждающими факт предоставления Банком России кредитов банкам являются:

при предоставлении ломбардных кредитов и/или кредитов овернайт: выписка из основного счета банка (документ на бумажном носителе и/или в электронном виде, утвержденный в соответствующем/ей подразделении расчетной сети Банка России/уполномоченной РНКО, в зависимости от технологии осуществления расчетов в регионе/в уполномоченной РНКО), официально подтверждающая зачисление денежных средств на основной счет банка; извещение о предоставлении кредита Банка России, обеспеченного залогом ценных бумаг;

при предоставлении внутри дневных кредитов - утвержденная в соответствующем/ей подразделении расчетной сети Банка России/уполномоченной РНКО информация (документ на бумажном носителе и/или в электронном виде) о динамике состояния основного счета банка с указанием задолженности по внутри дневному кредиту, времени ее образования/погашения.

Документами, подтверждающими факт обеспечения залогом (блокировкой) предоставленных Банком России кредитов, являются выписки из Депозитария о состоянии разделов счета депо банка, оператором которых является Банк России, и (при предоставлении ломбардных кредитов и кредитов овернайт) - Извещение.

Начисление процентов за пользование кредитами Банка России (ломбардными кредитами, кредитами овернайт) осуществляется по процентной ставке (в процентах годовых), указанной в Извещении.

Начисление процентов на сумму основного долга по кредиту Банка России производится по формуле простых процентов за период со дня, следующего за днем предоставления кредита, до дня погашения кредита включительно, за каждый календарный день исходя из количества календарных дней в году (365 или 366 дней соответственно). Проценты начисляются на остаток задолженности по основному долгу по кредиту Банка России на начало операционного дня. День (дата) предоставления кредита Банка России не учитывается при расчете суммы начисленных процентов.

Погашение банком кредита Банка России (кредита овернайт и ломбардного кредита) и уплата процентов по нему производится в срок, указанный в Извещении, в порядке, установленном генеральным кредитным договором.

Погашение внутри дневного кредита осуществляется за счет текущих поступлений денежных средств на основной счет банка в сумме, достаточной для погашения требований Банка России по выданному на данный основной счет банка внутри дневному кредиту.

Днем (датой) прекращения обязательств банка по кредиту Банка России является: по ломбардному кредиту и/или кредиту овернайт - день (дата) списания денежных средств с банковских счетов банка и/или день (дата) получения Банком России денежных средств от реализации принятых в залог ценных бумаг в сумме, покрывающей объем требований Банка России по кредиту Банка России; по внутри дневному кредиту - день (дата) зачисления денежных средств на основной счет банка в сумме, достаточной для погашения требований Банка России по выданному на данный основной счет внутри дневному кредиту.

Информация об использовании кредитными организациями с различной величиной уставного капитала кредитов Банка России, обеспеченных залогом (блокировкой) ценных бумаг представлена на рис. 3.

2.2 Виды предоставляемых кредитов под залог векселей и прав требования


Внутри дневные кредиты и кредиты овернайт по своей сути, за исключением используемого обеспечения, идентичны внутри дневным кредитам и кредитам овернайт, предоставляемым в соответствии с Положением Банка России от 04.08.2003 № 236-П.

До создания единого механизма рефинансирования (кредитования) кредитные организации не смогут получать внутри дневные кредиты и кредиты овернайт на какой-либо корреспондентский счет (субсчет), если кредитная организация получает внутри дневные кредиты и кредиты овернайт на тот же самый корреспондентский счет (субсчет) в соответствии с Положением Банка России от 04.08.2003 № 236-П.

Предоставление кредитов по фиксированной процентной ставке осуществляется в день обращения кредитной организации в Банк России (территориальное учреждение Банка России по месту нахождения счета, на который кредитная организация желает получить кредит) с заявлением на получение кредита Банка России по фиксированной процентной ставке, составленным по форме приложения 6 к Положению Банка России от 12.11.2007 № 312-П.

Условия предоставленного Банком России кредита, кроме внутри дневного кредита, фиксируются в Извещении о предоставлении кредита Банка России, составленном по форме приложения 2 к Положению Банка России от 12.11.2007 № 312-П, которое направляется (передается) кредитной организации территориальным учреждением Банка России по месту нахождения корреспондентского счета (субсчета), на который был предоставлен соответствующий кредит. При предоставлении кредитов Банка России, обеспеченных поручительствами, помимо передачи кредитной организации - заемщику Извещения о предоставлении кредита Банка России, Банк России передает кредитным организациям – поручителям по одному экземпляру заключенных договоров поручительства.

Погашение кредитов Банка России (кроме внутри дневных кредитов) осуществляется путем предъявления Банком России инкассовых поручений к корреспондентскому счету (субсчету) кредитной организации, на который был предоставлен кредит Банка России.

Кредиты в соответствии с Положением Банка России от 12.11.2007 № 312-П предоставляются на корреспондентские счета кредитных организаций, открытые в территориальных учреждениях Банка России, которым предоставлено право осуществления операций в соответствии с Положением Банка России от 12.11.2007 № 312-П.

Кредиты по фиксированной процентной ставке в соответствии с Положением Банка России от 12.11.2007 № 312-П предоставляются также на корреспондентские счета кредитных организаций, открытые в Московском ГТУ Банка России.

