Привет студент. Кредитная политика банков: инструменты, совершенствование, цели, направления

В 1980 гг. для управления рыночным механизмом стала использоваться монетарная политика. В узком смысле она означает меры государства, направленные на эффективный менеджмент финансовой системы. В широком – представляет собой набор мероприятий, разработанных центральным банком (ЦБ) и правительством, в области организации кредитных отношений. Объект операции - спрос на деньги и их предложение. Субъект - государство, ЦБ. Эффективность кредитной политики (КПБ) зависит от стабильности финансовой системы. Детальнее о том, какие ставятся задачи, а также какие механизмы воздействия и инструменты используются в рамках данного направления, читайте далее в статье.

Классификация

Выделяют два типа кредитной политики: экспансионистскую и рестракционную. В первом случае используются прямые запреты, направленные на уменьшение объема или ужесточение условий осуществления операций на денежном рынке. Вторая направлена на расширение количества ресурсов. Денежно-кредитная политика центрального банка бывает двух видов: общая и селективная. В первом случае проводимые мероприятия распространяются на все учреждения, во втором – на отдельные операции.

Цели

Их можно разделить на три группы: стратегические, среднесрочные и тактические. Поскольку КПБ является частью экономической политики, ее долгосрочные цели устанавливаются и регулируются органами власти. Денежно-кредитная политика центрального банка формируется в зависимости от целей развития региона на текущий год. Это может быть экономическое и макроэкономическое равновесие, ценовая стабильность. Эти показатели переносятся на экономические: рост производства, повышение эффективности используемых средств, стабильность денежной единицы, занятость рабочей силы, сальдо платежного баланса. Кредитная политика банков в первую очередь направлена на поддержание стабильного спроса на национальную валюту и обеспечение предложения. Еще одной целью является стабилизация цен, исключение дефицита или профицита денежной массы.

КПБ также используется для регулирования экономики. Чтобы смягчить кризисы, сдержать инфляцию, государство корректирует норму резервов банков, изменяя объем доступных денежных ресурсов. Решение, принятое в одной сфере, оказывает влияние на другие. Поэтому должен поддерживаться баланс между денежной, кредитной и валютной политиками.

Управление займами позволяет достичь стратегических целей более качественно. Недостаток денежных средств стопорит осуществление коммерческих сделок, а избыточная масса обесценивает валюту и снижает жизненный уровень населения. В первом случае кредитная политика центрального банка направлена на расширение деятельности финансовых учреждений, а во втором - на ее сокращение. При этом используются косвенные и прямые методы воздействия. Детальнее они будут рассмотрены далее.

На качество кредитного портфеля влияет уровень просроченной и проблемной задолженностей. Банку нужно соблюдать баланс между риском и доходностью. КПБ снижает риск и максимизирует прибыль. Принятые руководством решения делегируются сотрудникам. Так выполняется важная задача – создается единый подход к проведению сделок.

Преимущества и недостатки

Денежно-кредитная политика банка характеризуется:

  • Быстротой и гибкостью по сравнению с фискальной политикой.
  • Слабой зависимостью от политического давления.
  • Монетаризмом. Изменение предложения оказывает влияние на уровень экономической активности.

Денежно-кредитная политика Банка России имеет свои недостатки:

  • Циклическая асимметрия. Реализация политики «дорогих» денег приведет к точке, в которой банки должны будут ограничить объем займов, то есть предложение ресурсов на рынке. В обратной ситуации мелкие финансовые учреждения смогут сформировать резервы. Средства, направленные на приобретение облигаций у населения, могут быть использованы для погашения ссуд. Такая асимметрия в периоды кризиса может стать помехой. В нормальных условиях повышение резервов увеличивает предложение средств на рынке.
  • Во время инфляции скорость обращения денег склонна к возрастанию, в результате кредитная политика банков перестает эффективно функционировать.
  • Влияние инвестиций. Кредитная политика банков может оказаться в замороженном состоянии из-за большого спроса на инвестиции. Но спад может подорвать доверие к предпринимательству и свести на нет эффект «дешевых» денег.

