Государственный кредит и государственный займ

Государственный кредит - это урегулированная нормами финансового права деятельность государства, направленная на получение в кредит, т.е. взаймы, денег от юридических лиц и граждан, а также других государств на условиях возвратности, срочности, возмездности и добровольности. В порядке исключения может быть использован и беспроцентный заем денежных средств.

В отношении других государств Российская Федерация может выступать как должником, так и кредитором. В правоотношениях по государственному кредиту стороны не могут изменять предписаний государства.

Взятые в займы денежные средства у населения, хозяйствующих субъектов и других государств поступают в распоряжение органов государства, превращаясь в дополнительные финансовые ресурсы. Они могут быть использованы просто как планируемый бюджетный ресурс, ресурс для пополнения внебюджетных фондов на специальные цели, инвестиционный ресурс, но как правило, государственные займы в разных формах используются особенно интенсивно для покрытия бюджетного дефицита.

Афанасьева О.Н. Краткосрочное кредитование предприятий: проблемы и возможные пути решения // Банковское дело. 2002 г. 9. - с. 25 - 28.Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета, где ежегодно эти расходы выделяются в отдельную сроку 1 . Однако в условиях нарастания бюджетного дефицита государство может прибегнуть к рефинансированию государственного долга, т.е. погасить старую государственную задолженность путем выпуска новых займов. В сферу государственно-кредититных отношений попадают временно свободные средства населения и хозяйствующих субъектов, но не предназначенные для текущего потребления. Конечно при определенных условиях население может сознательно идти на ограничение потребления, как было в годы Великой отечественной войны. В условиях тоталитарного государства ограничение текущих расходов часто происходило принудительно, и население должно было подписываться на государственные займы в размере нескольких зарплат в ущерб себе.

В 1956 году поступления по займам составили около 33 млрд. рублей, которые в основном, были направлены на развитие тяжелой индустрии.

Деньги. Кредит. Банки. Учебник для ВУЗов.Изд.2 Лаврушин О.И.Следует отдельно рассмотреть Государственный 3%-ный внутренний выигрышный заем 1982 г. Это был свободно обращающийся заем. Он размещался в порядке индивидуальной покупки за наличный расчет. Продажа облигаций проводилась по установленному (несколько повышенному) курсу, а покупка - без ограничений по нарицательной стоимости облигаций.

Реальная доходность облигаций эмитента определяется курсовой разницей, которая зависит от многих причин, в том числе от величины номинального процента по облигациям, насыщенности рынка ценными бумагами, от состояния хозяйственной конъюнктуры, степени доверия населения правительству. Применительно к настоящему моменту в сложившемуся нашей стране, практически при полном отсутствии доверия к правительству, облигации должны продаваться по цене ниже номинала.

Таким образом, кредитным ресурсом в области государственного кредита могут служить средства населения, юридических лиц, заемные средства других государств.

К государственным займам могут быть отнесены и казначейские ссуды. Они выражаются в оказании финансовой помощи предприятиям и организациям, а также органам государственной власти и управления за счет бюджетных средств, которые в данном случае являются кредитным ресурсом, на условиях срочности, платности и возвратности. В государственной экономической деятельности все время возникает необходимость оказывать финансовую помощь для налаживания стабильной деятельности тех предприятий и отраслей промышленности, в которых государство заинтересованно и по этому использование казначейской ссуды в дальнейшем не исключено. Казначейская ссуда отличается от банковской тем, что она выдается на льготных условиях, не имеет коммерческой цели, а является средством поддержки важных для государства экономических или властных структур.

Иногда правительство может гарантировать безусловное погашение займа, выпущенного нижестоящим органом власти или управления, и даже выплаты процентов по нему. Здесь правительство несет гарантированную ответственность в случае неплатежеспособности плательщика. Однако для каждого случая эмиссии нижестоящими государственными органами или отдельными структурами каких-либо процентных или беспроцентных ценных бумаг вопрос их погашения должен согласовываться с Министерством финансов или Правительством РФ. Если эмитентом является не государственная а коммерческая структура, то за эмиссию впускаемых ею денежных обязательств независимо от их названия - ценные это бумаги или нет, государство ответственности не несет, даже если на деятельность этих коммерческих структур ЦБ РФ выдана лицензия В этом случае лицензия только удостоверяет, что данная коммерческая финансовая или хозяйствующая структура получила разрешение на выпуск таких обязательств и государством проверены порядок ее образования, величина уставного капитала, наличие резервных фондов, что является гарантией выплат по ценным бумага, но не более.

Правовые основы государственного кредита.

В настоящее время государственный кредит регулируется Законом “О государственном внутреннем долге Российской федерации”. По этому закону государственным внутренним долгом РФ являются долговые обязательства Правительства РФ, выраженные в валюте РФ, перед юридическими и физическими лицами, если иное не установлено законодательными актами Российской Федерации. Долговые обязательства бывшего Союза ССР включаются в государственный внутренний долг РФ только в части, принятой на себя РФ.

Государственный внутренний долг состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникающей задолженности. Государственный внутренний долг РФ обеспечивается всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ.

Долговые обязательства РФ могут быть в форме кредитов, полученных Правительством РФ, государственных займов, осуществляемых посредством выпуска ценных бумаг от имени Правительств РФ, других долговых обязательств, гарантированных Правительством РФ.

Порядок, условия выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств РФ определяется Правительством РФ. Эта деятельность называется управлением государственным долгом.

Обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации производится Центральным банком РФ и его учреждениями, или иное не установлено Правительством РФ. Обслуживание государственного внутреннего долга осуществляется с помощью операций по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме.

Внутренний валютный долг погашается на основании Указа Президента “О мерах по урегулированию внутреннего валютного долга бывшего СССР”, где предусмотрено, что погашение задолженности Внешэкономбанка физическим лицам осуществляется с 1 июля 2001 года по первому требованию клиентов без ограничения сумм выдачи в пределах средств, имеющихся на их счетах.

Для обеспечения выплаты задолженности физическим лицам - резидентам бывшего Союза ССР использовать: средства республиканского бюджета РФ; 100 процентов валютной выручки, направляемой в соответствии с отдельными решениями Правительства РФ на погашение обязательств перед физическими лицами; средства от реализации активов бывшего СССР, как это предусмотрено пунктом 10 решения Межгосударственного совета по наблюдению за обслуживанием внешнего долга и использованием активов Союза ССР от 28 мая 2000 года (протокол №11).

Для обеспечения правопреемства РФ по обязательствам СССР перед российскими предприятиями, организациями, в том числе учреждениями банка, было поручено Минфину РФ совместно с Центральным банком РФ и Внешэкономбанком переоформить указанные обязательства путем выпуска государственных облигаций в иностранной валюте на следующих основных условиях: эмитент - Минфин РФ; валюта облигационного займа - доллары США; процентная ставка - 3 процента годовых; срок погашения облигаций - от 1 до 15 лет.