Заключение


Рефинансирование Центральным банком коммерческих банков, т.е. предоставление им заимствований в случаях, когда они испытывают временные финансовые трудности, – важное направление деятельности ЦБ РФ. Цель рефинансирования – воздействие на состояние денежно-кредитной сферы.

Механизм рефинансирования (кредитования) Банка России включает следующие инструменты:

Внутри дневной кредит - кредит Банка России, предоставляемый кредитной организации путем осуществления платежа с ее банковского счета (основного счета) сверх остатка денежных средств на данном счете (в соответствии со ст. 850 ГК РФ, ГКД и др. договорами) в пределах установленного лимита кредитования, со сроком погашения - в течение дня.

Кредит овернайт - кредит Банка России, предоставляемый кредитной организации в конце дня в сумме непогашенного внутри дневного кредита, сроком на 1 рабочий день.

Ломбардный кредит - кредит Банка России, предоставляемый кредитной организации по заявке/ заявлению, в т.ч. через СЭТ ММВБ, на срок 1 и 7 дней по фиксированной ставке (ежедневно, ежедневно, на условии Т+0) и 14 календарных дней по результатам аукциона (еженедельно, по вторникам, на условии Т+1).

Другие кредиты - кредиты Банка России на срок от 1 до 180.

Обеспечением кредитов Банка России могут выступать:

1. "рыночные" активы - ценные бумаги, входящие в Ломбардный список Банка России (Положение Банка России от 04.08.2003 № 236-П) - 7 видов ценных бумаг, более 80 эмитентов, более 200 выпусков.

2. "нерыночные" активы:

кредитные требования к рейтингованным организациям, входящим в Перечень, утвержденный Советом директоров Банка России, и векселя указанных организаций (Положения Банка России от 14.07.2005 № 273-П и от 12.11.2007№ 312-П) - 41 организация.

кредитные требования к нерейтингованным организациям (акционерным обществам) нефинансового сектора экономики, финансовые показатели которых проверены Банком России, и векселя указанных организаций (Положение Банка России от 12.11.2007 № 312-П)

поручительства финансово стабильных кредитных организаций с рейтингом не ниже В+/В1, не входящих в одну банковскую группу или банковский холдинг с банком-заемщиком, входящие в Список Банка России - 51 кредитная организация.

Кредитование под залог (блокировку) ценных бумаг осуществляется в соответствии с Положением Банка России от 4 августа 2003 года № 236-П "О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных залогом (блокировкой) ценных бумаг" (с учетом изменений).

Банк России предоставляет кредитным организациям в автоматическом режиме внутри дневные кредиты и кредиты овернайт и в режиме запроса (заявления на получение кредита по фиксированной процентной ставке/заявки на участие в ломбардном кредитном аукционе) - ломбардные кредиты.

Внутри дневные кредиты бесплатны для кредитных организаций, кредиты овернайт предоставляются на погашение оставшейся непогашенной к концу дня задолженности по внутри дневному кредиту по ставке овернайт Банка России (13%).

Обеспечением по внутри дневным кредитам, кредитам овернайт и ломбардным кредитам служит залог (блокировка) ценных бумаг. В Перечень ценных бумаг, принимаемых в обеспечение по кредитам Банка России, обеспеченным залогом (блокировкой) ценных бумаг включаются выпуски ценных бумаг, отвечающие следующим требованиям: выпуск включен в Ломбардный список Банка России; по выпуску установлен поправочный коэффициент Банка России; выпуск допущен к обращению на ЗАО ММВБ или на ЗАО "Фондовая биржа ММВБ";до погашения выпуска осталось не менее 7 рабочих дней.

Предоставление кредитов Банка России, обеспеченных нерыночными активами или поручительствами, осуществляется в соответствии с Положением Банка России от 12.11.2007 № 312-П "О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных активами или поручительствами" и на условиях, изложенных в приказе Банка России от 14.02.2008 № ОД-101 "О предоставлении Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных активами или поручительствами". До создания единого механизма рефинансирования (кредитования) данный механизм будет действовать наряду с механизмом кредитования, предусмотренным Положением Банка России от 04.08.2003 № 236-П.

Положение Банка России от 12.11.2007 № 312-П предусматривает возможность получения кредитными организациями трех видов кредитов: внутри дневных кредитов, кредитов овернайт и кредитов по фиксированной процентной ставке.

Конечной целью развития системы рефинансирования должно стать создание единого механизма рефинансирования Банком России кредитных организаций, который позволит любой финансово устойчивой кредитной организации получать любой вид кредитов Банка России под обеспечение любых активов из "единого пула обеспечения", состоящего из "рыночных" и "нерыночных" активов".



1. Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности".

2. Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

3. Положение Банка России от 04.08.2003 № 236–П "О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных залогом (блокировкой) ценных бумаг".

4. Положение Банка России от 12 ноября 2007 года № 312-П "О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных активами"

5. Приказ Банка России от 14.02.2008 № ОД-101 "О предоставлении Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных активами".

6. Указание Банка России от 12 ноября 2007 года № 1904-У "О требованиях Банка России к показателям бухгалтерской отчетности и другой информации об организациях, обязанных по векселям (кредитным договорам), которые предоставляются кредитными организациями в обеспечение кредитов Банка России".

7. Положение Банка России от 14 июля 2005 года № 273-П "О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных залогом векселей, прав требования по кредитным договорам организаций или поручительствами кредитных организаций".

8. Банки и банковское дело. Краткий курс. / Под ред. Балабанова И.Т. – М., 2003.