Кредитная политика коммерческого банка

На уровне конкретного учреждения она представляет собой стратегию и тактику в области финансовых операций, то есть набор принципов и инструментов, используемый организацией для выполнения поставленных задач. Цель кредитной политики банка - создание условий эффективного размещения ресурсов, обеспечение роста прибыли. Структура:

  • организация финансовой деятельности;
  • управление портфелем;
  • контроль за кредитованием;
  • принципы делегирования полномочий;
  • общие критерии отбора займов;
  • лимиты по отдельным сделкам;
  • сопровождение кредитных договоров;
  • резервирование.

Кредитная политика банков создает предпосылки для эффективной работы персонала, объединяет их усилия, уменьшает вероятность ошибок. Она содержит требования к заемщику (минимальный уровень финустойчивости, собственного капитала и т. д.), структуре и предмету залога (лимиты принятия товарного кредита) и т. д.

Ценовая стратегия включает условия изменения ставок по действующим договорам, формы и цели предоставления займов, предельные суммы. Банк стремится наращивать портфель обязательств до разумных пределов, избегая значительной концентрации риска по отраслям, территориям, видам ссуд. Также предусматривается порядок проведения операций с некоторыми категориями заемщиков, рекомендации к осуществлению сотрудником мониторинга «плохой» задолженности.

Требования

Кредитная политика банка должна соответствовать рыночной ситуации. Поэтому все разработанные положения и правила нужно регулярно обновлять. На практике это происходит один раз в год. Дополнения могут поступать как «сверху», так и «снизу». Сотрудник, который ежедневно сталкивается с нестандартными ситуациями, может также подсказать рациональные предложения. В то же время выбранная стратегия не должна противоречить законодательству: максимизация прибыли с одновременным резким увеличением рисков хорошего результата не принесет.

Способы регулирования

Механизм воздействия формируется исходя из условий и порядка применения инструментов и методов. Второе понятие является более емким. Методы - совокупность способов воздействия на объекты для достижения целей. Каждый из них называется инструментом. Они классифицируются по объектам воздействия, форме, характеру, срокам. В рамках первого критерия подразумеваются направления кредитной политики банка. Увеличивая или снижая стоимость займов, государство преследует цель оживить конъюнктуры, предотвратить перенасыщение экономики денежными ресурсами. По форме воздействия инструменты делятся на административные (директивы, предписания, инструкции) и экономические. По характеру - на количественные и качественные параметры.

Государства всех стран мира использует такие способы влияния:

  • Операции с казначейскими ценными бумагами.
  • Учетную ставку процента.
  • Норму резервов.

Все эти инструменты денежно-кредитной политики центрального банка используются для достижения глобальной цели – поддержание стабильного спроса на денежную единицу.

Самыми эффективными считаются операции с ценными бумагами: купля-продажа, валютные свопы, размещение срочных депозитов, ломбардные аукционы. При осуществлении политики «дешевых» денег Банк России приобретает облигации. Их рыночная стоимость растет, а доходность снижается. В результате у коммерческих учреждение увеличиваются ресурсы. Это отражается на стоимости кредитов.

Операции на рынке классифицируются по нескольким параметрам: условиям, объектам (государственные, частные ценные бумаги), срочности сделок, сферы проведения, способа установления ставок (Центробанком или рынком), источника. Прямые операции - это сделки регулятора с ценными бумагами без обязательств. Если они осуществляются на кассовой основе, то оплата должна быть произведена до конца текущего дня. Регулярные сделки предусматривают перенос расчетов на следующие сутки.

Теперь рассмотрим второй инструмент - учетную ставку, по которой регулятор предоставляет займы коммерческим банкам. При осуществлении политики «дорогих» денег она повышается. В результате займы для финансовых учреждений становятся дорогими, они снижают объем кредитных операций, уменьшая, таким образом, обращение средств. Этот метод недавно использовал банк "Россия". Кредитная политика в данном случае направлена на формирование рыночной ставки. Чем выше ее уровень, тем дороже обойдется рефинансирование коммерческому банку. Изменяя ставку, государство регулирует стоимость кредитов. Это косвенный и относительно простой метод влияния. Все банки прибегают к займам от регулятора. Поэтому изменение распространяется на экономику страны в целом.