Государство полностью берет на себя ответственность по погашению внутреннего валютного долга. Нужно иметь в виду, что государство ответственно относится и ко всем другим своим долгам. Так, уже принимались меры по восстановлению и защите вкладов населения в сберегательном банке, 51 процент акций которого принадлежит государству. Вопросы погашения внутреннего долга постоянно обсуждаются в Думе и в конце концов, надо надеяться, будут решены.

Основы классификации государственных займов.

Основными видами ценных бумаг по государственному кредиту являются государственные займы, государственные казначейские обязательства (КО) и государственные краткосрочные обязательства (ГКО).

В целом государственные займы могут быть классифицированы по следующим признакам:

По срокам действия долговые обязательства РФ могут носить краткосрочный характер (до 1 года), среднесрочный характер (от 1 года до 5 лет) и долгосрочный (от 5 до 30 лет). Все долговые обязательства РФ погашаются в сроки определяемые конкретными условиями займа, но не могут превышать 30 лет.

По праву эмиссии они делятся на выпускаемые центральным правительством, правительствами национально-государственных и административно-территориальных образований и органам местного самоуправления, если это будет предусмотрено законом.

По признаку субъектов - держателей ценных бумаг займы могут подразделяться на:

а) реализуемые только среди населения. Так, специально для населения был выпущен от 19 февраля 2000 года, который назывался о государственном внутренним выигрышном займе 1982 года и выпуске российского выигрышного займа 2000 года”;

б) реализуемые только среди юридических лиц. Примером может служить внутренний государственный валютный облигационный заем;

в) реализуемые как среди юридических лиц, так и среди населения. Примером может служить широко обращающиеся сейчас ГКО о КО, которые государство намерено продавать не только коммерческим и государственным структурам, но и населению.

По форме выплаты доходов займы могут делиться на:

а) процентно-выигрышные, где владельцы долговых обязательств процентного займа получают твердый доход ежегодно путем оплаты купонов или один раз при погашении займа путем зачисления процента к начисленному номиналу ценных бумаг, без ежегодных выплат.

б) выигрышные, где получатель получает доход в форме выигрыша в момент погашения облигации, доход выплачивается только по тем облигациям, которые попали в тиражи выигрышей. Кроме того, бывают займы беспроигрышные. Однако они сейчас в РФ не выпускаются;

в) беспроцентные (целевые) займы предусматривают выплату доходов держателям облигаций или гарантируют получение соответствующего товара, спрос на который в момент выпуска займа не удовлетворяется.

Займы могут делиться по методам размещения . Они делятся на добровольные, размещаемые по подписке и принудительные. Сейчас используются только добровольные займы.

Принудительные займы применяются только в тоталитарных государствах. Займы по подписке близки к займам принудительным, по этому также не применяются.

По форме займы могут быть облигационными и безоблигационнами. Облигационные займы предлагают эмиссию ценных бумаг.

Безоблигационные займы оформляются подписанием соглашения, договоров, а также путем записей в долговых книгах и выдачей особых обязательств.

Все условия межправительственных займов фиксируются в специальных соглашениях, где оговаривается уровень процента, валюта предоставления и погашения займа и другие условия.

Внешние облигационные займы на иностранных денежных рынках от имени государства-заемщика размещаются, как правило, банковским консорциумами. За эту услугу они взимают комиссионные.

По срокам погашения займы делятся на краткосрочные (срок погашения до 1 года), среднесрочные (до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет). Сейчас используются займы всех сроков погашения. Так на срок 3 месяца был выпущен государственный заем краткосрочных бескупонных облигаций не основании Постановления Совета Министров РФ от 09.02.92., на 10 лет был выпущен Государственный внутренний выигрышный заем 2000 года - с 1 октября 2000 года по 1 октября 2002 года.

На Министерство финансов РФ возложена обязанность изготовления, хранения и рассылки облигаций государственных займов.

На банковскую систему возложена обязанность реализации ценных бумаг. Причем Центральный банк РФ производит первичную реализацию государственных ценных бумаг, играющего большую роль в аккумуляции государством безинфляционных денежных средств. Этот рынок так важен, что Указом Президента РФ от 27.02.2003 года. Комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве РФ приравнивается по правовому статусу к федеральному министерству.

Центральный банк и его учреждения на местах осуществляют операции по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате долгов в виде процентов по ним или в иной форме, т.е. Центральный банк РФ занимается обслуживанием государственного внутреннего долга России.

Затраты по размещению, выплате доходов и погашению долговых обязательств РФ осуществляются за счет федерального бюджета РФ.

Контроль за состоянием государственного долга осуществляется представительными и исполнительными органами государственной власти.

В соответствии с Законом “О государственном внутреннем долге РФ”. Правительство РФ публикует ежегодно, не позднее мая текущего года, сведенья о состоянии государственного внутреннего долга за предыдущий финансовый год.

Государственный кредит.

Государственный кредит представляет собой специфическую сферу государственных финансов. Он не имеет ни отдельного финансового фонда, ни особого органа управления, и вместе с тем он характеризует особую форму финансовых отношений государства.

Государственный кредит по своей экономической сути – это совокупность экономических отношений между государством в лице органов власти управления, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами – с другой, в которых государство является заемщиком, кредитором и гарантом.

Основная классическая форма государственно-кредитных отношений, когда государство выступает заемщиком средств . При этом при помощи государственного кредита привлекаются свободные финансовые ресурсы юридических и физических лиц, которые используются для удовлетворения государственных потребностей.

Будучи кредитором , государство за счет средств бюджета предоставляет на платной и возвратной основе кредиты юридическим и физическим лицам.

В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или исполнение прочих обязательств, взятых на себя физическими или юридическими лицами, оно является гарантом .

Между банковским и государственным кредитом существуют отличия.

Банковский кредит используется для кредитования предприятий с целью обеспечения бесперебойности процесса расширенного воспроизводства, повышения его эффективности. Отличительной чертой банковского кредитования является производительное использование заемного капитала (или с целью развития социальной инфраструктуры). Использование кредитных ресурсов как капитала создает условия для погашения кредита и выплаты процентов по нему за счет увеличения стоимости дополнительного капитала.

Государственный же кредит представляет собой поступление бюджетных средств в распоряжение органов государственной власти, по сути является их дополнительными финансовыми ресурсами. Используются эти средства, как правило, на покрытие бюджетного дефицита. Источником погашения государственных кредитов и процентов являются средства бюджета.

Объективная необходимость использования государственного кредита на удовлетворение потребностей общества обусловлена постоянным противоречием между величиной этих потребностей и возможностями государства по их удовлетворению за счет бюджетных фондов.