9. Банковское дело / Под ред. Лаврушина О.И. - М.: ФиС, 2007.

10. Банковское дело. / Под ред. Коробовой Г.Г. М.: Экономист, 2007.

11. Березина М.П. Функции Банка России: теоретический аспект // Банковское дело. – 2007. - №5.

12. Владимирова М.П., Козлов А.И. Деньги, кредит, банки. М.: КНОРУС, 2006.

13. Гуревич М. Как решить проблему рефинансирования // Банки и деловой мир. – 2006. - №10.

14. Жарковская Е.П. Банковское дело. М.: Омега-Л, 2006.

15. Земцов А. Источники финансирования российских банков. #"#" target="_blank">%

Положение 236-П

Залог ценных бумаг из Ломбардного списка БР

Положение 236-П

Залог ценных бумаг из Ломбардного списка БР

Положение 236-П

14 календ. дней

определяется на аукционе

Залог ценных бумаг из Ломбардного списка БР

Положение 236-П

определяется на аукционе

Залог ценных бумаг из Ломбардного списка БР

Положение 236-П

6 месяцев

определяется на аукционе

Залог ценных бумаг из Ломбардного списка БР

Положение 236-П

12 месяцев

определяется на аукционе

Залог ценных бумаг из Ломбардного списка БР

Положение 236-П

Кредиты, обеспеченные нерыночными активами или поручительствами

до 365 кал. дней

12% - до 90 дней; 12,5% - от 91 до 180 дней; 13% - от 181 до 365 дней

Залог векселей и прав требования по кредитным договорам или поручительства кредитных организаций

Положение 312-П

Таблица 2 Объемы операций кредитования Банка России, млн.руб

Месяц/год

Объем предоставленных внутридневных кредитов

Объем предоставленных кредитов овернайт

Объем предоставленных ломбардных кредитов

Объем предоставленных других кредитов

ИТОГО ЗА 2004 г.

ИТОГО ЗА 2005 г.

ИТОГО ЗА 2006 г.

ИТОГО ЗА 2007 г.

ИТОГО ЗА 2008 г.

ИТОГО ЗА 2009 г.

Таблица 3 Использование инструментов рефинансирования Банка России

Инструмент рефинансирования Банка России

Регулярность использования инструментов в работе коммерческих банков

очень часто

Внутридневные кредиты

Кредиты "overnight"

Прямое РЕПО (1 день)

Прямое РЕПО (7 дней)

Прямое РЕПО (3 месяца)

Ломбардный кредит (7 дней)

Ломбардный кредит (14 дней)

Валютный своп

Таблица 4 Препятствия в использовании инструментов рефинансирования Банка России

Возможные ограничения

Инструменты рефинансирования Банка России

Внутридневные кредиты

Прямое РЕПО

Ломбардный кредит

Валютный своп

Уровень процентной ставки

Обеспечение

Налогообложение

Нормативы Банка России

Инфраструктура


Таблица № 5

Таблица 6 Процентные ставки (средневзвешенные и ставки отсечения), сложившиеся по итогам проведенных ломбардных кредитных аукционов со сроком предоставления денежных средств на 2 недели

Таблица 7

Рис.1. Первый этап создания "единого пула обеспечения"


Рис.2. Второй этап создания "единого пула обеспечения"


Рис.3. Группировка кредитных организациями с различной величиной уставного капитала, использовавших кредиты Банка России, обеспеченные залогом (блокировкой) ценных бумаг на 01.03.2009 г.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Назначение рефинансирования центральными бан­ками коммерческих банков можно рассматривать на макро- и микроуровнях.

На макроуровне политика рефинансирования банков­ских институтов прежде всего используется для оказания воздействия на состояние денежно-кредитной сферы путем выдаваемых центральными банками кредитов и посред­ством ставки рефинансирования.

Механизм воздействия кредитов центральных банков на денежно-кредитный оборот состоит в следующем. Ком­мерческий банк, получив от центрального банка денежные средства, увеличивает свои инвестиции и мультиплика­тивно расширяет денежную массу.

Для предотвращения неожиданных последствий от вы­дачи кредитов центральным банком кредитованию подле­жат только финансово устойчивые банки, способные свое­временно возвратить полученные кредиты, при этом выдаются такие кредиты в строго определенных размерах, т.е. в пределах лимитов.

Регулирование ставок денежного рынка также осу­ществляется посредством установления центральным бан­ком ставок рефинансирования. Под ставкой рефинансиро­вания понимается процент, под который центральный банк предоставляет кредиты финансово устойчивым банкам, выступая кредитором в последней инстанции.

Поскольку рефинансирование может проводиться путем учета (переучета) векселей, существует также поня­тие «учетная ставка», под которой понимается процент (дисконт), по которому центральный банк учитывает век­селя коммерческих банков. Таким образом, учетная ставка является разновидностью ставки рефинансирования.

Учетную ставку (ставку рефинансирования) устанавли­вает центральный банк.

Данная ставка служит ориентиром как для ставок по другим видам кредитов Банка России, так и для рыноч­ных ставок. Устанавливая официальную учетную ставку, центральный банк определяет стоймость привлеченных кредитных ресурсов коммерческими банками. Чем больше учетная ставка, тем выше стоимость кредитов рефинанси­рования. Отсюда следует, что политика изменения учетной ставки представляет собой вариант регулирования качест­венного параметра денежного рынка - стоимости банков­ских кредитов.

