Куда обратиться для проверки работы тсж. Проверка финансово-хозяиственной деятельности: аудит ТСЖ контролирующими органами

Дата публикации: 23.01.2012

В последнее время значительно увеличилось количество товариществ собственников жилья, но, как выясняется, не все они были созданы в интересах собственников жилых помещений в многоквартирных домах.

ПРАВОВОЙ СТАТУС ТСЖ

В параграфе 2 главы 4 Гражданского кодекса РФ говорится о хозяйственных товариществах, которые представляют собой коммерческую организацию. Казалось бы, товарищество собственников жилья (далее - ТСЖ) относится к той категории юридических лиц, которые предусмотрены в ст. 66 - 86 ГК РФ, но не стоит забывать о том, что кроме ГК РФ существуют и другие нормативные акты. Что же такое товарищество собственников жилья?
Понятие ТСЖ раскрывается в ст. 135 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ), согласно которой оно представляет собой вовсе не организацию, целью которой является получение прибыли, а, напротив, является некоммерческой организацией. Целью объединения собственников жилых помещений в многоквартирных домах является управление комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечение эксплуатации этого комплекса, владение, пользование и в установленных законодательством пределах распоряжение общим имуществом в многоквартирном доме (п. 1 ст. 135 ЖК РФ).
Как и любое другое юридическое лицо, ТСЖ наделено законом правами и обязанностями, но все они существуют в рамках реализации норм Жилищного кодекса РФ. Например, в ст. 137 ЖК РФ перечислены права ТСЖ, которые сводятся к управлению, обеспечению эксплуатации, владению, пользованию и распоряжению комплексом недвижимого имущества. То есть ТСЖ может осуществлять свою деятельность исключительно в установленной действующим законодательством сфере. Статья 138 ЖК РФ предусматривает обязанности ТСЖ, к которым относится:
- вступление в договорные отношения, связанные с содержанием и ремонтом общего имущества в многоквартирном доме, с собственниками жилых помещений, не являющимися членами ТСЖ;
- обеспечение выполнения всеми собственниками помещений в многоквартирном доме обязанностей по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с их долями в праве общей собственности на данное имущество;
- обеспечение соблюдения прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме при установлении условий и порядка владения, пользования и распоряжения общей собственностью;
- принятие мер, необходимых для предотвращения или прекращения действий третьих лиц, затрудняющих реализацию прав владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения собственников помещений общим имуществом в многоквартирном доме или препятствующих этому;
- представительство законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе в отношениях с третьими лицами.
Таким образом, ТСЖ представляет собой юридическое лицо, целью которого не является извлечение прибыли, осуществляющее свою деятельность в сфере управления и обеспечения эксплуатации комплекса недвижимого имущества в многоквартирном доме, а также осуществляющее владение, пользование и распоряжение общим имуществом в многоквартирном доме в установленных законодательством пределах.

ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ ТСЖ

Порядок создания ТСЖ предусмотрен ст. 135 и 136 ЖК РФ. Собственно, он мало чем отличается от процедуры создания юридических лиц других организационно-правовых форм. Согласно действующему законодательству решение о создании товарищества и его устав принимаются на общем собрании. При этом число собственников жилых помещений, проголосовавших за создание ТСЖ, должно превышать 50% от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме (п. 3 ст. 135 ЖК РФ). Именно это положение подталкивает недобросовестных "товарищей" на правонарушения. Как показывает практика прокурорских проверок исполнения жилищного законодательства, зачастую число фактически проголосовавших за создание ТСЖ собственников жилых помещений значительно отличается от данных, указанных в протоколе собрания. Например, прокуратура Зеленоградского административного округа установила в ходе проверки соблюдения жилищного законодательства в товариществе собственников жилья "Гранд", что согласно сведениям собственников жилых помещений в многоквартирном доме по адресу: Зеленоград, корп. 914, 915, 916, 917, количество лиц, проголосовавших за принятие решения о создании ТСЖ, отличается от данных, указанных в протоколе общего собрания (сведения получены на сайте прокуратуры города Москвы mosproc.ru).
Проблема заключается в том, что ТСЖ, созданные путем фальсификации результатов голосования, регистрируются в соответствии с действующим законодательством и с момента внесения их в Единый государственный реестр юридических лиц приобретают правоспособность и дееспособность. Лже-ТСЖ осуществляют свою деятельность, и порой никто не догадывается о том, что они распоряжаются общим имуществом вопреки интересам "товарищей".

ЛЕГЧЕ ПРЕДУПРЕДИТЬ, ЧЕМ...

Согласно ст. 21 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" прокуроры осуществляют надзор за исполнением закона, при этом соответствующие проверки они проводят на основании поступившей информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором. Данное позволяет сделать вывод о том, что выявление ТСЖ, созданных с нарушением требований закона, возможно только в случае обращения заинтересованных лиц в прокуратуру, так как по собственной инициативе прокуроры контролировать исполнение закона не будут. То есть лица, которые считают, что в процессе создания ТСЖ были нарушены их права и законные интересы и не соблюдены положения действующего жилищного законодательства, должны обратиться с жалобой или заявлением в прокуратуру.
А что если собственники жилых помещений в многоквартирных домах по какой-либо причине не обратились в прокуратуру? Сколько созданных с нарушением закона ТСЖ будут осуществлять свою деятельность?
Думается, что предупредить появление полулегальных ТСЖ проще, чем с ними бороться. Например, только в районе Черемушки выявлено 37 ТСЖ, созданных с нарушением действующего законодательства (mosproc.ru). Если бы в процессе проведения собрания участвовало независимое лицо, нарушений было бы значительно меньше. Если бы существовала специальная и независимая комиссия, участники которой присутствовали бы при проведении общего собрания собственников жилых помещений в многоквартирных домах. Члены комиссии проверяли бы, все ли собственники жилых помещений в многоквартирных домах уведомлены о проведении общего собрания, явку собственников жилых помещений, соблюдение правил проведения общего собрания и ведения протокола, количество "за" и "против" создания ТСЖ. Думается, что создание независимых комиссий при государственных органах не имеет смысла. Так как коррупция существует во всех сферах, наверное, лучше всего с задачей по предупреждению создания полулегальных ТСЖ справилась бы общественная организация.

ПРОКУРОРЫ ПРОТИВ ТСЖ

В соответствии со ст. 141 ЖК РФ ТСЖ ликвидируется в порядке, установленном ГК РФ. Так, согласно ст. 61 ГК РФ ТСЖ может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов. Именно выявление допущенных при создании ТСЖ грубых нарушений закона, которые носят неустранимый характер, является причиной ликвидации ТСЖ по инициативе прокуроров.
Прокуроры при выявлении нарушений закона обращаются в суд с исковыми заявлениями о ликвидации ТСЖ, основания и предмет которых часто повторяются.
Так, во всех случаях обращения прокуроров с исковыми заявлениями в суд предметом иска выступало признание протокола общего собрания собственников жилых помещений в многоквартирных домах недействительным и ликвидация ТСЖ. Предмет иска одинаков во всех случаях, но анализ судебной практики и практики прокурорского надзора за исполнением жилищного законодательства показывает, что в исковых заявлениях приводятся разные основания.
В одних случаях протокол общего собрания собственников жилых помещений в многоквартирных домах признается недействительным в связи с тем, что большинство собственников жилых помещений в многоквартирном доме проголосовали против создания ТСЖ, однако в протоколе общего собрания отражен тот факт, что за создание ТСЖ проголосовали более 50% собственников жилых помещений.
В других случаях протокол общего собрания собственников жилых помещений в многоквартирных домах признается недействительным по причине того, что большинство собственников жилых помещений в голосовании участия не принимали или вовсе не были уведомлены о проведении общего собрания. Таким образом, основанием для признания протокола недействительным и ликвидации ТСЖ является грубое нарушение закона, а именно несоблюдение положений ст. 44 - 48, 136 и 146 ЖК РФ. По данному основанию только в районе Черемушки по заявлению прокурора возбуждено 37 гражданских дел. Предметом этих 37 исков является признание недействительными протоколов общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах, проведенных в форме заочного голосования, свидетельств о государственной регистрации юридического лица, записей в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ), ликвидации ТСЖ.
Однако при подаче исковых заявлений, предмет и основания которых указаны выше, прокуроры часто сталкиваются с серьезными проблемами. Суды часто отказывают в приеме исковых заявлений, если они подаются в интересах одного-единственного собственника жилого помещения, если он не относится к категории, указанной в ст. 45 ГПК РФ. То есть по логике служителей Фемиды прокурор вправе обратиться с исковым заявлением о признании протокола собрания недействительным и ликвидации ТСЖ только при условии, что пострадавший собственник жилого помещения не может самостоятельно обратиться в суд по состоянию здоровья, в силу возраста, по причине недееспособности или другим уважительным причинам.