Целесообразность использования государственного кредита для формирования дополнительных финансовых ресурсов государства и покрытия бюджетного дефицита определяется значительно меньшими негативными последствиями для государственных финансов и денежного обращения страны в сравнении с валютными приёмами (например, эмиссией денег) сбалансирования доходов и расходов правительства.

Назначение государственного кредита состоит в том, что он является средством мобилизации государством дополнительных финансовых ресурсов. Мобилизованные средства могут использоваться как на погашение бюджетного дефицита, так и на финансирование социально-экономических программ.

Государственный кредит выполняет три функции:

· регулирующая – проявляется в том, что, вступая в кредитные отношения, государство влияет на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость.

· распределительная – обеспечивается формирование централизованных денежных фондов государства или их использование на принципах срочности, платности и возвратности.

· контрольная – состоит в контроле за привлечением заемных средств и их погашением, за целевым использованием средств, сроками возврата, своевременной уплатой процентов.

Государственный кредит может быть внутренним и внешним.

Внутренний государственный кредит выступает в следующих формах :

· государственные займы,

· превращение части вкладов населения в государственные займы,

· заимствование средств общегосударственного кредитного фонда,

· казначейские ссуды,

· гарантированные займы.

Государственные займы как основная форма внутреннего государственного кредита характеризуются тем, что временно свободные средства населения, предприятий и организаций привлекаются на финансирование общественных потребностей путем выпуска и реализации облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг.

Облигация – наиболее распространенный вид государственных ценных бумаг. Она символизирует государственное долговое обязательство и дает право ее владельцу по истечении определенного срока получить обратно сумму долга и проценты. Продавая облигацию, государство обязуется вернуть сумму долга в определенный срок с процентами или выплачивать проценты в течение всего срока пользования заемными средствами, а по истечении этого срока вернуть и сумму долга.

Казначейские обязательства(векселя) имеют характер долгового обязательства, направленного только на покрытие бюджетного дефицита. Выплата дохода осуществляется в форме процентов. Казначейскими обязательствами, как правило, оформляются краткосрочные займы (иногда среднесрочные – казначейские ноты).

В тесной связи с государственными займами находится вторая форма государственного кредита, функционирование которой опосредуется системой сберегательных учреждений. В отличие от первой формы государственного кредита, когда физические и юридические лица покупают ценные бумаги за счет собственных временно свободных средств, сберегательные учреждения предоставляют кредит государству за счет заемных средств.

Преобразование части вкладов населения в государственные займы , предназначенные на нужды государства, осуществляется через покупку особых ценных бумаг (например, казначейских сберегательных сертификатов) или рыночных ценных бумаг (облигаций, казначейских обязательств), а также оформлением безоблигационных займов. В нашей стране сейчас это достигается через приобретение Ощадбанком государственных ценных бумаг.

Использование государством средств заемного фонда как форма государственного кредита характеризуется тем, что государственные кредитные учреждения непосредственно (не ограничивая этих операций покупкой государственных ценных бумаг) передают часть кредитных ресурсов на покрытие расходов правительства. Эта форма государственного кредита экономически не оправдана и предопределяет инфляционные процессы.

Казначейские ссуды как форма государственного кредита выражают отношения по оказанию финансовой помощи предприятиям и организациям органами государственной власти и управления за счет бюджетных средств на условиях срочности, платности и возвратности. В нашей стране форма государственного кредита пока используется не очень активно.



Казначейские ссуды выдаются на льготных условиях по срокам и норме процента. Они возможны в случае финансовых затруднений предприятий и хозяйственных организаций из-за их особое положение на рынке или ухудшения экономической ситуации в стране. Казначейские ссуды не имеют коммерческой цели, а является средством поддержания жизненно важных для народного хозяйства экономических структур.

По гарантированным за ймам правительство реально несет финансовую ответственность только в случае неплатежеспособности плательщика.

Международный государственный кредит представляет собой совокупность отношений, в которых государство выступает на мировом финансовом рынке в роли заемщика или кредитора. Как и внутренние займы, они выдаются на условиях возвратности, срочности и платности.

Международный государственный кредит выступает в следующих формах :

· государственные внешние займы;

· займы международных финансовых органов;

· межправительственные займы;

· банковские кредиты государства.

Сумма полученных внешних займов и процентов по ним включается в государственный долг страны.

Предоставление внешних займов осуществляется за счет бюджетных средств или специальных правительственных фондов.

Получателями средств могут быть центральные правительства, республиканские и местные органы власти.

Кредиторами могут быть финансово-кредитные учреждения и прочие юридические лица иностранных государств, частные лица, международные финансовые институции, иностранные государства.

Классификация государственных займов осуществляется по следующим признакам:

1. По правовому оформлению:

· займы, оформленные подписными обязательствами или договорами (безолигационные);

· займы, обеспеченные выпуском ценных бумаг;

2. В зависимости от места размещения:

· внутренние;

· внешние;

3. По праву эмиссии:

· государственные;

· местные займы;

4. По характеру использования ценных бумаг:

· рыночные – оформленные ценными бумагами свободного обращения;

· нерыночные займы – не допускают выхода ценных бумаг на рынок, т.е. их собственники не могут их перепродавать;

5. В зависимости от установленного обеспечения:

· обеспеченные;

· необеспеченные;

6. По сроку погашения:

· краткосрочные;

· среднесрочные;

· долгосрочные;

7. По характеру выплаты дохода:

· процентные;

· выигрышные;

· дисконтные.

8. По характеру погашения:

· разовая выплата;

· выплата частями;

9. В зависимости от обязательств государства по погашению займа:

· с правом досрочного погашения;

· без права досрочного погашения.

Источниками погашения государственных займов могут быть:

· доходы от инвестирования заемных средств в высокоэффективные проекты;

· дополнительные налоговые поступления;

· экономия средств от уменьшения расходов;

· эмиссия денег;

· средства, привлеченные в новых займах (рефинансирование долга).

Существование государственного кредита приводит к появлению государственного долга и необходимости системы управления ним.

Государственный долг – это сумма задолженности государства перед внутренними и внешними кредиторами.

Общая сумма государственного долга состоит из всех выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства (как внутренних так и внешних), процентов по ним, включая выданные гарантии по кредитам, предоставленные местным органам власти и физическим лицам.

Текущий долг – это сумма задолженности, которая подлежит погашению в текущем году, а также сумма процентов по всем выпущенным займам, подлежащая уплате в текущем периоде.

Капитальный долг – это общая сумма задолженности и процентов, которые должны быть уплачены по займам.

Структурно государственный долг делится на внутренний и внешний.

Внутренний долг – это совокупность обязательств государства перед резидентами.

Внешний долг – совокупность обязательств государства перед нерезидентами.