Третий инструмент - корректировка нормы резервов, то есть величины отчислений от обязательств. В ходе осуществления политики «дорогих» денег регулятор увеличивает норму, сокращая денежную массу. Снижение происходит в случаях, когда необходимо увеличить объем ресурсов банков. Нормы устанавливают в количественных и качественных показателях. Обычно это удельный вес в пассивах или к объему их прироста за определенный период. Во многих странах резервы дифференцируются по типам депозитов: срочные, до востребования. На вторую группу вкладов устанавливается более высокая норма. Одно из требований заключается в размещении в ЦБ депозитов в объеме, который рассчитывается как среднее значение обязательств за определенный период (месяц).

На практике используются еще такие инструменты кредитной политики банка:

  1. Коммерческие финансовые учреждения берут на себя обязательства по соблюдению установленных регулятором требований на добровольной основе.
  2. Фиксирование лимитов прироста средств в обращении.
  3. Валютные интервенции.

Центробанк

Банк России является главным финансово-кредитным учреждением страны. В процессе выполнения своих функций он руководствуется Конституцией, Гражданским кодексом, одноименным Федеральным законом. Он не отвечает по обязательствам правительства и все расходы покрывает за счет собственных доходов.

Инструменты кредитной политики центрального банка:

  • процентные ставки;
  • нормативы резервов;
  • депозитные операции;
  • сделки на открытом рынке;
  • валютный менеджмент;
  • установление ориентиров роста средств;
  • количественные ограничения;
  • эмиссия облигаций.

О процентных ставках, операциях на открытом рынке и нормах регулирования уже было сказано ранее. ЦБ привлекает средства банков с целью поддержания уровня ликвидности всей системы. Под валютным регулированием понимается купля-продажа иностранной денежной единицы с целью воздействия на курс рубля и предложение денег в целом. Объем средств регулируется также путем установления лимитов на количество проведения определенных операций.

Совершенствование кредитной политики банка

В финансово-кредитных учреждениях есть сотрудники, которые занимаются вопросами алгоритма расчета платежеспособности заемщика, отбором конкретных схем и продуктов. Кредитная политика банка разрабатывается на основе сложившейся ситуации в данном регионе. Знание тенденции позволяет свободно использовать средства. Одним из инструментов, который используется для определения уровня потенциальных рисков, являются стресс-тесты. Они показывают, какие убытки может понести банк в той или иной непредвиденной ситуации.

Классификация:

  • Однофакторные стресс-тесты - отображают изменения конкретного показателя на стоимости портфеля. Но они не всегда показывают полную картину, так как в стрессовых ситуациях могут измениться несколько параметров.
  • Многофакторные стресс-тесты - учитывают большое количество показателей, но основываются на исторических сценариях, не адаптированы под современную инфраструктуру рынка.

Трудности возникают из-за отсутствия данных, которые используются в тестировании, например, оценки кредитного риска. Также не учитывается риск ликвидности, а ведь в периоды кризиса отток капитала сильно влияет на стоимость активов.

В последнее время в РФ широкое распространение получил другой метод оценки – DataMining. Его сущность заключается в построении дерева на основе данных за предыдущие периоды. Класс ситуации зависит от того, были ли возвращены средства в полном объеме или имелись просрочки. Все рассматриваемые ситуации сначала попадают в верхний узел, а затем распределяются вниз в зависимости от дополнительных параметров. Чем их больше, тем дальше продвигаются объекты.

В случае изменения исходных условий дерево можно перестроить. Далее кредитная политика коммерческого банка усовершенствуется путем детализации факторов.

Скоринг

Автоматическая система расчета риска невозврата займа чаще используется российскими банками. Она представляет собой статистическую модель, которая строится на кредитной истории клиента. Она зависит от особенностей банка, законодательства, традиций в стране.

Самая распространенная методика скоринга - модель Дюрана. Она включает группы факторов, которые определяют степень риска по различным коэффициентам. Они характеризуют физических лиц по таким параметрам: возраст, пол, профессия, срок проживания в данном регионе, финансовые показатели. В упрощенном виде модель состоит из суммы этих характеристик. Чем она выше, тем более надежным считается клиент. Сложность заключается в том, что бальные оценки требуют постоянного подтверждения и обновления. А это может дорого стоить банку. Сейчас финансовые учреждения требуют в среднем от 5 до 9 документов для оценки платежеспособности заемщика. Поскольку официального алгоритма работы с ними не существует, то бумаги должны содержать максимум информации о клиенте.