Методика аудита некоммерческих организаций – товариществ собственников жилья должна разрабатываться аудиторской организацией для систематизации подходов к организации проверки. Данная методика может быть использована как основное руководство по проведению аудита и других некоммерческих организаций в сфере ЖКХ. Аудиторские фирмы, проводящие проверки, могут использовать данную методику при разработке внутрифирменных стандартов и руководств, устанавливающих обязательные к использованию общие и специфические принципы и подходы к аудиту в сфере ЖКХ.

Структурно методика включает в себя несколько разделов (рис. 16.1). В разд. I методики представлен подготовительный этап, в разд. II – "Сбор информации и аудиторских доказательств, систематизация материалов проверки" описаны некоторые технические аспекты практического применения положений и подходов методики, методические подходы к сбору аудиторских доказательств, разд. III раскрывает подходы к оценке результатов аудита.

Рис. 16.1.

В ходе подготовительного этапа наряду с выполнением обычных для любой проверки работ по составлению плана, программы, письма согласия о проведении проверки, составления и подписания договора выполняются работы, которые отличаются в зависимости от того, какая проверка – первичная или повторная. При первичной проверке следует провести предварительную оценку деятельности, согласовать условия проверки. При повторной проверке необходимо ознакомиться с материалами предыдущей проверки, оценить, как проведены исправления и внедрены рекомендации аудитора. Источниками информации являются сметы текущего и прошедшего периода, расчеты доходов и расходов, регистры аналитического учета, аналитические регистры, отчетность, нормативные акты.

Особый раздел проверки – проверка обоснованности смет доходов и расходов товариществ собственников жилья и их выполнения . При расчете доходов от реализации услуг используют муниципальные тарифы.

Даже при отсутствии у ТСЖ коммерческой деятельности образуется экономия средств примерно в размере 10% годовой совокупной платы жильцов. Для дома в 450 квартир это около 800 000 руб. Аудитору следует дать заключение об оптимальности установления платы для собственников жилья, эффективности использования временно свободных средств. В частности, необходимо установить, приносят ли доход временно свободные средства, где они хранятся, оптимальны ли условия для их хранения и обеспечения доходности.

В ходе проверки смет ТСЖ аудиторы как независимые профессионалы проверяют бухгалтерскую отчетность, осуществляют экспертизу платежей и взносов членов ТСЖ на предмет экономической обоснованности статей расходов, проводят консультации по бухгалтерскому, налоговому, управленческому учету, правовым вопросам.

Особый раздел проверки составляет аудит доходных источников ТСЖ, которые в соответствии с Жилищным кодексом РФ состоят:

  • из обязательных платежей, вступительных и иных взносов членов ТСЖ;
  • субсидий на обеспечение эксплуатации общего имущества в многоквартирном доме, проведение ремонта, предоставление отдельных видов коммунальных услуг;
  • доходов от хозяйственной деятельности;
  • прочих поступлений.

Аудитору следует проверить законность осуществляемой ТОК предпринимательской деятельности. Являясь некоммерческой организацией, ТСЖ вправе вести предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано. При этом законодательством РФ установлены ограничения на предпринимательскую деятельность отдельных видов НКО. В частности, перечень видов хозяйственной деятельности, которыми может заниматься ТСЖ, закрыт и включает в себя:

  • обслуживание, эксплуатацию и ремонт недвижимого имущества в многоквартирном доме;
  • строительство дополнительных помещений и объектов общего имущества в многоквартирном доме;
  • сдачу в аренду, в наем части общего имущества в многоквартирном доме.

Аудитор проверяет и точность налогообложения прибыли, так как ТСЖ является плательщиком налога на прибыль на основании ст. 246 НК РФ. С этой целью целесообразно квалифицировать перечисленные выше виды доходов для целей налогообложения прибыли. Согласно ст. 247 НК РФ объектом обложения налогом на прибыль являются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов. При этом п. 2 ст. 251 НК РФ предусмотрен ряд доходов, не учитываемых при определении налоговой базы, таких как целевые поступления из бюджета бюджетополучателям, целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению.

Аудитору следует проверить точность отнесения к целевым поступления на содержание товарищества и ведение ею уставной деятельности доходов ТСЖ. В частности, к не учитываемой при налогообложении прибыли могут быть отнесены вступительные взносы, членские взносы, паевые вклады, а также пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Особое внимание необходимо обратить на то, что взносы должны быть осуществлены в соответствии с законодательством РФ. Аудитор устанавливает, все ли взносы, уплачиваемые членами ТСЖ (собственниками помещений в многоквартирном доме), являются целевыми поступлениями и не подлежат налогообложению. С этой целью целесообразно проверить правильность оформления вступительных и иных взносов членов ТСЖ, обязательных платежей. Несмотря на то что деятельность по управлению домом, содержанию, эксплуатации и ремонту общего имущества является уставной для ТСЖ, обязательные платежи не могут быть признаны целевыми поступлениями на содержание НКО и ведение уставной деятельности, так как перечень целевых поступлений закрытый и не предусматривает таких доходов, как обязательные платежи членов ТСЖ.

Аудитору следует проверить обоснованность внесения членами ТСЖ обязательных платежей и взносов, установленных органами управления ТСЖ, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, которые могут быть классифицированы как обязательные платежи, взносы, но не как вступительные или членские взносы. Требуется установить порядок формирования и размер таких платежей и взносов членов ТСЖ, определяется ли он органами управления ТСЖ в соответствии с его уставом (п. 8 ст. 156 ЖК РФ). При этом размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых услуг определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии – исходя из нормативов потребления, утверждаемых органами местного самоуправления (п. 1 ст. 157 ЖК РФ). Плата членов ТСЖ либо ЖСК за содержание и ремонт жилого помещения, включающая в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также плата за коммунальные услуги квалифицируются в качестве выручки от реализации работ, услуг.

Из законодательного определения ТСЖ следует, что ТСЖ создается для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, поэтому ТСЖ оказывает собственникам помещений в многоквартирном доме услуги по его управлению и эксплуатации. Если в многоквартирном доме есть собственники помещений, которые не пожелают вступить в ТСЖ, то с ними закон обязывает товарищество заключать договоры о содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме (н. 2 ст. 138 ЖК РФ). В соответствии с этими договорами собственники вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги (п. 6 ст. 155 ЖК РФ). Такие поступления можно однозначно квалифицировать как выручку от оказания услуг ТСЖ. Более того, указанные платежи для организаций – собственников помещений в доме будут являться расходами по оплате эксплуатационных, коммунальных услуг, уменьшающими налоговую базу по налогу на прибыль. При этом их нельзя учесть на основании пп. 29 п. 1 ст. 264 НК РФ как целевые членские взносы в НКО.

Аудитор должен осуществить проверку элементов обязательных платежей членов ТСЖ с точки зрения налогообложения доходов ТСЖ по входящим в него элементам (плата за содержание и ремонт жилого помещения, за коммунальные услуги). При этом аудитору следует иметь в виду, что услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме являются теми видами хозяйственной деятельности, которые в соответствии с Жилищным кодексом РФ разрешено вести ТСЖ. Поэтому признание дохода ТСЖ в виде платы за содержание и ремонт в качестве налогооблагаемой выручки от реализации представляется правомерным и справедливым. Но при этом ТСЖ вправе учитывать в составе расходов обоснованные и документально подтвержденные затраты, связанные с содержанием и ремонтом имущества, что и следует проверить аудитору.