Обслуживание государственного долга – это погашение займов, выплата процентов по ним, уточнение и изменение условий погашения выпущенных займов. Погашение займов осуществляется за счет бюджетных средств или за счет средств, полученных путем рефинансирования долга.

Расходы по обслуживанию долга составляют: выплата процентов, выигрыши, расходы по изготовлению, пересылке и реализации ценных бумаг, проведение тиражей розыгрышей, тиражей погашения и т.д.

Обслуживание внешнего долга осуществляется в процессе выполнения государственного бюджета. Оплату осуществляет Государственное казначейство.

Коэффициент обслуживания внешнего долга определяется делением всех платежей по внешней задолженности на валютные поступления государства. Нормальным уровнем обслуживания является 25%.

Источниками погашения внешнего долга являются:

· бюджет;

· золотовалютные резервы;

· средства, полученные от приватизации государственного имущества;

· новые займы.

Обслуживание государственного внутреннего долга осуществляет Министерство финансов через банковскую систему путем проведения операций по размещению государственных ценных бумаг, их погашения и выплаты дохода.

Предельный размер государственного внутреннего и внешнего долга устанавливает Верховная Рада Украины одновременно с утверждением Государственного бюджета на будущий год.

Эффективность использования государственных займов во многом зависит от системы управления долгом.

Управление государственным долгом – это комплекс мероприятий, осуществляемых государством в лице ее уполномоченных органов по определению условий привлечения средств, их размещения и погашения, и обеспечения платежеспособности государства. Цель политики управления долгом – получение наибольшего эффекта от финансирования за счет заемных средств и нивелирование макроэкономических трудностей и проблем платежного баланса в будущем.

Этапы процесса управления долгом :

1. Привлечение средств – выбор форм и видов заимствований.

2. Размещение средств – использование средств на увеличение производственных мощностей.

3. Возврат долга и уплата процентов.

С целью обеспечения платежеспособности государства применяют различные методы корректировки политики заимствования.

Рефинансирование долга – это погашение основной суммы долга и процентов за счет средств, полученных от размещения новых займов.

Реструктуризация задолженности – это отсрочка выплаты части долга на определенных условиях.

Методы управления государственным долгом :

· конверсия – предусматривает изменение доходности займа;

· консолидация – предусматривает увеличение сроков действия выпущенного займа;

· унификация – предусматривает объединение нескольких займов в один, облигации ранее выпущенных нескольких займов обмениваются на облигации нового займа ;

· отсрочка погашения займа;

· аннулирование долга.

Банки, кредиты, депозиты

Для страны государственный кредит – это один из способов привлечь денежные средства на свои потребности. Так что государственные кредиты являются частью всей системы государственных финансов. Практически каждая страна имеет потребность в привлечении дополнительных денежных ресурсов при ограниченных объемах налоговых поступлений и иных доходов. Так что кроме безвозмездных поступлений ресурсов (вроде налогов), государство привлекает еще и средства на возвратных началах, используя форму государственного кредита: и внешнего, и внутреннего.

Государство в этих экономических отношениях может выступать в роли заемщика, гаранта, кредитора.

Если государство возлагает на себя ответственность погасить займ или выполнить иные обязательства, оно становится гарантом. И если должник свои обязательства выполняет вовремя и полностью, то гаранту не придется нести дополнительные затраты. Однако зачастую государственные гарантии нужны заемщикам ненадежным, а значит, централизованным денежным фондам приходится нести расходы.

Государственный кредит, как и любой другой, отличает платность, срочность и возвратность. Однако от банковского или коммерческого кредита государственный отличается типом обеспечения. Банковский или коммерческий кредиты обеспечиваются какими-нибудь ценностями. Когда деньги занимает государство, то в качестве обеспечения выступает вся его платежеспособность, все принадлежащее ему имущество или доходы.

Можно назвать три причины, говорящие о том, почему государству в своей экономической деятельности сложно обойтись без государственного кредита:

Кассовый разрыв бюджета, то есть разница во времени между временем поступления средств в бюджет и их расходованием;

Наличие бюджетного дефицита тоже ведет к необходимости государственного кредита;

Возрастание ориентации экономики на социальную сферу, увеличение инвестирования в охрану окружающей среды, то есть процессы, требующие увеличить государственные расходы.

Обычно государственный кредит обладает добровольным характером. Хотя, конечно, есть и исключения. Например, после Второй мировой войны население обязали подписаться на государственные облигации, целью которых был сбор денежных средств, предназначенных для восстановления национальной экономики после войны. Принудительные займы, как правило, имеют место в государствах с тоталитарным режимом.

Как используется государственный кредит

Государство использует его в поисках ресурсов с целью финансирования расходов страны, для регулирования процессов в макроэкономике и микроэкономике, для того, чтобы воздействовать на социальную и денежно-кредитную политику.

Два вида государственного кредита – внешний и внутренний, имеют свои признаки. Понятие внешнего кредита тесно связано с внешним долгом государства. А вот внутренний означает задолженность государства по отношению к лицам внутри страны. Даже ситуация, когда государство не успело перечислить зарплаты или пенсии социальным работникам или незащищенным слоям населения, является государственным кредитом. К государственному кредиту относится и займ государством средств у коммерческих банков, выпуск государственных долговых обязательств – ценных бумаг с определенным сроком погашения.

До этого мы рассматривали ситуации, в которых государство выступает заемщиком, однако оно может быть и кредитором. Например, государство может кредитовать местные органы власти, организации, предприятия, также может выдавать им ссуды на льготных условиях. Кроме этого, государство может предоставлять и внешние займы.

ТЕМА 8.

План лекции:

1. Сущность государственного кредита и его функции.

2. Формы государственного кредита.

3. Классификация государственных займов.

4. Управление государственным долгом.

Вопрос 1. Гос. кредит – это совокупность экономических отношений между государством (в лице органов гос. власти и местного самоуправления), с одной стороны, юридическими, физическими лицами и другими субъектами, с другой стороны, в которых государство выступает в роли заемщика, кредитора или гаранта.

В зависимости от роли государства в гос. кредитных отношениях, гос. кредит принимает 3 формы:

1. государственные займы;

2. государственное кредитование;

3. государственные гарантии.

Гос. кредит отличается от обычного кредита тем, что он является интегральной категорией, объединяющей в себе сущностные черты, как финансов, так и кредита.

От финансов гос. кредит взял черты, которые связаны с финансовыми отношениями на макроуровне, т.е. гос. кредитные отношения обслуживают процессы перераспределения ВНП, НД на макроуровне и процессы формирования и использования централизованных денежных фондов государства.

В то же время, гос. кредит по некоторым существенным чертам отличается от банковского кредита.

Отличия гос. кредита от банковского кредита:

1. По характеру и целям использования заемных средств.