Посредством манипуляции с официальной учетной ставкой центральный банк воздействует на состояние не только денежного, но и финансового рынка. Так, рост учетной ставки влечет за собой повышение ставок по кре­дитам и депозитам на денежном рынке, что, в свою очередь, обуславливает уменьшение спроса на ценные бумаги и уве­личение их предложений. Спрос на ценные бумаги падает со стороны как небанковских учреждений, так и кредит­ных институтов, поскольку при дорогих кредитах более выгодно прямое финансирование. Предложение ценных бумаг, в свою очередь, возрастает. Понижение официаль­ной учетной ставки, напротив, удешевляет кредиты и депо­зиты, что приводит к противоположным процессам; повышается спрос на ценные бумаги, уменьшается их пред­ложение, поднимается рыночная стоимость.

Такое влияние на ставки денежного рынка инструмен­тов рефинансирования обеспечивается благодаря как орга­низации по инициативе центральных банков кредитных аукционов и операций на открытом рынке, так и проведе­нию кредитных и других операций по инициативе банков, но по ставкам, установленным центральными банками.

На микроуровне механизм рефинансирования глав­ным образом способствует обеспечению ликвидности ком­мерческих банков. Кредитно-финансовые институты в слу­чае возникновения у них недостатка ликвидных средств для погашения своих обязательств могут обратиться в централь­ный банк за ссудой. Наличие механизма рефинансирова­ния позволяет банкам сводить до минимума запасы высо­коликвидных средств и в то же время обеспечивать свою ликвидность. В этой связи рефинансирование способствует
предотвращению банковских кризисов, поскольку получа­емые от центрального банка временные заимствования пополняют денежные резервы коммерческих банков, уст­раняя эффект «домино» в банковской системе.

С учетом того, что кредиты центральных банков обла­дают потенциальной возможностью стимулировать инфля­ционные процессы, если не будут возвращены своевре­менно, условием их выдачи является предоставление их под ликвидное обеспечение финансово устойчивыми клиен­тами.

Кредиты центральных банков, выдаваемые в порядке рефинансирования коммерческих банков, можно класси­фицировать по разным критериям, что наглядно иллюстри­рует табл. 12.1.

Таблица 12.1

Классификация кредитов, предоставляемых коммерческим банкам в порядке рефинансирования
Критерий классификации Виды кредитов
В зависимости от инструмента временного заимствования Векселя

Кредиты центрального банка

В зависимости от целевой

направленности

кредитования

На обеспечение ликвидности На развитие определенных отраслей или целевых программ
В зависимости от формы обеспечения Под залог ликвидных и высоколиквид­ных ценных бумаг

Под залог векселей и прав требований по кредитным обязательствам организа­ций сферы материального производства и поручительства кредитных органи­заций

В зависимости от харак­тера инициирования кредитов Кредиты, предоставляемые на основе аукционов (по инициативе централь­ного банка)

Прямые кредиты центрального банка (по инициативе кредитных организаций)

В зависимости от сроков предоставления Краткосрочные на несколько часов «Внутридневные»

«Овернайт»

Среднесрочные до 1 месяца «ломбард­ный кредит»

Долгосрочные до 1 года

Более подробные характеристики кредитов, выдава­емых в порядке рефинансирования зарубежными и оте­чественными банками, приводятся далее.

Термин "рефинансирование" означает погашение старой задолженности посредством принятия новых обязательств.

В современной практике известны три основные сферы использования рефинансирования:

  1. рефинансирование использует государство в лице Министерства финансов (в отдельных странах - казначейства), когда с согласия держателей обязательств заменяет обязательства с истекшими сроками на новые или одни обязательства на другие с более длительным сроком погашения;
  2. рефинансирование могут проводить коммерческие банки путем замены одного межбанковского кредита на другой, выпуска еврооблигаций на международных финансовых рынках, замены ипотечного кредита на ипотечные ценные бумаги;
  3. рефинансирование широко используется центральными банками для поддержания ликвидности и регулирования денежного оборота.

При этом инструменты рефинансирования , используемые центральными банками, постоянно расширяются и совершенствуются.

Современные инструменты рефинансирования

В настоящее время к инструментам рефинансирования относятся:

  • кредиты, выдаваемые центральными банками коммерческим банкам под залог ценных бумаг;
  • краткосрочные двусторонние сделки на валютном и фондовом рынках (операция СВОП и операция РЕПО).

При различии в механизме организации этих инструментов общим между ними, позволяющим относить их к инструментам рефинансирования, является:

  • возможность коммерческих банков иметь временные заимствования у центральных банков в случаях, когда они остро нуждаются в дополнительных денежных средствах (рублях или иностранной валюте);
  • наличие замены одного обязательства на другие (например, при выдаче кредита: вместо обязательств по ценным бумагам возникает обязательство по ссуде).

Предоставление кредита есть прямое увеличение высоколиквидных средств коммерческих банков, используемых для погашения текущих обязательств.

Операции СВОП, как и операции РЕПО, предусматривают заключение двух встречных сделок - продажу и одновременно покупку того или иного вида ликвидного актива - валюты или ценных бумаг.