При проверке платы за коммунальные услуги следует иметь в виду, что ТСЖ, созданное для обеспечения эксплуатации дома, само не предоставляет коммунальные услуги, а заключает с коммунальными организациями договоры в интересах собственников помещений и является лишь посредником в передаче денег организациям ЖКХ, которые оказывают коммунальные услуги жильцам. Товарищество оплачивает эти услуги из средств, поступающих на расчетный счет в виде коммунальных платежей, действуя на условиях представительства. Аудитору следует выяснить, отражено ли в уставных документах, что ТСЖ занимается именно сбором и направлением денежных средств на обслуживание дома, а не оказанием коммунальных услуг. Так как ТСЖ не оказывает услуг, то не возникает доход, подлежащий налогообложению. Согласно ст. 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить. Выступая лишь транзитной организацией, ТСЖ не получает экономической выгоды.

Следует проверить объемы денежных средств, взимаемых с жильцов на основании счетов, выставленных организациями, непосредственно оказывающими коммунальные услуги. При это надо иметь в виду, что если взимание средств осуществляется в размере фактически потребленных жильцами указанных услуг, то эти суммы не учитываются в составе доходов ТСЖ для целей налогообложения прибыли. Однако в случае превышения взимаемых с жильцов средств над суммами фактически использованных ими коммунальных услуг, равно как при использовании указанных средств на иные цели, названные средства рассматриваются в качестве дохода ТСЖ.

Функциями ТСЖ являются планирование, организация и проведение капитального ремонта многоквартирного дома, в связи с этим при проведении проверки отчетности следует проаудировать точность формирования резерва на проведение ремонта многоквартирного дома, установить порядок планирования и расходования средств. Аудитор должен установить, составляется ли смета на капитальный ремонт, как регулируется порядок образования резервного фонда на ремонт, имеется ли решение общего собрания членов ТСЖ, к компетенции которого отнесены данные вопросы в соответствии с жилищным кодексом (пп. 5 п. 2 ст. 145 ЖК РФ). Расходы на формирование резерва под предстоящий ремонт дома не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль, так как затраты на ремонт дома могут быть учтены только после фактического их осуществления на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ как другие расходы, связанные с производством и реализацией.

Особый раздел проверки составляет аудит доходов от сдачи общего имущества в аренду, внаем и их использование. Товарищество собственников жилья вправе предоставлять в пользование или ограниченное пользование часть общего имущества в многоквартирном доме, сдавать в аренду часть земельного участка, подвальные помещения, если это не нарушает прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме (пп. 1 п. 2 ст. 137 ЖК РФ). Следует иметь в виду, что эти доходы относятся к внереализационным (п. 4 ст. 250 НК РФ) и подлежат налогообложению.

Следующим разделом проверки должны стать вопросы проверки налогов. Особый статус ТСЖ обусловливает специфику обложения НДС. Возникновение объекта обложения этим налогом зависит от квалификации деятельности ТСЖ в качестве оказания услуг. Управление домом, содержание, ремонт общего имущества квалифицируются как оказание услуг, что вызывает обязанность исчисления и уплаты НДС.

При проверке НДФЛ следует иметь в виду, что товарищества, от которых налогоплательщики получили доходы, являются налоговыми агентами и обязаны исчислить, удержать и уплатить суммы НДФЛ.

Если товарищество нанимает физические лица по трудовым и гражданско-правовым договорам, то следует проверить правильность обложения налогом данных выплат. В частности, выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые за счет членских взносов, платежей жильцов, подлежат обложению страховыми взносами в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Аудиту следует установить наличие зарегистрированных на ТСЖ транспортных средств, проверить точность обложения их транспортным налогом.

Товарищество собственников жилья не является собственником жилого фонда многоквартирного дома, так как квартиры принадлежат их собственникам, поэтому правовые основания начисления ТСЖ налога на имущество отсутствуют.

Кроме того, ТСЖ вправе перейти на применение упрощенной системы налогообложения, если уровень доходов не превысит установленный уровень.

Аудитор должен выделить среди доходных статей бюджета ТСЖ облагаемые и не облагаемые налогом на прибыль поступления. Следует иметь в виду, что налогоплательщик – некоммерческая организация вправе при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитывать доходы, относимые п. 2 ст. 251 НК РФ к целевым поступлениям, если данные поступления получены безвозмездно, носят целевой характер, используются ТСЖ по целевому назначению. Причем целевые поступления должны быть использованы либо на содержание данной ТСЖ, либо на ведение его уставной деятельности.

Важным условием освобождения целевых поступлений от налогообложения налогом на прибыль является организация раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений, что следует проверить в ходе аудита. Если при проверке аудитор обнаружил нарушение хотя бы одного из названных выше условий, то доход, полученный налогоплательщиком, не относится к целевым поступлениям и должен быть включен в налоговую базу по налогу на прибыль организаций.

На заключительном этапе устанавливается наличие аудиторских доказательств по всем этапам аудита, формируется мнение аудиторской организации о достоверности отчетности, осуществляется подготовка аудиторского заключения для клиента, письма о результатах проведения проверки.

При наличии ошибок в пределах уровня существенности аудиторская фирма принимает решение о выдаче модифицированного условно-положительного аудиторского заключения. В случае если уровень выявленных ошибок превышает объявленный в плане уровень существенности, то аудитору рекомендуется составлять отрицательное аудиторское заключение с приведением в нем фактов, которые привели к такому выводу (нарушение законодательства, невыполнение правлением возложенных на него задач по управлению и содержанию многоквартирного дома и др.). Оформление отказа от выражения мнения о достоверности бухгалтерской отчетности товарищества может быть при неполном представлении документов и бухгалтерских данных по аудируемому периоду.

Аудитору необходимо представить доказательства, что товариществу не грозит банкротство или другие серьезные обстоятельства, которые являются несовместимыми с продолжением его деятельности. Проверку следует проводить в соответствии с Федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности № 11 "Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица".

Специфика каждого мероприятия методики закреплена в стандарте "Цели и основные принципы, связанные с аудитом отчетности товарищества собственников жилья".

Аудиторская проверка должна быть спланирована на основе достигнутого аудиторской фирмой понимания ТСЖ. В ходе планирования целесообразно не только составить типовой план и программу проверки, но и определить специфические проблемы, которые следует разрешить в ходе проверки, такие как: соблюдение законодательства по социальным гарантиям жителям, особенно по категории социально незащищенных (многодетным семьям, инвалидам, пенсионерам); учет, налогообложение целевых средств; использование экономических возможностей товарищества по формированию дополнительных источников для финансирования уставной деятельности товарищества за счет доходов от сдачи имущества, земли, стен, крыши в аренду; точность налоговых расчетов; защита имущественных и налоговых льгот, предоставляемых законодательством РФ.

Выборные органы управления ТСЖ несут ответственность за точность и обоснованность информации, представляемой в бухгалтерской отчетности, налоговых расчетах. Помимо требования о необходимости исполнения законодательства по учету, налогам, правление товарищества обязано выполнять уставные требования по защите имущественных интересов собственников жилья, представлять собранию собственников подробный отчет о своей деятельности, подтвержденный аудитором.

Проведение аудиторской проверки не освобождает руководство ТСЖ от ответственности за выполнение присущих ему обязанностей и функций, предусмотренных уставом товарищества, что регламентируется стандартом аудиторской деятельности "Права и обязанности аудиторских организаций и экономических субъектов".

Положения Закона № 307-ФЗ об ответственности аудиторской организации за формирование и выражение профессионального мнения о достоверности бухгалтерской отчетности товарищества в соответствии с уровнем существенности целесообразно дополнить требованием о необходимости выражения объективного мнения о выполнении требований устава товарищества по защите законных имущественных интересов собственников жилья.

После получения ключей собственникам жилья в многоквартирном доме предстоит выбрать управляющую организацию. Последняя призвана следить за порядком в здании, решать какие-либо важные вопросы. Наиболее популярной формой правления сегодня считается ТСЖ.