При банковском кредитовании средства берутся для производительного использования в производственно – хозяйственной деятельности субъекта.

При гос. кредите это, чаще всего, непроизводительное использование средств, в основном, для покрытия бюджетного дефицита.

2. По источникам выплаты процентов и погашения ссуды.

Ссуда, взятая в банке юридическим лицом, погашается за счет его собственных доходов.

При гос. кредите источником средств для погашения займа являются бюджетные средства.

3. В отношениях гос. кредита преобладает и доминирует государство, несмотря на то, что оно является заемщиком. Это выражается в том, что оно по своему усмотрению может менять первоначальные условия займа, не спрашивая согласия кредитора. Это касается внутренних займов.

4. Гос. займы заключаются без какого–либо конкретного обеспечения.

Банковские кредитные договоры обязательно должны обеспечиваться через какой–либо вид обеспечения. Банковские кредитные договоры всегда добровольные, а гос. займы иногда носят принудительный характер.

В экономической науке никогда не было однозначного отношения к проблеме гос. кредита. Оценка его роли в экономике и социальной сфере всегда колебалась от крайне отрицательной к преувеличенно – положительной. В настоящее время объективную необходимость кредита признают все, при этом подчеркивается то, что использовать гос. кредитные инструменты нужно грамотно и осторожно.



Положительными чертами гос. кредита являются:

Гос. кредит при разумном и грамотном использовании выступает мощным инструментом регулирования экономики, денежного обращения, социальных процессов;

Гос. займы выступают как безэмиссионные средства покрытия бюджетного дефицита.

Отрицательные черты гос. кредита:

За счет гос. займов увеличиваются заемные средства государства, подлежащие возврату, и поэтому в составе бюджета связываются огромные средства, которые могли бы быть использованы на производительные и социальные цели;

Поскольку источником средств для погашения займов являются средства бюджета, то для привлечения их в бюджет приходится удерживать достаточно высокий уровень налогообложения.

Гос. кредит выполняет 3 основные функции :

1. распределительная,

2. контрольная,

3. регулирующая.

Распределительная функция гос. кредита, в целом, выражается также как и распределительная функция финансов. Т. е. посредством этой функции гос. кредит перераспределяет стоимость ВОП, НД в денежной форме по различным уровням в различных сферах, согласно различным целям.

Одна из особенностей распределительной функции гос. кредита, проявляющейся при долгосрочных займах состоит в следующем: при помощи долгосрочных займов налоговое бремя более равномерно перераспределяется между поколениями.

Долгосрочные займы используются для инвестиций в крупные и эффективные проекты для строительства объектов экономического и социального назначения, результатами функционирования которых, будет пользоваться не одно поколение.

Через длительное время наступает момент возврата заемных средств. Источником для оплаты долга являются бюджетные средства, а они в бюджет поступают в основном за счет налогов.

Т.о., налоговое бремя ложится на плечи последующих экономически активных в данный момент поколений, что является справедливым, т.к. результатом вложения инвестиций, привлеченным по займам, пользуются все поколения.

Контрольная функция гос. кредита выражается в контроле через количественно – стоимостные показатели за денежными средствами, обращающимися в рамках гос. кредита.

Регулирующая функция гос. кредита состоит в том, что через нее государство осуществляет регулирование экономических, социальных процессов на макроуровне, а также денежно–кредитного регулирования в целях осуществления финансовой политики.

Гос. кредит выступает как действенный инструмент регулирования денежного обращения при привлечении гос. займов, в зависимости от источника привлечения средств и места их размещения, денежная масса в обращении может изменяться.

Используя инструмент гос. займов государство может существенно влиять на ситуацию на рынке ссудных капиталов.

Выступая заемщиком на финансово – кредитном рынке государство влияет на спрос, резко его увеличивая.

При ограниченном предложении кредитных ресурсов, цена на них возрастает. Т.е., кредитные ресурсы становятся очень дорогими, устанавливается высокий банковский процент. Дороговизна кредитных ресурсов делает невозможным их привлечение юридическими и физическими лицами, что приводит к экономическому спаду, снижению занятости и др. негативным экономическим и социальным последствиям.

Выступая кредитором и гарантом, государство оказывает положительное влияние на экономику и социальную сферу.

Осуществляя кредитование и гарантии по займам органов исполнительной государственной власти регионов, государство влияет на территориальную структуру в экономике и социальной сфере в сторону ее выравнивания.

Вопрос 2. Гос. гарантии – это форма гос. кредитных отношений, в которых государство выступает в качестве гаранта по долговым обязательствам третьих лиц. Статус гаранта означает, что он берет на себя обязательства возврата долга в случае, если заемщик не в состоянии этого сделать.

1. Традиционно государство гарантирует вклады населения в сберегательный банк и вклады в организации государственного страхования по накопительным видам страхования.

2. В целях стимулирования, создания и функционирования финансово–промышленных групп предоставляются государственные гарантии при инвестиционном кредитовании.

3. Государство выступает гарантом по кредитам, предоставляемыми коммерческими банками региональным администрациям.

4. В целях поддержки малого предпринимательства, государство также предоставляет гарантии иностранным кредитным организациям, выделяющим кредиты субъектам федерации.

Гарантии на сумму не менее 200 тыс.дол.

Т.о., государственные гарантии используются государством в целях осуществления политики протекционизма, либо поддерживает население, либо проводит экономическую и социальную политику поддержки и развития территорий.

Гос. кредитование это форма гос. кредитных отношений, в которых государство выступает в качестве кредитора юридических лиц, органов гос. власти и местного самоуправления, а также нерезидентов, т.е. лиц, находящихся за пределами РФ.

Гос. кредитование осуществляется как внешне, так и внутренне.

Внутренне кредитование – это предоставление заемных средств, ссуд юридическим лицам своей страны, а также органам гос. власти (органам исполнительной власти) и местного самоуправления.

Внешнее кредитование – это предоставление кредитов правительством данного государства правительствам иностранных государств, их юридическим лицам и международным финансово – кредитным организациям.

При гос. кредитовании оформляется кредитный договор, в котором содержатся все условия выдачи кредита.

Гос. кредиты могут быть краткосрочными, которые предоставляются на период не более 1 года в пределах текущего финансового года, и долгосрочными, которые предоставляются на срок больше 1 года и до 30 лет.

Гос. кредиты могут предоставляться, а также возвращаться как в денежной, так и в товарной форме.

Третья форма гос. займов – это такая форма гос. кредита, где государство выступает в качестве заемщика, а кредиторами выступают резиденты и нерезиденты.

Гос. займы бывают внутренние и внешние.

Внутренние гос. займы – это займы государства в лице органов исполнительной власти у физических и юридических лиц собственной страны, а также у органов гос. власти и местного самоуправления других уровней.

