Основные функции финансов. Функции финансов и их характеристика

Функции экономической категории является ее внутренними свойствами, которые проявляются в процессе практической деятельности. Подавляющее большинство отечественных ученых и практиков признают, что финансам присущи две основные функции: распределительная, контрольная.

Распределительная функция

Распределительная функция является главной и проявляется в процессе распределения валового внутреннего продукта в виде образования фондов денежных средств и использования их по целевому назначению.

В процессах стоимостного распределения валового внутреннего продукта могут участвовать различные стоимостные инструменты, в частности финансы, кредит, цены и тарифы, заработная плата, каждый из которых имеет свои особенности и свою историю. Финансы как инструмент стоимостного распределения выделяется среди других масштабностью, всеобъемлющим характером и возможностями активного влияния на все составляющие общественной жизни. .

Генезис и эволюция стоимостного распределения с помощью финансов сопровождались изменением форм стоимостного распределения, приоритетов в формировании и использовании финансовых ресурсов, инвестирование капитала, наполненности и направленности денежных и финансовых потоков.

Это в свою очередь существенно влияло на историю развития человеческой цивилизации, рост могущества или упадок государств, создание, распределение и потребление благ, развитие производств, творческие и интеллектуальные достижения и тому подобное. Финансы как инструмент стоимостного распределения используются на всех стадиях общественного воспроизводства: производстве, распределении, обмене и потреблении. На стоимостный распределение с помощью финансов существенно влияет разграничения экономической собственности.

Объекты распределения с помощью финансов таковы:

  • - Валовой внутренний продукт, то есть стоимость конечных продуктов (благ), произведенных обществом за определенный период времени;
  • - Национальное богатство, то есть совокупность созданных и накопленных благ, которыми располагает общество, а также природные ресурсы, вовлеченные в экономический оборот. Национальное богатство привлекается в распределительные отношения только в исключительных случаях (войны, катастрофы, стихийные бедствия и т.п.);
  • - Внешние поступления в виде финансовой помощи, внешних государственных займов, иностранных инвестиций, а также других межгосударственных трансфертов от зарубежных стран, международных финансовых институтов и иностранных юридических и физических лиц. .

Распределительная функция финансов выражается через процесс использования денежных средств накопленных ранее для удовлетворения соответствующих потребностей и потребностей хозяйственной системы в финансовых ресурсах.

Распределительная функция заключается в том, что с помощью финансов происходит обеспечение каждого субъекта хозяйствования необходимыми ему финансовыми ресурсами, в условиях товарно-денежных отношений распределительные процессы осуществляются с помощью финансов.

Основным объектом распределения стоимость общественного продукта и часть стоимости национального богатства. Совокупный общественный продукт характеризует в стоимостном выражении общие результаты хозяйственной деятельности в масштабах всей экономики за определенный период.

В ходе создания и реализации продукции производятся расходы, создаются и распределяются доходы среди участников хозяйственной деятельности, как в сфере материального производства, так и в не материальный сфере. Распределительная функция финансов обеспечивает денежными ресурсами процесс воспроизводства.

По характеру и масштабам различают следующие виды распределения:

  • 1. Межтерриториальное, осуществляется с помощью бюджета, внебюджетных фондов, финансового рынка и страхования.
  • 2. Межотраслевое, осуществляется через финансовый рынок, бюджет, внебюджетные фонды, через финансовый механизм различных производственных организаций и страхование.
  • 3. Внутриотраслевое, осуществляется через отраслевые министерства и ведомства, через финансовый механизм предприятий.
  • 4. Внутрихозяйственное, осуществляется предприятиями и организациями через внутрихозяйственные фонды, создаваемые на предприятиях.
  • 5. Между сферами экономики, через бюджет и внебюджетные фонды, благотворительные взносы юридических и физических лиц, и страхование.
  • 6. Между юридическими лицами различных форм собственности, физическими лицами, с помощью бюджета, финансового рынка, благотворительных отчислений и страхование
  • 7. Между социальными группами, имеющими разный уровень доходов, через бюджет и внебюджетные фонды.
  • 8. Межгосударственное распределение, через иностранные инвестиции, внешнеторговые международные кредиты, совместной деятельности создания международных организаций и фондов, и иностранное страхования.

Схема 4 Схема распределительного процесса.

Распределительная функция охватывает Две стадии: первичное распределение национального дохода (НД) и вторичное распределение (перераспределение) дохода (НД).

Первичные доходы в свою очередь подразделяются на два этапа:

1й этап - первичный распределение национального, в результате которого образуются первичные или основные доходы: заработная плата работников, служащих, доходы фермеров, занятости в сфере материального производства. Однако эти доходы не решают проблемы всего общества, поэтому необходим перераспределение национально дохода.

Перераспределение национально дохода обусловлено:

  • 1. Наличие некоммерческого сектора экономики.
  • 2. Перераспределение национального дохода между отраслями.
  • 3. Перераспределение национального дохода между разнообразными социальными группами общества.

В результате образуется вторичные или перераспределительные доходы - это доходы субъектов экономики в не самом коммерческом секторе и доходы, налоги, платежи, сборы и др. Как распределение так и перераспределение национального дохода означает использование доходов одних субъектов и формирования доходов в других.


Схема 5 Распределительная функция финансов на уровне предприятия.

Следует отметить, что в результате первичного распределения НД не образуются общественные денежные фонды для обеспечения экономических, социальных и политических функций государства, осуществление социальной защиты населения.

Такие общественные государственные денежные фонды создаются путем вторичного распределения (перераспределения) национального дохода. В результате перераспределения формируются вторичные доходы. Это доходы, полученные в отраслях непроизводственной (бюджетной) сферы: образование, медицинское обслуживание, образование, правоохранительная система, оборона и др.

Таким образом распределительная функция финансов необходима для воспроизведения, формирования и расходования части бюджета страны, а также финансов различных групп физических лиц. Выполняя распределительную функцию финансы так же выполняют и контрольную функцию.