Так, если кредитная организация имеет неотложные денежные обязательства в рублях и располагает временно свободными денежными активами в долларах США, она может мгновенно (с расчетами, например, в день заключения сделки) продать доллары за рубли, необходимые ей для выполнения своих обязательств, и заключить одновременную встречную сделку по обратной покупке долларов с более продолжительным расчетным периодом. Расчетные периоды встречных сделок СВОП могут быть любые (от одного дня до нескольких лет).

Механизм рефинансирования посредством использования краткосрочных сделок РЕПО аналогичен приведенному выше.

В зарубежной и российской практике применяются разнообразные инструменты рефинансирования, выбор которых зависит от реальной ситуации и целей денежно-кредитной политики. Однако основным инструментом рефинансирования коммерческих банков в России остается кредит Банка России. Отражая реальность, в Федеральном законе "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" указано, что под рефинансированием понимается кредитование Банком России банков, в том числе учет и переучет векселей.

Назначение рефинансирования центральными банками коммерческих банков

Назначение рефинансирования центральными банками коммерческих банков можно рассматривать на макро- и микроуровнях.

На макроуровне политика рефинансирования банковских институтов прежде всего используется для оказания воздействия на состояние денежно-кредитной сферы путем выдаваемых центральными банками кредитов и посредством ставки рефинансирования.

Механизм воздействия кредитов центральных банков на денежно-кредитный оборот состоит в следующем. Коммерческий банк, получив от центрального банка денежные средства, увеличивает свои инвестиции и мультипликативно расширяет денежную массу.Для предотвращения неожиданных последствий от выдачи кредитов центральным банком кредитованию подлежат только финансово устойчивые банки, способные своевременно возвратить полученные кредиты, при этом выдаются такие кредиты в строго определенных размерах, т.е. в пределах лимитов.

Регулирование ставок денежного рынка также осуществляется посредством установления центральным банком ставок рефинансирования. Под ставкой рефинансирования понимается процент, под который центральный банк предоставляет кредиты финансово устойчивым банкам, выступая кредитором в последней инстанции.

Поскольку рефинансирование может проводиться путем учета (переучета) векселей, существует также понятие "учетная ставка" , под которой понимается процент (дисконт), по которому центральный банк учитывает векселя коммерческих банков. Таким образом, учетная ставка является разновидностью ставки рефинансирования.

Учетную ставку (ставку рефинансирования) устанавливает центральный банк.

Данная ставка служит ориентиром как для ставок по другим видам кредитов Банка России, так и для рыночных ставок. Устанавливая официальную учетную ставку, центральный банк определяет стоимость привлеченных кредитных ресурсов коммерческими банками. Чем больше учетная ставка, тем выше стоимость кредитов рефинансирования. Отсюда следует, что политика изменения учетной ставки представляет собой вариант регулирования качественного параметра денежного рынка - стоимости банковских кредитов.

Посредством манипуляции с официальной учетной ставкой центральный банк воздействует на состояние не только денежного, но и финансового рынка. Так, рост учетной ставки влечет за собой повышение ставок по кредитам и депозитам на денежном рынке, что, в свою очередь, обуславливает уменьшение спроса на ценные бумаги и увеличение их предложений. Спрос на ценные бумаги падает со стороны как небанковских учреждений, так и кредитных институтов, поскольку при дорогих кредитах более выгодно прямое финансирование. Предложение ценных бумаг, в свою очередь, возрастает. Понижение официальной учетной ставки, напротив, удешевляет кредиты и депозиты, что приводит к противоположным процессам: повышается спрос на ценные бумаги, уменьшается их предложение, поднимается рыночная стоимость.

Такое влияние на ставки денежного рынка инструментов рефинансирования обеспечивается благодаря как организации по инициативе центральных банков кредитных аукционов и операций на открытом рынке, так и проведению кредитных и других операций по инициативе банков, но по ставкам, установленным центральными банками.

На микроуровне механизм рефинансирования главным образом способствует обеспечению ликвидности коммерческих банков. Кредитно-финансовые институты в случае возникновения у них недостатка ликвидных средств для погашения своих обязательств могут обратиться в центральный банк за ссудой. Наличие механизма рефинансирования позволяет банкам сводить до минимума запасы высоколиквидных средств и в то же время обеспечивать свою ликвидность. В этой связи рефинансирование способствует предотвращению банковских кризисов, поскольку получаемые от центрального банка временные заимствования пополняют денежные резервы коммерческих банков, устраняя эффект "домино" в банковской системе.

С учетом того, что кредиты центральных банков обладают потенциальной возможностью стимулировать инфляционные процессы, если не будут возвращены своевременно, условием их выдачи является предоставление их под ликвидное обеспечение финансово устойчивыми клиентами.

Более подробные характеристики кредитов, выдаваемых в порядке рефинансирования зарубежными и отечественными банками, приводятся далее.

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Московский государственный университет приборостроения и информатики»

РЕФЕРАТ

По дисциплине: «Деньги. Кредит. Банки»

На тему: «Механизм и виды рефинансирования коммерческих банков»

Выполнила:

Студентка 3 курса, ЭФ-1

Воронцова Анастасия Николаевна

Проверил:

Горин Денис Станиславович

Введение ______________________________ ___________________________3

  1. Механизм рефинансирования коммерческих банков __________________4
  2. Виды рефинансирования коммерческих банков ______________________6
  3. Виды и условия предоставления кредитов Банка России _____________12

Заключение ______________________________ ________________________18

Список использованных источников ______________________________ ___19

Введение

К инструментам денежно-кредитной политики относятся, в первую очередь изменение ставки рефинансирования, изменение норм обязательных резервов, операции на открытом рынке с ценными бумагами и иностранной валютой, а также внедрение кредитных ограничений.