Внешние гос. займы – это такие отношения, в которых заемщиком выступает государство в лице правительства РФ или органов исполнительной власти иного уровня, а кредиторами выступают правительства иностранных государств, их юридические лица и международные валютные финансово – кредитные организации.

Вопрос 3. Гос. займы оформляются в форме эмиссии и размещения государственных долговых обязательств (государственные облигации и государственные казначейские обязательства).

Наиболее часто используемым видом долговых ценных бумаг является облигация. Облигация – это документ, удостоверяющий отношения займа между кредитором и заемщиком, и дающий право кредитору по истечении установленного срока получить обратно сумму долга, а также проценты по нему.

Классификация гос. займов:

1) По месту размещения все гос. займы делятся на внутренние и внешние.

2) По субъекту эмиссии: - займы правительства РФ или федеральные займы,

Займы национально–государственных и административно–территориальных образований (субъектов РФ),

Займы органов местного самоуправления.

3) По срокам действия различают: - краткосрочные (на период до 1 года), - среднесрочные (от 1 до 5 лет), - долгосрочные (от 5 до 30 лет). Краткосрочные займы берутся, как правило, для покрытия бюджетного дефицита и финансирования текущих временных разрывов между доходами и расходами бюджета. По краткосрочным займам, как правило, устанавливаются высокие проценты. Среднесрочные и долгосрочные займы обычно используются на производительные цели, т.е. для инвестирования крупных экономических и социальных мероприятий, для финансирования долгосрочных целевых программ.

4) По субъектам размещения: - займы, размещаемые только для юридических лиц, - займы, размещаемые только среди физических лиц, - займы, размещаемые среди юридических и физических лиц.

5) По форме выплаты доходов: процентные (купонные), выигрышные, с нулевым купоном.

6) По методам размещения: добровольные, принудительные, по подписке.

7) По документированной форме: документальные (облигационные), бездокументарные (безоблигационные).

8) По обеспеченности долговых обязательств: обеспеченные и необеспеченные займы.

Вопрос 4. Для проведения эффективной финансовой политики в об­ласти государственных и муниципальных заимствований осо­бое значение имеет процесс управления государственным долгом. Под управлением государственным долгом в широком смысле понимается формирование одного из направлений финансовой политики государства, связанном с его деятельностью в качестве заемщика, кредитора и гаранта.

Управление государственным долгом в узком смысле – это совокупность действий государства по погашению государственных займов, по организации выплаты доходов по займам, по проведению реструктуризации государственного долга, а также по выпуску и размещению государственных займов.

Управление государственным долгом РФ осуществляется Правительством РФ, управление государствен­ным долгом субъекта РФ - органом исполнительной власти субъекта РФ. Управление муниципальным долгом производится уполномоченным органом местного самоуправления.

Российская Федерация не несет ответственности по долго­вым обязательствам субъектов РФ и муниципальных образова­ний, если такие обязательства не были гарантированы РФ. Субъекты РФ и муниципальные образования не отвечают по долговым обязательствам друг друга, если такие обязательства не были гарантированы ими, а также по долговым обязательствам Российской Федерации.

Неэффективное управление государственным долгом ведет к тяжелым последствиям, главными из которых являются:

· Переложение налогового бремени на будущие поколения.

· Перераспределение доходов среди населения.

· Вытеснение (сокращение) частных инвестиций в силу выпуска государственных ценных бумаг.

Государственный долг должен грамотно, целенаправленно регулироваться государством. Главные задачи в управлении государственным долгом состоят в следующем:

1. минимизация стоимости долга;

2. недопущение переполнения фондового рынка заемными обязательствами государства, а также недопущение резкого колебания их курса;

3. обеспеченность своевременного погашения государственного долга;

4. эффективное использование мобилизованных средств и строгий контроль за их использованием.

Задача эффективного использования заемных средств является крайне важной и актуальной.

Приняты два основных показателя, которые характеризуют эту эффективность:

1. эффективность кредита

где П – поступления по системе гос. кредита, Р – расходы по системе гос. кредита.

2. коэффициент обслуживания внешнего долга (2),

где Пл – сумма платежей по внешнему гос. долгу,

V – объем валютных поступлений государства от экспорта товаров и услуг.

Также в рамках управления государственным долгом производится расчет следующих показателей, характеризующих уровень долговой устойчивости государства:

Показатели долговой устойчивости

При возникновении кризисных финансовых явлений и от­сутствии реальных возможностей своевременного погашения долга возникает необходимость в его реструктуризации.

Реструктуризация - это комплекс мер по изменению условий и параметров государственных займов, направленных на облегчение долгового бремени для государства или на повышение эффективности займов.

Методы управления долгом .

1. Рефинансирование государственного долга означает выпуск и размещение новых долговых обязательств для привлечения средств в целях покрытия ранее выпущенных долговых обязательств.

2. Конверсия – изменение доходности займа в сторону увеличения или уменьшения.

3. Консолидация – изменение срока займа в сторону увеличения или уменьшения.

4. Унификация займа – это объединение нескольких займов в один с обменом прежних облигаций на новые. В результате этой операции образуется консолидированный (или фундированный) долг.

5. Обмен облигаций по регрессивному соотношению . Как правило, этот метод используется при проведении денежной реформы. Несколько ранее выпущенных облигаций приравниваются к одной облигации того же займа. 2 – 5 способы используются только в отношении внутренних займов.

6. Отсрочка в погашении займа – это перенесение срока погашения займа на более отдаленное время. При этом с момента объявления отсрочки и до перенесенного момента заем прекращается.

7. Аннулирование займа – прощение кредитором долга. Долг не подлежит возврату.

В целях регулирования размера государственного долга устанавливается его предельный объем. Предельные объемы государственного внутреннего долга и внешнего долга на очередной финансовый год утверждаются федеральным законом о феде­ральном бюджете с разбивкой долга по формам обеспечения обязательств. Законом субъекта РФ о бюджете, правовым актом органа местного самоуправления о местном бюджете устанавли­вается верхний предел долга субъекта РФ, муниципального долга. Предельный объем государственного долга субъекта РФ, муниципального долга не может превышать объем доходов соответствующего бюджета без учета финансовой помощи из бюдже­тов других уровней бюджетной системы РФ.

Эмиссия государственных и муниципальных ценных бумаг производится при утверждении федеральным законом, законом субъекта РФ или решением органа местного самоуправления о бюджете следующих показателей:

Предельного размера соответствующего государственного или муниципального долга;

Предельного объема заемных средств, направляемых Рос­сийской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием в текущем финансовом году на финансиро­вание дефицита бюджета соответствующего уровня;

Расходов на обслуживание государственного и муници­пального долга в текущем году.