Распределительная функция возникает в момент движения денежных средств. Реальное движение денежных средств есть на 2 и 3-ей стадии общего воспроизводства (распределение и обмен).
Распределительная функция финансов выражается через процесс использования денежных средств накопленных ранее для удовлетворения соответствующих нужд и потребностей хозяйственной системы в финансовых ресурсах. В ходе реализации этой функции при создании конечного продукта, образуются денежные доходы и накопления.
Распределительная функция состоит в том, что с помощью финансов происходит обеспечение каждого субъекта хозяйствования необходимыми ему финансовыми ресурсами, в условиях товарно-денежных отношений распределительные процессы осуществляются с помощью финансов. Основным объектом распределения является стоимость общественного продукта и часть стоимости национального богатства.
Совокупный общественный продукт характеризует в стоимостном выражении общие результаты хозяйственной деятельности в масштабах всей экономики за определенный период. В ходе создания и реализации продукции производятся затраты, создаются и распределяются доходы среди участников хозяйственной деятельности, как в сфере материального производства, так и в не материальной сфере. Распределительная функция финансов обеспечивает денежными ресурсами процесс воспроизводства. По характеру и масштабам различают следующие виды распределения:
 межтерриториальное, осуществляется с помощью бюджета, внебюджетных фондов, финансового рынка и страхования.
 межотраслевое, осуществляется через финансовой рынок, бюджет, внебюджетные фонды, через финансовый механизм различных производственных организаций и страхования.
 внутриотраслевое, осуществляется через отраслевые министерства и ведомства, через финансовый механизм предприятий
 внутрихозяйственное, осуществляется предприятиями и организациями через внутрихозяйственные фонды, создаваемые на предприятиях
 между сферами экономики, через бюджет и внебюджетные фонды, благотворительные взносы юридических и физических лиц, и страхования.
 между юридическими лицами различных форм собственности, физическими лицами, с помощью бюджета, финансового рынка, благотворительных отчислений и страхования
 между социальными группами, имеющими различный уровень доходов, через бюджет и внебюджетные фонды.
 межгосударственное распределение, через иностранные инвестиции, внешнеторговые международные кредиты, совместную деятельность создание международных организаций и фондов, и иностранное страхование.
Распределение финансовых ресурсов осуществляется в два этапа:
1. первичное распределение – начинается с момента получения общественной стоимости, т.е. валовой общественный продукт (ВОП= c[капитал]+v[переменные затраты]+m[добавленный продукт]) До формирования первичных доходов у предприятий и работников сферы материального производства
2. вторичное распределение (перераспределение) – которое государство проводит путем взимания различных налоговых отчислений и сборов. Средства несколько раз переходят от одного собственника к другому, и в результате формируется три фонда:
3. возмещения
4. накопления
5. потребления
Таким образом распределительная функция финансов необходима для воспроизводства, формирования, и расходования части бюджета страны, а также финансов различных групп физических лиц.

2. Роль коммерческих банков в банковской системе страны.
Коммерческий банк – организация, созданная для привлечения денежных средств и размещения их от своего имени на условиях возвратности, срочности и платности.
Коммерческий банк – предприятие, осуществляющее особый вид предпринимательской деятельности, связанной с движением ссудных капиталов, их мобилизацией и распределением.
Классификация:
По форме собственности банки могут быть государственные, частные, смешанные, акционерные.
По характеру деятельности – эмиссионные, коммерческие, инвестиционные, ипотечные, сберегательные, специализированные, международные кредитно-финансовые учреждения.
По видам совершаемых операций – универсальные или специализированные.
По территории – федеральные, республиканские и региональные.
По размеру – крупные, средние и мелкие.
По обслуживанию различных отраслей экономики.
По наличию филиальной сети
Функции коммерческих банков:
1. Посредничество в кредите) банки перераспределяют временно свободные средства общества);
2. Стимулирование накоплений в хозяйственной деятельности за счёт гибкой кредитной политики;
3. Посредничество в платежах между хозяйствующими субъектами.
Операции коммерческих банков:
1. Прием средств (депозитарий)
2. Выдача средств (кредит)
3. Расчет (организация безналичных расчетов) между клиентами банка и ведение счетов клиентов банка.
Расчетных счетов может быть несколько.
Существуют также текущие счета (проводятся все операции, но с ограничениями) - открываются, когда организация не самостоятельная (филиал)
4. Операции с валютой (купля-продажа, обмен).
Если организация может выполнять более трёх из этих операций - она называется банком. Если одна-две - кредитная.
5. Инкассация денежных средств, векселей, и кассовое обслуживание физических и юридических лиц.
6. Привлечение во вклады и размещение драг металлов и камней.
7. Выдача банковских гарантий.
8. Выдача поручительства за третьих лиц, предусматривающего исполнение обязательств в денежной форме.
9. Факторинговые и форфейтинговые операции.
10. Аренда сейфов.
11. Лизинговые операции.
12. Оказание консультационных услуг.
Пассивные операции коммерческих банков:
1. Привлечение (образование) собственного (уставного) капитала, нераспределенная прибыль, прочие фонды.
2. Приём вкладов (депозитная операция).
3. Открытие и ведение счетов клиентов, в том числе банков-корреспондентов.
4. Получение межбанковских кредитов, в том числе централизованных кредитных ресурсов.
5. Выпуск собственных ценных бумаг (векселей, сберегательных сертификатов).
6. Операции РЕПО
7. Евро-валютные кредиты.
Активные операции коммерческих банков:
1. Капитал и фонды (основные)
2. Денежные средства (касса, чеки, валюта и т.д.)
3. Драгоценные металлы и природные камни (приобретенные)
4. Межбанковские операции (кредиты, депозиты).
5. Операции с клиентами.
6. Операции с ценными бумагами и пр.
Все активы делятся на 4 группы:
1. Первичные (M0 - наличные деньги и средства на корреспондентных счетах, дохода не приносят, служат для поддержания ликвидности банка).
2. Вторичные (приносят небольшой доход, в основном нужны для пополнения первичных резервов; высоколиквидные активы - краткосрочные векселя, облигации, краткосрочные ссуды первоклассным заемщикам).
3. Банковские кредиты (ссуды) - самая доходная группа активов и самая рискованная).
4. Портфель банковских инвестиций размещение средств в ценные бумаги).


  • Сущность распределительной функции финансов . Распределительная функция


  • Сущность распределительной функции финансов . Распределительная функция возникает в момент движения денежных средств. Реальное движение денежных средств есть на 2 и 3-ей стадии общего воспроизводства (распределение и обмен).


  • Сущность распределительной функции финансов . Распределительная функция возникает в момент движения денежных средств. Реальное движение денежных средств есть на 2 и 3-ей стадии общего воспроизводства (распределение и обмен).


  • Сущность распределительной функции финансов . Распределительная функция возникает в момент движения денежных средств. Реальное движение денежных средств есть на 2 и 3-ей стадии общего воспроизводства (распределение и обмен).


  • Функции финансов функциям финансов относят: 1. распределительная (состоит в
    Сущность функциях функции : - рисковая функция ...

  • Финансы - Сущность и функции финансов , их роль в системе...
    Распределительная функция - объективное свойство категории финансов осуществлять распределение стоимости созданного продукта в денежном выражении. Перераспределительная стадия отличается от распределительной тем...