Термин "рефинансирование" означает получение денежных средств кредитными учреждениями от центрального банка. Центральный банк может выдавать кредиты коммерческим банкам, а также переучитывать ценные бумаги, находящиеся в их портфелях (как правило векселя).

Переучет векселей долгое время был одним из основных методов денежно-кредитной политики центральных банков Западной Европы. Центральные банки предъявляли определенные требования к учитываемому векселю, главным из которых являлась надежность долгового обязательства.

Векселя переучитываются по ставке редисконтирования. Эту ставку называют также официальной дисконтной ставкой, обычно она отличается от ставки по кредитам (рефинансирования) на незначительную величину в меньшую сторону. Центральный банк покупает долговое обязательство по более низкой цене, чем коммерческий банк.

В случае повышения центральным банком ставки рефинансирования, коммерческие банки будут стремиться компенсировать потери, вызванные ее ростом (удорожанием кредита) путем повышения ставок по кредитам, предоставляемым заемщикам. Т.е. изменение учетной (рефинансирования) ставки прямо влияет на изменение ставок по кредитам коммерческих банков. Последнее является главной целью данного метода денежно-кредитной политики центрального банка. Например, повышение официальной учетной ставки в период усиления инфляции вызывает рост процентной ставки по кредитным операциям коммерческих банков, что приводит к их сокращению, поскольку происходит удорожание кредита, и наоборот.

1. Механизм рефинансирования коммерческих банков

Механизм рефинансирования представляет собой совокупность каналов снабжения банков дополнительной ликвидностью, посредством которых денежные средства поступают от центрального банка нуждающимся коммерческим банкам (переучет векселей, ломбардные кредиты, кредитные аукционы и т.д.).

Регулирование деятельности коммерческих банков - основная функция центральных банков. Последними проводится комплекс экономических и административных мер для поддержания безопасности и повышения эффективности работы банковской системы (лицензирование, введение экономических нормативов, пруденциальный надзор, ограничения банковской деятельности и т.д.).

Коммерческие банки занимаются финансовым посредничеством, привлекают денежные средства юридических и физических лиц, размещают их от своего имени и за свой счет на условиях срочности, возвратности и платности, открывают и ведут банковские счета, осуществляют другие банковские операции. Специфику деятельности коммерческих банков (финансовое посредничество) определяют трансформационные функции банков в экономике:

Трансформация капиталов (укрупнительная функция). Банки привлекают значительное количество мелких вкладов (остатки по счетам) и выдают некоторое количество крупных кредитов;

Трансформация сроков. Банки привлекают и размещает ресурсы с разными сроками погашения (возврата), т.е. балансируют интересы вкладчиков и кредитополучателей в отношении обязующих сроков;

Трансформация рисков. Банки гарантируют возврат денежных средств, т.е. берут на себя риски размещения ресурсов.

При классификации коммерческих банков в странах с переходной экономикой обычно выделяют следующие группы:

Универсальные (осуществляющие широкий круг банковских операций) и специализированные банки (оказывающие ограниченный круг банковских услуг);

Банки, имеющие и не имеющие филиалы;

Региональные банки, деятельность которых осуществляется на ограниченной территории, и

Коммерческие банки, образованные впервые;

Банки, уставный капитал которых полностью образован за счет взносов юридических и физических лиц (резидентов), и банки с участием иностранных инвестиций;

Банки, созданные для финансирования отдельных целевых программ (банки развития), и банки, не ограничивающиеся рамками одной отрасли или конкретной программы;

Банки, совершающие кредитные операции с любой клиентурой, и банки взаимного кредита;

Банки, деятельность которых в силу действующего законодательства не ограничивается специальными нормативными актами, и банки, которые в соответствии с этими нормативными документами не могут совершать отдельные операции;

Эмиссионные (Центральный банк) и неэмиссионные банки.

Специализированные банки могут различаться специализацией, причем наиболее важной является функциональная специализация банка, определяющая характер его деятельности (рис. 1).

Рис. 1 Критерии специализации банков

2. Виды рефинансирования коммерческих банков

В настоящее время рефинансирование российских банков возможно следующими способами:

Первичное публичное размещение акций - IPO. Крупные и средние банки присматриваются к такому виду финансирования как IPO. Участники рынка ожидают привлечь значительные средства через данный инструмент финансирования. IPO имеет ряд принципиальных преимуществ перед другими формами привлечения ресурсов. Привлечение акционерного капитала позволяет улучшить баланс банка, повысить значения коэффициентов достаточности капитала. Центральный банк РФ призвал отечественные кредитные организации к активному выходу на IPO. К инструменту IPO смогут прибегнуть лишь немногие банки. К ним относятся наиболее крупные кредитные институты с государственным участием, а также крупные банки с прозрачной структурой собственников и понятным, диверсифицированным бизнесом.

Синдицированное кредитование и облигационные займы. Эти формы долгового финансирования активно использовались российскими банками в последние 8-10 лет. Облигационные займы и синдицированные кредиты являются более дешевым средством привлечения ресурсов, чем размещение акций. При выпуске облигаций банку необходимо предоставить инвесторам конкретную информацию о направлении вложений полученных средств. В российской практике облигационные средства привлекались на развитие факторинговой деятельности, ипотечное кредитование, потребительское кредитование, на финансирование программ агропромышленному комплексу.