Товарищество собственников формируют непосредственно владельцы квартир. Каждый из них вправе знать, как и на что расходуются денежные средства членами правления ТСЖ. На данный вопрос призвана ответить независимая инспекция – аудит. Рассмотрим подробнее, как проверить деятельность объединения.

Необходимость проверки ТСЖ обусловлена регулярным поступлением на счета организации денежных средств. Отсутствие должного контроля чревато растратой, что является нарушением действующего законодательства.

Наиболее часто встречающиеся вариации обмана и их последствия таковы:

  1. Подписание фиктивных договоров, и последующий вывод средств на счета заинтересованных лиц через сторонние компании. В итоге под управлением ТСЖ остается лишь часть средств из общего фонда. Недостаток денег негативно сказывается на обслуживании дома и прилегающей территории.
  2. Игнорирование законов и требований к аудиторской проверке. Члены правления ТСЖ берут средства наличными, что можно расценить как воровство и уклонение от уплаты налогов.
  3. Халатность в оказании услуг. Чревата плачевным состоянием дома и близлежащих территорий.

Кто вправе проводить аудит

Аудиторская проверка ТСЖ осуществляется не только специализированными организациями. Стать инициатором проверки может любой собственник жилья.

Для этого необходимо сначала тщательно изучить заключенный с организацией договор. На основании конкретных пунктов можно получить от членов правления максимально подробные сведения о деятельности ТСЖ.

Ревизионная комиссия

Представляет собой орган, в состав которого входят некоторые жильцы многоквартирного дома. При этом последние не должны быть задействованы в качестве членов правления ТСЖ.

Упоминание об указанной организации можно встретить в ст. 150 Жилищного Кодекса страны. По закону, комиссия не имеет права корректировать решения, принятые правлением товарищества. В ее обязанности входит ревизия и надзор за деятельностью .

Прокуратура

Закон о прокуратуре регламентирует ее права относительно контроля за действиями юридических лиц. Чтобы деятельность ТСЖ была в рамках закона, организация должна быть зарегистрирована.

Методы контроля

Если возникают сомнения касаемо честности председателей товарищества, следует направить соответствующую жалобу представителям компетентных органов. Последние проведут необходимую проверку ТСЖ (аудит). По ее результатам к организации будут применены взыскания.

Как провести самостоятельную проверку? Следует начать с обращения в ревизионную комиссию. Потребуется ознакомиться с такими бумагами, как:

  • Отчеты бухгалтерского отдела.
  • Результаты последней проведенной инвентаризации.
  • Отчеты по выполненным работам.

Необходимо сопоставить полученные сведения и попробовать выявить несоответствие. Если какие-либо работы по заказу ТСЖ выполняли подрядчики, разузнайте информацию о них через ЕГРЮЛ.

Выявление кражи

Вопрос о том, как проверить ТСЖ на воровство, является довольно актуальным. Желающий добиться правды может:

  • обратиться с жалобой в Прокуратуру;
  • провести самостоятельную проверку.

Юридически неподкованные жильцы вправе нанять специалистов, грамотная работа которых позволит выявить тех, кто ворует.

Осуществление проверки

Чтобы аудит был независимым и объективным, специальная комиссия выполняет следующие действия:

  • Дает оценку деятельности ТСЖ с точки зрения законности.
  • Проверяет списки инвентаризации.
  • Делает запрос сведений по бухгалтерии.

Собственно, цель проверяющей комиссии – обнаружить случаи незаконной растраты денежного фонда. Превышение должностных полномочий членами правления так же не останется без внимания. Иногда для получения информации достаточно побеседовать с жильцами дома.

Иногда жильцы не знают, кто может инициировать аудиторскую проверку ТСЖ. Такая правовая некомпетентность влечет за собой безнаказанность и ухудшение имеющейся ситуации.

Принять решение о проведении ревизии допустимо на общедомовом собрании. Последнее может быть созвано любым собственником по мере необходимости. Об этом свидетельствует Жилищный Кодекс РФ (ст. 45). Обратите внимание: внеплановое собрание засчитывается, если доля присутствующих – более 50 %.

Стоимость проверки

Нельзя назвать конкретную стоимость аудиторской проверки. Услуги комиссии оплачиваются в каждом случае индивидуально, исходя из имеющегося объема работы.

Зачастую капитал ТСЖ не превышает порог в 20 млн. руб. К тому же товарищество не может перейти на специфическую систему уплаты налогов. Стоимость аудита при таких условиях варьируется в пределах 25-70 тыс. руб. Более конкретную цифру назовут в выбранной компании.

Работа счетной комиссии

Счетная комиссия представляет собой орган, который на каждом проводимом собрании ТСЖ подсчитывает, сколько жильцов проголосовало. Ее образование может быть предусмотрено уставом товарищества. Если речь идет о заочном голосовании, члены счетной комиссии проводят поквартирный опрос.

Если возникли подозрения относительно работы членов правления ТСЖ, стоит позаботиться о тщательной проверке. Она может быть проведена как своими силами, так и с помощью сторонних организаций. Оба варианта регламентированы действующим законодательством.

Проверка финансово-хозяйственной деятельности ТСЖ является обязательным условием существования товарищества жильцов. После получения свидетельств на право собственности на квартиру наступает период решения бюрократических вопросов. Главным из них является формирование и официальное признание нового товарищества собственников. Как любое юридическое лицо, вновь созданный коллектив подлежит аудиту ТСЖ по установленным правилам.

Создание юридического лица начинается с определения способа управления новостройкой. Грамотный выбор управляющей компании необходим для контроля за внешним видом домовладения, своевременной замены и ремонта внутридомового оборудования, уборки прилегающей территории и многих других функций. Жильцы, выбирая управление, должны вовремя оплачивать предоставляемые услуги и соблюдать условия соглашения.

Большинство владельцев квартир не принимают участие в формировании юридической базы коллектива, не приходят на общие собрания и возлагают важную миссию на граждан с более активной позицией. Жилищное законодательство позволяет выбрать управляющую компанию удобным для собственников способом и затем пользоваться установленными правилами.

Первой организационной формой является выбор существующей управляющей компании, обслуживающей другие дома. Новоселы имеют право и возможность ознакомиться с деятельностью компании, прислушаться к отзывам уже пользующихся услугами граждан. Чаще всего жильцы приходят к выводу, что предоставляемые услуги не отвечают требованиям по качеству, материальное вознаграждение не оправданно завышено и может быть гораздо меньшей суммой.

Второй и наиболее востребованной организационной формой является товарищество собственников жилья. Граждане самостоятельно решают финансовые вопросы и проблемы, возникающие в период существования дома. Жильцы создают и входят в состав правления, участвуют в формировании тарифов на оплату услуг. Собственники напрямую заинтересованы в сохранении здания и коммуникаций, проведении капитальных ремонтов и экономии собираемых средств.

Грамотная организация позволяет осуществлять наиболее эффективную схему управления, экономить средства граждан и содержать жилище в надлежащем виде. В новостройках большинство жителей являются активными людьми, среднего и молодого возраста.

Такой контингент вполне может разобраться в тонкостях ЖКУ, создать и контролировать выбранное из числа владельцев правление. Перед созданием ТСЖ необходимо ознакомиться с особенностями данной схемы управления.

Виды деятельности товарищества

ТСЖ является многофункциональной организацией, которой законом разрешено участвовать в нескольких видах юридической деятельности. Организация по сути является некоммерческой структурой. Поэтому существует запрет на использование собранных средств на проведение коммерческой деятельности. Оплата услуг обеспечивающих организаций должна идти непосредственно согласно заключенным договорам.

Имея значительные средства на расчетных счетах, у правления ТСЖ может возникнуть желание направить деньги на финансовую деятельность, даже в открытых целях, без преступных намерений. Это невозможно, ведь основой деятельности является содержание дома, не более того. Являясь юридическим лицом, товарищество оплачивает налоги, предоставляет рабочие места на постоянной и временной основе, должно подвергаться проверке финансово хозяйственной деятельности ТСЖ.

Нарушения, выявленные при аудите надзорными органами, приведут к административному наказанию самого юридического лица и конкретно виновных лиц. Перед созданием собственного управления необходимо взвесить все существующие правила и установки по ведению отчетности и грамотной деятельности.