  • Функции финансов характеризуют форму выражения их общественного значения; к функциям финансов относят: 1. распределительная (состоит в
    Сущность страхования проявляется в его функциях . Страхование выполняет следующие функции : - рисковая функция ...


  • Сущность финансов проявляется в их функциях . Финансы выполняют две основные функции : распределительную и контрольную.
    Распределительная и контрольная функции финансов реализуются через финансовый механизм.

Найдено похожих страниц:10


Распределение национального дохода заключается в создании так называе­мых основных или первичных доходов. Их сумма равна национальному доходу Основные доходы формируются при распределении национального дохода сре­ди участников материального производства. Они делятся на две группы:

Зарплата рабочих, служащих, доходы фермеров и иных лиц, занятых в сфере материального производства;

Доходы организаций (учреждений, предприятий) сферы материального про­изводства.

Однако первичные доходы не в состоянии обеспечить в полном объеме вы­полнение функций и задач государства. Необходимо дальнейшее распределе­ние или перераспределения национального дохода.

Перераспределение национального дохода связано с межотраслевым и тер­риториальным перераспределением средств в интересах их более эффективного использования и накопления предприятиями и организациями; с наличием про­изводственной и непроизводственной сферы, в которой национальный доход. не создается (здравоохранение, культура); с перераспределением доходов меж­ду различными социальными группами населения. В результате перераспреде­ления образуются вторичные, или производственные доходы. Это доходы, по­лучаемые в отраслях непроизводственной сферы налоги. Вторичные доходы служат для формирования национального дохода. Перераспределение нацио­нального дохода в РФ происходит в интересах структурной перестройки народ­ного хозяйства, развития приоритетных отраслей экономики в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Конечная цель распределения и перераспреде­ления национального дохода и ВВП, совершаемых с помощью финансов, со­стоит в развитии производительных сил, создании рыночных структур эконо­мики. укреплении государства, обеспечении высокого качества жизни широких слоев населения. При этом роль финансов подчинена задачам повышения мате­риальной заинтересованности работников и коллективов предприятий и орга­низаций в достижении наилучших результатов при наименьших затратах.



Контрольная функция финансов .

Данная функция проявляется в контроле за распределением ВВП по соот­ветствующим фондам и расходовании их по целевому назначению. Финансо­вый контроль охватывает производственную и непроизводственную сферы и нацелен на повышение экономического стимулирования, на рациональное и бе­режное расходование материальных, трудовых и финансовых ресурсов и при­родных богатств, сокращении непроизводительных ресурсов и потерь.

Одна из важнейших задач финансового контроля - проверка точного соблю­дения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.

Контрольная функция финансов проявляется также через деятельность фи­нансовых органов. Работники финансовой системы и налоговой службы осуще­ствляют финансовый контроль в процессе финансового планирования, при ис­полнении доходной и расходной частей бюджетной системы.

Регулирующая функция финансов .

Эта функция связана с вмешательством государства через финансы (государст­венные расходы, налоги, государственный кредит) в процесс производства. В целях регулирования экономики и социальных отношений используется также финансовое и бюджетное планирование, государственное регулирование рынка ценных бумаг.

функции финансов реализуются через финансовый механизм, представ­ляющий собой часть хозяйственного механизма. Финансовый механизм вклю­чает совокупность организационных форм финансовых отношений в народном хозяйстве, порядок формирования и использования централизованных и децен­трализованных фондов денежных средств, методы финансового планирования формы управления финансовой системой, финансовое законодательство.

2. Сферы и звенья финансовой системы: краткая характеристика.

финансовая система -- есть совокупность взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений, присущих им централизованных и децентрализованных фондов денежных средств и аппарата управления ими.

Финансовая система РФ включает в себя 2 крупные сферы :

* финансы предприятий, учреждений и организаций (децентрализованные финансы);

* общегосударственные финансы (централизованные финансы).

Финансы предприятий - исходное звено финансовой системы, являющееся основой общегосударственных финансов. Это объясняется тем, что именно на предприятиях в процессе материального производства создается решающая доля национального дохода страны - главного источника формирования, как децентрализованных, так и централизованных денежных фондов. Поэтому от состояния данного звена финансовой системы во многом зависит финансовое положение страны в целом.

Финансы предприятий представляют собой систему денежных отношений, связанных с формированием и использованием денежных фондов предприятий. Они включают денежные отношения, которые возникают между:

Предприятиями (это, главным образом, оплата за продукцию, товары и услуги);

Предприятиями и вышестоящими организациями (образование централизованных фондов министерств и ведомств);

Предприятиями и входящими в них структурными подразделениями;

Предприятиями и государственным бюджетом (платежи в бюджет, финансирование из бюджета);

Предприятиями и учреждениями банков (получение кредитов, их возврат, уплата процентов) и т.д..

Финансы предприятий состоят из двух подсфер :

* финансы предприятий материального производства и

* финансы учреждений и организаций непроизводственной сферы.

Решающую роль в национальной экономике играют финансы предприятий материального производства, которые непосредственно обслуживают производство, кругооборот средств предприятий. Именно в этой подсфере создается решающая часть финансовых ресурсов предприятий, значительная доля которых затем посредством налогов направляется на формирование доходной части государственного бюджета.

В зависимости от ряда объективных факторов, существенно влияющих на организацию финансовых отношений, каждая подсфера финансовой системы может подразделяться на отдельные звенья.

Так, в зависимости от:

1. характера деятельности субъекта хозяйствования сфера финансов предприятий классифицируется на такие звенья , как:

а).финансы предприятий, работающих на коммерческих условиях;

б).финансы предприятий, занимающихся некоммерческой деятельностью;

в).финансы общественных объединений;

2. отраслевой направленности в первой подсфере (финансы предприятий материального производства) можно выделить такие звенья, как:

а). финансы предприятий промышленности;

б). финансы предприятий сельского хозяйства и агропромышленного сектора;

в). финансы предприятий транспорта, связи, торговли, общепита и т.д.;

во второй подсфере (непроизводственной) различают такие звенья, как:

а). финансы образования;

б). финансы культуры и искусства;

в). финансы здравоохранения и физической культуры;

г). финансы науки и научного обслуживания;

д). финансы ЖКХ и бытового обслуживания и т.д.;

3. формы собственности в составе первой и второй подсфер финансовой системы различают следующие звенья:

а). финансы государственных учреждений и организаций;

б). финансы предприятий, учреждений, организаций, основанных на коллективной собственности (акционерные предприятия);

в). финансы предприятий, учреждений, организаций, основанных на совместной собственности;

г). финансы предприятий, учреждений, организаций, основанных на частной собственности;

д). финансы предприятий, учреждений, организаций, основанных на смешанных формах собственности.