Преимущества скоринга заключаются в быстром и беспристрастном принятии решений, отсутствии затрат на обучение персонала, возможности управлять кредитным портфелем. Основной недостаток - низкая адаптируемость. В США человек, поменявший много мест работы, считается более востребованным. В России это свидетельствует о его неспособности уживаться с коллегами или малоценности как специалиста.

Проблема заключается также в том, что параметры, по которым происходит отбор, делятся на «хорошие» и «плохие». В Европе более рискованным считается клиент, который задерживает платежи более чем на три месяца, а также тот, который быстро погашает долг. Во втором случае банк не успевает на нем заработать. Этот же параметр перенесен на отечественный рынок.

Кредитные бюро

«Проблемные займы» возникают из-за отсутствия информации. Поэтому в США появилась практика обмена данными по вопросам предоставления ссудного капитала. В Национальной ассоциации управления кредитом менеджеры разных учреждений обмениваются информацией о заемщиках. В базе содержатся сведения о всех лицах, когда-либо обратившихся за ссудой в любую организацию страны: социально-демографические показатели, судебные решения, данные о банкротствах. Существование бюро было заложено законодательством страны. Только в США действуют 3 тысячи подобных организаций.

Но более ценной является информация, полученная от других банков, обслуживающих этого клиента. Финансовые учреждения предоставляют данные о размерах депозита, части непогашенной задолженности, задержках в платежах и даже о конкурентах организации. По этой информации можно судить о том, из каких средств финансируется оборотный капитал. Распространение полученных сведений может навредить всем сторонам сделки. Если клиент узнает, что банк предоставил нелестный отзыв от поставщика, то он откажется от партнера. А если дело приобретет широкий резонанс, то банк больше не получит таким образом нужные ему сведения.

Проблемы

Преимущества кредитных бюро очевидны:

  • Увеличивается база сведений о потенциальных заемщиках.
  • Отсеиваются недобросовестные клиенты. У кредитора снижаются риски, уменьшается резерв, повышается ликвидность.
  • Уменьшаются расходы на получение информации.

Однако банки не спешат делиться полученной информацией о клиентах. Участники процесса не умеют правильно пользоваться данными. Механизм информирования о мошеннических операциях вообще отсутствует. Несмотря на это, количество обращений в бюро кредитных историй в последние годы непрерывно растет. Поэтому в 90 % случаев клиенту отказывают в займе из-за плохой кредитной истории в прошлом. Еще 10 % зависит от профессии, возраста и отзыва. А если в кредитной истории будет обнаружен факт принудительного взимания долга или просрочки платежа более чем на 180 дней, рассчитывать на очередной займ не следует.

Решить проблему невозврата кредита помогла бы система напоминания об очередном платеже. Звонок по телефону, SMS-сообщение, email – все эти способы уведомления о задолженности являются эффективными и бесперебойными. Но их полномасштабное внедрение – сложная задача. Информацию надо где-то хранить, как-то обрабатывать, передавать и защищать. Сейчас ИТ-возможности используются на 15-20 %. Чтобы достичь главной цели кредитной политики банка, автоматизированную систему нужно создавать под потребности клиентов в разных продуктах.

Вывод

КПБ используется с целью поддержания стабильного спроса и предложения на валюту. В зависимости от целей, которые ставит государство, ЦБ проводит операции с ценными бумагами, корректирует учетную ставку, нормы резервов, влияя на объем доступных денежных ресурсов. Наборы инструментов объединяются в методы кредитной политики банка. При прочих равных условиях, снижая нормы и ставки, регулятор стремится увеличить объем доступных средств. Эти методы хорошо срабатывают в стабильных рыночных условиях. В периоды кризисов использовать их нужно очень аккуратно.

Проведение денежно-кредитной политики ЦБ РФ в условиях неустойчивости и изменчивости внешних и внутренних условий экономики страны неизбежно сталкивается с рядом проблем.

Во-первых, непростой проблемой является сама оценка состояния экономического развития (что необходимо для принятия Центральным Банком наиболее рациональных мер).

Во-вторых, регулирование в рамках национальной экономики усложняется из-за влияния внешнеэкономических процессов. Итогом является то, что целевая направленность принимаемых мер может искажаться.

Осуществляя регулирование, ЦБ должен учитывать не только взаимосвязи в рамках мировой экономики, но и взаимозависимость звеньев национального хозяйства.