Финансовая составляющая деятельности ТСЖ

Сбор и контроль за средствами жильцов составляет основу финансовой составляющей ТСЖ. Правление должно оплачивать предоставляемые услуги, ежемесячно переводя со своих счетов средства по договору, собранные жильцами. Законным является возможность сдавать в аренду подсобные помещения третьим лицам с разрешения собрания членов. Вырученные средства идут на расчетный счет организации и используется на возникающие нужды и потребности.

Хозяйственная форма работы

Основным направлением работы созданного товарищества является осуществление хозяйственных работ. Обслуживание дома, прилегающей территории и поддержание порядка являются главной задачей управления. Ежедневно требуется уборка, мелкий ремонт и замена вышедшего из строя оборудования, вывоз мусора и реагирование на заявки жителей. Жильцы обращаются к управляющему по поводу замены сантехники, отопления, установки счетчиков и других рабочих моментов, которые должны решаться оперативно.

Каждое хозяйственное направление имеет утвержденный код в государственном классификаторе. Затраты на конкретные работы указываются в бухгалтерской отчетности по кодам, и проверяются при аудите ТСЖ контролирующими органами.

Классификация работ

Наиболее часто встречающиеся коды выполненных работ:

  • 70.32.1 означает управление эксплуатацией жилой части дома. Сюда относятся все работы и услуги, направленные на поддержание домовладения в необходимом состоянии;
  • 70.32.2 управление нежилыми помещениями, в том числе арендные отношения или необходимый ремонт, например, в подвальных помещениях. Содержание нежилых помещений включает в себя чердаки, повалы, подсобные площади, находящиеся на балансе товарищества;
  • 45.25 строительные работы, которые производятся на территории и внутри здания. На протяжении существования ТСЖ не однажды придется достраивать и перестраивать общественные помещения;
  • 74.70.1 уборка территории, в том числе ежедневные работы по внутреннему поддержанию чистоты;
  • 90.00.03 уборка прилегающей территории, мусорной площадки, детского городка, стоянки автомобилей. Уборка снега, подметание, кошение травы и чистка урн.

Могут использоваться другие, дополнительные коды, если возникнет необходимость по ходу осуществления деятельности ТСЖ.

Кто контролирует работу

Деятельность организации жителей обязательно контролируется несколькими государственными органами. После создания и постановки на учет юридического лица обязательными становятся проверки налоговой инспекцией. Налоговые сотрудники проверяют финансовую отчетность, в том числе обязательные отчисления за нанятых работников.

Важную роль выполняет жилищная инспекция, проверяющая хозяйственную деятельность товарищества. Контролю подвергаются все выполняемые работы и покупаемые услуги. Работы должны выполняться по существующим нормативам и регламенту. Эта надзорная организация имеет право проводить плановые и внеплановые проверки. Недобросовестность и халатность в осуществлении хозяйственной деятельности приведет к административному штрафу юридического лица и непосредственно ответственного руководителя работ.

Прокуратура инспектирует товарищество, реагируя на жалобы граждан. Проверка инициируется по поступившему заявлению, если его примут в работу. Заявление должно содержать доказательства правонарушений в ТСЖ, требующих вмешательства надзорного органа.

Аудит деятельности ТСЖ

Проверка деятельности может быть проведена самими жильцами (выбранными представителями) или жилищной комиссией. Проверка соответствия финансовых затрат и подтверждающих документов проводится планово или при возникновении подозрений на злоупотребления правления.

Если у члена товарищества возникло желание проверить, имеет ли ТСЖ право заниматься данным видом деятельности и какие подтверждения есть в отчетных документах. Можно воспользоваться интернет ресурсом, содержащим сведения по государственному классификатору ОКВЭД. Данные по допустимым видам деятельности покажут, на что тратятся средства жильцов. Для аудита ТСЖ по интернету необходимо зайти на сайт классификатора, ввести требуемые данные и узнать какие виды деятельности допустимы в конкретном случае.

Основания для уголовного преследования

Ситуации, при которых открывается уголовное дело, связаны чаще всего с нарушением прав членов товарищества. Это могут быть финансовые, налоговые или жилищные нарушения против интересов одного или группы жильцов. Проверка финансово-хозяйственной деятельности ТСЖ может выявить налоговые нарушения в значительных размерах, что также подпадает под уголовное преследование.

Воровство общественных денег может осуществляться систематически или единовременно. Недобросовестные члены правления во главе с председателем всячески препятствуют проведению проверок. Собственники квартир могут выбрать независимую аудиторскую компанию, имеющую положительную репутацию. Осуществить проверку необходимо с соблюдением установленных правил, чтобы действия невозможно было опротестовать.

Если факт использования средств не по назначению будет подтвержден, то члены товарищества имеют право обратиться в прокуратуру с заявлением. Допустимо проведение процедуры медиации, результатом которой станет возврат средств, заплаченных за услуги ЖКХ.

Создание ТСЖ является сложным мероприятием, требующим правовых знаний и практического опыта.

Для открытия, реорганизации или закрытия товарищества необходимо воспользоваться услугами профильных юристов. Это позволит значительно сократить время прохождения бюрократических установок и получения юридического статуса.

Должность управляющего

Это важный служебный пост, который требует правовых знаний и умения работать с коллективом. С управляющим заключается гражданско-правовой договор, он является наемным работником. Трудовой обязанностью управляющего является административные функции, организация необходимых работ и руководство обслуживающим персоналом.

Заключается трудовой договор, в котором перечисляются обязанности работника. От административных качеств управляющего во многом зависит благополучие собственников жилья и качество проживания в доме. Составить грамотный договор необходимо, прописав права и обязанности сторон, указав оплату труда и условия расторжения договора. Договор может быть срочным и заключаться на определенный период, и бессрочным соглашением сторон.

Обязательная документальная база

Плановая и внеплановая проверка имеющейся отчетности проводится по установленным правилам. Являясь юридическим лицом, ТСЖ должно вести нормативные документы и подавать обязательную отчетность.

Комплект документов включает в себя:

  • устав товарищества;
  • выписка из ЕГРЮЛ;
  • выписка из налогового учета;
  • свидетельство на земельную недвижимость;
  • учет в социальном, пенсионном и статистическом органе;
  • результаты собрания членов товарищества.

Информация учитывается в особом журнале, обязательно наличие печати организации, разработанных бланков для выдачи справок.

Документы для локального пользования товарищества:

  • список членов и договор с каждым из них;
  • штатное расписание наемных работников;
  • лицевые счета собственников квартир;
  • бухгалтерская отчетность.

Каждый член товарищества имеет право провести аудит ТСЖ, затребовать для ознакомления устав, свидетельство о государственной регистрации и информацию о финансовых делах многоквартирного дома. Управляющий обязан проводить объяснительные беседы с каждым членом товарищества, предоставлять отчетность и отчитываться в доходах и расходах. С такими же вопросами владелец жилплощади может обратиться к председателю.

Если устное обращение не приводит к желательному результату, то необходимо подать письменный запрос и зафиксировать заявление в книге входящей корреспонденции.

Выдача справок жильцам

Кроме необходимых проверок финансово хозяйственной деятельности, члены товарищества могут обратиться к управляющему или председателю за необходимыми справками. Основными запросами являются справка о составе семьи или о прописанных на площади жильцах. Справки выдаются всем жильцам, необязательно членам товарищества. Если необходимо внести изменения в паспортные данные, также можно обратиться в правление ТСЖ.

Потребуется несколько дней, чтобы решить вопрос с регистрацией, внесением изменений в паспорт. Обычно процедура занимает три дня, выполняется управляющим или ответственным сотрудником правления. Кроме справок, правление выдает квитанции на оплату жилплощади, членских взносов, парковочных мест, охраны территории. Квитанции выдаются в виде, утвержденном на собрании членов, бланки должны быть зафиксированы в документах товарищества.

Документооборот товарищества строго установлен в нормативных документах и законодательстве. При возникновении сомнений в правильной деятельности правления ТСЖ, гражданин может инициировать проверку всеми допустимыми способами. При наличии доказательной базы возможно обращение в судебные инстанции для защиты своих интересов.