Общегосударственные финансы можно определить как систему денежных отношений по формированию централизованных фондов денежных средств и использованию их на удовлетворение общегосударственных потребностей.

Общегосударственные (централизованные) финансы включают в себя такие звенья , как:

* государственный бюджет;

* внебюджетные фонды;

* государственный кредит;

* страхование.

Для государственных финансов критерием структурирования является уровень управления .

1. федеральный уровень (Федеральный бюджет, федеральный Пенсионный фонд);

2. уровень субъектов федерации;

3. уровень местного самоуправления.

Главным звеном общегосударственных финансов является государственный бюджет .

Велика роль государственного бюджета и в межтерриториальном перераспределении финансовых ресурсов в пользу тех или иных отраслей (в основном ТЭК, сельское хозяйство, промышленность), а также в перераспределении финансовых ресурсов между производственной и непроизводственной сферами.

Кроме того, он служит финансовой базой для обеспечения обороноспособности страны. Велика его роль и в финансировании НТП и содержании социальной сферы. В зависимости от состояния бюджета формируется имидж государства на мировом уровне.

Крупным звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды . К числу основных внебюджетных фондов России относятся: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Государственный фонд занятости населения, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Необходимость использования средств внебюджетных фондов наряду с государственным бюджетом вызвана, прежде всего, тем, что бюджетные ресурсы ограничены. А формирование внебюджетных фондов позволят привлечь дополнительные финансовые ресурсы, которые используются на конкретные мероприятия в рамках деятельности фондов.

Важным звеном общегосударственных финансов является государственный кредит , посредством которого осуществляется формирование дополнительных финансовых ресурсов государства за счет мобилизации временно свободных денежных средств населения, предприятий, учреждений, организаций и иностранных государств.

Государственный кредит представляет собой совокупность денежных отношений, возникающих между государством как заемщиком (или займодателем) денежных средств и физическими, юридическими лицами, иностранными правительствами в процессе формирования и использования общегосударственного фонда денежных средств.

Страхование - звено финансовой системы, которое представляет собой один из методов создания резервных фондов для защиты собственности граждан от убытков при стихийных бедствиях и других неблагоприятных событиях, для дополнительного материального обеспечения граждан при наступлении различных событий в их жизни.

3. Государственный долг: понятие, виды, последствия, методы управления.

Государственный долг - сумма прямых договорных обязательств органов государственного управления перед экономическими субъектами других секторов экономики (резидентами) и зарубежными кредиторами

Государственный долг возникает в результате заимствований в денежной форме, выпуска долговых обязательств, принятие долгов других экономических субъектов, безналичного выпуска долговых обязательств Иными словами, государственный долг - сумма всех выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства перед внутренними и внешними кредиторами, а также процентов по ним (включая гарантии по кредитам, которые предоставляются и иностранными заемщиками государственным предприятиям).

Различают первичный долг , равный сумме основного долга без начисленных процентов и непогашенный долг , который состоит из основной суммы долга и начисленных процентов

Различают текущий и капитальный государственный долг Текущий долг - сумма основного долга, подлежащего погашению в текущем году, и подлежащих уплате в этот период процентов по всем выпущенным на этот момент займам Капитальный долг - общая сумма долга и процентов, которые должны быть оплачены по займами.

Государственный долг подразделяется на внутренний и внешний . Внутренний долг представляет собой величину задолженности своим гражданам и предприятиям. Он существует в виде суммы выпущенных и непогашенных долговых обязательств.

Внешний долг - задолженность гражданам и организациям иностранных государств. Это наиболее тяжелый долг, поскольку по нему государство связано рядом целевых обязательств, с одной стороны, а с другой - в его уплату приходится рассчитываться ценными товарами и платить большие проценты. В некоторых развивающихся странах ежегодные обязательства выплат по займам превышают все поступления от внешнеэкономической деятельности.

Последствия государственного долга приводят к существенному сокращению возможностей роста потребления для населения данной страны, а также увеличению налогов для оплаты растущего долга и связанных с ним процентов.

При наличии значительного долга происходит перераспределение доходов различных слоев населения, а также утечка национального капитала за рубеж.

Рост государственного долга вызывает определенные негативные последствия для национальной экономики. Во-первых, поиски источников его погашения приводят к необходимости повышения налогов, что является антистимулом хозяйственной активности (сокращение спроса, сбережений). Во-вторых, отвлечение денежных ресурсов ограничивает возможности частного предпринимательства и роста экономики. В-третьих, возникает проблема ухудшения материального благополучия населения в результате необходимости обслуживания внешнего долга. В-четвертых, происходит перераспределение доходов в пользу держателей государственных ценных бумаг. В-пятых, в конечном счете, происходит подрыв финансово-кредитной системы, что чревато негативными последствиями для экономики в целом.

Обращение к банковским структурам за кредитом существенно меняет состояние денежного рынка, ведя к увеличению спроса на деньги и как следствие - к росту процентных ставок, т.е. к удорожанию кредита. Предприниматели, прибегнув к более дорогому кредиту, пытаются компенсировать удорожание издержек ростом цен. В то же время дорогой кредит угнетает инвестиции, т.к. для многих они становятся недоступными. В результате в долговременном периоде бюджетный дефицит ведет к инфляции и падению темпов роста ВВП.

Управление государственным долгом осуществляется с помощью следующих методов:

1. рефинансирование. Представляет собой погашение основного долга и процентов по нему за счет средств, полученных от размещения новых займов;

2. аннулирование. Это отказ государства от уплаты основного долга и процентов по всем ранее выпущенным займам;

3. конверсия. Принятие государством решения об изменении доходности ранее выпущенных займов;

4. новация. Соглашение между кредитором и заемщиком о прекращении действия обязательств и их замене другими обязательствами, предусматривающими другие условия погашения займов;

5. унификация. Объединение нескольких ранее взятых на себя государством обязательств с заменой на новые ранее выпущенных финансовых инструментов;

6. консолидация. Увеличение сроков действия ранее выпущенных обязательств.

финансовая политика - это целенаправленная деятельность государства и других субъектов "ведения хозяйства в сфере формирования, распределения и использования финансовых ресурсов для достижения поставленной цели

В качестве важнейших направлений государственной финансовой политики выступают: бюджетная, налоговая, денежная, кредитная, ценовая, валютная, таможенная, инвестиционная, социальная и политика в области международных финансов.

Бюджетная политика представляет собой совокупность мероприятий по осуществлению взаимодействия бюджетов разных уровней. Бюджетная политика выражается в структуре доходной и расходной частей бюджета, в источниках и способах покрытия бюджетного дефицита, в формах и методах управления государственным долгом. От характера решения этих вопросов зависит социально ―экономическая направленность бюджетной политики и тип построения модели бюджетного федерализма.