Если при исполнении бюджета субъекта РФ или местного бюджета расходы на обслуживание государственного долга субъ­екта превышают 15% расходов его бюджета, а также в случае превышения предельного объема заемных средств, и при этом субъект РФ не в состоянии обеспечить обслуживание и погаше­ние своих долговых обязательств, уполномоченный орган госу­дарственной власти РФ может применить следующие меры:

Назначить ревизию бюджета субъекта РФ;

Передать исполнение бюджета субъекта РФ под контроль Минфина РФ;

Принять другие меры, предусмотренные бюджетным законодательством.

Все поступления средств в бюджет от заимствований и дру­гих долговых обязательств, включая средства, которые расходу­ются на обслуживание и погашение государственного или муни­ципального долга, отражаются в бюджете как источники финан­сирования дефицита бюджета.

Все расходы на обслуживание долговых обязательств, вклю­чая дисконт по дисконтным ценным бумагам, отражаются в бюджете как расходы на обслуживание государственного или муниципального долга.

Погашение обязательств государственного долга РФ учиты­вается в федеральном бюджете путем вычитания суммы пога­шаемых обязательств из суммы поступлений источников финан­сирования дефицита федерального бюджета и отражается соот­ветственно в Программе государственных внутренних или внешних заимствований РФ.

Все расходы на погашение обязательств государственного долга субъектов РФ, муниципального долга учитываются в расходной части бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов как расходы на погашение государственного или муниципального долга.

Государственный займ – это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами в связи с мобилизацией временно свободных денежных средств в распоряжение государства от юридических и физических лиц, международных финансовых организаций путем эмиссии и размещения ценных бумаг, получения кредитов у специализированных финансово-кредитных институтов, иностранных государств. Таким образом, при государственном займе государство выступает в качестве заемщика, а кредиторами – прочие субъекты данной страны и других стран.

Отсюда следует, что государственный займ - это основная форма проявления государственного кредита.

Государственный займ привлекается с целью:

1. Финансирования бюджетного дефицита. Государственный кредит, используемый для покрытия бюджетного дефицита, как правило, не связан с производственной деятельностью, и задолженность по нему покрывается за счет налогов.

2. Финансирования капитальных вложений в национализированные и смешанные предприятия.

3. Финансирование предприятий местных органов власти.

4. Регулирования денежного обращения страны.

При этом в экономической литературе государственный кредит – это экономические отношения между государством и физическими и юридическими лицами, то есть отношения, в которых заемщиками выступают физические и юридические лица, а кредитором - государство в лице его органов. Предметом государственного кредита выступают средства бюджета.

Таким образом, отличие государственного кредита от государственного займа состоит в том, что государственные займы:

- ведут к образованию государственного долга, а государственный кредит позволяет со временем получить обратно и сумму долга, и проценты по нему;

Государственный займ связан с привлечением дополнительных средств в распоряжение органов государственной власти, а государственный кредит - с инвестированием государственных средств в зарубежные активы;

Государственный займ, являясь составной частью государственного бюджета, не является доходом бюджета.

Основными различиями между налогами и займами являются:

1. Займы носят возвратный характер. Налоги – это обязанность уплатить безвозвратно сумму государству.

2. Займ в отличие от налога носит добровольный характер. Государство, обеспечивая свои доходы через займы, не прибегает к принуждению.

3. Налог характеризуется односторонним движением денег. В случае предоставления займа государство выдает встречное финансовое обязательство, свободно обращающееся на рынке.

4. Налог – это доход государства. Заем подлежит возвращению, поэтому займы нельзя причислить к доходам государства.



5. Займы подлежат возврату, что увеличивает расходы государства.

Предоставление государственных кредитов регламентируется Бюджетным кодексом РФ. В качестве внутренних заемщиков могут выступать:

Органы исполнительной власти;

Нижестоящие бюджеты;

Бюджетные учреждения;

Государственные и муниципальные унитарные предприятия;

Российские предприятия и организации.

Способами обеспечения возвратности государственных кредитов могут выступать только банковские гарантии, поручительства, залог имущества.

1. Через распределительную функцию государственный кредит участвует в формировании централизованных денежных фондов го­сударства или их использовании на принципах срочности, платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика, государство обеспе­чивает дополнительные средства для финансирования своих расхо­дов.

2. Регулирующая функция государственного кредита. Вступая в кре­дитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно исполь­зуя государственный кредит как инструмент регулирования экономи­ки, государство может проводить ту или иную финансовую политику.

3. Контрольная функция государственного кредита органически вплетается в контрольную функцию финансов.

Абсолютная величина, динамика и темпы изменений государственного кредита оказывают как положительное, так и отрицательное воздействие на экономику и финансы страны, отражая эффективность функционирования государственных структур.

Положительные стороны развития государственного займа :

Как способ покрытия дефицита бюджета, содействует сдерживанию инфляции;

Безэмиссионное пополнение доходов бюджета необходимо для удовлетворения общегосударственных потребностей, особенно если они связаны с чрезвычайными государственными и муниципальными расходами, а также для улучшения состояния расчетов в хо­зяйственном обороте при дестабилизации экономики страны;

Используется и для регулирова­ния денежного обращения. В условиях развития инфляционного процесса государственные займы у населения временно уменьшают его платежеспособный спрос. Из обращения изымаются избыточные денежные знаки, т. е. происходит отвлечение средств из денежного оборота на заранее оговоренный срок. Если мобилизо­ванные средства физических лиц будут инвестированы в сферу производства, произойдет сокращение наличной денежной массы в обращении.

Но есть и негативные последствия от чрезмерного увеличения государственного займа .

1. Государство, осуществляя заимствования на финансовом рын­ке, увеличивает спрос на заемные средства. Этот дополнительный спрос вызывает рост уровня процентной ставки на рынке кредитов, что делает кредиты дорогими для заемщиков, а следовательно, лишает сферу производства тех ресурсов, которые могли быть использованы в каче­стве производственных инвестиций.

2. Привлеченные государством временно свободные средства предприятий и физических лиц не попадают в сферу инвестиций в реальный сектор или для пополнения оборотных средств, а расходуются как платежные и покупательные средства. Они не приносят дополнительного дохода и увеличивают «цену» бюджетных доходов государства за счет последующей выплаты процентов или дисконта.

3. Использование государственного кредита ведет к росту непроизводственных расходов государства и муниципальных образований, так как денежные средства, используемые в качестве кредитных, подлежат обязательному возврату юридическим и физическим лицам (кредиторам) с уплатой процентов за пользование кредитом. Уплата же процентов по кредиту, как отмечалось выше, может приводить к росту налогов. При внешнем заимствовании недостатки этого способа покрытия бюджетного дефицита усугубляются тем, что доход получают иностранные кредиторы, а бремя обслуживания долга несут отечественные предприятия и население государства-должника. Это отрицательно влияет на уровень потребления и возможности экономического роста.