Проверки управляющих компаний и ТСЖ

Зачем нужен аудит ТСЖ?

Зачем нужна проверка финансово-хозяйственной деятельности ТСЖ? Что проверяют при аудите ТСЖ?

Прежде всего, отметим, что под ТСЖ понимается вид товариществ собственников недвижимости (ТСН), представляющий собой объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме (ст.135 ЖК РФ).

Кроме того, ТСЖ представляет собой некоммерческую организацию и, следовательно, на нее распространяется действие Федерального закона от 12.01.1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Основной целью ТСЖ является управление многоквартирным домом. Собственниками помещений в многоквартирном доме могут быть как физические, так и юридические лица. Вступление собственников в члены ТСЖ является добровольным.

Средства ТСЖ состоят, в частности, из обязательных платежей, вступительных и иных взносов членов товарищества (пп.1 п.2 ст.151 ЖК РФ).

Обязательность проведения аудита ТСЖ

Как правило, ТСЖ не подпадают ни под один пункт случаев проведения обязательного аудита. Исчерпывающий перечень оснований для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности компаний приведен в ст.5 Федерального закона от 30.12.2008 г. №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

В отношении ТСЖ проводится инициативный аудит, как правило, тематический.

Цель проверки ТСЖ

Зачем нужен аудит ТСЖ?

Аудит дает возможность членам ТСЖ, а также правлению ТСЖ проверить состояние бухгалтерского и налогового учета, правильность применяемых тарифов, выявить нецелевое использование денежных средств.

Кроме того, в процессе тематического аудита могут быть выявлены незаконные схемы, связанные с выводом денежных средств членов ТСЖ путем заключения фиктивных договоров с подрядчиками.

  • какова точная сумма денежных средств, поступавших в кассу ТСЖ за определенный период;
  • какой размер расходов ТСЖ по управлению многоквартирным домом;
  • по целевому назначению (в соответствии с нормами жилищного законодательством и другими нормативными актами и правилами), или с нарушением осуществлялось расходование денежных средств ТСЖ.

На подобные вопросы ответить сможет только эксперт, проводивший проверку финансово-хозяйственной деятельности ТСЖ.

Кроме проведения проверки, аудиторская фирма «РосКо - Консалтинг и аудит» («РосКо») сможет оказать консультационную поддержку ревизионной комиссии ТСЖ.

Кто может проверить ТСЖ?

Казалось бы, если среди членов ТСЖ есть специалист, обладающий знаниями в области бухгалтерского, налогового учета, он может запросить необходимую документацию и самостоятельно проверить финансово-хозяйственную деятельность ТСЖ.

Но не любой документ может запросить член ТСЖ для ознакомления, а только тот перечень документов, который приведен в ч.9 Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 г. №731.

Так, в рамках информации об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности ТСЖ раскрытию подлежат следующие сведения:

  • годовая бухгалтерская отчетность товарищества, включая бухгалтерский баланс и приложения к нему;
  • сметы доходов и расходов товарищества на текущий год и год, предшествующий текущему году;
  • отчет о выполнении сметы доходов и расходов товарищества за год, предшествующий текущему году;
  • протоколы общих собраний членов товарищества, заседаний правления и ревизионной комиссии товарищества, на которых рассматривались вопросы, связанные с содержанием и ремонтом общего имущества многоквартирного дома и (или) организацией предоставления коммунальных услуг (за текущий год и год, предшествующий текущему году);
  • заключения ревизионной комиссии (ревизора) товарищества по результатам проверки годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности товарищества за текущий год и 2 года, предшествующих текущему году;
  • аудиторские заключения (в случае проведения аудиторских проверок годовой бухгалтерской отчетности товарищества) за текущий год и 2 года, предшествующих текущему году.

Поэтому для проведения полноценной проверки финансово-хозяйственной деятельности ТСЖ лучше воспользоваться услугами аудиторской компании.

Что проверяют при аудите ТСЖ?

ТСЖ, наряду с «обычными» компаниями представляют налоговую, бухгалтерскую, пенсионную, статистическую отчетность в установленном порядке. Годовая бухгалтерская отчетность ТСЖ состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании денежных средств и отчета о финансовых результатах (п.2 ст.14 Закона №402-ФЗ, приказ Минфина РФ №66н, информация Минфина РФ «Об особенностях формирования бухгалтерской отчетности некоммерческих организаций» (ПЗ-1/2015)).

В этой части аудит проводится с целью выявления достоверности формирования бухгалтерской и налоговой отчетности.

ТСЖ могут применять как общую, так и упрощенную систему налогообложения. Применяя общую систему налогообложения, ТСЖ должны учитывать ряд особенностей, обусловленных их характером деятельности.

Как правило, сложности возникают с необходимостью организации раздельного учета при использовании налоговых льгот.

Например, в части НДС аудиторы выявляют замечания в правильности применения льготы. Дело в том, что от налогообложения НДС освобождается предоставление коммунальных услуг ТСЖ по стоимости, соответствующей стоимости приобретения этих коммунальных услуг, в том числе с учетом НДС, у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций.

Аналогичный порядок применения освобождения от налогообложения НДС установлен пп.30 п.3 ст. 149 НК РФ по работам (услугам) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

Немало замечаний возникает и при проверке правильности исчисления налога на прибыль.

ТСЖ, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. Иначе указанные средства будут рассматриваться налоговиками как подлежащие налогообложению с даты их получения.

ТСЖ вправе осуществлять предпринимательскую деятельность (с учетом ограничений, которые налагаются на НКО). Например, сдачу в аренду общего имущества в многоквартирном доме (пп.1 п.2 ст.137 ЖК РФ).

Аудиторская проверка товарищества собственников жилья

Новости

Правительство пошло-таки на попятную, вернув льготы акционерным обществам, которые соответствуют ряду параметров.

Упразднена государственная служба финансово-бюджетного контроля

Аудиторская проверка ТСЖ позволяет проконтролировать и оценить деятельность товарищества, дает уверенность в правомерности и соответствии нормативам, а также указывает на ошибки в работе и находит пути их исправления.

Целью аудиторской проверки ТСЖ является проверка соответствия реальной хозяйственной деятельности товарищества собственников жилья целям, определенным уставом ТСЖ. Необходимо также подтверждение (или неподтверждение) целевого расходования денежных средств, поступающих на счета товарищества. Аудитор оценивает статьи и направления использования средств, сравнивает конкретные показатели с планируемыми, учитывая существующие нормативные акты.

Устав ТСЖ предусматривает смену Правления каждые несколько лет (обычно этот срок составляет 2 года). Новое Правление всегда интересует эффективность работы предшественников и соблюдение ими действующего законодательства. Аудит и проверка позволяют без проблем разобраться как в настоящей ситуации, так и в предыдущих налоговых периодах.

Периодическое проведение аудита позволяет правлению ТСЖ быть уверенным в правомерности своих действий, а для всех собственников жилья делает работу председателя и других членов правления максимально прозрачной. Особенно нуждаются в аудиторских услугах товарищества, в которых нет собственного бухгалтера. Аудит позволяет оптимизировать налогообложение, избежать штрафных санкций, своевременно обнаружить и исправить ошибки. Заключения аудиторов могут стать основанием для проверок со стороны Прокуратуры или органов УБЭП.

Общий аудит касается как бухгалтерского, так и налогового учета и отчетности, он выявляет любые нарушения законодательства. Независимые аудиторы проверяют и оценивают качество работы сотрудников ТСЖ, а также сторонних организаций - подрядчиков. Анализу подвергаются тарифы коммунальных услуг, оказываемых товариществом собственникам жилья. При необходимости производится их перерасчет. Возможен также отдельный аудит по налоговым рискам.

Аудиторская организация может оказать квалифицированную помощь ревизионной комиссии ТСЖ в ее непосредственной работе. Иногда возникает необходимость в проверке работы председателя ТСЖ, минуя аудит деятельности всего товарищества. На самом деле проверка председателя равнозначна проверке всего ТСЖ. Ведь согласно Жилищному кодексу, председатель, действующий от имени товарищества, полномочен совершать сделки без обязательного согласия правления или собрания членов товарищества.