Рефинансирование Банком России. Основным сдерживающим моментом для банков является, безусловно, достаточно высокая ставка привлечения средств регулятора рынка. Большинство средних и крупных банков имеют возможность привлекать долговое финансирование под меньшие проценты. К рефинансированию ЦБ банки прибегают лишь в исключительных случаях недостатка ликвидности. Основным спросом в связи с этим пользуются именно внутридневные кредиты и операции прямого РЕПО (на 1 день). Более долгосрочные инструменты практически не используются. В то же время, позицию регулятора понять можно. Роль центрального банка заключается в том, чтобы выполнять функции "кредитора в последней инстанции", он не должен составлять конкуренцию другим источникам финансирования и тем самым искажать рыночные стимулы. В задачи Банка России так же не входят функции "банков развития", предоставляющих целевое финансирование банкам на кредитование тех или иных проектов (малый бизнес, агропромышленный комплекс и т.п.). В связи с этим критика Центрального Банка в завышении процентных ставок представляется не вполне обоснованной.

Кредиты центральных банков воздействуют на денежно-кредитный оборот. Так, коммерческий банк, получив от центрального банка денежные средства, увеличивает свои инвестиции и мультипликативно расширяет денежную массу.

Для предотвращения неожиданных последствий от выдачи кредитов центральным банком кредитованию подлежат только финансово устойчивые банки, способные своевременно возвратить полученные кредиты, при этом выдаются такие кредиты в строго определенных лимитах.

Регулирование ставок денежного рынка осуществляется центральным банком посредством установления ставок рефинансирования. Под ставкой рефинансирования понимается процент, под который центральный банк предоставляет кредиты финансово устойчивым банкам.

Кредиты центральных банков, выдаваемые в порядке рефинансирования коммерческих банков, можно классифицировать по разным критериям:

Таблица 1 Классификация кредитов, предоставляемых коммерческим банкам в порядке рефинансирования.

Критерий классификации Виды кредитов
В зависимости от инструмента временного заимствования Векселя

Кредиты центрального банка

В зависимости от целевой направленности кредитования На обеспечение ликвидности

На развитие определенных отраслей или целевых программ

В зависимости от формы обеспечения Под залог ликвидных и высоколиквидных ценных бумаг

Под залог векселей и прав требований по кредитным обязательствам организаций сферы материального производства и поручительства кредитных организаций

В зависимости от характера инициирования кредитов Кредиты, предоставляемые на основе аукционов (по инициативе центрального банка)

Прямые кредиты центрального банка (по инициативе кредитных организаций)

В зависимости от сроков предоставления Краткосрочные на несколько часов

"Внутридневные"

"Овернайт"

Среднесрочные до 1 месяца "Ломбардный кредит"

Долгосрочные до 1 года


С учетом того, что кредиты центральных банков обладают потенциальной возможностью стимулировать инфляционные процессы, если не будут возвращены своевременно, условием их выдачи является предоставление их под ликвидное обеспечение финансово устойчивым клиентам.

Центральный банк Российской Федерации (Банк России) совместно с органами государственной власти осуществляет разработку и реализацию денежно-кредитной политики как части государственной экономической политики.

В настоящее время рефинансирование российских банков возможно следующими способами:

первичное публичное размещение акций - IPO. Крупные и средние банки присматриваются к такому виду финансирования как IPO. Участники рынка ожидают привлечь значительные средства через данный инструмент финансирования. IPO имеет ряд принципиальных преимуществ перед другими формами привлечения ресурсов. Привлечение акционерного капитала позволяет улучшить баланс банка, повысить значения коэффициентов достаточности капитала. Центральный банк РФ призвал отечественные кредитные организации к активному выходу на IPO. К инструменту IPO смогут прибегнуть лишь немногие банки. К ним относятся наиболее крупные кредитные институты с государственным участием, а также крупные банки с прозрачной структурой собственников и понятным, диверсифицированным бизнесом.

Синдицированное кредитование и облигационные займы. Эти формы долгового финансирования активно использовались российскими банками в последние 8-10 лет. Облигационные займы и синдицированные кредиты являются более дешевым средством привлечения ресурсов, чем размещение акций. При выпуске облигаций банку необходимо предоставить инвесторам конкретную информацию о направлении вложений полученных средств. В российской практике облигационные средства привлекались на развитие факторинговой деятельности, ипотечное кредитование, потребительское кредитование, на финансирование программ агропромышленному комплексу.

Рефинансирование Банком России. Основным сдерживающим моментом для банков является, безусловно, достаточно высокая ставка привлечения средств регулятора рынка (в настоящее время, с 01.12.2008 г., - 13%). Большинство средних и крупных банков имеют возможность привлекать долговое финансирование под меньшие проценты. К рефинансированию ЦБ банки прибегают лишь в исключительных случаях недостатка ликвидности. Основным спросом в связи с этим пользуются именно внутридневные кредиты и операции прямого РЕПО (на 1 день). Более долгосрочные инструменты практически не используются. В то же время, позицию регулятора понять можно. Роль центрального банка заключается в том, чтобы выполнять функции "кредитора в последней инстанции", он не должен составлять конкуренцию другим источникам финансирования и тем самым искажать рыночные стимулы. В задачи Банка России так же не входят функции "банков развития", предоставляющих целевое финансирование банкам на кредитование тех или иных проектов (малый бизнес, агропромышленный комплекс и т.п.). В связи с этим критика Центрального Банка в завышении процентных ставок представляется не вполне обоснованной.