Источники государственного займа – временно свободные средства, которые появляются у:

Предприятий;

Пенсионных фондов;

Страховых фондов;

Населения.

Государственный кредит может быть внутренним и внешним . Основная доля государственных расходов осуществляется в национальной валюте, поэтому преимущественное развитие получает внутренний государственный кредит. Но широкое международное разделение труда, обмен технологиями и научно-техническими идеями, оказание финансовой помощи иностранным государствам - все это способствует интенсивному развитию внешнего (международного) государственного кредита.

Формы государственного кредита (внутреннего):

1. Выпуск государственных займов и обращение части вкладов населения в Сбербанках в государственные займы.

2. Казначейские ссуды. Казначейские ссуды выражают денежные отношения оказания финансовой помощи предприятию или организации органами государственной власти и управления за счет бюджетных средств, в стабильной работе которого заинтересовано государство. Но это осуществляется на условиях срочности, платности и возвратности.

Как показывает практика, увеличение государственных займов отрицательно влияет на развитие страны, в частности на инвестиционную деятельность промышленных предприятий , так как будущий инвестор видит для себя высокие риски вложения в страну, имеющую большие долги.

Займы классифицируются по нескольким признакам.

1. В зависимости от субъекта, реализующего право эмиссии долговых обязательств:

Государственные займы Российской Федерации,

Государственные займы субъекта РФ (региональные)

Муниципальные (местные).

2. В зависимости от источника заимствований, места реализа­ции займов (национальный или внешний финансовый рынок), валюты займа :

Внутренние;

Внешние.

3. По форме размещения :

Облигационные, оформляемый в форме ценных бумаг;

Безоблигационные путем заключения кредитного договора государства с кредиторами (применяется в отношении крупных кредиторов).

4. По признаку держателей государственных и муниципальных ценных бумаг :

Универсальные, распространяемые как среди физических, так и юридических лиц;

Специальные, реализуемые либо только среди населения, либо только среди организаций.

5. По отношению к вторичному рынку :

Рыночные; свободно продаются и покупаются на вторичном рынке;

Нерыночные - после первичного размещения не обращаются на вторичном рынке, выпускаются для привлечения в бюджет ресурсов опреде­ленных инвесторов - негосударственных пенсионных фондов, страховых обществ и т. д.

6. По форме получения дохода :

Процентные (фиксированные и плавающие);

Выигрышные;

Дисконтные (со скидкой);

Беспроигрышные (выплата выигрыша по облигациям в течение срока их обращения);

Вещевые (погашаются товарами);

Пожизненные (погашение основного долга не происходит, выплачиваются повышенные проценты).

7. По срокам погашения :

Краткосрочные (до 1 года);

Среднесрочные (от 1 до 5 лет);

Долгосрочные (свыше 5 лет).

8. По методам размещения :

Добровольные;

Принудительные (в чрезвычайных военно-политических и экономических условиях).

Основной формой государственного кредита являются облигационные государст­венные займы, характеризующиеся тем, что временно свободные денежные средства населения, предприятий и организаций привле­каются для финансирования дефицита государственного бюджета путем выпуска и реализации государственных ценных бумаг.

Государственными ценными бумагами называются ценные бумаги, удостоверяющие отношения займа, в которых должником выступают государство, орган государственной власти и управления.

Многообразие ценных бумаг обусловило возможность их клас­сификации по определенным признакам.

В зависимости от способности обращаться на фондовом рынке государственные ценные бумаги подразделяются на рыночные и не­рыночные. Наиболее распространенным типом государственных ценных бумаг являются рыночные ценные бумаги, которые могут свободно обращаться и перепродаваться на вторичном рынке. Нерыночные государственные ценные бумаги не могут свобод­но обращаться на рынке. Они представляют собой кредит государст­ву, но в отличие от рыночных ценных бумаг не могут быть проданы их владельцем третьему лицу.

В зависимости от срока обращения государственные ценные бу­маги подразделяются на краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (до 5 лет) и долгосрочные (свыше 5 лет).

Ценные бумаги подразделяются по эмитентам. Ценные бумаги, выпущенные центральным правительством, называются федеральными или, как в России, - государственными. От имени государства их выпус­кает соответствующий уполномоченный орган, как правило, Мини­стерство финансов. В качестве агента последнего выступает Центральный банк РФ, который в свою очередь может уполномо­чить определенные инвестиционные институты или банки высту­пить официальными дилерами.

Ценные бумаги разделяются на наличные (докумен­тированные) и безналичные, в том числе существующие в виде за­писей на счетах.

По способу выплаты доходов по государственным ценным бумагам различают установление фиксированного процентного платежа; применение ступенчатой процентной ставки; использование плавающей ставки процентного дохода; индексирование номинальной стоимости ценных бумаг; реализация долговых обязательств со скидкой (дисконтом) против их нарицательной цены; проведение выигрышных займов. В условиях стабильной экономики, при отсутствии высокой ин­фляции, чаще всего используются фиксированная доходная ставка, выигрышные займы. В период высокой инфляции такие ценные бумаги не пользуются спросом.

Государственные и муниципальные заимствования проводятся в соответствии с утверждаемыми программами. Программа госу­дарственных внешних заимствований Российской Федерации предс­тавляет собой перечень всех внешних заимствований Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период по видам заимствований с разделением на несвязанные (финансо­вые) и целевые иностранные заимствования (ст. 108 БК РФ). При этом для несвязанных займов и кредитов указываются источники привлечения, суммы заимствования и сроки погашения, а для целевых иностранных заимствований - конечный получатель, цели заимствования и направления использования, источники и суммы заимствования, сроки погашения, гарантии третьих лиц по возврату средств в федеральный бюджет (если такой возврат предусмотрен), оценка объема использованных средств до нача­ла финансового года и прогноз объема использования средств в очередном финансовом году.

Программа государственных внутренних заимствований Россий­ской Федерации на очередной финансовый год и плановый период представляет собой перечень всех внутренних заимствований Рос­сийской Федерации в виде разницы между объемом привлечения и объемом средств, направляемых на погашение основной суммы долга, по каждому виду заимствований (ст. 110 БК РФ).

Программа государственных внешних заимствований субъек­та РФ - это перечень внешних заимствований субъекта РФ на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плано­вый период). В ней определяются предельный объем, перечень, объемы и сроки погашения внешних заимствований субъекта РФ на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) (ст. 108 БК РФ).

Программа государственных внутренних заимствований субъек­та РФ, муниципальных заимствований на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) представляет собой перечень всех внутренних заимствований субъекта РФ, муниципального образования с указанием объема привлечения и объема средств, направляемых на погашение основной суммы долга, по каждому виду заимствований (ст. 110 БК РФ).



Похожие статьи