Товарищество собственников жилья, как и любая организация, довольно часто сталкивается с проблемами в ведении бухгалтерии, а также нуждается в правовой поддержке. Как показывает практика, количество выявленных нарушений в ТСЖ в процентном соотношении намного выше, чем средний показатель в обычных коммерческих организациях. Аудит позволяет выявить возможные махинации, не допуская обмана жильцов многоквартирного дома. При необходимости аудиторская фирма может подготовить необходимые документы для передачи дела в суд.

Процедура аудиторской проверки вполне рядовая, порядок ее строго определен. Она не слишком накладна для собственников жилья, стоимость ее обсуждается индивидуально в каждом конкретном случае. Конечная стоимость аудита зависит от пожеланий заказчика и объема предоставленных услуг.

ГК «Аудит А» предлагает товариществам собственников жилья широкий спектр услуг - от составления сметы доходов и расходов и проверки тарифов до полной проверки и анализа работы товарищества.

Все права на данную публикацию принадлежат ГК «Аудит А».
Полное или частичное цитирование материала на других сайтах разрешено только при наличии активной ссылки на эту страницу.
Копии материала отслеживается автоматическими средствами проверки уникальности.

Аудит ТСЖ

Аудит ТСЖ и УК г.Казани

В товариществе собственников жилья и недвижимости (ТСЖ, ТСН), созданных собственниками квартир в многоквартирных домах с целью обеспечения эксплуатации общих помещений и площадей в жилом доме требуется иногда проводить аудиторскую проверку.

Аудит ТСН, ТСЖ и УК – это независимый аудит финансовой (бухгалтерской) отчетности товарищества собственников жилья, для составления мнения о достоверности отчетности ТСЖ.

Аудиторское заключение по ТСЖ - официальный документ, предназначенный для председателя ТСЖ, для жильцов и других пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности ТСЖ. В аудиторском заключении по ТСЖ будет зафиксировано мнение аудиторской организации (либо индивидуального аудитора) о достоверности представленной бухгалтерской (финансовой) отчетности ТСЖ.

Аудиторская проверка ТСН, ТСЖ и УК поможет проконтролировать и оценить хозяйственную деятельность товарищества, даст уверенность в правомерности и соответствии применяемых нормативам, а также укажет на ошибки в работе председателя ТСЖ, и найти пути их исправления.

Аудит предоставляет жильцам и правлению ТСЖ возможность:

  • проверить правильность применяемых тарифов при расчёте коммунальных платежей;
  • оценить правильность и эффективность принимаемых председателем ТСЖ финансовых решений;
  • сформировать полную картину состояния финансовых дел в ТСЖ или кооперативе;
  • обосновать эффективность управления председателем ТСЖ денежными средствами жильцов;
  • получить независимый аудит качества ведения бухгалтерией ТСЖ бухгалтерского и налогового учёта.

Как заставить председателя провести аудиторскую проверку в ТСЖ?

Порядок назначения аудиторской проверки и полномочия жильцов как членов ТСЖ обычно закреплены в Уставе ТСЖ.

Обращаем внимание, что согласно ст. 143.1 ЖК РФ, жильцы, как члены товарищества собственников жилья и как собственники, имеют право лично ознакомиться с уставом ТСЖ, с бухгалтерской (финансовой) отчетностью товарищества, ознакомится со сметами доходов и расходов товарищества на отчетный год, получить для ознакомления отчеты об исполнении смет, ознакомится с аудиторскими заключениями.

Общее собрание жильцов может решать многие вопросы как высший орган ТСЖ. необходимо только собрать собрание большинства членов товарищества, внести в повестку собрания вопрос про обсуждение необходимости проведения аудиторской проверки.

На собрании обязательно обоснуйте, приведите аргументы и факты, организуйте голосование о расходах на аудит- поскольку расходы на оплату аудиторской проверки нужно включить в смету расходов ТСЖ.

Решением собрания проголосуете за проведение аудита (ревизии) и оплаты ее стоимости (предварительно узнайте примерную стоимость проверки), поскольку все расходы товарищества должны утверждаться на общем собрании членов ТСЖ, надо выбрать лицо, от имени которого заключается договор с аудитором (согласно Статьи 145 Жилищного кодекса РФ).

Порядок проведения аудита ТСН, ТСЖ:

Для осуществления своих прав как члена ТСЖ и проведения финансового аудита для контроля за деятельностью Председателя и Товарищества необходимо:

  1. Получить копию Устава ТСЖ, узнать порядок ознакомления с документами в ТСЖ, а также наличие возможности у членов товарищества принимать решение о проведении аудиторской проверки (ревизии).
  2. Бывают, что такие положения об аудите (ревизии) в Уставе ТСЖ отсутствуют – тогда необходимо инициировать проведение общего собрания ТСЖ для включения в повестку дня вопроса об изменении Устава.
  3. На общем собрании ТСЖ возможно принятие решения об изменений в Уставе по проведению аудита и зарегистрировать такие изменения Регистрационной Палате в установленном порядке.
  4. Вы, как член ТСЖ, можете ознакомиться с финансовыми документами ТСЖ, при необходимости можете инициировать собрание членов ТСЖ для рассмотрения вопроса о привлечении аудитора (ревизора), либо провести за свой счет инициативный аудит.
  5. По результатам аудита уже можно будет сделать выводы о фактической достоверности отчетности, правильности работы правления, председателя ТСЖ. После аудита возможно направление обоснованного заявления в государственные следственные и иные органы с целью привлечения к ответственности виновных лиц ТСЖ, а также предъявление иска о возмещении убытков.

Ревизия деятельности председателя ТСЖ.

В товариществе собственников недвижимости председатель правления, жилья имеет право действовать как руководитель без доверенности от имени товарищества, подписывать от первого лица платежные документы и совершать сделки, которые по действующему законодательству и уставом ТСЖ не требуют обязательного одобрения общим собранием членов товарищества либо правлением товарищества (Жилищный кодекс РФ).

Жильцы часто хотят проверить деятельность только одного председателя, без аудита деятельности ТСЖ в целом. Но работу председателя ТСЖ, ТСН в отдельности от самой деятельности ТСЖ аудировать смысла нет. Так как проверка председателя ТСЖ равносильна аудиту самого ТСЖ.

Устав ТСЖ может предусматривать смену Правления (председателя ТСЖ) каждые несколько лет (обычно через 2 года). Новое Правление как правило интересуется эффективностью работы предшественников и насколько ими соблюдалось действующее законодательство. Аудиторская проверка позволит разобраться как в прошлой ситуации, так и в нынешних налоговых периодах.

Отчет аудиторов может стать основанием для назначения проверок Прокуратурой или органов УБЭП.

Периодическое проведение аудита помогает правлению ТСЖ (и главное - Председателю) быть уверенным в правомерности своих действий, а для собственников жилья аудит делает работу председателя и всего ТСЖ максимально прозрачной. Часто необходимы аудиторские услуги товариществам, в которых нет постоянного собственного бухгалтера. Аудиторская проверка позволит оптимизировать, снизить налогообложение, избежать штрафных санкций, поможет своевременно обнаружить и правильно исправить ошибки.

Честный председатель ТСЖ должен быть заинтересован в аудите. Положительное аудиторское заключение поможет доказать председателю ТСЖ правомерность своей деятельности, прозрачность бухгалтерии и финансовых потоков.

Бухгалтерская проверка ТСЖ (ТСН), бухгалтерский аудит

Как такового бухгалтерского аудита нет, есть отдельно аудиторская проверка налоговых рисков и общий аудит, включающий в себя проверку налогового и бухгалтерского учета и отчетности, после чего представляется отчет, содержащий все замечания по нарушениям законодательства в ТСЖ и заключение).

Общий аудит проверит как бухгалтерский, так и налоговый захватывает проверку учета и отчетности, выявляет разные замечания по нарушению законодательства и норм. Независимые, опытные аудиторы проверят и оценят качество работы сотрудников, бухгалтера ТСЖ, а также сторонних организаций - поставщиков и подрядчиков.