Нестабильность российской экономики приводит к нестабильности спроса и предложения на кредитном рынке, выявляя положительные и отрицательные стороны методов кредитования народного хозяйства. Так, актуальность кредита под залог ценностей падает из-за залоговой стоимости, частой невозможности быстрой реализации залога.

Популярность же потребительского кредита на кредитном рынке возрастает из-за простоты его оформления, доступности многим слоям населения, не требует крупного залога, сравнительно невысокая стоимость и другие преимущества.

Кроме того, сфера функционирования кредитного рынка предполагает получение немалых доходов его участников. Поэтому, данный рыночный механизм привлекателен для различного рода махинаций.

Как показывает мировая практика, институт кредитных историй является закономерным результатом эволюции финансового рынка и развития его институциональной основы. Решение наиболее актуальных задач, стоящих сегодня перед ЦБ РФ, в частности кредитование реального сектора экономики, серьезно затруднено отсутствием системы аккумуляции информации для оценки рисков при предоставлении кредитов. Отсутствие у банков информации о кредитной истории заемщиков сдерживает масштабы кредитования, тормозя тем самым развитие целых секторов экономики.



Следует также отметить необходимость разработки законодательного обеспечения потребительского кредитования как косвенного источника кредитования реального сектора экономики, развивающегося в последнее время наиболее высокими темпами.

В последнее время в России обострилась проблема нехватки наличных и безналичных денежных средств, проявляющаяся в низком соотношении денежной массы к ВНП / ВВП.

Данный показатель называется коэффициент монетизации. В России данный показатель остается довольно высоким и в 2005 г.: 16-17 % (по данным Банка России). Этот показатель свидетельствует о том, что в стране низкий уровень насыщенности наличными деньгами хозяйственного оборота и самый крупный дефицит денег, как в наличном, так и безналичном обращении.

Дефицит денежной массы в обращении и устойчиво высокие расходы государства приводят к росту доли денежных ресурсов страны, направляемых на покрытие расходов бюджета.

Кроме того, налично-денежный оборот в стране возрастает по стоимостной структуре. Причины роста налично-денежного оборота многообразны. К ним можно отнести:

Экономический кризис;

Кризис неплатежей;

Кризис наличности;

Плохая организация системы межбанковских расчетов;

Замедление расчетов;

Сознательное сокращение прибыли и доходов предприятий с целью ухода от налогов и расширение наличных платежей за пределами банковской системы.

Резкий рост налично-денежного оборота приводит к увеличению издержек государства на обращение, перевозку, хранение наличных денег, а также замену ветхих купюр.

Выполняя расчетно-кассовые операции, банки Российской Федерации регулируют объем наличной денежной массы и ее обращение. В условиях ограниченности ресурсов, многие коммерческие банки не могут в полном объеме выполнять наличное и безналичное обслуживание населения и юридических лиц, что приводит к потере выгоды по данным операциям.

Денежный рынок наличности также отличается повышенной рисковостью: подделка денежных знаков, вычислительные ошибки кассовых служб, значительный объем кассовых операций. Такие риски приводят к нарушению расчетно-кассовой работы в кредитных учреждениях и снижению эффективности данных операций.

Другой негативный фактор заключается в том, что скорость обращения денег имеет тенденцию меняться в направлении, противоположном предложению денег, тем самым, замедляя или ликвидируя изменения в предложении денег, вызванные политикой, то есть когда предложение денег ограничивается, скорость обращения денег склонна к возрастанию. И наоборот, когда принимаются политические меры для увеличения предложения денег в период спада, весьма вероятно падение скорости обращения денег.

Кроме того, одной из основных проблем денежного рынка в любой стране является инфляция. Особенно негативные факторы инфляции проявляются в обесценении капиталов в наличной и безналичной формах, в падении покупательской способности, в разорении неконкурентоспособных предприятий, в общем экономическом кризисе.

Оборот наличных и безналичных средств всегда связан с риском не получить ожидаемой суммы доходности как для государства в целом, так и для отдельного субъекта. Инфляция лишает Центральный Банк эффективно проводить денежно-кредитную политику в стране.

Все последние годы фактические темпы инфляции находились на верхней границе задаваемых интервалов. Более того, в 2004 г. потребительские цены возросли на 11,7% при прогнозе в 8-10 %. Для сравнения: в США они выросли на 3,3%, в еврозоне - на 2,1%.