Кредиты центральных банков воздействуют на денежно-кредитный оборот. Так, коммерческий банк, получив от центрального банка денежные средства, увеличивает свои инвестиции и мультипликативно расширяет денежную массу.

Для предотвращения неожиданных последствий от выдачи кредитов центральным банком кредитованию подлежат только финансово устойчивые банки, способные своевременно возвратить полученные кредиты, при этом выдаются такие кредиты в строго определенных лимитах.

Регулирование ставок денежного рынка осуществляется центральным банком посредством установления ставок рефинансирования. Под ставкой рефинансирования понимается процент, под который центральный банк предоставляет кредиты финансово устойчивым банкам.

Кредиты центральных банков, выдаваемые в порядке рефинансирования коммерческих банков, можно классифицировать по разным критериям:

Таблица 1 Классификация кредитов, предоставляемых коммерческим банкам в порядке рефинансирования.

Критерий классификации

Виды кредитов

В зависимости от инструмента временного заимствования

Кредиты центрального банка

В зависимости от целевой направленности кредитования

На обеспечение ликвидности

На развитие определенных отраслей или целевых программ

В зависимости от формы обеспечения

Под залог ликвидных и высоколиквидных ценных бумаг

Под залог векселей и прав требований по кредитным обязательствам организаций сферы материального производства и поручительства кредитных организаций

В зависимости от характера инициирования кредитов

Кредиты, предоставляемые на основе аукционов (по инициативе центрального банка)

Прямые кредиты центрального банка (по инициативе кредитных организаций)

В зависимости от сроков предоставления

Краткосрочные на несколько часов

"Внутридневные"

"Овернайт"

Среднесрочные до 1 месяца "Ломбардный кредит"

Долгосрочные до 1 года

С учетом того, что кредиты центральных банков обладают потенциальной возможностью стимулировать инфляционные процессы, если не будут возвращены своевременно, условием их выдачи является предоставление их под ликвидное обеспечение финансово устойчивым клиентам.

Центральный банк Российской Федерации (Банк России) совместно с органами государственной власти осуществляет разработку и реализацию денежно-кредитной политики как части государственной экономической политики.

Как правило, такая политика проводится по двум направлениям:

проведение экспансионистской или расширительной политики, направленной на стимулирование масштабов кредитования и увеличение количества денег. В зависимости от экономической ситуации ЦБ осуществляет удорожание или удешевление кредитов для коммерческих банков, а соответственно, и для заемщиков. Если в экономике наблюдается спад производства, растет безработица, то он проводит политику дешевых денег, которая делает кредиты дешевыми и доступными. Параллельно происходит увеличение предложения денег, что ведет к снижению процентной ставки и, соответственно, должно стимулировать рост инвестиций и деловой активности, а также реального Валового Национального Продукта (ВНП). Если на финансовом рынке обостряется конкуренция и предложение денег опережает спрос на них, банки вынуждены снижать процентную ставку (цену денег) с целью привлечения заемщиков. Это особенно четко проявляется в условиях депрессивного состояния экономики. Дешевый кредит подталкивает предприятия вкладывать деньги в средства производства, а домашние хозяйства - покупать потребительские товары. Происходит увеличение спроса на товарном рынке и создаются предпосылки для экономического роста. Эта политика проводится в период застоя;

проведение реструктивной или ограничительной (жесткой) политики, направленной на увеличение процентной ставки. При росте инфляции ЦБ проводит политику дорогих денег, что ведет к подорожанию кредита и делает его труднодоступным. В этом случае происходит увеличение продажи государственных ценных бумаг на открытом рынке, рост резервной нормы и увеличение учетной ставки. Высокие процентные ставки, с одной стороны, стимулируют владельцев денег сберегать их, а с другой стороны, ограничивают число желающих брать их в ссуду. В этом случае субъекты рынка стремятся приобретать ценные бумаги. Данное направление регулирования используется при наличии инфляции и высоких темпов экономического роста. Банки стремятся заработать на проценте по кредитам, присваивая разницу между доходами от активных операций и расходами, осуществленными для привлечения средств. Как известно, процентная ставка зависит от темпов инфляции и даже от инфляционных ожиданий. Если цены возросли, а процентная ставка оказалась неизменной, то и банки, и вкладчики получат обратно обесценившиеся деньги.

Межбанковское кредитование. Межбанковское кредитование также как и финансирование ЦБ носит краткосрочный характер. Большинство кредитов укладываются в однодневный срок, максимум месяц. Многие банки предпочитают использовать данный вид финансового ресурса, т.к ставки на межбанковском рынке немного ниже, чем при использовании кредитов Банка России. Основное предназначение межбанковского кредитования в настоящее время - "корректировка" баланса и нормативных показателей для соответствия требованиям регулятора.

Депозиты. Депозиты и вклады юридических и физических лиц пока являются основным инструментом привлечения финансирования для российских банков. У крупных банков, больше возможностей привлекать ресурсы по разумным процентным ставкам, и депозиты остаются важным источником формирования ресурсной базы. В среднесрочной перспективе благодаря экономическому росту все банки будут остро нуждаться в привлечении средств, и депозиты останутся важным источником финансовых ресурсов.



Похожие статьи