Деятельность ревизионных комиссий ТСЖ близка к деятельности по аудиторским, бухгалтерским проверкам ТСЖ. Аудиторская организация также может оказать профессиональную квалифицированную помощь ревизионной комиссии ТСЖ, помогать в ее непосредственной работе.

Товарищество собственников жилья, особенно часто сталкивается с проблемами по ведению бухгалтерии и остро нуждается в правовой поддержке.

Наша аудиторская практика ярко показывает, что количество выявленных замечаний и нарушений в ТСЖ намного выше среднего показателя чем по обычному аудиту коммерческих организаций. Аудит и ревизии позволяют выявить возможные махинации в ТСЖ, препятствуют обману жильцов многоквартирных домов. При необходимости наша аудиторская фирма может подготовить судебные документы для передачи дела в суд.

Аудиторские услуги «Аудит Эксперт» для ТСЖ и Управляющих Компаний Казани:

Аудит ТСЖ за 2015, 2016 и другие года - проверка бухгалтерского и налогового учета для выявления возможных налоговых нарушений и рисков, в т.ч.:

  1. Подтверждение аудитором достоверности отчета и финансовой отчетности правления ТСЖ.
  2. Аудит подтверждает полученные доходы, произведенные расходы, проверяется соответствие расходов утвержденной смете, проверяется наличие утвержденной сметы доходов и расходов;
  3. Выявляются расходы, не заложенные сметой, превышения ограничений расходов по смете, проверяется целесообразность расходов, выявляются необоснованно завышенные расходы.
  4. Проверяется правильность составления сметы доходов и расходов, а также обоснование расчетов конкретных видов доходов и расходов;
  5. Каковы фактические поступления денежных средств и их направление расходования (проверяется основании расходов по первичным документам, выпискам банков, проверяются кассовые отчеты, авансовые отчеты и др);
  6. Обоснование применяемых тарифов по оплате жилья, коммунальных услуг, расчеты и обоснование тарифов для жильцов, собственников жилья.
  7. Как распределяется полученная экономия ТСЖ от оплаты за коммунальные и иные услуги.
  8. Выявляются платежи сомнительным поставщикам и подрядчикам услуг ТСЖ, сомнительные финансово-хозяйственных операции с ТСЖ.
  9. В отчете представляются сгруппированные данные по статьям расходов за проверенный отчетный период, в табличной и иной форме для ТСЖ и Управляющей компании.
  10. Проводится анализ финансового положения Товарищества, выявляются признаки несостоятельности и банкротства.
  11. Восстановление бухгалтерского учета (при наличии бухгалтерских документов).
  12. Консультации по бухгалтерскому и налоговому учету.

Вот далеко не полный перечень аудиторских услуг и что проверяют аудиторы в ТСЖ, ТСН и УК, которые могут оказать профессиональные аудиторы ООО «Аудит Эксперт». Для выявления всевозможных проблем в деятельности ТСЖ и их своевременного устранения, целесообразно проводить аудиторскую проверку не менее раза в год.

Стоимость проведения аудита ТСЖ и Управляющих Компаний

Наша практика показала - цена аудита ТСЖ во много раз меньше растраченных, разворованных средств. Лучше вовремя предотвратить махинации, чем годами судится и ждать возврата украденных денежных средств.

Стоимость аудиторской проверки ТСЖ за 2015 и другие года, зависит от технического задания Заказчика аудита (сроков проведения, объема и количества документов первичного бухгалтерского учета, необходимости подготовки аудитором отчета о проведенной проверке, и т.п.).

Примерная стоимость полного аудита ТСЖ г.Казани:

Для того чтобы узнать условия проведения и сколько стоит аудит ТСЖ, ТСН или УК, стоимость других услуг, Вам необходимо связаться с сотрудниками ООО «Аудит Эксперт».

Внимание – 15 % скидка на аудит с мая по октябрь месяц!

При заказе аудиторской проверки в не сезон аудиторской работы и не в отчетный период, с мая по октябрь месяц наша аудиторская компания представит Вам 15 % скидку от стоимости аудита!

Сроки проведения Аудита ТСЖ за один отчетный год - от 3 до 10 рабочих дней.

Для более точного определения стоимости услуг по проведению аудита требуется предварительная экспертиза документооборота вашего ТСЖ, уровня автоматизации учетного процесса в ТСЖ, которая производится бесплатно с выездом к вам нашего специалиста.

Аудиторская проверка ТСЖ обычно производиться в один этап, в сроки удобные для вашей организации. По результатам аудита предоставляется отчет (письменная информация).

Дополнительно сообщаем, что при заключении договора на проведение аудиторской проверки, консультации по бухгалтерскому и налоговому учету, праву и по другим вопросам, связанным с финансово-хозяйственной деятельностью Заказчика проводятся Аудитором бесплатно в течение всего срока действия договора.

Аудит ТСЖ и УК

Проверка (аудит) ТСЖ и Управляющих Компаний (УК)

Собственники жилья часто не доверяют ТСЖ и Управляющим компаниям, сомневаются в правильности начисления квартплаты, целевом и обоснованном расходовании средств и во многих других вопросах.

Самостоятельно провести проверку деятельности ТСЖ или УК не всегда удается, для этого требуются профессиональные знания и значительное время. Выходом из ситуации может стать проверка (аудит) ТСЖ или УК с привлечением аудиторской организации.

Аудит ТСЖ сегодня выгоден всем сторонам — и правлению, и бухгалтерии, и председателю, и собственникам жилья. Собственникам проверка поможет дать ответы на многие вопросы, например, после аудита ТСЖ можно добиться снижения тарифов на коммунальные услуги до двух раз.

Для нашей компании аудит – это не только поиск ошибок и нарушений либо подтверждение их отсутствия, но и предложение клиенту оптимальных путей выхода из ситуации. Поэтому, проведя аудит, ТСЖ и УК не только подтвердят свою прозрачность и отсутствие нарушений перед собственниками, но и получат рекомендации по ведению бухучета, вариантам оптимизации налогов и по другим важным вопросам.

Если вы решили провести аудит своего ТСЖ или УК, важно при выборе аудиторской компании убедиться, что у нее уже есть немалый опыт в этой сфере, тогда подход будет не формальным и удастся выявить все, даже умышленно скрытые махинации. Аудит ТСЖ и УК – очень специфическая область и имеет ряд нюансов в сравнении с обычной аудиторской проверкой. Наша компания имеет для этого необходимый опыт и квалифицированных сотрудников.

Преимущества проведения проверки для ТСЖ:

  • возможность показать собственникам свою прозрачность и отсутствие злоупотреблений
  • получение объективной оценки качества налогового и бухгалтерского учета
  • вы сможете узнать, не грозят ли вам штрафы и доначисления в случае налоговой проверки
  • оптимизация налоговых затрат
  • проверка поможет выяснить, нет ли в деятельности ТСЖ ошибок, которые могут привести к изъятию доходов товарищества в государственный бюджет

Аудиторская проверка позволит собственникам жилья:

  • выяснить реальное финансовое положение ТСЖ
  • узнать о наличии либо отсутствии финансовых злоупотреблений
  • проверить достоверность отчета ТСЖ или УК
  • уточнить, грамотно ли организован бухучет и оплата налогов
  • проверить правильность начислений и коммунальных платежей
  • узнать, соответствуют ли доходы и расходы утвержденной смете
  • выявить случаи намеренного завышения расходов
  • получить мнение об эффективности управления денежными средствами

Инициатором аудита ТСЖ или УК может стать общее собрание жильцов или само ТСЖ — правление либо председатель. По закону все собственники жилья могут ознакомиться с результатами аудиторской проверки.

В статье использовались материалы с сайтов: http://alljus.ru/obshhie-voprosy/auditorskaya-proverka-tszh.html, http://rosco.su/press/zachem_nuzhen_audit_tszh/, http://audita.ru/articles/auditorskaya-proverka-tszh.html, http://audeks.net/nash-opyit/auditorskaya-proverka-tszh/, http://www.denisovaudit.ru/services/audittszh/,



Похожие статьи