Налоговая политика направлена на создание приемлемых как для государства, так и для участников рынка условий налогообложения, обеспечивающих улучшение финансового положения реального сектора экономики. Налоговая политика определяет состав налогов, размер их ставок, льгот и санкций по каждому виду налогов.

Под денежно-финансовой политикой понимается обеспечение устойчивости денежного обращения через управление эмиссией, регулирование инфляции и курса национальной денежной единицы, а также управление деятельностью финансового рынка.

В кредитно-денежной политике важное значение имеют эмиссионная, ценовая, валютная, кредитная, ― а в ней, в свою очередь, учетная и инвестиционная политика.

Ценовая политика государства выражается в корректировке цен и тарифов на монопольные товары и услуги.

Валютная политика представляет собой совокупность экономических, юридических и организационных форм и методов в области валютных отношений, осуществляемых государством и международными валютно-финансовыми организациями.

Таможенная политика выражается, с одной стороны, в ограничении или расширении доступа на внутренний рынок товаров и услуг, а с другой – в поощрении либо сдерживании экспорта товаров и услуг из страны.

Инвестиционная политика представляет собой комплекс мероприятий по созданию условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций в реальный сектор экономики. В настоящее время она направлена на повышение роли Бюджета развития РФ как источника финансового обеспечения государственной инвестиционной политики; развитие ипотечного кредитования; создание условий для инвестирования сбережений населения в экономику.

Социальная финансовая политика связана, прежде всего, с решением задач финансового обеспечения прав граждан России, установленных в Конституции РФ. В настоящее время она охватывает пенсионную политику, иммиграционную политику, политику финансовой помощи отдельным социальным группам населения и др.

Политика в области международных финансов направлена на продолжение интеграции России в мировую финансовую систему; вступление во Всемирную торговую организацию; урегулирование внешней задолженности России в рамках Парижского и Лондонского клубов; укрепление позиций России в Международном валютном фонде и Мировом банке реконструкции и развития; расширение финансового сотрудничества со странами Центральной и Юго-Восточной Азии; повышение устойчивости рубля по отношению к иностранным валютам.

5. Управление финансами: понятие, объекты и субъекты, основные этапы управления.

Управление государственными финансами можно определить как использование государственными органами политической и экономической власти от имени общества и над обществом для управления финансовыми ресурсами в целях, необходимых и признанных данным обществом.

В системе управления финансами выделяют объект и субъект управления. Объектами управления будут группы финансовых отношений, а субъектами финансовые органы управления. Подавляющее большинство авторов относит к финансовым отношения хозяйствующих субъектов и населения с государственными и местными органами власти по поводу уплаты обязательных платежей в бюджеты и внебюджетные фонды и выделения средств из данных фондов.

К объектам финансового управления также можно отнести взаимоотношения:

  • между хозяйствующими субъектами по поводу распределения доходов (совместные фонды, долевое участие, штрафные санкции и др.);
  • между страховыми организациями с одной стороны и хозяйствующими субъектами и населением с другой стороны по поводу образования и использования страховых фондов;
  • между хозяйствующими субъектами и вышестоящими организациями по поводу образования и распределения фондов денежных средств, создаваемых вышестоящей организацией;
  • внутри предприятий, учреждений, организаций по распределению выручки, формированию денежных доходов, накоплений, фондов денежных средств и их использованию.

Объекты управления финансами можно классифицировать также по звеньям финансовой системы Российской Федерации. По ϶ᴛᴏму признаку следует выделить следующие объекты финансового управления: государственные финансы, финансы хозяйствующих субъектов и местные финансы.

Субъектами управления финансами будут законодательные и исполнительные органы власти и управления в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с компетенцией в финансовой сфере. Их правомерно классифицировать по звеньям финансовой системы. Так, текущее управление государственными финансами осуществляют Министерство финансов Российской Федерации и его территориальные органы. Управление местными финансами осуществляют финансовые органы муниципалитетов. Крупные хозяйствующие субъекты создают специализированные органы управления финансами (департаменты финансов, финансовые управления или отделы), в небольших организациях функции по управлению финансами входят в должностные обязанности экономистов, в основном главных бухгалтеров.

К функциям финансового управления следует относить финансовое планирование и прогнозирование, финансовый анализ, финансовый контроль, учет финансовых ресурсов с денежных средств, а также регулирование финансов на базе использования всех данных функций.

Воздействие субъекта на объект управления может осуществляться с помощью как административно-распорядительных, так и экономических методов управления. Административно-распорядительные методы предполагают выработку приказов, распоряжений, других распорядительных документов, их доведение до подчиненных и контроль за исполнением. Экономические методы основаны на материальной заинтересованности персонала в повышении эффективности выполнения ϲʙᴏих функций.

Выделяют следующие функциональные элементы управления (инструменты) финансами:

1. Финансовое планирование

2. Финансовое прогнозирование

3. Оперативное управление

4. Финансовый контроль

1. Целью фин. планирования является обеспечение фин. ресурсами воспроизводственных процессов в соответствии с программами соц.эконом. развития на планируемый период.

2. Основной целью фин. прогнозирования является оценка предполагаемых объемов фин.ресурсов для определения предпочтительных вариантов фин. Обеспечения деятельности субъектов хозяйствования, органов гос. власти и органов местного самоуправления.

3. Оперативное управление представляет собой процесс разработки комплекса мер направленных на достижение максимального эффекта при минимуме затрат на основе анализа текущей фин. ситуации и соответствующее перераспределение фин. ресурсов.

4. Финансовый контроль это совокупность действий и операций, осуществляемых специальными уполномоченными органами с целью контроля над соблюдением субъектами хозяйствования, органами гос. власти и органами местного самоуправления норм права в процессе образования, распределения и использования фин. ресурсов для своевременного получения полной и достоверной информации о ходе реализации принятых управленческих фин. решений.

6. Финансовое планирование: цель, задачи, объект, методы, виды.

Объектом финансового планирования является финансовая деятельность субъектов хозяйствования и государства.

Финансовое планирование - это система действий по составлению комплекса планов, обеспечивающих оптимизацию управления финансовыми ресурсами в перспективе, их формирование и использование.

Цель финансового планирования - прогнозирование платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия. Планирование финансовых ресурсов и вложений гарантирует выполнение обязательств перед бюджетом, кредиторами и акционерами, обеспечивает финансирование предпринимательской деятельности.

Для возникновения финансов как сферы экономических отношений необходимо возникновение и совпадение во времени на определенном историческом этапе целого комплекса условий (или предпосылок), таких, как:

  • образование и признание физических лиц на товары, услуги, землю, и т. д.;
  • сложившаяся система правовых норм в части имущественных отношений;
  • укрепление государства как выразителя интересов всего общества, приобретение государством статуса собственника;
  • появление социально различных групп населения.