Опасность сохранения высоких темпов инфляции состоит в том, что за 2004-2005 г.г., по данным Банка России, произошло укрепление реального курса рубля к доллару на 14,0% и к евро - на 6,0%. Это привело к дальнейшему снижению конкурентоспособности российских товаропроизводителей.

Кроме того, денежная масса растет вследствие эмиссии денег, предназначенных на покупку поступающей в Россию свободно конвертируемой валюты. Бороться с ее избытком, завышая ставку рефинансирования относительно рыночных ставок, нельзя.

Процентные ставки пока не являются адекватным инструментом для борьбы с инфляцией. Они более важны для регулирования движения капитала и обменного курса.

Эффект девальвации 1998 г. оказался практически исчерпанным. За 1998-2005 гг. реальный курс доллара к рублю возрос всего на 6,7%, а евро - на 26% . Конечно, надо учитывать и динамику цен на импортируемые Россией товары.

Судя по отчетам Банка России о платежном балансе, они в 2005 г. понизились относительно 1997 г. примерно на 24% в пересчете на доллары. Это означает, что снижение долларовых цен на импортируемые товары с лихвой перекрывает реальное укрепление доллара за указанный период времени.

Среди наиболее значимых проблем реализации денежно - кредитной политики Центрального Банка России необходимо выделить следующие:

1. Многосторонний кризис доверия в системе «банк - клиент» в отношениях как с юридическими, так и с физическими лицами. Признаком такого недоверия служит нарастающее изъятие вкладов без объявления мотивов и целей дальнейшего использования средств, а также существенный рост реализованных рисков кредитования.

2. Кризис ликвидности в банковском секторе, ставший следствием кризиса доверия. Попытка разрешить ситуацию административными методами (в частности, выделением ряду банков стабилизационных долгосрочных кредитов большого объема с относительно низкой ставкой процента), похоже, ожидаемых результатов не принесла.

3. Недостоверность отчетности банков, прочих юридических лиц и сведений о кредитоспособности физических лиц. Банки свертывают кредитные программы, скрывают проблемную задолженость, особенно просроченную (их соотношение стало уже 2-10-кратным).

4. Отсутствие достаточного количества проектов, доведенных до стадии финансирования: банки не хотят давать кредиты, а предприятия не могут получить денежные ресурсы на приемлемых условиях.

5. Потеря банками управляемости в кризисных условиях: они не готовы вести стратегическое управление, применять математические методы в экономике, прогнозировать ситуацию. Нет утвержденной модели и расчетов развития всей банковской государственной системы и конкретных банков, особенно системообразующих.

6. Единственным приоритетом остается прибыль. Нет обоснованно сбалансированной системы целей. Кредитная стратегия не соответствует декларируемой кредитной политике.

7. Возрастает тяжесть негативных экономических последствий неверных решений, принятых на наноуровне (уровень физических лиц) для процессов на микро-, мезо- и макроуровнях, особенно для активно взаимодействующих систем типа «банк - клиент».

Так, неверное решение, принятое банком при кредитовании клиента, вызывает цепную реакцию типа «домино», провоцируя кризис отношений в связанных с заемщиком группах банков и предприятий. Наиболее четко это явление наблюдается в вертикально- и горизонтально интегрированных бизнес-группах.

Поэтому, на современном этапе развития денежно-кредитной сферы необходимо совершенствовать денежно-кредитную политику ЦБ РФ для решения вышеобозначенных проблем.

Наибольшая эффективность регулирующего действия центрального банка проявляется тогда, когда используется вся совокупность экономических инструментов, причем в целесообразной последовательности. Необходимо учесть, что возможности центральных банков в разных странах неодинаковы вследствие различных причин. Например, Немецкий федеральный банк использует более разнообразные методы по сравнению с Национальным банком Швейцарии. Действия Российского Центрального банка тоже пока ограничены. Практикуются лишь две операции: политика учетных ставок и политика минимальных резервов. В связи с этим эффект от выбранной последовательности действий ЦБ ограничен малым числом вариантов и зависит во многом от конкретной специфики обстоятельств.

Проведение кредитного регулирования объективно осложняется двумя обстоятельствами.

Во-первых, непростой проблемой является сама оценка состояния экономического развития (что необходимо для принятия центральным банком наиболее рациональных мер).