Все эти условия возникают при одной общей предпосылке: достаточно высокий уровень производства, повышение его эффективности, рост и превышение ими пределов, необходимых для биологического выживания.

Формирование, распределение и использование денежных доходов — основное условие для возникновения финансов.

Финансовые интересы — это интересы собственников денежных доходов.

Для появления финансов необходим также высокий уровень развития денежного хозяйства, постоянный оборот денег в больших размерах, формирование и использование основных функций денег. Финансы - это движение денежных доходов . Финансовые отношения всегда затрагивают имущественные отношения. Это не только денежные отношения, но и отношения собственности. Субъект экономических отношений всегда должен быть собственником. Именно распределяя и используя денежный доход, собственником которого он является, каждый участник экономических отношений может реализовать свои интересы.

Финансовые ресурсы

Ни одно сколь-нибудь серьезное экономическое или политическое решение не может быть осуществлено без предварительной оценки суммы денежных доходов, необходимых для этого. Распределение и накопление денежных доходов приобретают целевой характер. Возникает понятие «финансовые ресурсы». Будучи денежными доходами, накопляемыми и распределяемыми в определенных целях, финансовые ресурсы используются в различных социальных, экономических, научных, культурных, политических и др. целях (рис. 18).

Финансовые ресурсы - это накопленные доходы, предназначенные на конкретные нужды.

Рис. 18. Основные направления использования финансовых ресурсов

Финансовые ресурсы обслуживают все этапы движения денежных доходов от их образования до использования.

Так как финансы обусловлены движением денежных доходов, то закономерности их движения сказываются на финансах. Доходы обычно проходят в своем циркулировании три стадии (этапа) (рис.19):

Рис. 19. Этапы движения денежных доходов (финансов)

Финансы, как видим, имеют отношение ко всем этапам образования, распределения и использования денежных доходов. Первичные доходы образуются в результате реализации и распределения выручки от продажи товаров и услуг. Поскольку процесс производства, как правило, непрерывен, то необходимо на стадии реализации товаров выделить часть выручки для обеспечения как непрерывности производственного процесса.

Первичный доход образуется вследствие расширенного товарного производства и обслуживается финансами.

Рис. 20. Процесс расширенного воспроизводства

Первичное распределение — это формирование на основе валовой выручки первичных доходов.

Вторичное распределение денежных доходов (перераспределение) может происходить в несколько этапов, т. е. носит многократный характер.

Как видно из схематической записи абстрактного производственного процесса (рис. 20), любое производство заканчивается первичным распределением денежного дохода, без которого невозможно дальнейшее экономическое развитие. А распределение денежного дохода (Д" ) обслуживается финансами. Выделение финансовых ресурсов для расширения производства принимает следующие формы: оплата текущих материальных затрат, амортизация оборудования, арендная плата, проценты за кредит, оплата труда занятых в этом производстве работников. После первичного распределения денежного дохода начинаются процессы перераспределения, т. е. образования вторичных доходов. Это прежде всего налоги, взносы в страховые фонды, взносы в социальные, культурные и прочие организации.

Последняя стадия распределения и перераспределения доходов — их реализация. Реализуемые доходы называют конечными . Часть конечных доходов может быть не реализована, а направлена на накопления и сбережения. Тем не менее существует следующее финансовое равенство, которое не нарушается ни при каких условиях:

ΣA = ΣB + ΣС ,

  • А — первичные доходы;
  • В — конечные доходы;
  • С — сбережения и накопления.

На процесс распределения влияют не только финансы, но и цены.

Поскольку сам процесс реализации в денежный доход любых благ (товаров, услуг и т. п.) осуществляется по определенным ценам, то динамика цен оказывает самостоятельное воздействие на процесс распределения. Чем сильнее меняются цены (и в сторону повышения, и в сторону понижения), тем сильнее колеблется денежный доход. Особенно резко эти сдвиги происходят в условиях инфляции.

Финансовые ресурсы как часть денежных доходов выступают в различных формах. Для реального сектора экономики (производства) — это часть прибыли, для госбюджета — вся сумма его доходной части, для семьи — все доходы ее членов и т. д.

Финансовые ресурсы — это та часть денежных средств, которая может быть использована их владельцем на любые цели по его усмотрению.

Процесс распределения и перераспределения финансовых ресурсов

Финансовые ресурсы предлагаются на рынке большим числом хозяйствующих субъектов и населением. Понятно, что потенциальные пользователи (потребители) этих средств не в состоянии самостоятельно устанавливать деловые отношения с каждым хозяйствующим субъектом, с каждым гражданином. В этой связи возникает проблема объединения разрозненных сбережений в значительные объемы финансовых ресурсов, которые могут быть предложены для использования крупным потенциальным инвестором.

Эту задачу решают финансовые посредники (банки, инвестиционные и паевые фонды, инвестиционные компании, сберегательные ассоциации и
т. д.), которые аккумулируют свободные ресурсы, прежде всего, населения и выплачивают по этим ресурсам процент. Привлеченные ресурсы финансовые посредники предоставляют в качестве кредитов или размещают в ценные бумаги. Их доход состоит в разнице между процентом, выплачиваемым по привлеченным ресурсам, и процентом, получаемым по предоставленным ресурсам.

Владельцы денежных накоплений могут передать свои средства в и инвестиционные компании, а могут непосредственно приобрести и промышленных корпораций. Но и во втором случае они столкнутся с посредниками — дилерами и брокерами , которые представляют собой профессиональных участников финансовых рынков. Дилеры осуществляют операции самостоятельно, от своего имени; брокеры действуют только по поручению клиентов и от их имени.

Своевременный финансовый рынок предлагает потенциальным инвесторам широкие возможности вложений средств путем приобретения денежных обязательств широкого круга хозяйствующих субъектов. Эти денежные обязательства называются финансовыми инструментами . К ним относятся: , долговые расписки, фьючерские контракты и т. д. Разнообразие финансовых инструментов позволяет владельцам денежных средств диверсифицировать свой инвестиционный портфель, т. е. вложить свои накопления в обязательства разных компаний и банков. Эти обязательства будут иметь различную доходность, но и разную степень рискованности. Если разорится какая-либо компания, то сохранятся инвестиции в другие компании. Диверсификация инвестиционного портфеля осуществляется по принципу: "нельзя класть все яйца в одну корзину".

Финансовые отношения как сфера экономической деятельности

Финансовые отношения — это отношения, связанные с распределением, перераспределением и использованием денежных доходов.

Феномен финансовых отношений как сферы экономических отношений в обществе возникает на стадии распределения первичного дохода (рис. 21).

Рис. 21. Финансовые отношения на стадии распределения первичного дохода

Финансовые отношения, возникая в связи с денежными и обслуживая кругооборот денежных доходов, касаются почти всех физических и юридических лиц. Основными участниками финансовых отношений являются производители любой продукции (реальный сектор экономики); бюджетные и некоммерческие организации; население, государство, банки и специальные кредитно-финансовые институты. В ходе своего развития финансовые отношения порождают кредитные и существуют с ними в тесной взаимосвязи (рис.22).

Кредитные отношения — это часть финансовых отношений. И те и другие — результат денежных отношений.

Рис. 22. Место кредитных и финансовых отношений в структуре экономических отношений

Кредитные отношения возникают в связи с предоставлением одним субъектом другому (физическими и/или юридическими лицами) денег на условиях срочности, возвратности, платности.

Основное отличие финансовых и кредитных отношений — в возвратности денежных средств, предоставляемых на условиях срочности, возвратности и платности.

Обычно выделяют три стадии движения доходов , отражающие формирование первичных, вторичных и конечных доходов.

Первичные доходы формируются в результате распределения (работ, услуг). Сумма выручки распадается на фонд возмещения понесенных в процессе производства материальных затрат (стоимость сырья и материалов, оборудования, арендная плата), работника и собственника средств производства. Таким образом, при первичном распределении формируются доходы собственников . Кроме того, следует учитывать следующее обстоятельство: устанавливаемые государством косвенные налоги входят в первичные доходы. Поэтому на этом этапе частично формируются государственные доходы.

На втором этапе из первичных доходов выплачиваются прямые налоги, страховые платежи на , оказывается помощь нетрудоспособным. Из вновь создаваемых фондов денежных средств, в частности, из различных уровней власти и выплачиваются средства, представляющие собой расходы работников нематериальной сферы, врачей, учителей, нотариусов, служащих, военных и т.д.

В результате этого процесса формируется новая структура доходов. Ее составляют вторичные доходы, образованные в ходе перераспределения первичных доходов.

Но врачи, учителя, служащие в свою очередь платят налоги и вносят страховые взносы. Эти налоги и взносы формируют средства, предназначаемые для определенных выплат. В результате таких выплат могут образовываться третичные доходы. Цепочку их формирования проследить почти невозможно. Движение этих доходов представляет собой очень сложный процесс.

Результатом этого процесса, его третьей заключительной стадией является образование конечных доходов. Они используются на приобретение товаров и услуг. Определенная часть доходов сберегается.

Сумма первичных доходов за определенный период обязательно равняется сумме конечных доходов плюс сбережения . Распределение и перераспределение доходов означает формирование их новой структуры. Причем, эта структура отражает экономические отношения (связи) между хозяйствующими структурами и государством.

На каждой стадии формирования доходов образуются фонды денежных средств, т. е. финансы. Следовательно, именно финансы опосредуют процессы распределения и перераспределения доходов.

Результат функционирования финансовой системы — измененная структура доходов.

Процесс распределения добавленной (вновь созданной) стоимости через представлен на рис. 1. Как видно из рис. 1, в результате распределения первичных доходов собственников (предпринимателей и рабочих), формируются доходы работников нематериальной сферы. Однако следует учитывать, что в реальности распределительные процессы значительно сложнее, чем это отражено на рис. 1. Часть доходов работников материальной сферы распределяется в пользу работников нематериальной сферы непосредственно через потребление первыми услуг, предоставляемых вторыми. Так формируются доходы адвокатов, нотариусов, охранников и т. д. В свою очередь ими уплачиваются налоги в бюджеты, участвующие в последующих перераспределениях доходов.

Финансы как денежные отношения возникают на стадии распределения. Но они являются важнейшим звеном всего и оказывают на него сильнейшее влияние.

Рис. 1. Распределение добавленной стоимости через финансовую систему

Контрольная функция

Контрольная функция состоит в постоянном контроле за полнотой, правильностью и своевременностью получения доходов и осуществлением расходов из всех уровней и . Эта функция проявляется при любой финансовой операции. Все эти операции должны быть не только экономически целесообразными, но и не противоречить действующим правовым нормам. Контрольная функция финансов выражается в формировании фондов денежных средств (бюджетов и внебюджетных фондов) в соответствии с провозглашенными целями и по установленным законодательной властью нормативам. Эта функция предполагает не только мониторинг процессов, протекающих в финансовой сфере, но их своевременную корректировку в соответствии с нормами действующего законодательства.

Практическим выражением контрольной функции финансов является система . Этот контроль обеспечивает обоснованность формирования доходов бюджетной системы и расходование средств бюджетов и внебюджетных фондов. Финансовый контроль подразделяется на предварительный, текущий и последующий . Предварительный контроль осуществляется на стадии разработки прогнозов бюджетных доходов и расходов и подготовки проектов бюджетов. Его цель — обеспечение правильности бюджетных показателей. Текущий контроль отвечает за своевременность и полноту сбора запланированных доходов и целевое расходование средств. Последующий контроль направлен на проверку отчетных данных об .

Стимулирующая функция

Стимулирующая функция финансов связана с воздействием на процессы, протекающие в реальной экономике. Так в ходе формирования доходов бюджетов могут быть предусмотрены налоговые льготы для определенных отраслей. Цель этих льгот — ускорение темпов роста технически передовых изделий. Кроме того, в бюджетах предусматриваются расходы, способные обеспечить структурную перестройку экономики за счет финансовой поддержки наукоемких технологий и наиболее конкурентоспособных производств .

Финансы, понимаемые в широком смысле слова, включают все денежные фонды, в том числе ссудные. Поэтому кредитные отношения представляют собой часть финансов. — это движение ссудного фонда.

Можно также определить кредит как систему экономических отношений по поводу передачи от одного собственника к другому во временное пользование ценностей (в том числе денег). Кредитные отношения имеют свою специфику. Кредит связан с передачей фонда денежных средств во временное пользование на условиях возвратности, срочности, платности, обеспеченности. Эти условия отличают кредитные отношения от прочих финансовых отношений.