Во-вторых, регулирование в рамках национальной экономики усложняется из-за влияния внешнеэкономических процессов. Итогом является то, что целевая направленность принимаемых мер может искажаться.

Например, проводя рестриктивную (ограничительную, сдерживающую) политику с помощью высокой ставки процента, ЦБ может тем самым привлечь поток иностранного капитала в страну. Если исходная цель состояла в ограничении инвестиционной активности, то из-за притока иностранного капитала степень этой активности может не снизиться, а возрасти.

Осуществляя регулирование, ЦБ должен учитывать не только взаимосвязи в рамках мировой экономики, но и взаимозависимость звеньев национального хозяйства. Отметим следующие проблемные случаи.

1. Учетная политика оказывает влияние не только на банки, но и на другие секторы экономики. Негативное воздействие процентных колебаний проявляется по отношению к тем сферам народного хозяйства, которые обременены долгами. К ним относятся: государственный сектор, капиталоемкие производства (АЭС, ГЭС), железнодорожный транспорт, домовладения, фермерское хозяйство.

2. Процентная политика приводит к растущему ценовому эффекту. Субъекты экономики стремятся уйти из-под влияния растущей учетной ставки путем переложения своих издержек на плечи клиентов (повышая соответственно цену своих благ). В итоге создается дополнительная трудность для политики государства в области сдерживания инфляции.



В рамках российской экономики, переживающей в настоящее время существенные проблемы с инфляцией, такой побочный эффект особенно болезнен. Частный сектор стремится возложить на покупателя всю дополнительную нагрузку, которая падает на него в результате регулирующих мер. Возможность такой финансовой изворотливости в России выше, поскольку степень насыщенности рынка, конкуренции слабее, чем это имеет место в развитых странах Запада.

3. Административное предписание уровня процента "сверху" не является рыночно ориентированным действием. Ослабление рыночного механизма приводит к нежелательным последствиям. Например, итогом может быть усиление элементов теневой экономики.

В условиях России система ограничений и предписаний велика не только относительно ставки процента, но и в области выдачи лицензий на проведение кредитных операций. В стране в настоящее время действует достаточно много коммерческих банков. Однако заметное распространение получила система частного, небанковского кредитования, стоящая вне прямого контроля со стороны государства. Это - элемент теневой экономики. Мелкие бизнесмены пользуются, например, таким (не имеющим институциональной формы) видом кредита для организации зарубежных деловых поездок и проведения закупочно-сбытовых операций. Ставки данного кредита чрезвычайно высоки, но получение таких средств не требует тех формальностей, с которыми предприниматели сталкиваются, ориентируясь на ресурсы коммерческих банков.

4. Воздействие центрального банка на экономику с помощью политики процента имеет свои ограничения, поскольку деловые банки и крупные фирмы очень часто переносят свои операции за границу, с тем чтобы использовать имеющиеся там преимущества в области процентных ставок.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Кредитно-денежная политика играет большую роль в политике государства. Одним из важнейших министерств государства является Министерство Финансов, проводящее кредитно-денежную политику в соответствии с задачами и целями развития государства и общества. Неудивительно, что Министерству Финансов подвластно достаточно много различных структур, например таких, как Центральный банк. Очень много органов (министерства, ведомства, комитеты, отделы) проводят политику государства в разных областях, напрямую или косвенно связанных с экономикой.



С точки зрения экономики и денежного обращения контроль над кредитом призван ориентировать эмиссию денег на достижение экономических и финансовых задач правительства; в целом государственные органы призваны обеспечить распределение кредитов в пользу частных лиц, предприятий и при необходимости государства в таком объеме, под такой процент и на такие сроки, которые наиболее соответствуют интересам общества.

В рыночной системе государство - не волшебный источник средств, а лишь механизм, предназначенный для того, чтобы одни граждане (с более высоким доходом) платили - через налоги - другим (имеющим меньший доход). В новых условиях главными факторами благополучия личности становятся ее инициатива, стремление к персональной активности, готовность самой выбирать варианты экономических решений.

Лекция 7 (Тема 7)

Государство и предприятие

Введение

В условиях широкомасштабной приватизации собственности в России, перехода к использованию различных ее форм весьма актуальна задача определения роли и функций государства в рыночной экономике, взаимодействия государства и предприятий.



Похожие статьи