См.также:

Схема 1.7. Общественное назначение финансов
Вопрос о составе функций финансов относится к числу дискуссионных, поскольку существует несколько точек зрения.
Наиболее распространенная до последнего времени позиция - бифункциональная, признающая наличие двух функций: распределительной и контрольной.
Но в условиях рыночной экономики основными методами воздействия на общественные отношения, на производственную и непроизводственную деятельность становятся экономические стимулы - поощрение и ответственность за результаты деятельности принимают форму возрастания или сокращения доходов субъекта стимулирования.
Возможностью использования в качестве стимула обладают все стоимостные распределительные категории, но финансы в силу их многообразия, широты сферы функционирования и других особенностей являются абсолютно приоритетными.
В этой связи все больше сторонников имеет точка зрения, признающая наличие также регулирующей или стимулирующей функции финансов.
Распределительная функция финансов - историческая предшественница остальных; она состоит в том, что финансы служат орудием распределения стоимости созданного продукта и формирования денежных доходов и накоплений (Схема 1.8).


Схема 1.8. Функции финансов
Процесс распределения всей созданной стоимости начинается с выделения фонда возмещения стоимости потребленных средств производства. На данном этапе функционируют такие категории, как цена и деньги в функции меры стоимости (оценка потребленной ранее созданной стоимости), амортизация (выде-
ление фонда возмещения физического и морального износа основных производственных фондов) (Схема 1.9).

Деньги
Орудия распределения

Цена
Амортизация
Финансы
Кредит
Прибыль
Зарплата

Схема 1.9. Процесс распределения созданной стоимости
Распределительные отношения характеризуют (Схема 1.10):
а)



участники производства
4 собственник средств производства в госсекторе
у
Органы госвласти и управления
г)
в)


д)
Результаты распределения
Конечные доходы государства, предпринимателей, непроизводственных структур, населения = первичные доходы, не подвергавшиеся перераспределению + производные (вторичные)
Схема 1.10. Распределительные отношения
Финансы как категория, выражающая движение стоимости от одного владельца к другому, функционируют, в основном, на стадии перераспределения в форме бюджета, целевых фондов, налогов, государственного кредита.
В результате действия финансов в их распределительной функции образуются централизованные и децентрализованные фонды государства и экономических субъектов, специальные внебюджетные фонды, доходы непроизводственных структур, отдельных индивидуумов, которые используются для удовлетворения общественных и личных потребностей.
Контрольная функция отражает способность финансов быть орудием контроля за формированием, движением и использованием финансовых ресурсов.
Особенность контрольной функции состоит в том, что она протекает в сфере распределительных отношений и основана на зависимости расходов от величины денежных доходов субъектов.
Вместе с тем, сфера финансового контроля шире, чем сфера распределительной функции: она распространяется не только на формирование и использование ресурсов, но и на все условия образования этих ресурсов, т. е. на всю экономическую сторону производства.
Осуществление финансового контроля базируется на финансовой информации, финансовых показателях, отражающихся в статистической, бухгалтерской и оперативной отчетности, а также на системе норм и нормативов (расходов, платежей в бюджет, в целевые фонды, амортотчислений, оплаты труда и других).
Как проявление функции экономической категории финансовый контроль осуществляется объективно, но результаты его выявляются в процессе контрольной деятельности субъектов, наделенных контрольными полномочиями.
Путем сверки плановых (прогнозных) показателей с отчетными, сопоставления норм с реальными расходами выявляются нарушения финансовой дисциплины, истинные результаты финансовой деятельности, предпринимаются меры по ликвидации последствий и профилактике нарушений, ошибочных действий, злоупотреблений.
В связи с этим возникает мнение о том, что финансовый контроль есть не объективная функция финансов, а контрольная деятельность финансового менеджмента, которая осуществляется субъективно (Схема 1.11).


Схема 1.11. Распределительные отношения
Главные направления воздействия финансов в контрольной функции:

  • обеспеченность финансовыми ресурсами процесса расширенного воспроизводства;
  • соблюдение оптимальных пропорций распределения финансовых ресурсов;
  • своевременность и полнота выполнения финансовых обязательств;
  • создание финансовых условий форсирования научно-технического прогресса;
  • экономное и целевое использование материальных и финансовых ресурсов общества;
  • максимальное сокращение непроизводительных расходов;
  • соблюдение норм финансового законодательства.
В этом заложена предпосылка возникновения и развития регулирующей функции финансов. Поскольку экономические методы управления направлены на материальные интересы участников воспроизводства, в литературе данная функция иногда называется стимулирующей, или мотивационной.
Использование финансовых методов регулирования возможно как в производственной, так и непроизводственной сферах, на всех стадиях воспроизводства, в государственном и негосударственном секторах, внутри страны и во внешнеэкономических отношениях.
Основным инструментом реализации регулирующей функции служат льготы, т. е. особые условия, устанавливаемые для отдельных субъектов, отраслей, видов деятельности и т. п.
Особенно широко используются льготные условия налогообложения в форме снижения налоговых ставок, скидок с налогового оклада или исключения части


Схема 1.12. Регулирующая функция финансов
доходов из объекта налогообложения. Таким способом стимулируется ускоренное развитие приоритетных отраслей экономики, малых и средних форм предпринимательства; благотворительная деятельность; социальная поддержка малообеспеченных слоев населения; расширение экспорта товаров и услуг и ограничение импортных операций и др.
Бюджетное финансирование, будучи прямым безэквивалентным способом перераспределения финансовых ресурсов, также содержит стимулирующие принципы.
Так, финансирование в меру освоения ранее выделенных средств означает, что бюджетные ассигнования могут быть приостановлены, если средства не освоены, а при использовании их не по целевому назначению или перерасходе - востребованы обратно (Схема 1.12).
Все функции взаимосвязаны, обеспечивают одна другую, создают условия для функционирования финансов и использования их для решения общественных целей и задач финансовой стратегии и тактики.
Контрольную функцию финансы выполняют только при том условии, если они используются как система распределительных отношений: если нет объективной системы распределения, нет необходимости контроля; с другой стороны, без финансового контроля нет распределения, есть просто раздача и расходование средств.
Регулирование вне действия обеих упомянутых функций неосуществимо: оказать финансовую поддержку объекту регулирования можно только на основе проверки его финансового состояния и при условии соответствующего изменения в пропорциях распределения.
Взаимообусловленность функций находит свое выражение также при таких вариантах, когда усиление одной функции изменяет границы действия другой.
Так, в целях усиления контроля расширяется распределительная роль финансов за пределы, определяемые прямыми потребностями воспроизводства. Например, низкорентабельные предприятия обязаны вносить в бюджет 30 % налогооблагаемой прибыли при явной недостаточности средств для собственных потребностей (если они не подпадают под льготные условия). В этом случае государственные предприятия могут получить финансовую поддержку из средств бюджета, а это будет означать, что возможность контроля усиливается через деятельность, с одной стороны, налоговой службы, а с другой - казначейской системы.

Еще по теме Функции финансов:

  1. Взаимосвязь распределительной и контрольной функций финансов материальной сферы производства. Функции финансов коммерческих предприятий и организаций те же


Похожие статьи